Цель изучения истории военной формы. О структуре военной истории как науки, ее общих положениях и методологии


Несмотря на кризисные явления, военно-историческая наука развивается и по-прежнему является важным фактором духовной жизни нашего общества. Главным образом потому, что народная память бережно хранит все, что непосредственно связано с защитой Отчизны, с ратными делами ее воинов во имя сохранения своих народов и создания условий, необходимых для жизни и будущего.

Формирование общественного сознания русского народа издавна определялось двумя факторами: природой и историей. Обращение к военной истории всегда служило формированию патриотизма, гражданственности, способствовало появлению высоких нравственных качеств народа и его воинов.

Военная слава Отечества никогда не была безразличной для его народов: они ее творцы и носители. Именно поэтому они всячески поддерживают тех ученых, журналистов, политических деятелей, которые стремятся воссоздать достоверную, правдивую военную Отчизны. Первейшая задача, стоящая перед военными историками всех направлений, состоит в быстрейшем преодолении кризисных явлений в развитии и функционировании науки. В этой связи особое значение приобретает более четкое представление о самой военной истории как науки в современных условиях, ее взаимосвязи с другими отраслями научных знаний и прежде всего с военной наукой.

Ибо в этом вопросе существуют определенные заблуждения: в частности, что военно-историческая наука является частью военной науки. Что это не так — и генетически, и онтологически, и функционально, и гносеологически — свидетельствуют глубокие исследования, основанные на анализе и обобщении военно-исторической действительности, а не на априорных конструкциях и отрывочных фактах и содержащие значительный смысл.

Известно, что военно-историческая наука (военная история) в России сложилась как относительно самостоятельная отрасль исторической науки в XIX в., несколько ранее, чем военная наука, или почти одновременно. В настоящее время достаточно четко определились объекты и предметы этих наук, их методы, понятия и категории, задачи, а также характер их взаимосвязи и взаимодействия, которые не являются субординированными.

Во-первых, потому, что военно-историческая наука выражает исторический метод познания, а военная наука — теоретический, которые реально существуют, взаимодействуют между собой, но не «подчиняясь» при этом один другому. Ибо (исторический метод) историческое познание состоит в ггрослеживании конкретного процесса во всем его многообразии и последовательности с момента его зарождения через основные этапы развития, т. е. в генетической взаимосвязи.

Теоретическое же познание, как и теоретический (логический) метод, состоит прежде всего в выяснении существенного, закономерного, типичного и особенного, т. е. в формировании теоретических положений. История отражает ход общественного развития в конкретно-хронологической форме, а теория воспроизводит его в абстрактных понятиях, категориях. Во-вторых, объект и предмет военно-исторической науки намного объемнее по сравнению с военной наукой. Военная история как наука исследует военную деятельность государств, партии, классов, различные войны в историческом измерении (мирные и не мирные периоды жизни наций, народов, государств), военная наука — военно-политический, военно-стратегический и военно-технический аспекты войн определенной эпохи, вооруженную борьбу.

Естественно, история военной деятельности государства, классов, партий или история войн (например, история Второй мировой войны) по своему объему никак не может быть частью военной науки, основными проблемами которой являются закономерности вооруженной борьбы, развития и применения вооруженных сил, вопросы теории и практики военного искусства и некоторые другие, связанные с подготовкой и ведением войсками вооруженной борьбы и ее обеспечением.

В-третьих, функции и задачи военно-исторической науки многообразнее функций и задач, решаемых военной наукой. Первая играет важную мировоззренческую роль, несет в себе огромный морально-нравственный заряд, и потому она незаменима в военно-патриотическом воспитании народа, особенно молодежи. Ее роль велика в формировании качеств, необходимых полководцу, военачальнику, в развитии как общего, так и профессионального мышления военных кадров. Военная наука вооружает их прежде всего научными знаниями, дает теорию вопроса и вырабатывает рекомендации, необходимые для военной практики. Она более профессионально-прикладная, чем военная история во всем ее многообразии.

В-четвертых, военная история как наука и военная наука имеют различные перспективы. В будущем, если войны не исчезнут вообще, то в значительной степени перестанут быть такими же «типовыми», «традиционными», какими являются сейчас, а это неизбежно приведет к замене (если не смене) всего сущностного, понятийно-категориального аспекта военной науки в ее современном понимании. Все это позволяет предполагать, что военная наука как особая отрасль военных знаний отомрет, будет не нужна. Она войдет в науку истории и будет изучаться с той же целью, с какой мы в настоящее время изучаем прошлого. Военная наука имеет жизненно важное значение до тех пор, пока существуют войны в их традиционном понимании.

И наконец, пожалуй, самое важное. Военная история несет в себе солидный заряд онтологического (бытийного) содержания для военной науки. Вопрос о «бытии» военной науки сам по себе теряет и не имеет смысла вне сферы военно-исторической действительности, познания и учета военно-исторического опыта.

Фундаментальные положения современной военной науки — общетеоретические основы, категории и принципы военной науки, закономерности военной практики и т. д. — все это результат познания военно-исторического процесса в целом и его составных частей, таких, как история отечественной и зарубежной военной мысли, история военного искусства и др.

Из указанных выше обстоятельств следует, что военно-историческая наука и военная наука — прежде всего самостоятельные науки, которые являются сторонами единой системы знаний. Они играют огромную самостоятельную роль в обществе в решении задач, стоящих перед вооруженными силами. Дело заключается в том, чтобы они взаимодействовали, а не подменяли одна другую, а тем более не поглощали друг друга. Всякие попытки волюнтаристскими решениями изменить объективно сложившиеся отношения двух отраслей научных знаний вели, как правило, если не к деградации, разложению двух систем научных знаний, то к существенному снижению их роли.

Еще раз подчеркнем: военная история как явление представляет собой весьма сложную систему. Это судьбы миллиардов людей, их поступки, великое множество войн и армий, борьба различных государств, военных коалиций, политических течений и организаций. И все это отражает военно-историческая наука, прежде всего посредством изучения конкретных фактов военных событий. Она воссоздает объективную картину военного прошлого, выявляет тенденции развития военного дела, обобщает опыт и уроки войн, военной организации государства, развития военного искусства.

Поскольку она выполняет эту свою роль в единой связи с другими историческими процессами, то ее следует рассматривать в мировом плане как активного и равноправного участника формирования в целом научной картины развития общества. В связи с преодолением заблуждений относительно взаимосвязи военно-исторической и военной науки, а также уточнением и определением дальнейшей политики в развитии военно-исторической науки особое значение приобретает вопрос о философско-теоретических и теоретико-методологических проблемах военной истории.

Это необходимо прежде всего для преодоления в науке тех преград, препятствий, которые тормозят ее функционирование и развитие. В свое время английский философ Ф. Бэкон причины заблуждений на пути к истине назвал «призраками», «идолами». Применительно к современной военной истории — это в первую очередь забвение героического прошлого, догматизм, мифология, антиистория, антисоветизм, авторитаризм, отрицание (недооценка) национального духа науки и некоторые другие. Своего рода тормозом для военной истории стали и некоторые методологические принципы, догматизированные и извращенные в последнее время.

Разработка философских, теоретико-методологических проблем военной истории необходима также для повышения теоретического уровня военно-исторических исследований, усиления ее взаимосвязи с военной наукой, которая также нуждается в изжитии своих кризисных явлений. Этому, например, способствовали бы преодоление взглядов, отождествляющих войну и вооруженную борьбу, разработка истории Второй мировой войны, локальных войн второй половины XX в., меняющийся характер военных конфликтов в наше время и т. д.

С.Н. Михалев. Военная стратегия

Страница 1

Военная история как совокупность знаний возникла на раннем этапе развития человечества. В древности и в средние века наиболее типичной формой исторических сочинений были анналы и хроники (на Руси - летописи) - повествования о важнейших событиях военной жизни. Тогда же появились первые военно-исторические труды. Однако их теоретический уровень обобщения был невысок. Основу их составляли описания событий и фактов, а также прославление военных вождей различных рангов.

В дальнейшем в результате попыток дать оценку тем или иным событиям, выявить причинно - следственные связи, сформулировать основополагающие принципы и закономерности военного искусства постепенно стали складываться определённые методы военно-исторических исследований, появляются военные историки - профессионалы и военная история становится самостоятельной отраслью науки. В России процесс становления военной истории как науки пришёлся на XIX век. В это же время изучение военной истории прочно входит в практику подготовки офицерского состава русской армии.

Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования. Объект науки - это то явление или процесс, которые подвергаются изучению. Одно и то же явление могут исследовать различные науки, сосредотачивая внимание на определённом его аспекте. Следовательно, предмет науки - это та сторона объекта, которая исследуется данной наукой.

Уже само название научной дисциплины свидетельствует о том, что её объектом является процесс создания и функционирования армии, подготовки и ведения войн прошлого. В нём военная история исследует исторические закономерности армии, возникновения, хода и исхода войн; военную деятельность в единстве всех её сторон (экономической, политической, духовной и собственно военной) государств, народных масс, классов, партий, движений как в мирное, так и в военное время в различные исторические эпохи. Причём эта деятельность связана как с подготовкой и ведением военных акций, так и с их предотвращением.

Объект и предмет военной истории свидетельствуют, что она изучает чрезвычайно широкий спектр проблем. В решении этих проблем военно-историческая наука функционирует как определённая сторона всеобщей истории и в качестве таковой взаимодействует с другими науками, в том числе с военной наукой. В своих исследованиях она использует теоретические положения военной науки по вопросам подготовки, ведения и обеспечения вооружённой борьбы и в то же время является исторической базой военной науки.

Военная история как наука изменяется под воздействием всей совокупности общественных отношений и прежде всего объекта изучения: армии, войны, военного дела, которые обуславливают появление и развитие многочисленных отраслей военно-исторической науки. Известный историк и теоретик А. Свечин писал: "Каждая специальность военного дела имеет свою историю. Существует история военных знаний, пехоты, кавалерии, артиллерии, долговременной фортификации, осад, снабжения, военного права, дисциплины и т.д. Многие из этих специальных дисциплин имеют свою весьма почётную, обширную и поставленную на научную почву, литературу". Такое развитие военно-исторической науки позволяет сделать вывод о том, что военная история - наука собирательная. Она состоит из ряда относительно самостоятельных отраслей. Важнейшими из них являются: история войн, военного искусства, строительства вооружённых сил, военной техники, военной мысли.

История войн изучает социальную сущность, раскрывает цели, причины и характер конкретных войн, их ход, последствия и итоги. При изучении войн военная история занимается исследованием всех связанных с ней процессов, акцентируя внимание как на истории непосредственно вооружённой борьбы и её обеспечения, так и невоенных форм и средств борьбы во время войны - экономических, дипломатических, идеологических и других. Всё это обеспечивает объективный, конкретно - исторический подход к рассматриваемой войне.

История военного искусства обращается к формам и способам непосредственно вооружённой борьбы. Сам термин "военное искусство" пришёл к нам из глубины средних веков. В то время любой вид деятельности - сапожное, кузнечное, плотницкое, гончарное, военное и другое дело - назывались искусством. В новое и новейшее время, когда все эти виды труда стали называться ремёслами, военное искусство сохранило своё название. Исходя из этого следует иметь в виду, что в данном случае понятие "искусство" нельзя отождествлять с понятием "искусный". Военное искусство - это деятельность военных кадров по подготовке и ведению вооружённой борьбы, которую, в одних случаях, можно оценивать как искусную, победоносную, а в других - ведущую к поражениям.

Формы и способы вооружённой борьбы в зависимости от масштаба, привлекаемых сил и средств, решаемых задач в военной науке принято подразделять на кампанию, операцию и бой. Перечисленным формам вооружённой борьбы соответствуют составные части военного искусства: стратегия, оперативное искусство и тактика.

Итоги и последствия отечественной войны 1812 года
Наполеоновское нашествие было огромным бедствием для России. Были полностью разрушены многие города, в огне московского пожара навеки исчезли многие драгоценные реликвии прошлого. Громадный ущерб был нанесен промышленности и сельскому хозяйству. Впоследствии Московская губерния быстро оправилась от опустошения, а в Смоленской и Псковско...

Землеустройство в предвоенные годы
Вскоре после начала Второй мировой войны, Главное управление землеустройства и земледелия (с 1941 г. – Министерство земледелия) приняло решение поручить кооперативным организациям, в том числе в Западной Сибири, взять на себя значительную часть заготовок хлеба, овса и мяса для армии. Такое внимание к кооперативам было не случайным. Они...

Проблема славянской прародины по данным истории, археологии и филологии
«На обширной восточно-европейской равнине, орошаемой великими реками, издавна жили народы славянские, наши предки. Когда они пришли сюда – неизвестно», - читаем в книге-альбоме «История России» по изданию Министерства Народного Просвещения от 1904 года. Вопрос славянской прародины – сложная тема, так как речь идет о далеком прошлом. Ко...

Введение

Первым классовым обществом в истории человечества был рабовладельческий строй. Основы подлинно научного исследования истории военного искусства заложили классики марксизма: К. Маркс в статье «Формы, предшествующие капиталистическому производству» и Ф.Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Пехота» показали процесс возникновения войн и военной организации у различных народов, рассмотрели общее и особенное в военном деле различных государств.

Основным источником исследований являются труды древних авторов - Геродота, Фукидида, Ксенофонта, Тита Ливия, Тацита, Цезаря и др.

Попытки обобщения истории войн рабовладельческого периода стали предприниматься только лишь в XIX веке. Так, в 1836 г. в России появился труд Зедделера «Обозрение истории военного искусства». Тогда же появились специальные работы по военной истории древних египтян, греков, римлян.

Цель лекции состоит в том, чтобы на основе характеристики процесса становления и развития военного искусства ознакомить курсантов с причинами и характером войн, вооруженными силами и наиболее характерными сражениями и военным искусством древних государств. Дать понятие курсантам об объекте и предмете военной истории.

Цели и задачи военной истории, ее предмет и содержание

Военная история как совокупность знаний возникла на раннем этапе развития человечества. В древности и в средние века наиболее типичной формой исторических сочинений были анналы и хроники (на Руси - летописи) - повествования о важнейших событиях военной жизни. Тогда же появились первые военно-исторические труды. Однако их теоретический уровень обобщения был невысок. Основу их составляли описания событий и фактов, а также прославление военных вождей различных рангов.

В дальнейшем в результате попыток дать оценку тем или иным событиям, выявить причинно - следственные связи, сформулировать основополагающие принципы и закономерности военного искусства постепенно стали складываться определённые методы военно-исторических исследований, появляются военные историки - профессионалы и военная история становится самостоятельной отраслью науки. В России процесс становления военной истории как науки пришёлся на XIX век. В это же время изучение военной истории прочно входит в практику подготовки офицерского состава русской армии.

Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования. Объект науки - это то явление или процесс, которые подвергаются изучению. Одно и то же явление могут исследовать различные науки, сосредотачивая внимание на определённом его аспекте. Следовательно, предмет науки - это та сторона объекта, которая исследуется данной наукой.

Уже само название научной дисциплины свидетельствует о том, что её объектом является процесс создания и функционирования армии, подготовки и ведения войн прошлого. В нём военная история исследует исторические закономерности армии, возникновения, хода и исхода войн; военную деятельность в единстве всех её сторон (экономической, политической, духовной и собственно военной) государств, народных масс, классов, партий, движений как в мирное, так и в военное время в различные исторические эпохи. Причём эта деятельность связана как с подготовкой и ведением военных акций, так и с их предотвращением.

Объект и предмет военной истории свидетельствуют, что она изучает чрезвычайно широкий спектр проблем. В решении этих проблем военно-историческая наука функционирует как определённая сторона всеобщей истории и в качестве таковой взаимодействует с другими науками, в том числе с военной наукой. В своих исследованиях она использует теоретические положения военной науки по вопросам подготовки, ведения и обеспечения вооружённой борьбы и в то же время является исторической базой военной науки.

Военная история как наука изменяется под воздействием всей совокупности общественных отношений и прежде всего объекта изучения: армии, войны, военного дела, которые обуславливают появление и развитие многочисленных отраслей военно-исторической науки. Известный историк и теоретик А. Свечин писал: "Каждая специальность военного дела имеет свою историю. Существует история военных знаний, пехоты, кавалерии, артиллерии, долговременной фортификации, осад, снабжения, военного права, дисциплины и т.д. Многие из этих специальных дисциплин имеют свою весьма почётную, обширную и поставленную на научную почву, литературу". Такое развитие военно-исторической науки позволяет сделать вывод о том, что военная история - наука собирательная. Она состоит из ряда относительно самостоятельных отраслей. Важнейшими из них являются: история войн, военного искусства, строительства вооружённых сил, военной техники, военной мысли.

История войн изучает социальную сущность, раскрывает цели, причины и характер конкретных войн, их ход, последствия и итоги. При изучении войн военная история занимается исследованием всех связанных с ней процессов, акцентируя внимание как на истории непосредственно вооружённой борьбы и её обеспечения, так и невоенных форм и средств борьбы во время войны - экономических, дипломатических, идеологических и других. Всё это обеспечивает объективный, конкретно - исторический подход к рассматриваемой войне.

История военного искусства обращается к формам и способам непосредственно вооружённой борьбы. Сам термин "военное искусство" пришёл к нам из глубины средних веков. В то время любой вид деятельности - сапожное, кузнечное, плотницкое, гончарное, военное и другое дело - назывались искусством. В новое и новейшее время, когда все эти виды труда стали называться ремёслами, военное искусство сохранило своё название. Исходя из этого следует иметь в виду, что в данном случае понятие "искусство" нельзя отождествлять с понятием "искусный". Военное искусство - это деятельность военных кадров по подготовке и ведению вооружённой борьбы, которую, в одних случаях, можно оценивать как искусную, победоносную, а в других - ведущую к поражениям.

Формы и способы вооружённой борьбы в зависимости от масштаба, привлекаемых сил и средств, решаемых задач в военной науке принято подразделять на кампанию, операцию и бой. Перечисленным формам вооружённой борьбы соответствуют составные части военного искусства: стратегия, оперативное искусство и тактика.

Стратегия (от греч. - веду войско) - высшая форма военного искусства, охватывающая теорию и практику подготовки страны и вооружённых сил к войне, планирование и ведение стратегических операций и войны в целом.

Оперативное искусство - составная часть военного искусства, охватывающая теорию и практику подготовки и ведения общевойсковых общефлотских (совместных и самостоятельных операций боевых действий) объединениями различных видов вооружённых сил.

Тактика (греч. - искусство построение войск) - составная часть военного искусства, охватывающая теорию и практику подготовки и ведения боя подразделениями, частями, и соединениями различных видов вооружённых сил и родов войск.

История военного искусства соответственно включает в себя историю стратегии, оперативного искусства и тактики.

История строительства вооружённых сил исследует формы организации, принципы комплектования армии, возникновение и развитие видов вооружённых сил и родов войск (сухопутных войск, военно-морского флота, военно-воздушных сил, инженерных войск, артиллерии и т. д.). Появление вследствие научно-технического прогресса новых видов вооружённых сил и родов войск поставило перед военной историей задачу изучения и обобщения опыта их создания и боевого применения. В настоящее время решительно заявили о своём существовании истории войск противовоздушной обороны страны, ракетных войск стратегического назначения, воздушно-десантных войск, военно-космических сил.

История военной техники изучает процесс создания и совершенствования различных видов военной техники и вооружения: бронетанковой, авиационной, ракетной, артиллерийской, инженерной и т. д.

История военной мысли исследует труды, теоретические концепции учёных и военачальников многих поколений. Известно, что не все теоретические и методологические разработки военных мыслителей оказываются востребованы практикой. Многие остаются в забвении, хотя в них содержатся оригинальные и рациональные выводы и положения, учёт которых во многом позволит избежать новых ошибок в военном строительстве, наиболее объективно определить основные тенденции и направления развития военного дела.

К военной истории относятся и так называемые вспомогательные или специальные отрасли: военная историография, воссоздающая историю военно-исторической науки; военно-историческое источниковедение, занимающееся теорией и практикой изучения и использования письменных, устных, вещественных, этнографических и других военно-исторических источников; военная археология, исследующая по вещественным источникам деятельности людей в военной области в прошлом; геральдика, изучающая гербы, что позволяет устанавливать происхождение, подлинность и принадлежность документов, образцов оружия, военного снаряжения; фалеристика, исследующая историю орденов и медалей, знаков отличия, наградные документы и наградную статистику; эмблематика, занимающаяся изучением символических условных изображений, отражающих определенные понятия и обозначающие принадлежность военнослужащих и различного имущества к виду вооружённых сил, специальным войскам и службам и ряд других отраслей.

В исследовании и обобщении военного опыта прошлого все отрасли военной истории находятся в органическом единстве и взаимодействии. Этому способствует применение общих для всех отраслей военной истории методов изучения прошлого. Метод науки - это способы изучения реальной действительности, исходные принципы, на которых базируется данная наука. Совокупность применяемых методов исследования образует методологию науки.

Военно-историческая наука советского периода базировалась на положениях и принципах марксизма - ленинизма, абсолютизируя одни принципы (например, партийности и классового анализа) и оставляя без должного внимания другие философские, социологические, исторические воззрения. Марксистско-ленинская методология ориентировала больше на анализ объективной стороны военно-исторического процесса. Вследствие этого субъективные аспекты, человек с его духовным миром оставались как бы на втором плане. Между тем существуют методологические подходы, например, у К. Клаузевица, Н. Бердяева, Д. Парского и других, в которых субъективная сторона исторического процесса приоритетна.

Пересмотр значения марксизма-ленинизма как методологической основы военной истории не означает, что всё ранее изложенное военными историками в корне не верно и нужно полностью отказаться от принципов марксистской методологии военно-исторической науки. Многие из них базируются на основополагающих положениях других наук и не утратили своего значения. К ним относятся, например, принципы объяснения истории на основе законов диалектики - единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количества и качества, отрицания отрицания, а также категорий - причины и следствия, сущности и явления, содержания и формы, необходимости и случайности, возможности и действительности и т. д. Не устарели и не утратили своего значения для военно-исторической науки общенаучные методы: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, а также логические приёмы - индукция, дедукция, аналогия. И это далеко не полный перечень методов, которые находились в арсенале методологии военных историков многих поколений.

Накопленный опыт отечественной военно-исторической науки свидетельствует, что для объективного отражения и познания исторической действительности необходимо использовать все достижения в области методологии, не замыкаться в рамках какого-либо одного учения или методологического подхода, а опираться на весь арсенал общественной, исторической мысли, в том числе зарубежной.

Как и любая наука, военная история выполняет определённые функции, характеризующие её теоретическое и практическое значение для прогрессивного преобразования общественной жизни. Многогранный опыт военной истории несёт значительную мировоззренческую, методологическую, образовательную и воспитательную нагрузку.

Военно-историческая наука отнюдь не ограничивается только воспроизведением фактической стороны событий. Цель её - не только восстановить картину военного прошлого, но и исследовать его в едином закономерном процессе истории. А это неизбежно выводит исследователя на обнаружение исторических закономерностей, общего и типичного. Исторические закономерности военные историки могут открывать и формулировать сами, могут их заимствовать из других наук. Тем самым военная история как наука является активным и равноправным участником формирования научной картины развития общества в целом. Этим она выполняет мировоззренческую функцию.

Методологическая функция военной истории заключается в том, что военно-историческая наука, отражая объективную истину в понятиях, категориях, закономерностях, даёт возможность использовать их в исследованиях других наук, применять выработанные ею методы научного познания действительности. Раскрывая деятельность людей в разные исторические эпохи она указывает им путь, вооружает конкретными формами и способами деятельности в военной области.

Образовательная функция военной истории состоит в том, что она несёт в себе огромный заряд знания, необходимый военным кадрам в их повседневной деятельности и на полях сражений. Вооружая военные кадры конкретными знаниями по военным вопросам, теории и практике подготовки и ведения боевых действий, она закладывает фундамент широкого военного кругозора, является эффективным средством совершенствования оперативно-тактического мышления, помогает решать задачи стоящие перед войсками.

Воспитательная функция выражается большими возможностями военной истории для формирования у военнослужащих высоких духовно- нравственных качеств. Правдивое и яркое воспроизведение страниц героического прошлого, беззаветного служения Отечеству, показ традиций народа и армии, истории его борьбы за независимость способствуют повышению морального духа, воспитанию чувства патриотизма, веры в свои силы, преданности Родине, своему народу, готовности проявить мужество и героизм, до конца выполнить свой воинский долг.

Исходя из вышеизложенного можно заключить, что военно-историческая наука решает важнейшую задачу - исследование и обобщение военного опыта, имеющего теоретическое и практическое значение для укрепления обороноспособности страны.

Современный этап развития военного дела предъявляет повышенные требования к подготовке военных кадров. Усложнение военной техники и оружия, возрастание роли человека в системе «человек - оружие», наличие многочисленных специальностей в армии и на флоте обусловливают необходимость узкой профессионализации офицерского состава, нацеливают будущих офицеров на качественное усвоение учебных дисциплин по избранной специальности. В то же время ускорение научно-технического прогресса, ведущее к быстрому обновлению оружия и техники, качественные изменения призываемого в вооружённые силы личного состава, широкий круг вопросов, который приходится решать офицеру в его повседневной деятельности, в ходе подготовки и ведения боевых действий требуют соответствующей фундаментальной и общественной подготовки. С этой точки зрения военная история, как было отмечено в предыдущем параграфе, вооружает военнослужащих необходимыми знаниями исторического опыта деятельности военных кадров в конкретной обстановке, расширяет кругозор, способствует развитию оперативно-тактического мышления, является важным средством воспитания военнослужащих. В силу названных причин военная история является обязательной военной дисциплиной в подготовке офицерского корпуса российской армии.

Составляющие:

3)эмблематика

7)история локальных войн

8)история управления войсками

Причины и характер войн рабовладельческого общества.

Военное искусство зародилось в рабовладельческом гос-ве в 6 в до н э в середине 5 в. Войска в это время предназначались для того чтобы держать в поминовении рабов отражать нападения др государств и покорять ближайшие земли, обращая населения в рабов. Войны отличались крайней мерой развития искусства, войска компликтовались из рабовладельцев, свободных земледельцев, рабы не были воинами. Войско состояло из пехоы и конницы. Основное оружие меч копье щит. Самым развитыми был китай 4000 км достягала китайская стена. Военное искусство раб общества получило наивысшие развитие в Древней Греции и Риме 5 в д нэ 6 в нэ. Системы компликтование др греции и рима были одинаковы. Армия этих государств имела четко выраженный характер. Рабы использовались но редко.

Способы комплектования в рабовладельческом обществе:



1)сочетание постоянных отрядов с ополчением (защита госва) - ее основой служили отряды родоплменной знати+во время войны армия увеличивалась крестьянами

2)кастовая система-(страны др Востока) армия состояла из проф воинов которые служили пожизненно и по наследству

3)милиционная система-каждый гражданин гос-ва должен отслужить до самой старости от 18-22 4)кашническая система-получила разв в дргреции и реме греки за оплату привлекали к службе

Вооружение к моменту рабовл: Простейшие оружия из стали, копья, наконечники стрел, защита-металлические доспехи. В период развития крепостная и осадная техника широка применяла метательные механизмы, совершенствовалось и развивалось ручное оружие. Для рукопашного боя мечи кинжалы дротики. К защите относили панцирь шлем. щит. Появляются зачатки инженерных войск,основной единицей стал фланг который действовал единой силой в него входила тяжелая пехота 8-16 тыс чел, помимо тяж пехоты была легкая.

Военные реформы и полководческое искусство Александра Невского, Дмитрия Донского.

Русскому военному искусству периода феодализма были присуще широкий размах стратегических действий, решительность в атаке, четкое планирование при подготовке к бою, стремление разгромить по частям, использование народного ополчения. Основной вид - стратегическая оборона. Начинает создаваться сторожевая служба. Необходимость сочетания на поле действий пехоты и конницы приводит к тому, что с наала 9-го века русское войско начинает состоять из 3 частей(чело, левой/правой руки). Славяне использовали засады, попытки захвата измором, военные хитрости. Артиллерия применялась редко, только в обороне.

5 апреля 1242 - Ледовое побоище; 8 сентября 1370 - Куликовская битва; 1942 году в ВО был учрежден орден Александра Невского.

Битва под Москвой.

Битва за Москву (1941-1942 гг.) Задачей группы «Центр» (немецкая армия) стало осуществление плана «Тайфун». В результате немцы смогли глубоко вклиниться в тыл советских войск и окружить четыре армии под Вязьмой и две – под Брянском. Тогда в фашистский плен попали более 660 тыс. советских солдат.
К началу декабря 1941 года фашисты заняли Химки перейдя канал Москва – Волга. На востоке войска вермахта перешли Нару и вышли к Кашире. Решение об эвакуации предприятий и правительственных учреждений было принято ГКО еще 8 октября. Город перешел на осадное положение. В октябре в Москву были переброшены войска из глубины страны. В этот сложнейший момент главнокомандующим западным фронтом назначен Жуков Г.К. К концу ноября 1941 года немцам удалось взять Клин. И на этом их дальнейшее продвижение было остановлено. Битва за Москву 1941-1942 гг. началась в ночь с 5 декабря на 6-е. По всему фронту предпринято мощное контрнаступление. Начало битвы под Москвой и активного наступления советских войск стало неожиданностью для фашистов. В итоге враг был отброшен на 120 – 150 км. от столицы. В декабре освобождены Тверь и Калуга. Но, важнейшее значение битвы под Москвой заключается в опровержении мифа о непобедимости войск вермахта. Войска фашистов впервые понесли серьезные потери.



36.Обстановка на советско-германском фронте к середине ноября 1942г. планы сторон.

За второе полугодие 1942 г на фронт работала вся страна было произведено 13.5 тыс боевых самолетов,13 тыс 300 танков 137 боевых орудий. свыше 3млн винтовок и автоматов, больше стала зарубержной техники. В мае 1942 г создается центральный штаб партизанского движения. в 1942 г созд 2 приказа теоретич подготовки сов армии: Приказ нарком обороны №306 от 8 октября:1)вводится одноэшелонное построение боевого порядка от роты до дивизии 2)обязательно выделяется резерв 3)отделения и взвода в наступлении требовалось развести в цепь с интервалами междк бойцами 68 шагов 4)для удара из глубины предусматривалось создание 2го оперативного эшелона.5)место командира в бою определялось за боевым порядком своего подразделения. 2 приказ №325 от 16 октября 1942:установление нового порядка и использование танковых и механизированных частей и соединений во всех видах боя. Отдельные танковые полки должны использоваться на главном направлении как танки поддержки пехоты, а пехота не должна оставать 500 м.Танковые механизированные корпуса в полном составе предназначались для наступления в главном направлении.1942 9 октября наркомом ссср был разработан боевой устав пехоты. контрнаступление под сталинградом назвали Уран.

Битва за Днепр.

Битва за Днепр продолжалась с 26 августа по 23 декабря 1943 года и включала в себя несколько этапов и сражений: Первый этап. Черниговско-Полтавская операция. (26 августа – 30 сентября 1943); Второй этап. Нижнеднепровская операция (26 сентября - 20 декабря 1943). Также к битве за Днепр можно отнести несколько отдельных операций, которые историки не относят к одному из этапов, но считают важной составляющей частью этого периода войны: Днепровская воздушно-десантная операция (сентябрь 1943); Киевская наступательная операция (1943) (3-13 ноября 1943); Киевская оборонительная операция (13 ноября - 23 декабря 1943).

ИТОГИ:
Битва за Днепр стала одним из редких примеров столь масштабного и быстрого форсирования такой огромной территории, захваченной и хорошо охраняемой противником. Даже немецкое командование вынуждено было признать, сто советская армия в этой операции показала свои наилучшие качества и огромное мужество.
Освобождение Днепра, Киева и Украины в целом имело огромное политическое и моральное значение для Советского Союза. Во-первых, удалось вернуть захваченные ранее территории со всеми их ресурсами, во-вторых, Украина давала Советскому Союзу выход к границам Румынии и Польши, и в дальнейшем самой Германии.

Берлинская операция.

БЕРЛИНСКАЯ ОПЕРАЦИЯ - наступательная операция Красной Армии на завершающем этапе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.В январе - марте 1945 г. советские войска разгромили крупные немецко- фашистские группировки в Восточной Пруссии, Польше и Восточной Померании, глубоко вклинились на территорию Германии и захватили плацдармы, необходимые для взятия ее столицы.План операции состоял в том, чтобы нанести на широком фронте несколько мощных ударов, расчленить берлинскую группировку противника, окружить и уничтожить ее по частям. Для реализации этой задачи советское командование сосредоточило 19 общевойсковых (в том числе две польские), четыре танковые и четыре воздушные армии (2,5 млн человек, 41 600 орудий и минометов, 6250 танков и самоходно-артиллерийских установок, 7500 самолетов).Немецкое командование сосредоточило в районе Берлина крупную группировку в составе группы армий «Висла» (3-я танковая и 9-я армии) и группы армий «Центр» (4-я танковая и 17-я армия) - около 1 млн человек, 10 400 орудий и минометов, 1530 танков и штурмовых орудий, свыше 3300 самолетов. На западных берегах рек Одер и Нейсе были созданы три оборонительные полосы глубиной до 20-40 км; Берлинский оборонительный район состоял из трех кольцевых оборонительных обводов, все крупные здания в городе были превращены в опорные пункты, улицы и площади перекрыты мощными баррикадами.16 апреля после мощной артиллерийской и авиационной подготовки 1-й Белорусский фронт (маршала Г.К. Жукова.) атаковал противника на р. Одер. Одновременно войска 1-го Украинского фронта (маршала И. С. Конева) начали форсировать р. Нейсе. Несмотря на ожесточенное сопротивление противника, особенно на Зеловских высотах, советские войска прорвали его оборону. Попытки гитлеровского командования выиграть сражение за Берлин на линии Одер - Нейсе провалились.20 апреля войска 2-го Белорусского фронта (маршала К. К. Рокоссовского) форсировали р. Одер и к исходу 25 апреля прорвали главную полосу обороны противника южнее Штеттина. 21 апреля 3-я гвардейская танковая армия (генерала Я. С. Рыбалко) первой ворвалась в северо-восточные окраины Берлина. Войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов после прорыва обороны противника с севера и юга обошли Берлин и 25 апреля замкнули западнее Берлина в кольце окружения до 200 тыс. немецких войск.Разгром этой группировки вылился в ожесточенное сражение. До 2 мая на улицах Берлина днем и ночью шли кровопролитные бои. 30 апреля войска 3-й ударной армии (генерал-полковника В. И. Кузнецова) начали бои за рейхстаг и к вечеру его взяли. Сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария водрузили на рейхстаге Знамя Победы.Бои в Берлине продолжались до 8 мая, когда представители германского Верховного командования во главе с генерал-фельдмаршалом В. Кейтелем подписали Акт о безоговорочной капитуляции Германии.

Образование Организации Североатлантического договора (НАТО) и других агрессивных блоков.

В 1945 г. ВС США являлись самыми многочисленными и наи­более технически оснащенными среди армий стран Запада. Как только отгремели последние залпы Второй мировой войны, США стали открыто провозглашать свои претензии на мировое господ­ство. Уже в декабре 1945 г. американский президент Г. Трумэн в своем послании конгрессу заявил о том, что США берут на себя ответственность «за руководство миром». Основой для подобного заявления были экономическая мощь Соединенных Штатов Америки и их временная монополия на атомную бомбу, которая, по мнению Трумэна, превратила США в «мирового лидера».5 марта 1946 г. в г. Фултон прозвучала речь лидера английских консерваторов У. Черчилля, в которой он открыто призвал Запад к «крестовому походу» против СССР и союзных ему стран. Это со­бытие и принято считать началом «холодной войны» - такое на­звание получил внешнеполитический курс, проводимый обеими сторонами в отношении друг друга в период 2-й половины 40-х - начала 90-х гг. XX в. Международные проблемы решались в обста­новке гонки вооружений. Одним из проявлений «холодной войны» стало формирование военно-политических блоков.Логическим продолжением и развитием «доктрины Трумэна» стал «план Маршалла» (1947) - программа так называемого вос­становления и развития стран Западной Европы, а по сути усиле­ния их военно-политической зависимости от США, постепенного превращения их территорий в плацдарм для подготовки агрессии против СССР и других социалистических стран.. 4 апреля 1949 г. США, Великобритания, Франция, Ита­лия, Канада, Исландия, Норвегия, Дания, Нидерланды, Бельгия, Люксембург и Португалия подписали в Вашингтоне Североатлан­тический пакт, чем оформили создание НАТО. В 1952 г. в НАТО вступили Греция и Турция, в 1955 г. - ФРГ, в 1982 г. - Испания, в 1999 г. - Польша, Чешская Республика, Венгрия, в 2004 г. - Бол­гария, Румыния, Словакия, Словения, Литва, Латвия и Эстония.В 1949 г. был принят американский план войны против СССР под кодовым названием «Дропшот». Конечная цель вой­ны - ликвидация социалистического строя в СССР, оккупация и расчленение его территории на отдельные зоны - западную, укра­инско-кавказскую, западно-сибирско-уральско-туркестанскую, восточно-сибирско-дальневосточнуюВ 1954 г. в Юго-Восточной Азии представители США, Вели­кобритании, Франции, Австралии, Новой Зеландии, Таиланда, Филиппин и Пакистана создали новый военный блок СЕАТО, до­говор о котором вступил в силу в феврале 1955 г. Позднее Вели­кобритания, Турция, Иран, Ирак и Пакистан создали еще одну аг­рессивную военно-политическую группировку государств на Ближнем и Среднем Востоке - Багдадский пакт, реорганизован­ный в 1959 г. в блок СЕНТО.

Объект и предмет военной истории

Предметом военной истории науки выступает исторически закономерное возникновение хода и исхода войн, возникновение и развитие военной организации государства, военная деятельность во всех аспектах: экономическ, социальн, духовн, политич, военная как в мирное так и в военное времяв различные исторические эпохи.

Ви представляет собой совокупность объектов изучения:

История войн - изучает источники и причины войн, их социальную сущность, ход, итоги и уроки;

История военного искусства изучает непосредственные формы и способы в вооруженной войне.

Составляющие:

1)Стратегия - высшая форма военного искусства, охват теорию и практику для подготовки страны к войне.

2) Оперативное искусство охватыв теорию и практику подготовки и ведению общевойсковых совместных и самостоятельных операций.

3)Тактика-часть военного искусства охватыв теорию и практику в подготовке к ведению боя в подразделениях.

4)История строительства вооруж сил- изучает принципы способы и рода войск.

4)История военной мысли-предмет изучает мысли,планы полководцев.

6)История военной техники-изуч создание и развитие различной военной техники.

Специальные отрасли, относящиеся к ВИ:

1) военная историография - изучает саму историю ВИ

2) военноисторическая - изучает письменные, устные факты

3)эмблематика

4)геральдика - позволяет устанавливать подлинность

5)военная археология - позволяет устанавливать временные границы

6)фалеристика - исследует историю орденов и медалей

7)история локальных войн

8)история управления войсками

Что изучает Военная История

Военная история изучает прошлое народов, государств, оценивает его, чтобы раскрыть закономерности общественного развития, правильно понять его важнейшие тенденции, а также извлечь из него определенные уроки и учитывать их в практике сегодняшнего и завтрашнего дня.

Военно-историческая наука неразрывно связана с современностью, так как проблема войны и мира продолжает оставаться одной из наиболее острых. Во-вторых, военно-историческая наука, объективно оценивая военное прошлое нашей страны и других стран, вырабатывает теоретические положения и оценки по истории войн, военного искусства, военного строительства и т. д.

Таким образом, она активно включается в решение оборонных задач государства. В-третьих, объективная истина, добываемая военно-исторической наукой, отражается в понятиях, которые раскрывают законы военных событий и формы их реализации, помогают людям лучше понять сущность исторического процесса и его противоречия.

Раскрывая деятельность людей в различные эпохи, направленную на достижение политических целей военными средствами, военноисторическая наука показывает особенности и формы этой деятельности, ее механизм. И наконец, военно-историческая наука не только исследует историю войн, военного прошлого как единый закономерный процесс, но формирует и определяет основные закономерности развития военного искусства, создавая тем самым основу для развития современной военной теории и практики.

Говоря об этой стороне методологической функции военно-исторической науки, необходимо отметить, что она, изучая прошлое, в особенности военные действия различного характера и масштаба, оказывает непосредственную помощь военной науке и служит важным научным материалом, из которого последняя вырабатывает теоретические и практические рекомендации вооруженным силам с учетом современных условий, уровня развития военной техники, оружия и т. д. Своими исследованиями она показывает факторы и условия, которые привели именно к этому, а не к другому результату, оценивает различные возможности, существующие в исследуемых военных действиях (войне), но особое внимание обращает на показ реализованной возможности. Так, например, обстоятельно описаны и оценены факторы и условия успешного контрнаступления наших войск под Сталинградом и Курском в Великой Отечественной войне и др.

Факты показывают, что тесная, органическая, прочная связь между военной историей и военной наукой не случайна. Она закономерна и глубоко необходима. Эта взаимосвязь оправдывает слова Н. Г. Чернышевского, который говорил, что «без истории нет теории, но и без теории нет истории». Изучая опыт прошлых войн, военно-историческая наука вносит огромный вклад в развитие отечественной военной теории. В этом смысле она является важным фактором укрепления оборонной мощи страны. Важнейшей функцией военной истории является мировоззренческая функция. Она выражается, во-первых, в осмыслении места войны в историческом процессе, выработке отношений к войне и роли в ней человека, а также к войне и военным действиям (искусству их ведения) как к средству изменения действительности в интересах общества и государства.

Во-вторых, данная функция способствует развитию общей, в том числе военной культуры человека, гражданина; влияет на формирование правильных представлений о характере современной войны и понимания военной доктрины государства. Иными словами, военная история как наука есть активный и равноправный участник формирования научной компоненты развития общества в целом (и в этом содержится ее мировоззренческий потенциал).