Управление некоммерческой организацией. Система управления некоммерческой организацией Высшим органом управления некоммерческим фондом является


Добрый день друзья. Руководитель НКО - лицо действующее без доверенности, полномочия которого подтверждает запить в выписке из ЕГРЮЛ Некоммерческой организации. Рассмотрим основные вопросы которые могут возникнуть.

Создание и сопровождение НКО наша профессия, даже если интересующий вопрос не был рассмотрен, звоните и мы ответим.Начнем.

Некоммерческие организации регистрируются в соответствии с действующем законодательством РФ, и в списке требований, которые предъявляются к регистрации относится избрание единоличного исполнительного органа, т.е. избрание директора НКО или как принято говорить Руководителя НКО.

Некоммерческие организации (НКО) регистрируются в Министерстве Юстиции. Организация считается созданной с момента внесения записи о создании в Единый Государственный Реестр Юридических Лиц. Некоммерческая организация может быть создана как одним учредителем - физическим или юридическим лицом (АНО, Фонд), так и несколькими учредителями (Общественная организация, ассоциация). Обращаем Ваше внимание, что Учредителями общественной организации могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения. Однако, как говорилось выше, независимо от организационно-правовой формы при создании Организации должен быть избран руководитель НКО (директор НКО). Конечно, должность может называться и по-другому, на Ваше усмотрение. Приведем основные варианты Руководителя НКО:

  • Генеральный директор
  • Президент
  • Председатель
  • Директор
  • Исполнительный директор
  • Вице-президент

Некоммерческая организация не может существовать без руководителя, формирование единоличного исполнительного органа в некоммерческой организации (руководителя НКО) предусмотрено Федеральным законом №7 о НКО. Руководитель НКО (Директор НКО и т.д.) выбирается из состава учредителей Некоммерческой организации, если она корпоративная. Не забываем, что все органы управления корпоративной Организации при создании избираются из ее учредителей, а в дальнейшем из членов Организации. К корпоративным организациям относятся такие некоммерческие организации, как общественные организации, ассоциации, союзы, коллегии адвокатов.

Руководитель НКО (Директор НКО и т.д.) может быть избран, как из состава учредителей, так и не быть ее учредителем, если создаваемая организация унитарная. К унитарным НКО можем отнести АНО, Фонды. Особых требований к Директору Некоммерческой организации не предъявляется. Некоммерческая организация. При создании НКО на учредительном собрании избирается руководитель НКО. В протоколе учредительного собрания указывается Фамилия имя отчество выбранного руководителя. Подписи в протоколе ставят все учредители организации.

В некоммерческой организации может быть как один руководитель, так и несколько. Например, Президент и Вице-президент, Председатель и заместитель председателя. Все они являются единоличными исполнительными органами, однако функции их должны быть разграничены. К примеру, Президент осуществляет представительские функции в некоммерческой организации, а Вице-президент выполняет текущее руководство деятельностью НКО. Без доверенности от имени организации могут действовать как оба руководителя, так и только один. Например, президент действует без доверенности, Вице-президент действует по доверенности.

В Выписку из единого государственного реестра вносятся сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица. Поэтому, если действует без доверенности только один из двух руководителей, то в заявлении на государственную регистрацию по форме Р11001 будут указаны только его паспортные данные и наименование должности, и в выписке из ЕГРЮЛ будут указаны сведения только об этом руководителе. Если говорить о смене руководителя, то подлежат государственной регистрации изменения только о лице, имеющем право действовать без доверенности. Если руководитель действует по доверенности, то сведения не вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц.

Поэтому смена руководителя, который действует по доверенности, не требует регистрационных данных в МИНЮСТе. Отстранить от должности и назначить на должность руководителя действующего по доверенности можно внутренним протоколом Высшего органа управления Организации. Хотелось бы еще затронуть такой момент как «Приказ» о назначении на должность руководителя. Как уже говорилось ранее, НКО считается созданным с момента внесения в ЕГОРЮЛ записи о создании Организации. Следующим этапом является получение документов, однако, это не исчерпывающий перечень документов, например, для открытия расчетного счета. Поэтому, кроме печати, первым делом нужно изготовить приказ о назначении на должность руководителя организации и назначить на ответственного за бухгалтерское сопровождение НКО. Приказ подписывает руководитель организации. Таким образом, он назначает «сам себя» на должность. При смене руководителя, кроме протокола готовится Приказ об освобождении от должности старого руководителя. Приказ готовится от даты протокола, и подписывает приказ действующий руководитель. Далее готовится второй приказ, где уже назначается нового руководителя. Данный приказ готовится также от даты протокола, однако подписывается новым руководителем.

На должность руководителя НКО (некоммерческой организации) может быть назначено физическое лицо. Как правило, руководитель имеет лидерские качества и знает специфику деятельности руководителя. Его часто называют начальником, директором, председателем, президентом НКО. Решение о наименовании должности принимают учредители Некоммерческой организации, которое отражается в учредительных документах НКО. Несомненно, руководитель должен разбираться в деятельности создаваемой организации. Многие учредители некоммерческой организации изначально создают ее на добровольных началах, и не претендуют на оплату. Если директор некоммерческой организации, являясь примером для подражания других сотрудников, осуществляет свою деятельность на безвозмездных началах, то и численность сотрудников, осуществляющих работу на безвозмездной основе, будет только увеличиваться. Если организация корпоративная, то руководитель НКО доложен быть избран из ее членов. Если же организация унитарная, то можно привлечь руководителя и со стороны. Также возможно даже приглашение лица, имеющего специальные навыки. Наиболее успешным вариантом будет руководитель, который напрямую заинтересован в разрешении проблем, которые пытается решить некоммерческая Организация.

Например, в России и заграницей зачастую создают Фонды помощи больным детям. Когда затронут вопрос, касаемо здоровья детей, несомненно, родители направляют все силы реализации возможностей их лечения и дальнейшей реабилитации. Поэтому, лучшим руководителем НКО, занимающейся помощью больным детям, будет один из родителей, в чей семье есть такой ребенок. Также не стоит забывать, что руководитель НКО (Директор НКО, Председатель НКО, Президент НКО) осуществляет представительские функции Организации. Поэтому, человек, занимающий данную должность, должен быть стресс устойчив, с лидерскими качествами, и навыками ведения диалога с представителями власти и государственными органами.

Полномочия, ответственность и обязанности руководителя НКО.

Деятельность некоммерческих организаций отличается от коммерческих, в главную очередь тем, что денежные средства, полученные НКО не распределяются между ее учредителями. Все поступления направляются на определенные цели: конкретные люди, которые нуждаются в помощи, решение определенных проблем (защита прав и законных интересов граждан, развитие спорта, культуры и искусства, реализация социально-значимых программ и проектов).

Единоличный исполнительный орган управления Организации - Руководитель НКО (директор НКО, председатель НКО, президент НКО) может осуществлять представительские функции, осуществлять руководство отдельными направлениями деятельности Организации, осуществлять административные функции. Вся компетенция руководителя прописывается в уставе, однако Фамилия Имя Отчество в уставе не указываем. Сведения о руководителе указываются в заявлении и протоколе учредительного собрания.

Руководитель НКО (может):

  1. без доверенности или по доверенности осуществляет деятельности от лица НКО, а также представляет интересы Организации и совершает от ее лица сделки;
  2. предоставляет доверенность с правом представительства от лица НКО, в том числе могут выдаваться доверенности с правом дальнейшего передоверия;
  3. руководитель вправе открывать и закрывать в банке расчетные счета созданной Организации;
  4. руководитель вправе осуществлять основное руководство текущей деятельностью НКО;
  5. руководитель вправе осуществлять текущее руководство деятельностью созданных НКО, комитетов, комиссий, секций, объединений и рабочих групп;
  6. руководитель вправе утверждать основные правила, процедуры, а также иную внутреннюю документацию Организации, за исключением только тех документов, утверждение которых относится к компетенции других органов управления организации;
  7. руководитель вправе принимать новых членов в корпоративную организацию, однако порядок прима новых членов относится к компетенции Общего собрания (для корпоративных организаций);
  8. руководитель вправе исключать членов из корпоративной организации, однако порядок исключения членов относится к компетенции Общего собрания (для корпоративных организаций);
  9. руководитель вправе вести реестр членов корпоративной организации;
  10. руководитель вправе, в рамках собственной компетенции принимать решения и издавать распоряжения, а также различного рода приказы и другие документы, по основным вопросам деятельности НКО, которые обязаны исполнять все члены и штатные сотрудники (для корпоративных организаций);
  11. именно руководитель занимается организацией бухгалтерского учета и отчетности в НКО;
  12. руководитель НКО вправе распоряжается имуществом НКО в рамках, которые устанавливает Общее собранием корпоративной НКО, Уставом НКО и действующим законодательством Российской Федерации; (для корпоративных организаций);
  13. руководитель НКО (директор НКО) от имени Организации осуществляет взаимодействие с государственными структурами, государственными, коммерческими и некоммерческими Организациями, а также взаимодействует с российскими, зарубежными и международными организациями;
  14. руководитель Некоммерческой организации осуществляет руководство, от лица Организации, международной деятельностью;
  15. руководитель НКО, как лицо действующее о имени Организации без доверенности, вправе предъявлять от лица НКО претензии и различные исковые заявления к юридическим лицам и гражданам России и зарубежных стран;
  16. руководитель должен ежегодно предоставлять отчет о продленной работе Общему собранию членов (для корпоративных организаций);
  17. руководитель должен поддерживать прямые контакты, а также связи с коммерческими, некоммерческими и другими организациями, которые поддерживают цели деятельности НКО, руководитель вправе заключать определенные соглашения, участвовать в работе съездов, дискуссий, конгрессов, семинаров, круглых столов, конференций, форумов, выставок и мероприятий;
  18. руководитель НКО рассматривает наиболее актуальные проблемы, которые связанны с деятельностью, осуществляемой Организацией;
  19. руководитель занимается подготовкой материалов, проектов и предложений по вопросам реализации и развития уставных целей Некоммерческой Организации;
  20. руководитель Организации вправе проводить конференции, конгрессы, семинары, круглые столы, дискуссии, съезда, форумы, которые бы соответствовали целям, ради которых создана Организация;
  21. руководитель предоставляет Общему собранию членов отчеты о результатах своей деятельности (в корпоративных организациях);
  22. устанавливает численность сотрудников штатного аппарата Организации, определяет нормативы затрат на оплату их труда;
  23. Руководитель вправе содействовать привлечению инвестиций, и направлять их для расширения сферы деятельности Организации, а также финансирования проектов и программ некоммерческой организации;
  24. Руководитель (президент, директор, председатель) НКО разрабатывает различные проекты сметы доходов и расходов (финансового плана) Организации для последующего утверждения сметы (финансового плана) на Общем собрании членов (для корпоративных организаций);
  25. Руководитель вправе распоряжаться средствами Организации, но только в пределах, утвержденной Общим собранием членов организации, сметы.
  26. Деятельность руководителя НКО направлена на организацию выполнения и реализацию уставных целей Организации, предмета деятельности и программ Организации;
  27. Руководитель занимается осуществлением мониторинга работа и сбора отчетов в рамках профинансированных Организацией программ;
  28. К компетенции руководителя относится представление в уполномоченный орган ежегодный отчета о деятельности Организации, который содержит сведения, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, в том числе, и о нарушениях требований действующего законодательства, которые были выявлены в результате проверки, проведенной налоговыми органами, и о конкретных мерах по устранению этих нарушений;
  29. Руководитель осуществляет привлечение для выполнения работ, услуг, проектов, экспертиз, научных исследований и разработок необходимых специалистов, экспертов, творческих и иных коллективов по трудовым соглашениям и договорам гражданско-правового характера.

Как назначается руководитель в НКО. Увольнение и смена руководителя НКО.

Стоит уделить внимание вопросу «увольнения» директора. Если Вы решили покинуть пост руководителя НКО, то недостаточно написать заявления. Необходимо добиться смены руководителя, таковым является только внесение изменений в ЕГРЮЛ. Поэтому если Вы написали заявление на увольнение - вы еще числитесь руководителем НКО и несете ответственность за ее деятельность, и будите являться руководителем до тех пор, пока данные не будут исключены из ЕГРЮЛ. В интересах действующего руководителя найти нового руководителя и поменять, через подачу документов в МИНЮСТ. Срок смены директора 1,5 месяца.

Также может возникнуть ситуация, когда в действующей организации необходим еще один руководитель. Тогда необходимо будет вносить изменения в Устав Организации и Протоколом назначать лицо на эту должность. В уставе прописывается компетенция двух руководителей.

Стоимость наших услуг по смене руководителя составляет 10 000 рублей.

Для составления документов на смену руководителя от Вас потребуются следующие данные:

  • ОГРН организации;
  • копия действующей редакции устава;
  • копия паспорта нового руководителя НКО;
  • список членов органа управления Организации, в компетенцию которого входит смена руководителя;
  • телефон и почта, которые будем указывать в заявлении

Мы готовим все необходимые документы.

К ним относятся:

  • Приказ об освобождении от должности руководителя;
  • Приказ о назначении нового руководителя;
  • Протокол о смене руководителя;
  • Заявление по форме Р14001.

После того, как все документы подготовлены, новый руководитель заверяет заявление и доверенность у нотариуса на представление интересов организации в МИНЮСТе. Стоимость услуг нотариуса составит примерно 5000 рублей. Также обязательно с собой к нотариусу необходимо взять все оригиналы уставных документов: устав, ОГРН, ИНН, Лист записи, выписка, протокол о назначении на должность нового руководителя, протокол о создании организации, а также печать организации, паспорт руководителя). Без указанных документов выше, заявление не заверят.

Оплата государственной пошлины при смене руководителя не предусмотрена. Мы самостоятельно по доверенности подаем и получаем документы в МИНЮСТе.

Заработная плата руководителя в НКО. Может ли она отсутствовать?

На момент назначения руководителя НКО (директора НКО) на должность правомерно встает вопрос о документальном оформлении. На данный момент существует два варианта развития событий:

  1. Заключение трудового договора. Заключение трудового договора влечет за собой включение сотрудника (руководителя НКО) в штат Организации, назначение заработной платы, а также отчисление взносов во все государственные инстанции. Несомненное преимущество такого оформления отражается в наработке трудового стажа, записи в трудовой книжке сотрудника, а также сдача отчётности в фонды. Но учитывайте, если руководитель получает на руки например 20т.р, отчисления в бюджет составят около 10т.р. Которые состоят из НДФЛ и Страховых взносов в ПФР, ФОМС и ФСС
  2. Еще есть такой вариант, как частный случай гражданско-правового договора. Вследствие заключения такого договора, каждый участник может осуществлять деятельность только на безвозмездной основе, не требуя взамен никакой материальной оплаты. Как правило, такие лица самостоятельно вносят взносы и пожертвования в пользу некоммерческой организации. В данном случае не требуется сдавать развернутой отчетности в государственные органы. Многие считаю такой договор спорным, попробую внести ясность. Данное право возникает вследствии нескольких оснований. 1. Заключить такой договор с руководителем может только Некоммерческая организация. 2. НКО имеет право принимать добровольные взносы и пожертвования, которые не являются налогооблагаемой базой. 3. Добровольные взносы и пожертвования могут быть произведены в денежной форме, товарной, нематериальной и трудом. Данный договор близок к волантерству, который многим понятет. Но руководитель не волантер, он заключает гражданско-правовой договор о безвозмездном оказании услуг.

Важно! Также стоит обратить внимание, что руководитель действует не на основании договора и нельзя его рассматривать как обычного работника. Руководитель прежде всего должностное лицо, действующее на основании уставных документов. Его полномочия подтверждает выписка из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). На их основании он обладает полномочиями, материальной и прочей ответственностью. Трудовой или гражданско-правовой договор, являются следствием для руководителя, но не причиной его работы.

Часто встает вопрос, что Руководитель НКО сам себя принимает на работу и назначает себе зарплату. Это не совсем так! Он исполняет уже принятое решение, например общим собранием членов НКО ли его учредителями, которое избирает руководителя нко. Это можно напрямую прописать в предмете договора, что он заключен на основании общего собрания членов нко №___ от____20__г. Несмотря на то, что в договре с обеих сторон стоит подпись назначенного руководителя. Эти подписи поставлены не на основании его единоличного решения.

Маргарита, добрый день! Согласно ч. 8 ст. 123.24 Гражданского кодекса

В части, не урегулированной настоящим Кодексом , правовое положение автономных некоммерческих организаций, а также права и обязанности их учредителей устанавливаются законом.

Соответственно это приведенной коллегой закон о НКО 7-ФЗ при этом никаких противоречий между ГК и данным законом я не вижу - закон дополняет то, что не прописано в ГК и об этом прямо сказано в самом ГК (ч.8 ст. 123.24) поэтому ответы на ваши вопросы

высший орган управления только коллегиальный
Маргарита

да, иного не прописано и в ГК т.к. исполнительный орган и высший орган управления это не одно и тоже

Если мы вдвоем станем высшим органом управления, могу ли я при этом быть исполнительным органом-директором?
Маргарита

запретов для этого ни в ГК ни в 7-ФЗ нет, в том числе и в ч. 5 ст. 29 что подтверждается судебной практикой

Определение Московского городского суда от 19.01.2015 N 4г/1-302

Проверяя законность решения суда в кассационном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда правомерно оставила его без изменения.
Ссылка * на то, что Б. в соответствии с п. 4.5 Устава АНО «Центр содействия защиты прав человека» и положениями ст. 16 ТК РФ
являясь единоличным исполнительным органом (директором организации) одновременно является работником данной организации является несостоятельной.
Пункт 5 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях» устанавливает дополнительное условие для формирования коллегиального высшего органа управления автономной НКО: лица, являющиеся работниками автономной некоммерческой организации не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления этой некоммерческой организации.
Также в п. 5 данной статьи закреплено, что некоммерческие организации не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.
С данной нормой согласуется положение ст. 11 ТК РФ о том, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие
нормы трудового права, не распространяются на членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор).
В таком положении,
выводы суда об отсутствии нарушений п. 5 ст. 29 ФЗ N 7-ФЗ являются верными, поскольку Б. осуществляя в порядке, предусмотренном п. п. 4.4, 4.6 Устава организации функции по текущему руководству деятельностью организации не являлся работником АНО «Центр содействия защиты прав человека». Доказательств того, что он состоял в трудовых отношениях с ответчиком не представлено.
И есть пункт в законе, что в органе управления должно быть не более 1/3 работников этой организации, тогда мы нарушаем закон.
Маргарита

да, как указала коллега в ч. 5 ст. 29 7-ФЗ прямо это запрещает если тренер состоит в трудовых отношениях с АНО

могу ли я быть единственным учредителем и одновременно органом управления и исполнения в АНО???
Маргарита

если при осуществлении функции исполнительного органа не состоите в трудовых отношениях с АНО (выше пример из судебной практики) - в части совмещения и исполнительного органа и члена коллегиального органа. Совмещение функции учредителя и исполнительного органа как указано в приведенной коллегой ст. 123.25 ГК возможно

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческой организации присущи следующие свойства:

    наличие юридического лица;

    основной целью деятельности не является извлечение прибыли;

    возможная прибыль не может быть распределена между участниками некоммерческой организации.

Если некоммерческая организация намерена выступать в дальнейшем как участник гражданско-правовых отношений (приобретать имущественные права и обязанности), то она должна пройти процедуры государственной регистрации для приобретения прав юридического лица, так как только статус юридического лица позволяет некоммерческим организациям защищать свои имущественные права и интересы, и вместе с этим обязывает их нести юридическую ответственность за ущемление прав и законных интересов других юридических и физических лиц.

Особо необходимо отметить, что только приобретение статуса юридического лица позволяет некоммерческим организациям пользоваться налоговыми и прочими льготами.

Следует обратить внимание на два момента:

    возможность возникновения юридического лица без регистрации оставлена в законодательстве только для общественных и религиозных организаций (объединений) и для некоммерческих партнерств;

    некоммерческие организации создаются, как правило, с правами юридического лица.

Некоммерческой организации как юридическому лицу присущи следующие характеристики.

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету. Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке. Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

Учредительными документами некоммерческих организаций являются: устав либо учредительный договор и устав, либо только учредительный договор. В некоторых случаях некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно - правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные федеральными законами.

Учредительные документы некоммерческой организации могут содержать и иные не противоречащие законодательству положения.

Требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

Некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Филиалом некоммерческой организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или часть их, в том числе функции представительства.

Представительством некоммерческой организации является обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения некоммерческой организации, представляет интересы некоммерческой организации и осуществляет их защиту.

Филиал и представительство некоммерческой организации не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшей их некоммерческой организации и действуют на основании утвержденного ею положения. Имущество филиала или представительства учитывается на отдельном балансе и на балансе создавшей их некоммерческой организации.

Руководители филиала и представительства назначаются некоммерческой организацией и действуют на основании доверенности, выданной некоммерческой организацией.

Филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшей их некоммерческой организации, и должны быть указаны в учредительных документах некоммерческой организации, их создавшей.

По решению учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на то учредительными документами, некоммерческая организация может быть реорганизована. Реорганизация может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Некоммерческая организация может быть ликвидирована. Это может произойти:

    по решению ее учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на то учредительными документами;

    по решению суда;

    в случае признания организации несостоятельной (банкротом). Данный случай относится только к фондам и потребительским кооперативам.

Основной целью деятельности некоммерческой организации не является получение прибыли - другой важный признак некоммерческой организации.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Возможная прибыль не может быть распределена среди участников некоммерческой организации .

Действительно, некоммерческие организации не ставят главной своей целью извлечение прибыли. Однако законодательства многих стран, в том числе нашей, допускают возможность получения прибыли некоммерческой организацией. Вместе с тем в рамках некоммерческого сектора последняя носит ограниченный характер.

Во-первых, некоммерческая организация может заниматься предпринимательством лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которой она создана; сама бизнес-деятельность должна соответствовать таким целям.

Во-вторых, возможная прибыль полностью направляется на обеспечение основного профиля некоммерческой организации и не может быть распределена среди ее участников. Например, прибыль организаций здравоохранения используется на предоставление населению дополнительных видов медицинских услуг и увеличение объема услуг уже существующих. Прибыль научных организаций расходуется на осуществление новых проектов, приобретение оборудования и сырья. Прибыль общественных организаций и объединений идет на расширение спектра услуг, предоставляемых их участникам, на совершенствование материальной базы и т. д.

В общем, прибыль от предпринимательской деятельности некоммерческих организаций не распределяется среди их учредителей и участников, а полностью реинвестируется на развитие фундаментальных социальных сфер общества (просвещение, наука, культура, здравоохранение), на укрепление социальной защиты населения.

И разработке ее учредительных документов наиболее важным является формирование структуры органов управления некоммерческой организации, соответствующей требованиям законодательства. Кроме того, необходимо правильно и четко указать компетенцию и полномочия органов управления, используя формулировки, которые требует Минюст. В отличие от регистрации коммерческих организаций , например ООО, где можно использовать типовые уставы, устав НКО разрабатывается индивидуально для каждой организации в зависимости от ее специфики и целей деятельности.

Ниже приведены примеры структур органов управления некоммерческой организации (НКО) в зависимости от выбранной организационно-правовой формы.

Ассоциация (союз)

Высший орган управления – Общее собрание членов.

Автономная некоммерческая организация (АНО)

Высший орган управления – Общее собрание учредителей или единственный учредитель.

Исполнительный орган – руководитель организации (директор, генеральный директор, президент и т.д.).

Автономная некоммерческая организация является единственной некоммерческой организацией, в которой возможен выход из состава учредителей, причем этот выход будет также отражен в ЕГРЮЛ, вышедшие учредители будут исключены из ЕГРЮЛ.

Учреждение (в том числе образовательное учреждение – НОЧУ)

Высший орган управления – единственный учредитель.

Исполнительный орган – руководитель организации (директор, генеральный директор, президент и т.д.).

В случае создания и регистрации образовательного учреждения (НОЧУ) структура органов управления помимо указанной должна соответствовать требованиям законодательству об образовании, согласно которому предусматривается формирование органов, состоящих из педагогов НОЧУ.

Фонд

Высший орган управления – Коллегиальный орган управления – общее собрание учредителей или выборное Правление.

Исполнительный орган – руководитель организации (директор, генеральный директор, президент и т.д.).

В Фонде обязательным является формирование надзорного органа, члены (физические лица) которого будет выполнять свои надзорные функции на общественных началах. В состав Попечительского совета не могут входить лица, занимающие должности в органах управления Фонда (Правления, единоличного исполнительного органа).

Консультации специалистов компании «Юс Либерум» по вопросам, связанным с регистрацией НКО, в том числе по выбору организационно-правовой формы НКО, проводятся БЕСПЛАТНО.

Специалисты компании «Юс Либерум» имеют огромный опыт работы при регистрации НКО и готовы проконсультировать клиента по выбору наиболее правильной формы, максимально соответствующей его задачам. Разработанные нами учредительные документы некоммерческих организаций прошли неоднократную проверку в Минюсте и полностью соответствуют нормам законодательства. Наши юристы обладают высоким уровнем квалификации, чтобы оказать всестороннюю помощь при регистрации НКО любого вида – общественных объединений, фондов, потребительских кооперативов, учреждений, ТСЖ, ЖСК и т.д. Они подготовят требуемый комплект документов и представят ваши интересы во всех инстанциях – Минюсте РФ, Росстате, налоговой инспекции, внебюджетных фондах (ПФ, ФСС) и банках, – тем самым значительно сэкономив время и силы на прохождение всех этапов согласования.

Услуги по регистрации НКО (некоммерческой организации)

  • Подготовка документов, необходимых для государственной регистрации НКО (некоммерческой организации) в Министерстве юстиции Российской Федерации, в том числе разработка устава НКО, структуры органов управления, определение целей и видов деятельности.
  • Представление подготовленных документов в Минюст РФ для государственной регистрации НКО.
  • Представление в Минюсте РФ интересов заказчика, связанных с государственной регистрацией НКО.
  • Постановка НКО на налоговый учет.
  • Получение документов, подтверждающих факт государственной регистрации НКО, в том числе свидетельства о регистрации НКО.
  • Получение информационного письма об учете в Статрегистре Росстата (коды статистики).
  • Изготовление печати.

Дополнительные услуги при регистрации НКО

  • Постановка на учет во внебюджетных фондах (ПФ, ФСС).
  • Открытие расчетного счета.
  • Предоставление юридического адреса для регистрации НКО.
  • Получение выписки из ЕГРЮЛ.

Перечень документов, необходимых для создания и регистрации НКО

  • Название НКО.
  • Паспортные данные учредителей – физических лиц, реквизиты учредителей – юридических лиц, включая паспортные данные исполнительного органа юрлица-учредителя.
  • Паспортные данные руководителя НКО.
  • Цели и предмет деятельности НКО.
  • Адрес для регистрации НКО (в случае, если адрес предоставляет заказчик).

Наши юристы подготовят все необходимые документы для регистрации НКО, а также организуют их заверение у нотариуса в любое удобное для заказчика время без очереди.

По вопросам, связанным с регистрацией некоммерческих организаций (НКО) , обращайтесь к нашим специалистам по телефонам: +7 (495) 507-99-13 , +7 (495) 642-45-97 .

Структура органов управления некоммерческой организации зависит от того, основана ли организация на членстве. Тем не менее, общим для всех организаций является наличие двух органов управления: «высшего» - волеобразующего и «исполнительного» - волеизъявляющего. Исполнительный орган является постоянно действующим.

1. В организациях, которые основаны на членстве, высшим органом является обычно собрание (съезд) участников. Поскольку многие общественные организации являются массовыми и имеют значительное количество членов, учредительными документами может быть предусмотрено, что в работе высшего органа принимают участие не все участники лично, а их выборные представители (делегаты, уполномоченные). Такой высший орган обычно называется съезд либо конференция. Попробуйте сформулировать, какое количество голосов имеет уполномоченный. Обязан ли он следовать указаниям выдвинувших его членов по выносимым на голосование вопросам?

К компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов (п. 3 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ):

· изменение устава некоммерческой организации;

· реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда, которая проводится по решению суда);

· определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

· образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

Определите, является ли эта компетенция исключительной, то есть могут ли эти вопросы быть делегированы другим органам некоммерческой организации согласно ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ. К чьей компетенции относится изменение учредительного договора?

2. В организациях, не основанных на членстве, функции высшего органа выполняет специальный орган, предусмотренный учредительными документами: совет учредителей, либо лиц, назначаемых учредителями, например, наблюдательный совет, попечительский совет в некоммерческом фонде (ст. 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ), правление – в государственной корпорации. За некоторыми исключениями (например, в отношении благотворительных организаций) ограничений в отношении субъектного (персонального) состава такого органа законодательство не предусматривает.



Следует учитывать, что в организациях с единственным учредителем (например, учреждение) высший коллегиальный орган зачастую вообще не создается, а соответствующие полномочия реализуются непосредственно учредителем.

Подобные постоянно действующие коллегиальные органы управления (попечительский, наблюдательный, художественный совет, правление, политсовет, комитет партнеров и другие органы) могут создаваться и в некоммерческих организациях, основанных на членстве. К их ведению может быть отнесено, в частности:

· утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

· утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

· создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

· участие в других организациях.

Структура и функции этих органов должны определяться уставом с учетом ограничений, установленных для отдельных организационно-правовых форм.

Членам высшего органа управления могут компенсироваться расходы, непосредственно связанные с участием в работе этого органа, однако некоммерческая организация не вправе выплачивать им вознаграждение за выполнение возложенных на них функций (ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

3. Структура и компетенция исполнительных органов большинства некоммерческих организаций определена законом лишь в самых общих чертах. Центр тяжести правового регулирования здесь переносится на учредительные документы конкретной организации.

Исполнительный орган может быть как коллегиальным, так и единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления. К компетенции исполнительного органа относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления (ст. 30 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Органы некоммерческой организации должны действовать в ее интересах добросовестно и разумно (ст. 54 ГК РФ). В случае нарушения этого требования, они могут быть привлечены к дисциплинарной или материальной ответственности и обязаны возместить причиненные организации убытки.

Закон содержит определенные требования к совершению сделок, в которых имеется заинтересованность, и крупных сделок.

Заинтересованные лица, которыми признаются руководители, члены органов управления и контроля над деятельностью некоммерческой организации, обязаны избегать конфликта интересов. Это означает, что при осуществлении хозяйственных операций с организациями или гражданами, по отношению к которым заинтересованные лица являются участниками, сотрудниками, кредиторами или родственниками, они обязаны соблюдать, прежде всего, интересы некоммерческой организации и не должны использовать возможности некоммерческой организации или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных учредительными документами некоммерческой организации (ст. 27 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Вопрос о совершении некоммерческой организацией сделок, в которых имеется заинтересованность, то есть усматривается возможность расхождения собственных интересов заинтересованного лица (как сотрудника, родственника, кредитора или участника контрагента) и интересов руководимой им некоммерческой организации, относится к компетенции органа управления некоммерческой организацией или органа надзора за ее деятельностью – то есть решение об их совершении принимает не само заинтересованное лицо, а иной независимый орган (см. ст.27 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Если этот порядок не соблюден, то сделка является оспоримой.