Росприроднадзор постановка на учет объектов негативного воздействия. Об актуализации учетных сведений объектов нвос


В этом материале мы попытались собрать все последние данные, которые известны относительно всё еще важной и актуальной, но несколько подзабытой теме – внесении информации об объектах НВОС в государственный реестр.

Напомним, что речь идет о законодательно оформленной необходимости для всех предприятий в России, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подать заявку на постановку на учет в государственный реестр данных объектов. Это обязательство впервые было обозначено в документе от 21.07.2014 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (№ 219-ФЗ) . Кроме этого, в законе был четко обозначен двухлетний срок, в течение которого руководители и экологи организаций должны были подать заявку – и завершился он 01.01.2017 года.

За время действия официального периода постановки на учет выявилось значительное количество сложностей как с процессом подачи заявки, так и с простым пониманием того, нужно ли это вообще делать. Для того, чтобы помочь природопользователям разобраться со всеми тонкостями исполнения данного федерального закона, Росприроднадзор регулярно (а особенно часто - в самом конце 2016 года) начал выпускать различные разъяснительные документы – письма и уведомления.

И, хотя они и отвечали на самые популярные запросы относительно внесения в реестр, но вместе с тем порождали всё новые и новые вопросы, с которыми сталкивались природопользователи при попытке подать заявку самостоятельно.

В связи с этим, попробуем дать разъяснения по наиболее актуальным вопросам. Конечно, официально отведенный срок на постановку объекта уже завершился почти полгода назад и Росприроднадзор уже как полгода может штрафовать предприятия за неисполнение положений ФЗ № 219. Однако, пока никто не запрещает встать на государственный учет сейчас и тем самым опередить выписанный штраф.

Начнем с письма № АС-09-00-36/22354 «О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» .

В письме обозначены объекты, которые не подлежат постановке на учет . Объект не осуществляет негативное воздействие, если он:

  • не имеет стационарных источников выбросов;
  • не осуществляет «не бытовые» сбросы;
  • единственным воздействием на окружающую среду является образование, накопление и даже транспортирование отходов
  • не содержит признаков, указанных в пунктах 1-3, 7, 8 критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (с данным постановлением правительства РФ можно ознакомиться ).

Как ставить на учет объекты, расположенные на территории нескольких субъектов РФ . Ответ однозначен: объект ставится на учет по месту нахождения и, соответственно, заявка должна подаваться в местный территориальный орган.

Необходимо ли вносить в реестр строящиеся объекты . Согласно законодательству, ставить на учет необходимо только объекты, уже введенные в эксплуатацию (и делать это необходимо в течение полугода с момента начала процесса эксплуатации).

Подача недостоверных данных ми возможность внесения корректировок . В письме № АС-09-00-36/22354 указано, что если об объекте поданы недостоверные данные, то это влечет за собой штраф в отношении организации согласно ст. 8.5. «Сокрытие или искажение экологической информации» КоАП РФ . Если же имели место быть непреднамеренные мелкие ошибки при заполнении заявки, то их возможно исправить.

Как определяется категория предприятия по степени воздействия на окружающую среду . Категория присваивается в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих НВОС. Особо отмечается, что в случае соответствия объекта критериям из нескольких категорий, он должен быть отнесен к более высокой категории.

Перейдем к положениям уведомления Росприроднадзора «О порядке и особенностях постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет» , которое увидело свет 25.11.2016 года. В уведомлении также содержались несколько важных комментариев.

Куда подавать заявку организациям федеральном и регионального надзора. Объектам НВОС, подлежащим федеральному надзору, положено подавать запрос в территориальный орган Росприроднадзора; регионалам - в орган исполнительной власти по месту нахождения объекта. Отмечается, что в случае отправки запроса не по адресу, его должны переправить в нужную инстанцию в течение 5 дней.

Определение координатов объекта НВОС . Для этого рекомендуется использовать либо имеющейся на предприятии документацией на объект, либо, в случае ее отсутствия или разнице в системе координат, - публичной кадастровой картой. В том случае, если данной информации в организации нет, то некоторые отделения Росприроднадзора допускают использование информации со спутниковых карт.

Где получать актуальные сведения об объемах выбросов, отходов и сбросов. Рекомендуется использовать данные из предоставленных отчетов за 2016 год (по форме 2-ТП и отчетностью по плате за НВОС ).

Наконец, 06.12.2016 г. появилась информация от Росприроднадзора по долгожданной теме: каким объектам не нужно вставать на государственный учет. В уведомлении перечисляется ряд условий, при которых у организации не определяется объект негативного воздействия:

  • согласно критериям отнесения объектов НВОС, объект не может быть определен к какой-либо категории;
  • предприятие образует и накапливает отходы, но не осуществляет деятельность по размещению отходов самостоятельно;
  • предприятие не оказывает иных видов негативного воздействия, обозначенных в критериях отнесения объектов НВОС.

Отметим, что при этом порядок внесения экологической отчетности (к примеру, платы за НВОС ) не зависит от категории предприятия, присвоенной ему после внесения в реестр.

Как видим, Росприроднадзором было внесено множество пояснений в запутанную и не до конца доработанную процедуру постановки на учет объектов НВОС.

Если предоставленных выше пояснений недостаточно, то дополнить их могут специалисты ЭкоВиллеТрейд . Также мы всегда поможем Вашему предприятию с внесением в государственный реестр объектов НВОС – подробности .

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ПИСЬМО

Об актуализации учетных сведений объектов НВОС


В целях повышения эффективности работы по ведению государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объекты НВОС), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования направляет методические рекомендации по актуализации учетных сведений об объектах НВОС и методические рекомендации по снятию с государственного учета объектов НВОС и поручает довести указанные рекомендации до сведения соответствующих уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

А.Г.Сидоров

Приложение 1. Методические рекомендации по актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, включенном в государственный реестр


Приложение 1

I. Основные положения

В соответствии с пунктом 6 статьи 69.2 (далее - Закон N 7-ФЗ) в случае представления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:

а) о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;

б) об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

в) об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;

г) об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления;

сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, (далее - объектах НВОС) подлежат актуализации в реестре.

Согласно пункту 7 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ сведения, указанные в подпунктах "а" и "б", представляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений.

Согласно пункту 8 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ сведения, указанные в подпунктах "а" и "б" подтверждаются документами:

о смене собственника (владельца), осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС (например, выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, копия (выписка) из договора аренды, содействия);

о реорганизации юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС (выписка из единого государственного реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей);

об изменении места нахождения объекта НВОС (например, копия акта приема-передачи).

Актуализация учетных сведений об объекте НВОС осуществляется в порядке, предусмотренном Законом N 7-ФЗ , Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 N 572 .

Документы, подтверждающие необходимость актуализации сведений об объекте НВОС, подаются в тот территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором был поставлен на государственный учет указанный объект НВОС.

При актуализации учетных сведений об объекте НВОС территориальный орган Росприроднадзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции включают информацию об актуализации сведений об объекте НВОС в федеральный или региональные реестры в течение 10 рабочих дней со дня получения документов, подтверждающих необходимость актуализации сведений об объекте НВОС, и выдают юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство об актуализации сведений об объекте (пункты 9 , 10 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ , пункт 31 Правил , форма свидетельства об актуализации - приложение 2).

В соответствии с пунктом 39 Правил территориальный орган Росприроднадзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, включившие сведения об объекте в федеральный государственный реестр или региональный государственный реестр, по заявлению юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объекте, или по своей инициативе вправе исправить допущенные при внесении сведений описки, опечатки и арифметические ошибки. При этом в случае если данные исправления влияют на состав сведений, содержащихся в свидетельстве о постановке объекта на государственный учет или свидетельстве об актуализации сведений об объекте, информация о внесенных исправлениях в течение 5 дней со дня получения соответствующего заявления направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.

Актуализация учетных сведений об объекте НВОС осуществляется на безвозмездной основе (пункт 15 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ , пункт 15 Правил).

II. Порядок подачи документов, подтверждающих необходимость актуализации сведений об объекте НВОС, и их рассмотрения

2.1. В соответствии со статьей 69.2 Закона N 7-ФЗ :

2.1.1. В случае замены юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, реорганизации юридического лица, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий в настоящее время деятельность на объекте НВОС (правопреемник по объекту НВОС), представляет в уполномоченный орган:

документы подтверждающие смену собственника;

документы, подтверждающие реорганизацию юридического лица, осуществлявшего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС;

актуальные сведения об объекте НВОС, включающие информацию о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, принимающем объект НВОС, и уровнях негативного воздействия принимаемого объекта НВОС (в случае их изменения).

2.1.2. В случае изменения наименования юридического лица, его адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, представляет в уполномоченный орган:

документы, подтверждающие изменение наименования юридического лица, его адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;

актуальные сведения об объекте НВОС, включающие информацию о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе.

2.1.3. В случае изменения места нахождения объекта НВОС, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществившим постановку объекта НВОС на государственный учет представляются в уполномоченный орган:

актуальные сведения об объекте НВОС, включающие информацию о месте нахождения объекта НВОС и уровнях негативного воздействия объекта НВОС (в случае их изменения), предусмотренных в пункте 5 Правил .

2.1.4. В случае изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществившим постановку объекта НВОС на государственный учет представляются в уполномоченный орган:

актуальные сведения об объекте НВОС, включающие информацию об изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды и уровнях негативного воздействия объекта НВОС (в случае их изменения), предусмотренных в пункте 5 Правил .

2.1.5. В случае изменения характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществившим постановку объекта НВОС на государственный учет представляются в уполномоченный орган:

актуальные сведения об объекте НВОС, включающие информацию об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления и уровнях негативного воздействия объекта НВОС, предусмотренных в пункте 5 Правил .

2.2. В случае необходимости исправления допущенных при внесении сведений описок, опечаток и арифметических ошибок территориальный орган Росприроднадзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, включившие сведения об объекте в федеральный государственный реестр или региональный государственный реестр, по заявлению юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объекте, или по своей инициативе вправе исправить допущенные при внесении сведений описки, опечатки и арифметические ошибки (пункт 39 Правил).

При этом юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществивший постановку объекта НВОС на государственный учет представляет в уполномоченный орган заявление о необходимости исправления технических ошибок с указанием перечня необходимых исправлений.

В случае, если данные исправления влияют на состав сведений, содержащихся в свидетельстве о постановке объекта на государственный учет или свидетельстве об актуализации сведений об объекте, информация о внесенных исправлениях в течение 5 дней со дня получения соответствующего заявления направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, в том числе посредством выдачи свидетельства об актуализации учетных сведений об объекте НВОС.

2.3. Актуальные сведения, а также документы, подтверждающие необходимость актуализации сведений об объекте НВОС, могут быть представлены юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в уполномоченный орган как в электронном виде с использованием средств ФГИС "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" посредством заполнения электронного средства формирования заявки в "Личном кабинете", размещенного по адресу https://lk.fsrpn.ru или Модуля природопользователя, опубликованного на официальном сайте Росприроднадзора в сети "Интернет", так и посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении.

2.4. При актуализации учетных сведений об объекте НВОС на основании поступивших сведений может быть изменена категория объекта НВОС в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду и (или) может быть принято решение о включении (исключении) объекта в перечень (из перечня) объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (пункт 29 Правил).

2.5. Территориальный орган Росприроднадзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции включают информацию об актуализации сведений об объекте в федеральный или региональные реестры в течение 10 рабочих дней со дня получения документов, подтверждающих необходимость актуализации сведений об объекте НВОС, и выдают юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство об актуализации сведений об объекте.

В случае изменения категории объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду, включения (исключения) объекта в перечень (из перечня) объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, на основании сведений, поступивших при актуализации учетных сведений об объекте, в свидетельство об актуализации сведений об объекте включаются сведения об указанных изменениях (пункт 32 Правил).

2.6. В соответствии с пунктами 30 и 31 Правил :

2.6.1. В случае если при актуализации учетных сведений об объекте НВОС принято решение о включении объекта в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, сведения об объекте, включенные в региональный государственный реестр, а также сведения и документы о необходимости актуализации учетных сведений направляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в электронном виде с использованием средств государственного реестра в течение 5 рабочих дней со дня получения таких сведений и документов в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора.

Территориальный орган Росприроднадзора включает информацию об актуализации сведений об объекте в федеральный реестр и выдает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство об актуализации сведений об объекте НВОС в течение 10 рабочих дней со дня получения сведений и документов, подтверждающих необходимость актуализации сведений об объекте НВОС.

2.6.2. В случае если при актуализации учетных сведений об объекте принято решение об исключении объекта из перечня объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, сведения об объекте, включенные в федеральный государственный реестр, а также сведения и документы о необходимости актуализации учетных сведений направляется территориальным органом Росприроднадзора в электронном виде с использованием средств государственного реестра в течение 5 рабочих дней со дня получения таких сведений и документов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно своей компетенции включает информацию об актуализации сведений об объекте в региональный реестр и выдает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство об актуализации сведений об объекте в течение 10 рабочих дней со дня получения сведений и документов, подтверждающих необходимость актуализации сведений об объекте.

2.7. В случае непредставления юридическими лицами, индивидуальными предприниматели по собственной инициативе сведений и документов, необходимых для включения объекта в государственный реестр, для актуализации учетных сведений об объекте и исключения сведений об объекте из государственного реестра и находящихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно запрашивают такие сведения и документы с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

2.8. Запрещается требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя при актуализации учетных сведений об объекте или снятии объекта с государственного учета:

.

2.9. При поступлении информации, необходимой для актуализации учетных сведений, в электронном виде с использованием средств ФГИС "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" посредством "Личного кабинета", размещенного по адресу https://lk.fsrpn.ru, или Модуля природопользователя, опубликованного на официальном сайте Росприроднадзора в сети "Интернет", свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте НВОС формируется и направляется юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в электронном виде.

2.10. При поступлении информации, необходимой для актуализации учетных сведений, посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о получении, свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте НВОС направляется юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о получении.

2.11. В случае поступления соответствующего запроса юридического лица или индивидуального предпринимателя, подавшего сведения и документы о необходимости актуализации учетных сведений об объекте НВОС, о представлении свидетельства об актуализации учетных сведений об объекте НВОС почтовым отправлением, уполномоченный орган на безвозмездной основе направляет юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю запрашиваемое свидетельство почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о получении.

Приложение 2. Форма. Свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду

Приложение 2


(форма)

СВИДЕТЕЛЬСТВО
об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду

Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выдано

и подтверждает актуализацию сведений об эксплуатируемом объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду,

местонахождение объекта

(код объекта* указывается в соответствии с , утвержденным )

критериями , утвержденными )

включенном в

государственный реестр объектов, оказывающих

негативное воздействие на окружающую среду.

Перечень актуализированных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду:

(указываются все актуализированные сведения об объекте в соответствии с , а также об изменении категории в соответствии с критериями , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 и/или уровнем государственного экологического надзора в соответствии с критериями , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 N 903)

Основания актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на

окружающую среду:

(сведения о реквизитах заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя о необходимости актуализации сведений об эксплуатируемом объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с пунктами 6 и 8 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды")

________________
* Код объекта при актуализации не меняется согласно пункту 2 Порядка формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам , утвержденного приказом Минприроды России от 23.12.2015 N 553).

Приложение 3. Методические рекомендации по снятию с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

Приложение 3

1. В соответствии с пунктом 11 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ , снятие с государственного учета объектов НВОС осуществляется по месту постановки их на учет в связи с представлением юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями сведений о прекращении деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

2. Документом, подтверждающим прекращение деятельности на объекте НВОС является акт о его консервации или ликвидации (пункт 12 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ).

3. Копию акта о консервации, ликвидации объекта юридическое лицо, индивидуальный предприниматель направляют в территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту постановки объекта НВОС на учет.

4. Территориальный орган Росприроднадзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции исключают объект НВОС из федерального или регионального реестра в течение 10 рабочих дней со дня получения документов, подтверждающих прекращение деятельности на объекте НВОС, и выдают юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о снятии объекта НВОС с государственного учета (пункт 13 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ , пункт 34 Правил).

5. В случае непредставления юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями по собственной инициативе сведений и документов, необходимых для исключения сведений об объекте из государственного реестра и находящихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно запрашивают такие сведения и документы с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

6. Запрещается требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя при снятии объекта с государственного учета:

а) представления сведений и документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с постановкой на государственный учет, актуализацией учетных сведений об объекте, снятием с государственного учета объекта;

б) представления сведений и документов, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" .

7. При поступлении сведений и документов о необходимости снятия объекта НВОС с государственного учета в электронном виде с использованием средств ФГИС "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" посредством "Личного кабинета", размещенного по адресу https://lk.fsrpn.ru или Модуля природопользователя, опубликованного на официальном сайте Росприроднадзора в сети "Интернет", свидетельство о снятии объекта НВОС с государственного учета формируется и направляется юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в электронном виде.

8. При поступлении сведений и документов о необходимости снятия объекта НВОС с государственного учета посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о получении, свидетельство о снятии объекта НВОС с государственного учета направляется юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о получении.

9. В случае поступления соответствующего запроса юридического лица или индивидуального предпринимателя, подавшего документы о необходимости снятия объекта НВОС с государственного учета, о представлении свидетельства о снятии объекта НВОС с государственного учета почтовым отправлением, уполномоченный орган на безвозмездной основе направляет юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю запрашиваемое свидетельство почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о получении.

Приложение 4. Форма. Свидетельство о снятии с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду

Приложение 4


(форма)

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о снятии с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду

Настоящее свидетельство в соответствии с положениями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выдано

(наименование юридического лица/фамилия, имя, отчество (при наличии) для индивидуального предпринимателя, указывается полностью)

и подтверждает снятие с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду,

(наименование объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду)

местонахождение объекта

(адрес местонахождения, код территории в соответствии с общероссийским классификатором территорий муниципальных образований , координаты угловых точек объекта)

код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду,

(код объекта указывается в соответствии с Порядком формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам , утвержденным приказом Минприроды России от 23.12.2015 N 553)

(категория присваивается в соответствии с критериями , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029)

включенного в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду,

в связи с прекращением деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на

окружающую среду путем:

(консервация или ликвидация объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду)

Основания снятия с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие

на окружающую среду:

(сведения о реквизитах заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя о прекращении деятельности на объекте, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и реквизитах акта о консервации или ликвидации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с пунктами 11 и 12 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды")

Свидетельство применяется во всех предусмотренных законодательством случаях и подлежит замене в случае изменения приведенных в нем сведений, а также в случае порчи, утраты.

(должность, электронная подпись, ФИО ответственного лица территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования)

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Действующее законодательство обязывает юридических и физических лиц ставить на государственный учет объекты, которые наносят вред окружающей среде. Что относится к данным объектам?Какие категории объектов, оказывающих негативное воздействие, утверждены законодательством? Как поставить их на учет? Ответы на эти и другие вопросы – в нашем материале.

Что относится к объектам негативного воздействия?

Определение данного термина приведено в законе «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. В соответствии с ним, объект негативного воздействия – это объект капитального строительства (или иной объект), а также группа объектов, расположенных в пределах одного или нескольких земельных участков и имеющих единое назначение. Под негативным воздействием на окружающую среду (НВОС) подразумевается осуществление деятельности, в результате которой происходят негативные изменения в окружающей среде.

Категории объектов

Деление на категории объектов, оказывающих негативное воздействие, позволяет ужесточить контроль за опасными производствами и ослабить контроль за предприятиями, которые оказывают минимальное НВОС. За отнесение хозяйствующего субъекта к той или иной категории отвечает Росприроднадзор. Окончательное решение принимается после тщательного анализа сведений об исследуемой организации и сопоставления их с критериями, утвержденными Правительственным постановлением от 28.09.2015 № 1029.

В ст. 4.2 закона № 7-ФЗ перечислены следующие категории объектов:

  • I категория (сильное воздействие). Сюда относятся химические и металлургические предприятия, мясокомбинаты, объекты обезвреживания и захоронения отходов и пр.
  • II категория (умеренное воздействие). К данной категории относятся атомные электростанции, заводы по производству силикатного кирпича, фермы по разведению крупного рогатого скота, птицы и пр.
  • III категория (незначительное воздействие). В эту категорию входят субъекты, не относящиеся к I и II категории, а также те, которые попадают в вышеперечисленные категории, но их производственные мощности меньше критериев, определенных для двух предыдущих категорий.
  • IV категория (минимальное воздействие). Объекты 4 категории оказывают негативное воздействие в незначительных масштабах. К ним относятся офисы, образовательные и социальные учреждения, торговые объекты и пр. Как правило, данные организации освобождаются от платы за НВОС, но окончательное решение принимает Росприроднадзор.

При отнесении хозяйствующего субъекта к конкретной категории принимаются во внимание критерии, установленные Правительством РФ в постановлении № 1029. К основным критериям относятся:

  • масштабы деятельности;
  • уровень загрязнения;
  • опасность отходов, выбрасываемых объектом;
  • сфера, загрязняемая в ходе осуществления деятельности.

Постановка на учет

Юридические лица и ИП должны самостоятельно подавать заявки на постановку на учет объектов, загрязняющих окружающую среду. Если заявка была подана несвоевременно или владелец бизнеса вовсе проигнорировал данное требование – ИП и юрлицам придется уплатить крупный штраф в размере от 30 до 100 тыс. рублей, а должностным лицам от 5 до 20 тыс. руб. (ст. 8.46 КоАП РФ). Основные правила постановки объектов на учет приведены в Постановлении Правительства РФ от 23.06.2016 № 572.

В соответствии с п. 2 ст. 69.2 закона № 7-ФЗ постановка на учет объектов, оказывающих негативное воздействие, должна быть произведена в течение 6 месяцев со дня введения их в эксплуатацию. На учет не ставят непроизводственные объекты, которые подключены к городской канализации и не имеют собственных котельных. К ним относятся офисы, торговые здания, школы, детские сады и др.

В обязательном порядке должны быть поставлены на учет предприятия, которые загрязняют атмосферу выбросом вредных веществ или сбрасывают загрязняющие вещества в системы канализации или водные объекты.

Как происходит процедура постановки на государственный учет? Прежде всего, владелец бизнеса должен составить заявление по форме, утвержденной Приказом Минприроды от 23.12.2015 № 554. Заявление следует подать в территориальный орган Росприроднадзора или в Минприроды региона. В Росприроднадзоре регистрируют предприятия, которые подлежат государственному экологическому надзору.

Государственные ведомства имеют право отказать в регистрации, если в заявлении не указана вся необходимая информация. Решение об отказе с указанием причин будет направлено владельцу объекта в течение 5 рабочих дней с момента получения заявки. Если сотрудники ведомства установят, что объект должен быть поставлен на учет – они известят об этом лицо, подававшее заявление.

Плата за НВОС

Организации и ИП обязаны вносить плату за причинение вреда окружающей среде . Это указано в ст. 16.1 закона № 7-ФЗ. Исключение составляют предприниматели и фирмы, которые осуществляют деятельность только на объектах, относящихся к IV категории. Присвоение данной категории должно быть подтверждено соответствующим свидетельством.

Размер платы рассчитывается ответственными лицами самостоятельно. Для исчисления платы необходимо умножить платежную базу по каждому загрязняющему веществу на соответствующую ставку указанной платы с учетом коэффициентов. Затем эти показатели суммируются. Платежной базой для расчета размера платы является масса или объем выбросов вредных веществ.

Владельцы загрязняющих производств обязаны ежегодно подавать в территориальное управление Росприроднадзора годовую декларацию , в которой они произвели расчет суммы платы по объекту негативного воздействия. Декларацию необходимо сдать до 10 марта следующего за отчетным года.

Ставки платы по каждому виду негативного воздействия на окружающую среду установлены постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2016 № 913. Размеры ставок указаны из расчета на 1 тонну конкретного загрязняющего вещества.

Все юридические лица индивидуальные предприниматели, ведущие хозяйственную деятельность, начиная с 1 января 2015 в течение 2 лет обязаны поставить на государственный учёт объекты в собственности, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. Разработана специальная форма заявки о постановке на государственный учет объектов НВОС. Регламентирующий закон – п. 3 статья 11, № 219-ФЗ от 21.07.2014

Таким образом, если предприятие содержит на балансе потенциально опасные объекты, то в срок до 1 января 2017 им необходимо .

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки о постановке на государственный учет объектов НВОС классифицируется как административное правонарушение (Административный кодекс РФ, ст. 8.46).Размер штрафа:

  • 5 000 – 20 000 рублей – для должностных лиц;
  • 30 000 – 100 000 рублей – для ПБОЮЛ и юридических лиц.

Форма заявки

Свидетельство о постановке на учет

Специалисты ЭкоПромЦентра разобрались и практически отработали процесс постановки на учет. Скажем, далось это нелегко! Но все трудности преодолены и вот теперь первые Свидетельства на постановку на учет для своих клиентов мы получили!

Упрощенный порядок заказа услуги

Для ускорения процесса обмена документами при заказе услуги ЭкоПромЦентр разработал оферту. Нужно просто ознакомиться с ней, запросить и оплатить счёт.

Категории опасности объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

(В соответствии с пунктом 1, статья 4.2, ФЗ-7)

Порядок постановки на государственный учет

Порядок постановки на государственный учёт устанавливает “Закон об охране окружающей среды” от 21.07.2014 № 219-ФЗ.Для северо-западного региона Органом, ответственным за постановку опасных объектов на государственный учёт, является Департамент Росприроднадзора по СЗФО.23 июня 2016 были утверждены и опубликованы Правила создания и ведения государственного реестра объектов , оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Мы приводим документ полностью (источник – Государственный информационный портал):

Форма заявки о постановке на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на ОС

Учреждена форма заявки для объектов оказавших негативное воздействие о постановке на государственный учёт законом № 554-ФЗ от 23.12.2013 (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201).Данный документ вступает в силу сразу после утверждения порядка создания и ведения госреестра объектов оказывающих НВОС. http://regulation.gov.ru/projects#npa=20507

Статья 69.2. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, актуализация учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, снятие с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

1. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

2. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

3. Форма заявки о постановке на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

4. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявки о постановке на государственный учет обязан осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта.

5. Порядок формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их присвоения соответствующим объектам устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. Сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:

о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;

об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;

об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

7. Сведения, указанные в абзацах втором и третьем пункта 6 настоящей статьи, представляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений.

о смене собственника (владельца), осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;

о реорганизации юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;

об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

9. При актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, выдается свидетельство об актуализации учетных сведений.

10. Свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, выдается юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи ими документов, предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи.

11. Снятие с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется по месту постановки их на учет в связи с представлением юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями сведений о прекращении деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

12. Документом, подтверждающим прекращение деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, является акт о его консервации или ликвидации.

13. При снятии с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю выдается свидетельство о снятии с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи соответствующих сведений и документов.

14. Федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, самостоятельно запрашивают с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия документы, указанные в пунктах 8 и настоящей статьи (содержащиеся в них сведения), в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (содержащиеся в них сведения) находятся в распоряжении таких органов или организаций. Юридические лица или индивидуальные предприниматели вправе представить указанные документы по собственной инициативе.

15. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, актуализация учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и снятие с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются без взимания платы.