Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования. «Право на добровольное изучение окончательно подорвет социальные позиции родных языков…


Фактический запрет республикам устанавливать обязательное изучение в школах своих государственных языков, после июльского заявления В.Путина, разрушает последние устои федерализма в России. Это идёт вразрез с правом на создание условий для изучения и развития языков народов РФ, записанным в Конституции РФ, противоречит декларируемой государством национальной политике, направленной на сохранение, поддержку языков и культур нацменьшинств. В результате в ближайшие годы может уменьшиться в несколько раз число учащихся изучающих свои национальные языки, что окончательно уничтожит их языковую среду.

Россия как огромное многонациональное государство не может существовать и развиваться без федерализма, основные положения которого отражены в Конституции РФ.

В чём главное отличие национальных республик от краёв и областей? Республики – это государственные образования, созданные для развития нацменьшинств, и ответственные за сохранение языка и культуры коренных нацменьшинств. Всякие рассуждения, что республики и преимущественно русские регионы – края и области имеют разные права и их нужно уравнять неуместны, т.к. они выполняют разные задачи. Субъекты федерации должны иметь равные права, равные условия для экономического развития, решения социальных и иных проблем, путём расширения регионального самоуправления, а не ограничения прав отдельных республик.

Русский язык и культура поддерживается всей системой государственной власти, системой образования, СМИ на всей территории Российской Федерации. И наибольшая роль в абсолютном господстве русского языка в общественной сфере РФ, включая республики, играет информационная среда, которая учитывая объёмы вещания ТВ и радио, тиражи печатных изданий - русскоязычная на 97-98%.

Сохранение и развитие языка нацменьшинств в современных условиях невозможно, если он не будет полноценно функционировать в школе – основной социальной среде, где формируется личность человека. Альтернативой всеобщему изучению языков республик, может быть только создание полного цикла автономного образования на каждом из основных национальных языков, от детсада до университета. Это нужно, но в сложившихся условиях практически нереализуемо в среднесрочной перспективе. Полностью разделить детей в школах по национальному признаку сейчас почти невозможно. Это не обеспечивает равные возможности выпускников и противоречит принципам национальной политики РФ.

Запрет обязательного изучения национальных языков в республиках лишает их единственного действенного, хотя и не особо эффективного инструмента сохранения своих языков. Практически ни один предмет в школе не изучается добровольно. Можно выбрать школу, там, где есть такая возможность, или профиль обучения в 10-11 классах. Таким образом, при добровольном изучении татарский, башкирский, чувашский и другие языки, как учебный предмет, по статусу становится ниже порядка 15-20 предметов изучаемых в школе обязательно. Говоря финансовыми терминами – приобретает «мусорный рейтинг». В условиях многонациональности в городах и абсолютного доминирования русского языка в общественной сфере и СМИ это приведёт к дальнейшей деградации языков нацменьшинств и их постепенному исчезновению.

За последние 10 лет в результате реформ и оптимизаций, восстановленная в 90-х, система образования на национальных языках была почти разрушена. Сильнее всего пострадали татарские школы, т.к. более половины из них находились за пределами РТ. По некоторым оценкам число школ с татарским языком обучения снизилось в 3 раза, реально полноценных татарских школ остались единицы. Абсолютное большинство из них потеряло национальный статус, а в оставшихся изучение татарского языка сведено к факультативному уровню. Так в самой известной татарской школе 1186 в Москве татарский язык как предмет изучается лишь в 1-4 классах 1 урок в неделю. Таковы перспективы всей национальной школы, если языковая политика пойдёт тем же курсом.

Ещё раз о русском языке в школах Татарстана.

Противники обязательного статуса татарского языка в школах РТ несколько лет утверждают что русский язык в Татарстане изучается мало и плохо; и в этом виноваты уроки татарского, который изучается больше чем русский, но который невозможно выучить, потому что плохие учебники и методики, а высокие баллы ЕГЭ по русскому – заслуга родителей, тратящих деньги на репетиторов.

Оценим ещё раз эти утверждения, рассмотрев учебные планы школ РТ и других регионов, сосчитав часы, выделенные на изучение русского и татарского языков, и сравним их с требованиями ФГОС. Подсчёты были сделаны в сентябре 2017 года, и ранее в мае 2016 года.

Почему баллы ЕГЭ по русскому языку в Татарстане одни из лучших в РФ? Противники обязательности татарского языка утверждают, что это благодаря репетиторам, а не школе. Но родители во всех регионах нанимают репетиторов, и даже это ещё не гарантирует хороший результат на экзаменах.

На деле высокие результаты ЕГЭ по русскому в РТ вполне логичны. Если брать учебную программу 8-11 классов, в Татарстане часов русского языка не меньше, чем в Москве, а внимание ему уже несколько лет уделяется больше, т.к. этот вопрос приобрёл политическую окраску. Всё обучение в 9-11 классах построено в основном вокруг сдачи сначала ОГЭ, потом ЕГЭ. Учеников натаскивают на сдачу экзаменов, и результаты ЕГЭ по русскому несколько лет растут и в Татарстане и в целом по России. А других критериев оценки знаний, полученных в школе, кроме результатов ЕГЭ и ОГЭ нет. Все разговоры о недостаточном объёме и низком качестве изучения русского языка в школах Татарстана основаны на субъективных мнениях и бездоказательны. Неконкурентоспособность выпускников из Татарстана при поступлении в московские вузы является выдумкой авторов.

Конфликт вокруг обязательного изучения татарского языка уже несколько лет раскручивался на базе абсолютно недостоверных данных об изучении русского языка в Татарстане. В агитации против татарского языка используются следующие манипуляции с данными: количество часов русского занижается почти в 2 раза - с 1100-1500 до 700, к часам татарского языка прибавляют часы татарской литературы и сравнивают их с часами русского языка без литературы, утверждая, что часов татарского в республике больше. Посмотрим, что на деле:

Что требуют ФГОС?

Федеральные государственные образовательные программы (ФГОС) предлагают примерные учебные планы для начального общего (1-4 классы), основного общего (5-9 классы) и среднего общего образования(10-11классы).

Для 5-9 и 10-11 классов нормативы изучения русского языка общие для всех 5 вариантов примерного учебного плана. Для начальных классов предусмотрены 4 варианта примерного учебного плана: 1 и 2 – для школ в которых обучение ведётся на русском языке, 3 - обучение ведётся на русском языке, но как предмет изучается один из национальных языков, 4 – обучение ведётся на родном (нерусском) языке, а также образовательных организаций республик Российской Федерации, в которых законодательно установлен, наряду с государственным языком Российской Федерации, государственный язык республики. Для 4 варианта русский язык и литература и родной язык и литература в 1-4 классах должны изучаться в равном объёме.

В «русских» регионах, как правило, в обычных школах учебный план составляется на основе 1 варианта, к которому добавляется 35-70 часов в 10-11 классах. Получается порядка 1510-1545 часов. В школах с углублённым изучением иностранных языков и некоторых иных профильных школах учебный план школ составляется на основе 2 варианта, к которому добавляется те же 35-70 часов в 10-11 классах и получается 1375-1410 часов. А в среднем по данным 10 школ Москвы в 2015/2016 учебном году получилось 1467 часов русского языка за 11 лет обучения.

Объёмы изучения русского языка в Татарстане. В Татарстане за основу взят вариант для национальных школ, к которому обычно добавляется по 1 уроку в неделю в 2-3 и 10-11 классах, и уменьшаются на 1 час в 5-7 классах. В результате при 3 уроках в 1,4,7-9 классах и 4 уроках в 2-3, 5-6 классах и 2 уроках в 10-11 классах получается примерно 1203 часа.

Но выделяя русскому языку учебные часы, распределяемые самим учебным заведением, любая школа может увеличить объём его изучения на 100-200 часов и более. Поэтому, в Татарстане есть школы, в которых количество часов русского языка значительно превосходит московские уровни и доходит в отдельных профильных классах до 1790 (гимназия 125 Казани) и даже 1960 (СОШ 151 Казани). А в среднем в Казани получается более 1300 часов русского за весь период обучения при сохранении действующего учебного плана. Это примерно 90% от среднего по Москве. По данным 10 школ Казани в 2015/2016 учебном году получилось 1330 часов русского языка за 11 лет обучения.


Как мы видим разница объёме изучения русского языка в Татарстане и других регионах в среднем порядка 10-12%, а не 41,7% как несколько лет утверждал М.Щеглов (700 против 1200). Также средний объём изучения русского языка в Татарстане (учебных часов) лишь на 1-3% меньше минимального объёма его изучения по ФГОС по 2 варианту учебного плана для «русских» регионов, и заметно выше минимального объёма для национальных школ. Причём в 8-11 классах этой разницы нет.

Соотношение изучения русского и татарского языка в школах РТ.

Противники татарского языка утверждают, что татарский язык в Татарстане изучается по 5-6 уроков в неделю, а русский по 3 урока. Это является вымыслом. А получается это у них за счёт того, что к урокам татарского языка прибавляют уроки литературного чтения, а к урокам русского – нет. Суммарно в 1-4 классах (по 4 варианту уч. плана ФГОС) обязательных часов и русского и литературы одинаковое кол-во с татарским и литературой. В 5-7 классах русской литературы 2 урока, татарской 1-2 урока в неделю, В 10-11 русской литературы – по 3 урока, татарской – по 1, в некоторых – по 2 урока.

При одинаковых базовых часах русского и татарского языка, за счёт дополнительных часов русского получается в среднем больше на 20-30%. Объём изучения татарского языка даже в татарских гимназиях не превышает 1100 часов.


Виноваты ли учебники или методики обучения?

Многие говорят, что русскоязычные дети не могут выучить татарский из-за плохих учебников или плохих методик его изучения. И на уровне правительства ставятся задачи по их улучшению.

Это отговорки, отвлекающие от реальных проблем. Из опыта самостоятельных занятий со своими детьми татарским по учебникам, и помощи им с русским языком, могу сказать: - Учебники татарского языка как минимум не хуже учебников русского. В то же время дети, знающие татарский язык на базовом уровне, с минимальным участием «учителя» могут заниматься по учебникам татарского языка для школ с русским языком обучения. Неспособность обучить детей в школе языку на разговорном уровне, и слишком большое внимание к грамматике - проблема изучения любых языков, а не только татарского.

Разница в том, что почти все учащиеся и их родители, достаточно хорошо знают русский язык. Хорошо разговаривают на русском даже большинство детей мигрантов идущих в школу, не ходивших в детсад, но выросших в русскоязычной среде. И все красивые слова о его особой роли русского языка для России бессмысленны: его знают практически все потому, что он доминирует в обществе и информационной среде. Его серьёзно изучают, все, кто хочет получить достойное образование.

В принципе, большинство понимает, что невозможно выучить любой язык на уровне разговорного, без языковой среды, и без внутренней мотивации.

Несмотря на принятые законы и решения в Татарстане так и не удалось добиться широкого использования татарского языка в общественной сфере, и конкурентоспособности татарских СМИ. Неэффективность обязательного изучения татарского языка, - прежде всего провалы республиканской языковой политики в РТ, а не недостатки учебников и методик.

Татарский язык в школах Татарстана и государственные языки в других республиках должны изучаться в обязательном порядке. Поставленная уже задача увеличения часов русского языка в РТ технически не так сложна, ввиду того, что разница с другими регионами в среднем не так велика.

Для сохранения татарского и других языков народов РФ нужно поднять всеми возможными способами статус языка, сделать его востребованным и интересным. Два важнейших направления для этого: создание полного цикла образования во всех основных областях знаний на родных языках, и создание, удовлетворяющей всем потребностям современных людей, информационной среды: телевидения, радио, печати, Интернет-ресурсов. Но на сегодня альтернативы всеобщему изучению национальных языков в республиках нет.

Наил Гыйлман.

Методическое письмо

О преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык» в условиях

введения федерального компонента государственного стандарта

общего образования

I . Государственный стандарт общего образования и его назначение

Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.

Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования; единства образовательного пространства в Российской Федерации; защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья; преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования ; социальной защищенности обучающихся; социальной и профессиональной защищенности педагогических работников; прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений; основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.

Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.

Государственный стандарт общего образования является основой разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам; объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений; объективной оценки деятельности образовательных учреждений; определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации; установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации; установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.

Государственный стандарт общего образования включает три компонента: федеральный компонент, региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г.; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 01.01.01 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 000 и размещен на сайте Минобразования России www . ed . gov . ru .

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В соответствии со стратегией модернизации он выстроен как средство развития отечественного образования, системного обновления его содержания.

Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта общего образования , обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию . Он устанавливает обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, а также нормативы учебного времени.

Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней – по учебным предметам.

Общая направленность курса русского (родного) языка на синтез речевого, интеллектуального и духовного развития создает условия для совершенствования речемыслительных способностей, обеспечивающих информационно-коммуникативную деятельность: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности адекватно поставленной цели; развернутое обоснование свой позиции с приведением системы аргументов; осмысленный выбор вида чтения; оценка и редактирование текста; владение основными видами публичных выступление (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т. п.

Х. Соотношение содержания стандартов, примерных и рабочих программ

Примерные программы по русскому (родному) языку для основного общего образования, среднего (полного) общего образования на базовом уровне и среднего (полного) общего образования на профильном уровне составлены на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Примерные программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Примерные программы выполняют две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

На основе стандарта основного общего и среднего (полного) образования по русскому (родному) языку составлены примерные программы, которые конкретизируют, детализируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов по крупным разделам курса с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, возрастных особенностей учащихся.

Разработанные программы являются п р и м е р н ы м и и служат ориентиром для разработчиков авторских программ и учебников. Примерные программы не отдают предпочтения какой-либо одной концепции преподавания русского языка в ущерб другим. На их основе могут быть созданы авторские программы и учебники, в которых найдут отражение различные теории и практические методики.

Основные принципы организации учебного материала, его структурирование, последовательность изучения и распределение по классам определяется в конкретных авторских программах.

Х1. Приоритетные направления в методике преподавания русского (родного) языка

Обновленные цели обучения русскому (родному) языку, деятельностный характер предъявления материала в государственном стандарте определяет стратегию развития школьного курса русского (родного) языка и приоритетные направления в его преподавании.

Важнейшими условиями реализации разработанного стандарта являются:

· деятельностный характер процесса преподавания русского (родного) языка в основной и старшей школе

· синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения родного языка;

· формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;

· развитие всех видов речевой деятельности в их един­стве и взаимосвязи;

· сбалансированное развитие устной и письменной речи;

· формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;

· усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе - формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языко­вых средств в разных условиях общения;

· формирование представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена; развитие языкового чутья, способности оценивать эстетическую ценность художественного высказывания;

· формирование представления о родном языке как форме выражения национальной культуры народа, национальном достоянии русского народа.

Современные достижения лингвистики, психолингвистики, функциональной грамматики и других отраслей языкознания , накопленный опыт преподавания языков создают предпосылки для разработки вариативных методических систем с ярко выраженной речевой направленностью.

Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся как составляющая федерального компонента устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В настоящее время эти нормативы определяются в соответствии с Санитарно-эпидемио-логическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4, зарегистрированными в Минюсте России 05.12.02 г., рег. № 000.

ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО в качестве одной из обязательных предметных областей учебного плана определяют родной язык и родную литературу. Обязательно ли изучение родного языка в школе с полинациональным составом? Какой язык при этом нужно считать родным?

Ответ

Изучение родного языка в школе можно не вводить, если он не востребован со стороны обучающихся.

Обоснование

Учебные планы обеспечивают преподавание и изучение государственного языка РФ, возможность преподавания и изучения государственных языков республик РФ и родного языка из числа языков народов РФ, а также устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения ( ФГОС НОО). Аналогичное положение закреплено и во ФГОС ООО.

Следовательно, не смотря на то, что изучение родного языка в школе определено в обязательной части образовательной программы, его изучение вводится в том случае, если оно востребовано со стороны обучающихся. Законодательство обеспечивает возможность изучения родных языков, следовательно, это не обязательное требование. Прежде всего, это право обучающихся на изучение родного для них языка, а уже после - обязанность организации обеспечить его изучение.

На практике (например, в регионах, определенных не по национальному, а по территориальному принципу) родной язык как отдельный предмет не изучается, если он не востребован со стороны обучающихся.

Актуально сейчас:

17:44 — REGNUM

В Башкирии отмечается активизация дискуссии по поводу обязательного изучения башкирского языка, обмен мнениями напоминает фронтовые сводки. Как сообщают родительские активисты, несколько школ уже приняли учебные планы с добровольным изучением башкирского языка. Импульсом для нового витка полемики стало размещение на официальном сайте республиканской прокуратуры сообщения с разъяснениями по вопросу изучения башкирского языка в школах.

Одно прокурорское разъяснение — три трактовки

В надзорном ведомстве отметили, что в «школах может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации, граждане имеют право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации (ст. 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)». По мнению сотрудников прокуратуры, «законом закреплено право, а не обязанность по изучению родных языков и государственных языков субъектов Российской Федерации».

«Преподавание государственных языков субъектов Российской Федерации и родных языков осуществляется с особенностями. Здесь должны учитываться Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные образовательные стандарты, базисный учебный план. Важно, чтобы учебные планы школ, которые предусматривают изучение башкирского языка и родных языков, соответствовали требованиям закона. При утверждении учебных планов обязательно учитывается мнение каждого родителя (законного представителя) учащихся, относительно изучения предметов (ч. 3 ст. 30, п.п. 1, 7 ч. 3 ст. 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)», — поясняется в сообщении.

Заканчивается разъяснение предупреждением:

«Преподавание родных языков, в том числе башкирского языка, вопреки согласию родителей (законных представителей) учащихся, не допускается. За незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ».

Сегодня существует несколько трактовок этого разъяснения. Представители башкирских националистических организаций усмотрели в сообщении прокуроров «подмену понятий башкирского родного и башкирского государственного языков», «давление на участников образовательного процесса», «признаки ликвидации национальных республик», «произвол» и даже «попрание норм и прав нашего государства и общества в нашем регионе», какого именно государства и общества, не уточнялось. Под «попранием» башкирские националисты понимают право школ самим определять, какие предметы из вариативной части им изучать.

(cc) Behind the river

Представители родительской общественности полагают, что башкирский язык в инвариативную часть, обязательную для всех, русскоязычных и национальных, образовательных учреждений на всей территории России, входить не может, иначе его пришлось бы учить всем российским школьникам.

«Теперь каждый из нас должен дать письменное заявление с согласием на изучение нашими детьми башкирского государственного языка, русского, татарского, башкирского родного языка, и других родных языков, например, чувашского или марийского. Факты давления на нас со стороны администрации школы при подаче на особом контроле прокуратуры», — говорят родители.

Есть и третий подход к языковой ситуации:

«Если федеральный центр твердо решил навести порядок в сфере преподавания языков, порядок будет наведен. В девяностые годы прошлого века в Башкирии жестко вводился обязательный башкирский язык для всех учащихся, но вскоре из большинства русскоязычных этот предмет школ исчез, и никто не кричал про «попрание» и «унижение башкирского языка», никто не задавался вопросом, умрут ли с голоду семьи безработных учителей башкирского языка, все прошло тихо и незаметно, потому что все понимали — идёт не преподавание, а имитация преподавания башкирского языка. Если тогда обошлось без потрясений, то и сейчас обойдется. Другой вопрос — насколько решителен и последователен окажется федеральный центр».

Метаморфозы запоздали

Второе и последнее введение обязательного башкирского произошло в 2006 году при правлении Муртазы Рахимова . Тогда же, в 2006 году, русскоязычные школьники Башкирии стали изучать русский язык в меньших, чем в среднем по России, объемах, так как башкирский язык преподавался от трёх до пяти часов в неделю, кроме того, в разных классах преподавались такие дисциплины, как «Культура башкирского народа», «История Башкирии» и даже «География Башкирии». Заметнее всего сокращение уроков русской филологии наблюдалось у первоклассников, вместо пяти уроков письма и четырех уроков чтения в неделю им доставалось лишь три урока письма и два урока чтения. Шквал нареканий вызывал ставший одиозным учебник «Живые родники» для первого и второго классов русскоязычных школ.

В 2006 и последующие несколько лет башкирские националисты, равно как и преподаватели башкирского языка, утверждали, что обучение русскоязычных детей башкирскому языку идёт по безупречным программам и учебникам, все без исключения русские дети хотят изучать башкирский язык и другие «башкортостанские» предметы, а освобождение от изучения башкирского языка отдельных категорий учащихся повлечет немедленную гибель башкирского языка. Из аргументов «за всеобщий и обязательный башкирский» звучало: «вас приютили — учите, иначе уезжайте», «проявляйте уважение к титульному народу», «башкирский язык нуждается в защите».

К 2017 году в риторике поборников произошли едва уловимые изменения, отдельные представители педагогического сообщества начали признавать, что учебники и программы для всеобщего башкирского готовились второпях, что усвоение башкирского школьниками не столь впечатляюще, башкирский не хотят учить не только некоторые русские, но и башкирские дети, а успехи на ниве внедрения башкирского описываются резкой, однако правдивой фразой: «Учителя-экзоты демонстрируют достижения учеников-экзотов, а в общей массе никто из русскоязычных детей, не имеющих татарских или башкирских родственников, на башкирском так и не заговорил».

Реакция сторонников принудительного изучения башкирского языка неоднозначна. Наиболее радикализированные элементы делают опрометчивые высказывания, в которых трудно не заметить идеи сепаратизма. Часть общественников надеется «защитить башкирский язык» путем разного рода акций, петиций и обращений, в том числе и в прокуратуру. Звучат идеи объединения усилий националистов из разных национальных республик ПФО. Некоторые «правозащитники» мечтают изменить российское и региональное законодательство, а кое-кто настаивает, что необходимо прописать новую норму: изучение родного языка должно стать не правом, а обязанностью.

И в общем хоре громких возмущений, граничащих с шантажом требований и поиске виновных теряются пронзительные нотки горестного признания: «Родной язык, язык моей матери и моих предков, язык протяжных песен, от которых все переворачивается в душе, язык, в звуках которого слышен шелест прокаленной солнцем степной травы и свист летящей стрелы, как же мы все перед тобой виноваты! Родной язык, живи и не умирай».

Есть и еще одно особое, нехарактерное мнение:

«Если бы тогда, в 2006-ом, башнационалисты не требовали свысока, а терпеливо разъясняли и, не побоюсь этого слова, искренне просили помощи сильного слабому и делились своей душевной болью за судьбу прекрасного, уникального башкирского языка, если бы школьные администрации были гибче и доброжелательные по отношению к родителям и детям, если бы пореже звучали реплики про «русских оккупантов и колонизаторов», а также настоятельные рекомендации ехать в Рязань, то, может быть, до прокурорских проверок бы не дошло».

И уж совсем немногие отважились бы добавить: «и если бы учитывали потребности особых деток».

Самые незащищенные

Самыми незащищенными в языковых баталиях оказались русскоязычные дети с проблемами здоровья и интеллекта. Ни со стороны прокуратуры, ни со стороны общественников пока не нашлось явных защитников их образовательных интересов в языковой сфере.

«Для особых детей нужны особые учебники и методики, и это касалось всех предметов, кроме башкирского языка. Но объяснить недопустимость преподавания больным детям предметов по непроверенным, а то и несуществующим программам родители не решались. Каждый год классы в особых, коррекционных школах становились всё меньше и меньше, и никто из родителей не хотел, чтобы из школы был «высажен» именно его ребёнок. Все всё понимали, но боялись», — поделилась мама одного из выросших аутистов.

По ее словам, наиболее трудно было добиться обучения в школе детям с психологическими и интеллектуальными проблемами. Таких детей не так уж и мало, только в Уфе для них открыто несколько коррекционных школ-интернатов восьмого вида, для детей с менее выраженными проблемами есть другие коррекционные школы. Ребенок, признанный медико-психологической комиссией необучаемым, не допускался даже в школы восьмого вида и оставался за бортом образования навсегда. Но и попав в школу, по итогам учебного года он мог быть признан необучаемым, переведен на домашнее обучение или вовсе остаться без обучения. Выводы комиссия делала на основе рекомендаций школы, поэтому портить отношения со школьной администрацией родители опасались.

«Это здоровые или считающиеся здоровыми дети могут переходить из одной школы в другую, наши дети такой возможности лишены начисто», — объясняют свое смирение родители.

Для таких детей в течение десятилетий были созданы соответствующие программы и учебники, если в обычной школе на «Букварь» у первоклашек угодило полгода, то дети из школ восьмого вида изучали алфавит два года, и к концу первого класса останавливались на букве «в». Некоторые из этих детей имели серьезные проблемы с речью. Иностранный язык изучали далеко не все учащиеся школ восьмого вида, и не со второго, и даже не с пятого класса.

И вот эти дети, не усвоившие до конца родной русский язык, вынуждены были изучать башкирский язык.

«Их сверстники в других регионах России изучали русский язык или занимались с дефектологами и логопедами, а наши дети в это время сидели на уроках башкирского и ничего не понимали, теряя драгоценное время», — с болью вспоминают родители особых детей.

«Для чего вам нужно, чтобы башкирский язык учили городские русскоязычные дети с проблемами речи и интеллекта? Дети, большая часть из которых без гигантской помощи семьи и языковой среды семьи никогда не выучит более доступные для них иностранные языки? Какая вам радость с того, что будет создана видимость изучения ими башкирского за счет небезразмерного учебного времени, ведь большинство этих проблемных детей рано или поздно будет признано необучаемыми и не сможет пойти даже в десятый класс?» — спрашивали иногда общественники у башкирских националистов, настаивающих на всеобщем изучении башкирского языка каждым школьником Башкирии. Внятного ответа так и не последовало.

Нельзя сказать, что тяжесть ситуации непонятна всем тем, кто должен разбираться в потребностях «особых детей». Один из представителей Башкирского института развития образования (БИРО) порекомендовал родителям этих детей искать сочувствующих специалистов и уже в сопровождении их обращаться в различные инстанции.

Есть ли аттестат без башкирского?

Вскоре после введения, казалось бы, обязательного изучения башкирского языка в 2006 году в республике стали появляться дети, не изучавшие башкирский. Некоторые из них делали это абсолютно официально, они обучались в частных школах, где обязательна была только инвариативная, одинаковая для всей России часть, а все остальное изучалось по совместному выбору родителей и педагогов. Среди них были и дети с некоторыми проблемами развития, и, напротив, высокоодаренные дети, дети-спортсмены, а также часто болеющие дети. Все они в свое время получали аттестаты о среднем образования общероссийского образца.

Но даже учащиеся общеобразовательных школ могли не учить башкирский вполне официально: это дети, находящиеся на домашнем обучении, дети, обучающиеся по индивидуальным учебным планам и по системе экстерната.

Часть детей-отказников не изучала башкирский «на свой страх и риск». Трудно определить, от кого исходила инициатива не изучать башкирский язык, от родителей или от самих детей. Поборники обязательного изучения башкирского уверяют, что это «зашоренные» родители-башкирофобы запрещали своим детям учить башкирский, но известны факты, когда матери и отцы были за изучение башкирского, но их дети-старшеклассники вопреки просьбам родителей «уступить и быть гибче» не изучали башкирский по собственной воле. Все они получили аттестаты, а несколько из них были удостоены золотой медали, и это полностью опровергает тезис, что башкирский язык не хотят изучать «только лодыри и бездари».

Мотивы отказа от изучения башкирского разные, но так или иначе связаны между собой: «это не нужно, не пригодится», «всё равно уедем, так для чего?», «жалко времени».

Таких родителей, возможно, было бы больше, если бы на родителей не оказывалось давление со стороны школьной администрации.

Как давили и давят на родителей

Все методы «работы с родителями-отказниками» сводились ко лжи и запугиванию. Самым главным доводом было лживое утверждение, что «иначе ваш ребенок не будет переведен в следующий класс». В Башкирии не зафиксировано ни одного случая, чтобы школьник остался на второй год, не будучи аттестован только по предмету «башкирский язык». Также лживым было утверждение, что «без башкирского не выдадут аттестат». Еще один метод — внушать, что без изучения башкирского языка не будет сдан обязательный ЕГЭ по башкирскому языку. Как отмечают родители-отказники, «это наглая ложь, в России единое образовательное пространство, и обязательные ЕГЭ должны быть одинаковыми на всей территории страны». В одной из уфимских школ была отмечена устная угроза не взять ребёнка в 10-й класс.

Несколько тоньше психологическое давление, когда репрессии школьной администрации могли коснуться не самих детей-отказников, но кого-то другого. Детьми из начальной школы и родителями тяжело воспринималась угроза «отнять у класса учительницу». В начальной школе роль учителя — классного руководителя достаточна велика, так как он ведет большинство уроков, замена учителя может послужить причиной стресса для младшеклассников.

На этом арсенал давления не исчерпывается. В единичных случаях школьная администрация может вмешаться в судебные и иные разбирательства между родителями и принять сторону того из них, кто более лояльно относится к преподаванию башкирского языка. Некоторым родителям угрожали «сообщить на работу о неуважении к башкирскому языку». Одной из новаций стало написание нелестных характеристик. В качестве образца одна из мам продемонстрировала характеристику из школы-гимназии №39, где, по ее словам, директор Ирина Киекбаева и социальный педагог Анна Гибадуллина , выходя за рамки своих компетенций, касаются сторон ее характера и делают весьма спорные и подчас взаимоисключающие выводы о её «деструктивной деятельности», «авторитарности», «подверженности чужому влиянию».

«На войне как на войне. Что интересно, социальный педагог даже не разговаривала ни со мной, ни с моими детьми. Пошла бы она на нарушение профессиональной и человеческой этики, если бы не мое особое отношение к изучению моими детьми башкирского языка?» — сомневается уфимка, обладательница грамоты «за значительный вклад в развитие гимназии», проработавшая пять лет председателем родительского комитета.

Еще одним видом психологического давления на родителей является пренебрежение, выказываемое как руководством школы, так и управлениями (отделами) образования в администрациях муниципальных районов. Как рассказала ИА REGNUM уфимка Алла Терехова, пытаясь добиться индивидуального учебного плана (ИУП) для своего сына-второклассника, она получила приглашение явиться в приемную начальнику управления по гуманитарным вопросам и образованию Ларисы Бочкаревой со своей оргтехникой и расходными материалами:

«У меня дважды проверили документы, но женщина, у которой была папка с материалами для снятия копий, отказалась назвать себя и свою должность. В папке отсутствовал какой-либо намек на список документов и материалов. Под конец вышеозначенное лицо пыталось заставить меня написать текст, не соответствовавший действительности, и подписать его. Давление прекратилось только после того, как мой муж заявил, что вызовет полицию. Ксерокс нам пришлось поставить на пол, беспрестанно входили и выходили посетители, когда я в согнутом виде меняла бумагу и вставляла документы, и всё это под нотации «Раз вы живёте в Калининском районе, извольте уважать администрацию этого района».

Все эти нюансы складываются у меня в один большой вопрос о профессиональной пригодности как начальника управления, так и его подчиненных. Как еще назвать такую организацию работы, кроме как полный бардак? И если такое творится в самом управлении, то разве удивительно, что тот же стиль перекочевывает в образование. И чему такие специалисты от образования научат наших детей? «

Что происходит сейчас, или кто кого подставляет?

По словам родителей, всеобщая прокурорская проверка всех школ республики на предмет добровольности изучения башкирского языка предстоит в сентябре. В августе в прокуратуру приглашались и приглашаются педагоги, родители, администрация школ, представители учащихся которых уже сообщили о фактах нарушения образовательных прав школьников. Администрация школ поспешно собирает от родителей заявления с согласием изучать родные и башкирский как государственный языки.

Местные СМИ уже поведали, как это происходило на примере рассказа одной из жительниц Дёмского района о том, как ей предлагали заполнить эти заявления. Как сообщила корреспонденту ИА REGNUM уфимка Ольга Комлева, её попросили подойти к директору, и она подошла, так как хотела выяснить, «как там с утверждением учебного плана и что делать, если мы не хотим изучать башкирский». По словам активистки, инициатором заполнения уже напечатанных бланков явился городской отдел образования. Главное нарушение состоит в том, что учебные планы уже подписаны директорами школ, а заявления родителей, которые требуются по закону (ст 44 ФЗ), не собирались, поэтому прокуратура может опротестовывать эти учебные планы.

«А директора школ крайние сейчас окажутся. Минобразования РБ или ГУНО, или кто там еще, им отправляют учебные планы, которые они вряд ли будут менять, кто ж на такое отважится, и подставляют их под проверки прокуратуры, так как подпись ставит директор школы и он отвечает», — сопереживает директорам школ собеседница агентства.

«Конечно, мы живем в Башкирии, но это не значит, что федеральный закон об образовании должен нарушаться. Написано в законе — уроки в вариативной части только с согласия родителей — значит, так и должно быть. Башкирия всегда была спокойным регионом в национальном плане, и только после навязывания изучения языка в школах пошли споры. Пожалуйста, чиновники от образования, прекратите все это. Не подставляйте директоров школ, и если вы в школы спустили учебные планы с башкирским языком без учета мнения родителей, направьте в прокуратуру разъяснение. Директора школ не должны за вашу политику отвечать. Нам еще учиться 10 лет», — призывает чиновников Ольга Комлева и просит директоров школ «не вестись на указания ГУНО о том, что согласие родителей не требуется на изучение башкирского языка».

Несколько иного мнения придерживается Алла Терехова:

«Не стоит воспринимать директоров школ как бессловесные декорации, от которых ничего не зависит. В одних школах по инициативе директоров к детям, не изучающим башкирский, относятся предельно жестко, в других, так же по воле администрации, их оставляют в покое. В одних школах башкирский язык в 10 и 11 классах изучается добровольно, в других — навязывается. От личности директора тоже кое-что зависит, и порой они подставляют сами себя».

Но в одном все матери и отцы единодушны: если мы сами не будем защищать права своих детей, никто за нас это не сделает.

© Екатерина Некрасова

По последним данным, в нескольких школах республики родителей просят заполнить бланки заявлений с графой о согласии или несогласии изучения их ребенком башкирского языка как государственного во внеурочное время. Фотографии бланков в распоряжении редакции. В одной из школ, расположенной на границе с Татарией, по словам родительских активистов, принят школьный учебный план без изучения башкирского языка.

Как сообщил ИА REGNUM источник, до 20 сентября у директоров школ будет возможность принять учебные планы с учетом мнений родителей и подписанием всех необходимых заявлений и документов. Добиваться преследования педагогов и директоров в прокуратуре не хотят, но и нарушать законодательство им тоже не позволят. Какой вывод сделают и родители, и педагоги, зависит только от них самих.

Вариант нового учебного плана рассчитан на шестидневку. А для 6-9-х классов в обязательную программу введен второй иностранный язык - по одному уроку в неделю.

Ведомство преподавать и изучать государственные и родные языки на добровольной основе по заявлению родителей. Также за счет вариативной части учебного плана школа может увеличить часы на изучение отдельных предметов или ввести новые учебные предметы, в том числе государственные языки республик. При этом госязыки могут изучаться добровольно за счет вариативной части, не более двух часов в неделю, на основании заявления родителей. Тем, кто не выбрал предмет «государственный язык», школа может предложить предметы из обязательного списка (математика, история, иностранный и т.д.), краеведение или другие курсы, которые «обеспечивают этнокультурные интересы обучающихся», их преподавание может осуществляться на русском, родном языке или государственном языке. В данной рекомендации уточняется, что школа должна обеспечить право выбора - изучать государственный язык республики или другие предметы.

В методичке прописано, что для учащихся, которые выбрали русский язык, «часы родного языка могут передаваться на изучение русского языка и литературного чтения». Ранее в школах республики отрицали данную позицию, ссылаясь на то, что те школьники, у кого родной русский, опередят в знаниях учеников, выбравших в качестве родного татарский язык. Согласно новой методичке, данные предметы могут вводиться только за счет вариативной части и как альтернатива «государственному языку.

Ранее спикер Госсовета РТФарид Мухаметшин , что в регион поступило письмо от министраОльги Васильевой . Он призвал школы, как можно скорее, поменять программы и наладить образовательный процесс. Прокурор РТ Илдус Нафиков также заявил, что татарский язык в школах республики будет 2 часа в неделю.

5 ноября прокуратура Татарстана о выявленных нарушениях в «Методических рекомендациях с примерными вариантами учебных планов для образовательных организаций Республики Татарстан, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования».