Что произошло в 1389. Из глубин истории


Война - это всегда трагедия. Шрам, который навсегда останется в памяти планеты. Не важно, сколько пройдет столетий, о битвах будут помнить, пример тому - Косово поле. Вот уже 6 веков прошло с момента кровопролитной битвы, но о ней говорят до сих пор.

Просто котловина

Сейчас Косово поле - ничем не примечательная межгорная котловина. Она расположилась на Динарском нагорье. Место Косового поля, что находится недалеко от города Приштины, в широких кругах известно территорией широкомасштабного сражения между сербами и Османской армией (1389 год).

В результате исторических изменений от названия поля произошли наименования города и географического региона. Сейчас регион Косово хоть и числится в списке сербских земель, но является автономным участком. Фактически это небольшое государство, дееспособность которого частично признали.

Причины, по которым началась война

В дословном переводе «Косово» (серб.) означает «земля черных дроздов». И битва на Косовом поле 1389 года ясно дала понять, что это название подходит тому месту как нельзя кстати.

13 июня, в день, когда сербы должны были возносить почести святому Виту, в низине Ситницы между горными хребтами велось сражение с Османской империей. Того дня погибли царь Лазарь, султан Мурад и не одна тысяча их последователей. Несмотря на жестокое сопротивление, Османская империя одержала победу, которая на долгие годы определила будущее Балканского полуострова.

А все начиналось достаточно прозаично: на Балканском полуострове активно велись битвы за Македонию. Могущественные государства пытались занять место слабеющей Византии. В это время Османская империя наращивала военную мощь. Турецкие правители пользовались тем, что между правителями Балкан были разногласия и натравливали их друг на друга. Не последнюю роль в войне сыграли и религиозные противоречия: в Боснии процветало богомильство, на западе - католицизм. В таких условиях ислам имел весомое преимущество, так как на фоне других верований выглядел несокрушимым и единым.

Начало военных действий

В 1382 году турецкий правитель перебросил на территорию Европы основную часть войска, атаковал Сербию и захватил Цателицу (военную крепость). 1388 год - османы начали экспансию Болгарии - разрушили Тырново и силой вынудили Ивана Шишмана, царя Болгарии, признать их власть.

Битва на Косовом поле началась в июне 1389 года. Султан Мурад вторгся на территорию Сербии, вместе со своим войском перешел реку Мораву и обосновался на равнине, возле границ Сербии с Боснией и Албанией.

Войска оппонентов имели равное количество воинов, примерно по 30 тысяч, а по меркам Средневековья это было очень много. Армией османов руководил сам султан со своими сыновьями. Сербами заправлял царь Лазарь, к нему присоединились боснийцы во главе с Влатком Вукоичем, валахи - с Мирчем Старым, албанцы, герцеговинцы, поляки и венгры. Армии были равны по силам, но в отличие от Лазаря с его наспех собранным войском, где было несколько руководителей отрядов, Мурад единолично заправлял всей своей армией.

О чем говорят легенды?

В истории эта битва покрыта пеленой неизвестности. В разных летописях по-разному описывают военные тактики и стратегии. Даже неизвестно, сколько дней длилось сражение, в истории сербов написано, что три, но есть вероятность, что это всего лишь символическое значение. Известно одно - сражение было долгим и тяжелым, и никто не знал, на чьей стороне преимущество. Именно в такие моменты дают о себе знать герои.

В народных преданиях сербов нередко можно услышать рассказ о героическом поступке сербского вельможи и воеводы Милоша Обилича. В то время, когда на Косовом поле шли активные сражения, он хитростью приник в шатер Мурада, сказав, что решил перейти на сторону турецкой армии. Оставшись с султаном один на один, Милош убил его. Оставшись с бесчисленным количеством врагов, он не пал духом и сражался до последнего. Он был уверен, что потеря главнокомандующего подорвет ряды турецкой армии и сербский альянс одержит победу.

Напрасная жертва

Но битва на Косовом поле 1389 г. не прервалась из-за смерти султана. Его старший сын, Баязид, приказал никому не говорить о смерти Мурада и убить Якуба, своего брата. Сам же стал во главе турецкой армии и повел ее на последнюю, решающую схватку, где одержал победу. Князь Лазарь был взят в плен и казнен. Он стал первым в истории Сербии правителем, что пал на поле боя. Его тело похоронили в Раваницком монастыре, а спустя время канонизировали.

Несмотря на поражение, сербы не считали себя безнадежно проигравшими. Армия Османской империи настолько ослабла, что вести войну было невозможно. Сербия изначально не лишилась своих территорий. Милица, жена Лазаря, признала турецкую власть и начала платить дань. Но Сербию уничтожила не война, а смерть Лазаря. Он был тем самым связующим звеном, которое удерживало государство от раскола. Так, после его гибели без поддержки Сербии остались союзные государства, которые попали под полную турецкую зависимость, а сами сербы начали воевать вместе с османской армией против бывших союзников.

Чем знаменито Косово поле?

История Косового поля насчитывает 8 сражений:

  1. 1072 год . Битва Константина Бодина, царя Болгарии, против Византии.
  2. 1167 год . Сражение братьев Неманичей, впоследствии их власть в Сербии только укрепилась.
  3. 1369 год . Война между Сербией и Болгарией.
  4. 1389 год . Самое знаменитое сражение на Косовом поле между Османской империей и Сербией, что стало причиной гибели европейского государства.
  5. 1402 год . Битва между сынами царя Лазаря и Георгием Бранковичем.
  6. 1448 год . Войска Османской империи под руководством Мурада Второго сражаются с объединенной армией Венгрии и Валахии.
  7. 1689 год . Битва между Австрией и Османской империей.
  8. 1831 год . Сражение Боснийцев с Османской империей.

Косово поле стало местом, на котором велись решающие войны. Но только об одной из них так много сказано. Поражение 1389 года стало фатальным не только для сербов и болгаров, но для всех христианских народностей Балканского полуострова. На протяжении пяти веков они отстаивали свою независимость. И только в начале 19-го века сформировалась прочная идеология, что основывалась на памятном косовском сражении.

Из глубин истории

В коллективной памяти время словно остановило свой ход в XIV веке. Превознося героизм доблестного князя и сербских господ, народные предания Сербии пополнились песнями и рассказами Косовского цикла. В них храбрый Милош поражает Мурада, но в решающий момент Сербию предает Вук Бранкович, который уводит свою армию с поля боя.

Хотя на деле такого и не было, а сам Бранкович не только сражался до последнего, но и оказывал активное сопротивление политике султана после 1389 года, но народу нужно было найти виновника, а протурецкая политика слишком исказила народную память.

Наверное, сегодня в Сербии нет ни одного жителя, который бы не знал о битве на Косовом поле. Многочисленные мифы и легенды, народные песни и баллады стали своеобразным культурным элементом. А тем временем на этом историческом месте велись сражения и Первой, и Второй мировой войны.

Земля черных дроздов, место постоянных сражений и битв, территория, на которой вершилась судьба мира - все это Косово поле, сыгравшее не последнюю роль в мировой истории.

15 июня 1389 года, в праздник весьма почитаемого сербами святого Вита, произошло знаменитое сражение на Косовом поле. Неподалеку от современной Приштины, в узкой долине реки Ситницы меж двух горных хребтов, погибли князь Лазарь, султан Мурад и еще тысячи православных и мусульман. Несмотря на отвагу и отчаянные старания первых, победу одержали османы. Эта битва во многом определила судьбу как Сербии, на пять столетий попавшей под власть турок, так и всего Балканского полуострова.

Битва была в самом разгаре, когда в турецком лагере появился сербский вельможа Милош Обилич. Он сообщил, что переходит на сторону турок и у него есть срочное сообщение для султана. Серба незамедлительно отвели в шатер Мурада, который с радостью встретил перебежчика и показал знаком, чтобы тот облобызал ему ноги. Однако Милош, оказавшись рядом с султаном, неожиданно вонзил ему в грудь спрятанный в складках одежды кинжал. "Удар пришелся в середину сердца; из-за этой раны варвар затем, спустя немного времени, окончил свою жизнь. Отважный христианин выполнил свое обещание и завоевал славную победу, окруженный столькими врагами. Среди пораженной и обескураженной толпы сатрапов и телохранителей Мурада он сражался в одиночку и поражал то одного, то другого, пока не добрался до своего коня. Он уже поставил ногу на левое стремя и сначала даже смог подняться в седло, но тут отряд янычар окружил славного рыцаря Христа, подобно многочисленной стае собак, и зарубил его, нанеся бесчисленное количество ран ". Так неизвестный итальянский автор XV века описывает самый драматический сюжет великой битвы. Но что же к ней привело?



Для увеличения изображения карты щелкните мышкой по карте

КРЕСТ ПРОТИВ ПОЛУМЕСЯЦА

Осман I (1258-1326) - основатель династии, правившей до 1922 года

В конце XIII века бейлик (область правления) эмира Османа был незначительным владением кочевников-тюрок, расселившихся в византийской Малой Азии. Но уже его внук Мурад I (правил в 1359-1389 годах) был государем могущественной державы. Турки играли на противоречиях балканских государств, объединяясь с одними из них против других. Например, византийский император Иоанн VI оплатил их помощь в гражданской войне деньгами, присланными московским князем Симеоном Гордым на ремонт храма Святой Софии. В то же время, воюя против христиан, они провозглашали джихад, что привлекало в турецкое государство множество мусульман, желавших очиститься от грехов. Наконец, турки сумели создать совершенную для своего времени военную машину, обеспечившую победы над византийскими и западноевропейскими воинами-профессионалами. Основную силу османской армии составляли тяжеловооруженные конные сипахи и отличная пехота - знаменитые янычары.

Мурад I Богоподобный (1326-1389) - османский султан, погиб на Косовом поле

В то время как турки укрепляли свою мощь, на Балканах шли войны между слабеющей Византийской империей и желавшими занять ее место Сербией и Болгарией. Основным регионом, за который они сражались, была Македония, но каждая из сторон преследовала одну цель: покорение всего Балканского полуострова. Религиозного единства среди христиан тоже не наблюдалось: западные соседи насаждали католицизм, а в Боснии верх одержало богомильство . На фоне всех этих противоречий огромным преимуществом выглядело несокрушимое единство ислама.
В первой половине XIV века в последний раз взошла звезда средневековой Сербской державы. Ее король Стефан Дечанскии в 1330 году разгромил сильного болгарского царя Михаила Шишмана. Впрочем, он сам вскоре разделил судьбу соперника: его сверг с престола и задушил собственный сын - Стефан Душан (1331-1355), который в результате войн с Византией и Венгрией создал огромное государство. В состав этой державы входили не только сербские земли, но и Македония, Эпир, Фессалия, часть Фракии. Как часто бывает в таких случаях, за военными успехами потянулись культурные и правовые преобразования. В Косово, в городе Печ, в 1346-м образовалась впервые в истории сербская патриархия, а сам Стефан короновался как "царь и самодержец сербов и греков". Трудно сказать, как пошли бы его дела дальше, если бы он столкнулся с турками, но Душан рано умер, и держава затрещала по швам. Второй и последний сербский царь Стефан Урош V (1355-1371) после кончины был провозглашен святым, но при жизни не сумел удержать в руках созданной отцом державы.

Баязид I (1354-1403) - османский султан, победил на Косовом поле

В 1366-м бездетный Урош "ради мира в державе" передал титул наследника престола и реальную власть одному из своих приближенных - Вукашину Мрнявчевичу. Тот с братом Углешей попытался сохранить сербскую мощь. В 1371 году 2 они собрали большое войско из сербов, болгар, боснийцев, венгров и валахов и двинулись на турецкий Адрианополь. Но в ночь на 26,сентября в долине Марицы это нестройное ополчение было внезапно атаковано одним-единственным отрядом сипахов и уничтожено, братья погибли.
Теперь прямой и безопасный путь в сердце Балкан открылся для мусульман. Вот уже захвачены Западная Фракия, почти вся Македония. Сербии стало вовсе не до имперских амбиций - речь зашла о независимости. Отстаивать ее в лишившейся правителя стране взялся один только князь Лазарь Хребелянович, владетель Крушевца на Мораве. К этому времени ему шел уже пятый десяток лет, и он был давно известен народу как неплохой правитель и хитрый дипломат.

Лазарь Хлебелянович (1329-1389), последний "самодержавный господин" Сербии

Эти качества позволили Лазарю достичь заметных успехов. Ему удалось установить мир с соседями - воинственными болгарскими царствами Видинским и Тырновским, могущественным королем Венгрии и Польши Лайошем Великим, а также с Твртко Боснийским. Он привел сербскую церковь к соглашению с Константинополем (отношения были разорваны после того, как Стефан Душан отказался признавать церковную власть Константинополя) - вселенский патриарх признал сан патриарха сербского. Князь удачно выдал замуж дочерей - зятьями его стали Вук Бранкович, владетель Косова поля, тырновский царь Иван Шишман и правитель Черногории Георгий Балшич. С их помощью Лазарь стал подчинять прочих, непокорных феодалов и к концу 1370-х добился своего. При этом сам он не принял ни царского (императорского), ни даже королевского титула, а в грамотах стал называть себя "самодержавным господином сербов" и "самодержцем сербской земли", что было куда скромнее.
Тем временем, покончив с малоазийскими делами и подавив мятеж собственного сына, Мурад I смог с легким сердцем вернуться к балканским делам. Он перебросил в Европу большую армию, напал в 1382 году на Сербию и взял крепость Цателицу. В 1388 году турки разорили Тырново и заставили болгарского царя Ивана Шишмана признать себя их вассалом. А в июне 1389-го султан вторгся в Сербию. Пройдя через ущелье, турки перешли реку Мораву и заняли позиции на равнине на границе этой страны с Боснией и Албанией - во владениях Лазарева зятя и вассала Вука Бранковича. Здесь и сошлись полумесяц с крестом.

НАПРАСНАЯ ЖЕРТВА
Собравшиеся на Косовом поле войска насчитывали с обеих сторон приблизительно по 30 000 человек, однако точное их число определить сейчас, конечно, невозможно. В любом случае сражение получилось грандиозным по меркам средневековой Европы, где воинские отряды были, как правило, невелики. Армию мусульман возглавляли сам султан и его сыновья, Баязид и Якуб, христианскую - князь Лазарь Хребелянович. Кроме того, на стороне сербов воевали боснийцы во главе с воеводой Влатко Вуковичем, отряды албанцев и герцеговинцев, поляков и венгров, а также валахов князя Мирчи Старого. Силы сторон были почти равны, но у турок, в отличие от христиан, имелось единое командование - Лазарь не распоряжался своим войском так полновластно, как Мурад.
Согласно "Югославской энциклопедии" Косовская битва покрыта густым мраком неизвестности. Если верить песням и поздним летописям, она длилась три дня, но, вероятно, это всего лишь символическое число. Очевидно одно - сражались долго и исход боя был неясен. Возможно, именно это и подтолкнуло Обилича к решению убить султана.



Эту сцену изображали по разному. Автор сербской гравюры XIX века считает, что султан пал в бою

Весть о гибели вождя могла посеять панику, но старший сын Мурада Баязид не растерялся. Он велел скрыть смерть отца и убить соперника, брата Якуба, сам же повел турок в атаку и сумел одержать верх над сербами. Смерть старого султана решила и судьбу князя Лазаря, которого турки взяли в плен и по приказу Баязида казнили. Единственный в средневековой сербской истории правитель, павший на поле боя, был погребен в монастыре Раваница и вскоре канонизирован.
Позже, в XVII веке, сложатся знаменитые песни Косовского цикла. В них доблестный князь и "господа сербская" принимают вызов султана и выходят на бой. Храбрый воевода Милош, которого напрасно подозревали в измене, пробирается в лагерь врага и поражает там Мурада. А настоящим предателем оказывается зять Лазаря - Вук Бранкович: он в решающий момент уводит с поля своих воинов и становится главным виновником разгрома соотечественников. Однако, по мнению современных историков, на Бранковича возвели напраслину. Он не только не изменял Лазарю, а, наоборот, по мере сил еще долго сопротивлялся султану после 1389 года. Возможно, что в народной памяти так преломилась протурецкая политика наследников Лазаря.
Христиане не считали Косовское сражение безнадежно проигранным и, возможно, имели на то основания. Силы мусульман после сражения настолько истощились, что Баязид не смог продолжать войну. Поначалу Сербия не потеряла даже ни одной из своих земель. Вдове Лазаря Милице пришлось лишь признать вассальную зависимость и платить дань, а Оливера, младшая дочь погибшего князя, отправилась в султанский гарем. Но главное - с гибелью Лазаря Хребеляновича исчез последний стержень, удерживавший государство от распада. Соседи Сербии окончательно ослабели и попали под полную власть турок, а сами сербы стали сражаться бок о бок с турками против прежних союзников. Нам сейчас кажется странным такой выбор, но был ли он у сербов вообще? После 1389-го они уже не могли играть самостоятельную роль на полуострове, да и особых оснований доверять католикам, многократно разорявшим и грабившим земли православных, у них тоже не имелось.

НА СТОРОНЕ ВРАГА
Турецким успехам не помешал даже страшный разгром, учиненный им на востоке Тимуром, который 25 июля 1402 года под Анкарой обратил в бегство огромное войско Баязида - упорнее всех в тот день на стороне султана держались янычары и сербы. Османская империя на некоторое время распалась, и наследники Баязида 15 лет враждовали друг с другом. Но этот шанс на Балканах уже некому было использовать. После смерти Стефана, сына Лазаря, власть над Сербией перешла к Георгию Бранковичу, сыну Вука, но ее уже мало кто признавал. Турция, Венгрия, Босния, Венеция со всех сторон теснили страну и отрывали от нее куски: в 1439 году после трехмесячной турецкой осады пала сербская столица Смедерево, венгры взяли себе Белград, порты на Адриатике достались венецианцам. Георгий отчаянно лавировал между соседями, пытаясь спасти хоть что-то. В 1444 году, когда Венгрия одержала несколько побед над мусульманами, он с готовностью выступил посредником между воюющими сторонами, но на большее уже не осмеливался. И когда знаменитый полководец Янош Хуньяди решил закрепить успехи и нарушил перемирие, Георгий не только не примкнул к нему, но даже помог султану. Когда на помощь к венгерскому королю спешило войско албанцев во главе с легендарным Скандербегом, Георгий задержал его. Католическая армия вся полегла под Варной. Так сербы в очередной раз сыграли роль в закреплении мусульманской власти на Балканах, чему - как это ни парадоксально звучит в настоящее время - пытались помешать албанцы.
В 1448 году Янош Хуньяди с 30-тысячным войском решил дать туркам новый бой, и вновь на Косовом поле. По легенде, рассказанной сербским янычаром Константином, перед сражением венгерский воевода, "увидев мощь и огромную силу турецкого султана, написал ему такое письмо: "Султан, у нас нет столько людей, как у тебя, и хотя я их имею меньше, поистине знай то, что они добрые воины, стойкие, искренние и мужественные". Султан же отвечал: "Я предпочитаю иметь полный колчан обычных стрел, а не шесть или семь позолоченных". Начался бой утром в четверг, и бились они вплоть до вечера субботы " - как мы видим, опять три дня. Христиане были разгромлены наголову...


Средневековая башня - это все, что осталось на холме близ города Призрена на Косовом поле. Архангельский православный монастырь на его склоне был разрушен и сожжен албанцами в 2004 году

Еще несколькими годами позже новый султан, Мехмед II, взял наконец Константинополь. В 1454-м мусульмане захватили Приштину. В 1459-м вновь - и в последний раз - врагу сдалось Смедерево.
Турецкое владычество на Балканах привело к появлению в Европе мусульманских народов (албанцы, болгары-помаки, боснийцы обратились в ислам) и к влиянию турок на европейские дела, нередко определяющему, причем не только в XV- XVI веках, когда Европа была одержима "турецкой угрозой", но и вплоть до появления "восточного вопроса", который стал доминантой внешней политики Российской империи. В течение всего XIX века - даже в Первую мировую войну - Россия воевала за Проливы. Наконец, именно благодаря тому, что турки сумели закрепиться на Балканах, в настоящее время идет речь о вступлении Турции в Европейский союз. Так одно сражение определило судьбы многих народов и продолжает определять их по сей день.

Перед битвой явился ему Ангел Господень и спросил князя:

«О каком царстве помышляешь, Лазарь, земном или Небесном?».

Помолившись, отвечал Лазарь Ангелу: «Царство земное — быстротечно и суетно.

Царство же Небесное — непреходящее, от века и до века».

Предание о святом князе Лазаре.

15 июня 1389 года по Юлианскому календарю (28 июня – по Григорианскому), в день Св. Вита, который в Сербии называют Видовдан, произошло одно из самых кровавых сражений сербов и турок. Исход этой битвы стал началом Османского господства над Сербией в течение последующих 400 лет. Однако поражение не стало днём скорби для Сербии, наоборот, сербы гордятся подвигом своих земляков.

Действительно ли Видовдан так почитаем в Сербии?! И не является ли история Косовской битвы обычной легендой?! Давайте разберёмся.

Битва на Косовом поле: как это было по летописи

В те времена Сербия была одержима междоусобицами. Царь Стефан Душан, задушивший собственного отца и коронованный как «царь и самодержец сербов и греков», создал огромное государство, завоевав Македонию, Эпир и Фессалию (территории Греции), часть Фракии (сейчас эта область частично принадлежит Болгарии, Греции и Турции). При его жизни было много культурных и правовых преобразований, например, в 1346 г. была образована первая в сербской истории патриархия в г. Печ. Однако он рано умер, ни его сын, ни иные правители, которым была передана власть, не смогли уберечь целостность Сербии.

Турция же наоборот, целенаправленно завоёвывала всё новые земли, облагая их налогами. Ещё в конце 13 века Османская империя представляла собой кочевников-тюрок, владевших незначительной областью в византийской Малой Азии. А в середине 14 века это была уже могущественная держава во главе с внуком Османа – Мурадом I, создавшим настоящую военную машину. Его армия побеждала византийских и западноевропейских профессиональных воинов, провозглашая джихад.

Отвоевав Фракию и Македонию, целью турок стала Сербия, которая в то время осталась без правителя. Но нашёлся один князь, который попытался сохранить целостность Сербии.

Лазарь Хребелянович – владел Крушевцом (этот город существует и поныне), в 70-е годы объединил все центральные и северные сербские области, при нём было построено много церквей и монастырей; установил мир с Болгарией, Венгрией, Польшей и Боснией; добился признания сербской патриархии в Константинополе; а также удачно выдав своих дочерей замуж, наладил международные связи с Болгарией, Черногорией и владетелем Косова поля Вуком Бранковичем (о нём мы ещё вспомним). Будучи хорошим правителем и дипломатом, к концу 1380 годов Лазарь подчинил себе непокорных феодалов, что прекратило феодальные междоусобицы, не приняв при этом царского титула.

Лазарь начал налаживать дипломатические связи, тем самым создав неплохую армию, которую кроме сербов также составили боснийцы, валахи, албанцы, венгры, поляки и болгары.

С Турцией изначально тоже был заключён мир с ежегодной выплатой дани. Но Мурада это вскоре перестало устраивать и в 1386 г. турки захватили г. Ниш. В следующем бою турки потерпели поражение, но это их не останавливало. И так, вторгшись на территорию Сербии, в июне 1389 г. турецкая армия перешла реку Мораву, заняв позиции на границе с Боснией и Албанией – на землях зятя Лазаря – Вука Бранковича.

Силы были неравными, однако, определить точное количество воинов невозможно. По одним данным сербов было 17 — 20 тыс., турок – 27 — 30 тыс., по другим – силы были почти равны. В любом случае по меркам средневековья это была грандиозная битва: очень кровавая и жестокая. Хотя турки имели преимущество – единое командование, тогда как сербская армия была разрозненна.

Как гласят песни, сражение длилось 3 дня. Вероятно, длительность битвы подтолкнула сербского вельможу Милоша Обилича пробраться в турецкий лагерь под личиной перебежчика, якобы с сообщением для султана (по другим данным, он хотел принести присягу верности султану). Но, оказавшись в шатре Мурада рядом с ним, он заколол султана кинжалом. Сражаясь ещё какое-то время с телохранителями султана, он всё-таки был окружён и зарублен янычарами, сражавшимися на стороне турок. Но и Мурад I скончался.

Дабы не посеять панику между воинами, старший сын султана Баязид велел скрыть его смерть и повёл турок в атаку.

В то же время в армии сербов были сильные потери. Последние остатки войска под командованием Вука Бранковича отступили, что и стало причиной поражения. В этот момент Лазарь отстал, чтобы сменить коня. Остатки армии, увидев его отсутствие и решив, что князь погиб, начали отступать. А когда Лазарь попытался их остановить, был окружён и взят в плен турками, а затем казнён. Это был единственный сербский предводитель, павший на поле боя. Впоследствии Лазарь Хребелянович и Милош Обилич были канонизированы. Вук Бранкович признан предателем.

Фактически победа была за турками, но сербы не считали себя проигравшими. Из-за больших потерь Баязид был вынужден на следующий день увести войска. Все земли Сербии на том этапе были сохранены, Милица – вдова Лазаря – признала вассальную зависимость и подчинилась платить дань Турции, отдав также в турецкий гарем свою младшую дочь Оливеру.

В 1459 г. Сербия была включена в состав Османской империи, что, естественно, не просто задержало, а практически остановило её экономическое и политическое развитие, и буквально перевернуло с ног на голову культурное развитие сербского народа.

Но трагедия была в другом: государство ждал распад, а значит, потеря самостоятельности на Балканах. В дальнейшем сербы стали союзничать с турками и сражаться против соседей, другого выхода у них не было. Это в значительной степени привело к закреплению мусульманской власти на Балканах и влиянию турок на Европу вплоть до наших дней. Косовская битва перевернула судьбы многих народов, что продолжает сказываться на всей мировой истории по сей день.

Битва на Косовом поле: как это могло быть в реальности

Почему же Косовская битва так важна для сербов, если окончилась она поражением?! Скорее важна не сама битва, а то, что в тот момент произошло объединение всех сербских княжеств, и это дало сербам возможность почувствовать себя единой нацией. То есть по сути олицетворяет собой место, с которого и началась Сербия как единое государство, где не было ни одного албанца.

Однако в «Югославской энциклопедии» сказано, что Косовская битва покрыта густым мраком неизвестности. Также бытует мнение, и оно небезосновательно, что Косовская битва не что иное, как слияние легенды и истории, и это подтверждается источниками конца 14 века.

Памятник Милошу Обиличу

Например, возникновение имени Обилича (или Кобилича) зафиксировано аж в 18 веке. Из эпоса «Милица» известно, что он был братом Милицы – жены Лазаря. А в конце 19 века было доказано, что Вук Бранкович (чьё имя даже сделали нарицательным) не мог быть предателем, так как много сделал для успеха сражения. И напраслину на него навели наследники Лазаря из-за протурецкой политики.

В также существует город Обилич, якобы названный в честь Милоша. Однако данных об образовании этого города лично я не нашла, поэтому остаётся только догадываться о том, что первостепеннее: фамилия или город.

Получается, что история о предательстве Вука Бранковича и подвиге Милоша Обилича возникла гораздо позже самого сражения. Учёные умы Сербии считают, что изначально существовало несколько вариаций Косовской битвы, которые в дальнейшем постепенно соединились в одно целое. А лично мне вся эта история напомнила предательство не только Христа, но и Юлия Цезаря. И ведь подобных исторических сюжетов очень много.

По эпическим материалам вечером перед битвой князь устроил вечерю, на которой публично обвинил Обилича в предательстве. Он подал чашу Милошу, предложив выпить за него тому кто «…меня предать замыслил…» (по аналогии с предательством Иуды).

Если проводить параллель с тайной вечерей, то вроде как святотатство получается. Но сербский фольклор дал Милошу шанс доказать свою верность князю, пожертвовав своей жизнью в стане врага. Непонятно вот только, как Обилич с лёгкостью вошёл в шатёр султана, да ещё смог и приблизиться к нему. Наводит на мысль, что он действительно был дезертиром, но решил не оправдать догадок Лазаря. Либо турки каким-то образом узнали, что происходило на вечере и поэтому впустили предателя.

И таких нестыковок очень много.

Возникает вопрос: для чего и кому нужно было превращать историю в легенду?!

Миф о Косовской битве использовался разными идеологиями с целью воздействовать на поколения сербов, что происходит до сих пор. Источником этой легенды служит библейская мифология, началу которой послужил культ Лазаря, выбравшего Царствие Небесное. Эта церковная легенда создана по образу и подобию крестного пути и страданий Христа. И прародителем её, скорее всего, было правительство Милицы с целью сохранения власти для наследников князя.

Урош Предич «Косовская девушка»

Кроме этого, все предания о Косовской битве имеют и религиозную подоплёку. Косовская битва сравнивается с Голгофой и длительность её – 3 дня – библейское число. А смерть Лазаря и всего войска сербского преподносится как мученическая: жертва преходящего во имя вечного – Царства Небесного, физическая смерть во имя воскресения. То есть мощь не тела, а духа, дабы сохранить традиции Православия.

Жизнеописания Лазаря говорят о том, что возведён он был на престол промыслом Божиим. И этот же самый промысел уготовил сербам не единое земное царство, а иной исторический путь, иную славу: умрём и да останемся навеки живыми, принесём Богу себя в живую жертву – говорили воины, причащаясь перед битвой.

И все эти народные песни и эпосы по сей день преподносят Косовскую битву как торжество мучеников, а не поражение, и этот венец мученичества – высшая ценность Сербии. То есть акцентируется не фактический ход событий, а их духовный смысл – стержень, на котором зиждется ощущение победы сербов в Косовской битве. Ведь победа, хоть и духовная, может и будущие поколения вдохновить на новые свершения.

Таким образом, сам собой напрашивается вывод, что события этой битвы с лихвой использовали в своих политических целях обе власти – светская и церковная – дабы удержать в подчинении необразованные низы, с помощью которых и реализовывать свои реформы.

Битва на Косовом поле: резюме

Получается, что Косовская битва – это быль в мифическом обрамлении, которая стала наверно самой героической страницей сербской истории, не без усилий власть имущих. Её воздействие на христианские умы продолжалось веками, ведь даже сразу после поражения в православном мире ещё долго ходили слухи о победе сербов над турками.

Какие плоды принесло это воздействие?! Оценить сложно, это из века в век будут делать историки. Однако думаю, что изучение этой битвы из поколения в поколение играет огромную роль в воспитании сербского самосознания и патриотизма.

Газиместан

Видовдан является для сербов не только церковным праздником, но и национальным. В 1989 г. праздновалось 600-летие Косовской битвы. Каждый год к стеле-обелиску Газиместан, воздвигнутому в честь погибших на Косовом поле и установленному на месте гибели князя Лазаря в окрестностях Приштины (столица Косово), едут сербские паломники. Это место уже стало священно для сербов.

Поскольку Газиместан установлен в албанской части Косова, он находится под постоянной охраной из-за неоднократных попыток разрушения, подрыва, осквернения и демонтажа. Паломничество сербов из года в год сопровождается столкновениями с албанцами, причём не без жертв. Албанцы даже не гнушаются расстреливать автобусы с детьми.

Но, несмотря ни на что, считаю, что если политические амбиции с помощью истории Косовской битвы веками могли сохранять боевой дух сербов, то сейчас, в снова разбитой и разрозненной Сербии, просто необходимо чтить эту битву, пусть и с мифическим налётом, но зато дающую веру в себя, в свой народ и в свою страну.


P.S.

Сопоставляя некоторые события и совпадения своей жизни, как-то перестаю удивляться, что жизнь свела меня с Сербией. Меня как будто всё постепенно подготавливало к этому.

Одно из таких совпадений – мой день рождения, угораздило же родиться 28 июня. Услышав дату, моя свекровь сразу огласила «на Видовдан, в день Косовской битвы». Думаю, именно эта ассоциация помогает ей ежегодно вовремя меня поздравлять. Но также сложилось ощущение, как будто ей как-то дорого то, что ассоциация эта связана именно с таким днём.

Не переключайтесь!

Косово поле (Косово Поље) - котловина в Южной Сербии, где 15 июня 1389 года близ города Приштины произошло решающее сражение между объединенными войсками сербов и боснийцев (15-20 тысяч человек), которые возглавлял князь Лазарь, и армией турецкого султана Мурада I (27-30 тысяч человек). В объединенные войска, помимо отряда князя Лазаря, входили отряды боснийского воеводы Влатко Вуковича и сербского феодала Бука Бранковича. Сначала войска князя Лазаря несколько потеснили турок. В разгар боя сербский феодал Милош Обилич пробрался в шатер Мурада и убил его. Командование турецкими войсками принял сын Мурада Баязид. Сражение окончилось победой турок. Князь Лазарь попал в плен и был убит турками. После битвы на Косовом поле Сербия превратилась в вассала Турции, а в 1459 году была включена в состав Османской империи. Битва на Косовом поле, подвиги сербских воинов, героически сражавшихся против армии турок, нашли свое отражение в сербском героическом эпосе.

В. Г. Карасев. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.

Литература: Шкриваниh Г., Косовска битка, Цетиње, 1956.

С середины XIV века усилилась угроза турецкого завоевания балканских стран. В 1352 году османы нанесли поражение отрядам греков, сербов и болгар, сражавшихся на стороне византийского императора. В том же году турки переправились через Дарданеллы и взяли крепость Цимпе, а в 1354 году захватили Галлипольский полуостров. Затем турки проникли в Восточную Фракию, ставшую опорной базой их наступления на Балканский полуостров. Феодальные же правители балканских государств, сражаясь с турецкими войсками в одиночку, постоянно предавали друг друга, а иногда прибегали к помощи самих же турок для борьбы с соседями, способствуя тем самым реализации стратегических османских интересов.

Турецкое государство в то время было сильным и имело многочисленную, хорошо организованную армию, состоявшую в основном из конницы иррегулярной или легкой и регулярной. В 1329 году у турок появился пехотный корпус янычар, окончательно сформировавшийся в 1362 году. Он как бы составлял "ядро" боевого турецкого порядка или же имел значение общего резерва для нанесения решающих ударов.

Турецкая экспансия на Балканы активизировалась с конца 50-х годов XIV века, особенно в период правления султана Мурада I. В 1359-1360 годах османы заняли Фракию, затем овладели Адрианополем и начали развивать наступление в юго-западную часть полуострова. После того, как в 1371 году турки разбили войско македонцев, их опустошительным набегам стали подвергаться болгарские, а затем сербские и боснийские земли.

Ввиду реальной опасности турецкого вторжения в Сербию и Боснию властители этих земель стали проявлять стремление к сплочению и консолидации. Так, сербский князь Лазарь Хребелянович, в 70-е годы объединивший все северные и центральные сербские области, стремился к подчинению своей власти некоторых владетелей в собственных областях и к прекращению в сербских землях феодальной междоусобицы. Политика князя "привела к некоторому укреплению внутреннего положения в стране. Объединение под властью князя Лазаря значительной части населенных сербами земель могло положить начало их внутренней консолидации в прочное единое государство". (История Югославии. Т. 1. М„ 1963. С. 108.)

Осуществляя завоевательную политику Турецкого государства, султан Мурад 1 в 1382 году напал на Сербию и взял крепость Цателицу. Не имея достаточных сил для отпора, Лазарь был вынужден откупиться миром и принять на себя обязательство в случае войны давать султану 1 тысячу своих воинов.

В скором времени сложившаяся ситуация перестала устраивать обе стороны. Туркам хотелось большего. В 1386 году Мурад взял г. Ниш. В свою очередь, сербы еще надеялись разорвать оковы унизительного мира. В ответ на военные приготовления турок Лазарь объявил о начале общего восстания. В 1386 году сербский князь нанес поражение турецким войскам у Плочника. Одновременно он усилил дипломатическую активность: были налажены отношения с Венгрией (сербский князь обязался доставлять ей дань); удалось получить военную помощь от боснийского владетеля Твартка, направившего в Сербию войско во главе с воеводой Влатко Вуковичем. Из сербских феодалов в коалиции приняли участие Вук Бранкович, владетель южных областей Сербии, и некоторые другие. Сербский князь также получил поддержку от владетелей Герцеговины и Албании.

Таким образом, в состав союзного войска входили сербы, боснийцы, албанцы, валахи, венгры, болгары и поляки. Его численность колебалась в пределах 15-20 тысяч человек. Слабой стороной войска союзников являлось отсутствие внутреннего единства. К несчастью, Лазаря окружали раздор и измена. Интрига исходила от Вука Бранковича, мужа старшей дочери князя.

Турецкая армия под командованием Мурада насчитывала от 27 до 30 тысяч человек.

Решающее сражение между сербами и турецкой армией произошло 15 июня 1389 года на Косовом поле - котловине в Южной Сербии, близ г. Приштина, с двух сторон окруженной горами и прорезанной посередине р. Ситница. Накануне битвы, 14 июня, в обоих станах, турецком и сербском, проводились военные советы. Многие турецкие военачальники предлагали прикрыть фронт верблюдами, чтобы их экзотическим видом привести в замешательство сербскую конницу. Однако Баязид, сын султана, возражал против применения этой мелочной хитрости: во-первых, это означало бы неверие в судьбу, до того благоволившую оружию Османов, а, во-вторых, верблюды сами могли испугаться тяжелой сербской кавалерии и привести в расстройство основные силы. Султан согласился с сыном, мнение которого разделял великий визирь Али-паша.

На совете союзников многие предлагали навязать неприятелю ночной бой. Однако возобладало мнение их оппонентов, находивших численность союзной армии достаточной, чтобы одержать победу в дневном сражении. После совета сербский князь устроил пир, во время которого снова выявились разногласия, взаимная неприязнь и обиды. Вук Бранкович продолжал интриговать против Милоша Обилича, женатого на младшей княжеской дочери. Лазарь поддался наущениям Бранковича и дал знать другому зятю, что сомневается в его верности. В 6 часов утра 15 июня началась ожесточенная битва. Вначале сербы потеснили турок и к 2 часам дня уже стали одолевать их, но затем стратегической инициативой прочно завладели турки. С сербской стороны правым крылом командовал тесть князя Лазаря Юг Богдан Вратко, левым Вук Бранкович, в центре находился сам Лазарь. Со стороны турок на правом крыле был Евренос-Бег, на левом Якуб (старший сын султана); центром собирался командовать сам Мурад. Однако султан был смертельно ранен Милошем Обиличем, доказавшим таким образом свой патриотизм и личную преданность сербскому князю. Командование основными силами турецкой армии принял на себя Баязид, приказавший убить старшего брата Якуба.

Турки стремительно обрушились на левое крыло союзной армии. Вук Бранкович, ранее обвинявший свояка Милоша в измене, сам проявил малодушие и по существу изменил общему делу, отступив со своим отрядом за р.Ситница. За ним побежали боснийцы, атакованные конницей Баязита.

Затем Баязид обратился на правое крыло сербов, где непоколебимо стоял Юг Богдан Вратко. Он мужественно сражался, но погиб в ожесточенной и кровавой схватке. После него, один за другим, командовать принимались все его девять сыновей. Они тоже героически сражались, но пали в неравном бою.

Князь Лазарь бился насмерть. Однако, когда он отъехал переменить утомленного коня, произошло несчастье. Войско, привыкшее видеть его впереди, и думая, что он убит, дрогнуло. Попытки князя восстановить порядок ни к чему не привели. Неосторожно заехав вперед, он был окружен неприятелем, ранен и отведен к умиравшему Мураду, по приказу которого его умертвили вместе с Милошем Обиличем.

Сербы, лишившись своих доблестных вождей, отчасти деморализованные изменой Бранковича, потерпели полное поражение. Баязид, сделавшись султаном после смерти отца, опустошил Сербию, а вдова Лазаря, Милица, принуждена была отдать ему в жены дочь Мильеву.

Так была утрачена государственная независимость Сербии, превратившейся после поражения в вассала Турции. В 1459 году страна была включена в состав Османской империи и, таким образом, попала под многовековой турецкий гнет, задержавший экономическое, политическое и культурное развитие сербского народа. Ни одно событие сербской истории не оставило такого глубокого скорбного следа, как поражение на Косовом поле.

Однако и туркам победа досталась дорогой ценой:, они понесли большие потери, а смерть Мурада и убийство наследника престола вызвали в Османском государстве временные неурядицы.

В дальнейшем Баязид I, прозванный Молниеносным, продолжал завоевательную политику своих предшественников. Он захватил Болгарию (1393-1396), Македонию, фессалию, совершил опустошительные набеги в Морею (1394) и Венгрию (1395). Разбив в битве при Никополе на Дунае (1396) войско крестоносцев, Баязид подчинил Боснию, принудил платить себе дань Валахию, укрепил турецкие позиции на Балканском полуострове, установил фактическую диктатуру над Византией.

Использованы материалы книги: "Сто великий битв", М. "Вече", 2002

Далее читайте:

Весь мир в XIV веке (хронологическая таблица).

Литература

1. Военная энциклопедия. -СПб., Изд. И.Д. Сытина, 1913. -Т.13. - С. 214-215.

2. Военный энциклопедический лексикон, издаваемый обществом военных и литераторов. - Изд. 2-е. - В 14-й т. - СПб., 1855. - Т.7. - С. 424-425.

3. История Югославии: В 2-х т. / Под ред. Ю.В. Бромлея и др. - М., 1963.-Т. 1.-С. 110.

4. Советская военная энциклопедия в 8-й т. / Гл. ред. комис. Н.В. Огарков (пред.) и др. - М., 1977. - Т.4. - С. 403.