Конвенция о правах ребенка (версия для детей). Конвенция о правах ребенка (версия для детей) К основным положениям Конвенции относятся


Что такое конвенция

Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и вступила в силу 2 сентября 1990 года, когда ее подписали 20 государств. Она содержит 54 статьи, в которых подробно описаны права несовершеннолетних детей. В международном законодательстве конвенция отличается от декларации тем, что после подписания страной документа, он приобретает статус закона и считается обязательной для исполнения. Декларация носит рекомендательный характер.

Подписание и ратификация

Конвенция о правах ребенка на данный момент в мире подписана 193 странами. Не подписали ее только Соединенные Штаты Америки и Сомали. Правительство США мотивирует отказ подписания документа тем, что не может гарантировать его стопроцентное и повсеместное выполнение. А отказ Сомали в комментариях не нуждается. Советский Союз подписал Конвенцию в 1990 году без каких-то комментариев и ограничений. В нашей стране она имеет статус закона.

История создания

Конвенция о правах ребенка была создана не на пустом месте. Первую попытку законодательно обратить внимание на проблемы детей предприняли в 1923 году, в Женеве была подписана Декларация о защите детей, в 1924 году ее поддержала V Ассамблея Лиги

Объединенных Наций. Вернулись к ней только в 1948 году. Вопрос о правах ребенка встал тогда на одном из заседаний ООН. На это были серьезные причины. Миллионы детей после Второй мировой войны остались сиротами, потеряли здоровье. Но принятый документ опять имел декларативный характер, он же лег в основу конвенции принятой в 1989 году.

Факультативные протоколы

Конвенция о правах ребенка — это законодательный акт, собравший в себя все права ребенка, находившиеся разрозненно в разных областях права. В 2000 году к Конвенции добавили еще два протокола, первый осуждает вовлечение детей в вооруженные конфликты, второй - об осуждении торговли детьми, о недопустимости привлечения детей к занятию проституцией и порнографией. Россия подписала пока только первый.

Российский закон о детях

Права ребенка в России обеспечены не только Конвенцией, но и нашим родным законом. Закон № 124 — ФЗ от 24 июля 1998 года перекликается с международным законодательством. Главным принципом российского закона о защите детства является то, что ребенок имеет права, но не имеет обязанностей. Главным правом ребенка признается право проживать в семье и воспитываться родителями. Закон закрепляет за ребенком в первую очередь гражданские и политические права. Гражданские — это те, которые гарантируют защиту государства, уважение

личного достоинства и отстаивание интересов (родителями, органами опеки), защита от эксплуатации и привлечения к обороту наркотиков, защита от занятия проституцией и порнографией.

Право на образование

В нашем государстве законодательно гарантировано бесплатное получение образования. Но в последнее время всеми обсуждается реформа школы. Если копнуть в нее глубже, то можно заметить изменение стандарта образования. То есть изменение сетки часов и количества предметов. Возникает вопрос о том, почему снижают часы основных предметов, сокращая часы на изучение темы. Становится ясным, что новый стандарт рассчитан на одаренных детей, которые схватывают все на лету. А что делать остальным? Нанимать репетиторов или оплачивать дополнительные занятия. Будет ли такое образование бесплатным?

Конвенция ООН о правах ребёнка

Конве́нция ООН о права́х ребёнка - международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали.

История создания

Основные положения Конвенции

Первая часть Конвенции

  • Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок » и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества.
  • Статьи 5-11 определяют такие важнейшие права детей, как право на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на работу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.
  • Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.
  • Статьи 20-26 определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям.
  • Статьи 28-31 закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, а также права на образование, отдых и досуг.
  • Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.
  • Статьи 37-40 определяют права ребенка, попавшего в место заключения, а также права детей на охрану во время вооруженных конфликтов и войн.

Вторая часть Конвенции

  • Статьи 41-45 упоминают о способах информирования основных положений Конвенции и механизмах контроля за исполнением участниками Конвенции.

Третья часть Конвенции

  • Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребенка открыта для подписания всеми государствами, поэтому ее участником смог стать и не являющийся членом ООН Ватикан.

Новаторство Конвенции заключается прежде всего в том объеме прав, определенных для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции (см. статьи 12-17).

Конвенция о праве ребёнка на образование и о воспитании детей

Конвенция в ст. 28 гарантирует детям бесплатное и обязательное начальное образование и требует от государств-членов ООН поощрение развития различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечение его доступности для всех детей и принятия необходимых мер, как введение бесплатного образования. Конвенция значительное место уделяет право на доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств.

Неотъемлемую часть образования составляет воспитание . Так среди задач семейного воспитания Конвенция (ст.18) требует, чтобы «предпринимались все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы».

  • Ст.20 определяет задачи общественного воспитания детей (ухода за ними), лишившихся родителей. «Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык».
  • Ст.21 Конвенции определяет права ребенка при усыновлении в другой стране: «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным».
  • Принципиальной в обеспечении прав детей на воспитание является ст. 29 этого документа. Практически в ней регламентируются для стран-участниц приоритеты цели общественного воспитания:

a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединённых Наций; c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; e) воспитание уважения к окружающей природе.

Федеральное законодательство и подзаконные акты Российской Федерации в развитии Конвенции

  • 1993 год Комитет ООН по правам ребенка на своих 62, 63 и 64 заседаниях, состоявшихся 21 и 22 января 1993 года , рассмотрел представленный в соответствии со статьей 44 Первоначальный доклад Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах ребенка и принял соответствующие замечания.
  • 1993 год - Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 848 от 23 августа 1993 года «О реализации Конвенции ООН о правах ребёнка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей».
  • 1993 год - Правительство Российской Федерации Постановлением № 1977 от 23 октября 1993 года утвердило Положение «О Комиссии по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации по обеспечению выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации».
  • 1993 год - Правительством Российской Федерации создана Комиссия по координации работ, связанных с выполнением Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации (просуществовала до 2004 года, с 2006 года созданы Правительственная Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также Правительственная Комиссия по правам ребёнка в Российской Федерации).
  • 1994 год - Президент Российской Федерации Указом № 1696 от 18 августа 1994 года утвердил Президентскую программу «Дети России».
  • 1995 год - Президент Российской Федерации подписал Указ № 942 от 14 сентября 1995 года «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)».
  • 1995 год - Принят Семейный кодекс Российской Федерации .
  • 1995 год - Принят Федеральный закон от 98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений ».
  • 1997 год - Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. № 1207 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998-2000 годы» утверждены федеральные целевые программы по улучшению положения детей в Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации "О президентской программе «Дети России» от 15 января 1998 г. № 29 указанные программы объединены в программу «Дети России», которой присвоен статус президентской.
  • 1998 год - Утверждён Второй периодический доклад Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах ребенка и приложение к нему.
  • 1998 год - Государственная Дума Российской Федерации, а Президент Российской Федерации утвердил Федеральный закон от 4 июля 1998 года № 98-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
  • 2000 год - Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2000 г. утверждены 10 федеральных целевых программ по улучшению положения детей на 2001-2002 гг (в связи с окончанием срока действия Президентской программы "Дети России).
  • 2002 год - Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г. № 732 утверждена федеральная целевая программа «Дети России на 2003-2006 годы».
  • 2002 год - Утверждён Третий периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции ООН о правах ребенка (1998-2002 гг.) .
  • 2004 год - Федеральным законом № ФЗ-122 от 22 августа 2004 года внесены поправки в закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» в части, разгранчиения полномочий между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации.
  • 2004 год - Федеральным законом № ФЗ-190 от 21 декабря 1994 года внесены поправки в закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» в части, касающейся прав ребёнка в России на отдых и оздоровление.
  • 2006 год - Утверждены Указами Президента Российской Федерации и соответствующими постановлениями Правительства Российcкой Федерации механизмы реализации приоритетных национальных проектов «Образование», «Здоровье» .
  • 2006 год - Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2006 года № 272 утверждена Правительственная Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  • 2006 год - Совместным приказом Минздравсоцразвития России , Минобрнауки России , Минкультуры России от 28 июня 2006 года № 506/168/294 создана Межведомственная комиссия по вопросам семьи и детей.
  • 2007 год - Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 Г. № 172 утверждена федеральная целевая программа «Дети России на 2007-2010 годы».
  • 2007 год - Поручением Президента Российской Федерации в июне 2007 года Правительству поручено разработать новую федеральную целевую программу, направленную на предупреждение правонарушений среди детей и молодёжи, включающую мероприятия спортивной, культурной направленности.

Литература

  • Шнекендорф З. К. Путеводитель по Конвенции о правах ребёнка. - М., 1997.

См. также

  • Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод
  • Факультативный протокол к Конвенции о правах ребёнка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии ()

Ссылки

  • Официальный текст Конвенции о правах ребёнка на русском языке
  • Шведская организация «Спасите Детей» (Rädda Barnen) находится в авангарде поддержки Конвенции о правах ребёнка
  • Деятельность международных органов в защите прав ребенка
  • Права детей в Российской Федерации: законодательство и практика
  • Положение о Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Конвенцию о правах ребенка называют Великой хартией вольностей для детей. Она состоит из пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция, ставшая результатом десяти лет переговоров, была принята Организацией Объединенных Наций 20 ноября 1989 г. и вступила в силу 2 сентября 1990г. после ратификации ее двадцатью государствами. К настоящему моменту 139 стран либо подписали этот документ, либо стали участниками Конвенции в результате ратификации или присоединения к ней. После ратификации тем или иным государством Конвенция приобретает на его территории статус закона, контроль за соблюдением которого будет осуществлять в государствах-участниках комитет в составе десяти экспертов.

Конвенция о правах ребенка делает шаг вперед по сравнению с действующими международными документами. Она увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

В числе наиболее остро стоящих проблем, рассматриваемых в Конвенции и в ряде случаев впервые поднимаемых в рамках международного документа, отметим такие, как обязательства по отношению к детям, живущим в наиболее неблагоприятных условиях (Статья 22), защита от сексуальной и иных видов эксплуатации (Статьи 34 и 36), наркомания (Статья 33), детская преступность (Статья 40), межгосударственная практика усыновления (Статья 21), дети в вооруженных конфликтах (Статьи 38 и 39), потребности детей-инвалидов (Статья 23), а также дети меньшинств и коренных народов (Статья 30).

Образование является предметом рассмотрения двух важных статей (27 и 28), значимость которых вновь подчеркивалась на Всемирной конференции по образованию для всех, проходившей 5-9 марта 1990 г. в Джомтьене (Таиланд). Начальное образование должно быть обязательным, бесплатным и доступным каждому и направленным на развитие личности ребенка, его дарований и природных способностей в условиях соответствующего уважения национальной самобытности, языка и традиционных ценностей. Особый акцент делается на равенстве образовательных возможностей для девочек и мальчиков.

Органичная сила новой Конвенции состоит в ее гибкости, способности сохранять свою действенность, несмотря на широкое разнообразие подходов государств к решению общих задач. Не оставляя в стороне наиболее деликатные проблемы, она ориентируется на различные культурные, религиозные и иные ценностные системы, предлагающие свои пути решения общих для всех детей проблем Ниже приводится сокращенное изложение основных положений Конвенции

ПРЕАМБУЛА

В Преамбуле указываются основополагающие принципы Организации Объединенных Наций и отдельные положения соответствующих договоров и заявлений. В ней подтверждается тот факт, что дети, вследствие своей уязвимости, нуждаются в особом уходе и защите, и подчеркивается ответственность семьи в деле защиты ребенка и заботе о нем. В ней также подтверждается необходимость юридической и другой защиты ребенка до и после рождения, подчеркивается значение традиционных культурных ценностей, а также роль международного сотрудничества в охране прав ребенка.

ЧТО ТАКОВ РЕБЕНОК (Статья 1) Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

ОТСУТСТВИЕ ДИСКРИМИНАЦИИ (Статья 2) Государства-участники уважают и обеспечивают права... за каждым ребенком без какой-либо дискриминации. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА (Статья 3) Во всех действиях в отношении детей... первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государс1ва-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВ (Статья 4 Государства-участники принимают все необходимые... меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ (Статья 5) Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и... членов расширенной семьи... должным образом управлять и руководить ребенком... и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.

ВЫЖИВАНИЕ И ЗДОРОВОЕ РАЗВИТИЕ (Статья 6) Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка ИМЯ И ГРАЖДАНСТВО (Статья 7) Ребенок с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

СОХРАНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ (Статья 8) Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

РАЗЛУЧЕНИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (Статья 9) Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями... за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют... что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка Государства-участники уважают право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать... личные отношения и прямые контакты с обоими родителями.

ВОССОЕДИНЕНИЕ СЕМЬИ (Статья 10) Государства-участники уважают право ребенка и его родителей покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну... с целью воссоединения семьи... поддерживать... личные отношения и прямые контакты с обоими родителями.

НЕЗАКОННОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ И НЕВОЗВРАЩЕНИЕ (Статья 11) Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

МНЕНИЕ РЕБЕНКА (Статья 12) Государства-участники обеспечивают ребенку... право свободно выражать... взгляды. С этой целью ребенку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого... разбирательства, затрагивающего ребенка.

СВОБОДА ВЫРАЖЕНИЯ ВЗГЛЯДОВ (Статья 13) Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение... получать и передавать информацию и идеи... независимо от границ.

СВОБОДА МЫСЛИ, СОВЕСТИ И РЕЛИГИИ (Статья 14) Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии... права и обязанности родителей.. руководить ребенком в осуществлении его права.

СВОБОДА СОБРАНИЯ (Статья 15) Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний.

ЗАЩИТА ПРАВА НА ЛИЧНУЮ ЖИЗНЬ (Статья 16) Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ (Статья 17) Государства-участники... обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных... источников... С этой целью государства-участники... поощряют средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношениях и... поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ (Статья 18) Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Государства-участники оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей.

ЗАЩИТА ОТ ФИЗИЧЕСКОГО ИЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ (Статья 19) Государства-участники принимают все необходимые.. меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия... со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры защиты... включают. . разработку социальных программ с целью... предупреждения... жестокого обращения с ребенком.

ЗАЩИТА РЕБЕНКА БЕЗ РОДИТЕЛЕЙ (Статья 20) Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства-участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком.

УСЫНОВЛЕНИЕ (Статья 21) Государства-участники, которые признают или разрешают существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы.. интересы ребенка учитывались в первостепенном порядке и они обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями ДЕТИ-БЕЖЕНЦЫ (Статья 22) Государства-участники принимают необходимые меры, с тем чтобы обеспечить ребенку, желающему получить статус беженца или считающемуся беженцем... защиту и гуманитарную помощь. С этой целью государства-участники оказывают содействие любым усилиям компетентных... организаций.. по защите такого ребенка и оказанию ему помощи.

НЕПОЛНОЦЕННЫЕ ДЕТИ (Статья 23) Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ (Статья 24) Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья Государства-участники принимают необходимые меры для снижения уровнен смертности младенцев и детской смертности, обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи Государства-участники обязуются поощрять международное сотрудничество и... стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОПЕЧЕНИЯ (Статья 25) Государства-участники признают право ребенка, помещенного компетентными органами на попечение с целью ухода за ним, его защиты или физического либо психического лечения, на периодическую оценку лечения, предоставляемого ребенку, и всех других условий, связанных с таким попечением о ребенке.

Конвенцию о правах ребенка называют Великой хартией вольностей для

детей. Она состоит из пятидесяти четырех статей, детализирующих

индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на

полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды,

жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция, ставшая результатом десяти лет переговоров, была принята

сентября 1990г. после ратификации ее двадцатью государствами. К настоящему

моменту 139 стран либо подписали этот документ, либо стали участниками

Конвенции в результате ратификации или присоединения к ней. После

ратификации тем или иным государством Конвенция приобретает на его

территории статус закона, контроль за соблюдением которого будет

осуществлять в государствах-участниках комитет в составе десяти экспертов.

Конвенция о правах ребенка делает шаг вперед по сравнению с

действующими международными документами. Она увязывает права ребенка с

правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за

жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие

в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

В числе наиболее остро стоящих проблем, рассматриваемых в Конвенции и в

ряде случаев впервые поднимаемых в рамках международного документа, отметим

такие, как обязательства по отношению к детям, живущим в наиболее

неблагоприятных условиях (Статья 22), защита от сексуальной и иных видов

эксплуатации (Статьи 34 и 36), наркомания (Статья 33), детская преступность

(Статья 40), межгосударственная практика усыновления (Статья 21), дети в

вооруженных конфликтах (Статьи 38 и 39), потребности детей-инвалидов (Статья

23), а также дети меньшинств и коренных народов (Статья 30).

Образование является предметом рассмотрения двух важных статей (27 и

28), значимость которых вновь подчеркивалась на Всемирной конференции по



Начальное образование должно быть обязательным, бесплатным и доступным

каждому и направленным на развитие личности ребенка, его дарований и

природных способностей в условиях соответствующего уважения национальной

самобытности, языка и традиционных ценностей. Особый акцент делается на

равенстве образовательных возможностей для девочек и мальчиков.

Органичная сила новой Конвенции состоит в ее гибкости, способности

сохранять свою действенность, несмотря на широкое разнообразие подходов

государств к решению общих задач. Не оставляя в стороне наиболее деликатные

проблемы, она ориентируется на различные культурные, религиозные и иные

ценностные системы, предлагающие свои пути решения общих для всех детей

Ниже приводится сокращенное изложение основных положений Конвенции

ПРЕАМБУЛА

В Преамбуле указываются основополагающие принципы Организации

Объединенных Наций и отдельные положения соответствующих договоров и

заявлений. В ней подтверждается тот факт, что дети, вследствие своей

уязвимости, нуждаются в особом уходе и защите, и подчеркивается

ответственность семьи в деле защиты ребенка и заботе о нем. В ней также

подтверждается необходимость юридической и другой защиты ребенка до и после

рождения, подчеркивается значение традиционных культурных ценностей, а также

роль международного сотрудничества в охране прав ребенка.

ЧТО ТАКОВ РЕБЕНОК (Статья 1)

Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего

возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает

совершеннолетия ранее.

ОТСУТСТВИЕ ДИСКРИМИНАЦИИ (Статья 2)

Государства-участники уважают и обеспечивают права... за каждым

ребенком без какой-либо дискриминации. Государства-участники принимают все

необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА (Статья 3)

Во всех действиях в отношении детей... первоочередное внимание

уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государс1ва-участники

обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для

его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей,

опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВ (Статья 4

Государства-участники принимают все необходимые... меры для

осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ (Статья 5)

Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности

родителей и... членов расширенной семьи... должным образом управлять и

руководить ребенком... и делать это в соответствии с развивающимися

способностями ребенка.

ВЫЖИВАНИЕ И ЗДОРОВОЕ РАЗВИТИЕ (Статья 6)

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники

обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие

ИМЯ И ГРАЖДАНСТВО (Статья 7)

Ребенок с момента рождения имеет право на имя и на приобретение

гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и

право на их заботу.

СОХРАНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ (Статья 8)

Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение

своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

РАЗЛУЧЕНИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (Статья 9)

Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со

своими родителями... за исключением случаев, когда компетентные органы,

согласно судебному решению, определяют... что такое разлучение необходимо в

наилучших интересах ребенка Государства-участники уважают право ребенка,

который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать... личные

отношения и прямые контакты с обоими родителями.

ВОССОЕДИНЕНИЕ СЕМЬИ (Статья 10)

Государства-участники уважают право ребенка и его родителей покидать

любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну... с

целью воссоединения семьи... поддерживать... личные отношения и прямые

контакты с обоими родителями.

НЕЗАКОННОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ И НЕВОЗВРАЩЕНИЕ (Статья 11)

Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным

перемещением и невозвращением детей из-за границы.

МНЕНИЕ РЕБЕНКА (Статья 12)

Государства-участники обеспечивают ребенку... право свободно

выражать... взгляды. С этой целью ребенку, в частности, предоставляется

возможность быть заслушанным в ходе любого... разбирательства,

затрагивающего ребенка.

СВОБОДА ВЫРАЖЕНИЯ ВЗГЛЯДОВ (Статья 13)

Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение... получать и

передавать информацию и идеи... независимо от границ.

СВОБОДА МЫСЛИ, СОВЕСТИ И РЕЛИГИИ (Статья 14)

Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и

религии... права и обязанности родителей.. руководить ребенком в

осуществлении его права.

СВОБОДА СОБРАНИЯ (Статья 15)

Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциаций и

свободу мирных собраний.

ЗАЩИТА ПРАВА НА ЛИЧНУЮ ЖИЗНЬ (Статья 16)

Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного

вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь,

неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного

посягательства на его честь и репутацию.

ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ (Статья 17)

Государства-участники... обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к

информации и материалам из различных... источников... С этой целью

государства-участники... поощряют средства массовой информации к

распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и

культурном отношениях и... поощряют разработку надлежащих принципов защиты

ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ (Статья 18)

Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы

обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих

родителей за воспитание и развитие ребенка. Государства-участники оказывают

родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих

обязанностей по воспитанию детей.

ЗАЩИТА ОТ ФИЗИЧЕСКОГО ИЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ (Статья 19)

Государства-участники принимают все необходимые.. меры с целью защиты

ребенка от всех форм физического или психологического насилия... со стороны

родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о

ребенке. Такие меры защиты... включают. . разработку социальных программ с

целью... предупреждения... жестокого обращения с ребенком.

ЗАЩИТА РЕБЕНКА БЕЗ РОДИТЕЛЕЙ (Статья 20)

Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного

окружения или который в его собственных наилучших интересах не может

оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь,

предоставляемые государством. Государства-участники в соответствии со своими

национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком.

УСЫНОВЛЕНИЕ (Статья 21)

Государства-участники, которые признают или разрешают существование

системы усыновления, обеспечивают, чтобы.. интересы ребенка учитывались в

первостепенном порядке и они обеспечивают, чтобы усыновление ребенка

разрешалось только компетентными властями

ДЕТИ-БЕЖЕНЦЫ (Статья 22)

Государства-участники принимают необходимые меры, с тем чтобы

обеспечить ребенку, желающему получить статус беженца или считающемуся

беженцем... защиту и гуманитарную помощь. С этой целью государства-участники

оказывают содействие любым усилиям компетентных... организаций.. по защите

такого ребенка и оказанию ему помощи.

НЕПОЛНОЦЕННЫЕ ДЕТИ (Статья 23)

Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или

физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в

условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности

в себе и облегчают его активное участие в жизни общества

ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ (Статья 24)

Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее

совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней

и восстановления здоровья Государства-участники принимают необходимые меры

для снижения уровнен смертности младенцев и детской смертности, обеспечения

предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с

уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной

помощи Государства-участники обязуются поощрять международное сотрудничество

и... стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права

на доступ к подобным услугам системы здравоохранения

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОПЕЧЕНИЯ (Статья 25)

Государства-участники признают право ребенка, помещенного компетентными

органами на попечение с целью ухода за ним, его защиты или физического либо

психического лечения, на периодическую оценку лечения, предоставляемого

ребенку, и всех других условий, связанных с таким попечением о ребенке.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (Статья 26)

Государства-участники признают за каждым ребенком право пользоваться

благами социального обеспечения, включая социальное страхование

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ (Статья 27)

Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни,

необходимый для физического, духовного, нравственного и социального развития

ребенка Родитель(и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную

ответственность за " обеспечение в пределах своих способностей и финансовых

возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка

Государства-участники принимают необходимые меры по оказанию помощи

родителям и другим лицам, воспитывающим детей

ОБРАЗОВАНИЕ (Статья 28)

Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью

постепенного достижения осуществления этого права на основе равных

возможностей они, в частности а) вводят бесплатное и обязательное начальное

образование; б) поощряют развитие различных форм среднего образования

обеспечивают его доступность для всех детей; в) обеспечивают доступность

высшего образования для всех на основе способностей каждого

Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того,

чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих

уважение человеческого достоинства ребенка.. Государства-участники поощряют

и развивают международное сотрудничество по вопросам, касающимся образования

ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ (Статья 29)

Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно

быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических

способностей ребенка в их самом полном объеме, подготовку ребенка к

сознательной жизни в свободном обществе; воспитания уважения к родителям

ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным

ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к

цивилизациям, отличным от его собственной

РЕБЕНОК, ПРИНАДЛЕЖАЩИЙ К МЕНЬШИНСТВАМ ИЛИ КОРЕННОМУ НАСЕЛЕНИЮ (Статья

Ребенку, принадлежащему к меньшинствам или коренному населению, не

может быть отказано в праве совместно с другими членами своей группы

пользоваться своей культурой родным языком.

ОТДЫХ, ДОСУГ И КУЛЬТУРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ (Статья 31)

Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право

участвовать в играх и. в культурной жизни и заниматься искусством

ДЕТСКИЙ ТРУД (Статья 32)

Государства-участники признают право ребенка на защиту от выполнения

любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, или

служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его

здоровью и физическому, умет венному, духовному, моральному и социальному

развитию Государства-участники устанавливают минимальный возраст или

минимальные возрасты для приема на работу; определяют необходимые требования

о продолжительности рабочего дня и условиях труда.

УПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИКОВ (Статья 32)

Государства-участники принимают все необходимые меры с тем чтобы

защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и

психотропных веществ и не допустить использование детей в противозаконном

производстве таких веществ и торговле ими.

СЕКСУАЛЬНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ (Статья 33)

Государства-участники обязуются защищать ребенка от всех форм

сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. В этих целях

государства-участники принимают.. все необходимые меры для предотвращения

использования в целях эксплуатации детей в проституции или в порнографии и

порнографических материалах

ПОХИЩЕНИЕ И ТОРГОВЛЯ ДЕТЬМИ (Статья 35)

Государства-участники принимают на национальном, двустороннем и

многостороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения похищения

детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и в любой форме.

ДРУГИЕ ФОРМЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ (Статья 36)

Государства-участники защищают ребенка от всех других форм

эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка

ПЫТКИ И ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ (Статья 37)

Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был

подвергнут пыткам.. не был лишен свободы незаконным или произвольным

образом. Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не

предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления,

совершенные лицами моложе 18 лет... Каждый лишенный свободы ребенок должен

быть отделен от взрослых, если только не считается, что в наилучших

интересах ребенка этого делать не следует, и иметь право поддерживать связь

со своей семьей Каждый лишенный свободы ребенок имеет право на

незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ (Статья 38)

Государства-участники принимают все возможные меры для обеспечения

того, чтобы лица, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали прямого

участия в военных действиях... Государства-участники воздерживаются от

призыва любого лица, не достигшего 15-летнего возраста, на службу в свои

вооруженные силы. Согласно своим обязательствам по международному

гуманитарному праву, связанным с защитой гражданского населения во время

вооруженных конфликтов, государства-участники обязуются принимать все

возможные меры с целью обеспечения защиты затрагиваемых вооруженным

конфликтом детей и ухода за ними.

МЕРЫ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ (Статья 39)

Государства-участники принимают все необходимые меры для того, чтобы

содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной

реинтеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения или

злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или

унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов.

ОТПРАВЛЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ДЕТСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ (Статья 40)

Государства-участники признают право каждого ребенка, который, как

считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается

виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию

у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к

правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст

ребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной

роли в обществе. Каждый ребенок имеет право на основные гарантии.. и

получение правовой и другой необходимой помощи при подготовке и

осуществлении своей защиты. Государства-участники стремятся содействовать.

принятию мер по обращению с такими детьми без использования судебного

разбирательства

УРОВЕНЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ РЕБЕНКА (Статья 41)

Ничто в настоящей Конвенции не затрагивает любых положений, которые в

большей степени способствуют осуществлению прав ребенка и могут содержаться,

а) в законе государстваучастника; б) в нормах международного права,

действующих в отношении данного государства

ВЫПОЛНЕНИЕ И ВХОЖДЕНИЕ В СИЛУ (Статьи 42-54)

Положения Статей 425-4 предусматривают следующее:

Государства-участники обязуются, используя надлежащие и действенные

средства, широко информировать о принципах и положениях Конвенции как

взрослых, так и детей.

Учреждается Комитет по правам ребенка, который состоит из десяти

экспертов.. Государства-участники обязуются представлять Комитету..

доклады.. в течение двух лет после вступления Конвенции в силу для

соответствующего государстваучастника; впоследствии через каждые пять лет.

Настоящая Конвенция вступает в силу на тридцатый день после сдачи на

хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций двадцатой

ратификационной грамоты или документа о присоединении.

Государства-участники обеспечивают широкую гласность своих докладов в

своих собственных странах

Генеральному секретарю провести от ее имени исследования по отдельным

вопросам, касающимся прав ребенка.

С целью способствовать эффективному осуществлению Конвенции и поощрять

международное сотрудничество в области, охватываемой настоящей Конвенцией:

а) специализированные учреждения. Детский фонд Организации Объединенных

Наций и другие органы Организации Объединенных Наций вправе быть

представленными при рассмотрении вопросов об осуществлении таких положений

настоящей Конвенции, которые входят в сферу их полномочий...

Комитет препровождает, когда он считает это целесообразным, в

специализированные учреждения. Детский фонд Организации Объединенных Наций и

другие компетентные органы любые доклады государств-участников, в которых

содержится просьба о технической консультации, или помощи, или указывается

на потребность в этом, а также замечания и предложения Комитета, если

таковые имеются, относительно таких просьб и указаний.


Комитет по правам ребенка

51-я сессия

Женева, 25.05 – 12.06.2009

КПР/К / ЗОП/12

Замечание общего порядка № 12 (2009)

I . Введение

II . Цели

III . Правобыть услышанным: право отдельного ребенка и право группы детей

A . Юридическая экспертиза

B . Право быть услышанным и его сочетание с другими положениями Конвенции

C . Осуществление права быть услышанным в разных условиях и ситуациях

D . Основные требования к реализации права ребенка быть услышанным

E. Выводы

Право ребенка быть услышанным

Статья 12 Конвенции о правах ребенка гласит:

«1. Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.

2. С этой целью ребенку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего интересы ребенка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган, в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства».

  1. I. Введение
  2. Статья 12 Конвенции о правах ребенка (далее – Конвенции) является уникальным положением договора о правах человека. Она касается правого и социального статуса детей, которые, с одной стороны, не имеют полной независимости от взрослых, а с другой, – являются субъектами права. Параграф 1 обеспечивает каждому ребенку, способному сформулировать свои взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. Параграф 2 утверждает, в частности, что ребенку, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка.
  3. Право ребенка быть услышанным и воспринятым серьезно составляет одну из основных ценностей Конвенции. Комитет по правам ребенка (далее – Комитет) определил ст. 12, как один из четырех главных принципов Конвенции (к остальным относятся: право на недопущение дискриминации, право на жизнь и развитие и наилучшее обеспечение интересов ребенка), подчеркивая, что данная статья не просто провозглашает право как таковое, но и должна рассматриваться в толковании и применении всех остальных прав.
  4. С момента принятия Конвенции в 1989 был достигнут значительный прогресс на местном, национальном, региональном и мировом уровнях в развитии законодательной, политической и методологической базы по применению ст. 12. Широкая практика последних лет образовала понятие «участие», хотя сам термин не звучит в тексте ст. 12. Сам термин претерпевал изменения и теперь широко используется для характеристики текущих процессов, которые включают обмен информацией и диалога между детьми и взрослыми, основанный на взаимном уважении. Это позволяет детям понять, как учитываются их интересы и интересы взрослых, и формирует конечный результат процесса.
  5. Государства-участникиподтвердили свою готовность выполнять ст. 12 на 27 Специальной Сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2002 году (резолюция S-27/2 «Мир, пригодный для жизни детей»). Однако, Комитет отмечает, что в большинстве мировых сообществ применение права ребенка выражать свои взгляды по широкому кругу вопросов, затрагивающих его интересы, и право, чтобы эти взгляды были учтены, все еще встречает препятствия в виде застарелых привычек и взглядов, а также политических и экономических барьеров. Поскольку большое число детей сталкивается с трудностями, Комитет признает, что определенные группы детей, в т.ч. дети младшего возраста, дети, принадлежащие к группам риска и дети из неблагополучных семей, не имеют возможности осуществлять это право. Комитет также выражает озабоченность по поводу качества работы в этой области. Существует крайняя необходимость в более точном понимании содержания ст. 12 и путей её применения в отношении каждого ребенка.
  6. В 2006 году Комитет провел День всеобщего обсуждения права ребенка быть услышанным с целью определения значимости и смысла ст. 12, её связь с другими статьями, пробелы и недоработки, положительный опыт и приоритетные вопросы, которые необходимо учесть, чтобы способствовать осуществлению этого права. Данное Замечание Общего Порядка (ЗОП) составлено на основе обмена информацией, полученной в День общей дискуссии, в том числе и от самих детей; опыта, аккумулированного Комитетом из отчетов, представленных государствами-участниками, а также на основе серьезной экспертизы практики по реализации права, зафиксированного в ст. 12, накопленной правительствами, НПО, общественными организациями и самими детьми.
  7. Настоящее ЗОП впервые представляет правовой анализ двух параграфов ст. 12 и разъясняет требования по полной реализации данного права, включая судебные или административные разбирательства (раздел А). В разделе B рассматривается взаимодействие ст. 12 с остальными тремя главными принципами Конвенции, а также с другими статьями. В разделе С рассматриваются условия и действие права ребенка быть услышанным в различных ситуациях. Раздел D представляет основные требования к применению данного права, а в разделе Е представлены выводы.
  8. Комитет рекомендует государствам-участникам ознакомить с данным ЗОП государственные органы, гражданское общество и самих детей. Это потребует перевода документа на соответствующие языки, адаптированной версии для детей, проведение семинаров с целью обсуждения значения этой статьи и наилучших путей её применения, а также включение ЗОП в обучение всех специалистов, работающих с детьми и для детей.

II. Цели

  1. Основная цель данного ЗОП – содействовать государствам-участникам в эффективном применении ст. 12, для чего Замечание ставит следующие задачи:

Разъяснять содержание ст. 12 и случаев ее применения представителям государственных органов, заинтересованным сторонам, НПО и обществу в целом;

Выработать объем правоприменения, политику и практические рекомендации по осуществлению положений ст. 12;

Суммируя положительный опыт, собранный и представленный Комитетом, выдвигать на первый план наиболее продуктивный подход к применению ст. 12;

III. Право быть услышанным: право отдельного ребенка и право группы детей

9. Данное ЗОП составлено с учетом разграничения, определенного Комитетом, между правом отдельного ребенка быть услышанным и правом быть услышанными, выраженном группой детей (например, классом, дворовым сообществом, детьми всей государства, детьми с ограниченными возможностями, девочками). Это существенное различие, поскольку Конвенция специально оговаривает, что государства-участники обязаны гарантировать ребенку право быть услышанным в соответствии с его возрастом и зрелостью (см. юридическая экспертиза параграфов 1 и 2 ст. 12).

10. Возраст и уровень зрелости оцениваются и при рассмотрении вопроса отдельного ребенка и в том случае, если группа детей решит высказать свои взгляды. Задача по оценке возраста и зрелости ребенка облегчается, если рассматриваемая группа представляет устойчивую постоянную структуру: семью, одноклассников, живущих по соседству. Но гораздо сложнее, если дети выражают себя коллективно. Но, даже сталкиваясь с трудностями в оценке этих параметров, государства-участники должны воспринимать детей как группу, которая должна быть услышана. Комитет, в свою очередь, настоятельно рекомендует этим государствам прилагать все усилия, чтобы выслушать и воспринять коллективное мнение детей.

11. Государства–участники должны всячески стимулировать у детей формирование собственных взглядов и создавать такую среду, которая позволит ребенку использовать свое право быть услышанным.

12. Взгляды, выражаемые детьми, могут иметь существенное значение и добавлять опыт, поэтому они должны приниматься во внимание при принятии решений, выработке политики, разработке законов, а также при их осуществлении.

13. Эти процессы обычно определяются как «участие». Использование права ребенка/детей быть услышанным – принципиальный момент этих процессов. Концепция участия подразумевает, что привлечение детей не должно иметь разовый характер, а должно стать началом интенсивного взаимодействия и обмена мнениями между детьми и взрослыми при выработке политики, создании программ и решении вопросов, касающихся детей.

14. В разделе А (Юридическая экспертиза) рассматривается право отдельного ребенка быть услышанным. В разделе С (Осуществление права быть услышанным в разных условиях и ситуациях) Комитет рассматривает право быть услышанным как отдельного ребенка, так и группы детей.

А. Юридическая экспертиза

15. Ст. 12 Конвенции устанавливает право каждого ребенка свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, которые имеют к нему отношение и затрагивают его интересы, а также производное право на то, чтобы эти взгляды были приняты во внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. Это право накладывает на государства-участники четкое правовое обязательство признавать данное право и обеспечивать его применение путем выслушивания и учета мнения детей. Данное обязательство требует от государств-участников в рамках собственного законодательства либо непосредственно гарантировать это право, либо принимать или изменять свои законы так, чтобы право могло быть реализовано детьми в полной мере.

16. Ребенок, однако, может и не использовать данное ему право. Выражение своих взглядов – это право ребенка, а не обязанность. Государства-участники должны предоставлять ребенку полную информацию и советовать ребенку принимать решение в своих интересах.

17. Как основной принцип, Статья 12 определяет, что государства-участники должны всемерно способствовать тому, чтобы толкование и применение всех остальных статей Конвенции отталкивалось от этой статьи.

18. Статья 12 провозглашает, что ребенок обладает правами, которые влияют на его (ее) жизнь, но не только правами, вытекающими из его (ее) незащищенности (защита) и зависимости от взрослых (обеспечение – Конвенция ссылается в основном на 3 ps – provision, protection and participation -обеспечение, защита, участие ). Конвенция признает, что ребенок является субъектом права, и почти повсеместная ратификация этого международного инструмента государствами-участниками подтверждает статус ребенка, определенный в ст. 12.

  1. 1. Подробный анализ статьи 12

(а) параграф 1 статьи 12

(1) «Обеспечивают»

19. Ст. 12 параграф 1 провозглашает, что государства-участники «обеспечивают» право ребенка на свободное выражение своих взглядов. «Обеспечивают» - это юридический термин, имеющий определенную силу, который не оставляет государствам-участникам право усмотрения (т.е. трактуется однозначно). Соответственно, государства обязаны предпринимать соответствующие меры, чтобы дети могли полностью воспользоваться своим правом. Это обязательство содержит два компонента, которые создают механизмы, позволяющие учитывать взгляды детей.

(2) «Способность сформулировать свои собственные взгляды»

20. Государства-участники обеспечивают право быть услышанным каждому ребенку», способному сформулировать свои собственные взгляды». Эта фраза должна рассматриваться не как ограничение, а как обязательство максимально адекватно оценить способность ребенка сформулировать свое независимое мнение. Это значит, что государства-участники не должны изначально считать, что ребенок неспособен выразить свои взгляды. Напротив, государства должны допускать, что ребенок может иметь свои собственные взгляды, и признавать, что он вправе выражать их. И ребенок не должен предварительно доказывать свою способность.

21. Комитет подчеркивает, что ст. 12 не устанавливает возрастных ограничений для использования ребенком данного права и предостерегает государства-участники от введения возрастного лимита для детей, как на законодательном уровне, так и на практике, поскольку это ущемит права ребенка быть услышанным в вопросах, имеющих к нему отношение. В этой связи Комитет подчеркивает следующее:

Во-первых, в своих рекомендациях, основанных на результате Дня всеобщего обсуждения вопроса о применении прав ребенка в раннем возрасте (2004), Комитет выдвинул концепцию, что ребенок является субъектом права с самого рождения (КПР/ЗОП/7/п.1/ п-ф 1). Исследования доказывают, что ребенок способен выразить свои мысли и взгляды с самого раннего возраста, даже пока он не умеет говорить. Следовательно, применение ст. 12 требует признания и уважения всех невербальных форм общения (таких как, игра, язык тела, выражение лица, рисование), посредством которых маленькие дети демонстрируют понимание, выбор, предпочтения.

Во-вторых, нет необходимости в том, чтобы ребенок имел всесторонние познания в вопросе, который затрагивает его (ее) интересы, но нужно, чтобы он достаточно понимал, что может составить и выразить свое мнение по этому вопросу.

В-третьих, государства-участники обязаны обеспечить использование данного права детьми, испытывающими трудности в выражении своих взглядов. Например, дети-инвалиды должны быть снабжены и иметь возможность воспользоваться любыми средствами коммуникации, облегчающими им самовыражение. Должны предприниматься шаги по признанию права на выражение своих взглядов детьми нацменьшинств, аборигенов, мигрантов и других групп, не говорящих на титульном языке.

В-четвертых, государства-участники должны принимать в расчет возможные негативные последствия недостаточного применения данного права, особенно, когда дело касается самых маленьких детей, или в тех случаях, когда дети становятся жертвами криминальных действий, сексуального насилия, издевательств или иных форм плохого обращения. Государства должны принять все необходимые меры для того, чтобы осуществление права ребенка быть услышанным способствовало его полной защите.

(3) «Право свободно выражать свои взгляды»

22. Ребенок имеет право «свободно выражать свои взгляды». «Свободно» означает, что ребенок может выражать свои взгляды без всякого давления на него и может сам выбирать, хочет или не хочет он воспользоваться правом быть услышанным. «Свободно» также означает, что ребенком не должны манипулировать или подвергать его недолжному влиянию или давлению. «Свободно», по существу, имеет отношение к понятию «собственные»: ребенок имеет право выражать свои собственные взгляды, а не чьи-либо.

23. Государства-участники должны обеспечивать такие условия для выражения ребенком своих взглядов, которые бы учитывали и личность ребенка, и социальную ситуацию, и окружающую среду, и, при которых ребенок, самовыражаясь, чувствовал бы себя авторитетным и защищенным.

24. Комитет подчеркивает, что ребенка не должны расспрашивать больше, чем это необходимо, особенно если расследуются тяжелые происшествия. «Слушание» ребенка – это трудный процесс, который может нанести ребенку травму.

25. Реализация ребенком права выражать свои взгляды требует его информирования о событиях, мнениях и предполагаемых решениях и последствиях совершенных действий. Такую информацию ребенку обязаны предоставлять люди, которые «выслушивают» его по долгу службы, родители или опекуны. Ребенок также должен быть проинформирован о том, в каких условиях ему предложат выразить свои взгляды. Право на получение информации является обязательным, поскольку это условие, которое обеспечит более взвешенное решение.

(4) «Во всех случаях, касающихся детей»

26. Государства-участники должны обеспечить ребенку возможность выразить свои взгляды «в любых случаях, которые имеют к ребенку отношение». Этот тезис рассматривает второе ограничение данного права: ребенок должен быть выслушан, если рассматриваемое дело имеет к нему отношение. Это основное условие должно приниматься к сведению и трактоваться довольно широко.

27. Постоянная Рабочая Группа, созданная Комитетом по правам человека для разработки проекта текста Конвенции, отклонила предложение обозначить круг подобных дел, определив список, ограничивающий принятие во внимание взглядов ребенка/детей. Вместо этого было принято решение, что право ребенка быть услышанным должно быть применимо «ко всем случаям, затрагивающим интересы ребенка». Комитет крайне озабочен тем, что детям часто бывает отказано в праве быть услышанным, даже если очевидно, что спорный вопрос затрагивает их интересы и что они в состоянии выразить свое мнение по этому поводу. Хотя Комитет дает довольно широкое определение понятия «спорный вопрос» и не все случаи приведены в Конвенции, тем не менее, он признает уточняющую оговорку «затрагивающий интересы ребенка». Однако практика показывает, что широкая интерпретация понятия «спорные вопросы, затрагивающие интересы ребенка/детей», позволяет вовлекать детей в социальные процессы, происходящие в их сообществе.

(5) «Уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка»

28. Взглядам ребенка должно уделяться должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью. Это условие имеет отношение к правоспособности ребенка, которая оценивается для того, чтобы учесть его взгляды при вынесении решения. Статья 12 оговаривает, что просто выслушать ребенка недостаточно, его взгляды, если таковые у него уже сформировались, должны быть серьезно проанализированы и приняты к сведению.

29. Требованием «уделить должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью» Статья 12 дает понять, что зрелость взглядов ребенка не может определяться только возрастом. Уровень понимания ребенка не обязательно пропорционален биологическому возрасту. Исследования показали, что информированность, опыт, окружающая среда, социальные и культурные ожидания, нормы обеспечения – все это способствует и определяет формирование взглядов ребенка. Поэтому оценивать взгляды каждого ребенка надо казуально (исследованием каждого конкретного случая).

30. Зрелость подразумевает способность понять и оценить смысл спорного вопроса и должна учитываться при определении индивидуальной правоспособности ребенка. Зрелость определить сложно. В контексте ст. 12 это способность ребенка разумно и независимо выражать свои взгляды по вопросу. Воздействие самого спорного вопроса на ребенка также должно учитываться. Чем больше случившееся (предмет спора), повлияло на жизнь ребенка, тем более значима адекватная оценка зрелости ребенка.

31. Необходимо также учитывать развитие способностей ребенка, а также родительское влияние (ниже см. параграф 84, раздел C).