Приостановление операций по счетам налогоплательщика - юридическое бюро "вектор права". Приостановление налоговым органом операций по счетам в банках Приостановка движения по расчетному счету


Когда налоговая инспекция может приостановить операции по расчетному счету. Как блокируется банковский счет за неуплату налогов. Какие платежи можно совершить с расчетного счета, заблокированного налоговой инспекцией.

Вопрос: Задолженность по налогам. При какой сумме задолженности ИФНС имеет право заблокировать счет, в какие сроки это происходит? Есть ли возможность и при каких обстоятельствах ИФНС может не заблокировать счет и что для этого требуется, как сослаться га статью 64 НК, так как компания может погасить только часть долга по налогам.

Ответ: Налоговая инспекция вправе приостановить операции по счетам при наличии недоимки. При этом сумма недоимки не имеет значение. Блокировка счета не распространяется:

на платежи, очередность которых по гражданскому законодательству предшествует исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов.

Т.е. текущие платежи по налогам и сборам, при наличии денежных средств на счетах, будут перечисляться в бюджет в установленные сроки, а так же будут исполняться банком поручения на перечисление платежей 1 и 2 очереди (в т.ч. заработная плата).

Снять приостановление операций по счетам налоговая инспекция имеет право только при полном погашении недоимки налогоплательщиком, в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения налоговой инспекцией документов (их копий), подтверждающих взыскание налога (пеней, штрафа), - если счет был заблокирован в связи с неисполнением организацией требования налоговой инспекции об уплате налога (пеней, штрафа)

При этом расходные операции приостанавливаются только в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций по счетам. Если в решении о приостановлении операций указано несколько счетов, банк должен заблокировать каждый из них на сумму, указанную в решении.

Отсрочка или рассрочка уплаты задолженности по налогам и сборам предоставляется только при наличии определенных условий, установленных НК РФ

При наличии таких оснований отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов.

Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган (статья 63 НК РФ). К этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований для получения отсрочки или рассрочки. Копия указанного заявления направляется заинтересованным лицом в пятидневный срок в налоговый орган по месту его учета. При получении налоговым органом решения об отсрочке или рассрочке уплаты задолженности, приостановление операций по счетам будет снято.

Подробный порядок подготовки документов для получения рассрочки (или отсрочки) приведен в Обосновании к настоящему ответу.

Обоснование


Когда налоговая инспекция может приостановить операции по расчетному счету

Блокировка за неуплату налогов

Как блокируется банковский счет за неуплату налогов

Если блокировка счета вызвана взысканием задолженности перед бюджетом, решение о приостановлении операций принимается не раньше, чем вынесено решение о взыскании налогов (сборов, штрафов, пеней) (абз. 2 п. 2 ст. 76 НК РФ). При этом расходные операции приостанавливаются только в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций по счетам. Если в решении о приостановлении операций указано несколько счетов, банк должен заблокировать каждый из них на сумму, указанную в решении. Приостановить расходныеоперации по валютному счету инспекция может на сумму, эквивалентную сумме в рублях, указанной в решении. Пересчет производится по курсу Банка России, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету. Такой порядок предусмотрен положениями абзаца и пункта 2 статьи 76 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письме Минфина России от 14 января 2013 г. № 03-02-07/1-6 .

Денежные средства, которые находятся на банковских счетах сверх сумм задолженности, организация вправе использовать по своему усмотрению (письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-167).

Ограничения блокировки

Несмотря на то что блокировка счета ограничивает возможности организации в использовании денежных средств, некоторые виды платежей все же можно провести.

Какие платежи можно совершить с расчетного счета, заблокированного налоговой инспекцией

Блокировка счета не распространяется:

на платежи по перечислению в бюджет налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов.

на платежи, очередность которых по гражданскому законодательству предшествует исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов;

При применении второго ограничения необходимо учитывать, что у действующих организаций платежи по банковским счетам проводятся в следующем порядке:

в первую очередь - по исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

во вторую очередь - по исполнительным документам для расчетов по выплате выходных пособий и зарплаты увольняющимся сотрудникам, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью очередь - по платежным документам для расчетов по зарплате работающим сотрудникам, по поручениям налоговых инспекций и внебюджетных фондов на взыскание задолженности по налогам, сборам и обязательным страховым взносам;

в четвертую очередь - по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

в пятую очередь - по другим платежным документам в порядке календарной очередности. В том числе по платежкам, которыми организации перечисляют в бюджет текущие налоги, сборы и страховые взносы.

Взыскание налогов в принудительном порядке, то есть по требованию инспекций, относится к третьей очереди. Поэтому платежи первой и второй (а в некоторых случаях и третьей) очереди банк исполнит безоговорочно. Даже если счет организации заблокирован.

Если средств на расчетном счете организации недостаточно, платежи по требованиям, относящимся к одной очереди, производятся в порядке календарной очередности поступления документов. Например, в действующих организациях как перечисление зарплаты, так и взыскание недоимок по требованиям налоговых инспекций и внебюджетных фондов относится к одной - третьей - очереди. Поэтому сначала банк будет исполнять те платежные поручения, которые поступили раньше. Это правило применяется и в том случае, если счет организации заблокирован. Такой вывод подтверждается письмами Минфина России от 11 июля 2013 г. № 03-02-07/1/26955 , от 19 апреля 2013 г. № 03-02-07/1/13537 , от 6 ноября 2012 г. № 03-02-07/1-279 и ФНС России от 27 февраля 2013 г. № АС-4-2/3225 .

Другой порядок действует, если организация ликвидируется. В этом случае применяется очередность платежей, установленная пунктом 1 статьи 64 Гражданского кодекса РФ.

В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о компенсациях:

орального вреда;

сверх возмещения вреда, причиненного разрушением, повреждением объекта капитального строительства;

сверх возмещения вреда, причиненного нарушением требований безопасности при строительстве;

сверх возмещения вреда, причиненного нарушениями требований безопасной эксплуатации зданий и сооружений.

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и зарплаты сотрудников, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

В третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

В четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Таким образом, ликвидируемая организация вправе расходовать денежные средства на платежи первой и второй очереди (например, на выплату зарплаты), даже если расчетный счеторганизации заблокирован, а обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды не перечислены. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 8 апреля 2011 г. № 03-02-07/1-112 .

Решение о блокировке

Приостановление операций организации по ее счетам в банке действует с момента получения банком такого решения до момента его отмены. При этом решение о блокировке счета не распространяется на платежные поручения, проведенные банком в тот же день, когда поступило решение, но раньше по времени (письмо Минфина России от 23 мая 2011 г. № 03-02-07/1-169).

Банк, получив из налоговой инспекции документ о блокировке счета, должен исполнить его безусловно, даже если счет заблокирован неправомерно (п. 6 ст. 76 НК РФ). Никаких претензий к банку организация предъявить не сможет, так как банк не несет ответственности за убытки, понесенные ею из-за блокировки счета (п. 10 ст. 76 НК РФ). Кроме того, банк приостановит операции по счетам, даже если после принятия инспекцией решения о блокировке счета организация сменит свое название и реквизиты счета. Об этом говорится в пункте 7 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Открыть новый счет (вклад, депозит) в период блокировки организация не сможет. Причем не только в обслуживающем, но и в любом другом банке. Исключение - специальные избирательные счета и специальные счета фондов референдума. Такой порядок установлен статьи 76 Налогового кодекса РФ.1

В настоящее время налоговая служба разрабатывает специальный интернет-сервис, через который банки смогут оперативно получать сведения об организациях, чьи счета заблокированы налоговыми инспекциями. На этом же ресурсе будет размещаться информация об отмене блокировки. Об этом сказано в письме ФНС России от 22 января 2014 г. № ЕД-4-2/738 .

Заявление об отмене блокировки

Если инспекция заблокировала сразу несколько счетов организации, а на покрытие задолженности перед бюджетом достаточно средств только некоторых из них, организация вправе подать в инспекцию заявление об отмене блокировки. Но только в отношении тех счетов, на которых числятся денежные средства сверх суммы, необходимой для погашения задолженности. Например, если инспекция заблокировала три счета организации, а для покрытия задолженности достаточно остатков денежных средств на двух из них, организация может обратиться в инспекцию с письменным заявлением об отмене блокировки третьего счета.

в течение двух рабочих дней со дня получения из банка сведений об остатках денежных средств на заблокированных счетах организации (если организация не приложила подтверждающие документы к заявлению) (абз. 4 п. 9 ст. 76 , п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Решение о приостановлении операций в отношении всех остальных счетов отменяется:

не позднее одного рабочего дня, следующего за днем представления организацией налоговой декларации, - если счет был заблокирован в связи с несвоевременным представлением организацией налоговой декларации (подп. 1 п. 3.1 ст. 76 , НК РФ);

не позднее одного рабочего дня, следующего за днем исполнения налогоплательщиком обязанности обеспечить прием по местонахождению организации (по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика) документов в электронной форме по ТКС (подп. 2 п. 3.1 ст. 76 , п. 6 ст. 6.1 НК РФ);

не позднее одного рабочего дня, следующего за днем передачи электронной квитанции о приеме требований и уведомлений либо за днем представления самих документов, пояснений, явки в инспекцию (подп. 2 п. 3.1 ст. 76 , п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Для разблокировки счетов направьте в инспекцию заявление ;

не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения налоговой инспекцией документов (их копий), подтверждающих взыскание налога (пеней, штрафа), - если счет был заблокирован в связи с неисполнением организацией требования налоговой инспекции об уплате налога (пеней, штрафа) (п. 8 ст. 76 , п. 6 ст. 6.1 НК РФ);

в день принятия решения об отмене (замене) обеспечительных мер, если счет был заблокирован, чтобы организация не могла скрыть имущество от принудительного взыскания для погашения задолженности, выявленной по итогам налоговой проверки (абз. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).

Основанием для разблокировки счета могут стать и иные условия, не поименованные в Налоговом кодексе РФ. Такие условия могут быть установлены отдельными федеральными законами. Например, все ограничения по распоряжению имуществом (в т. ч. денежными средствами) автоматически снимаются, если в рамках процедуры банкротства вводится процедура наблюдения или открывается конкурсное производство (п. 1 ст. 63 , п. 1 ст. 126 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ). Если отмена приостановления операций по счетам организации осуществляется по таким дополнительным основаниям, наличие решения инспекции об отмене блокировки не требуется. Об этом говорится в статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Налоговый Кодекс РФ

действительный государственный советник РФ 3 класса

Приостановление операций по счетам является одной из наиболее действенных мер воздействия на налогоплательщика. С 2016 года оснований для использования такой меры, обеспечивающей исполнение организацией и индивидуальным предпринимателем своих обязанностей, стало больше. Об этом – эксклюзивное интервью с экспертом.

- В чем заключается режим приостановления операций по счетам?

Приостановление операций по счету – это особый порядок совершения расходных операций по счету. Все расходные операции запрещаются, кроме прямо разрешенных статьей 76 НК РФ. Зачисление средств на счет происходит в обычном порядке.

- Какие платежи исполняются в период действия решения о приостановлении операций?

Платежи в бюджеты в счет уплаты налогов и страховых взносов по обязательному социальному страхованию и платежи, очередность исполнения которых предшествует исполнению обязанности по уплате налога. Очередность исполнения платежей установлена статьей 855 ГК РФ в редакции Федерального закона от 02.12.2013 № 345-ФЗ.

К третьей очереди отнесено списание средств:

  • в оплату труда (исключение из общего правила о приоритете исполнительных документов);
  • по поручениям налоговых органов и органов ПФР и ФСС по уплате налогов и страховых взносов (в данном случае имеется в виду погашение в принудительном порядке задолженности по уплате обязательных платежей).

Требования, относящиеся к одной очереди, исполняются в порядке календарной очередности поступления платежных документов. Это означает, что если поручения налогового органа на списание средств в уплату налога к счету не предъявлялись, платежи налогоплательщика на оплату труда исполняются без ограничений. Поручение налогоплательщика на перечисление зарплаты будет иметь приоритет в исполнении перед поручением налогового органа на списание задолженности, если оно поступило в банк раньше, чем поручение налогового органа.

Четвертая очередь – иные исполнительные документы.

Пятая очередь – иные добровольные платежи. Например, поручения налогоплательщика на перечисление налога отнесено к пятой очередности исполнения.

Из данных положений напрашивается вывод, что в период действия режима приостановления операций по счетам независимо от даты предъявления к счету не исполняются платежи пятой очереди – поручения налогоплательщика, за исключением его расчетов по оплате труда и налогам (страховым взносам).

- То есть, исполнительные документы, предъявленные к счету и предусматривающие списание средств в пользу коммерческого кредитора, имеют приоритет перед платежами налогоплательщика в бюджет?

Из разъяснений Минфина, в частности, письма от 05.03.2014 № 03-02-07/1/9544, можно сделать вывод, что под словосочетанием «платежи, предшествующие исполнению обязанности по уплате налогов и сборов» понимаются платежи первой и второй очереди, указанные в пункте 2 статьи 855 ГК РФ, то есть те платежи, которые предшествуют исполнению поручений налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Возможен второй подход к толкованию этого словосочетания, основанный на том, что «поручение налогоплательщика на списание денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации» – это тоже исполнение обязанности по уплате налога, а она отнесена к пятой очереди.

В предыдущей редакции пункта 2 статьи 855 ГК РФ, в статьях федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, относилось к одной очереди (независимо от основания уплаты – добровольное или принудительное). Федеральный закон от 02.12.2013 № 345-ФЗ изменил правовое регулирование очередности списания денежных средств со счета.

То есть, платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов – это платежи, отнесенные к первой – четвертой очереди. Тем самым, в период действия режима приостановления операций по счетам независимо от даты предъявления к счету не исполняются платежи пятой очереди – поручения налогоплательщика, за исключением его расчетов по оплате труда и налогам (страховым взносам).

- Каким подходом руководствоваться банку?

Второй подход представляется более обоснованным, поскольку иное толкование допускает приоритет добровольных перечислений по налогам , срок уплаты которых еще не истек, перед списанием денежных средств по исполнительным документам других кредиторов должника. На неправомерность такого толкования указано в Постановлении Конституционного Суда от 23.12.1997 № 21-П.

Иными словами, если к счету налогоплательщика предъявлен исполнительный лист кредитора по хозяйственному договору и поручение самого налогоплательщика на уплату налога, то при недостаточности средств на счете они вначале должны списываться в счет погашения задолженности перед кредитором, а только потом в уплату налогов.

Встречается промежуточная позиция, согласно которой приостановление расходных операций по счету налогоплательщика только по причине непредставления им налоговой декларации , при отсутствии документально подтвержденной задолженности перед бюджетом, не может препятствовать исполнению судебных решений, вступивших в законную силу (письмо Минфина России от 06.07.2015 № 03-02-07/1/38928).

Также обратим внимание на пункт 2 статьи 70 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в соответствии с которым перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа или постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк или иную кредитную организацию взыскателем или судебным приставом-исполнителем расчетных документов. Согласно Положению о порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями, утвержденному Банком России 10.04.2006 № 285-П, на основании исполнительного документа банком составляется инкассовое поручение.

Таким образом, поскольку инкассовое поручение представляет собой другую форму безналичных расчетов, чем платежное поручение, независимо от разрешения вопроса, подлежат или не подлежат исполнению в период действия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика платежи, относящиеся к четвертой очереди, ответственность по статье 134 НК РФ за их исполнение к банку применяться не должна.

- Может ли организация открыть счет в другом банке, если ее счет в обслуживающем банке заблокирован?

Банкам под угрозой штрафа запрещено открытие новых счетов тем лицам, в отношении которых принято решение о приостановлении операций (пункт 12 статьи 76, пункт 1 статьи 132 НК РФ).

Порядок информирования банков о приостановлении операций и об отмене приостановления операций по счетам (переводов электронных денежных средств) установлен приказом ФНС России от 20.03.2015 № ММВ-7-8/117. Согласно приказу информирование осуществляется путем обращения банка к интернет-сервису «Система информирования банков о состоянии обработки электронных документов».

В интернет-сервисе содержится информация из решения о приостановлении операций по счетам (переводов электронных денежных средств) в банке, в частности, номер и дата принятия налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам (переводов электронных денежных средств) в банке с указанием даты и времени его размещения (по московскому времени) в интернет-сервисе.

За открытие счета при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам взыскивается штраф в размере 20 тыс. руб. (пункт 1 статьи 132 НК РФ). В данном случае для привлечения банка к ответственности достаточно только самого факта существования решения о приостановлении, наличие которого банк должен был проверить, обратившись к интернет-сервису ФНС России.

Но в период приостановления операций допустимо продление (пролонгация) ранее заключенного договора вклада (депозита), если при этом не происходит открытие нового счета по вкладу (письмо Минфина России от 20.11.2015 № 03-02-07/67417).

- А вправе организация открыть депозитный или номинальный счет?

Согласно статье 11 НК РФ счетом признается расчетный (текущий) и иной счет в банках, открытый на основании договора банковского счета.

При наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам банки не вправе открывать организации счета, вклады, депозиты и предоставлять этой организации право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.

В соответствии со статьей 860.1 ГК РФ номинальный счет открывается владельцу счета для совершения операций с денежными средствами, права на которые принадлежат другому лицу – бенефициару. Регулирование номинального счета осуществляется на основании положений главы 45 «Банковский счет» ГК РФ. Таким образом, номинальный счет является разновидностью банковского счета (пункт 2.8 Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов»).

Следовательно, если операции по счетам организации приостановлены, банк не вправе открыть организации номинальный счет (счет, владельцем которого заявлена такая организация).

Но при этом ответственность банка за открытие вклада, депозита при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика НК РФ не установлена.

- При каких условиях налоговый орган вправе вынести решение о приостановлении операций по счетам?

Операции приостанавливаются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по нескольким основаниям, которые, в свою очередь, возможно объединить в две группы. К первой могут быть отнесены решения, принимаемые в качестве меры, обеспечивающей взыскание налоговой задолженности. Ко второй группе – решения, принимаемые в качестве меры, обеспечивающей представление отдельных документов.

К первой группе относится решение о приостановлении операций, принимаемое в целях обеспечения исполнения решения о взыскании налога. Следует отметить, что помимо решения о взыскании налоговым органом налогоплательщику также должно быть направлено требование об уплате налога . Поручение налогового органа на списание денежных средств в уплату налога и решение о приостановлении операций может направляться к разным счетам налогоплательщика.

Налогоплательщик вправе обжаловать решение о приостановлении операций по счетам, если налоговым органом нарушена процедура взыскания. Например, не было вынесено решение о взыскании налога или был пропущен срок его вынесения (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2013 № 09АП-31156/2013).

Если решение арбитражного суда о признании незаконным решения инспекции о привлечении к налоговой ответственности вступило в законную силу, налоговый орган обязан отменить решение о взыскании налогов, а также решение о приостановлении операций по счетам. Налогоплательщику следует обжаловать незаконное бездействие налогового органа, которое выражается в непринятии решения об отмене приостановления операций по счетам (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.12.2014 № Ф05-14131/2014).

К данной группе оснований также относится решение, принимаемое для обеспечения исполнения решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (пункт 10 статьи 101 НК РФ).

Последующая отмена решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения) сама по себе не означает, что решение о приостановлении операций было принято незаконно. Незаконным оно становится в случае его несвоевременной отмены.

Согласно статье 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Налогоплательщик может добиться отмены решения о приостановлении операций по счетам, заявив в арбитражном суде по спору с налоговым органом ходатайство о принятии обеспечительных мер.

После принятия судом обеспечительных мер инспекция должна отменить решение о приостановлении операций по счету применительно к положениям статьи 76 НК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.12.2012 № 10765/12).

Но каждое из оснований для приостановления операций по счетам является самостоятельным и может применяться независимо друг от друга. Это означает, что если операции по счетам налогоплательщика в банке были приостановлены по двум основаниям, одно из которых прекратило свое действие, то это не влечет отмены или неисполнения обеспечительных мер инспекции, принятых по другому основанию.

Факт принятия судом обеспечительных мер, запрещающих налоговому органу совершать действия по принудительному взысканию налоговой задолженности, при наличии неотмененного налоговым органом решения, принятого в порядке пункта 10 статьи 101 НК РФ, не служит основанием возобновления расходных операций по счетам налогоплательщика.

- Какие основания приостановления операций условно можно отнести ко второй группе?

Прежде всего, это непредставление налоговой декларации.

Срок принятия решения о приостановлении операций по счетам за непредставление декларации с 2015 года составляет 3 года и 10 рабочих дней со дня, установленного НК РФ срока представления декларации . Данное ограничение по сроку принятия решения распространяется и на декларации, не представленные в налоговый орган до 2015 года.

С 2015 года за непредставление декларации могут быть приостановлены операции по счетам у любого лица, которое в соответствии с НК РФ должно представлять налоговые декларации, а не только у налогоплательщика.

- Могут ли приостанавливаться операции за непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль по итогам отчетного периода?

Приостановление операций за непредставление декларации должно применяться при условии, что определенный документ является налоговой декларацией по содержанию, а не по названию.

За непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по итогам отчетного периода приостановление операций применяться не должно, так как указанный документ не отвечает понятию «налоговая декларация», установленному статьей 80 НК РФ.

- Непредставление каких еще документов может повлечь приостановление операций по счетам?

С 1 января 2015 года еще одним основанием блокировки счета стало неисполнение обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается в отношении лиц, обязанных представлять налоговые декларации в электронной форме, которые в нарушение пункта 5.1 статьи 23 НК РФ не передали квитанцию о приеме следующих документов:

  • требования о представлении документов;
  • требования о представлении пояснений;
  • уведомления о вызове в налоговый орган.
  • Квитанция подлежит направлению не позднее шести дней со дня отправки документов налоговым органом. Решение о приостановлении операций по счетам может быть принято в течение десяти дней после истечения установленного для отправки квитанции срока.

Следовательно, решение о приостановлении операций по данному основанию должно приниматься не ранее седьмого дня и не позднее шестнадцатого дня после отправки документов налоговым органом. Указанные сроки исчисляются в рабочих днях.

Операции не могут быть приостановлены, если налогоплательщиком исполнено полученное требование (уведомление) по существу: представлены документы, пояснения, осуществлена явка вызванного лица в налоговый орган.

Кроме того, налоговый орган не вправе принять решение о приостановлении операций по счетам при неполучении от налогоплательщика квитанции о приеме иных направленных в электронной форме документов, не являющихся требованием о представлении документов, требованием о представлении пояснений или уведомлением о вызове в налоговый орган.

- Что изменилось в перечне оснований для приостановления операций по счетам?

С 2016 года Федеральным законом от 02.05.2015 № 113-ФЗ закреплен новый вид отчетности налоговых агентов – расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (пункт 1 статьи 80 НК РФ).

Представлять указанный расчет налоговый агент будет за первый квартал, полугодие, девять месяцев – не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом. За год (налоговый период) – не позднее 1 апреля следующего года (пункт 2 статьи 230 НК РФ). Расчет по форме 6-НДФЛ должен быть представлен в налоговый орган, в котором налоговый агент состоит на учете, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Если налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока не получит от налогового агента расчет, то руководитель (заместитель руководителя) этого налогового органа может принять решение о приостановлении операций налогового агента по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств (новый пункт 32 статьи 76 НК РФ).

Приостановление операций по счетам не применяется, если расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представлен в установленный срок на бумажном носителе (независимо от численности физических лиц, получивших доходы от налогового агента).

НК РФ не установлен пресекательный срок для принятия налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам за непредставление формы 6-НДФЛ.

До введения в НК РФ пресекательных сроков для принятия решения о приостановлении операций за непредставление декларации, в судебной практике встречались примеры признания недействительным решения налогового органа, принятого спустя более чем 3 года после возникновения оснований для его принятия. Суд исходил из того, что превышение разумного срока принятия решения может означать его недействительность (Постановление ФАС Московского округа от 03.08.2007, 08.08.2007 № КА-А40/7460-07).

Налоговому агенту можно рекомендовать использовать данный аргумент в споре в том случае, когда налоговым органом было принято решение о приостановлении операций по счетам не сразу (по истечении 10 дней со дня установленного срока для представления расчета), а спустя какое-то время.

- Каким образом организация узнает о принятых в отношении нее решениях, связанных с блокировкой счета?

От налогового органа. Копии всех принятых налоговым органом решений направляются организации не позднее дня, следующего за днем их принятия. О поступившем решении организацию-клиента также известит банк.

- Налоги уплачиваются в рублях. Допускается ли приостановка операций по валютному счету?

Налоговый орган вправе приостановить операции по всем счетам, которые открыты на основании договора банковского счета. То есть, приостановить операции по депозитному счету налоговый орган не вправе. А по расчетному (текущему) счету, включая валютный счет – вправе.

Если приостановление операций обеспечивает взыскание налога, то сумма на валютном счете, в пределах которой операции приостанавливаются, рассчитывается как деление задолженности, указанной в решении, на курс рубля к искомой валюте, установленный Центральным банком на день получения банком решения.

- А если в течение срока действия решения изменились реквизиты счета?

Ранее принятое решение продолжает действовать и автоматически применяется к счету с новыми (измененными) реквизитами, в том числе при изменении наименования организации.

- Что делать, когда налоговым органом приняты решения о приостановлении операций в отношении всех счетов налогоплательщика?

Действия налогоплательщика зависят от основания, в соответствии с которым принято решение о приостановлении операций.

За непредставление декларации НК РФ допускает принятие решения о приостановлении операций на всех счетах налогоплательщика и на всю сумму средств на этих счетах.

С 2015 года в таком же объеме могут быть приостановлены операции за не передачу налогоплательщиком квитанции о приеме направленных налоговым органом в электронной форме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений или уведомления о вызове в налоговый орган, а с 2016 года – за непредставление налоговым агентом формы 6-НДФЛ.

Приостановление операций в случае взыскания задолженности ограничено суммой взыскиваемых средств. Если операции приостановлены для обеспечения исполнения решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов проверки, то заблокированная сумма определяется как разница между задолженностью и стоимостью имущества налогоплательщика, на которое уже наложен запрет на отчуждение (передачу в залог).

Поэтому превышение суммы на счетах, операции по которым приостановлены, над взыскиваемой суммой, может быть по обращению налогоплательщика устранено отменой налоговым органом действия решения о приостановлении в соответствующей части.

Налогоплательщик вправе оспаривать расчет суммы, в отношении которой принято решение об ограничении расходных операций.

- Предположим, налоговый орган принимает решение о приостановлении операций по счетам без достаточных оснований, например, при неполучении от налогоплательщика расчета по авансовым платежам по налогу на имущество или квитанции о приеме направленного в электронной форме решения о продлении проверки…

Основания для принятия решения о приостановлении операций по счетам определены НК РФ исчерпывающим образом.

Принятое налоговым органом решение о приостановлении операций при отсутствии надлежащих оснований является неправомерным. В этом случае на всю сумму денежных средств, в отношении которых действовало решение, за каждый календарный день действия решения начисляются проценты по ставке рефинансирования Центрального банка. Напомню, что с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования приравнено к значению ключевой ставки и составляет 11%.

Аналогичные последствия наступают:

  • при принятии решения о приостановлении операций после установленного срока;
  • при несвоевременном принятии налоговым органом решения об отмене решения о приостановлении операций, в том числе при поступлении заявления налогоплательщика о превышении общей суммы заблокированных средств над суммой задолженности;
  • при несвоевременном направлении в банк решения об отмене решения о приостановлении. Налоговый орган должен отменить решение о приостановлении операций не позднее дня, следующего за днем устранения причин, вызвавших его принятие (погашение недоимки, представление декларации и т.п.). Не позднее следующего дня решение об отмене должно быть направлено в банк.
  • Во всех указанных случаях налогоплательщик вправе заявить требования об уплате процентов.

    - Как налогоплательщику получить проценты?

    Проценты подлежат уплате налогоплательщику по его заявлению. При отказе налогового органа в уплате процентов рекомендуется обращаться в суд.

    Проценты рассчитываются исходя из периода, который начинается со дня поступления в банк решения о приостановлении и заканчивается днем поступления в банк решения о его отмене или наступления иных обстоятельств, предусмотренных федеральными законами (в таких ситуациях принятие налоговым органом специального решения об отмене приостановления операций по счетам не требуется).

    НК РФ предусмотрено начисление процентов на сумму, в отношении которой действовало фактическое приостановление, а не на сумму, указанную в решении о приостановлении (Определение ВАС РФ от 15.05.2013 № ВАС-5501/13). Поэтому при фактическом отсутствии денежных средств на счетах в течение всего периода действия приостановления операций по счетам оснований для начисления процентов не имеется.

Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, либо в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке.

Не подлежат приостановлению операции по специальным избирательным счетам, специальным счетам фондов референдума.

В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 60 не применяются положения статьи Кодекса только в отношении текущих платежей в конкурсном производстве.

В отношении текущих платежей, начисленных в иных процедурах банкротства, приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов электронных денежных средств налоговыми органами применяется с учетом особенностей Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Одновременно с принятием решения о взыскании принимается решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств (далее – решение о приостановлении) (по всем счетам) в соответствии со статьей Кодекса .

Решение о приостановлении заполняется по форме, утвержденной .

Копия решения о приостановлении передается налогоплательщику-организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения копии соответствующего решения налогового органа, в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

В целях соблюдения положений пункта 4 статьи Кодекса приказом ФНС России от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@ предусмотрено направление налогоплательщикам решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Кроме того, информацию о принятых налоговым органом документах, позволяет получать Интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица», «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя».

При направлении решения о приостановлении в электронном виде в соответствии с Положением Центрального банка Российской Федерации от 06.11.2014 № 440-П «О порядке направления в банк отдельных документов налоговых органов, а также направления банком в налоговый орган отдельных документов банка в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах» (зарегистрирован Минюстом России 25.11.2014 № 34911) (далее – Положение Банка России №440-П) по телекоммуникационным каналам связи, решение формируется в налоговом органе в соответствии со статьей Кодекса , подписывается и регистрируется как бумажный документ в установленном порядке. После подписания решения выполняется его формирование в электронном виде и отправление в МИ ФНС России по ЦОД для направления в банк. Бумажный экземпляр решения подшивается в дело налогоплательщика.

В целях реализации положений статьи Кодекса и Положения Банка России № 440-П были разработаны и утверждены Регламент взаимодействия участников информационного обмена при направлении в банк (филиал банка), подразделение Банка России отдельных документов налоговых органов, а также направления банком (филиалом банка), подразделением Банка России в налоговый орган отдельных документов банка в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, а также Описание форматов сообщений, используемых при электронном обмене между банками (филиалами банков), подразделениями Банка России и налоговыми органами (Описание форматов «Налог») (Версия от 23.05.2017)».

В целях обеспечения возможности исполнения решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии с решением о принятии обеспечительных мер налоговый орган принимает решение о приостановлении операций налогоплательщика (плательщика сборов, плательщика страховых взносов) или налогового агента по всем его счетам в банке в порядке, предусмотренном статьей Кодекса только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 10 статьи Кодекса).

Решение о приостановлении операций налогоплательщика (плательщика сборов, плательщика страховых взносов) или налогового агента по счетам в банке принимается на сумму разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог) в соответствии с подпунктом 1 пункта 10 статьи Кодекса .

Налоговый орган не позднее одного дня, следующего за днем получения документов (их копий), подтверждающих факт исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пени и штрафа, исполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов) организации, индивидуального предпринимателя или налоговым агентом решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом, а также при наличии основания, предусмотренного пунктом 11 статьи Кодекса , принимает решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов, плательщика страховых взносов) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств (далее – решение об отмене приостановления).

Решение об отмене приостановления заполняется в одном экземпляре по форме, утвержденной приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@ . Решение об отмене приостановления направляется в банк в электронной форме в соответствии с Порядком Центрального банка Российской Федерации от 06.11.2014 № 440-П .

Согласно пункта 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 № 36 «О некоторых вопросах, связанных с ведением кредитными организациями банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства» с даты введения процедуры финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства приостановление операций прекращается автоматически в силу закона и не требует принятия налоговым органом решения об его отмене (абзацы третий и четвертый пункта 1 статьи 81, абзацы пятый и шестой пункта 1 статьи 94, абзац девятый пункта 1 статьи 126 Федерального закона № -ФЗ и абзац второй пункта 9.1 статьи Кодекса); кредитная организация уведомляет об этом налоговый орган.

Решение об отмене приостановления хранится в налоговом органе.

Копия решения об отмене приостановления вручается, направляется (предоставляется) налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту в порядке, установленном статьей Кодекса .

В целях недопущения нарушения прав налогоплательщиков в случае несвоевременной отмены решения о приостановлении операций или срока его вручения представителю банка (направления в банк), а также неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций начисляются проценты в порядке, установленном пунктом 9.2 статьи Кодекса , которые полежат уплате налогоплательщику.

При получении заявления налогоплательщика об отмене приостановления операций по своим счетам в банке с указанием счетов, на которых имеется достаточно средств для исполнения решения о взыскании в соответствии с пунктом 9 статьи Кодекса , в случае отсутствия документов, подтверждающих наличие денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, указанных в заявлении об отмене приостановления операций по счетам, до принятия решения об отмене операций необходимо в течение дня, следующего за днем получения соответствующего заявления должника, направить в банк, в котором открыты указанные налогоплательщиком счета, запрос об остатках денежных средств на этих счетах.

При получении информации от банка в соответствии с пунктом 5 статьи Кодекса статьи Кодекса , в целях исполнения решения о взыскании предпринимаются действия по исполнению решения о взыскании с тех счетов или корпоративных электронных средств платежа налогоплательщика (плательщика сборов, плательщика страховых взносов) организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя, на которых достаточно денежных средств (драгоценных металлов) или электронных денежных средств для исполнения указанного решения.

В целях исполнения решения о взыскании налоговый орган при получении информации от банка в соответствии с пунктом 5 статьи Кодекса , статьей 86 Кодекса , а также до принятия решения об отмене приостановления в соответствии с пунктом 9 статьи 76 Кодекса , приостанавливает действие ранее направленных в рамках действующего решения поручений налоговых органов и в срок, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от банка информации о наличии достаточных денежных средств (драгоценных металлов) на счете и электронных денежных средств, направляет поручения на те счета и корпоративные электронные средства платежа налогоплательщика, на которых достаточно денежных средств (драгоценных металлов) для исполнения указанного решения.

В случае, когда отмена приостановления операций осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами в порядке пункта 9.1 статьи Кодекса , принятие налоговым органом решения об отмене приостановления не требуется.

В случае отмены (по любым основаниям) решения налогового органа о взыскании одновременно с этим принимается решение об отмене приостановления.

В случае приостановления исполнения (по любым основаниям) решения налогового органа о взыскании решение об отмене приостановления не принимается, действие решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках не приостанавливается (за исключением случаев, когда имеется прямое указание суда на осуществление соответствующих действий).

При наличии решения о приостановлении, банки не вправе открывать налогоплательщику-организации счета, вклады, депозиты и предоставлять этой организации право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, за исключением специальных избирательных счетов, специальных счетов фондов референдума (пункт 12

Наиболее действенный результат при воздействии на налогоплательщиков оказывает приостановка всех банковских операций на их счетах. Такие полномочия имеют служащие фискальной службы.

Основная цель этих действий – запрещение банковским учреждениям открывать новые счета для организаций и физлиц, к которым применены санкции. С целью упорядочивания сведений о заблокированных налоговой службой счетах была разработана система информирования банков о приостановлении операций.

Статьей 76 НК Российской Федерации определены причины по которым фискальная служба может приостановить операции на банковских счетах юридических и физических лиц. Это:

  • не предоставленная в установленное время декларация. Счет могут арестовать через 10 дней прошедших после пропущенного срока сдачи документа;
  • нет ответа на запрос налоговой службы. Как правило, в таких требованиях указан срок к которому следует дать ответ. В случае его отсутствия, налоговая может, по прошествии 10 дней, блокировать счет;
  • не уплачен налог. Осуществить оплату следует в течение 10 дней. В противном случае счета могут быть заблокированы;
  • не предоставлен расчет НДФЛ работников организации. Счета блокируется спустя 10 дней после окончания срока подачи отчетности.

Где и как проверить информацию о блокировке счета

С целью осуществления контроля за состоянием банковских счетов юридических и физических лиц на сайте ФНС РФ используется система «БанкИнформ» (система информирования банков о состоянии обработки электронных документов). С ее помощью есть возможность получить сведения о:

  • состоянии обработки электронных документов ;
  • наличии решения по блокированию счетов;
  • участии банка в электронном обмене документами;
  • объединенных архивных базах из налоговой службы в ТУ и банковские учреждения;
  • исходящих из ФНС РФ электронных документах.

Воспользоваться системой для проверки информации могут все граждане России совершенно бесплатно.

Порядок получения информации в системе

Для того чтобы узнать заблокирован ли счет следует поступать в соответствии с инструкцией:

  • посетить официальный веб-ресурс фискальной службы (service.nalog.ru/bi.do — сайт ИФНС);
  • найти сервис «система информирования банков о состоянии обработки электронных документов»;
  • выбрать вкладку «запрос действующих решений о приостановлении»;
  • заполнить информацию об интересующем лице. Потребуются данные ИНН плательщика налогов и БИК кредитного учреждения в котором обслуживается его счет;
  • подтвердить автоматический запрос, что информация нужна человеку, а не роботу;
  • кликнуть на клавишу «отправить запрос».

Вслед за этим система «БанкИнформ» выдаст сообщение в котором будет указано вследствие чего была применена блокировка счета. Воспользовавшись этой информацией налогоплательщик имеет возможность проверить насколько такое решение соответствует законодательству. В сообщении находятся все сведения необходимые для понимания причин таких действий налоговой службы. Особое внимание нужно направить на:

  • дату, установленную в ответе. Имеет огромное значение с какого времени были заблокированы счета. Также важен период в течении которого длится просрочка в предоставлении документации, уплаты налога и т.п.;
  • существование задолженности и ее величина;
  • наличие подписей представителей налоговой.

В случае отсутствия этой информации в сообщении или если сведения не достоверные, то решение о блокировании счетов есть возможность оспорить. Это можно сделать как в самой налоговой, так и в судебном порядке.

Порядок снятия блокировки со счета

Заблокированные банковские счета создают для налогоплательщика довольно большие неудобства. Это связано с тем, что такое положение дел затрудняет расчеты с контрагентами. Вследствие этого он является наиболее заинтересованным в максимально быстром снятии ареста со счетов, чтобы иметь возможность продолжать работу в привычном режиме. Для разблокирования счетов плательщику налогов необходимо:

  • произвести оплату возникшей задолженности по налогам, из-за которой был заблокирован счет;
  • передать запрашиваемые налоговой документы;
  • исполнить требования ИФНС;
  • подать сведения о работниках по НДФЛ.

Исполнив требования, которые предъявляет фискальная служба, налогоплательщику следует созвониться с отделом камеральных проверок налоговой. Во время разговора необходимо проинформировать их об выполнении поставленных условий. Как правило, отправлять письменную просьбу разблокировать счет нет надобности. Но по желанию налогоплательщика, для надежности, можно это сделать. После выполнения указанных операций расчетный счет разблокируют по прошествии суток.

На период нахождения счета под арестом оказывает влияние время в течении которого налогоплательщиком будут выполнены требования налоговой службы. Арест со счета будет снят на следующий день после выполнения допущенных нарушений.

Возможно возникновение ситуаций, когда сотрудниками фискальной службы проводится неправомерное блокирование счетов. При таком развитии событий есть возможность вынудить налоговую службу согласиться с тем, что их постановление было неправомерным. Добившись такого решения можно получить начисление процентов от денежных средств заблокированных на счету. Возможные причины, когда фискальную службу можно разоблачить в неправомерных действиях и получить денежное возмещение:

  • счет был заблокирован по истечении срока на принятие такого решения;
  • налоговой с опозданием отправлено уведомление в банк для разблокирования счета;
  • не в установленный период времени было принято решение о снятии ареста.

Хотя система «БанкИнформ» была создана прежде всего для банков, все компании РФ имеют возможность воспользоваться ею, чтобы не пострадать из-за бесчестных партнеров.

Имея информацию об ИНН налогоплательщика можно узнать всю информацию о блокировании счета, включая даты и номера решений.

Приостановление операций по счетам является одной из наиболее действенных мер, обеспечивающих исполнение организацией и индивидуальным предпринимателем обязанностей, предусмотренных НК РФ.

В 2018 году оснований для использования этой меры стало больше. Отдельным вопросам, связанным с приостановлением операций по счетам, посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

В чём заключается режим приостановления операций по счетам?

Приостановление операций по счёту - это особый порядок совершения расходных операций.

Все расходные операции по счёту запрещаются, кроме прямо разрешённых статьёй 76 НК РФ.

Зачисление средств на счёт происходит в обычном порядке.

Какие платежи исполняются в период действия решения о приостановлении операций?

Платежи в бюджеты в счёт уплаты налогов, страховых взносов и платежи, очерёдность исполнения которых предшествует исполнению обязанности по уплате налога.

Очерёдность исполнения платежей установлена статьёй 855 ГК РФ.

К третьей очереди отнесено списание средств:

  • в оплату труда (исключение из общего правила о приоритете исполнительных документов),
  • по поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов, сборов, а также по поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов (в данном случае имеется в виду погашение в принудительном порядке задолженности по уплате обязательных платежей).
Четвёртая очередь - иные исполнительные документы.

Пятая очередь - иные платежи, в том числе, перечисление налога на основании поручений налогоплательщика.

Тем самым, в период действия режима приостановления операций по счетам, независимо от даты предъявления к счёту, не исполняются поручения налогоплательщика, за исключением его расчётов по оплате труда и налогам, страховым взносам.

Как исполняются требования, относящиеся к одной очереди?

В порядке календарной очерёдности поступления платёжных документов. Это означает, что если поручения налогового органа на списание средств в уплату налога к счёту не предъявлялись, платежи налогоплательщика на оплату труда исполняются без ограничений.

Поручение налогоплательщика на перечисление зарплаты будет иметь приоритет в исполнении перед поручением налогового органа на списание задолженности, если оно поступило в банк раньше, чем поручение налогового органа.

Но соответствующие платежи должны фактически относиться к расходам на оплату труда. Согласно определению Верховного суда № 309-КГ18-1269 от 23 марта 2018 года, если спорные перечисления выдачей зарплаты не являлись, банк, который должен был знать о действительном назначении денежных средств, будет нести ответственность по статье 134 НК РФ.

Банк в период режима приостановления операций станет осуществлять дополнительный контроль за назначением платежа, указанного налогоплательщиком, чтобы не допустить нарушений при списании денежных средств.

В какой очерёдности будут исполняться поручения налогоплательщика на уплату налога и поручения налогового органа на взыскание налога с этого же налогоплательщика?

Поручение налогового органа (то есть, платежи в принудительном порядке), подлежат исполнению в третью очередь. Платежи по налогам, производимые на основании распоряжений налогоплательщика, - в пятую очередь.

Исполнительные документы, предъявленные к счёту и предусматривающие списание средств в пользу коммерческого кредитора, имеют приоритет перед платежами налогоплательщика в бюджет?

Из разъяснений Минфина (в частности, письмо № 03-02-07/1/9544 от 5 марта 2014 года) можно сделать вывод, что под «платежами, предшествующими исполнению обязанности по уплате налогов» понимаются платежи по исполнительным документам 1 и 2 очереди, указанные в пункте 2 статьи 855 ГК РФ.

То есть, это те платежи, которые предшествуют исполнению поручений налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов.

Возможен второй подход к толкованию этого словосочетания. Он основан на том, что «поручение налогоплательщика на списание денежных средств в счёт уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации» - это тоже исполнение обязанности по уплате налога, а она отнесена к пятой очереди.

В предшествующей редакции пункта 2 статьи 855 ГК РФ, в статьях федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год списание средств по расчётным документам, предусматривающим платежи в бюджеты, относилось к одной очереди (независимо от основания уплаты – добровольное или принудительное). Но впоследствии Федеральным законом № 345-ФЗ от 2 декабря 2013 года правовое регулирование очерёдности списания денежных средств со счёта было изменено.

Поэтому платежи, очерёдность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, - это платежи, отнесённые к первой-четвёртой очереди.

Встречается промежуточная позиция, согласно которой приостановление расходных операций по счёту налогоплательщика только по причине непредставления им налоговой декларации, при отсутствии документально подтверждённой задолженности перед бюджетом, не может препятствовать исполнению судебных решений, вступивших в законную силу (письма Минфина № 03-02-07/1/38928 от 6 июля 2015 года и № 03-02-07/1/15056 от 12 марта 2018 года).

Может ли организация открыть счёт в другом банке, если её счёт в обслуживающем банке заблокирован?

Банкам под угрозой штрафа запрещено открытие новых счетов тем лицам, в отношении которых принято решение о приостановлении операций (пункт 12 статьи 76, пункт 1 статьи 132 НК РФ).

Порядок информирования банков о приостановлении операций и об отмене приостановления операций по счетам (переводов электронных денежных средств) установлен приказом ФНС России № ММВ-7-8/117 от 20 марта 2015 года.

Согласно приказу, информирование осуществляется путём обращения банка:

  • к интернет-сервису «Система информирования банков о состоянии обработки электронных документов»;
  • к единой системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
В них содержится информация из решения о приостановлении операций по счетам (переводов электронных денежных средств) в банке, в частности, номер и дата принятия налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам (переводов электронных денежных средств) в банке с указанием даты и времени (в часах, минутах по московскому времени) его размещения в интернет-сервисе или поступления в СМЭВ.

Можно ли закрыть счёт в период действия решения о приостановлении операций?

Согласно новому пункту 3 статьи 858 ГК РФ, расторжение договора банковского счёта не является основанием для отмены приостановления операций по счёту.

В этом случае меры по ограничению распоряжения счётом распространяются на остаток денежных средств на счёте.

Таким образом, даже при закрытии счёта остаток средств не будет выдан клиенту до отмены приостановления операций по счёту.

Также обратим внимание, что в соответствии с пунктом 8.5 Инструкции Банка России № 153-И от 30 мая 2014 года, в случае прекращения договора банковского счёта при наличии предусмотренных законодательством ограничений распоряжения денежными средствами на банковском счёте и при наличии денежных средств на счёте, внесение записи о закрытии соответствующего лицевого счёта в Книгу регистрации открытых счетов производится после отмены указанных ограничений не позднее рабочего дня, следующего за днём списания денежных средств с банковского счёта.

При каких условиях налоговый орган вправе вынести решение о приостановлении операций по счетам?

Операции приостанавливаются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по семи основаниям, которые, в свою очередь, можно условно объединить в три группы.

К первой могут быть отнесены решения, принимаемые в качестве меры, обеспечивающей взыскание налоговой задолженности.

Ко второй группе - решения, принимаемые в качестве меры, обеспечивающей представление отдельных документов налоговой отчётности.

К третьей группе - решения, принимаемые в качестве меры, обеспечивающей электронный документооборот с налоговым органом.

Что относится к первой группе решений о приостановлении?

Решение, принимаемое в целях обеспечения исполнения собственно решения о взыскании налога (пункт 1 статьи 76 НК РФ). Следует отметить, что помимо решения о взыскании налоговым органом, также должно быть направлено налогоплательщику требование об уплате налога.

Поручение налогового органа на списание денежных средств в уплату налога и решение о приостановлении операций могут направляться к разным счетам налогоплательщика.

К данной группе также относится решение, принимаемое для обеспечения исполнения решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (пункт 10 статьи 101 НК РФ).

Последующая отмена решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения) сама по себе не означает, что решение о приостановлении операций было принято незаконно. Незаконным оно становится в случае его несвоевременной отмены.

Какие основания приостановления операций можно отнести ко второй группе?

Прежде всего, это непредставление налоговой декларации.

Срок принятия решения о приостановлении операций по счетам за непредставление декларации с 2015 года составляет три года и десять рабочих дней со дня установленного НК РФ срока представления декларации.

Данное ограничение по сроку принятия решения распространяется и на декларации, не представленные в налоговый орган до 2015 года.

Могут ли приостанавливаться операции за непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль по итогам отчётного периода?

Приостановление операций за непредставление декларации должно применяться при условии, что определённый документ является налоговой декларацией по содержанию, а не по названию.

За непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по итогам отчётного периода приостановление операций применяться не должно.

Указанный документ не отвечает понятию «налоговая декларация», установленному статьёй 80 НК РФ.

Подобное разграничение двух самостоятельных документов - налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчёта авансового платежа, представляемого по итогам отчётного периода, отражено в пункте 17 постановления Пленума ВАС № 57 от 30 июля 2013 года.

В связи с тем, что декларации по итогам отчётного периода не входят в перечень документов, приведённый в пункте 3 статьи 76 НК РФ, нарушение налогоплательщиком сроков их представления не порождает право налогового органа на приостановление операций по счетам в банке. Данный вывод подтверждается определением Верховного Суда № 305-КГ16-16245 от 27 марта 2017 года.

Правомерно ли приостановление операций по счетам налогового агента при непредставлении им отчётности?

Отчётность налогоплательщика и налогового агента статьёй 80 НК РФ разграничивается.

При этом в главах части второй НК РФ форма отчётности налогового агента может именоваться по-разному: не только расчёт, но и декларация, сведения и т.д.

Пунктом 11 статьи 76 НК РФ предусмотрено, что правила приостановления операций по счетам в банках применяются также в отношении налоговых агентов.

Действует тот же принцип: если налоговый агент не представил в налоговый орган документ, не являющийся налоговой декларацией, то приостановление операций по его счетам в качестве обеспечительной меры на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 76 НК РФ не применяется (пункт 23 постановления Пленума ВАС № 57 от 30 июля 2013 года).

Приостановление операций по счетам по такому основанию, как непредставление декларации, помимо налогоплательщиков возможно в отношении тех лиц, которые, не являясь налогоплательщиками, должны в соответствии с НК РФ представлять налоговые декларации.

Например, глава 21 НК РФ в установленных случаях обязывает представлять налоговые декларации по НДС налоговых агентов, не являющихся налогоплательщиками или являющихся налогоплательщиками, освобождёнными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога.

Непредставление каких ещё форм отчётности влечёт в качестве последствия приостановление операций?

Расчёта сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (пункт 1 статьи 80 НК РФ). Указанный расчёт налоговый агент представляет за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом. За год (налоговый период) - не позднее 1 апреля следующего года (пункт 2 статьи 230 НК РФ).

Если налоговый орган в течение десяти дней по истечении установленного срока не получит от налогового агента расчёт по форме 6-НДФЛ, то имеются основания для принятия решения о приостановлении операций по счетам налогового агента (пункт 3.2 статьи 76 НК РФ).

Приостановление операций по счетам не применяется, если независимо от численности физических лиц, получивших доходы от налогового агента, расчёт сумм НДФЛ представлен в установленный срок на бумажном носителе, а не в электронной форме.

Могут ли приостанавливаться операции по счетам за непредставление расчёта по страховым взносам?

Могут, формально, начиная с 31 августа 2018 года. Соответствующее дополнение включено в пункт 3.2 статьи 76 НК РФ Федеральным законом № 232-ФЗ от 29 июля 2018 года.

Плательщики, производящие выплаты физическим лицам, представляют расчёты по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчётным (отчётным) периодом.

Следует учитывать изложенные в пункте 7 статьи 431 НК РФ ситуации (ошибки, несоответствия, недостоверные персональные данные), при которых расчёт считается непредставленным.

О факте непредставления не позднее дня, следующего за днём получения расчёта в электронной форме (десять дней, следующих за днём получения расчёта на бумажном носителе), плательщику должно направляться соответствующее уведомление.

За непредставление каких расчётов будут приостанавливаться операции по счетам?

Возможно, что налоговые органы будут приостанавливать операции по счетам и за непредставление расчётов, срок представления которых наступил в период с 2017 года до 31 августа 2018 года.

Обратим внимание, что операции могут быть приостановлены и за непредставление расчёта с нулевыми показателями.

По мнению ФНС, отсутствие у плательщика страховых взносов выплат в пользу физических лиц в течение того или иного расчётного (отчётного) периода не освобождает его от обязанности представить в установленный срок в налоговый орган расчёт по страховым взносам с нулевыми показателями (письмо ФНС № БС-4-11/13691@ от 16 июля 2018 года).

Вместе с тем, с учётом судебной практики в отношении налоговых деклараций, смеем предположить, что указанная мера обеспечения может применяться к плательщикам страховых взносов, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, только при непредставлении ими расчёта по итогам расчётного периода (календарного года).

Также отметим, что решение о приостановлении операций направляется налоговым органом в банк в электронной форме.

Форма решения о приостановлении операций утверждена приложением № 14 к приказу ФНС № ММВ-7-8/179@ от 13 февраля 2017 года.

В связи с появлением нового основания для приостановления, изменений в данную форму и в соответствующий формат пока не внесено. Причём новый формат решения требует согласования с Центральным банком.

В течение какого срока налоговый орган может принять решение о приостановлении операций по счетам за непредставление расчётов по форме 6-НДФЛ и расчётов по страховым взносам?

В НК РФ нет пресекательного срока для принятия налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам за непредставление формы 6- НДФЛ и расчёта по страховым взносам.

До введения в НК РФ пресекательных сроков для принятия решения о приостановлении операций за непредставление декларации, в судебной практике встречались примеры признания недействительным решения налогового органа, принятого спустя более, чем три года после возникновения оснований для его принятия.

Суд исходил из того, что превышение разумного срока принятия решения может означать его недействительность (постановление ФАС Московского округа № КА-А40/7460-07 от 8 августа 2007 года).

Налоговому агенту и плательщику страховых взносов можно рекомендовать использовать данный аргумент в том случае, когда налоговым органом было принято решение о приостановлении операций по счетам не сразу (по истечении десяти дней со дня установленного срока для представления расчёта), а спустя какое-то продолжительное время.

Что может быть отнесено к третьей группе оснований для приостановления операций?

Неисполнение обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приёме документов, направленных налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС) через оператора электронного документооборота.

Решение о приостановлении операций принимается в отношении лиц, обязанных представлять налоговые декларации в электронной форме, которые в нарушение пункта 5.1 статьи 23 НК РФ не передали квитанцию о приёме следующих документов:

  • требования о представлении документов,
  • требования о представлении пояснений,
  • уведомления о вызове в налоговый орган.
Квитанция подлежит направлению не позднее шести дней со дня отправки документов налоговым органом.

Решение о приостановлении операций по счетам может быть принято в течение десяти дней после истечения срока, установленного для отправки квитанции.

Следовательно, решение о приостановлении должно приниматься не ранее седьмого дня и не позднее шестнадцатого дня после отправки документов налоговым органом.

Указанные сроки исчисляются в рабочих днях.

Операции не могут быть приостановлены, если налогоплательщиком исполнено полученное требование (уведомление) по существу: представлены документы, пояснения, осуществлена явка вызванного лица в налоговый орган.

Кроме того, налоговый орган не вправе принять решение о приостановлении операций по счетам при неполучении от налогоплательщика квитанции о приеме иных, направленных в электронной форме документов, не являющихся требованием о представлении документов, требованием о представлении пояснений или уведомлением о вызове в налоговый орган.

Что ещё относится к этой группе оснований приостановления операций по счетам?

С 1 июля 2016 года налогоплательщики, обязанные представлять декларации в электронной форме, должны обеспечить получение документов от налогового органа по месту учёта в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота (пункт 5.1 статьи 23 НК РФ).

Отсутствие подключения к электронному документообороту повлечёт приостановление операций по счетам (подпункт 1.1 пункта 3 статьи 76 НК РФ).

Решение об этом может быть принято в течение десяти дней со дня установления налоговым органом факта неисполнения такой обязанности.

Данная обязанность считается исполненной, если организация заключит договор с оператором электронного документооборота «на оказание услуг по обеспечению электронного документооборота с налоговым органом по месту учёта этого лица» и получит квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи.

В каком объёме средства на счёте могут быть заморожены?

За непредставление декларации НК РФ допускает принятие решения о приостановлении операций на всех счетах налогоплательщика и на всю сумму средств на этих счетах.

В таком же объеме могут быть приостановлены операции:

  • с 2015 года - за непередачу налогоплательщиком квитанции о приёме направленных налоговым органом в электронной форме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений или уведомления о вызове в налоговый орган,
  • с 2016 года - за непредставление налоговым агентом формы 6- НДФЛ,
  • с 1 июля 2016 года - за необеспечение обязанности по получению документов от налогового органа по месту учёта в электронной форме,
  • с 31 августа 2018 года - за непредставление расчёта по страховым взносам.
В иных случаях приостановление операций ограничено суммой взыскиваемых средств.

Что делать, когда налоговым органом приняты решения о приостановлении операций в отношении всех счетов налогоплательщика?

Если операции приостановлены для обеспечения исполнения решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов проверки, то блокируемая сумма определяется как разница между задолженностью и стоимостью имущества налогоплательщика, на которое уже наложен запрет на отчуждение (передачу в залог).

Поэтому превышение суммы на счетах, операции по которым приостановлены, над суммой рассчитанной разницы, может быть по обращению налогоплательщика устранено отменой налоговым органом действия решения о приостановлении в соответствующей части.

Решение о приостановлении, принятое в порядке обеспечения исполнения решения по результатам налоговой проверки, может быть отменено при замене налоговым органом приостановления на банковскую гарантию, залог или поручительство (пункт 11 статьи 101 НК РФ).

Налогоплательщиком может быть подано заявление, в котором указаны счета, на которых достаточно денег для исполнения требования, и содержится просьба отменить приостановление операций по другим счетам (пункт 9 статьи 76 НК РФ).

Налогоплательщик вправе обжаловать решение о приостановлении операций по счетам, если налоговым органом нарушена процедура взыскания. Например, не было вынесено решение о взыскании налога или был пропущен срок его вынесения (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда № 09АП-31156/2013 от 7 октября 2013 года).

Налогоплательщик вправе оспаривать расчёт суммы, в отношении которой принято решение об ограничении расходных операций.

Если решение арбитражного суда о признании незаконным решения инспекции о привлечении к налоговой ответственности вступило в законную силу, налоговый орган обязан отменить решение о взыскании налогов, а также решение о приостановлении операций по счетам.

Налогоплательщику следует обжаловать незаконное бездействие налогового органа, которое выражается в непринятии решения об отмене приостановления операций по счетам (постановление Арбитражного суда Московского округа № Ф05-14131/2014 от 8 декабря 2014 года).

Какие ещё защитные меры против приостановления операций возможно предпринять в судебном порядке?

Налогоплательщик может добиться отмены решения о приостановлении операций по счетам, заявив в арбитражном суде по спору с налоговым органом ходатайство о принятии обеспечительных мер.

После принятия судом обеспечительных мер инспекция должна отменить решение о приостановлении операций по счёту применительно к положениям статьи 76 НК РФ (постановление Президиума ВАС № 10765/12 от 25 декабря 2012 года).

Но каждое из оснований для приостановления операций по счетам является самостоятельным и может применяться независимо друг от друга.

Это означает, что если операции по счетам налогоплательщика были приостановлены по двум основаниям, одно из которых прекратило своё действие, то это не влечёт отмены или неисполнения обеспечительных мер, принятых по другому основанию.

Факт принятия судом обеспечительных мер, запрещающих налоговому органу совершать действия по принудительному взысканию налоговой задолженности, при наличии неотмененного налоговым органом решения, принятого в порядке пункта 10 статьи 101 НК РФ, не служит основанием возобновления расходных операций по счетам налогоплательщика.