«Стихотворение В. А


И краткое содержание) происходит в осенённом луной армейском лагере, вскоре после ухода кутузовского войска из отданной Наполеону Москвы. Сидящий среди солдат Певец поёт им возбуждающую боевой дух песню. Он состоит из длинной цепи тостов.

Певец во стане русских воинов. Слова В. Жуковского, музыка Д. Бортнянского. Исполняет Д. Тархов

Первый тост Певец предлагает – за Святослава , Дмитрия Донского и двух князей-Иоаннов. Он указывает при этом на тени предков:

Смотрите, в грозной красоте
Воздушными полками,
Их тени мчатся в высоте
Над нашими шатрами....

В уста Святославу он влагает переданные летописцем слова его, сказанные перед битвою с греками : «Ляжем зде костьми, мертвые бо срама не имут» в стихе:

Погибнем! мертвым срама нет!

Но кто сей рьяный великан,
Сей витязь полуночи?
Друзья, на спящий вражий стан
Вперил он страшны очи.

Третий кубок – за отчизну. Здесь и помещены всем известные прочувствованные стихи, которые в суровой обстановке военного лагеря выразили в чувстве любви к родине и личную привязанность поэта к родному Мишенскому:

Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Поля, холмы родные,
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит?

Жуковский оканчивает эту идиллическую картину элегическим вопросом:

О, родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?

«Там все, – продолжает он, – там родших милый дом»... и, снова обращаясь далее к личным чувствам:

Там дева – прелесть наших дней.

Четвертый кубок – за русского царя. Вместо хвалы – здесь краткая клятва в верности и выражение любви к государю.

Пятый кубок – за живых ратных и вождей их. Кутузов изображен здесь склонившим голову, а над ним – парящий орел, согласно распространившемуся в то время слуху о том, что когда он строил полки при Бородине , то над ним пролетел орел при радостных кликах войска.

«Певцы – сотрудники вождям», – говорит он о поэтах. Упомянув о Бояне и Ломоносове , Жуковский обращается к Державину. Он ожидает услышать от престарелого певца екатерининских героев его «лебединую песню» во славу новых подвижников. Здесь упоминает он и о себе. Струны свои называет он незвучными.

Доселе тихим лишь полям
Моя играла лира....
Вдруг жребий выпал: к знаменам!
Прости, и сладость мира,
И отчий край, и круг друзей,
И труд уединенный....

При мысли, что быть может, и ему суждено пасть в битве, он утешается одним, что после него «привычный голос останется в осиротевшей лире».

Одиннадцатый кубок посвящен Богу сил. В сильных стихах, выраженных сжатыми предложениями, поэт указывает здесь и важнейшие условия счастья, и добродетели, как общественные, так и личные, необходимые для водворения этого счастья. Простота, смирение знатных и сильных; разумная умеренность в наслаждении; верность обету и честь; покорность правой власти; самопожертвование другу – и пламень страсти в любви; утешение скорби ближнего и готовность помогать и спасать; борьба с сильным пороком и должное презрение к слабому; должная дань заслугам; наконец, мирная кончина с верою – вот тот кодекс общественных и личных добродетелей, который сложился у нашего поэта и нашел здесь полное свое выражение.

Песнь оканчивается картиной наступающего утра. Элегическая душа поэта при мысли, что многих не окажется в этих рядах, когда новый день склонится к вечеру, – прерывается вестовым выстрелом. Певец предлагает последний (двенадцатый ) кубок – прощанию. Последние стихи песни – завет, который все должны дать перед боем друг другу: здесь – верная любовь, там – сладкое свидание.

Сочинение

Основоположником русского романтизма по праву считают В. А. Жуковского, избравшего главным предметом своей поэзии мир человеческой души. Но он не был чужд обращению в своем творчестве и к национально-патриотической тематике.

В 1812 году Жуковский записался ратником в Московское дворянское ополчение. В обстановке военных действий он сочинил стихотворение «Певец во стане русских воинов», которое было напечатано, можно сказать, на поле боя, в Тарутино, где находился главный штаб.

Это придало «Певцу…» огромное обаяние в глазах современников. Патриотизм впервые явился здесь чувством души, которое дано людям, и оно их сближает, а не разъединяет.

Название произведения определяет место действие и героев. В кругу воинов на поле брани певец славит русское оружие и героев русской истории:

О Святослав, бич древних лет…

И ты неверных страх, Донской…

И ты, наш Петр, в толпе вождей…

То грозный наш Суворов…

Помимо героев исторических, певец призывает поднять кубки за героев современности: Кутузова, Ермолова, Раевского, Платова, за погибших Багратиона и Коновницына.

Поэт использует прием повторения за счет проговаривания воинами тех слов, что уже сказал певец, тем самым выделяя ключевые моменты своей речи. Это выражает близость стиля к устному народному творчеству.

Стихотворение написано торжественным стилем, с использованием архаизмов, особой патетической риторики: «Хвала всем чада славы…"

Жуковский также использует классистические приемы описания баталии: «перуны», «щиты», «стрелы».

Стихотворение это единично в своем жанре. В нем соединились черты оды:

Смотрите, в грозной красоте,

Воздушными полками,

Их тени мчатся в высоте

Над нашими шатрами…

О Святослав, бич древних лет,

И твой полет орлиный,

Застольной поэзии:

Кто любит видеть в чашах дно,

Тот бодро ищет боя…

О всемогущее вино,

Веселие героя!

Романтической поэмы:

В тот мир душа перенесет

Любовь и образ милый…

О други, смерть не все возьмет;

Есть жизнь и за могилой.

Стиль стихотворения неоднороден, он включает в себя и патетические элементы оды, и сентиментально-элегические мотивы:

Ах! Мысль о той, кто все для нас,

Наш спутник неизменный…

Кроме этого, в стихотворении присутствуют элементы мечтательной одухотворенности мотивов любви:

И тихий дух твой прилетит

Из таинственной сени,

И трепет сердца возвестит

Ей близость дружней тени.

Лексический рисунок стихотворения отличается активным использованием устаревшей и возвышенной лексики: «сей рьяный великан, сей витязь полуночи», «наш предтеча», «очи», «хвала», что указывает на время написания стихотворения и придает ему торжественность.

Из художественно-изобразительных средств особенно часты перифразы: «мысль о той, кто все для нас», «трепет сердца» возвестит, «кто любит видеть в чашах дно», «есть жизнь и за могилой», «бич древних лет», «неверных страх», «веселие героя», «чадо славы» и так далее.

Жуковский «сделал эпоху в русской словесности и — в сердцах воинов» (Лажечников). Стихотворение «Певец во стане русских воинов» стало образцом новой российской поэзии. В нем поэт поднимает патриотическую тему, отстаивая идею народности, воздавая хвалу русскому оружию и героизму воинов. Этим объясняется широкая популярность стихотворения в период войны 1812 года. Своим творчеством Жуковский готовит почву для расцвета Золотого века русской поэзии. Однако сама поэзия Жуковского не забыта и не затерялась в разноперстом наследии русской лирики XIX — XX веков.

Надежда Бодрова

Надежда Алексеевна БОДРОВА (1929) - профессор Самарского государственного педагогического университета.

«Певец во стане русских воинов» В.А. Жуковского

Материалы к уроку

З начительный этап в жизни и творчестве Василия Андреевича Жуковского связан с войной 1812 года. Она породила патриотический мотив, с наибольшей силой прозвучавший в стихотворении «Певец во стане русских воинов» (1812) и сохранившийся у поэта в последующие годы.

Жуковский сразу вступил в московское ополчение. Походным маршем его полк через Можайск подошёл к Бородино. Но участвовать в битве поэту не пришлось: его полк оказался в резерве, недалеко от левого фланга, где шёл самый ожесточённый бой.

Возвратившись в штаб Кутузова, Жуковский вместе с русской армией следовал за отступающим Наполеоном. Тогда же Жуковский начал писать свою знаменитую элегию-оду «Певец во стане русских воинов».

Певец, находящийся в стане русских воинов, провозглашает славу русскому воинству, солдатам и командирам, всему народу, победившему врага. Поэт называет героев по именам: прежде всего Кутузова, затем Витгенштейна, Коновницына, Ермолова, Раевского, Багратиона, Платова, Фигнера, Давыдова, Сеславина, Кутайсова, Орлова и многих других. Упомянуты в оде выдающиеся предки: Святослав, Дмитрий Донской, Пётр Великий, Суворов - имена которых дороги русскому человеку. Неудивительно, что уже первые варианты стихотворения разошлись по армии в списках, читались в штабах, офицеры читали текст солдатам.

Двадцатилетний боевой офицер И.И. Лажечников (1792–1869), в будущем автор исторических романов «Последний Новик» (1831), «Ледяной дом» (1835), «Басурман» (1838) и др., отметил в своих «Походных записках» 20 декабря 1812 года: “Часто в обществе военном читаем и разбираем «Певца во стане русских», новейшее произведение г. Жуковского. Почти все наши выучили уже сию пиесу наизусть… Какая поэзия! Какой неизъяснимый дар увлекать за собой душу воинов!.. Довольно сказать, что «Певец во стане русских» сделал эпоху в русской словесности и - в сердцах русских воинов”. Слова:

Отчизне кубок сей, друзья!
Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Поля, холмы родные… -

затрагивали сердце каждого, пробуждали самые глубокие чувства, связанные с родным домом, друзьями, Родиной, чувства, которые объединяют солдат и офицеров, крестьян и дворян в едином духовном порыве - защитить родную землю от “супостата”, посягнувшего на самое заветное для каждого русского человека.

Тогда же, после одного из сражений поэт написал стихотворение «К старцу Кутузову», которое потом назвал «Вождю победителей». Андрей Кайсаров напечатал стихотворение листовкой в походной типографии, и оно попало в среду не только офицеров, грамотные солдаты читали его своим товарищам. И это стихотворение нашло живой отклик в душах воинов, воодушевляло их и объединяло в едином порыве избавить родную землю от пришельцев.

В стихотворении были слова, понятные простому солдату, они живо воспринимались умом и сердцем.

Приведём строки из этого стихотворения.

Хвала, наш вождь! Едва дружины двинул -
Уж хищных рать стремглав бежит назад;
Их гонит страх; за ними мчится глад;
И щит и меч бросают с знаменами;
Везде пути покрыты их костями;
Их волны жрут; их губит огнь и хлад;
Вотще свой взор подъемлют ко спасенью…
Не узрят их отечески поля!
Обречены в добычу истребленью,
И будет гроб им русская земля.

Написанное в торжественном одическом тоне, оно насыщено образами понятными и близкими; а их старославянская форма лишь придавала значительность называемым понятиям: “глад”, “огнь”, “вотще”, “узрят”. В общем контексте стихотворения эти слова воспринимались в своём исконном образном содержании и увеличивали силу эмоционального воздействия. Поэт сказал и показал то, о чём думал и что видел вместе со всеми.

В декабре 1812 года Жуковского настигла лихорадка, и он попал в военный госпиталь в Вильно, так что ему не удалось участвовать в победном шествии русской армии по Европе. Армия ушла дальше, а Жуковский один, без денег (слуга сбежал со всеми его вещами), боролся за жизнь. Ни адъютант Кутузова, специально посланный разыскивать Жуковского, ни его друзья Вяземский и Александр Тургенев, находясь при штабе армии, не могли найти поэта.

Оправившись от болезни, Жуковский сообщил о себе в Главный штаб и получил оттуда известие, что он произведён в штабс-капитаны, награждён орденом Святой Анны и что ему дан бессрочный отпуск для поправки здоровья. Больше в армию он уже не вернулся: военная кампания заканчивалась без него.

В это время в «Вестнике Европы» печатался «Певец во стане русских воинов», который был уже многим хорошо известен. А Александр Тургенев готовил в Петербурге отдельное его издание. Композитор Дмитрий Бортнянский, управляющий придворной певческой капеллой, создал на эти стихи патриотическую хоровую песню, которая так же, как и само стихотворение, получила широкое распространение.

На этой войне у Жуковского погиб друг, Андрей Кайсаров. Ему было всего 29 лет. Поразительно талантливый человек! Ещё в 1809 году он написал диссертацию на немецком языке о необходимости уничтожения крепостного права в России. За эту диссертацию Кайсаров в Гёттингенском университете получил степень доктора. С 1811 года он профессор русского языка и словесности в Дерптском университете. В 1812 году вступил в армию, повсюду следовал за своим братом Паисием, ставшим генералом, и в самом конце войны погиб под Ганау вместе с артиллерийским обозом, который он вынужден был взорвать, чтобы не отдать его в руки неприятеля. Славная героическая судьба!

Среди важнейших качеств человека В.А. Жуковский превыше всего ставил любовь к Отечеству, чувство национального достоинства. В письме к А.И. Тургеневу (4 декабря 1810 г.) он говорит об этом:

“Что же будет с нашим бедным отечеством, если мы все без изъятия будем пренебрегать им и восхищаться всем, что только не наше. Кому же и сделать любезным русское, как не людям с талантом…” В письме к А.И. Голицыной из Муратова от 2 ноября 1813 года в ответ на её отзыв о «Певце во стане русских воинов» Жуковский с сознанием выполненного долга написал: “1812 год для нас был важен не только одними победами; он открыл нам и в самих нас такие силы, которых, может быть, прежде мы не подозревали. Всего важнее для народа уважение к самому себе: теперь мы приобрели его… Ужасное потрясение 1812 года вместо того, чтобы нас сразить, только что нас пробудило… Если провидение допустит совершить начатое дело освобождения Европы, то мы увидим Россию на такой степени величия, на какой никогда ещё она не стояла”. Как созвучны эти мысли поэта нашему времени и последним событиям нашего века!

С тихотворение «Певец во стане русских воинов» должно быть отнесено к разряду лирических стихотворений одического характера, поскольку образ лирического героя, от лица которого ведётся повествование, чётко обозначен: это участник войны, находящийся в стане русских воинов, чувствования которых он разделяет.

Стихотворение было написано в сентябре-октябре 1812 года, опубликовано в «Вестнике Европы» с подзаголовком: «Писано после отдачи Москвы перед сражением при Тарутине». Оно сразу попало в армию и получило широкое распространение. Текст неоднократно переиздавался отдельно и распространялся с одобрения М.И. Кутузова среди солдат в виде листовок. Окончательная редакция «Певца» установилась только в 1815 году.

Ко второму отдельному изданию стихотворения в мае 1813 года Жуковский совместно с Д.В. Дашковым - литератором-карамзинистом - написал примечания, сохранившиеся впоследствии во всех прижизненных изданиях. Стихотворение это большое по размеру, насыщенное именами и событиями, которыми поэт как бы вводил русского солдата в контекст отечественной героической истории, разъясняя в примечаниях значение названной личности и события. Не мешает и нашим ученикам обратиться к прошлому своего отечества и кое-что вспомнить. Поэтому стихотворению можно посвятить целый урок, предварив его заданием подготовить свой комментарий к отдельным строфам, обратившись к энциклопедиям и словарям. Если Дмитрия Донского, М.И. Кутузова, А.В. Суворова, Петра I ученики хорошо знают, то имена военачальников 1812 года Милорадовича, Коновницына, Раевского, Платова и многих других, упомянутых поэтом, мало что им говорят.

Не мешает лишний раз напомнить “поколению next” о том, что не на пустом месте оно вырастает, что у России великое прошлое, которое надо знать, беречь и уважать его. Такой настрой давал В.А. Жуковский читателям своего поколения, сопроводив отдельное издание стихотворения краткими пояснениями о заслугах каждого, кого упоминает.

Завершился кровавый бой, а назавтра будет новый, но пока “на поле бранном тишина” и певец пытается вдохновить воинов на новую битву, подбодрить их и вселить уверенность в победе, для чего вспоминает русскую историю с древнейших времён. Поднимая кубок, певец предлагает вспомнить героев “древних лет”. Речь эту можно озаглавить: «Вам слава, наши деды!». Здесь упоминаются князь Святослав, защищавший славян от половецких набегов. Именно ему принадлежат слова: “Погибнем! Мёртвым срама нет!” Упомянут Дмитрий Донской в числе знаменитых защитников Русской земли, Пётр I, победивший шведов под Полтавой, “грозный Суворов”, наконец, Кутузов, а далее поэт называет всех полководцев, прославившихся в войне 1812 года.

Наиболее приемлемый способ освоения содержания стихотворения - это чтение текста учителем и комментирование его учащимися. Тему комментария учитель может подсказать вопросами.

Какие строфы можно объединить единой темой и назвать их словами стихотворения: «Вам слава, наши деды!» ? Запишите это название на доске. Прокомментируйте эту часть стихотворения. Что вы знаете о князе Святославе, Дмитрии Донском, Петре I, Суворове? Какие особенности характера каждого из них поэт называет, какие заслуги отмечает?

Обратимся к строфам, объединённым темой Родины. Озаглавим их: «Отчизне кубок сей, друзья!». Какие сокровенные чувства в сердце каждого солдата пробуждают слова певца о родной природе, родном доме, детстве, жёнах, детях, друзьях, правителях страны в том числе? Какой интонации требуют слова:

О родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?

- «Тебе сей кубок, русский царь!» Докажите, что певец видит в царе гаранта благополучия народа, целостности государства и верит в его объединяющую роль.

- «Сей кубок ратным и вождям!» О каких качествах русских полководцев говорит певец в этой строфе? Что ценят в них солдаты, кого считают “нашими”?

- «Хвала тебе, наш бодрый вождь, // Герой под сединами!» . Как вы догадались, что речь идёт о М.И. Кутузове?

- «Хвала сподвижникам-вождям!» Как рисуются образы полководцев Витгенштейна, Коновницына, Платова, Бенигсона, Воронцова, Остермана, Щербатова, Палена, Строганова, Фигнера, Сеславина, Давыдова, Кудашева, Чернышова, Кайсарова? Запишем их имена на доске. Как помогают вам осознать мастерство поэта в изображении полководцев комментарии, с которыми вы познакомились заранее?

- «Вождям, сражённым в бое…» Кого из павших в боях называет певец и что говорит о каждом из них? Запишем их имена на доске. Рядом с живыми.

Что говорит певец о врагах, их предводителе и необходимости мщения?

- «Любви сей полный кубок в дар!» Как вы думаете, почему певец поднял кубок за дружбу и любовь? Как проявляются эти два чувства в годины несчастий и испытаний?

- «Сей кубок чистым музам в дар!» Как следует понимать строки:

Певцы - сотрудники вождям:
Их песни - жизнь победам.

И ответ воинов:

Хвала возвышенным певцам:
Их песни - жизнь победам.
И внуки, внемля их струнам,
В слезах дивятся дедам.

Обратите внимание, какой приём использует Жуковский, чтобы показать, что воины понимают певца и согласны с ним. Какие мысли певца они повторяют? Можно ли сказать, что их ответ ожидаем?

Так в чём же воины согласны с певцом? Прочитаем строфу: “Обетам - вечность; чести - честь…” Можно ли сказать, что в этой строфе сформулированы нравственные принципы, объединяющие певца и воина?

Как заканчивается стихотворение? Прочитаем последнюю строфу.

Как вы теперь объясните, почему это стихотворение было принято так горячо русскими читателями разных сословий? Какие национальные чувства и идеи удалось уловить Жуковскому и суметь их выразить в своём стихотворении?

Обратите внимание на поэтику стихотворения: живость и гибкость языка, его выразительность, разность интонаций, изящество и простота слога.

З акончить работу над стихотворением «Певец во стане русских воинов» можно заданием выучить наизусть одну или несколько строф, объединённых одной темой или одним именем, и подготовиться к комментированному и выразительному чтению в классе.

П атриотический мотив, вызванный войной 1812 года, стал в лирике В.А. Жуковского постоянным и проявился в стихах последующих лет: «Вождю победителей», «Русская песнь», «Бородинская годовщина», «К Ермолову», «Четыре сына Франции», «Ночной смотр» и многих других.

Вновь тема Отечественной войны 1812 года прозвучала в 1814 году в послании В.А. Жуковского «Императору Александру», в котором чётко обозначилась общественно-политическая позиция поэта и его нравственная сущность, которая оставалась неизменной до последних дней поэта. Поэт говорит с царём как равный, как гражданин, понимающий ответственность перед отечеством каждого, в том числе царя. Тон стихотворения возвышен и благороден, что подчёркивает значение Отечественной войны 1812 года для народа, России, Европы, правомерность русских на чувство гордости от сознания совершённого ими подвига.

Пушкин восхищался этим посланием и говорил: “Мы можем праведно гордиться: наша словесность, уступая другим в роскоши талантов, тем пред ними отличается, что не носит на себе печати рабского унижения. Наши таланты благородны, независимы… Прочти послание к Александру Жуковского… Вот так поэт говорит русскому царю”. Пушкин отметил важнейшие качества Жуковского, поэта и человека, - отсутствие в нём низкопоклонства и раболепия.

Своему воспитаннику, будущему государю Александру II, Жуковский постоянно внушал мысль о величии России, своеобразии её культуры и праве русского народа на уважительное отношение к нему со стороны других народов. Приведём лишь одно письмо, которое Жуковский написал наследнику престола, Александру Николаевичу 2 марта 1848 года, уже уйдя в отставку и живя в Европе постоянно: “Россия… есть отдельный, самобытный мир… Ход Европы не наш ход; что мы у неё заняли, то наше; но мы должны обрабатывать взятое у себя, для себя, по-своему, не увлекаясь подражанием, не следуя движению Запада, но и не вмешиваясь в его своеобразие. В этой отдельной самобытности вся сила России…”

Сюжет стихотворения

В анализе "Певца во стане русских воинов" Жуковского нужно рассказать о сюжете данного произведения. В строках нет описания батальных сцен - это монолог поэта, который любит свою Отчизну и гордится ею. Он обращается с пламенной речью ко всем воинам, командирам, потому что у них одна цель - защитить свою страну, близких.

Герой поднимает кубок, прославляя Родину, царя, во славу воинов и говоря о любви, дружбе и других ценностях, важных для человека. Таким способом он словно напоминает сражавшимся о том, за что они сражаются. Эта пламенная речь поддерживает боевой дух воинов.

Слова поэта полны веры в народ и ненависти ко врагу. И это речь уже не просто служителя музы, но воина. Поэтому все сказанное героем находит отклик в сердцах людей. Стихотворение Жуковского является ярким образцом патриотической поэзии.

Связь с прошлым страны

В анализе "Певца во стане русских воинов" Жуковского стоит отметить, что поэт обращается к историческому прошлому России. Это способствовало созданию высокого слога в стихотворении. В строках, в которых упоминается о батальных сценах, Василий Андреевич употребляет старославянизмы.

Такой прием позволяет перенести читателя в эпоху далеких битв. Это придает стихотворению патриотический пафос, который в то время был необходим не только для солдат, но и для простого народа.

Литературные тропы и художественные средства выразительности

В анализе "Певца во стане русских воинов" Жуковского нужно определить, какие литературные приемы использовал поэт при создании своего произведения. Данное стихотворение имеет много общего с жанром высокой торжественной оды и пафосом, который характерен для высокого стиля.

Множество старославянизмов и использование сравнений с отсылками к фольклору подчеркивает связь с историческим и культурным наследием страны. Метафоры, перифразы придают яркость и выразительность стихотворению. Все эти литературные приемы и художественные средства подчеркивают стройность и красоту композиции.

Сравнение двух произведений

Анализ стихотворения "Певец во стане русских воинов" Жуковского можно дополнить сравнением с творением другого известного поэта Батюшкова К. Н. "К Дашкову". Оба эти произведения - о событиях войны 1812 года. Но если у Василия Андреевича строки проникнуты патриотизмом, а поэт обращается к воинам с пламенной речью, то у Батюшкова стихотворение звучит несколько по-другому.

Константин Николаевич меньше всего уделяет внимание описанию батальных сцен. Он описывает другую сторону войны - с позиции простых людей. Для Батюшкова война - это разрушение, бессмысленная жестокость. Он не прославляет удаль воинов, не восхваляет известных полководцев. Батюшков больше размышляет об ужасах войны, как она меняет жизнь простых людей.

В своем стихотворении он не говорит прямо о том, что описывает войну 1812 года. Это можно понять, прочитав строки, в которых говорится о разрушении Москвы. И поэт понимает, что не время сочинять стихи, пока враг не будет изгнан с русской земли. Несмотря на то что оба поэта по-разному рассказывают о войне 1812 года, их творения не противоречат друг другу, а, скорее, дополняют.

Нельзя не отметить, что произведение Жуковского сыграло важную роль. Эти строки, каждое слово которого было направлено на прославление и восхваление русского народа, подняло боевой дух солдат и командиров. В этом стихотворении переплетены гражданские и личностные мотивы. К первым относится борьба за свою Отчизну, а ко вторым - защита любви, дружбы.

Это произведение стало любимым у всего народа. Василий Андреевич сделал главным в поэзии патриотический мотив, акцентировал внимание общественности на народном единстве, восхвалял героизм русских солдат, их небывалую смелость, мужество. Произведение стало героической песнью с элементами высокого пафосно-торжественного стиля. Это был краткий анализ "Певца во стане русских воинов" Жуковского.

П е в е ц На поле бранном тишина; Огни между шатрами; Друзья, здесь светит нам луна, Здесь кров небес над нами. Наполним кубок круговой! Дружнее! руку в руку! Запьем вином кровавый бой И с падшими разлуку. Кто любит видеть в чашах дно, Тот бодро ищет боя... О, всемогущее вино, Веселие героя! В о и н ы Кто любит видеть в чашах дно, Тот бодро ищет боя... О, всемогущее вино, Веселие героя! П е в е ц Сей кубок чадам древних лет! Вам слава, наши деды! Друзья, уже могущих нет; Уж нет вождей победы; Их домы вихорь разметал; Их гробы срыли плуги; И пламень ржавчины сожрал Их шлемы и кольчуги; Но дух отцов воскрес в сынах; Их поприще пред нами... Мы там найдем их славный прах С их славными делами. Смотрите, в грозной красоте, Воздушными полками, Их тени мчатся в высоте Над нашими шатрами... О Святослав, бич древних лет, Се твой полет орлиной. «Погибнем! мертвым срама нет!» - Гремит перед дружиной. И ты, неверных страх. Донской, С четой двух соименных, Летишь погибельной грозой На рать иноплеменных. И ты, наш Петр, в толпе вождей. Внимайте клич: Полтава! Орды пришельца снедь мечей, И мир взывает: слава! Давно ль, о хищник, пожирал Ты взором наши грады? Беги! твой кань и всадник пал! Твой след - костей громады; Беги! и стыд и страх сокрой В лесу с твоим сарматом; Отчизны враг сопутник твой: Злодей владыке братом. Но кто сей рьяный великан, Сей витязь полуночи? Друзья, на спящий вражий стан Вперил он страшны очи; Его завидя в облаках, Шумящим, смутным роем На снежных Альпов высотах Взлетели тени с воем; Бледнеет галл, дрожит сармат В шатрах от гневных взоров... О горе! горе, супостат! То грозный наш Суворов. Хвала вам, чада прежних лет, Хвала вам, чада славы! Дружиной смелой вам вослед Бежим на пир кровавый; Да мчится ваш победный строй Пред нашими орлами; Да сеет, нам предтеча в бой, Погибель над врагами; Наполним кубок! меч во длань! Внимай нам, вечный мститель! За гибель- гибель, брань - за брань, И казнь тебе, губитель! В о и н ы Наполним кубок! меч во длань! Внимай нам, вечный мститель! За гибель - гибель, брань - за брань, И казнь тебе, губитель! П е в е ц Отчизне кубок сей, друзья! Страна, где мы впервые Вкусили сладость бытия, Поля, холмы родные, Родного неба милый свет, Знакомые потоки, Златые игры первых лет И первых лет уроки, Что вашу прелесть заменит? О родина святая, Какое сердце не дрожит, Тебя благословляя? Там все - там родших милый дом; Там наши жены, чада; О нас их слезы пред творцом; Мы жизни их ограда; Там девы - прелесть наших дней, И сонм друзей бесценный, И царский трон, и прах царей, И предков прах священный. За них, друзья, всю нашу кровь! На вражьи грянем силы; Да в чадах к родине любовь Зажгут отцов могилы. В о и н ы За них, за них всю нашу кровь! На вражьи грянем силы; Да в чадах к родине любовь Зажгут отцов могилы. П е в е ц Тебе сей кубок, русский царь! Цвети твоя держава; Священный трон твой нам алтарь; Пред ним обет наш: слава. Не изменим; мы от отцов Прияли верность с кровью; О царь, здесь сонм твоих сынов, К тебе горим любовью; Наш каждый ратник славянин; Все долгу здесь послушны; Бежит предатель сих дружин, И чужд им малодушный. В о и н ы Не изменим; мы от отцов Прияли верность с кровью; О царь, здесь сонм твоих сынов, К тебе горим любовью. П е в е ц Сей кубок ратным и вождям! В шатрах, на поле чести, И жизнь и смерть - все пополам; Там дружество без лести, Решимость, правда, простота, И нравов непритворство, И смелость - бранных красота, И твердость, и покорство. Друзья, мы чужды низких уз; К венцам стезею правой! Опасность - твердый наш союз; Одной пылаем славой. Тот наш, кто первый в бой летит На гибель супостата, Кто слабость падшего щадит И грозно мстит за брата; Он взором жизнь дает полкам; Он махом мощной длани Их мчит во сретенье врагам, В средину шумной брани; Ему веселье битвы глас, Спокоен под громами: Он свой последний видит час Бесстрашными очами. Хвала тебе, наш бодрый вождь, Герой под сединами! Как юный ратник, вихрь, и дождь, И труд он делит с нами. О, сколь с израненным челом Пред строем он прекрасен! И сколь он хладен пред врагом И сколь врагу ужасен! О, диво! се орел пронзил Над ним небес равнины... Могущий вождь главу склонил; Ура! кричат дружины. Лети ко прадедам, орел, Пророком славной мести! Мы тверды: вождь наш перешел Путь гибели и чести; С ним опыт, сын труда и лет; Он бодр и с сединою; Ему знаком победы след... Доверенность к герою! Нет, други, нет! не предана Москва на расхищенье; Там стены!.. в россах вся она; Мы здесь - и бог наш мщенье. Хвала сподвижникам-вождям! Ермолов, витязь юный, Ты ратным брат, ты жизнь полкам, И страх твои перуны. Раевский, слава наших дней, Хвала! перед рядами Он первый грудь против мечей С отважными сынами. Наш Милорадович, хвала! Где он промчался с бранью, Там, мнится, смерть сама прошла С губительною дланью. Наш Витгенштеин, вождь-герой, Петрополя спаситель, Хвала!.. Он щит стране родной, Он хищных истребитель. О, сколь величественный вид, Когда перед рядами, Один, склонясь на твердый щит, Он грозными очами Блюдет противников полки, Им гибель устрояет И вдруг... движением руки Их сонмы рассыпает. Хвала тебе, славян любовь, Наш Коновницын смелый!.. Ничто ему толпы врагов, Ничто мечи и стрелы; Пред ним, за ним перун гремит, И пышет пламень боя... Он весел, он на гибель зрит С спокойствием героя; Себя забыл... одним врагам Готовит истребленье; Пример и ратным и вождям И смелым удивленье. Хвала, наш Вихорь-атаман, Вождь невредимых, Платов! Твой очарованный аркан Гроза для супостатов. Орлом шумишь по облакам, По полю волком рыщешь, Летаешь страхом в тыл врагам, Бедой им в уши свищешь; Они лишь к лесу - ожил лес, Деревья сыплют стрелы; Они лишь к мосту - мост исчез; Лишь к селам - пышут селы. Хвала, наш Нестор-Бенигсон! И вождь и муж совета, Блюдет врагов не дремля он, Как змей орел с полета. Хвала, наш Остерман-герой, В час битвы ратник смелый! И Тормасов, летящий в бой, Как юноша веселый! И Багговут, среди громов, Средь копий безмятежный! И Дохтуров, гроза врагов, К победе вождь надежный! Наш твердый Воронцов, хвала! О други, сколь смутилась Вся рать славян, когда стрела В бесстрашного вонзилась, Когда полмертв, окровавлен, С потухшими очами, Он на щите был изнесен За ратный строй друзьями. Смотрите... язвой роковой К постеле пригвожденный, Он страждет, братскою толпой Увечных окруженный. Ему возглавье бранный щит; Незыблемый в мученье, Он с ясным взором говорит: «Друзья, бедам презренье!» - И в их сердцах героя речь Веселье пробуждает, И, оживясь, до полы меч Рука их обнажает. Спеши ж, о витязь наш! воспрянь; Уж ангел истребленья Горе подъял ужасну длань, И близок час отмщенья. Хвала, Щербатов, вождь младой! Среди грозы военной, Друзья, он сетует душой О трате незабвенной. О витязь, ободрись... она Твой спутник невидимый, И ею свыше знамена Дружин твоих хранимы. Любви и скорби оживить Твои для мщенья силы: Рази дерзнувших возмутить Покой ее могилы. Хвала, наш Пален, чести сын! Как бурею носимый, Везде впреди своих дружин Разит, неотразимый. Наш смелый Строгонов, хвала! Он жаждет чистой славы; Она из мира увлекла Его на путь кровавый... О храбрых сонм, хвала и честь! Свершайте истребленье, Отчизна к вам взывает: месть! Вселенная: спасенье! Хвала бестрепетным вождям! На конях окрыленных По долам скажут, по горам Вослед врагов смятенных; Днем мчатся строй на строй; в ночи Страшат, как привиденья; Блистают смертью их мечи; От стрел их нет спасенья; По всем рассыпаны путям, Невидимы и зримы; Сломили здесь, сражают там И всюду невредимы. Наш Фигнер старцем в стан врагов Идет во мраке ночи; Как тень прокрался вкруг шатров, Всё зрели быстры очи... И стан еще в глубоком сне, День светлый не проглянул - А он уж, витязь, на коне, Уже с дружиной грянул. Сеславин - где ни пролетит С крылатыми полками, Там брошен в прах и меч и щит, И устлан путь врагами. Давыдов, пламенный боец, Он вихрем в бой кровавый; Он в мире счастливый певец Вина, любви и славы. Кудашев скоком через ров И лётом на стремнину; Бросает взглядом Чернышев На меч и гром дружину, Орлов отважностью орел; И мчит грозу ударов Сквозь дым и огнь, по грудам тел, В среду врагов Кайсаров. В о и н ы Вожди славян, хвала и честь! Свершайте истребленье, Отчизна к вам взывает: месть! Вселенная: спасенье! П е в е ц Друзья, кипящий кубок сей Вождям, сраженным в бое. Уже не придут в сонм друзей, Не станут в ратном строе, Уж для врага их грозный лик Не будет вестник мщенья, И не помчит их мощный клик Дружину в пыл сраженья; Их празден меч, безмолвен щит, Их ратники унылы; И сир могучих конь стоит Близ тихой их могилы. Где Кульнев наш, рушитель сил, Свирепый пламень брани? Он пал - главу на щит склонил И стиснул меч во длани. Где жизнь судьба ему дала, Там брань его сразила; Где колыбель его была, Там днесь его могила. И тих его последний час: С молитвою священной О милой матери угас Герой наш незабвенной. А ты, Кутайсов, вождь младой... Где прелести? где младость? Увы! он видом и душой Прекрасен был, как радость; В броне ли, грозный, выступал - Бросали смерть перуны; Во струны ль арфы ударял - Одушевлялись струны... О горе! верный конь бежит Окровавлен из боя; На нем его разбитый щит... И нет на нем героя. И где же твой, о витязь, прах? Какою взят могилой?.. Пойдет прекрасная в слезах Искать, где пепел милой... Там чище ранняя роса, Там зелень ароматней, И сладостней цветов краса, И светлый день приятней, И тихий дух твой прилетит Из таинственной сени; И трепет сердца возвестит Ей близость дружней тени. И ты... и ты, Багратион? Вотще друзей молитвы, Вотще их плач... во гробе он, Добыча лютой битвы. Еще дружин надежда в нем; Всё мнит: с одра восстанет; И робко шепчет враг с врагом: «Увы нам! скоро грянет». А он... навеки взор смежил, Решитель бранных споров, Он в область храбрых воспарил, К тебе, Отец-Суворов. И честь вам, падшие друзья! Ликуйте в горней сени; Там ваша верная семья - Вождей минувших тени. Хвала вам будет оживлять И поздних лет беседы. «От них учитесь умирать!» - Так скажут внукам деды; При вашем имени вскипит В вожде ретивом пламя; Он на твердыню с ним взлетит И водрузит там знамя. В о и н ы При вашем имени вскипит В вожде ретивом пламя; Он на твердыню с ним взлетит И водрузит там знамя. П е в е ц Сей кубок мщенью! други, в строй! И к небу грозны длани! Сразить иль пасть! наш роковой Обет пред богом брани. Вотще, о враг, из тьмы племен Ты зиждешь ополченья: Они бегут твоих знамен И жаждут низложенья. Сокровищ нет у нас в домах; Там стрелы и кольчуги; Мы села - в пепел; грады - в прах; В мечи - серпы и плуги. Злодей! он лестью приманил К Москве свои дружины; Он низким миром нам грозил С Кремлевския вершины. «Пойду по стогнам с торжеством! Пойду... и всё восплещет! И в прах падут с своим царем!..» Пришел... и сам трепещет; Подвигло мщение Москву: Вспылала пред врагами И грянулась на их главу Губящими стенами. Веди ж своих царей-рабов С их стаей в область хлада; Пробей тропу среди снегов Во сретение глада... Зима, союзник наш, гряди! Им заперт путь возвратный; Пустыни в пепле позади; Пред ними сонмы ратны. Отведай, хищник, что сильней: Дух алчности иль мщенье? Пришлец, мы в родине своей; За правых провиденье! В о и н ы Отведай, хищник, что сильней: Дух алчности иль мщенье? Пришлец, мы в родине своей; За правых провиденье! П е в е ц Святому братству сей фиал От верных братий круга! Блажен, кому создатель дал Усладу жизни, друга; С ним счастье вдвое; в скорбный час Он сердцу утешенье; Он наша совесть; он для нас Второе провиденье. О! будь же, други, святость уз Закон наш под шатрами; Написан кровью наш союз: И жить и пасть друзьями. В о и н ы О! будь же, други, святость уз Закон наш под шатрами; Написан кровью наш союз: И жить и пасть друзьями. П е в е ц Любви сей полный кубок в дар! Среди борьбы кровавой, Друзья, святой питайте жар: Любовь - одно со славой. Кому здесь жребий уделен Знать тайну страсти милой, Кто сердцем сердцу обручен, Тот смело, с бодрой силой На всё великое летит; Нет страха; нет преграды; Чего-чего не совершит Для сладостной награды? Ах! мысль о той, кто всё для нас, Нам спутник неизменный; Везде знакомый слышим глас, Зрим образ незабвенный; Она на бранных знаменах, Она в пылу сраженья; И в шуме стана и в мечтах Веселых сновиденья. Отведай, враг, исторгнуть щит, Рукою данный милой; Святой обет на нем горит: Твоя и за могилой! О сладость тайныя мечты! Там, там за синей далью Твой ангел, дева красоты, Одна с своей печалью, Грустит, о друге слезы льет; Душа ее в молитве, Боится вести, вести ждет: «Увы! не пал ли в битве?» И мыслит: «Скоро ль, дружний глас, Твои мне слышать звуки? Лети, лети, свиданья час, Сменить тоску разлуки». Друзья! блаженнейшая часть Любезных быть спасеньем. Когда ж предел наш в битве пасть - Погибнем с наслажденьем; Святое имя призовем В минуту смертной муки; Кем мы дышали в мире сем, С той нет и там разлуки: Туда душа перенесет Любовь и образ милой... О други, смерть не всё возьмет; Есть жизнь и за могилой. В о и н ы В тот мир душа перенесет Любовь и образ милой... О други, смерть не всё возьмет; Есть жизнь и за могилой. П е в е ц Сей кубок чистым музам в дар! Друзья, они в героя Вливают бодрость, славы жар, И месть, и жажду боя. Гремят их лиры - стар и млад Оделись в бранны латы: Ничто им стрел свистящих град, Ничто твердынь раскаты. Певцы - сотрудники вождям; Их песни - жизнь победам, И внуки, внемля их струнам, В слезах дивятся дедам. О радость древних лет, Боян! Ты, арфой ополченный, Летал пред строями славян, И гимн гремел священный. Петру возник среди снегов Певец - податель славы; Честь Задунайскому Петров; О камские дубравы, Гордитесь, ваш Державин сын! Готовь свои перуны, Суворов, чудо-исполин, - Державин грянет в струны. О старец! да услышим твой Днесь голос лебединый; Не тщетной славы пред тобой, Но мщения дружины; Простерли не к добычам длань, Бегут не за венками - Их подвиг свят: то правых брань С злодейскими ордами. Пришло разрушить их мечам Племен порабощенье; Самим губителя рабам Победы их спасенье. Так, братья, чадам муз хвала!.. Но я, певец ваш юный... Увы! почто судьба дала Незвучные мне струны? Доселе тихим лишь полям Моя играла лира... Вдруг жребий выпал: к знаменам! Прости, и сладость мира, И отчий край, и круг друзей, И труд уединенный, И всё... я там, где стук мечей, Где ужасы военны. Но буду ль ваши петь дела И хищных истребленье? Быть может, ждет меня стрела И мне удел - паденье. Но что ж... навеки ль смертный час Мой след изгладит в мире? Останется привычный глас В осиротевшей лире. Пускай губителя во прах Низринет месть кровава - Родится жизнь в ее струнах, И звучно грянут: слава! В о и н ы Хвала возвышенным певцам! Их песни - жизнь победам, И внуки, внемля их струнам, В слезах дивятся дедам. П е в е ц Подымем чашу!.. Богу сил! О братья, на колена! Он искони благословил Славянские знамена. Бессильным щит его закон И гибнущим спаситель; Всегда союзник правых он И гордых истребитель. О братья, взоры к небесам! Там жизни сей награда! Оттоль отец незримый нам Гласит: мужайтесь, чада! Бессмертье, тихий, светлый брег; Наш путь - к нему стремленье. Покойся, кто свой кончил бег! Вы, странники, терпенье! Блажен, кого постигнул бой! Пусть долго, с жизнью хилой, Старик трепещущей ногой Влачится над могилой; Сын брани мигом ношу в прах С могучих плеч свергает И, бодр, на молнийных крылах В мир лучший улетает. А мы?.. Доверенность к творцу! Что б ни было - незримой Ведет нас к лучшему концу Стезей непостижимой. Ему, друзья, отважно вслед! Прочь, низкое! прочь, злоба! Дух бодрый на дороге бед, До самой двери гроба; В высокой доле - простота; Нежадность - в наслажденье; В союзе с ровным - правота; В могуществе - смиренье. Обетам - вечность; чести - честь; Покорность - правой власти; Для дружбы - всё, что в мире есть; Любви - весь пламень страсти; Утеха - скорби; просьбе - дань, Погибели - спасенье; Могущему пороку - брань; Бессильному - презренье; Неправде - грозный правды глас; Заслуге - воздаянье; Спокойствие - в последний час; При гробе - упованье. О! будь же, русский бог, нам щит! Прострешь твою десницу - И мститель-гром твой раздробит Коня и колесницу. Как воск перед лицом огня, Растает враг пред нами... О, страх карающего дня! Бродя окрест очами, Речет пришлец: «Врагов я зрел; И мнил: земли им мало; И взор их гибелью горел; Протек - врагов не стало!» В о и н ы Речет пришлец: «Врагов я зрел; И мнил: земли им мало; И взор их гибелью горел; Протек - врагов не стало!» П е в е ц Но светлых облаков гряда Уж утро возвещает; Уже восточная звезда Над холмами играет; Редеет сумрак; сквозь туман Проглянули равнины, И дальний лес, и тихий стан, И спящие дружины. О други, скоро!.. день грядет... Недвижны рати бурны... Но... Рок уж жребии берет Из таинственной урны. О новый день, когда твой свет Исчезнет за холмами, Сколь многих взор наш не найдет Меж нашими рядами!.. И он блеснул!.. Чу!.. вестовой Перун по холмам грянул; Внимайте: в поле шум глухой! Смотрите: стан воспрянул! И кони ржут, грызя бразды; И строй сомкнулся с строем; И вождь летит перед ряды; И пышет ратник боем. Друзья, прощанью кубок сей! И смело в бой кровавой Под вихорь стрел, на ряд мечей, За смертью иль за славой... О вы, которых и вдали Боготворим сердцами, Вам, вам все блага на земли! Щит промысла над вами!.. Всевышний царь, благослови! А вы, друзья, лобзанье В завет: здесь верныя любви, Там сладкого свиданья! В о и н ы Всевышний царь, благослови! А вы, друзья, лобзанье В завет: здесь верныя любви, Там сладкого свиданья! Сентябрь - начало (до 6) октября 1812