Даугавпилс: Новое Строение. Даугавпилс



НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ.
Тут же неподалеку [от БОРИСОГЛЕБСКОГО СОБОРА], в окружении столетних лип, стоит еще одна русская церковь: старообрядческий храм св. Николы. Старообрядцы стали прибывать в Латгалию во второй половине XVII века. Поток беженцев продолжился и при Петре I. Старообрядцы, приверженцы старых обычаев, не принимали его заморские новшества. Ирония судьбы заключалась в том, что путь тверских изгнанников лежал на запад - в ту самую Ливонию, откуда поначалу и приходили петровские нововведения. Несмотря на всевластие католической церкви, обстановка в польской Инфлянте была более вольготной: Латгалия стала их второй родиной.
Жестокие преследования на родине, строгость религиозных предписаний сделали раскольников отличными от их собратьев. «Старообрядцы, - писал ученый краевед Без-Корнилович, - трезвы, расторопны, трудолюбивы, но горды и недоверчивы: между ними честное слово действительнее всяких письменных обязательств. В избах и одежде соблюдают чистоту и опрятность; любят жить в довольстве, занимаются домостроительством, пчеловодством, извозами: по деревням скупают мед, воск, сушеные белые грибы, полотна, нитки; у помещиков в садах закупают яблоки, груши, ягоды; развозят их по городам и местечкам». Церковь строилась в 20-е годы XX века, и в ее внешнем облике, несомненно, проступает желание подчеркнуть, что старообрядцы придерживаются не только русской архитектурной традиции, но и причастны к западной почве, с которой их связывает многовековая история.

«По Латгалии» Л.Л. Тайван, Москва «Искусство» 1988 г.

Фундамент храма заложен в 1908-м году. До высочайшего царского Манифеста (1905) "О началах веротерпимости" староверам запрещалось строить молитвенные здания в виде церкви. Если на первом этапе работы по возведению храма продвигались довольно скоро, то позднее дело затормозилось из-за некоторых несогласий в строительстве. Первая мировая война, спешившая вслед за ней революция и совсем остановили задуманное. После столь трагических событий населению города нечего было пожертвовать на храм. Но как сказано в Библии, время разбрасывать и время собирать камни. Делегаты IV Вселатвийского съезда Старообрядческой церкви в 1925 году твердо высказались за завершение строительства храма. Особую моральную и материальную поддержку идея получила у депутата Сейма от староверов М.А.Каллистратова, который вышел с ходатайством к правительству о государственном субсидировании. В результате было выделено 1,5 миллиона рублей. Остальная сумма собиралась всем миром: двинчане вносили материальные пожертвования, безвозмездно трудились на строительстве, выделяли гужевой транспорт. Каждому в отдельности для свершения общего дела помогала молитва. Постепенно вырисовывалась симметричная композиция всего здания, в архитектуре которого переплелись русские и западные традиции.
21 сентября 1928 года, на праздник Рождества Богородицы, состоялось всенощное бдение и освещение храма, строительство которого затянулось на 20 лет. На радостное и долгожданное событие съехались 30 духовных наставников, депутаты Сейма, представители старообрядческих общин из Риги, Екабпилса, а также из Двинского, Резекненского и Илукстского уездов. С.Е.Щербаков, председатель Совета общины, обратил слова христианской благодарности к депутату М.А.Каллистратову, инженеру-производителю работ Ж.Комиссару, духовному отцу Авдию Иосифовичу Екимову.
Но богослужения в храме прервали трагические события Второй мировой войны. В 1941-м от него остались лишь изуродованные бомбежкой стены. По окончании войны двинчане-староверы во главе с наставником отцом Даниилом Михайловым и председателем Совета общины Г.А.Танеевым приложили немало усилий для восстановления многострадального храма. Активное содействие оказывали прихожане общины. Значительные пожертвования икон внесли московские староверы. По результатам научных исследований более 600 книг и икон храма вошли в реестр художественных ценностей республики.

Жанна ЧАЙКИНА газета "Сейчас" июль 2008 г.
http://www.dautkom.lv/?lang=ru&id=22&year=2008&month=7&n=286&item=2921

17 апреля 1905 года Кабинетом Министров было принято постановление «О укреплении начал веротерпимости», снявшее ряд ограничений для приверженцев старой веры. 1-я Новостроенская старообрядческая община в Двинске была зарегистрирована 6 августа 1907 года и вскоре обратилась в городское самоуправление с просьбой об отводе участка земли для строительства храма. Принимая во внимание отсутствие культового здания в этой части города, управа выделила землю безвозмездно. В 1908 году состоялась торжественная закладка первого камня храма. К 1914 году были возведены стены на высоту двух этажей. Началась война, затем - революция. Строительство было приостановлено, стены стояли без крыши до 1926 года. Через своего представителя – депутата Сейма Латвийской Республики Мелетия Каллистратова – совет 1-ой Даугавпилсской Новостроенской общины обратился в правительство с ходатайством о выделении государственных средств на окончание стройки, которое было удовлетворено. Техническое руководство строительными работами было доверено инженеру Ж. Комисару. Освящение храма состоялось 22 сентября 1928 года. Во время Второй Мировой войны храм сильно пострадал от пожара. После войны началось его медленное восстановление силами прихожан. По мере сил помогали и другие приходы Латвии и Москвы. В 1966 году из Орехово-Зуева были переданы иконы старого палехского письма. В 1988 году, к празднику 1000-летия крещения Руси было завершено устройство шестиярусного иконостаса. В 1993 году рядом с храмом была построена небольшая часовня для совершения заупокойного чтения псалтыри по умершим.
Имя архитектора - автора проекта храма нам неизвестно. Величественный замысел зодчего, обусловленный стремлением воплотить в камне творческий потенциал староверия, вынужденно пребывавший под запретом, был осуществлен, несмотря на трудные обстоятельства строительства. Объемная композиция храма строго канонична. Четко читается кубический основной объем, перекрытый четырехскатной крышей и увенчанный большой главой с крестом. Малая глава и пологий шатер возведены также над колокольней. Первоначальная форма глав была очень изящна и имела хорошие пропорции. Барабан большой главы открывался в интерьер храма, освещая его через шесть окон. Кровля и главы храма сгорели во время войны. Теперь мы видим главы, восстановленные в трудных условиях советского времени. К сожалению, их форма несовершенна, пропорции грузные, свет не проникает в интерьер. С такими главами образ храма, посвященного Богородице, частично потерял свою прежнюю устремленность в небо, изящность пропорций.
Алтаря нет, как и положено в моленных, но на восточном фасаде сделана небольшая прямоугольная пристройка, соответствующая нише в интерьере. Восточный фасад украшен тремя фресками-иконами в киотах. Пониженная трапезная часть храма зрительно подчеркивает вертикаль колокольни. Колокольня решена в виде прямоугольной башни, «вырастающей» из крыши двухэтажной западной пристройки. Эта лапидарная форма, как влияние региональных традиций, привнесена из деревянного зодчества староверов даугавпилсского региона. Такое решение часто встречается в сельских молельнях. Фасады храма решены в русском стиле с элементами модерна. Влияние стиля модерн ясно читается в форме трех высоких порталов (h = 16 m), украшающих западный, северный и южный фасады храма. В 2002 году над входом установлена икона святителя Николая Чудотворца, канонически точно выполненная Николаем Портновым.
Планировочное решение здания очень лаконичное и ясное: узкий притвор, направо из него – крестильня, налево – лестница на хоры, затем невысокое пространство под хорами, отделенное столпами и арками от основного помещения храма. Основное пространство высокое, просторное, перекрыто плоским перекрытием, решенным в виде подвесного многогранного «неба», на котором читается крест. С потолка спускаются три красивых паникадила. Украшением интерьера служит высокий иконостас. Деисис, праздничный ряд иконостаса и две храмовые иконы - работы вильнюсского мастера-иконописца Ивана Михайлова (1893 – 1993). В центральной части восточной стены устроена ниша, в которой стоит престол с большим Распятием.

Источники информации:
1) Kaminska R., Bistere A. «Sakrālās arhitektūras un mākslas mantojums Daugavpils rajonā», Rīga 2006.
2) Гузик А., Жилко А. «Старообрядческие храмы Даугавпилса», SAB – 1999.

September 18th, 2016 , 02:04 pm

Во второй половине дня я отправился из Каунаса в Даугавпилс на автобусе "Эколайнс". Дорога заняла 4,5 часа, и чтобы скрасить время в пути нам показали парочку наших современных фильмов. Причём одна молодая девица хотела за всех решить выключить телек, но ей предложили пересесть в конец автобуса. Фильмы, действительно, были посредственными (первый не помню, а второй - "Не торопи любовь" с Пеговой), но время скоротали...


Устроился я на 2 ночи в небольшом отеле "Лео", который можно даже назвать мотелем. Здесь всего 7 номеров, а входы со двора. Сингл с завтраком стоил 35 евро, и на Букинге отель имеет очень высокие 8,5.

Думаю, здесь должно понравиться ностальгирующим по СССР. Полотенца были настолько застираны, что на них просто не осталось ворса! Персонал - очень возрастные женщины, которые на завтрак давали печенье "Юбилейное", причём не современное российское, а именно такое, какое было в моём детстве.

Даугавпилс - это второй город Латвии, население - 95 тыс. Большинство жителей - русские (54%). Латышей всего 20%, но латышскую речь я здесь вообще ни разу не услышал.

Главной пешеходной улицей города является улица Ригас, здесь я решил подкрепиться в "Хесбургере". Это финская сеть фастфуда, довольно популярная в Прибалтике. За мой же столик присела какая-то баба лет на 10 старше меня и стала читать лекцию о вреде бургеров. Лишь высочайшая культура помешала мне спросить "А ты чего сюда припёрлась?". Но больше всего меня позабавила её фраза: "У Вас странный акцент. Какой Ваш родной язык?". То есть, для русскоязычной жительницы Латвии русский язык москвича показался странным))

В 2009 г. торжественно установили памятник европейской болотной черепахе, чей ареал северной границей пересекает территорию Латвии. На церемонии открытия присутствовали, среди прочих лиц, автор скульптуры И.Фолкманис и директор Латгальского зоосада М.Пупиньш.

А вот как убого выглядит сам Латгальский зоосад, который, кстати, получает приличные деньги от Евросоюза на разведение черепашек.

Недалеко от черепахи находится памятник латгальской керамике (2012). Т.к. композиция относительно хрупкая, то мэр Ж.Кулакова призвала горожан хранить памятник от вандалов. Кстати, интересно было прочитать в "Википедии", что к власти в 2011 г. Кулакова пришла в результате местного переворота.

Здесь же стоит римско-католический костёл Святого Петра (1845-48). Первоначально здание венчала квадратная башня, но в 1920-30 годах над зданием был сооружен купол. Храм после реконструкции напоминает уменьшенный Собор Святого Петра в Ватикане.

Хороший городской ориентир - "Парк Отель Латгола", расположенный в самом центре. Причём цены тут довольно демократичные - дабл можно взять за 43 евро.

Рядом стоит Дом Единства, построенный в 30-е годы. Чего в нём только не было - и типография, и гостиница, и бассейн, и дом культуры, и армейский магазин, и универмаг, и дом пионеров, и зал игровых автоматов. Сейчас же здесь тоже полный набор учреждений - Даугавпилсский театр, Латгальская центральная библиотека, Центр латышской культуры, банк, туристический центр, фитнес-центр, книжный магазин и ресторан.

Трамвай в Даугавпилсе появился в 1946 г. Сейчас в городе 3 маршрута.

Любимым местом встречи для жителей Даугавпилса является расположенный в центре сквера Пумпура фонтан “Девочка с лилией”.

Также в сквере находится православная часовня Св. Александра Невского. Она стоит на месте одноимённого собора, который был взорван в 1969 г. Рядом можно видеть памятный камень жертвам красного террора.

Современный герб Даугавпилса был придуман в 1925 г. В его верхней части изображена лилия, которая указывает на то, что город был основан рыцарями Ливонского ордена. В 1275 г. магистр ордена барон Эрнст фон Ратцебургзаложил каменный замок Динабург.

А кирпичная стена внизу символизирует Даугавпилсскую крепость.

Строительство крепости было начато в 1810 г. велением Александра I в преддверии войны с Наполеоном с целью укрепления западной границы Российской империи. А освящение состоялось в 1833 г. в присутствии Николая I и высшего духовенства России.

Фонтан из чугунных пушек был открыт к столетию Отечественной войны 1812 г.

В советское время в крепости размещалось военное училище. А затем территория пришла в запустение.

Честно говоря, меня поразила разруха крепости. А ведь это одна из визитных карточек Даугавпилса!

В каких-то местах идёт облагораживание и реставрация, но работы тут на многие годы.

26 июня 1941 г. город заняли немецкие войска, в цитадели был организован лагерь для советских военнопленных «Stalag-340». Осенью 1942 г. здесь находился попавший в плен татарский поэт Муса Джалиль (1906-44). После этого он вступил в татарский легион "Идель-Урал", но при этом занимался подпольной деятельностью. В августе 1943 г. его арестовало гестапо, и через год Джалиль был казнён в Берлине.

Даугавпилсский университет был основан в 1921 г. Сейчас здесь 5 факультетов, но до начала XXI в. это был исключительно педагогический универ.

Вообще, в застройке Даугавпилса встречается необычно большое количество зданий, выполненных из красного кирпича.

Также в городе можно встретить и здания в югендстиле.

А кинотеатр "Даугава" - это уже пример сталинского ампира.

Ну а современную архитектуру представляет Даугавпилсский Олимпийский Центр (Мультихалле).

На окраине встречаются одноэтажные домики.

Практически в центре города находится тюрьма, известная под названием "Белый лебедь", т.к. белокаменное здание венчает флюгер в виде лебедя. В 1941 г. во дворе тюрьмы сотрудниками НКВД был расстрелян видный политический деятель Латвии Мелетий Каллистратов. Сейчас здесь отбывает пожизенный срок "Рижский Раскольников" Каспар Петров, который всего за 4 месяца с целью грабежа убил 38 пенсионерок.

Это жд вокзал. Вообще, железная дорога условно делит город на две части.

За путями начинается район Новое Строение, где на Церковной горке стоят церкви четырех разных христианских конфессий (лютеранская, католическая, старообрядческая и православная).

Евангелическо-лютеранская церковь Мартина Лютера была построена в 1892-93 гг. из красного кирпича в стиле неоготики. В послевоенное время в кирхе находился склад, далее была устроена школа бокса, а в 1991 г. её передали общине верующих.

Костёл Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии - римско-католический костёл в стиле латгальского барокко (1902-05).

Внутри установлен орган 1908 года.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы и Святителя Николы - главный старообрядческий храм Даугавпилса. Здесь находится одна из самых богатых коллекций икон в Латвии. Большинство жертвователей - московские старообрядцы.

Правила православных храмов обычно строже, чем католических и протестантских. Например, часто запрещена фотосъёмка внутри церкви. Но старообрядцы пошли ещё дальше - здесь даже снаружи запрещено фоткать! За этот кадр местный поп предал меня анафеме.

Борисоглебский собор является самым большим православным храмом Латвии. Он построен в неорусском стиле в 1904-05 гг. (архитектор М.Позаров) и с читается одним из самых роскошных в Латвии.

В соборе установлен трёхъярусный дубовый иконостас в русском стиле, иконы которого являются копиями творений В.Васнецова в Киевском Владимирском соборе.

Литовский гид Викторас предупреждал, что Латвия ещё беднее, чем Литва. В принципе, Даугавпилс подтвердил это мнение, но вот дальше во время 4-дневного тура Латвия произвела неплохое впечатление...

Особое место среди старообрядческих храмов занимает храм 1-ой Даугавпилсской общины.

17 апреля 1905 года был издан указ „О укреплении начал веротерпимости”, снявший ряд ограничений для приверженцев старой веры. 1-я Новостроенская старообрядческая община в Даугавпилсе была зарегистрирована 6 августа 1907 года. Под строительство нового храма городская управа отвела большой участок земли, был открыт фонд пожертвований.

В 1908 году состоялась торжественная закладка первого камня храма. Храм был освящен во имя Рождества Богородицы и святителя Николы. Эти два праздника стали храмовыми, престольными. В некоторых документах и исследованиях храм имеет наименование Никольской церкви.

К 1914 году возвели стены на высоту двух этажей. Началась Первая мировая война, затем революция. Строительство было приостановлено, стены стояли без крыши до 1926 года. Депутат от Даугавпилсской Новостроенской общины М.А. Каллистратов обратился к правительству с ходатайством о выделении государственных средств для окончания постройки храма, которое было удовлетворено. Техническое руководство строительными работами было доверено инженеру Ж. Комиссару.

Первым наставником Новостроенской старообрядческой общины был духовный отец Авдий Иосифович Екимов (1874-1972), он служил в храме с 1928 по 1930 год. И по сей день с уважением вспоминают прихожане С. Щербакова, Г. Леонова, И. Дорофеева, Ф. Куприянова, Е. Строганова, П. Данилова, А. Люблинского, которые тоже были в те годы членами особой строительной комиссии и приложили много сил для завершения строительства храма.

Освящение храма состоялась 22 сентября 1928 года. На торжественном освящении присутствовали около 30-ти духовных наставников, председатель Центрального старообрядческого комитета И.С. Колосов и два депутата Сейма от старообрядцев. На освящение храма прибыли представители городских старообрядческих общин Риги, Резекне и т.д.

После чина освящения председатель Совета общины С. Щербаков обратился к присутствующим со словами приветствия. С. Щербаков познакомил присутствующих с историей строительства храма и выразил благодарность всем жертвователям и тем, кто как мог помогал богоугодному делу строительства храма. Особую благодарность и признательность С. Щербаков выразил Мелентию Каллистратову, инженеру-строителю Ж. Комисару и духовному отцу Авдию Екимову.

Храм начал свою духовно-религиозную жизнь. В храме стали регулярно проводиться соборные Богослужения, совершаться церковные таинства и частные требы прихожан.

С благодарностью вспоминают прихожане Председателя Центрального Совета Старообрядческой Поморской Церкви в Латвии, депутата Сейма Латвийской Республики Стефана Кириллова (1877-1960), который с первого и до последнего дня восстановления храма способствовал тому, чтобы храм стал таким величественным.

Во время Второй мировой войны здание сильно пострадало от пожара, от него остались только голые стены. После войны началось его медленное восстановление. Большая заслуга в восстановлении храма принадлежит инициативной группе старообрядцев-даугавпилчан во главе с наставником о. Д. Д. Михайловым и председателем Совета общины Г.А. Танаевым. Активное участие принимали прихожане общины Е. К. Вавилов и Н. А. Куракин, прихожане других приходов и общин Древлеправославной Поморской Церкви Латвии. Много икон подарили московские старообрядцы. Деисусный чин, праздничный ряд, храмовые иконы Рождества Пресвятой Богородицы и Святителя Николы специально для храма написал современный иконописец И. И. Михайлов.

В 1966 году несколько десятков икон палеховского письма были переданы из Орехово-Зуева.

Среди богатейшего собрания книг, хранящегося в общине, есть образцы печати ХVII и XVIII веков. Почти все печатные книги дополнены гравюрами.

В 1988 году к празднику 1000-летия крещения Руси завершили устройство шестиярусного иконостаса.

Стараниями С. П. Васильева были решены вопросы штатных служащих. Был денационализирован и возвращен в собственность общины дом наставника.

В настоящее время за благосостоянием храма следят члены общины. Членом общины может быть любой прихожанин храма, подавший заявление в Совет общины, признающий ее Устав и получивший положительную характеристику духовного наставника.
Главенствующее положение в общине храма занимает духовный наставник, он руководит ее религиозно-нравственной деятельностью, следит за точным исполнением Богослужебного Устава, поведением и дисциплиной членов притча.

Необходимо отметить, что в храмах старообрядческого вероисповедания традиционно существует исключительно унисонное знаменное пение. Этот древний вид церковного искусства при крещении Руси в Х веке был привнесен в Киев из Византии. Унисонного знаменного пения придерживаются все древлеправославные христиане, не принявшие реформаторских новин Русской Церкви в XVII веке. Хорами причетников руководят головщики — знатоки сольного пения Е. Григорьева и В. Куликова.

Хор причетников принимал участие в работе III Международного научного симпозиума по старообрядчеству „Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки”, который состоялся в 1990 году в Новосибирске. На этом симпозиуме хор выступил с духовным концертом. Хор причетников Новостроенского храма также принимал участие в Третьем Международном фестивале православной музыки в Москве в 1991 году.

В 1993 году на пожертвования прихожан была построена часовня и в том же году освящена. В часовне осуществляется заупокойное чтение псалтыря по умершим, служатся молебны и панихиды, выполняются другие требы прихожан.

В 1999 году хор принял участие в заключительном концерте, состоявшемся в Колонном зале бывшего здания Дворянского Собрания.
Известный писатель-фольклорист В. С. Бахтин организовал выступление хора в Санкт-Петербургском Доме писателей.
В храме проводится обучение детей-старообрядцев церковно-славянскому чтению. Детей обучает старейшая причетница храма, ветеран С. Е. Куприянова.

Совет общины решением 1997 года из детей подростков организовал хор молодых причетников храма, впоследствии названный — «Воскресение». Этот хор выступал на духовных концертах Недели славянской письменности и культуры, которую проводил городской Центр Русской культуры, принимал активное участие в мероприятиях, посвященных 100-летию И. Н. Заволоко в Даугавпилсе, в Риге и в Резекне. В основе исполнения хора — старинные духовные стихи. Руководит хором Е. М. Григорьева.

В 2000 году при I Новостроенской старообрядческой общине открылась воскресная школа имени св. муч. Татианы, которую посещают юноши и девушки в возрасте от 8 до 26 лет. Задача школы — научить ребят не только читать и писать на церковнославянском языке, разъяснить им правила веры, но и суметь противостоять дурному влиянию современной жизни.

В 2001 году Союзом старообрядческих общин была организована поездка в Причудье и Таллинн. В Польше хору было присвоено почётное звание "Лауреат Международного фестиваля драмы и литургии". Этот хор также является дипломантом 1-го Международного фестиваля духовной музыки в городе Даугавпилсе.

В 2002 году закончил занятия первый набор воскресной школы. Их учеба оказалась не напрасной, они стали причетниками храма.

В 2003 году по инициативе духовного наставника Первой Даугавпилсской Новостроенской старообрядческой общины отца Алексия Жилко был издан компакт-диск. Кроме современных стихопений, на диске записан голос известного деятеля старообрядческой конфессии Ивана Заволоко. На диске воспроизводятся 14 духовных стихов, исполняемых представителями четырех поколений.

21 сентября 2008 года охраняемому государством памятнику культуры — Новостроенскому староверческому храму исполнилось 100 лет. Храм является вторым по величине после Рижского Гребенщиковского староверческого храма.

В этом же году 27 сентября благодаря усилиям руководства консорциума Guron, пожертвованиям тысячи горожан и поддержке „Нашей Газеты” засияли сусальной позолотой его купола.

Сусальное золото — это особенная отделка, требующая большой осторожности в обращении. Она представляет собой тончайшие листы фольги, имеющей 26 цветовых оттенков. Использование золотой фольги в отделке церквей началось во времена Византийской империи. Впоследствии традиция украшения была перенята и крестившейся Русью. Церковь Покрова Богородицы на реке Нерль стала одной из первых, чей купол по приказу святого Андрея Боголюбского был покрыт сусальным золотом. Золочение куполов - это русская традиция, которая более нигде не встречается.

В 2013 году вышел первый сборник стихов поэтов-староверов Латвии ХХ-ХХI вв. „Триста лет нас зовут староверами…”. Через духовные стихи староверы раскрыли свое отношение к Древлеправославию, свое видение мира, свои надежды и чаянья. До начало ХХ века в староверческой среде духовные стихи бытовали исключительно в устной форме. Первым, кто опубликовал стихи в Латвии, — стал прославленный ревнитель русской старины И.Н. Заволоко. В наше время эту традицию продолжил журнал „Поморский вестник”.
Авторы сборника — духовные наставники, причетники, известные деятели Древлеправославной Поморской церкви Латвии, а также простые прихожане.

20 января 2013 года состоялось частичное освящение здания староверческой общины по адресу ул. Таутас, 11а. Одноэтажное здание площадью чуть более 500 квадратных метров по прошествии многих лет вновь обрело первоначального и законного владельца — Древлеправославную Поморскую Церковь Латвии.

В разные годы в этом здании размещались: моленная, Совет общины, староверческая воскресная школа, Даугавпилсское старообрядческое братство. После Второй мировой войны здесь была школа-семилетка.

Всем привет! Выходные провела в Даугавпилсе. Совместила приятное с полезным. Даугавпилс,- мой родной город. Там мама, папа, бабушка и все-все родственники… Всех повидала и проведала. И ещё,- нашла, наконец-то, время для фотосессии Даугавпилс фото. Фотографий хватит на несколько целую серию статей о Даугавпилсе. Снимала 7 апреля 2012 года. Погода была пасмурная, жаль… А 8 апреля вообще снег валил и валил полдня… Смотрите, комментируйте, спрашивайте! Сегодня п ерва я тема цикла Даугавпилс фото. Церкви Даугавпилса.

Даугавпилс фото.

Церкви Даугавпилса.

Православный собор Бориса и Глеба

  • адрес: Даугавпилс, Церковная гора.
  • название дома или здания и его функции. Православный собор Бориса и Глеба
  • дата постройки: 1905 год.
  • архитектурный стиль
  • история здания. Вначале на этом месте стояла Железная церковь, которая обслуживала Динабургский гарнизон. Но со временем военное ведомство построило на этой горке Православный храм для нужд воинских частей. Этот храм по праву считается одним из роскошнейших православных храмов Латвии. В этом храме меня крестили.

Моленный дом Даугавпилсской Старообрядческой общины

Рождества Пресвятой Богородицы и Святителя Николы

  • фотографирую объект, публикую фото
  • адрес: Даугавпилс, Пушкина 16 а.
  • название дома или здания и его функции: Даугавпилсский Первый моленный дом старообрядческой общины Рождества Пресвятой Богородицы и Святителя Николы.
  • дата постройки: с 1908 по 1928 годы.
  • фамилии архитекторов, художников, проектировщиков…
  • архитектурный стиль: Храм построен в русском стиле с элементами стиля модерн
  • история здания. В храме уникальные иконы 18-20 веков. Можно ознакомится с коллекцией редких книг 17-20 веков. Это главный старообрядческий храм города Даугавпилса.

Даугавпилсская евангелически-лютеранская церковь Мартина Лютера.

  • фотографирую объект, публикую фото
  • адрес: Даугавпилс, 18. Novembra iela 66, тел. 65433795
  • название дома или здания и его функции: Даугавпилсская евангелически-лютеранская церковь Мартина Лютера.
  • дата постройки: 1893 год. На празднике Реформации церковь была освящена.
  • фамилии архитекторов, художников, проектировщиков… Автор проекта,- В. Нейманис. Главный архитектор Даугавпилса.
  • архитектурный стиль: неоготика
  • история здания. Во времена СССР в помещении церкви располагалась боксерская школа. После восстановления независимости, в 1993 году, церковь была возвращена приходу. Сейчас продолжаются работы по реставрации и восстановлению храма.

Римско — католическая церковь Непорочного Зачатия Девы Марии.

Даугавпилс. Римско — католическая церковь.

  • фотографирую объект, публикую фото
  • адрес: Даугавпилс, Andreja Pumpura iela 11a, Тел.: 65439187
  • название дома или здания и его функции: Римско — католическая церковь Непорочного Зачатия Девы Марии.
  • дата постройки: Строительство продолжалось с 1902 по 1905 год. Храм освящён в 1905 году.
  • фамилии архитекторов, художников, проектировщиков… В церкви установлен исторический орган. Создатель органа,- польский мастер Адольф Хоман. Копия знаменитой картины «Непорочное зачатие» Бартоломео Эстебана Мурильо (1618-1682) находится над алтарём церкви. Оригинал картины можно увидеть в Эрмитаже.
  • архитектурный стиль: латгальское барокко. Высота костёла 52 м.
  • история здания: Этому зданию церкви в Даугавпилсе повезло больше, чем остальным. Этот храм не не пострадал во время войны! В июне 2005 года торжественно отмечалось 100-летие Католической церкви непорочного зачатия Св. Девы Марии.

Римско-католическая церковь Святого Петра.

  • фотографирую объект, публикую фото
  • адрес: Даугавпилс, ул. Ригас.
  • название дома или здания и его функции: Римско-католическая церковь Святого Петра.
  • дата постройки: 1847 год
  • фамилии архитекторов, художников, проектировщиков…
  • архитектурный стиль: классицизм
  • история здания. С 1925 по 1934 годы проводилась перестройка храма. По задумке, он должен был походить на собор Святого Петра в Риме. Вместо прямоугольной колокольни возвели круглый купол.

Часовня Александра Невского.

  • фотографирую объект, публикую фото
  • адрес: Даугавпилс, сквер А. Пумпура
  • название дома или здания и его функции: Часовня Александра Невского. Построена на пожертвования верующих на месте главного Православного Храма Даугавпилса, который был взорван и снесён в 1969 году.
  • дата постройки Часовни Александра Невского: 1998 -2003 гг.
  • дата постройки Собора Александра Невского: 1856 — 1864 гг.
  • фамилии архитекторов, художников, проектировщиков…
  • архитектурный стиль после перестройки, — часовня
  • история здания: Собор Александра Невского был главным православным храмом Даугавпилса. Внешне пятикупольный собор был похож на храм Христа Спасителя в Москве. Я обещаю продолжить эту тему. В кафе Vita, что находится напротив, есть старые фотографии. —Я пробовала переснять. Покажу. Печальная история…

Даугавпилсская православная церковь. Храм Успения Пресвятой Богородицы.

  • фотографирую объект, публикую фото
  • адрес: Даугавпилс, ул. Пушкина 52, тел. 65422818
  • название дома или здания и его функции: Даугавпилсская православная церковь. Храм Успения Пресвятой Богородицы.
  • дата постройки: Храм открыт освящен в 1877 году, в честь праздника Успения Богородицы.
  • фамилии архитекторов, художников, проектировщиков…
  • архитектурный стиль:
  • история здания: История храма началась ещё в в 1850 году. Даугавпилс в те времена именовался Динабургом. Группа почетных горожан и купцов обратилась к епископу Полоцкому и Витебскому Василию с просьбой о строительстве храма. В 1964 году храм был закрыт. В помещении церкви расположилась городская библиотека. — Учась в Даугавпилсской средней школе, ходила и я в эту библиотеку, подтверждаю. После восстановления независимости Латвии, в декабре 1991 года, Храм вернули Церкви. Конечно, в плачевном состоянии. — Спасибо, что хоть так… Хорошо, что не взорвали… Ещё и сейчас заметно, что не всё удалось восстановить. B 2007 году Храм Успения Пресвятой Богородицы возродился! В востановленом храме состоялось первая служба.

Церковная Гора или Церковная Горка.

Есть в Даугавпилсе одно уникальное место. Вокруг этой горки построены храмы четырёх христианских конфессий. Это место так и называют,- церковной горой. Неподалёку друг от друга, как по полукругу, расположены Православная Церковь, Лютеранская Кирха, Католический Костёл и Старообрядческий Молельный Дом.
О чём это говорит? Это ещё раз подчёркивает, что Даугавпилс,- особенный и многоконфессиональный город.

Как я ни старалась, все четыре храма одновременно на фотографию не помещаются. Попробовала снять видео. Возможно, выложу.

Если стать на поле напротив Православного собора Бориса и Глеба,

и устремить взор через дорогу, за трамвайными путями будет красная кирпичная Лютеранская Кирха Мартина Лютера. Рядом с ней на контрасте белого и красного, — две белоснежных башни Католического Костёла Непорочного Зачатия Девы Марии.

Даугавпилсский Первый моленный дом старообрядческой общины находится левее, через Варшавскую улицу.
Если Вы думаете, что это все Церкви Даугавпилса,- то ошибаетесь. Это только то, что я успела сфотографировать. Без фотографий пока остаются следующие церкви Даугавпилса:

  • Гривская католическая церковь
  • Православная Церковь Александра Невского на гарнизонном кладбище
  • Православная церковь Петра и Павла
  • Православная Церковь Святого Николая
  • Старообрядческий моленный дом в Гайке
  • Старообрядческий моленный дом на Гриве
  • Старообрядческий моленный дом в Нидеркунах
  • Синагога еврейского прихода

Нашла сайт, где можно посмотреть дополнительную информацию по теме Храмы Даугавпилса http://www.nasha.lv/rus/o-gorode/turizm/krasivije-mesta/hrami/
Цифры, фамилии и даты для этой статьи я брала из путеводителя DAUGAVPILS издательства JUMAVA. Все фотографии для этого поста сделаны 7 апреля 2012 года. Это была первая статья Церкви Даугавпилса из большой новой фотосессии фотосессии

Даугавпилс фото.

В цикле статей Даугавпилс фото планирую ещё написать и разместить фото Даугавпилса на такие темы:

  • Город Даугавпилс. История.
  • Улицы Даугавпилса.
  • Архитектура Даугавпилса.
  • Парки, памятники Даугавпилса.
  • Музеи Даугавпилса.
  • Рестораны и кафе Даугавпилса.
  • Вокзалы Даугавпилса: Автовокзал и железнодорожный вокзал.
  • Что посмотреть в Даугавпилсе?
  • Магазины и Даугавпилсский рынок.

Жду Ваших вопросов, комментариев, предложений! Тоже хотите разместить фото или написать свою статью про Даугавпилс? Не стесняйтесь, пишите в комментариях!

С Уважением к читателям блога,
Эрика Герман.

Даугавпилс. Храм Успения Пресвятой Богородицы.

В начале ноября Древнеправославная Поморская Церковь Латвии, Старообрядческое общество Латвии и Международная Гильдия предпринимателей-староверов провели в Даугавпилсе религиозно-научную конференцию «320-летие Выговского общежительства и современные проблемы староверия». К сожалению, я смогла посетить только второй день конференции и услышать дебаты по принятию итоговой декларации конференции, а также принять участие в экскурсии по старообрядческим храмам Даугавпилса. В своем роде Даугавпилс уникальный город, поскольку нет такого другого места на земле, где находятся целых шесть действующих старообрядческих моленных. Именно поэтому иной раз этот город на Даугаве называют староверским Иерусалимом.


Моленная 1-я Даугавпилсской старообрядческой общины Воскресения, Рождества Богородицы и Святителя Николы (ул. А. Пушкина, 16а)


Храм начали строить в 1908 году, но работы сначала были прерваны из-за Первой мировой войны, а потом из-за отсутствия у общины денег. Строительство было возобновлено только в 1926, а освятили храм 22 сентября 1928 года. Большую помощь в строительстве храма оказал депутат Сейма от староверов М.А. Каллистратов, благодаря которому, часть необходимых средств была выделена из государственного бюджета. Остальную сумму собирали всем миром. Во время Второй мировой войны храм значительно пострадал, по большому счету целыми оставались только кирпичные стены. После войны моленную восстановили, а в 1983 к 75-летию храма был произведен ремонт. В 1993 году на территории моленной появилась часовня. В 2002 году над входом в храм установлена икона святителя Николая Чудотворца. Эту моленную мы посетили первой, это основной, центральный старообрядческий храм города, и именно здесь служит отец Алексий Жилко - председатель Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви Латвии, почетный гражданин города Даугавпилса, кавалер Латвийского ордена Трех звезд.


  • О храме много информации есть на сайте "Староверцы Даугавпилса" - http://www.staroverec.lv/ Правда, к сожалению, сайт давно не обновлялся.

  • Подробная информация об о. Алексии Жилко - http://www.russkije.lv/ru/lib/read/alexy-zhilko.html

Моленная Благовещения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца (ул. Яуна, 5)


Разрешение на строительство храма на земле купца Кондратия Молчанова было получено в 1884 году, а 30 марта 1886 года храм был освящен. Причем изначально признаков культового сооружения здание не имело и лишь к Пасхе 1907 года (после провозглашения в 1905 году указа «Об укреплении начал веротерпимости») моленная обозвалась новой кирпичной колокольней, большим куполом и декором в виде кокошников. В 1922 году храм пострадал сильно от наводнения, а в 1941 году - сгорел во время вторжения немцев. Удалось спасти только несколько книг и икон, а богослужения проходили в уцелевшем доме, который находился рядом с храмом. В 1947 году храм восстановили. Моленная в районе Гаёк, по моим ощущениям, показалось мне самой уютной, самой располагающей. Словом, если бы мне надо было выбрать из всех шести моленных, куда сходить постоять перед иконами, помолиться, поставить свечку, то я бы пришла именно сюда.

Нидеркунская моленная Благовещения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца (ул. Ваболю, 6)


Несмотря на то, что община в Нидеркунах была основана в конце 19 века, разрешение на строительство храма было получено только после указанного выше указа. В 1907 году община, получив в дар землю и кредит на закупку строительных материалов, начала строительство храма. Работу по внутреннему обустройству храма продолжались в 1908-1911 годах. В начале 30-х годов в храме были дополнительно установлены четыре колонны, чтобы усилить конструкции крыши. Моленная, в отличии от многих других даугавпилсских храмов, не пострадала во Вторую мировую войну. В 2000 году ремонт колокольни и крестов. Интерьер храма украшает богатый 4-ярусный иконостас, красивое паникадило, иконы в киотах. Эта моленная, расположенная в секторе частных домов в районе Нидеркуны на окраине Даугавпилса показалась мне больше всего похожей на сельскую моленную с еще сохранившимся патриархальным укладом жизни.


  • Интересный материал о Нидеркунской моленной можно прочитать на сайте http://oldbel-kovalevo.ucoz.ru/news/poezdka_v_niderkuny/ Это сайт Ковалевской старообрядческой общины (Граверская волость, Аглонский край)

Старофорштадтская моленная Покрова Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца ( ул. Ликснас 38)


Первое богослужение в деревянной церкви на этом месте состоялось в 1889 году, тогда же сюда был перенес крест из обветшавшего храма на берегу озера Шуня. В 1905 году рядом с храмом была возведена временная деревянная колокольня с четырьмя колоколами. Были идеи провести масштабную реконструкцию храма, в 1909 году община даже заказала проект большой деревянной колокольни, но этим планам не суждено было сбыться. Каменная колокольня появилась лишь в 1930 году. Часть средств собрали прихожане, а часть средств выделило государство. в 1976-м в моленной был пожар, который существенно повредил здание. Верующие своими силами ремонтировали здание, но позднее было дано официальное заключение о невозможности дальнейшей эксплуатации здания. В начале 2000-х годов рядом с храмом было построено кирпичное задние крестильни, а в 2005 годы старая деревянная церковь был разобрано и начато строительство нового храма из газобетонных блоков и кирпича. В районе Старый Форштадт я побывала впервые, и словно перенеслась в другую эпоху - старые деревянные дома с наличниками на окнах, основательными воротами и закрытыми дворами. Только вот новое, внушительных размеров, здание храма, зажатое между другими постройками, по моим ощущениям как-то выпадает из общего контекста, оно, наверное, слишком современное для этих улочек.

Гривская моленная Покрова Пресвятой Богородицы, Воздвижения Креста и Николая Чудотворца (ул. Селияс, 56)

Гривская старовереческая община была основана в 1872 году, и видимо тогда уже существовал свой молитвенный дом. В 1890 г. Курляндское губернское управление разрешило обновить моленную, кроме звонницы. Кирпичная колокольня с крестом была пристроена к деревянному корпусу (строению) храма после 1905 года. Через некоторое время деревянная моленная сгорела. После пожара началось строительство нового уже каменного храма, его стали возводить рядом со сгоревшим, с небольшим отступом от улицы. Освящение храма состоялось 16 июня 1936 года. Во время войны колокольня достаточно сильно пострадала, но в послевоенные годы была восстановлена. Сдержанный декор фасадов решен в русском стиле. Интерьер представляет собой храм зального типа, в котором иконы и все детали выдержаны в строгом соответствии старообрядческой традиции. Сфотографировать это моленную было труднее всего, поскольку она буквально втиснута в небольшое пространство между домами, да еще и находится в глубине двора. Именно после посещения этой моленной осталось чувство, что староверский храм живет полноценной, насыщенной жизнью, даже, несмотря на то, что моленную открывали специально для нас.


  • Больше информации на сайте Староверческого общества имени И. Н. Заволоко - http://www.starover-pomorec.lv/starover/plugins/content/content.php?content.545

Моленная Успения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца (ул. Островского 7)


Несмотря на то, что Малюткинско-Юдовская община (как и Гривская), может считать себя правопреемницей первого Лигинишкского древлеправославного храма и основана она была в 1860-1870 годах, храм здесь был возведен только в 1909 году. В период первой Латвийской Республики храм постоянно ремонтировался, подновлялся. К сожалению, доступная мне информация об этом храме очень скудная и жалею о том, что не удосужилась записать то, что рассказывал наставник о. Иоанн Жилко. А ведь на самом деле история этой моленной очень интересна, хотя бы потому, что построена она в местах комнатного проживания евреев (название местности Юдовка об этом напоминает и сегодня). И еще хочу заметить, что этот храм поразил меня своим аскетизмом.

Памятный крест в Лигинишках (перекресток улиц Базницас и Лигинишку)

Любой, кто посещает Даугавпилс для знакомства со староверскими храмами, обязательно посещает и памятный крест, установленный на месте первой моленной, построенной старообрядцами в местечке Лигинишки. Этот храм существовал достаточно долгое время - с 1660 по 1837. Памятный крест был установлен в 2001 году по инициативе староверческого общества "Беловодье" и на средства, собранные всеми поморскими общинами Латвии.

Основные источники.