К дипломатическому персоналу относятся. Привилегии и иммунитеты персонала дипломатических представительств


Дипломатическое представительство возглавляет глава дипломатического представительства. Главы дипломатического представительства подразделяются на три класса:

  • - чрезвычайные и полномочные послы, аккредитуемые при главах государств;
  • - чрезвычайные и полномочные посланники, аккредитуемые при главах государств;
  • - поверенные в делах, аккредитуемые при министрах иностранных дел. От поверенного в делах следует отличать временного поверенного в делах, который временно исполняет функции главы представительства в случае его временного отсутствия.

Класс, к которому принадлежит глава представительства в конкретном государстве, определяется соглашением государств об установлении дипломатических отношений.

Назначение главы представительства осуществляется в соответствии с определенной процедурой, урегулированной Венской конвенцией о дипломатических сношениях. Перед назначением главы представительства аккредитующее государство запрашивает у страны пребывания агреман (согласие) на назначение конкретного лица главой дипломатического представительства в данном конкретном государстве. Отказ в агремане и оставление запроса без ответа препятствуют назначению конкретного лица главой представительства в данном государстве. Государство не обязано мотивировать свой отказ в агремане.

По получении агремана лицо назначается главой представительства. Главе представительства выдается верительная грамота - документ, адресованный властям страны пребывания, в котором просят верить тому, что данное лицо является представителем данного государства и будет действовать от имени этого государства. По прибытии в страну пребывания глава представительства вручает свою верительную грамоту главе государства (поверенный в делах - министру иностранных дел).

Глава представительства считается приступившим к выполнению своих функций в государстве пребывания в зависимости от практики, существующей в этом государстве, либо с момента вручения своих верительных грамот, либо с момента сообщения о своем прибытии и представления заверенных копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность.

Если пост главы представительства вакантен или если представительства не может выполнять своих функций, временно исполняющим обязанности главы представительства является временный поверенный в делах.

Сотрудниками представительства являются глава представительства и члены персонала представительства, к которым относятся члены дипломатического персонала, административно-технического персонала и обслуживающего персонала представительства.

Членами дипломатического персонала являются члены персонала представительства, имеющие дипломатический ранг. Глава представительства или член дипломатического персонала представительства именуется дипломатическим агентом.

Члены дипломатического персонала представительства, как правило, должны быть гражданами аккредитующего государства. Они не могут назначаться из числа лиц, являющихся гражданами государства пребывания, иначе как с согласия этого государства, причем это согласие может быть в любое время аннулировано.

К дипломатическому персоналу относятся послы, посланники, советники, торговые представители и их заместители, специальные атташе (военный, военно-морской, военно-воздушный) и их заместители, первые, вторые, третьи секретари, атташе. Они называются члены дипломатического представительства.

Число сотрудников каждого ранга в разных представительствах неодинаково. Если это большое посольство, то здесь может быть несколько советников, несколько первых, вторых и третьих секретарей, несколько атташе. А если это небольшое посольство, то число дипломатов здесь может ограничиваться послом и одним либо двумя дипломатическими работниками.

Членами административно-технического персонала являются члены персонала представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства.

К административно-техническому персоналу относятся заведующие канцеляриями, бухгалтеры, переводчики, делопроизводители, машинистки и другие сотрудники представительства, исполняющие административные или технические функции.

Членами обслуживающего персонала являются члены персонала представительства, выполняющие обязанности по обслуживанию представительства.

К обслуживающему персоналу относятся шоферы, курьеры, швейцары, лифтеры, дворники и другие лица, функции которых заключаются в обслуживании дипломатического представительства.

Частные домашние работники, о которых упоминает Венская конвенция 1961 г., исполняют обязанности домашних работников у сотрудников дипломатического представительства. Они не являются служащими аккредитующего государства.

Относительно численности персонала представительства аккредитующее и принимающее государства договариваются между собой. Если такого соглашения между ними нет, то государство пребывания может предложить, чтобы эта численность сохранялась в пределах, которые оно считает разумными и нормальными, учитывая условия в государстве пребывания и потребности данного представительства.

Необходимо различать классы и ранги дипломатов. Как правило, класс дипломата совпадает с рангом. Но если вопрос о классе дипломата определен в международном праве, то вопрос о ранге регулируется внутригосударственным законом, правительством каждого государства. Можно отметить, что почти во всех странах - в представительствах и в центральном ведомстве - имеются ранги атташе, третьего секретаря, второго секретаря, первого секретаря, советника, советника-посланника, посла.

Говоря о составе и структуре дипломатического представительства, необходимо также сказать о дополнительных гарантиях и дипломатическом иммунитете персонала представительства.

Представительству и его главе принадлежит право пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средствах передвижения.

Государство пребывания должно либо оказать содействие аккредитующему государству в приобретении на своей территории, согласно своим законам, помещений, необходимых для его представительства, либо оказать помощь аккредитующему государству в получении помещений каким-либо иным путем.

Оно должно также, в случае необходимости, оказывать помощь представительствам в получении подходящих помещений для их сотрудников.

Помещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе, как с согласия главы представительства.

На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства.

Помещения представительства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий.

Аккредитующее государство и глава представительства освобождаются от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин в отношении помещений представительства, собственных или наемных, кроме таких налогов, сборов и пошлин, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания. Фискальные изъятия не касаются тех налогов, сборов и пошлин, которыми, согласно законам государства пребывания, облагаются лица, заключающие контракты с аккредитующим государством или главой представительства.

Архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.

Государство пребывания должно предоставлять все возможности для выполнения функций представительства.

Поскольку это не противоречит законам и правилам о зонах, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности, государство пребывания должно обеспечивать всем сотрудникам представительства свободу передвижения по его территории.

Государство пребывания должно разрешать и охранять свободные сношения представительства для всех официальных целей. При сношениях с правительством и другими представительствами и консульствами аккредитующего государства, где бы они не находились, представительство может пользоваться всеми подходящими средствами, включая дипломатических курьеров и закодированные или шифрованные депеши. Тем не менее, представительство может устанавливать и эксплуатировать радиопередатчик лишь с согласия государства пребывания.

Официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Под официальной корреспонденцией понимается вся корреспонденция, относящаяся к представительству и его функциям. Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Все места, составляющие дипломатическую почту, должны иметь видимые внешние знаки, указывающие на их характер, и они могут содержать только дипломатические документы и предметы, предназначенные для официального пользования.

Дипломатический курьер, который должен быть снабжен официальным документом с указанием его статуса и числа мест, составляющих дипломатическую почту, пользуется при исполнении своих обязанностей защитой государства пребывания. Он пользуется личной неприкосновенностью и не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Аккредитующее государство или представительство могут назначать специальных дипломатических курьеров. Дипломатическая почта может быть вверена командиру экипажа гражданского самолета, направляющегося в аэропорт, прибытие в который разрешено. Командир должен быть снабжен официальным документом с указанием числа мест, составляющих почту, но он не считается дипломатическим курьером. Представительство может направить одного из своих сотрудников принять дипломатическую почту непосредственно и беспрепятственно от командира самолета.

Вознаграждения и сборы, взимаемые представительством при выполнении своих официальных обязанностей, освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин.

Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство.

Частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства. Его бумаги, корреспонденция и его имущество равным образом пользуются неприкосновенностью.

Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Он пользуется также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции, кроме случаев:

  • 1) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;
  • 2) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;
  • 3) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций.

Дипломатический агент не обязан давать показания в качестве свидетеля. Никакие исполнительные меры не могут приниматься в отношении дипломатического агента, за исключением тех случаев, которые описаны выше в подпунктах «1», «2» и «3» и иначе как при условии, что соответствующие меры могут приниматься без нарушения неприкосновенности его личности или его резиденции.

Иммунитет дипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства. От иммунитета от юрисдикции дипломатических агентов и лиц, пользующихся иммунитетом, может отказаться аккредитующее государство. Отказ должен быть всегда определенно выраженным.

Возбуждение дела дипломатическим агентом или лицом, пользующимся иммунитетом от юрисдикции лишает его права ссылаться на иммунитет от юрисдикции в отношении встречных исков, непосредственно связанных с основным иском. Отказ от иммунитета от юрисдикции в отношении гражданского или административного дела не означает отказа от иммунитета в отношении исполнения решения, для чего требуется особый отказ.

При условии соблюдения указанного положения, постановления о социальном обеспечении, действующие в государстве пребывания, не распространяются на дипломатического агента в отношении услуг, оказываемых аккредитующему государству.

Данное изъятие распространяется также на домашних работников, которые находятся исключительно на службе у дипломатического агента, при условии:

  • 1) что они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно:
  • 2) что на них распространяются постановления о социальном обеспечении, действующие в аккредитующем государстве или в третьем государстве.

Дипломатический агент, нанимающий лиц, должен выполнять обязательства, налагаемые на работодателей постановлениями о социальном обеспечении, действующими в государстве пребывания.

Положения настоящей статьи не затрагивают двусторонних или многосторонних соглашений о социальном обеспечении, заключенных ранее, и не препятствуют заключению таких соглашений в будущем.

Дипломатический агент освобождается от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных, за исключением:

  • 1) косвенных налогов, которые обычно включаются в цену товаров или обслуживания;
  • 2) сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся на территории государства пребывания, если он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;
  • 3) налогов на наследство и пошлин на наследование, взимаемых государством пребывания;
  • 4) сборов и налогов на частный доход, источник которого находится в государстве пребывания, и налогов на капиталовложения в коммерческие предприятия в государстве пребывания;
  • 5) сборов, взимаемых за конкретные виды обслуживания;
  • 6) регистрационных, судебных и реестровых пошлин, ипотечных сборов и гербового сбора в отношении недвижимого имущества.

Государство пребывания обязано освобождать дипломатических агентов от всех трудовых и государственных повинностей, независимо от их характера, а также от военных повинностей, таких как реквизиция, контрибуции и военный постой.

Члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, пользуются, если они не являются гражданами государства пребывания, привилегиями и иммунитетами, указанными выше.

Члены административно-технического персонала представительства и члены их семей, живущие вместе с ними, пользуются, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, привилегиями и иммунитетами, указанными выше, с тем исключением, что иммунитет от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания не распространяется на действия, совершенные ими не при исполнении своих обязанностей.

Члены обслуживающего персонала представительства, которые не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по своей службе.

Домашние работники сотрудников представительства, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по своей службе. В других отношениях они могут пользоваться привилегиями и иммунитетами только в той мере, в какой это допускает государство пребывания. Однако государство пребывания должно осуществлять свою юрисдикцию над этими лицами так, чтобы не вмешиваться ненадлежащим образом в осуществление функций представительства.

Помимо дополнительных привилегий и иммунитетов, которые могут быть предоставлены государством пребывания, дипломатический агент, который является гражданином государства пребывания или постоянно в нем проживает, пользуется лишь иммунитетом от юрисдикции и неприкосновенностью в отношении официальных действий, совершенных им при выполнении своих функций.

Другие члены персонала представительства и домашние работники, которые являются гражданами государства пребывания или постоянно в нем проживают, пользуются привилегиями и иммунитетами только в той мере, в какой это допускает государство пребывания. Однако государство пребывания должно осуществлять свою юрисдикцию над этими лицами так, чтобы не вмешиваться ненадлежащим образом в осуществление функций представительства.

Каждое лицо, имеющее право на привилегии и иммунитеты, пользуется ими с момента вступления его на территорию государства пребывания при следовании для занятия своего поста или, если оно уже находится на этой территории, с того момента, когда о его назначении сообщается министерству иностранных дел или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность. Если функции лица, пользующегося привилегиями и иммунитетами, заканчиваются, эти привилегии и иммунитеты нормально прекращаются в тот момент, когда оно оставляет страну, или по истечении разумного срока для того, чтобы это сделать, но продолжают существовать до этого времени даже в случае вооруженного конфликта. Однако в отношении действий, совершенных таким лицом при выполнении своих функций сотрудника представительства, иммунитет продолжает существовать.

В случае смерти сотрудника представительства члены его семьи продолжают пользоваться привилегиями и иммунитетами, на которые они имеют право, до истечения разумного срока для оставления страны пребывания. В случае смерти сотрудника представительства, который не был гражданином государства пребывания или не проживал в нем постоянно, или члена его семьи, жившего вместе с ним, государство пребывания должно разрешить вывоз движимого имущества умершего, за исключением всего того имущества, которое приобретено в этой стране и вывоз которого был запрещен ко времени его смерти. Налог на наследство и пошлины на наследование не взимаются с движимого имущества, нахождение которого в государстве пребывания обусловлено исключительно пребыванием здесь умершего как сотрудника представительства или члена семьи сотрудника представительства.

Если дипломатический агент проезжает через территорию третьего государства, которое выдало ему визу, если таковая необходима, или находится на этой территории, следуя для занятия своего поста или возвращаясь на этот пост или же в свою страну, это третье государство предоставляет ему неприкосновенность и такие другие иммунитеты, какие могут потребоваться для обеспечения его проезда или возвращения. Это относится также к любым членам его семьи, пользующимся привилегиями или иммунитетами, которые сопровождают дипломатического агента или следуют отдельно, чтобы присоединиться к нему или возвратиться в свою страну. Третьи государства не должны препятствовать проезду через их территорию членов административно-технического или обслуживающего персонала представительства и членов их семей, они должны предоставлять официальной корреспонденции и другим официальным сообщениям, следующим транзитом, включая закодированные или шифрованные депеши, ту же свободу и защиту, которая предоставляется государством пребывания. Они должны предоставлять дипломатическим курьерам, которым выдана виза, если таковая необходима, и дипломатической почте, следующей транзитом, ту же неприкосновенность и защиту, которую обязано предоставлять государство пребывания.

Без ущерба для их привилегий и иммунитетов, все лица, пользующиеся такими привилегиями и иммунитетами, обязаны уважать законы и постановления государства пребывания. Они также обязаны не вмешиваться во внутренние дела этого государства. Все официальные дела с государством пребывания, вверенные представительству аккредитующим государством, ведутся с министерством иностранных дел государства пребывания или через это министерство, либо с другим министерством, в отношении которого имеется договоренность, или через это другое министерство.

Помещения представительства не должны использоваться в целях, несовместимых с функциями представительства, предусмотренными настоящей Конвенцией или другими нормами общего международного права, или же какими-либо специальными соглашениями, действующими между аккредитующим государством и государством пребывания.

Государство пребывания должно, даже в случае вооруженного конфликта, оказать содействие, необходимое для возможно скорого выезда пользующихся привилегиями и иммунитетами лиц, не являющихся гражданами государства пребывания, и членов семей таких лиц, независимо от их гражданства. Оно должно, в частности, предоставить в случае необходимости в их распоряжение перевозочные средства, которые требуются для них самих и их имущества.

В случае разрыва дипломатических сношений между двумя государствами либо окончательного или временного отозвания представительства:

  • 1) государство пребывания должно, даже в случае вооруженного конфликта, уважать и охранять помещения представительства вместе с его имуществом и архивами;
  • 2) аккредитующее государство может вверить охрану помещений своего представительства вместе с его имуществом и архивами третьему государству, приемлемому для государства пребывания;
  • 3) аккредитующее государство может вверить защиту своих интересов и интересов своих граждан третьему государству, приемлемому для государства пребывания.

Аккредитующее государство может, с предварительного согласия государства пребывания и по просьбе третьего государства, не представленного в государстве пребывания, взять на себя временную защиту интересов этого третьего государства и его граждан.

Персонал дипломатических учреждений

дипломатический привилегия иммунитет представительство

Венская конвенция о дипломатических отношениях 1961 года в статье первой делит персонал дипломатических представительств в зависимости от функций, которые они проделывают, на три категории: дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал.

К дипломатическому персоналу относятся лица, имеющие дипломатический ранг. В Венской конвенции их называют дипломатическими агентами. В Российской Федерации согласно Указу Президента РФ №1371 от 15.10.1999 г. о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении месячных окладов Федеральным государственным служащим в соответствии с присвоенными им дипломатическими рангами существуют такие ранги, как Чрезвычайный и Полномочный Посол (как правило именно они возглавляют посольство., дипломатическую миссию возглавляют Чрезвычайные и полномочные посланники, либо Поверенные в делах), Чрезвычайный и полномочный посланник 1 класса (представляют РФ в международных организациях), Чрезвычайный посланник 2 класса (могут быть постоянные представители РФ при ООН, Заместители посла, Генеральными Консулами и т.д.), Советник 1 класса (Руководители территориального органа в субъекте РФ, старшие советники в посольстве, консул РФ), Советники 2 класса (Консул-советник, заместитель руководителя территориального органа в субъекте РФ, советники в посольстве), Первый секретарь 1 класса, первый секретарь 2 класса (Консульские функции, первые секретари в посольствах), Второй секретарь 1 класса, второй секретарь 2 класса (Вице-консулы, консульские агенты, вторые секретари в посольствах), Третий секретарь(трети секретари в посольствах), Атташе. В персонал дипломатического представительства могут так же входить представители других госорганов. Такое право закреплено в Положении о Посольстве РФ от 1996 года. В соответствии с постановлениями Правительства РФ дана возможность направления, так например, советников по экономическим вопросам, атташе по таможенным вопросам, военный атташе и т.д. Одним словом это люди, которые узко специализируются по определенному вопросу и могу тем самым помогать дипломатическому персоналу. Данные персонал осуществляет дипломатическую и политическую работу, иначе говоря, производят непосредственно сами отношения с официальными лицами и органами зарубежного государства.

Следующей категорией дипломатического представительства - является административно-технический персонал. В него включают бухгалтеров, шифровальщиков, канцелярских работников, переводчиков и тому подобных. Придерживаясь постоянной практики, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года, в весомой степени приравняла административно-технический персонал, включая членов их семей к дипломатическому персоналу, за определенными принципиальными исключениями. Данный иммунитет от гражданской и административной юрисдикции, государства пребывания, не распространяется на действия, реализованные не при осуществлении служебных обязанностей. Административно -технический персонал имеет возможность без налогообложения ввозить предметы предварительного приобретения, однако не защищаются от таможенного досмотра. Данные возможности прописаны в пункте 2 статьи 37 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года.

В последую третью категорию включают обслуживающий персонал -это повара, шоферы, охранники, садовники, горничные и др. Члены данного персонала имеют иммунитеты в отношении действий, выполненных при исполнении своей служебной должности, и избавляются от налогов на зарплату, получаемый по службе, естественно, при условии, того что они не являются гражданами страны пребывания, согласно пункту 3 статьи 37 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года.

и консульских учреждений

К персоналу дипломатического представительства относятся:

- глава представительства - лицо, на которое аккредитующим государством возложена обязанность действия в этом качестве;

- сотрудники представительства - глава представительства и члены персонала представительства;

- члены персонала представительства - члены дипломатичес­кого персонала, административно-технического персонала и об­служивающего персонала представительства;

- члены дипломатического персонала - члены персонала пред­ставительства, имеющие дипломатические ранги;

- дипломатический агент - глава представительства или член дипломатического персонала представительства;

Административно-технический персонал - персонал, осущест­вляющий административно-техническое обслуживание представи­тельства;

- обслуживающий персонал - персонала представительства, выполняющий обязанности по обслуживанию представительства;

- частный домашний работник - лицо, выполняющее обязан­ности домашнего работника у сотрудника представительства и не являющееся служащим аккредитующего государства.

В зависимости от принадлежности к той или другой категории, работники наделяются определенными иммунитетами и привиле­гиями.

Прежде всего это личная неприкосновенность. Дипломатичес­кий служащий не подлежит аресту или задержанию, в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство. Личная неприкосновенность является самым важным иммунитетом, из которого вытекают все остальные иммунитеты и привилегии, которые и являются надежной гаран­тией нормального осуществления им дипломатических функций.

Хотя в реальной практике недопустимость ареста или задержа­ния в определенной степени обеспечивает безопасность тех дипло­матов, которые занимаются незаконной деятельностью в государ­стве пребывания. В связи с этим в практике подавляющего боль­шинства стран в качестве одного из способов пресечения незакон­ной деятельности дипслужащих применяется так называемый «захват с поличным». После чего следует обмен нотами протеста и выдворение такого работника из страны пребывания.

Для обеспечения эффективной работы дипслужащих необходи­мо обеспечить их личную безопасность, повысить защиту от пося­гательств частных лиц, особенно в связи с резким усилением в последние годы терроризма. Впервые этот вопрос рассматривался на XXII сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в соответствии с ре­шением которой в 1973 г. была открыта для подписания Конвен­ция «О предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой». Конвенция вступила в силу 20 февраля 1977 года.

Особая ответственность за обеспечение реальной защиты дип­ломатов от посягательств частных лиц ложится, естественно, на государство пребывания. Тем более эта ответственность возрастает, когда власти заранее получают информацию о готовящемся пося­гательстве или когда угроза такого посягательства становится ре­альной. В подобных случаях государство пребывания может при­менять самые жесткие меры обеспечения безопасности, которые в обычных условиях не могут рассматриваться приемлемыми (воору­женная охрана при передвижении по территории государства пре­бывания, разрешение дипломатам носить оружие, установление постов вооруженной охраны у диппредставительств и др.). Хотя ясно, что для государства пребывания предупреждение посяга­тельств на иностранных дипломатов является одной из первооче­редных задач. В случае же свершения преступления, наказание ви­новных осуществляется в соответствии с нормами национального уголовного законодательства.

В Конвенции 1973 г. содержится перечень преступлений, за которые должны предусматриваться повышенные санкции. Это убийства, похищения и другие противоправные действия против личности или свободы дипломата; насильственные нападения на жилые помещения и транспортные средства дипломата; угрозы и попытки такого нападения, а также соучастие в нем.

Освобождение от уголовной, гражданской и административной ответственности перед государством пребывания не означает, что дипломаты всегда остаются безнаказанными в случае совершения ими противоправных действий. Не случайно в международном праве содержится норма, согласно которой иммунитет дипломати­ческого агента от юрисдикции государства пребывания не осво­бождает его от юрисдикции аккредитующего государства. Следова­тельно, дипломатический служащий, совершивший правонаруше­ние, может быть привлечен к ответственности и в аккредитующем государстве, если об этом будет достигнута договоренность с государ­ством пребывания. Однако более эффективной возможностью обес­печить реальное наказание провинившемуся служащему является привлечение его к ответственности в государстве пребывания в соот­ветствии со ст. 32 Конвенции 1961 г., которая установила, что «от иммунитета и юрисдикции дипломатических агентов и лиц, пользу­ющихся иммунитетом, аккредитующее государство может отказать­ся». Но отказ должен быть определенным и четко выраженным.

Таким образом, международно-правовая норма четко опреде­лила, что отказываться от иммунитетов дипломата может только аккредитующее государство, но не сам дипломат. Заявленный акк­редитующим государством отказ не может быть взят обратно, а дипломат обязан подчиниться решению, принятому аккредитую­щим государством. Причем согласие дипломата на отказ от имму­нитетов не требуется.

Административно-технический персонал диппредставительства по объему иммунитетов практически приравнивается к дипломати­ческому персоналу. В Конвенции 1961 г. закреплено положение о том, что члены административно-технического персонала предста­вительств пользуются иммунитетами, указанными в статьях 29-35 с тем исключением, что иммунитет от гражданской и админи­стративной юрисдикции не распространяется на действия, совер­шенные ими не при исполнении служебных обязанностей. Они пользуются также привилегиями, указанными в отношении пред­метов «первоначального обзаведения», что освобождает их от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов; осво­бождает от досмотра личный багаж.

Вопросы, касающиеся иммунитетов обслуживающего персона­ла, в разных странах решаются по-разному. Одни государства (Ве­ликобритания, Дания, Индия, США и др.) предоставляют, правда, в различных объемах, иммунитеты обслуживающему персоналу. Другие (Франция, Италия, Швейцария) никаких иммунитетов об­служивающему персоналу не предоставляют.

Конвенция 1961 г. закрепила по существу компромиссное ре­шение по данному вопросу. В ней зафиксировано, что члены об­служивающего персонала представительства, которые не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, пользуются иммунитетом в отношении действий, совер­шенных ими при исполнении служебных обязанностей, освобож­даются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по своей службе. Однако они не освобождаются от трудовых и воинских повинностей.

Все категории сотрудников консульских учреждений, пользую­щихся неприкосновенностью личности, жилища, фискальным им­мунитетом и таможенными привилегиями, следует рассматривать с учетом определений, изложенных в ст. 1 Конвенции 1963 г.:

- глава консульского учреждения: лицо, которому поручено действовать в этом качестве;

- консульский служащий: лицо, выполняющее административ­ные или технические обязанности в консульском учреждении (переводчик, референт, секретарь, шифровальщик, машинистка);

- работник обслуживающего персонала: лицо, выполняющее обязанности по обслуживанию консульского учреждения (води­тель, садовник, повар, горничная и др.);

- частный домашний работник: лицо, состоящее исключительно на частной службе у работника консульского учреждения;

- работники консульского учреждения: консульские должност­ные лица, консульские служащие и работники обслуживающего персонала;

- консульский персонал: консульские должностные лица (за исключением главы консульского учреждения), а также консуль­ские служащие и работники обслуживающего персонала;

- Консул: должностное лицо, назначенное одной страной в ка­честве своего постоянного представителя в другой стране для вы­полнения консульских функций и допущенное к выполнению этого компетентными властями другой страны в соответствии с правилами и формальностями, установленными в этой стране;

- генеральный консул: консул, возглавляющий в стране пребы­вания Генеральное консульство своего государства.

- вице-консул: звание (класс) консула, возглавляющего вице-консульство в стране пребывания или являющегося заместителем консула в консульском учреждении, имеющем более высокий класс, например в генеральном консульстве или консульстве;

- консульский агент: звание (класс) консула, связанное с зани­маемым им служебным положением в консульстве или консула, возглавляющего консульское агентство;

- проконсул: помощник консула по узкому кругу вопросов;

- консульский стажер: лицо, прикомандированное к консуль­скому учреждению для подготовки к последующей службе.

- консульское должностное лицо: лицо, включая главу консуль­ского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций. К этой категории относятся: генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент, проконсул и консуль­ский стажер.

В зависимости от принадлежности к конкретной категории ра­ботников консульского учреждения они наделяются определенны­ми иммунитетами и привилегиями. В Конвенции 1963 г. (п. 1 ст. 43) говорится, что консульские должностные лица не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания «в отношении действий, совершаемых ими при вы­полнении консульских функций». Отсюда следует, что консуль­ские должностные лица наделены иммунитетами, которые носят функционально-служебный характер. А это означает, что если консульское должностное лицо совершило правонарушение не при исполнении служебных обязанностей, то оно не освобождается от уголовной, гражданской и административной юрисдикции госу­дарства пребывания. А, следовательно, может быть привлечено к ответственности в стране пребывания и по ее законам.

Итак, консульские должностные лица неприкосновенны при исполнении функциональных (служебных) обязанностей и госу­дарство пребывания обязано относиться к ним с должным уваже­нием, принимать надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу и достоинство. Они не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений». В случае ареста, его за­держания или предварительного заключения или возбуждения против него уголовного дела, власти государства пребывания обя­заны немедленно уведомить об этом главу консульского учрежде­ния. Если последний сам подвергается таким мерам, государство пребывания уведомляет об этом представляемое государство по дипломатическим каналам.

Если против консульского должностного лица возбуждается уголовное дело, это лицо должно явиться в компетентные органы. Консул также может быть вызван в местные компетентные орга­ны, но и при этом ему оказывается уважение и государство пребы­вания не должно чинить ему препятствий в выполнении консуль­ских функций.

Вопросы, относящиеся к консульским иммунитетам и приви­легиям, регулируются не только Венской Конвенцией 1963 г., но и двусторонними консульскими конвенциями. Причем некоторые определения по одному и тому же вопросу далеко неоднозначны, решаются по-разному. Так, неприкосновенностью и полным им­мунитетом от юрисдикции страны пребывания пользуется только глава консульского учреждения в Италии и Норвегии; иммуните­том от уголовной юрисдикции государства пребывания пользуются консульские должностные лица в Японии и Швеции; иммуните­том от уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, а значит не подлежат аресту или задержа­нию, в какой бы то ни было форме консульские должностные лица и члены их семей в Беларуси, Польше, Литве, КНДР.

Практически во всех двусторонних консульских конвенциях зафиксировано, что государство пребывания относится к консульским должностным лицам с уважением и принимает все надлежа­щие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу и достоинство. Эта защита в равной мере отно­сится и к членам их семей.

Имеются различия и в вопросах свободы передвижения кон­сульских должностных лиц. Ряд конвенций разрешает свободу по­ездок по всей территории страны пребывания, а другие - только на территории консульского округа.

Свои особенности имеются и в решении налоговых и таможен­ных вопросов. В Конвенции 1963 г. зафиксировано, что консуль­ские должностные лица и проживающие вместе с ними члены семей, освобождаются (за некоторыми исключениями) от налогов, сборов и личных, имущественных, государственных, районных и муниципальных пошлин. Таможенные пошлины не взимаются с предметов личного пользования, включая предметы, предназна­ченные для его обзаведения. От досмотра освобождается личный багаж, следующий вместе с ними. Личный багаж может быть до­смотрен лишь в том случае, если имеются серьезные основания предполагать, что в нем содержатся предметы, ввоз или вывоз ко­торых запрещен законами и правилами государства пребывания. Причем досмотр должен производиться только в присутствии со­ответствующего консульского должностного лица или члена его семьи.

Консульские должностные лица освобождаются от всех трудо­вых и государственных повинностей, независимо от их характера, а также от воинских повинностей: реквизиции, контрибуции, военного постоя. Это также относится к членам семей консуль­ских должностных лиц, проживающих вместе с ними.

Значительную часть личного состава консульского учреждения составляет административно-технический и обслуживающий персо­нал консульств. Некоторые из них, например, делопроизводители, секретари-референты и особенно шифровальщики обладают таким объемом важной информации, что их нельзя сравнивать с отдель­ными консульскими должностными лицами. Не случайно Конвен­ция 1963 г. определяет, что консульские служащие не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершенных ими при выпол­нении консульских функций. Такой объем иммунитетов фактичес­ки равен иммунитетам консульских должностных лиц. Их имму­нитеты и привилегии носят функциональный (служебный) харак­тер и распространяются на действия, которые совершаются кон­сульскими служащими при исполнении своих функциональных обязанностей.

Однако следует иметь в виду, что иммунитеты консульских служащих и работников обслуживающего персонала, как впрочем, и консульских должностных лиц разных стран в одном и том же государстве пребывания не одинаковы, а иногда существенно от­личаются друг от друга. В двусторонних конвенциях даже деление работников консульских* учреждений на категории неоднозначно и является условным. Например, в конвенциях России с Беларусью, Польшей, Литвой, Францией, Италией работники консульских уч­реждений делятся на три категории (консульские должностные лица, консульские служащие, обслуживающий персонал), а в кон­венциях с Финляндией, Швецией, Норвегией, Великобританией, Японией - на две категории (консульские должностные лица, со­трудники консульского учреждения). В Конвенции с ФРГ к кон­сульским должностным лицам отнесены секретари и референты, а к сотрудникам консульства - сотрудники канцелярии, переводчи­ки, машинистки, стенографистки, бухгалтеры, заведующие хозяй­ством, шоферы и другой обслуживающий персонал. В Соглашении России с КНР вообще нет деления на категории. Включение в ту или иную категорию сотрудников консульского учреждения, фак­тически зависит от аккредитующего государства, позиция которого может не совпадать с позицией государства пребывания.

По-разному регулируются вопросы, связанные с предоставле­нием иммунитетов жилым помещениям административно-техни­ческого и обслуживающего персонала. Например, в двусторонней Конвенции с Польшей содержится норма о неприкосновенности жилых помещений административно-технического персонала и в то же время ничего не сказано о помещениях обслуживающего персонала. А вот жилые помещения административно-техническо­го и обслуживающего персонала консульства КНДР неприкосно­венны. Само консульство и средства передвижения пользуются иммунитетом от обыска, ареста и реквизиции также как и дипло­матические представительства, и их персонал. В то же время в дву­сторонних конвенциях Российской Федерации с некоторыми дру­гими странами неприкосновенность жилых помещений, а также средств передвижения административно-технического и обслужи­вающего персонала вообще не регламентирована.

Особо следует сказать о таможенных привилегиях. Сотрудники и члены их семей консульств США, Китая, Швеции, Норвегии и Финляндии освобождены от таможенных пошлин наравне с адми­нистративно-техническим персоналом посольств. Консульские ра­ботники из КНДР кроме пошлин освобождены также и от досмот­ра на таможне. Для сравнения отметим, что административно-тех­нический персонал консульств Беларуси, Литвы, Франции и Ита­лии освобожден от таможенных пошлин только на предметы, ко­торые предназначены для первоначального обзаведения.

Из приведенных фактов видно, что практика различных госу­дарств в регулировании вопросов, связанных с иммунитетами ад­министративно-технического и обслуживающего персонала загранучреждений неоднозначна. Однако она не противоправна. В Вен­ской Конвенции о консульских сношениях 1963 г. зафиксировано, что дискриминация отсутствует, если страна пребывания применя­ет положения Венской Конвенции ограничительно, если по обы­чаю или по соглашениям государства предоставляют друг другу режим, более благоприятный, чем тот, который требуется положе­ниями Венской Конвенцией. Аналогичная правовая норма сформулирована и в Венской Конвенции о дипломатических сношени­ях 1961 года.

Таковы основные привилегии и иммунитеты дипломатических и консульских служащих. Их особенностью является то, что лица, на которых они распространяются, не могут отказаться от них по своему желанию. Право отказа принадлежит аккредитующему го­сударству, причем такой отказ должен быть явно выражен.

Как видно из вышеизложенного, привилегии и иммунитеты, которыми пользуются сотрудники дипломатических представи­тельств и консульских учреждений, достаточно конкретны и ши­роки. Однако указанные привилегии и иммунитеты предоставля­ются не для выгод отдельных лиц, а для высокоэффективного осу­ществления функций дипломатических и консульских представительств как органов, представляющих интересы своих государств.

Контрольные вопросы

1. В чем состоят статус и принципы загранпредставительства Рос­сийской Федерации?

4. В чем смысл и назначение дипломатических и консульских им­мунитетов и привилегий?

5. Что такое функциональный (служебный) иммунитет?

6. Какова роль принципа взаимности в государственно-правовом регулировании статуса дипломатических представительств, .консуль­ских учреждений и их персонала?

7. Что понимается под «помещениями» дипломатических предста­вительств и консульских учреждений?

8. Пользуется ли неприкосновенностью временная резиденция (номер в гостинице) дипломатического (консульского) курьера?

9. Какими иммунитетами пользуются дипломатические и консуль­ские средства передвижения? Имеются ли между ними различия?

10. Каков таможенно-правовой режим для средств передвижения и перемещения на них через государственную границу посольских и консульских грузов?

Литература

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2. Венская Конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 11 февраля 1964 г.

3. Венская Конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. Указ Президиума Верховного Совета СССР о присоединении к Конвенции принят 16 февраля 1989 г.

4. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверж­дена Президентом Российской Федерации 28 июня 2000 г. // Дипло­матический вестник. 2000. № 8. С. 3-11.

5. Положение о Министерстве иностранных дел Российской Феде­рации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 14 марта 1995 г. № 271 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 12. Ст. 1033.

6. О некоторых вопросах организации деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации. Указ Президента Россий­ской Федерации от 27 апреля 2002 г. № 417. Выписка // Дипломати­ческий вестник. 2002. № 6. С. 11.

7. Положение о посольстве Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации 28 октября 1996 г., № 1497.// Собрание законодательства РФ. 1996. № 45. Ст. 5090.

8. Положение о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации 7 сентября 1999 г. 1180 // Собрание законодательства РФ. 2000. № 1. Ст. 101.

9. 9. Положение о консульском учреждении Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации 5 ноября 1998 г., № 1330 // Собрание законодательства РФ. 1998. № 45. Ст. 5509.

10. Блищенко И.П. Дипломатическое право. М., 1990.

11. Богуславский М.М. Иммунитет государства. М., 1962.

12. Ганюшкин В.В. Дипломатическое право международных орга­низаций. М., 1972.

13. Демин Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонала. М., 1995.

14. Зубков Н.Г. Международно-правовое положение консульских представительств и их персонала. М., 1980.

15. Елисеев И.И., Жаров Ю.Ф. Консульская служба Российской Федерации. Учебное пособие. М., 2001.

16. Матвеев В.М. Дипломатическая служба США. М., 1987.

17. Плотникова О.В. Консульские отношения и консульское право. М., 1999.

18. Попов В.И. Современная дипломатия. Теория и практика. Курс лекций. Часть 1: Дипломатия - наука и искусство. М., 2000.

19. Тункин Т.Н. Вопросы посольского права на XI сессии Комис­сии международного права ООН // Советское государство и право. 1957. № 12. С. 73-83.

Глава 2.3.

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА:

Дипломатическое представительство – орган одного государства, находящийся на территории другого государства, предназначенный для официальных сношений между этими государствами.

Существуют два типа дипломатического представительства:

1) посольства;

2) миссии.

Особых различий между посольствами и миссиями нет, хотя большинство развитых государств предпочитают обмениваться дипломатическими представительствами – посольствами. Считается, что посольства – представительства первого, высшего класса, а миссии – представительства второго класса. В последнее время количество посольств увеличивается, а количество миссий уменьшается. Дипломатические представительства образуются в соответствии с соглашениями между государствами. Внутренняя структура дипломатического представительства, установление соответствующих должностей определяются в соответствии с законодательством государства, его образующего.

В большинстве государств имеются дипломатические ранги – служебные звания, присваиваемые дипломатическим работникам. Они так же, как и дипломатические должности, определяются законодательством государств, их учреждающих.

Персонал дипломатического представительства подразделяется на собственно дипломатический, административно-технический и обслуживающий.

К дипломатическому персоналу относятся:

2) посланники;

3) советники;

4) торговые представители и их заместители;

5) специальные атташе (военный, военно-воздушный и т. д.) и их заместители;

6) первые, вторые, третьи секретари;

7) атташе.

К административно-техническому персоналу относятся:

1) заведующие канцеляриями;

2) бухгалтеры;

3) переводчики;

4) делопроизводители и т. д.

К обслуживающему персоналу относятся:

1) шоферы;

2) курьеры;

3) швейцары;

4) лифтеры;

5) дворники;

6) другие лица, которые непосредственно занимаются обслуживанием дипломатического представительства.

Дипломатическое представительство имеет в стране пребывания своего главу. Перед назначением главы представительства аккредитующее государство запрашивает у компетентных органов страны пребывания агреман, т. е. согласие на назначение конкретного лица главой представительства. Отказ в агремане или отсутствие ответа на запрос влечет за собой препятствие в назначении этого лица главой представительства. При этом отказывающее государство может не мотивировать свой отказ. По получению агремана лицо назначается главой представительства и ему выдается верительная грамота, адресованная властям страны пребывания, в которой просят верить, что данное лицо будет представлять интересы этого аккредитующего государства.

Дипломатическое представительство выполняет следующие функции:

1) представительство государства в стране пребывания;

2) защита интересов аккредитующего государства и его граждан в стране пребывания;

3) ведение переговоров с правительством страны пребывания;

4) выяснение всеми законными способами условий и событий в стране пребывания;

5) поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и страной пребывания;

6) информирование своего правительства о стране пребывания.

В своей работе глава дипломатического представительства опирается на персонал представительства. Персонал миссии не имеет прямых репрезентативных функций и только помогает главе.

Дипломатический персонал состоит из сотрудников представительства, имеющих дипломатический ранг и дипломатический паспорт. Ранги имеют следующий вид по старшинству - советник-посланник, советник, первый секретарь, второй секретарь, третий секретарь и а1Таше. Здесь следует различать ранг атташе от должности специальных атташе (от фр.аttасhе - прикрепленный). Последний, обычно, имеет ранг советника. Они осуществляют оперативную работу в ведущих отделах представительства. Каждая должностное лицо представительства имеет свой ранг.

Любое государство имеет право объявить главу миссии или любого члена его дипломатического состава нежелательной персоной (persona non grata) и информировать об этом его правительств09. В этом случае функции дипломата потеряют силу, и он будет отозван (если он не является гражданином или постоянным резидентом государства, в котором несёт службу). Если его правительство не предпринимает такого шага, принимающая страна может отказать ему в признании его членом миссии.

Объявление персоны нон грата может быть сделано либо до, либо после прибытия дипломата, и изложение причины тому не требуется.

Существует два принципиальных основания для объявления дипломата нежелательной персоной: причины, которые вызваны личными недостатками и приводят к криминальному или антисоциальному поведению, и преднамеренные действия, угрожающие безопасности или другим интересам государства и совершаемые под прикрытием дипломатической неприкосновенности. Кроме того, возможным предлогом для объявления такого статуса является месть другому государству за объявление одного из его собственных дипломатов персоной нон грата. И хотя такая практика противоречит духу международного права и международных отношений, она, к сожалению, применяется нередко.

Обычно, дипломатов назначает глава отдела кадров министерства иностранных дел. Назначение, как правило, закрепляется подписью министра иностранных дел. Стандартным сроком службы дипломата за рубежом составляет три-четыре года.

Глава отдела кадров наделен одной из самых важных функций во внешнем ведомстве - определением, кого, куда и на какой срок направить. Дипломатический агент подвергается разнообразным типам давления на различных постах за рубежом, и некоторым удаётся справиться с обстоятельствами лучше, чем другим, поэтому важно, чтобы пост соответствовал индивидуальным способностям.

Административно-технический персонал представительства является его канцелярский персонал, дежурные референты, переводчики, технические секретари, бухгалтеры, не имеющие дипломатического паспорта и ранга.

Таким же образом, как и дипломат, нежелательной персоной может быть объявлен сотрудник административно-технического персонала.

Обслуживающий персонал состоит обычно из граждан пребывания (это не обязательно, но нередко практикуется). В него входят шоферы, уборщицы, сторожа, повара, электрики, сантехники, обслуживающие непосредственно нужды представительства, и частные домашние работники, состоящие на службе у сотрудников представительства.

Венская конвенция о дипломатических сношениях сформулировала новую норму дипломатического права, в соответствии с которой при отсутствии конкретного соглашения государство пребывания может предложить, чтобы численность персонала представительства сохранялась в пределах, которое оно считает разумным и нормальным, учитывая обстоятельства и условия, существующие в государстве пребывания, и потребности данного представительства. Ст. 11 п. 1 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г Государство пребывания на тех основаниях без дискриминации может отказаться принять должностных лиц какой-либо определенной категории. Ст. 11 п. 1 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г Заметим, что эта статья не отражает общепринятой практики.

Если государство пребывания находит, что персонал представительства слишком велик, то оно должно, прежде всего, договориться с аккредитующим государством. Если же это не удается, то, согласно мнению большинства членов Комиссии международного права ООН, государству пребывания должно принадлежать право, в определенных границах, отказать в согласии на размер, превышающий разумный и нормальный. Однако определение разумности и нормальности количественного состава персонала принадлежит не столько государству пребывания, сколько аккредитующему государству. Потребности своих зарубежных представительств может определять только аккредитующее государство. Принимая во внимание условия, существующие в государстве пребывания, и потребности представительства, обе стороны должны достигнуть общего консенсуса.

Главным критерием при определении количественного состава представительства являются его потребности, и, исходя из этого, следует учитывать, какой состав является разумным и нормальным, поскольку эффективное осуществление функций представительства, прежде всего, обеспечивается людьми.

Тенденция к увеличению численности персонала представительства наблюдается с развитием и усложнением отношений между государствами.

Здесь справедливо было бы заметить, какое влияние оказывают главы представительств на министерство иностранных дел. Если на процесс формирования внешней политики оказывают сильное влияние консультации глав зарубежных представительств, тогда необходимо, чтобы состав самого министерства был относительно невелик, а зарубежные посты - хорошо укреплены. Политика распределения персонала также определяет срок службы дипломатов за рубежом по сравнению со сроком службы в собственном государстве.