Логопедическое занятие по теме школа школьные принадлежности. Логопедическое занятие в подготовительной группе «Школа


Разделы: Работа с дошкольниками

Цель занятия: развить интерес к обучению в школе и желание учиться на хорошие оценки.

Программные задачи:

  • Уточнить знание детей о школе, закрепить название и назначение учебных принадлежностей. Закрепить умение детей отвечать на вопросы связно, полно и выразительно.
  • Продолжать развитие умения детей образовывать существительные множественного числа, упражнять в составлении предложений по сюжетной картине и рассказа по картине. Активизировать в речи детей глаголы. Развивать словарный запас по данной теме.

Материал к занятию

  • Демонстрационный материал:
    • кубики с буквами «Ш», «К», «О», «Л», «А»;
    • колокольчик;
    • школьные принадлежности: карандаш, пенал, точилка, линейка, закладка, ластик, глобус, тетради, учебники;
    • для игры «Один – много» – картинки с изображением «один карандаш», «много карандашей», «одна тетрадь», «много тетрадей»…
    • для игры «Что изменилось?» – картинки с изображением линейки, ластика, карандаша, тетради.
  • Раздаточный материал:
    • для игры «Собери портфель» – предметы с изображением школьных и не нужных для школы предметов;
    • сюжетные картинки о школе;
    • схемы для составления предложений о школе;
    • картина «Класс»;
    • оценки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

На столе у воспитателя расставлены кубики с буквами «Ш», «К», «О», «Л», «А», «Р» в разном порядке.

Воспитатель: Посмотрите, на столе лежат кубики с буквами, давайте назовём каждую букву. Если вы составите из этих букв слово, то узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.

Дети составляют слово «ШКОЛА».

Воспитатель: Так о чём мы сегодня будем говорить?(О школе).

Воспитатель: А что такое школа? Какие школьные предметы преподают в школе? Чем отличается школа от детского сада?

Дети: У нас групповая комната, а в школе эта комната будет называться – класс. У нас – столы, а в школе – парты. В детском саду – воспитатель, а в школе – учитель. В детском саду – занятие, а в школе – урок. В детском саду оценки не ставят, а в школе – ставят.

Воспитатель: А какие самые хорошие оценки в школе? Каким должен быть ученик в школе?

Дети: 4 и 5; любознательным, прилежным, вежливым.

Воспитатель: Вы хотите сегодня, на один день очутиться в школе? Представьте, что вы ученики, а наша групповая комната – это класс, а я буду вашим учителем. Урок в школе начинается со звонка, прозвенел звонок – начинается урок.

Воспитатель: Прежде чем сесть за свои места, ученики приветствуют учителя, встаньте около своих стульчиков.

Дети встают около своих стульчиков.

Воспитатель: Здравствуйте, дети, садитесь.

Дети: садятся.

Воспитатель: чтобы нам учиться в школе, нам будут нужны школьные принадлежности. Какие школьные принадлежности вы знаете?

Дети: (отвечают по цепочке) карандаш, пенал, точилка, линейка, закладка, ластик, глобус, тетради, учебники и т.д.

Воспитатель: К нам на урок пожаловали школьные принадлежности, послушайте, что они нам расскажут.

Выходят дети в руках у них школьные принадлежности.

Карандаш (1 ребёнок): сейчас школьные принадлежности расскажут о себе.

Я – малютка карандашик.
Исписал я сто бумажек.
А когда я начинал,
То с трудом влезал в пенал.
Школьник пишет и растёт.
Карандаш – наоборот.

Пенал (2 ребёнок):

Карандаш в пенале мается,
Но зато он не ломается.
Ручка в темноте находится,
Но зато легко находится.

Точилка (3 ребёнок):

Почему из-под точилки
Вьются стружки и опилки?
Карандаш писать не хочет,
Вот она его и точит!

Линейка (4 ребёнок):

Я – линейка, прямота –
Главная моя черта.

Закладка (5 ребёнок):

Я – красивая закладка.
Я нужна всем для порядка.
Зря страницы не листай,
Где закладка, там читай.

Ластик (6 ребёнок):

Я – ластик, я – резинка
Чумазенькая спинка,
Но совесть у меня чиста,
Помарку стёрла я с листа.

Воспитатель: Так давайте, дети, расскажем, для чего в школе нужен каждый предмет.

Дети перечисляют для чего нужны названные и дополнительные (дневник, портфель, тетради, учебники, глобус) предметы для школьных занятий.

Воспитатель: давайте сейчас поиграем в игру «Что изменилось?». На доске в разных углах расположены школьные предметы, воспитатель меняет их местами.

Дети говорят, что изменилось.

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Один – много».

Воспитатель показывает картинки или предметы.

Это – карандаш, а это … (карандаши).
Это – тетрадь, а это … (тетради).
Это – учебник, а это … (учебники).
Это – линейка, а это … (линейки).
Это – пенал, а это … (пеналы).
Это – рюкзак, а это … (рюкзаки).
Это – фломастер, а это … (фломастеры).
Это – альбом, а это … (альбомы).

Воспитатель: а сейчас я хочу с вами поиграть в одну игру «Собери портфель». На ваших листочках нарисованы разные школьные принадлежности и предметы, которые в школе вам будут нужны. Вам нужно провести от каждого предмета, который вы возьмёте в школу, стрелочки к портфелю. Но сначала, мы с вами проведём гимнастику для пальчиков.

В школу осенью пойду. (Дети шагают пальцами по столу).
Там друзей себе найду.
Научусь писать, читать, (загибают по одному пальцу на обеих руках).
Быстро, правильно считать.
Я таким учёным буду! (Грозят указательным пальцем правой руки).
Но свой садик не забуду!

Дети выполняют задание, рассказывают, что они возьмут в школу, а какие предметы не нужны.

Воспитатель: А как называются в школе перерывы между уроками? (Перемены).

Воспитатель звонит в колокольчик.

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру. Если я покажу цифру 3, то вы построите кружки из трёх человек, цифру 4 – из четырёх человек, два – из двух человек.

Звучит музыка. Воспитатель показывает цифры. Дети строят кружки в соответствии с показанными цифрами.

Воспитатель: Звонок! Продолжается урок. Дети, у вас на столах лежат картинки. Нужно составить по одному предложению к картинке и сразу составить схему к этому предложению.

На доске вывешивается картина. Воспитатель задаёт вопросы по картине.

– Как вы думаете, кто эти дети? (Ученики).
Где они находятся? (В классе).
Кто учит школьников? (Учитель).
Как вы думаете, какой идёт урок? (Математика).

Воспитатель: Составьте небольшой рассказ по этой картине.

Трое детей рассказывают свои рассказы.

Воспитатель: Молодцы, интересные у вас получились рассказы. А как вы понимаете вот такие пословицы:

  • Ученье – путь к уменью.
  • Ученье – свет, а неученье – тьма.

Дети объясняют пословицы.

Воспитатель: Подведём итог. Давайте вспомним, о чём мы говорили на занятии.

Дети рассказывают, что они узнали на занятии.

Ребёнок читает стихотворение о школе:

Цветут настурции в саду
Весёлым красным цветом.
А скоро в школу я пойду,
Прощусь с весёлым летом.
Я наберу в саду у нас
Цветов и листьев разных
И принесу его я в класс –
Букет настурций красных.
Мне мама косу заплетёт
И свяжет лентой сзади.
Я книжки новые возьму
И чистые тетради.
Мурлычет Мурка на окне:
«Побегаем немножко!».
Что скоро в школу надо мне
Не понимает кошка.

Воспитатель: Сегодня вы все хорошо поработали и заработали вот такие пятёрки.

Воспитатель раздаёт детям пятёрки.

– Я желаю вам хорошо учиться в школе, быть прилежными, любознательными, внимательными учениками, чтобы вырасти настоящими людьми.

ЦЕЛЬ:
Закреплять:

-навык различения и произношения смешиваемых звуков (близких по
артикуляционным и акустическим признакам) в словах и предложениях; ~
-умение определять позицию звука в слове;

-умение проводить звукослоговой анализ, составлять схемы слов;

-умение составлять из букв слова;

-правильное употребление предлогов;

-понимание и употребление фразеологических оборотов;

-умение составлять предложения с заданными словами;

Развивать:

-внимание, мышление, память, фонематический слух;
Воспитывать: навыки самоконтроля.

Оборудование:

Мольберт, предметные, сюжетные картинки, наборы для звукослогового
анализа, магнитная доска и буквы, карточки со словами, «Поезд»,
игрушечный Мишка, «Лабиринт», ребусы, «Волшебный мешочек».

Методические приемы:

Игровая мотивация, дидактические игры, вопросы, ребусы, анализ.

    Орг. момент.

Дети стоят полукругом.
Л.: Перед тем как начать занятие проверим, умеете ли вы внимательно
слушать и быстро отвечать.
Л.: Подумай, ответь , как это можно назвать:
Весна, лето, осень
Пароход, теплоход, самолет
Масло, хлеб, сыр
Молоток, топор, пила
Свитер, юбка, пальто
Шляпа, панама, кепка
Сковорода, кастрюля, стакан
Сосна, береза, дуб
Л.: Попробуем поиграть по-другому:

Назови три предмета: фрукты, дом. Животные, месяцы, геометрические
фигуры, овощи, обувь, насекомые.
Л.: Молодцы!

Л.: Давайте послушаем, умеете ли вы красиво и правильно говорить.
Игра «Будь внимателен, смотри, без ошибки повтори» :
Желтый цыпленок
Железный замочек
Лара играла
Чищу щеткой
Черный волчище
Зеленый ящичек
У Любочки юбочка
Зеленый жук
Горный орел
Белый кролик
Круглое зеркало
Горькое лекарство
Смешная старушка
Страшное происшествие
Л.: Молодцы! Подойдите к своим местам.

Л.: Посмотрите на карточки. Сядет тот, кто правильно изменит слова по
образцу
- 2 тетради, 3 карандаша и т.д.

Л.: Вижу, вы готовы к занятию: правильно сидите, красиво говорите, хорошо
считаете и отвечаете.

Л.: Сегодня на занятии вам пригодятся все знания, которые вы накопили за 2
года

    Основная часть .

Л.: Поиграем в игру «Назови первый и последний звук в своем имени»

Л.: Ребята, а что мы сейчас делали?

Д.: Искали (называли) звуки в своих именах.

Вопросы.

На какие две группы делятся звуки?


Сколько гласных звуков, назови их?
-Почему мы их называем «гласные»?
-Какие звуки мы называем «согласные»? Почему?
-Какие бывают согласные звуки?

Кто назовет согласные звуки, которые всегда твердые?., всегда мягкие?
Л.: Прежде чем вы выполните следующее задание, давайте уточним:
-чем звук отличается от буквы?

Д.: Звук мы произносим и слышим, а букву мы видим, пишем и читаем.
Л.: Поиграем в игру «Какое слово задумано?»
-Раз, два, три - карточку возьми и переверни.

Правило игры: нужно назвать картинки, выделить первый звук, обозначить

Какое у тебя получилось слово, а у тебя?

Л.: А теперь составим звуко-слоговую схему этого слова.

    Как мы определяем количество слогов?

    Что такое слог?

Проверяется у каждого ребенка и по ходу задаются вопросы:

    Назови 1-й слог.

    Назови гласные звуки.

    Назови 4-й звук.

    Дай ему характеристику.

Л.: Карандаш, ручка, книга, краски, пластилин.

    Как можно назвать эти предметы?
    Д.: Школьные принадлежности.
    Л.: Молодцы!

Л.: Ребята, я тоже для вас напечатала слова, обозначающие школьные
принадлежности. Но пока несла, они у меня рассыпались. Соберите эти
слова!

Ли - ней - ка
Тет - радь
У - чеб - ник
Пе - нал
Ра - нец

Л.: Прочтите мне слова, в которых 2 слога... 3 слога.
Л.: Молодцы.

(Дополнительное задание. Убираются слова и дети вспоминают и обобщают
эти слова)
3. Физ. минутка.

Мы потрудились, можно немножко отдохнуть.

Л.: Вы будущие школьники и сейчас сделаем зарядку для школьников.
Вот для школьника зарядка,
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись


Сели - встали, сели - встали,
Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам свободней встать
И спокойнее дышать.
Л.: Тихо садимся.
Л.: О чем мы с вами говорили?
Д.: О школьных принадлежностях.

Л.: А где вам пригодятся школьные принадлежности вы узнаете (отгадав

загадку или прочитав слово).

Л.: Правильно. Молодцы.

Л.: Вот я написала это слово, прочтите его.

Л.: Давайте исправим ошибки.

Игра «В школе»

Л.: В детском саду вы много играли, рисовали, лепили, занимались. Скоро вы
пойдете в школу. Чему вы там научитесь?

Л.: На какой вопрос отвечают слова - действия?

Л.: Скажите, каким должен быть ученик в школе?

Д.: Аккуратным, добрым, умным, смелым, прилежным, старательным,

внимательным, изобретательным, послушным, трудолюбивым, воспитанным.

Л.: Что вы называли?

Л.: На какой вопрос отвечают слова - признаки?

Л.: Мы с вами называли слова - действия, слова-признаки, а сто еще могут
обозначать слова?
Д.: Слова - предметы.

Л.: На какие вопросы отвечают слова-предметы?
Д.: Кто это? Что это?

Л.: Мы знаем, что слова могут обозначать предметы, действия, признаки.

Л.: Что можно составить из слов?

Д.: Из слов можно составить предложение.

Л.: Правильно, послушайте предложение:

Идти, в, ученики, школа.
Л.: Это предложение?

Д.: Слова в предложении дружат и что-то нам сообщают.
Л.: Давайте составим предложения из слов:

    Урок, учитель, вести.

    Перемена, на, звонок, звенеть.

    Большой, в, спортзал, школа.

    Петь, хор, в, школьный, ученики.

Л.: Назовите правила написания предложений.

1. Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.


Л.: А какие еще слова пишутся с заглавной буквы?

      Слова в предложении пишутся раздельно.

      В конце предложения ставим точку.

Л.: Будут ли предложения, которые мы с вами составляли рассказом?
Почему?

Д.: Потому что у рассказа есть название и все предложения связаны одним
смыслом.

Выставляется рассказ «Скоро в школу».

Мы стали большими. Нам уже семь лет. Скоро мы пойдем в школу. Мы
хорошо и быстро читаем. В школе будем хорошо учиться.
Л.: А это рассказ?

    Как название этого рассказа?

    Какими вы стали?

    Сколько вам лет?

    Куда вы скоро пойдете?

    Как вы читаете?

    Как вы будете учиться в школе?

Л.: Подберите из рассказа предложение, подходящее под эту схему.

Л.: Назовите 1-е слово в предложении..., 2-е слово..., 3-е слово?

Л.: Молодцы.

Итог.

Л.: О чем мы говорили на занятии? (о школе, школьных принадлежностях)
Л.: Какие задания выполняли?

(Мы вспомнили, что такое звук, слог, слово, предложение, составляли
схемы слов. Читали рассказ. Играли в игры.)

Л.: Молодцы! Вы очень хорошо читали, красиво сидели и поднимали руку.
Л.: Вы много знаете, умеете и готовы пойти в школу. Я рада поздравить вас.
Л.: Занятие закончено.
Вручение медалей.

Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе

Тема: Школа. Школьные принадлежности.

Коррекционно-образовательные цели:

    Обобщение представлений о школе и школьных принадлежностях.

    Расширение и уточнение и актуализация словаря по теме.

    Совершенствование грамматического строя речи (Образование родственных однокоренных слов)

    Совершенствование навыка звуко-слогового анализа слова, навыка составления, чтения и печатания слов.

    Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех поставленных звуков в свободной речевой деятельности.

Коррекционно-развивающие цели:

    Развитие тонкой и общей моторики.

    Развитие слухового, фонематического, зрительного восприятия.

    Профилактика оптической дисграфии (зеркальное письмо).

    Совершенствование навыка координации движений с речью.

Коррекционно- воспитательные цели:

    Воспитание навыка сотрудничества в игре и на занятии, активности, самостоятельности.

    Формирование готовности к школе.

Оборудование: Школьные принадлежности (букварь, резинка, ручка, альбом, фломастер, ранец 2 шт., дневник, карандаш, линейка), звуковые символы, полоски, карточки, обклеенные скотчем, маркеры-по числу детей, магнитная азбука, и магнитная доска, тетради Нищевой № 1 по числу детей, карандаши.

1.Оргмомент.

Мы занятие начинаем и предметы называем.

Дети называют предметы, лежащие на столе: букварь, ручка, фломастер, дневник, резинка, карандаш, альбом, ранец.

2.Определение темы.

Как вы думаете? О чем мы будем говорить на занятии? (О школе)

Какие это принадлежности? (Школьные)

3.Звуко-слоговой анализ слова «школа»

Выкладывание звуко-слоговой схемы слова на магнитной доске и каждым ребенком. Печатание слова на карточках маркерами.

4.Дидактическая игра «Пары».

На столе предметы разделены на 2 группы.

Необходимо составить пары из школьных принадлежностей так, чтобы название второго предмета начиналось с последнего звука названия первого предмета.

Букварь-резинка

Ручка- альбом

Фломастер-ранец

Дневник-карандаш

5.Речевая подвижная игра «В школу»

В школу мы с тобой пойдем

И портфель с собой возьмем.

В школе будем мы писать.

Физкультурой заниматься,

И трудиться, и стараться.

6.Дидактическая игра «Собери семейку слов».

Предлагаю собрать слова одной семейки: школа- школьники- дошкольники- школьная- пришкольный.

7.Дидактическая игра «Буква поломалась».

Буквоед прилетал и букву поломал.

Ш ОЛА, ШКОЛ НИКИ, ДОШКОЛЬН КИ, ШКОЛЬН Я, П ИШКОЛЬНЫЙ

8.Дидактичская игра «Собери ранец».

Мальчики собирают в ранец школьные принадлежности, названия которых состоят из 2 слогов.

Девочки - из 3 слогов.

9.Отгадывание кроссворда «Школьные принадлежности».

Работа в тетрадях №1 Нищевой Н.В., стр. 19. Отгадывание слов: ручка, карандаш, линейка, краски, альбом.

10.Итог занятия.

О чем сегодня говорили на занятии?

Оценка работы детей.


Полина Губа

Активизация и актулизация словаря по теме.

Совершенствование навыка звукового, слогового анализа и синтеза .

Автоматизация произношения и дифференциация всех звуков.

Совершенствование навыка составления и чтения слов, умения подбирать родственные слова.

Оборудование

Предметные картинки, мяч, странички для чтения, карточки «шифровки» , школьные принадлежности .

Логопед : Нужно прочесть слова, по первому звуку каждого слова собрать новое слово, которое подсказывает нам о чём мы будем говорить (слова написаны на доске) .

КАРАНДАШ

АРБУЗ (школа )

Логопед : Молодцы! Справились с заданием. Так о чём мы начнём разговор?

Дети : Мы будем говорить о школе .

Логопед : И школьных принадлежностях . Что такое школьные принадлежности ? (ответы детей)

Логопед : Ребята, вспомним правило речи.

Дети : Каждый день – всегда, везде…

На занятиях , в мире…

Ясно, чётко говорим,

Потому что не спешим!

И легко нам говорить,

И не хочется спешить.

Так спокойно, так приятно

Говорим и всем понятно.

Игра «Пары»

Логопед : На доске предметные картинки (букварь, ручка, фломастер, альбом, резинки, ранец, дневник, карандаш) . Даю вам задание : рассмотреть картинки и составить из них пары так, чтобы название второй картинки начиналось с последнего звука названия первой картинки.

Дети : Ручка – альбом, дневник – карандаш, фломастер – ранец, букварь – резинка.

Логопед : Дети, расскажите для чего нужны школьные принадлежности .

Дети берут школьные принадлежности и рассказывают .

Экспресс опрос

Без чего не напишешь в тетради?

Что ставим в конце предложения?

С какой буквы пишем предложение?

Игра «Семейка слов» (с мячом в кругу)

Логопед : Попробуем образовать слова одной семейки со словом «ШКОЛА » .

Дети : Дошкольники , школьники , школьная , пришкольный , школьный .

Логопед : А ребята знают загадки о школьных принадлежностях ?

Дети : На страницах букваря

33 богатыря.

Мудрецов – богатырей знает каждый грамотей (алфавит) .

То я в клетку, то в линейку

Написать на мне сумей-ка

Можешь и нарисовать,

Что такое? Я … (тетрадь) .

До чего же скучно, братцы

На чужой спине кататься

Дал бы мне кто пару ног,

Чтобы сам я бегать мог (ранец) .

Кто альбом раскрасит нами

Ну, конечно, … (карандашами) .

Физминутка

Дети идут по кругу и произносят слова «Мы в школу пойдём и с собою возьмём…»

Логопед называет слова (карандаш, мяч, кукла, тетрадь, линейка, неваляшка и т. д.) . Школьные принадлежности – дети хлопают в ладоши, на другие слова – приседают.

Игра «Найди ошибку»

Дети читают и подбирают по смыслу подходящие слова

пенал – отдыхать

переменка – хранить

ручка – писать

Игра «Выложи слова»

Наборы букв на каждого ребёнка. Дети выкладывают слова (школьные принадлежности ) .

Логопед : Почему так важно учиться в школе ? Почему вы хотите стать первоклассниками?

Новая лексика

Существительные:

школа, урок, перемена, класс, парта, одноклассники, ученики, учитель, портфель, учебник, тетрадь, пенал, ручка,

карандаш, кисточка, ластик, линейка, дневник, отличник, двоечник.

Глаголы:

учиться, слушать, наблюдать, писать, читать, считать, решать, задавать, рисовать, заниматься, готовить (уроки).

Прилагательные:

прилежный, внимательный, старательный, способный, ленивый, аккуратный, неряшливый, ответственный,

строгий, требовательный, добрый, заботливый.

Наречия:

внимательно, старательно, прилежно, хорошо, отлично, плохо, грязно, умело, красиво.

Подвижная игра « Кто быстрее ?»

Цели: развивать внимание, ловкость, умение сосредоточиться, дифференцировать понятия «Игрушки» и «Школьные

принадлежности».

ХОД игры. Воспитатель предлагает детям соревнование «Кто быстрее соберёт портфель». В соревновании участвуют двое,

остальные - жюри. Перед участниками на двух столиках лежат школьные принадлежности и игрушки вперемешку. У каждого

столика - портфель. По команде воспитателя дети подбегают каждый к своему столику и «собираются в школу». Когда

портфели собраны, члены жюри оценивают, кто справился с заданием лучше (оцениваются скорость и правильность

выполнения задания). Для следующих участников можно добавить или заменить предметы на столе.

Диалог

Цели: развивать общие речевые навыки (речевое дыхание, чёткость дикции, интонационную выразительность речи).

ЖАДИНА

Гриша, Гриша, дай мне нож.

Ты обратно не вернёшь.

Дай-ка, Гриша, карандаш.

Ты обратно не отдашь.

Гриша, Гриша, дай резинку.

Ты откусишь половинку.

Гриша, Гриша, дай чернил.

Ты бы сбегал и купил.

С. Маршак

Игра «Великаны - гномики»

Цели: формировать грамматический строй речи, учить употреблению уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ход игры . Воспитатель сообщает детям, что все ходят в школу. Гномики и великаны тоже пошли в школу.

Например:

У великанов большие портфели, а у гномиков - маленькие портфельчики.

У великанов большие книги, а у гномиков - маленькие книжечки.

У великанов большие карандаши, а у гномиков - маленькие...

У великанов большие тетради, а у гномиков - маленькие...

У великанов большие линейки, а у гномиков - маленькие...

У великанов большие ручки, а у гномиков - маленькие...

У великанов большие кисти, а у гномиков - маленькие...

Игра «Растеряшка»

Цели: формировать грамматический строй речи (образование родительного падежа существительных).

Ход игры. Воспитатель знакомит детей с девочкой (куклой по имени Растеряшка.

Растеряшка всегда всё теряет и вечно что-нибудь забывает. Пришла Растеряшка в школу. Все ребята

достали учебники, а у неё нет (чего?).... Дети открывают тетради, а у Растеряшки нет (чего?) .... У всех в пенале

ручка, а у неё нет (чего?) .... Дети достают карандаши, а у неё нет (чего?).... Как вы думаете, чего ещё нет у

Растеряшки?

Игра «Как?»

Цели: формировать грамматический строй речи, учить образовывать наречия от прилагательных

Ход игры. Воспитатель предлагает детям закончить предложения, ответив на вопрос «как?»

Мальчик -хороший ученик, он учится (как?)... (хорошо).

Внимательная девочка всегда слушает (как?) ... (внимательно).

Старательные ученики всегда делают уроки (как?) ... (старательно).

Прилежные ребята учатся (как?) ... (прилежно).

Тот, кто получает отличные отметки, учится (как?) ... (отлично).

Игра «Скажи наоборот»

Цели: обогащать словарный запас, учить подбирать антонимы.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям продолжить предложения словами-наоборот.

Маша опрятная девочка, а Саша - ... (неряшливый).

Лида старательная ученица, а Катя - ... [ленивая).

Женя толстый, а Лена - ... (худая).

Витя сильный, а Рома - ... (слабый).

Коля храбрый, а Костя - ... (трусливый).

Даша учится хорошо, а Олег - ... (плохо).

У Олеси портфель новый, а у Иры - ... (старый).

Игра «Семейка»

Цели: обогащать словарный запас, учить подбирать одноко ренные слова к заданному.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти заданным словам родственников.

Слова: школа, книга, учить.

Игра «Собери слово»

Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки чтения и звукового анализа слов.

Ход игры. Задание выполняется в тетрадях. Воспитатель предлагает детям проследить, куда ведёт стрелочка, и

расставить буквы по местам. Дети читают, какое слово получилось, и выполняют его звуковой анализ.

Игра «Поймай звук»

Цели : развивать фонематическое восприятие.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям «поймать звук»: дети должны хлопнуть в ладоши, если этот звук в слове есть, и

определить, где он находится (в начале, в середине или в конце слова).

Например:

Звук [с]: карандаш, ластик, ранец, класс, кисточка, школа, карандаш, одноклассник.

Звук [ч]: учебник, школа, ученик, ручка, тетрадь, кисточка, чтение, пенал, учитель.

Игра «Кто больше?»

Цели: развивать зрительное внимание, мышление, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза,

активизировать словарный запас.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми слово и предлагает составить из букв этого слова как можно больше

новых слов.

К А Р А Н Д А Ш И К

Стихи для чтения и заучивания наизусть

ЧИТАЛОЧКА

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну почитай ещё страницу!»

Не надо звать, не надо ждать,

В. Берестов

ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ

Нежарким солнышком согреты,

Леса еще листвой одеты.

У первоклассников букеты.

День хоть и грустный, но веселый.

Грустишь ты: - До свиданья, лето!

И радуешься;

Здравствуй, школа!

В. Берестов

Пошёл Серёжа в первый класс.

С Серёжей не шути!

Почти до десяти!

Не грех такому мудрецу

Задрать курносый нос!

Вот как-то за столом отцу

И задал он вопрос:

Два пирожка тут, папа, да?

А хочешь - на пари!

Я доказать могу всегда,

Что их не два, а три!

Считаем вместе: Вот ОДИН

А вот и ДВА, смотри!

ОДИН и ДВА, - закончил сын, -

Как раз и будет ТРИ!

Вот молодец! - сказал отец, -

И в самом деле три!

И потому я два возьму, А

третий ты бери!

Б. Заходер

ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

Вчера лишь тебе говорили - малыш,

Порой называли - проказник.

Сегодня уже ты за партой сидишь,

Зовут тебя все - первоклассник!

Серьезен. Старателен. Впрямь - ученик!

Букварь. За страницей - страница.

А сколько вокруг замечательных книг...

Великое дело - учиться!..

Р. Фархади

Загадки

Цели: развивать слуховое внимание, мышление, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

Ход игры . Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.

Чёрный Ивашка -

Деревянная рубашка,

Где носом ведёт,

Там заметку кладёт.

(Карандаш)

А. Рождественская

Это что тут за зверёк

Ходит вдоль и поперёк?

В краске выпачканный нос,

Деревянный длинный хвост.

(Кисточка)

В. Данько

Крошки-птички

Сели в ряд

И словечки говорят. (Буквы)

В. Фетисов

На чёрном поле

Скок- поскок -

Гуляет зайчик- белячок. (Доска имел)

В. Кремнев

Открыть свою тайну любому готова,

Но ты от неё не услышишь ни слова.

(Книга)

А. Костаков

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Я б такой исполнил танец!..

Но нельзя, я школьный... (ранец).

Текст для пересказа

СИНИЕ ЛИСТЬЯ

У Кати было два зелёных карандаша. У Лены ни одного.

Вот и просит Лена Катю:

Дай мне зелёный карандаш!

А Катя и говорит:

Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает

Лена:

Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

Мама-то позволила, а брата я не спросила.

Ну что, позволил брат? - на другой день спрашивает Лена.

Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

Я осторожненько, - говорит Лена.

Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко...

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Уди вилась Катя, побежала за ней.

Ну что ж ты? Бери!

Не надо, - отвечает Лена.

На уроке учитель спрашивает:

Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

Карандаша зелёного нет.

А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит:

Я ей давала, а она не берёт.

Посмотрел учитель на обеих:

Надо так давать, чтобы можно было взять.

По В. Осеевой

Вопросы:

Почему Лена попросила у Кати карандаш?

Что ответила Катя?

Что случилось на другой день? На третий?

Почему Лена не взяла карандаш?

Что произошло на уроке?

Почему Катя покраснела?

Что сказал учитель девочкам?