Спросить разрешение или разрешения. Не спрашивать разрешения


Здравствуйте, Подскажите, пожалуйста, допустима ли следующая формулировка: «Я понимаю, признаю и соглашаюсь с нижеизложенным». Вопрос заключается в (не)обязательности согласования дополнения с однородными сказуемыми, требующими разного управления. Буду благодарен за оперативный ответ, так как ситуация требует срочного разрешения . Спасибо.

Такое употребление некорректно, предложение следует перестроить, например: Я понимаю, признаю нижеизложенное и соглашаюсь с ним.

Вопрос № 299143

Ответ справочной службы русского языка

Нужна запятая перед и .

Вопрос № 298899

Доброго времени суток. Сегодня наткнулся на фразу в газете: «По легенде, выход придумал лично Иван Иванов». Является ли употребление словосочетания «придумать выход» речевой ошибкой?

Ответ справочной службы русского языка

Это не ошибка, но лучше: нашел выход . Придумать выход - возможно в значении "придумать способ разрешения затруднительной ситуации".

Вопрос № 298648

Нужно ли тире и корректно ли само построение фразы? Можно ли употреблять "прошу" и "по просьбе" в одном предложении? Прошу Вашего разрешения на видеосъемку интервью в отеле, по просьбе Руквоводителя Академии (-)Алексея Жданова.

Ответ справочной службы русского языка

В таком случае непонятно, о чьей именно просьбе идет речь.

Вопрос № 295815

Как образовать прилагательное от существительного на "-ени" (напр., "разрешение", "выделение" и т.д.)? Напр., я хочу образовать прилагательное от словосочетания "низкое разрешение" (изображения на компьютере). Как мне это сделать? "Низкоразрешенный"? "Низкоразрешный"?

Ответ справочной службы русского языка

Такое прилагательное образовать невозможно. Принято говорить: изображение с низким разрешением или изображение низкого разрешения .

Вопрос № 295139

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, правильно ли расставлены знаки препинания? Управление рассмотрело документы, представленные для выдачи разрешения на строительство, и, руководствуясь пунктом 4 Положения, сообщает об отказе в выдаче... (имеется в виду, что управление отказывает в соответствии с пунктом 4 Положения)

Ответ справочной службы русского языка

Знаки препинания расставлены верно.

Вопрос № 294959

Добрый день! подскажите, нужна ли запятая перед словом "направляем"? В соответствии с «Регламентом формирования, согласования и утверждения Комплексных планов-графиков диагностических и ремонтных работ на объектах ООО «Мурзилка» и получения разрешения на производство работ на объектах транспортировки и подземного хранения газа» -------- направляем Вам на рассмотрение и согласование проект Комплексного плана-графика диагностических и ремонтных работ на 2018 год, сформированный в Информационной системе оценки технического состояния технологических объектов ООО «Мурзилка» (ИСТС «Инфо»).

Ответ справочной службы русского языка

Запятую можно поставить, но это необязательно. Оба варианта пунктуации будут верны.

Вопрос № 293475

Добрый день! Пишу вам второй раз, вопрос требует скорейшего разрешения , помоги, пжт. Приближается День Республики Чувашии, и в прессе появляется много различных материалов в связи с этим. Как правильно оформить название праздника, если используется усеченная форма "День р(Р)еспублики", - с прописной или строчной буквы писать слово "республика"? С уважением, Елена

Ответ справочной службы русского языка

Извините за задержку с ответом. Корректно написание День Республики, т. к. второе слово в данном случае заменяет полное официальное название Чувашская Республика.

Вопрос № 291428

Для разрешения спора с руководителем прошу ссылку на правило, согласно которому пишется: Культурно-просветительская деятельность, в том числе организация экскурсий на территории МГОМЗ, не входИТ в вышеупомянутый перечень.

Ответ справочной службы русского языка

Д. Э. Розенталь рекомендовал в подобных конструкциях согласовывать сказуемое с подлежащим, а не с уточняющими (поясняющими) членами предложения: Культурно-просветительская деятельность, в том числе организация экскурсий на территории МГОМЗ, не входит в вышеупомянутый перечень (см., напр.: Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование. 7-е изд. М., 2010. §185, п. 4) .

Ю. А. Бельчиков (см. его справочник «Практическая стилистика современного русского языка» (М., 2012)) несколько смягчает рекомендации, допуская согласование с уточняющ ими (поясняющими) компонентами. Однако это допущение не распространяется на официальный стиль, в котором написано приведенное в вопросе предложение.

Вопрос № 290888

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как правильно писать: спросить разрешение/разрешения . На основании какого правила? Заранее спасибо, Ольга.

Ответ справочной службы русского языка

В подобных сочетаниях с отвлеченными существительными употребляется родительный падеж. Верно: спросить разрешения . Ср. вариант с конкретным существительным: попросить чашку.

Вопрос № 290365

Работниками ООО «Союз», в рамках служебного задания, был составлен справочник «Медицинские учреждения города». Данный справочник был издан большим тиражом и распространялся на территории гор. Новосибирска. Некоторое время спустя представители ООО «Союз» обнаружили в местах распространения своего справочника, другой справочник, издаваемый ООО «Момент». Содержание нового справочника было идентичным содержанию справочника «Медицинские учреждения города». ООО «Союз» обратилось в суд с иском об обязании ООО «Момент» прекратить нарушения исключительного права на произведение – Справочник «Медицинские учреждения города», изъять все распространяемые экземпляры справочника «Медицина города» из гражданского оборота. ООО «Момент» с иском не согласилось, мотивировав свои возражения тем, что справочник истца не является результатом творческой деятельности и, соответственно не может признаваться объектом интеллектуальной собственности; в обоих справочниках содержится общедоступная информация о наименованиях медицинских учреждений, видах оказываемой медицинской помощи, телефонах и адресах. Какие юридически значимые обстоятельства необходимо установить для правильного разрешения дела? Разрешите спор по существу.

Ответ справочной службы русского языка

"Справочная служба русского языка" не дает юридических консультаций. Вы обратились не по адресу.

Вопрос № 289546

Добрый день, задаю вопрос уже не в первый раз, но, к сожалению, так и не получила ответа. Ответ очень нужен для правильного написания письма и разрешения спорной ситуации с коллегами. Ответьте, пожалуйста, в каком падеже и почему должно указываться слово "переоформление" в следующем предложении: "Переоформления договоров с использованием нового наименования организации не требуется". Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

В случае если дополнение при переходном глаголе с отрицанием выражено отвлеченным существительным, оно обычно используется в форме родительного падежа: Переоформления договоров с использованием нового наименования организации не требуется.

Вопрос № 287460

как правильно написать ""с чъего разрешения ?""

Ответ справочной службы русского языка

Верно: с чьего разрешения ?

Вопрос № 286876

Здравствуйте. Оцените фрагмент курсовой работы, дав развернутые ответы на следующие вопросы: - нет ли отступлений от выбранной темы; - все ли необходимые компоненты логической схемы научного произведения содержатся во фрагменте (цель, задачи и др.); - логично ли изложение, нет ли нарушений абзацного членения текста; - являются ли стилистически корректными выбранные языковые средства; - соблюдены ли нормы литературного языка (правописные, грамматические, лексические); - нет ли нарушений требований этикета, предъявляемых к научной речи. Основные проблемы и тенденции в формировании и распределении доходов учащейся молодежи Введение Человеческий ресурс – важнейший в экономической системе, соответственно, экономическая система должна обеспечить достойный уровень жизни человека. Естественно, что одним из показателей качества жизни являются доходы. И если доходы пенсионеров и старших возрастных слоев населения являются предметом бытовых, экономических и идеолого-политизированных споров, для отстаивания интересов в которых создаются партии, то проблеме доходов не менее важной группы – учащейся молодежи пока не оказывается достаточное внимание. Конечно, для молодых и энергичных студентов есть много возможных источников доходов. Однако зачастую такие доходы оказываются достаточно низкими, нередко их величина недостаточна для соблюдения даже самых необходимых условий существования людей. Именно низкие доходы являются причиной роста преступности среди молодежи и сокращения числа молодых семей с детьми. Таким образом, доходы молодежи и источники их формирования заслуживают пристального внимания, а все проблемы, с ними связанные, требуют скорейшего разрешения . Именно поэтому данная тема актуальна в любые времена, в любой стране, при любом экономическом строе, а в особенности в переходной экономике Российской Федерации. Хочу поставить следующие задачи: 1. Рассмотрение основных проблем и тенденций формирования и распределения доходов учащейся молодежи Российской Федерации. 2. Изучить аналогичные проблемы и тенденции студентов Мурманского государственного технического университета (МГТУ), сравнить их с общероссийскими. 3. Подвести итоги и выработать соответствующие рекомендации. В данной работе я использовала методы статистического и факторного анализа и анкетирование. можно гипотетически выдвинуть предположение: Доход студентов будет в пределах от 1000 до 3000 руб. Этот доход складывается из следующих источников, как-то: -помощь родителей; -стипендия; -временный заработок. Этот доход тратится в основном на развлечения. Однако в будущем студенты желают заработать примерно 700 ru. Получение этого дохода связывают с работой в сфере бизнеса и предпринимательства.

Ответ справочной службы русского языка

Мы не выполняем домашние задания.

Вопрос № 285700

Добрый день. Вопрос такой: могут ли страдательные и действительные причастия выступать в роли однородных членов предложения? Например, "организация, выбранная акционерами и имеющая соответствующие разрешения ".

Ответ справочной службы русского языка

Основной принцип использования произведений, охраняемых авторским правом – в том, что оно должно осуществляться только с разрешения обладателя исключительных прав. Такой принцип закреплен в статье 1229 ГК , общей для всей "интеллектуальной собственности".

Однако, в сфере авторского права существует ряд ситуаций, когда разрешения правообладателя можно все-таки не спрашивать. Сегодня мы поговорим как раз о таких ситуациях, которые называются "свободным использованием". В отличие от "коллективного управления", которое мы рассматривали в одной из предыдущих колонок, "свободное использование" не сопровождается никакими выплатами.

Личные нужды

Первая большая разновидность "свободного использования" – это использование в личных целях, право на которое закреплено статьей 1273 Гражданского кодекса :

Статья 1273. Свободное воспроизведение произведения в личных целях

1) воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;
2) воспроизведения баз данных или их существенных частей;
3) воспроизведения программ для ЭВМ, кроме случаев, предусмотренных статьей 1280 настоящего Кодекса ;
4) репродуцирования (пункт 2 статьи 1275 ()) книг (полностью) и нотных текстов;
5) видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;
6) воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

Напомню, что под "воспроизведением" закон () понимает не прослушивание или просмотр произведения, а создание его копии. Хотелось бы обратить внимание на то, что "по умолчанию" копировать в личных целях разрешено практически все виды произведений, за исключением программ для ЭВМ и баз данных. По замыслу авторов старого закона "Об авторском праве... " разрешение на их копирование привело бы к неоправданному ущербу для правообладателей: слишком уж легко его можно осуществить.

Прошло время, с распространением цифровой техники и Интернета точно так же легко стало копировать всю остальную "интеллектуальную собственность", но старые ограничения перекочевали из закона в Гражданский кодекс. Однако, при этом в статье 1245 ГК предусмотрен механизм возмещения упущенной правообладателями выгоды:

Статья 1245. Вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях

1. Авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений принадлежит право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях. Такое вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.

Фактически, все мы платим за воспроизведение в личных целях (или, как его еще называют, "домашнее копирование"), покупая "болванку" или другой носитель для записи: отчисления правообладателям уже заложены в цену этого носителя.

Что же касается других ограничений, установленных в статье 1273 (), то подробнее можно остановиться на "репродуцировании" книг и нот, под которым чаще всего понимается ксерокопирование или сканирование с последующей распечаткой. Если книги запрещено репродуцировать полностью, то нотные тексты – в любом объеме. Это тоже "реликт", сохранившийся в законодательстве "со старых времен", одной из его задач является охрана интересов издателей нот, которые, собственно, и были первыми "борцами с пиратством".

Важно помнить еще и то, что под определение "репродуцирования" из статьи 1275 ГК попадает только изготовление "бумажной копии", электронные документы в него не включаются:

Под репродуцированием (репрографическим воспроизведением) понимается факсимильное воспроизведение произведения с помощью любых технических средств, осуществляемое не в целях издания. Репродуцирование не включает воспроизведение произведения или хранение его копий в электронной (в том числе в цифровой), оптической или иной машиночитаемой форме, кроме случаев создания с помощью технических средств временных копий, предназначенных для осуществления репродуцирования.

То есть, даже отсканировав для себя всю книгу, авторских прав вы не нарушите до тех пор, пока ее не распечатаете, тоже полностью. Не является репродуцированием даже распечатка распознанного текста, поскольку воспроизведение должно быть "факcимильным", то есть, фотографически повторяющим исходное произведение.

Одно из нововведений в положения закона о "домашнем копировании" – это пп. 5 п. 1 статьи 1273, который запрещает для личных целей видеозапись "аудиовизуального произведения при его публичном исполнении". Речь здесь идет об изготовлении так называемых "экранных копий" фильмов, или "экранок". Чаще всего они предназначены для "пиратского" распространения, однако, закон запрещает делать их и для себя.

Научные и культурные цели

Следующая , названа "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Она описывает ситуации, когда произведения можно использовать не только для себя, но и при создании других произведений, компиляции, а также другими способами.

В начале списка разрешений речь идет о цитировании:

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

Казалось бы, все должно быть понятно, но, тем не менее, именно с цитированием связано несколько распространенных заблуждений.

Первое – относительно его объема: существует мнение, что цитировать можно "только до тридцати процентов произведения" ("только N процентов", "до одной трети", и т.д.). Это неверно: закон говорит об "объеме, оправданном целью", для маленьких произведений это может быть и весь текст целиком, закон не запрещает цитирование полностью. Мнение о жестко установленном объеме цитирования ведет свое происхождение из зарубежной правоприменительной практики, а также Гражданского кодекса 1964 года, в котором этот объем ограничивался одним авторским листом. В современном законодательстве таких ограничений нет.

Второе – мнение о том, что цитирование представляет собой включение отрывка из чужого произведения в свое собственное, причем цитируемый отрывок не должен занимать значительную часть от всего текста. Этого закон тоже не требует, наоборот: разрешены "обзоры печати", которые могут состоять из отрывков других материалов большей частью или вообще целиком.

Ну и, наконец, распространено мнение о том, что цитировать можно только тексты. Это тоже не так: в законе вообще не установлено каких-либо ограничений на вид цитируемого произведения, то есть, это может быть изображение или видеофрагмент. Цитирование исключительно текстовой информации – еще один архаизм, возникший в "докомпьютерный" период, когда ничего другого процитировать было просто нельзя.

Следующее основание для "свободного использования" – так называемые "учебные цели":

"2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;"

В этом отрывке речь идет об учебниках и прочих материалах учебного характера. Следует отметить, что сборники отрывков из разных произведений (хрестоматии) под это разрешение не попадают: понятие "иллюстрации" предполагает, что это – отрывок произведения, который служит примером для подкрепления каких-либо положений. Иллюстрация должна включаться в другое произведение, так что составить сборник из "иллюстраций" закон не позволяет.

Два следующих подпункта статьи связаны с работой средств массовой информации:

3) воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем;
4) воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их опубликование в сборниках;

Подпункты 3 и 4 разрешают средствам массовой информации перепечатывать чужие статьи и речи, связанные с политикой. Правда, издание, в котором такие статьи публикуются, может запретить их перепечатку или потребовать получать предварительно разрешение. Что касается политических материалов, то их можно использовать примерно так же, как и цитаты: в объеме, "оправданном поставленной целью".

Пятый подпункт сформулирован довольно неудачно, так что придется расшифровать, что в нем имеется в виду:

5) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;

Он разрешает включать в фото- или видеоматериалы изображения тех произведений, которые попали в кадр при фотографировании или видеосъемке. Получать согласие правообладателя или платить ему при этом не требуется. Правда, распространяется это только на "обзоры текущих событий", для показа, например, в фильме, придется спрашивать разрешения (или договариваться о "продакт-плейсменте").

Шестой подпункт разрешает переиздавать произведения так называемым "шрифтом Брайля", предназначенным для прочтения слепыми. При этом не должно извлекаться прибыли.

Вторым пунктом статьи библиотекам разрешается предоставлять экземпляры произведения во временное пользование, причем производиться это должно бесплатно. Библиотекам также запрещено выдавать на руки экземпляры произведений в цифровой форме: с ними читатели могут работать только в помещении библиотеки и только при отсутствии возможности скопировать их.

Третий пункт статьи представляет собой нововведение, ранее в законодательстве его не было. Он разрешает без согласия правообладателя использовать произведения для создания пародий или карикатур, причем это касается не только переработки, но и использования самого произведения.

Следующая статья 1275 говорит о репродуцировании произведения, на определении которого мы уже останавливались:

1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование (подпункт 4 пункта 1 статьи 1273) в единственном экземпляре без извлечения прибыли:

1) правомерно опубликованного произведения - библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров произведения и для предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим их по каким-либо причинам из своих фондов;

2) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) - библиотеками и архивами по запросам граждан для использования в учебных или научных целях, а также образовательными учреждениями для аудиторных занятий.

К сожалению, многие библиотеки толкуют этот запрет расширенно и запрещают читателям самостоятельно делать копии книг в читальных залах принесенными с собой фотоаппаратами. Обоснования для этого придумываются самые разные, вплоть до того, что "окружающим будет мешать вспышка". Правда, если освещенность достаточна для чтения, то и снимать в большинстве случаев можно без вспышки, но запретители этого почему-то во внимание не принимают. В ход также часто идут ссылки на "четвертую часть ГК, которая запретила копирование", и, разумеется, толкование этой четвертой части с реальностью имеет мало общего.

Основная цель таких запретов – вынудить читателя воспользоваться библиотечным ксероксом, разумеется, не бесплатным. С точки зрения закона "О защите прав потребителей " такие действия – это типичная "навязанная услуга". Посетитель вполне может сам сделать себе копию, как уже говорилось выше, такое право предоставлено ему статьей 1273 Гражданского кодекса.

Называется "Свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения":

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю фотографического произведения, произведения архитектуры или произведения изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю либо когда изображение произведения используется в коммерческих целях.

Она очень похожа на подпункт 5 первого пункта статьи 1273, который разрешает показывать в фотоснимках и видеозаписях произведения, случайно попавшие в кадр. Только в этой статье речь идет о произведениях архитектуры или изобразительного искусства, то есть речь идет о зданиях, которые доступны любому взгляду, и картинах, а также прочих произведениях искусства, которые находятся в местах со свободным доступом. Точно так же изображение произведения не должно доминировать в кадре, оно может быть показано "на заднем плане". Сходные нормы зарубежного законодательства получили названия "свобода панорамы".

Разрешает свободно исполнять музыкальные произведения в ходе различных церемоний. Освобождение от оплаты получили официальные и религиозные церемонии, а также похороны. Как правило, разночтения возникают при определении того, какая церемония может быть отнесена к "официальным": закон не содержит их исчерпывающего перечня. Как правило, к ним относят церемонии, устраиваемые органами государственной власти и связанные с какими-либо государственными праздниками. К "официальным" может быть также отнесена церемония бракосочетания.

В статье 1278 содержится освобождение от выплат создания копий произведений при производстве по делам об административных правонарушениях, а также при предварительном следствии, дознании и осуществлении судопроизводства. При этом установлено обычное в таких случаях ограничение на объем использования: он должен быть "оправдан этой целью".

Разрешает организациям, осуществляющим вещание в эфире, записывать те произведения, на передачу которых у нее есть право. Эта запись имеет временный характер и должна быть уничтожена в течение шести месяцев со дня изготовления.

Программы и базы данных

И, наконец, последняя статья, описывающая "свободное использование" – 1280. В ней говорится про программы для ЭВМ и базы данных:

1. Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ или экземпляром базы данных (пользователь), вправе без разрешения автора или иного правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения:

1) внести в программу для ЭВМ или базу данных изменения исключительно в целях их функционирования на технических средствах пользователя и осуществлять действия, необходимые для функционирования таких программы или базы данных в соответствии с их назначением, в том числе запись и хранение в памяти ЭВМ (одной ЭВМ или одного пользователя сети), а также осуществить исправление явных ошибок, если иное не предусмотрено договором с правообладателем;

В данном пункте речь идет о так называемой "адаптации" программы для ЭВМ, которую разрешено производить для ее корректной работы. Договором с правообладателем можно запретить исправление ошибок, однако, все остальные действия выполнять можно беспрепятственно, поскольку они фактически связаны с использованием программы по ее прямому назначению.

Кроме этого, владелец экземпляра вправе сделать так называемую "архивную копию":

2) изготовить копию программы для ЭВМ или базы данных при условии, что эта копия предназначена только для архивных целей или для замены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда такой экземпляр утерян, уничтожен или стал непригоден для использования. При этом копия программы для ЭВМ или базы данных не может быть использована в иных целях, чем цели, указанные в подпункте 1 настоящего пункта, и должна быть уничтожена, если владение экземпляром таких программы или базы данных перестало быть правомерным.

Как мы видим, архивная копия служит заменой оригиналу купленного экземпляра программы, она должна использоваться в тех же целях, что и оригинал, а если пользователь утратил право использования программы – эта копия должна быть уничтожена. Разумеется, если программа передается другому пользователю, вместе с ней можно передать и архивную копию.

Еще одна группа полномочий владельца программы – право на изучение ее работы, а также декомпилирование в случае необходимости:

2. Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ, вправе без согласия правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения изучать, исследовать или испытывать функционирование такой программы в целях определения идей и принципов, лежащих в основе любого элемента программы для ЭВМ, путем осуществления действий, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи.

3. Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ, вправе без согласия правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения воспроизвести и преобразовать объектный код в исходный текст (декомпилировать программу для ЭВМ) или поручить иным лицам осуществить эти действия, если они необходимы для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной этим лицом программы для ЭВМ с другими программами, которые могут взаимодействовать с декомпилируемой программой, при соблюдении следующих условий:

1) информация, необходимая для достижения способности к взаимодействию, ранее не была доступна этому лицу из других источников;

2) указанные действия осуществляются в отношении только тех частей декомпилируемой программы для ЭВМ, которые необходимы для достижения способности к взаимодействию;

3) информация, полученная в результате декомпилирования, может использоваться лишь для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной программы для ЭВМ с другими программами, не может передаваться иным лицам, за исключением случаев, когда это необходимо для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной программы для ЭВМ с другими программами, а также не может использоваться для разработки программы для ЭВМ, по своему виду существенно схожей с декомпилируемой программой для ЭВМ, или для осуществления другого действия, нарушающего исключительное право на программу для ЭВМ.

Право изучать функционирование программы – это нововведение Гражданского кодекса, ранее в отечественном законодательстве оно отдельно не выделялось, в отличие от права на дизассемблирование. Впрочем, фактически оно признавалось и до этого. Право на дизассемблирование существовало и раньше, однако, в связи со сложностью современных программ, мало кто им пользовался.

В статье 1280 также содержится запрет на нанесение "неоправданного ущерба" использованию программы для ЭВМ в результате применения остальных положений статьи. Фактически это – запрет на злоупотребление "свободным использованием". Он аналогичен общему запрету, содержащемуся в статье 1229 ГК (п. 5, абзац 2).

Таким образом, законом предусмотрено довольно большое число ситуаций, когда охраняемый авторским правом произведения могут быть использованы совершенно бесплатно и без разрешения правообладателя. Разумеется, при этом должны соблюдаться так называеме "личные неимущественные права" автора, к которым относится право на имя, защиту произведения от искажений, и другие. Эти права охраняются бессрочно.

Иногда при съемке в стрит-фотографии (уличной фотографии) мы сталкивается с почти шекспировской дилеммой: попросить кого-то сфотографироваться или просто сделать кадр и двигаться дальше? Мы рискуем быть отвергнутыми и получить, множество мелких унижений от мало мыслящих людей или можем предпочесть безопасность и анонимность «делая снимок и убегая».

К сожалению, нет одного правильного ответа, как для уличной фотографии, так и в других случаях. Как фотограф, вы просто должны научиться анализировать ситуацию и использовать лучшее решение.

Давайте взглянем на мир с сюрреалистической стороны. Наш современный мир наполнен видео камерами людьми с фотоаппаратами. Пройдитесь по любой улице большого города, и вы увидите, как над вами возвышаются десятки камер наблюдения, некоторые принадлежат частным компаниям, а некоторые государству. Но эти камеры незаметно скрылись из виду за водонепроницаемыми корпусами. Через некоторое время люди даже забывают о них.

Когда эти камеры фиксируют человека с большим фотоаппаратом то, иногда это вызывает чрезмерную реакцию у причудливых людей перед мониторами и у скучающих охранников. Почти каждый уличный фотограф имеет, по крайней мере, одну историю о том, как сталкивался с разъяренными охранниками или сотрудниками полиции.

Вашей лучшей защитой в такой ситуации будет улыбка, спокойная манера поведения и твердое понимание того, что вы знаете свои права. Это разумно иметь в виду, потому что история полна печальных историй, когда некоторые которые люди были мертвы. Вы должны быть вооружены хорошим внутренним руководством относительно того, когда стоять на своем, а когда лучше просто уйти.

Когда дело доходит до съемки людей в общественных местах, то иногда лучше быстро сделать снимок и двигаться дальше. Чем меньше времени вы потратите на снимок, тем меньше вы будете выглядеть подозрительным и увидите раздражение в глазах людей. Если вы нашли тему, которая вас очень заинтриговала, то просто подойдите, спросите у человека разрешение на снимок. Вы будете удивлены тому, сколько раз люди согласятся, или согласиться на снимок, но с некоторыми незначительными ограничениями. Если бы вы спросите 10 случайных людей на улице, то наверное, 80 процентов не будет возражать сфотографироваться, а остальные 20 процентов вежливо откажутся от сотрудничества.

Отказ от человека, безусловно, является не личным убеждением. Некоторые люди куда-то торопятся или просто опаздывают, а некоторые были поражены таким вопросом. Мир полон мошенников и подозрений, к сожалению, с этим ничего нельзя поделать. Тем не менее, несмотря на все это, вы будете поражены тому, как некоторые люди скажут да.

Не бойтесь спрашивать, так как это дает вам возможность взаимодействовать с совершенно незнакомыми людьми. Вы сможете завести новых друзей, расширить свою социальную сеть, и познакомиться с людьми, даже если это всего лишь на некоторое время. Для многих эти позитивные взаимодействия стоят больше, чем несколько пропущенных кадров от людей, которые сказали нет, спасибо.

Мы живем в примитивной экономике, которая не требует высокого качества человеческого капитала. Это противоречие было уже в СССР, где вузы выпускали большое количество высокообразованных людей. Но лишь малая их часть была вовлечена в научные разработки и причастна к появлению каких-то прорывных технологий.

А в постсоветской России эта ситуация стала совсем вопиющей. И мало того, что ходит масса умных, с хорошим образованием, которых некуда девать. Иных новоиспеченных экономистов, финансистов, юристов просто нельзя брать на работу. Потому что, помимо «образовательного перепроизводства», мы сплошь и рядом сталкиваемся еще и с некачественным производством. Достаточно упомянуть астрономическое количество дипломов, выданных после заочной формы обучения.

Неудивительно, что многие задаются вопросом: так ли уж хорошо высшее образование в принципе?

Но, во-первых, надо помнить, что на протяжении последних 150 лет Россия регулярно поставляла миру высококачественный человеческий капитал, здесь образованный. И, может быть, не следует ограничиваться исключительно потребностями своей страны и своей экономики.

А во-вторых, университеты, вузы, вообще говоря, производят три продукта: человеческий капитал; набор профессий, которыми живут нация, страна и, как выясняется, весь мир; наконец - поведенческие ценности.

Главным продуктом высшего образования за прошедшие четверть века стал средний класс. Ведь принадлежность к нему - во многом вопрос самоидентификации. Люди, которые причисляют себя к среднему классу, знают, что фитнес - это полезно, а денатурат пить нельзя. Они знают, какие бывают депозиты и вообще инструменты для сбережения, и иногда даже могут отвечать за свои финансы. У них принципиально иное отношение к качеству жизни, и, таким образом, они кардинально меняют характер спроса в стране.

Парадокс! Массовое распространение университетов дало отрицательный результат с точки зрения экономического предложения и положительный - с точки зрения предложения социального. Но оно в конечном счете, уже через спрос, тоже отражается на экономике.

Кстати, мы в этом плане очень похожи на Южную Корею. Там тоже явно нет потребности в таком количестве специалистов, сколько сейчас выпускается. Но зато они переделали сознание нации, которая до недавнего времени была по большей части крестьянской.

Однако корейцы знают, чего хотят добиться от образования. У нас же такого понимания нет. Возьмем историю с мировыми рейтингами вузов. Вроде бы хорошая идея - продемонстрировать нашу глобальную конкурентоспособность в этой сфере.

Например, экономический факультет МГУ по базовым позициям мирового рейтинга QS 2016 разделяет национальное лидерство с Высшей школой экономики. При этом ВШЭ, скажем, опережает по количеству публикаций, а мы - по устройству выпускников и академической репутации. И это не мешает министерству сокращать нам количество бюджетных мест.

Дескать, вы - экономисты, а потому вполне можете заменить бюджетника на контрактника. Но эта логика глубоко ошибочная, потому что тогда мы не сможем произвести хорошего специалиста мирового уровня.

Россия - страна с латиноамериканскими социальными разрывами. А бюджетное место позволяет их преодолевать хотя бы в образовании. Оставляет шанс одаренному молодому человеку из глубинки и малообеспеченной семьи, набрав необходимые баллы по ЕГЭ, попасть к нам и стать звездой. Такой, которая будет востребована не только у нас, но и в Принстоне или Стэнфорде, как это нередко случалось с выпускниками экономического факультета МГУ.

Министерство же действует по принципу «всем сестрам по серьгам» - чтобы губернаторы не сильно обижались и не думали, что только у них университеты закрывают, сливают или лишают госфинансирования.

Хотя даже на уровне квот видно, насколько отличаются общефедеральные и региональные подходы к ценности образования. Когда попытались привести набор на те или иные специальности в соответствие с запросами с мест, выяснилось, что мы должны выпустить всего 200 «бюджетных» философов. Потому что никакой регион не говорит, что ему нужны философы.

Точно так же никакой департамент экономики - и не только областной - никогда не оплатит обучение молодых людей на структурных лингвистов. Они не упоминаются в раскладках по спросу со стороны кадровых служб предприятий и фирм. А ведь структурные лингвисты из МГУ стали гордостью многих новых компаний, созданных в 90-е.

Возможность обучать самым разным профессиям вне зависимости от их видимой прикладной ценности - пожалуй, лучший показатель позиционирования страны на мировом рынке образования, ее конкурентная особенность. И, чтобы сохранить ее и одновременно удовлетворить текущие потребности работодателей, достаточно ввести ранжирование дипломов и вузов. Когда будет видно, что этот человек получил образование мирового уровня. Этот - национального. А этот - подучился и расширил кругозор.

Если такое различие четко формализовать и сделать видимым, не потребуется и вузы закрывать в массовом порядке. Достаточно отменить заочную форму обучения как торговлю за небольшие деньги дипломами, которые ничем формально не отличаются от обычных - при колоссальной фактической разнице. И с 2017 года это, скорее всего, будет сделано.

На смену должны прийти дистантные курсы ведущих университетов, и хотя делать их очень непросто, делать нужно. Иначе мы опять построим закрытую элитарную систему, заведомо лишая ребят из небогатых семей, живущих на периферии, возможности повысить свой образовательный уровень.

Конечно, какие-то проблемы, связанные с доступностью и эффективностью образования, решаются с помощью ЕГЭ. А какие-то, наоборот, создаются. Я никогда не думал, что появятся два типа абитуриентов. Одни знают, что такое бином Ньютона, но не знают, кто такой сэр Исаак Ньютон. А другие знают, кто такой Ньютон, но не знают, что такое бином. Потому что в старших классах каждый школьник теперь решает так: «Я сдаю вот этот ЕГЭ, остальные предметы побоку». И в итоге он лишается ориентации в пространстве. Владеет формулами, но не чувствует, что идет с ними носом в стену, либо видит этот мир, но не знает, как его выразить, как обустроить.

Широта кругозора теряется. И, как следствие, мы получаем людей, не способных и не готовых применять полученные знания для своего дела, а не чужого. В лучшем случае они будут выбирать между крупной и средней компанией, между тем работодателем, который больше платит, и тем, который дает больше свободы. А в предприниматели кто пойдет? Не в те, что у метро торгуют, а в те, что действительно создают инновационную экономику?

Даниил Александрович Гранин лет 7-8 назад сказал мне замечательную фразу: «Саша, в России можно сделать очень многое, если не спрашивать разрешения».

Вот, пожалуй, главная прикладная задача национальной системы образования - «производить» умных и знающих людей, которые не будут спрашивать разрешения.