Огонь наш друг но он и враг. Беседа с детьми средней группы «Огонь — наш друг, огонь — наш враг


Огонь… На него можно смотреть часами, заряжаясь философским настроением. Он заставляет задуматься о многих проблемах. Наши древние предки его хранили и оберегали, а он в ответ их согревал и помогал питаться. Видимо, поэтому в древности огонь боготворили.

В современном же мире огонь для человечества не настолько важен. Пищу люди готовят на электрической плите, то же электричество позволяет видеть в темноте и жить в теплых и уютных квартирах.

Тем не менее, и сегодня многие опасаются этой стихии. Боязнь огня заложена практически у всех людей на подсознательном уровне. Но что собой представляет огонь?

Химики говорят, что это окислительная реакция с выделением света и тепла. Историки считают, что это – одна из основополагающих стихий, ведь благодаря огню на Земле существует цивилизация, а мистики его боятся и обожествляют.

Понятие «огонь» овеяно множеством легенд и тайн. И многие об этом знают не понаслышке. Например, историю семьи Ломшаковых в Липецкой области знают многие. Они переехали сюда из Архангельска и некоторое время ютились во времянке: строили новый дом. Но долгожданное новоселье омрачил пожар…

Когда накрывали на стол, спохватились: не хватало стульев. Поэтому пододвинули диван. Но то, что произошло потом, не поддается объяснению: диван ни с того, ни с сего загорелся. Тогда пламя удалось погасить, пострадала только обшивка. Все кто присутствовал на новоселье, уверяют: загорание произошло само собой: никто не курил, поблизости не было источника огня или электропроводки.

С этого дня для Ломшаковых пожары стали обычным делом. Предметы домашнего обихода, мебель, вещи, даже соль – все это загоралось само по себе. Семья обращалась ко многим специалистам, но ученые мужи только разводят руками.

При этом удивительным было другое. Загадочный огонь, который появлялся в доме Ломшаковых, внешне отличался от обычного: в первые секунды он горел с ярко-синими всполохами, напоминающими пламя в турбозажигалке. Ломшаковы понимали, что имеют дело с необъяснимым и загадочным явлением. И чтобы попытаться выяснить причину возгорания, им пришлось обратиться к специалистам по аномальным явлениям.
Когда последние замерили электрическую напряженность нового дома Ломшаковых, то были поражены. Она составляла почти сто пятьдесят вольт. Выясняется, что такой вольтаж связан в основном с тектоникой местности. Более того, вокруг на участках вокруг уже горело несколько домов ранее. И еще: местные жители не раз замечали в этом районе таинственные огненные явления - атмосферные свечения и парящие в воздухе голубоватые светящиеся шары…

Древние считали: небесный огонь – это кара богов. В 1935-м году огненные шары уничтожили тысячи квадратных метров зеленых насаждений в Южной Америке, срезав деревья под корень. Ущерб, который был ими нанесен, сравнивали со стихийным бедствием.

В 2004-м году в иранском городе Баболь упавший на дом пылающий шар полностью его разрушил. Жителям чудом удалось спастись. Взрыв был таким громким, что разбудил всех соседей. Они бросились на улицу и застыли в изумлении. Во дворе дома огненный шар, имевший диаметр около полутора метров, бешено вращался, разбрызгивая вокруг себя искры.

Через минуту все исчезло, а шар растворился в воздухе. Иранские специалисты, осматривавшие место падения огненного шара, не обнаружили никаких остатков космического вещества. Они выдвинули версию, что это – шаровая молния, возникшая в результате землетрясения. Но это противоречит устоявшейся теории о том, что огни землетрясения выходят до или во время стихийной катастрофы прямо из земли. А огненный шар в Баболе, по словам очевидцев, прилетел с неба.

Но есть и другая версия: дом подвергся атаке геофизического метеорита. Его природа пока непонятна. Одни специалисты считают его шаровой молнией, другие – сгоревшим в атмосфере метеоритом.

А московские ученые сделали и вовсе сенсационное заявление: возможно, что огненные шары и феномен пирокинеза – родственные явления. Ведь пирокинез – движущийся огонь – одно из самых загадочных явлений. Он до сих пор не получил научного объяснения.

Тем не менее, на территории Росси до сих пор зарегистрировано более двух тысяч случаев самовозгорания людей. Неизвестно, все ли они связаны с пирокинезом или в некоторых случаях причиной был криминал, однако факты были, и они зафиксированы.

В последние годы СМИ стали утверждать, что самовоспламенения происходят намного чаще, чем раньше. Неизвестно, правда это или нет, поскольку официальная наука не изучает проблему самовозгорания. Зато этим вплотную занимаются исследователи аномальных явлений, пытающиеся понять, почему люди вспыхивают как спички.

Медведицкая гряда – цепь невысоких холмов на границе Саратовской и Волгоградской областей – считается одной из наиболее известных аномальных зон в нашей стране. Дурную славу Медведицкие холмы получили вследствие невероятного количества происходящих здесь аномальных явлений. И прежде всего, повышенной активностью НЛО. По заверениям местных жителей, летающие объекты самых различных форм появляются в этих местах чуть ли не каждую неделю.

За последние три десятилетия лет Медведицкую гряду посещало несколько десятков исследовательских групп. Ведь места эти славятся не только посещением НЛО: здесь несколько раз были зафиксированы случаи самовозгорания, причем последнее из них произошло так молниеносно, что пострадавший, а это был местный пастух, видимо даже не понял, что с ним произошло. Об этом свидетельствовало положение трупа, когда его нашли односельчане.

Явление пирокинеза до сих пор вызывает жаркие дебаты в научном мире. Человек на три четверти состоит из воды, в состав которой входят сверхтекучие электроны. Именно они и способны собираться в мощный электромагнитный вихрь, создающий внутри организма своеобразную шаровую молнию. Она-то и обращает человека в пепел.

Опытным путем было установлено: для самовозгорания необходимы соответствующие внешние условия – повышенный геомагнитный фон и температурный режим.

В Древней Греции человек, убитый молнией, лишался торжественного погребения. Традиция предписывала похоронить его там, где боги «поразили» несчастного. В средневековой Европе таких погорельцев хоронили за церковной оградой. Поверье, что бог карает так грешников, живо до сих пор.

Станет ли небесный огонь мощным источником энергии или останется неуправляемой разрушительной силой, сегодня гадают исследователи.

Нострадамус говорил, что солнце запылает огнем и наступит конец света. Средневековый предсказатель считал: мир сгорит в адском пламени. И за это он сам чуть не отправился на костер.

По прогнозам экологов, планете Земля грозит глобальное потепление. В течение ближайших ста лет средняя температура может подняться на пять-шесть градусов. И тогда на Земле наступит настоящий ад…

Разбалансировка атмосферы приведет к резкому изменению климата, к пожарам… Огонь станет орудием «божественного возмездия», приведя к гибели мира. Подобный сценарий развития предсказан еще в древности…

В тоже время, человек отличается от животного существа в том числе и тем, что умеет обращаться с огнем. Для этого он преодолевает свой страх перед опасной стихией. Ведь не случайна пословица об огне, воде и медных трубах.

Некоторые обряды язычников, основанные на воздействии огня, дошли и до современников: славяне празднуют Масленицу, сжигая ее чучело, прыгают через костер в Купальскую ночь, люди молятся перед горящими свечами… Ведь считается, что огонь очищает душу и ауру, помогает соприкасаться к высшим духовным сферам, поговорить с богами и быть услышанным Вселенной…

Сегодня наука изучает атом, разглядывает далекие звезды и исследует тайну генома, но она пока не в силах контролировать огонь. И еще неизвестно, приведет ли техногенный путь развития цивилизации к покорению огня. А может, эта стихия подчиняется только силе мысли или энергетической силе человека? Время покажет…

Прометей, который подарил человеку огонь, был страшно наказан: боги обрекли его на страшные мучения. Но его жертва была не напрасна: люди получили не только вареную пищу, тепло и свет, но и отличный «тренажер», помогающий преодолеть собственное несовершенство.

И кто знает, может, на новом этапе покорения огня человек сможет сравняться с богами

Валентина Филиппченкова

Беседа с детьми средней группы на тему :

«Огонь – наш друг , огонь – наш враг » .

Программное содержание : продолжать обучать детей правилам пожарной безопасности, формировать умение оценивать возможную опасность, прививать практические навыки поведения при возникновении пожара, формировать осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности.

Предварительная работа : чтение литературных произведений С. Маршака «Кошкин дом» , К. Чуковского «Путаница» , рассматривание иллюстраций и беседа по ним .

Ход беседы.

Дети, сегодня мы с вами поговорим об очень важных вещах. А о чём, вы сейчас узнаете из моей загадки.

Если дым валит клубами,

Пламя бьётся языком,

И огонь везде , и жар

Это бедствие … (пожар) . Показываю детям картинки, на которых изображён пожар и пламя.

Что здесь изображено?

Скажите, от чего может возникнуть пожар? Дети высказывают свои предположения.

Почему мы говорим, что огонь – наш друг и огонь – наш враг ? Выслушиваю ответы детей. Как вы думаете, от чего может возникнуть пожар?

Почему мы говорим, что огонь – наш друг ?

А без доброго огня

Обойтись нельзя и дня.

Он надёжно дружит с нами

Гонит холод, гонит мрак.

Всем огонь хороший нужен

И зато ему почёт,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь и хлеб печёт.

А кто знает, какой вред приносит огонь ? Дети отвечают. Обобщаю ответы. Правильно. От огня могут сгореть вещи, квартира, дом, лес.

От чего случаются пожары? Обобщаю ответы детей. Говорю, что пожары могут возникнуть от игр со спичками, зажигалками, от оставленных включённых электроприборов, включённых газовых плит. Одним словом от неправильного обращения с огнём и электроприборами. И тогда на помощь приедут пожарные машины.




В пожарной части работают смелые и отважные пожарные.


Ребята, совсем скоро мы будем отмечать новогодний праздник.


Это самый любимый праздник и для детей, и для взрослых. Главный символ праздника- ёлка. Все украшают ёлку, вешают мишуру, игрушки и гирлянды. Для того, чтобы праздник ничего не омрачило, надо соблюдать правила пожарной безопасности.

Что такое гирлянды? Правильно, это электроприборы. Как нужно с ними обращаться? (осторожно) Включать гирлянду должны взрослые.

Неисправную гирлянду

Лучше не включать,

Чтоб потом пожарных и врачей

В дом не вызывать.

Скажите, когда уходят из дома, нужно выключать гирлянду? (да)

Уходя, тушите свет

И приборы тоже.

Но, иногда, дети, пожары могут возникнуть даже при соблюдении правил пожарной безопасности. Поэтому нам необходимо знать правила поведения при пожаре. Вот эти правила.

1. Не выключайте телевизор и другие приборы без взрослых.

3. Если нельзя выйти в дверь, то зови на помощь с балкона или окна.

4. Ни в коем случае не прячься в шкаф или под кровать – пожарным будет трудно тебя найти.

5. Тушить пожар – дело взрослых. Но вызвать пожарных вы можете сами по номеру «01» .Нужно для этого назвать своё имя и адрес.

Соблюдение этих правил позволит вам провести праздник весело и радостно. Расскажите об этом сегодня дома своим мамам и папам.

Потом мы посетили выставку семейных рисунков, в которой приняли участие наши родители.







Спасибо всем, кто посетил мою страничку.

Публикации по теме:

В нашем детском саду прошла неделя, посвященная пожарной безопасности. Задачи: - Продолжать знакомить детей с профессией пожарного;.

Интегрированное занятие по пожарной безопасности и физкультуре в старшей группе «Огонь - друг, огонь - враг» Цель: привитие элементарных знаний и навыков в пожарной безопасности. Задачи: 1. Формировать у детей понятие «пожарная безопасность». 2.

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Огонь-друг, огонь-враг» Конспект НОД составлен в соответствии с поставленными задачами, возрастными особенностями, уровнем развития и интеграцией образовательных.

Конспект занятия по ОБЖ для детей старшей группы «Огонь - наш друг. Огонь - наш враг» Конспект занятия по ОБЖ для детей старшей группы «Огонь наш друг. Огонь наш враг» с использованием итерактивного метода «Хоровод». Программные.

Цель: Продолжать учить детей правилам пожарной безопасности и осторожному обращению с огнём, дать короткое объяснение о том, как люди начали.

Материал подготовила воспитатель: Дегтярева Л. Н. МБДОУ д/с " Светлячок" п. г. т Красная Гора. Большинство детей не знают, что надо делать.

Огнем в быту называют пламя, сопровождающее процесс горения вещества с одновременным выделением тепла. Почему считается, что огонь – друг и враг человека . Огонь - друг или враг человека?.

Огонь - друг человека

В период первобытного существования человечества было время, когда люди совсем не знали огня. Впервые человек встречался с огонем при пожаре, возникшем от молнии или раскаленной лавы, изверженной из вулканов. Такой огонь воспринимался первобытным человеком как сверхъестественная сила , вызывая у него чувство страха.
Огонь как последствие раскаленной лавы. С развитием человечества наши предки научились добывать огонь простейшими способами - путем одного деревянного предмета о другой или высекая искры при ударе камня о камень. Добытый огонь постоянно поддерживали в непрерывно горящих кострах, лучинах, коптилках. Применяя огонь, люди научились готовить пищу, обогреваться, использовать его для защиты от нападения хищных зверей. Так огонь стал другом человека .

Огонь - большая сила

Постепенно человек научился управлять огнем - строить кухонные очаги, печи, делать осветительные лампы, фонари. Прошли тысячелетия. Теперь огонь используют как в быту, так и в промышленности. Современный человек разумно пользуется огнем. В умелых руках огонь - большая сила . Но, к сожалению, в нашей жизни нередко бывают случаи, когда из-за неумения или небрежности в обращении с огнем возникают пожары и за короткое время сгорают огромные материальные ценности - , промышленные предприятия, больницы, школы, жилые дома, животноводческие помещения, хлеб и другие богатства, созданные трудом людей.

Огонь - враг человека

Пожары в большинстве случаев возникают из-за несоблюдения элементарных правил пожарной безопасности в быту и по месту работы вследствие халатности или по незнанию этих правил. Тогда огонь становится врагом человека .
Пожар как последствие несоблюдения правил пожарной безопасности.

Причины пожаров

Наиболее распространенными причинами пожаров являются неосторожное обращение с огнем, курение, игра детей с огнем.
  • От брошенной не потушенной спички могут загореться легковоспламеняющиеся предметы (скатерть, занавеска, бумага, древесные отходы, сено, сухая трава и т. д.).
  • При неосторожном зажигании спички отлетевшая головка может поджечь одежду, постель и другие сгораемые материалы и вызвать пожар.
  • К тяжелым последствиям может привести небрежное обращение с горящей свечой.
В новгородских летописях за 1509 г. имеется такая запись:
«В первом часу дня на заутрене в неделю был большой пожар. Загорелось на Славкиной улице у Логиновой жены Екатерины в клети от свечи и погорела торговая сторона вся, многие палаты посыпались, и жизней без числа сгорело. Никогда же в Великом Новгороде такой пожар не бывал».
В летописи далее рассказывается о том, что многие новгородцы, спасаясь от огня, вместе с имуществом хотели укрыться в Арбузовском саду на Никитинской улице. Сильный ветер перебросил огонь в сад, и сад запылал. В огне погибло 3315 человек, и, кроме того, многие утонули в Волхове. Копеечная свеча Екатерины Логиновой обошлась новгородцам не только в несколько миллионов рублей, но и в тысячи человеческих жизней.
Свеча - распространенная причина возникновения пожара. Сейчас таких крупных пожаров от неправильной эксплуатации свечей нет. Однако пожаров по этой причине еще много. Поэтому необходимо соблюдать особую осторожность при пользовании свечами. Нельзя укреплять свечу расплавленным воском на столе, доске, на подоконнике или стуле, так как, догорая, она может упасть и вызвать пожар. Используя свечи, надо применять невысокие металлические подсвечники или укреплять свечи на несгораемом основании. Очень опасно ходить с горящей свечой на чердак, в кладовые, сараи, так как свеча может случайно выпасть из рук и поджечь паутину, бумагу, солому или сено и вызвать пожар.
  • Нельзя курить в помещениях, где производят работы с легковоспламеняющимися жидкостями, в столярных мастерских, в складах, гаражах, в хлебных массивах, а в условиях жилищ - на чердаках, в сараях и т. д.
  • Нередки случаи, когда дети младшего возраста становятся виновниками пожаров и сами при этом гибнут.
  • Надо запрещать детям самостоятельно пользоваться огнем, а спички хранить в недоступном месте, чтобы они не могли их найти.
Детям старшего возраста нужно разъяснить, что же надо делать для того, чтобы не допустить такого бедствия. Это:
  • не играть со спичками, не зажигать их самим и не давать заниматься этим другим детям;
  • не играть с электрическими приборами, не включать их в сеть, оставленный без присмотра включенный в сеть прибор может привести к пожару;
  • не растапливать печь, не зажигать газ в плите;
  • не разводить костров в отсутствие старших.

При разведении костров нужно соблюдать правила пожарной безопасности. Если у них есть младшие братья и сестры:
  • не оставлять их без присмотра,
  • не подпускать их к горящей печке,
  • не разрешать им играть со спичками, электронагревательными и осветительными приборами.
Так старшие дети помогут взрослым организовать разумный отдых и досуг детей младшего возраста. При соблюдении разумного и грамотного обращения с огнем, он может стать только другом человека.

Задачи:

  • расширить знания учащихся о пользе и вреде огня, о правилах пожарной безопасности,
  • привить навыки осторожного обращения с огнём,
  • научить учащихся правильным действиям в случае возникновения пожара.

Оборудование:

  • Плакаты и рисунки учащихся на тему противопожарной безопасности, книги, памятки: "Огонь - наш друг и враг", "Оказание первой помощи пострадавшему от огня"
  • Заранее порекомендовать школьника прочитать книги:
  • С.Маршак "Кошкин дом", "Пожар", Рассказ о неизвестном герое".
  • Л.Толстой "Пожар", "Пожарные собаки"
  • Б.Житков "Пожар в море"

Ребята! Отгадайте загадку.

Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит,
Он от злости ест дрова
Целый час, а может, два,
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь. (огонь)

Сегодня, ребята, мы поговорим с вами об огне. Прочитайте на плакате в центре доски тему нашего с вами разговора.

Как вы думаете, огонь - друг или враг человека?

На этот вопрос трудно ответить однозначно. Потому что огонь приносит как много пользы людям, так много и вреда.

Послушайте стихотворение в исполнении..., которое называется "Каким бывает огонь"

(Ученики читают стихотворение "Каким бывает огонь".)

Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь,
То он змейкой торопливой
По сухой скользит коре,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.

Вот на спичке, как на ветке,
Голубой дрожит листок.
Вот, ломая прутья клетки,
Хищник делает бросок!..
Да, огонь бывает разный-
Бледно-жёлтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый,
Очень злой.

А без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надёжно дружит с нами,
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен.
И за то ему почёт,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь
И хлеб печёт.

Ну, а раз в четыре года
Делом занят он другим
В синем море небосвода
Плещет парусом тугим.
И летит над стадионом,
Как манящая рука,
Чтобы многим миллионам
Знак подать издалека.

Чтоб позвать на праздник смелых,
Сильных, доблестных людей-
Красных, жёлтых, чёрных, белых
Сыновей планеты всей,
Всей планеты дочерей.

  • О каком огне вы узнали в последних строчках стихотворения? (огонь - символ олимпийских игр)
  • В чём же заключается польза от огня?
  • А в чём заключается вред огня?

Сейчас я дополню ваши ответы, потому что огонь приносит ещё очень много пользы.

Огонь издавна был другом человека. Огонь считали живым существом, "приручали" огонь, поселяя его в своих пещерах. Он помогал людям бороться за существование. На огне человек научился готовить пищу. Огонь спасал от холода, помогал в борьбе со страшными хищниками, отпугивал их от пещер и стоянок древнего человека. Огонь дарил жизнь, но он же и отнимал её. Его уважали и боялись, любили и почитали.

Свойства огня считали волшебными, происхождение его - божественным. У всех народов Земли - были боги огня. Богов огня все старались задобрить, приносили им жертвы, устраивали в их честь праздники.

Проходили годы и века. Постепенно люди узнавали огонь лучше и лучше. Многие его загадки перестали быть загадками. Огонь в глазах людей утратил силу божества. Но другом, помощником быть не перестал.

Как и в древности, он согревает нас, помогает людям готовить пищу.

Иногда -на костре в туристическом походе или на рыбалке у реки. А чаще всего - на комфортабельной и компактной газовой или электрической плите, в небольшой и уютной деревенской печке.

А есть и огромные заводские печи. На хлебозаводе в печах пекут хлеб. На кирпичном заводе в печах обжигают кирпич, из которого строят дом. А в мартеновских печах огонь варит сталь. Из неё делают трубы и станки, автомобили и самолёты...

Между прочим, автомобили и самолёты движутся тоже с помощью огня. Ведь в моторах, в реактивных двигателях сгорает топливо. А горение - это жизнь огня.

Топливо сгорает и в топках электростанций. Здесь рождается электрический ток. Выходит, что огонь и электрический ток- ближайшие родственники. Ток освещает ваши дома и улицы, по его линиям движутся троллейбусы и трамваи, им "питаются" и гигантские заводы, и работающие в наших квартирах телевизоры, радиоприёмники, пылесосы, холодильники, утюги, многие другие промышленные и бытовые приборы.

Взлетает ракета, поднимая на орбиту космический корабль. Что движет её? Сила огня!

Заглядывает утром в твоё окошко ласковый солнечный лучик. Что такое солнце? Это тоже огонь. Солнце - огромный раскалённый шар, в котором сгорают газы, в основном водород, неся нам тепло и свет. Без этого огня не было бы жизни на нашей планете.

Ребята, посмотрите на рисунки, которые вы выполняли. Покажите, на каких рисунках огонь добрый, является другом человека? В чём заключается помощь от огня на данном рисунке?

Сила у друга-огня - большая-пребольшая! Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом.

Послушайте стихотворение о злом огне, которое расскажет....

Злой огонь - огонь пожара,
Злой огонь - огонь войны!
От безжалостного жара
Дни темны,
Поля черны.
Жители земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь
Гасить должны!

Самый ужасный, самый опасный огонь - это конечно, огонь войны. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица земли и большие города, и маленькие деревни.

Но и в мирное время огонь, выйдя из повиновения, может уничтожить целый город или деревню. Когда это происходит? (когда начинается пожар).

Большие бедствия приносили пожары Москве, Владимиру, Суздалю, Киеву, Минску, Новгороду, Пскову, Костроме, Вятке, Воронежу и другим городам.

Сейчас на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд - новый пожар. Горят предприятия и больницы, гостиницы и магазины, поезда, корабли, самолёты. Огонь не щадит музеи и библиотеки, театры и дворцы, памятники культуры, школы, леса, хлебные поля... А в результате - колоссальные убытки. А самое главное - десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети.

Чтобы этого не было, дети всегда должны осторожно обращаться с огнём, газом, электричеством, внимательно присматривать за младшими братишками и сестрёнками, за всеми малышами. Ведь очень большое количество пожаров связано с детской шалостью.

А что уж говорить о спичке? Чиркнул ею без нужды, бросил беспечно на пол - и уже пожар.

Расскажет нам стихотворение о шалостях со спичками.

На даче в Трехгорке
Жил маленький Жора,
Лишь чиркнул он спичкой -
И вспыхнула штора.
Хотел он в пожар поиграть понарошку -
Осталась от дома
Одна головёшка.
У многих привычка -
Зажжённые спички,
Шагая, бросать тут и там,
Кто делает это,
Тому два - три шага
До самой страшнейшей из драм.

А сейчас, ребята, мы не много отдохнём и поиграем. Я буду зачитывать вам отрывки из произведений, где говорится об огне, а вы будете называть мне автора и название этого произведения.

Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит.
Эй, пожарные, бегите!
Помогите! Помогите!
(Корней Иванович Чуковский "Путаница".)

Может ли море гореть? (нет.)

Сейчас горе - хозяева в море сливают и нефть, и бензин. Видели, наверное, по телевидению, как горело море. Вернее, не само море, а плёнка из этих веществ, расплывшаяся по поверхности воды.

А почему море загорелось в стихотворении " Путаница"?

(Игра со спичками лисичек привела к пожару.)

Тили-бом, тили-бом
Загорелся Кошкин дом
Кошка выскочила
Глаза выпучила
Бежит курочка с ведром
Заливать Кошкин дом.
(Самуил Яковлевич Маршак " Кошкин дом".)

Почему возник пожар? (была оставлена без присмотра печь.)

Что за дым над головой?
Что за гром по мостовой?
Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда
От огня спасает дом.
Весь чердак уже в огне,
Бьются голуби в окне.
(Сергей Владимирович Михалков"Дядя Стёпа")

Кому помог дядя Стёпа во время пожара? (он выпустил голубей)

Много столпилось
Людей на панели.
Люди в тревоге
Под крышу смотрели:
Там из окошка
Сквозь огненный дым
Руки ребёнок
Протягивал к ним.
Даром минуты одной
Не теряя,
Бросился парень
С подножки трамвая -
Автомобилю наперерез-
И по трубе
Водосточной полез.
Кто был спасителем девочки?
("Неизвестный герой" С.Я.Маршак)

А теперь следующая игра: "Доскажи словечко"

Выпал на пол уголёк
Деревянный пол зажёг;
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его... (водой)

Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те... (отнять)

Если где хранится мусор
Или просто разный хлам,
Надо будет потрудиться,
Навести порядок там.
Метлу, лопату взяли,
Быстро всё ... (убрали)

Что бывает, если птички
Зажигают дома спички? (пожар)

А теперь отгадайте загадки:

Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает. (огонь)

Летела мошка - осиновая ножка,
На стог села - всё сено съела. (спичка)

То назад, то вперёд
Ходит, бродит пароход.
Остановишь - горе
Продырявит море. (утюг)

Без рук, без ног,
К небу ползёт. (дым)

Это тёмно-тёмный дом,
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестёр
Может вспыхнуть как костёр. (спичка)

Сидит на крыше всех выше
И дымом дышит. (труба)

Попало наше тесто
В горячее место,
Попало - не пропало,
Румяной булкой стало.
Какое это место?
Куда попало тесто? (печь)

Нередко ребята играют на чердаках или в подвалах жилых домов. Не задумываясь о последствиях, зажигают спички, разводят костры. Увлекшись игрой, они забывают потушить костёр, и тогда раздуваемые ветром искры костра разлетаются на большие расстояния.

Не играй, дружок, со спичкой!
Помни ты, она мала,
Но от спички - невелички
Может дом сгореть дотла.
Возле дома и сарая
Разжигать костёр не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.

Но разжигать костёр нельзя не только возле дома, но и в других

местах, особенно в лесу. Почему? (непогашенный костёр может нанести огромные ущербы лесным насаждениям)

Очень опасна шалость с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, такими как бензин, ацетон, лак. Подобное грозит взрывами, а значит, тяжёлыми ожогами и увечьями.

Бензин - может, кто-то со мной не согласен?

Не только опасен, он взрывоопасен.

Очень часто пожары возникают на новогодних праздниках. Нельзя украшать ёлку легкосгораемыми игрушками (бумажными, ватой), зажигать на ней свечи, устраивать в помещении различные фейерверки.

Многие из вас, ребята, наверное, помогают своим родителям дома. Поднимите руки, кто из вас помогает мамам гладить бельё? А кто из вас помогает готовить?

И здесь важно помнить о пожарной безопасности. Грозит пожаром оставленный без присмотра включённый утюг или плитка.

Об этом прочитают нам стихотворения..... и......

Ленту гладила Анюта
И увидела подруг,
Отвлеклась на три минутки
И забыла про утюг.
Тут уж дело не до шутки!
Вот что значит - три минутки!
Ленты нет, кругом угар,
Чуть не сделался пожар.

Уходя из дома, никогда не забывайте выключать электроприборы.

В квартире оставлять нельзя
Прибор, включенный в сеть.
В противном случае, друзья,
Вам синим пламенем гореть.
Бывает, семья уезжает на юг,
Забыв, что не выключен в доме утюг.
А вслед - телеграмма, подобная грому:
"Пожар - ничего не осталось от дома"

Конечно, пожар может возникнуть не только по вашей вине. Летом, в лесах и на хлебных полях, пожар вызывает иногда небольшая искорка от трактора, автомобиля, невзначай брошенный окурок или не залитый водой костёр. Летняя гроза бывает иногда очень нужна, она освежает воздух, но и бед может наделать тоже: от грозы бывают пожары.

Послушайте стихотворение в исполнении....

Начинается гроза,
Потемнело в полдень,
Полетел песок в глаза,
В небе - вспышки молний.
Ветер треплет цветники
На зелёном сквере,
В дом ворвались сквозняки,
Распахнулись двери.
Вспыхнул на небе пожар.
Мчится красная машина,
Всё быстрей, быстрей, вперёд!
Командир сидит в кабине
И секундам счёт ведёт.
- Поднажми ещё немножко, -
Он шофёру говорит.
- Видишь в пламени окошко?
Это дом жилой горит.
Может, там остались дети,
Люди ждут с надеждой нас...
- Ясно всё, - шофёр ответил,
Дав машине полный газ.

Ребята, по какой бы причине не возник пожар, вы должны немедленно позвонить в пожарную службу по те6лефону 01 или сообщить о пожаре взрослым, А по мере сил - и принять участие в тушении пожара.

При пожаре, при пожаре, -
Знает каждый гражданин,
При пожаре, при пожаре
Набирают "ноль - один!"
И вот машины красные
Спешат в места опасные,
Прохожие сторонятся -
Пожарные торопятся!

Как называют людей, которые, рискуя своей жизнью, борются с огнём? Какими качествами должен обладать пожарный? (способностью к самопожертвованию, мужеством, обладать физической силой, ловкостью, профессионализмом)

О всех сложностях, которые возникают в работе пожарных прочитает стихотворение...

В нашей трудной службе важно
Быть умелым и отважным.
Поверьте! Не хочу себя хвалить,
Но струсишь - и огонь не победить.
Знает весь честной народ,
Что пожар - такой же фронт...
Против огненной лавины
Вместе с нами в свой черёд
В бой - пожарные машины,
Катера и вертолёт...

Вы не верьте анекдотам:
Мол, легко пожарным жить,
Дескать, вся-то их работа
На пожаре воду лить.
Шутка есть и будет шуткой,
Спор решится сам собой -
Посмотреть бы вам минутку,
Как ведёт с огнём он бой.
Как горит, но не сгорает,
Задыхается в дыму.
И как пламя умирает,
Покоряется ему.
И тогда вам ясно станет,
Как опасен этот труд!

В нашей стране много героев - пожарных. Рискуя своей жизнью, они бросаются в огонь, спасая жизни других людей. Героев награждают медалями "За отвагу на пожаре"

А сейчас, ребята, разберём самый сложный вопрос "Как вести себя при возникновении пожара". Я перечислю правила, а вы постарайтесь их запомнить.

Если пожар в зачатке, надо попытаться затушить его, закрыв тряпкой, прекратить доступ кислорода.

Позвоните по телефону "01", сообщите точный адрес и характер возгорания.

Если рядом есть взрослые (соседи), надо позвать на помощь.

На что вы можете рассчитывать при пожаре? Есть 4 основных фактора, которые необходимо знать, если вы хотите спастись при пожаре.

  1. Пожар ослепляет, вы не сможете видеть в огне.
  2. Чаще убивают дым и газ, а не пламя.
  3. Жар от огня настолько силён, что сам по себе может вызвать гибель.
  4. Недостаток времени. Пожар не оставляет времени, нужно успеть выбраться из огня.

О чём следует помнить, принимая меры по спасению? Если густой дым заполнил все выходы (огонь движется всегда вверх), плотно закройте входную дверь в комнату, законопатив все щели мокрыми тряпками, чтобы предохранить от проникновения дыма. Если дым проник в комнату, держитесь около пола, там всегда есть воздух. Закройте рот и нос мокрым полотенцем. Встаньте у окна, чтобы пожарным было известно о вашем пребывании в квартире. Эти действия необходимы для вашего спасения, когда вы дома.

А теперь настало время поговорить о правилах оказания первой помощи пострадавшему, который побывал в условиях пожара.

Известно, что чем дольше не принимаются меры при ожоге, тем серьёзнее будет травма пострадавшего.

Выйди к доске и прочитай правила оказания первой помощи пострадавшему на пожаре.

Необходимо:

Подставить обожженные места под струю холодной воды

Снять с поражённых мест кольца, часы, ремни, обувь...так как эти места начнут отекать;

Обработать место ожога лечебными аэрозолями

Защитить ожоги, прикрыв их чистым материалом;

Вызвать " скорую помощь" по телефону "03";

В чём будет заключаться первая помощь человеку, у которого загорелась одежда? Надо остановить его, повалить на землю или на пол, катать по земле, чтобы потушить пламя.

И в завершенье нашей беседы

Давайте ребята сделаем вывод, из всего услышанного и запомним следующие правила:

С точки зрения пожарной
Он опасен чересчур
Если сделан из бумаги
Самодельный абажур.

Чтоб он не стал твоим врагом,
Будь осторожен с утюгом.
Не суши бельё над газом -
Всё сгорит единым разом!

Когда без присмотра оставлена печь -
Один уголёк целый дом может сжечь.
Возле дома и сарая
Разжигать костёр не смей!

Может быть беда большая
Для построек и людей.
Костёр вы бросили в лесу-
И вот несчастье на носу.

Ты о пожаре услыхал -
Скорей об этом дай сигнал!
Пусть помнит каждый гражданин -
Пожарный номер: "01"

Спички не тронь, в спичках - огонь!
Чтобы в ваш дом не пришла беда,
Будьте с огнём осторожны всегда!

Я желаю вам, ребята, чтобы огонь всегда был бы только вашим другом.