Автономный округ. Автономная область россии Какие 4 автономных округа


Изучаем автономные округа России и их столицы на карте (список 4) → входящие в состав Российской Федерации. АО округа РФ и их местоположения на карте +столица, список в алфавитном порядке, области и федеральные округа в России


Презентация на тему: автономные округи России и их центры - для детей и взрослых. Возможность сортировать таблицу и список по алфавиту, выбрать необходимый регион и его столицу, перейти на карту города, показать приграничные области на схеме со спутника, панорама и фото улиц

Список самостоятельных субъектов — 4 автономных округа России +столица:

  1. Ненецкий АО, Нарьян-Мар
  2. Ханты-Мансийский АО, Ханты-Мансийск
  3. Чукотский АО, Анадырь
  4. Ямало-Ненецкий АО, Салехард

Россия — автономные округи на карте и их столицы

Таблица по алфавиту, в ней собраны все АО округа РФ (Russia), которые объединены в единую форму государственного правления, у которых общие границы. Как сухопутные/по суше так и морские/по морю. Вышеперечисленные автономные образования присутствуют в трех федеральных округах Российской Федерации:

  1. Ханты-Мансийский АО, Уральский федеральный округ
  2. Ямало-Ненецкий АО, Уральский ФО
  3. Чукотский АО, Дальневосточный ФО
  4. Ненецкий АО, Северо-Западный ФО

Подробнее перечень остальных равноправных субъектов Федерации — . Сколько областей и их названия — смотрите в одноименной рубрике

Название столицы Российской Федерации - Москва (Moscow)

Все автономные области России

  1. Еврейская АО, Дальневосточный ФО

Автономная территория имеет самостоятельный статус в составе государства, и отличается национальными и культурными признаками

Изначально на территории России существовали три вида автономных образований: республики, области и округа. На данный момент в составе субъектов Российской федерации находится одна Еврейская автономная область, и четыре округа

Еврейская автономная область (центр региона - г. Биробиджан). Сейчас находится в составе Дальневосточного федерального округа. Образована в мае 1934 г. Ранее была в составе Хабаровского края, до 1990 года

Теперь вы знаете, сколько и какие автономные округа входят в состав РФ!

Автономные округа и область

Площадь (км 2 )

Население (2013)

Административный центр

Ненецкий автономный округ

Нарьян-Мар

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Ханты-Мансийск

Чукотский автономный округ

Ямало-Ненецкий автономный округ

Салехард

Еврейская автономная область

Биробиджан

Города федерального значения (2)

Экономические районы Российской Федерации

Территориальное деление России на экономические районы называется экономическим районированием России. В настоящее время в Российской Федерации используется деление территории Российской Федерации на 11 экономических районов.

Список экономических районов:

    Центральный

    Центрально-Черноземный

    Восточно-Сибирский

    Дальневосточный

    Северный

    Северо-Кавказский

    Северо-Западный

    Поволжский

    Уральский

    Волго-Вятский

    Западно-Сибирский

Административно-территориальное деление Волгоградской области

Сталинградский край был образован 10 января 1934 года путём разделения Нижне-Волжского края на Саратовский и Сталинградский края.

Сталинградской области появилась 5 декабря 1936 года в результате реорганизации Сталинградского края в связи с преобразованием Калмыцкой автономной области в Калмыцкую АССР и выделением её из состава Сталинградского края.

Административным центром Волгоградской области является город-герой Волгоград .

Современное административно-территориальное деление

Административно-территориальные единицы

Волгоградская область для осуществления функций государственного управления, в

соответствии с Уставом Волгоградской области и Законом Волгоградской области «Об административно-территориальном устройстве Волгоградской области», состоит из следующих административно-территориальных единиц:

    районы (32)

    города областного подчинения (6).

При этом территория районов включает в себя сельсоветы, а также городские и сельские поселения. [НПА 2]

Муниципальные образования

Для осуществления местного самоуправления в области выделены :

    муниципальные районы(33), в состав которых входят 452 поселения:

    • сельские поселения (423)

      городские поселения (29)

    городские округа (6)

Территориальные округа

Кроме административно-территориальных единиц с 2001 по 2010 годы существовали региональные округа, созданные согласно постановлению главы администрации Волгоградской области Николая Максюты. [НПА 3] Целью их создания было «укрепление вертикали власти для эффективной реализации главой администрации Волгоградской области своих полномочий, обеспечение взаимодействия органов государственной власти Волгоградской области с муниципальными образованиями, усиление контроля за исполнением решений главы администрации Волгоградской области». К 2010 году в области существовало 10 региональных округов:

Региональный округ

Состав округа

Волжский

Среднеахтубинский муниципальный район, Городской округ город Волжский

Иловлинский

Городищенский муниципальный район, Дубовский муниципальный район, Иловлинский муниципальный район, Суровикинский муниципальный район, Чернышковский муниципальный район

Калачевский

Калачёвский муниципальный район, Котельниковский муниципальный район, Октябрьский муниципальный район, Светлоярский муниципальный район

Камышинский

Камышинский муниципальный район, Городской округ город Камышин

Волгоградский

Городской округ город-герой Волгоград

Михайловский

Клетский муниципальный район, Кумылженский муниципальный район, Городской округ "город Михайловка" , Серафимовичский муниципальный район

Новоаннинский

Даниловский муниципальный район, Еланский муниципальный район, Киквидзенский муниципальный район, Новоаннинский муниципальный район, Руднянский муниципальный район

Палласовский

Быковский муниципальный район, Ленинский муниципальный район, Николаевский муниципальный район, Палласовский муниципальный район, Старополтавский муниципальный район

Урюпинский

Алексеевский муниципальный район, Нехаевский муниципальный район, Новониколаевский муниципальный район, Урюпинский муниципальный район, Городской округ город Урюпинск

Фроловский

Жирновский муниципальный район, Котовский муниципальный район, Ольховский муниципальный район, Фроловский муниципальный район, Городской округ город Фролово

В январе 2010 года Анатолий Бровко упразднил отделы по работе с муниципальными образованиями аппарата главы региона, тем самым ликвидировав систему полномочных представителей главы администрации в территориальных округах области.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Для эффективного участия в тендерах (госзакупках) необходимо сузить круг поиска информации о проводимых торгах до определенного региона или области.

Для чего это нужно сделать? Во-первых , в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru ) представлена информация о проводимых торгах по всем субъектам РФ и отслеживать появление новых данных по всем регионам — трудоёмкое и бесполезное занятие; во-вторых , нужно учитывать свои возможности (возможности компании) по исполнению договорных обязательств в случае вашей победы. Предположим, ваша компания находится в Москве, а Заказчик в Сахалинской области, сами понимаете, что это дополнительные расходы на транспортировку, командировочные расходы и т.д. В-третьих , сами Заказчики довольно скептически настроены к участникам закупок (поставщикам) из других регионов и делают все возможное, чтобы контракт достался «своим». Поэтому нужно четко для себя определить, где вы будете участвовать и не распылять понапрасну свои силы и время на обработку всей остальной информации.

Ниже я привел данные о федеральных округах и входящих в их состав субъектах РФ. Надеюсь, эта информация будет вам полезна, т.к. это является основным навигационным инструментом для поиска информации в единой информационной системе (ЕИС).

I. Центральный федеральный округ (административный центр – г. Москва)

1. Белгородская область

2. Брянская область

3. Владимирская область

4. Воронежская область

5. Ивановская область

6. Калужская область

7. Костромская область

8. Курская область

9. Липецкая область

10. Московская область

11. Орловская область

12. Рязанская область

13. Смоленская область

14. Тамбовская область

15. Тверская область

16. Тульская область

17. Ярославская область

18. Город федерального значения Москва

II. Южный федеральный округ (административный центр – г. Ростов-на-Дону)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Адыгея

2. Республика Калмыкия

3. Краснодарский край

4. Астраханская область

5. Волгоградская область

6. Ростовская область

III. Северо-Западный федеральный округ (административный центр – г. Санкт-Петербург)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Карелия

2. Республика Коми

3. Архангельская область

4. Вологодская область

5. Калининградская область

6. Ленинградская область

7. Мурманская область

8. Новгородская область

9. Псковская область

10. Город федерального значения Санкт-Петербург

11. Ненецкий автономный округ

IV. Дальневосточный федеральный округ (административный центр – г. Хабаровск)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Саха (Якутия)

2. Камчатский край

3. Приморский край

4. Хабаровский край

5. Амурская область

6. Магаданская область

7. Сахалинская область

8. Еврейская автономная область

9. Чукотский автономный округ

V. Сибирский федеральный округ (административный центр – г. Новосибирск)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Алтай

2. Республика Бурятия

3. Республика Тыва

4. Республика Хакасия

5. Алтайский край

6. Забайкальский край

7. Красноярский край

8. Иркутская область

9. Кемеровская область

10. Новосибирская область

11. Омская область

12. Томская область

VI. Уральский федеральный округ (административный центр – г. Екатеринбург)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Курганская область

2. Свердловская область

3. Тюменская область

4. Челябинская область

5. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

6. Ямало-Ненецкий автономный округ

VII. Приволжский федеральный округ (административный центр – г. Нижний Новгород)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Башкортостан

2. Республика Марий Эл

3. Республика Мордовия

4. Республика Татарстан

5. Удмуртская Республика

6. Чувашская Республика

7. Кировская область

8. Нижегородская область

9. Оренбургская область

10. Пензенская область

11. Пермский край

12. Самарская область

13. Саратовская область

14. Ульяновская область

VIII. Северо-Кавказский федеральный округ (административный центр – г. Пятигорск)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Дагестан

2. Республика Ингушетия

3. Кабардино-Балкарская Республика

4. Карачаево-Черкесская Республика

5. Республика Северная Осетия - Алания

6. Чеченская Республика

7. Ставропольский край

IX. Крымский федеральный округ (административный центр – г. Симферополь)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Крым

2. Город федерального значения Севастополь


В составе Российской Федерации в качестве ее субъектов находятся: Еврейская автономная область; Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий автономные округа.

Еврейская автономная область является одной из форм национальной государственности народов Российской Федерации - национально-государственным образованием. Прежде она входила в состав Хабаровского края. В настоящее время в соответствии с Законом РСФСР от 15 декабря 1990 г. "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" <*> она была выведена из состава края и включена в Российскую Федерацию непосредственно.

Автономный округ - национальное государственное образование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения. Автономный округ является формой национальной государственности малых народностей и этнических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. До 1990 г. автономные округа находились в составе краев или областей. Законом от 15 декабря 1990 г. автономным округам была предоставлена возможность самостоятельно решать вопрос о вхождении в состав Федерации - через край, область или непосредственно. Этим правом воспользовался Чукотский автономный округ, который в соответствии с Законом Российской Федерации от 17 июня 1992 г. входит непосредственно в состав Российской Федерации.

Однако действующая Конституция Российской Федерации такой возможности не предусматривает. В ней указывается (ч. 4 ст. 66), что отношения автономных округов, находящихся в составе края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области. В ней также указывается (ч. 3 ст. 67), что границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Автономные округа обладают огромной территорией при небольшой численности населения. Семь из 10 автономных округов имеют территорию от 181,5 тыс. кв. км (Ненецкий) до 860,2 тыс. кв. км (Таймырский), причем пять из них - более полумиллиона квадратных километров. В то же время только в одном из них, Ханты-Мансийском, население составляет более полумиллиона человек.

В каждом автономном округе проживает, как правило, несколько народностей. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе проживают ханты, манси, коми и ненцы; в Корякском - коряки, чукчи, ительмены и ламуты; в Чукотском - чукчи, эскимосы, эвены, коряки и юкагиры.

Статус автономной области и статус автономного округа определяются Конституцией РФ, Федеративным договором от 31 марта 1992 г., включающим Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации; другими федеральными актами.

Согласно Конституции РФ (ст. 66), по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

Автономная область и автономные округа обладают элементами учредительной власти. Это проявляется в их праве принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Устав в соответствии с Конституцией РФ и Федеративным договором закрепляет за автономной областью, автономным округом право решать все вопросы их компетенции, иметь символику, издавать нормативные правовые акты. Автономная область, а также каждый автономный округ имеют свой административный центр.

Являясь субъектами Российской Федерации, автономная область и автономные округа располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами РФ могут быть изменены с согласия автономной области, автономного округа.

Статус автономной области и автономного округа может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и автономной области или автономного округа в соответствии с федеральным конституционным законом.

Автономная область, автономные округа образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые функционируют на основе Конституции РФ, Федеративного договора; уставов автономной области и автономных округов.

Действующая Конституция Российской Федерации обеспечивает непосредственное участие представителей автономии в решении вопросов, отнесенных к компетенции РФ. Для этого от автономий избираются депутаты в Государственную Думу и входят по два представителя в Совет Федерации. Представительные органы власти автономной области и автономных округов пользуются правом законодательной инициативы в федеральном парламенте.

Автономная область и автономные округа являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с краями, областями, республиками в составе Российской Федерации, автономной областью, автономными округами в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации. Координация международных и внешнеэкономических связей автономной области и автономных округов осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации.

Взаимоотношения между автономными округами, находящимися в составе краев или областей, определяются уставами этих краев, областей и уставами соответствующих автономных округов. Так, в Уставе Иркутской области (гл. 6) указывается, что Усть-Ордынский Бурятский автономный округ находится в составе Российской Федерации, является ее субъектом и входит в Иркутскую область. Область строит свои взаимоотношения с этим автономным округом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, своим уставом, а также принятыми договорными обязательствами с учетом взаимных интересов. Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу гарантируется представительство в Собрании области. Органы государственной власти Усть-Ордынского Бурятского автономного округа по соглашению с органами государственной власти области могут передавать последним осуществление части своих полномочий. Законы области в части полномочий, переданных автономным округам в соответствии с двусторонними соглашениями, обязательны для исполнения на территории Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

Конституция РФ и уставы автономной области и автономных округов определяют предметы ведения автономной области и автономных округов. Часть из них составляет предметы совместного ведения Федерации и автономий в ее составе. Эти вопросы решаются как федеральными органами, так и органами автономной области и автономных округов. Вопросы, относящиеся к ведению самих автономий и, следовательно, находящиеся вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации, решаются ими самими.

В области государственного строительства в совместном ведении Российской Федерации и автономий в ее составе находятся обеспечение соответствия уставов, законов и иных нормативных правовых актов автономной области и автономных округов Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон.

К совместному ведению Российской Федерации и автономий в ее составе отнесен значительный круг вопросов законодательного регулирования. Это - административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Вопросами совместного ведения Российской Федерации и автономий в ее составе в этой сфере являются также кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура и нотариат, установление общих принципов организации системы органов власти и местного самоуправления.

В области экономического и социально-культурного строительства к совместному ведению Российской Федерации и автономий в ее составе относятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами регулируются кодексами, законами Российской Федерации и правовыми актами автономной области, автономных округов. Статус федеральных природных ресурсов определяется по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти автономий в составе Российской Федерации с учетом необходимости сохранения и поддержания исторически сложившихся традиционных форм хозяйствования и использования природных ресурсов на соответствующих территориях.

Российская Федерация и автономии в ее составе совместно ведают общими вопросами воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; охраной памятников истории и культуры; защитой исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; координацией вопросов здравоохранения; защитой семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защитой, включая социальное обеспечение; осуществлением мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацией их последствий.

Согласно Конституции РФ (ст. 76), по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Правда, согласно Федеративному договору, по вопросам совместного ведения федеральные органы государственной власти РФ издают Основы законодательства, в соответствии с которыми органы государственной власти автономной области осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая правовые акты, а органы государственной власти автономных округов осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции в соответствии с Основами законодательства, кодексами, законами Российской Федерации, а также договорами с краями и областями, в состав которых входят автономные округа. Однако в этой части Федеративный договор не действует, поскольку в соответствии с п. 1 Раздела второго Конституции РФ в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора действуют положения Конституции РФ.

АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - национально-территориальное образование, форма национально-политической автономии в СССР (до 1977 г. - национальный округ), а в настоящее время в Российской Федерации. Введен постановлением ВЦИКСССР от 19 декабря 1930 г.; до этого в качестве эксперимента были образованы Коми-Пермяцкий (25 февраля 1925) и Ненецкий (15 июля 1929) автономные округа.

Автономный округ отличаются особенностями быта и этнического состава населения и находятся в составе области и края. Эта форма автономии используется для создания благоприятных условий развития прежде всего малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В составе РФ находятся десять автономных округов - субъектов Российской Федерации. Это: Агинский Бурятский в составе Читинской области (образован 26 сентября 1937); Коми-Пермяцкий в составе Пермской области; Корякский в составе Камчатской области (образован 10 декабря 1930); Ненецкий в составе Архангельской области; Таймырский (Долгано-Ненецкий и Эвенкийский в составе Красноярского края (образованы 10 декабря 1930); Усть-Ордынский Бурятский в составе Иркутской области (образован 26 сентября 1937); Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий в составе Тюменской области (образованы 10 декабря 1930); Чукотский А. о., который в соответствии с Законом Российской Федерации от 17 июня 1992 входит непосредственно в состав РФ.

В действующей Конституции РФ указывается (ст. 66), что отношения автономных округов, находящихся в составе края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономных округов и соответственно органами государственной власти края или области.

Автономные округа обладают огромной территорией при небольшой численности населения. В каждом А. о. проживает, как правило, несколько этносов. Например, в Ханты-Мансийском А. о. проживают ханты, манси, коми и ненцы, в Корякском - коряки, чукчи, ительмены и ламуты; в Чукотском - чукчи, эскимосы, эвены, коряки и юкагиры. Автономные округа обладает элементами учредительной власти. Это проявляется в их праве принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты. Являясь субъектом РФ, автономный округ располагает своей территорией, которая не может быть изменена без его согласия. Статус автономного округа может быть изменен по взаимному согласию РФ и автономного округа в соответствии с федеральным конституционным законом. Автономный округ образует органы представительной, исполнительной и судебной власти, которые функционируют на основе Конституции РФ, устава автономного округа. Устав в соответствии с Конституцией РФ закрепляет за автономным округом право решать все вопросы их компетенции, издавать нормативные правовые акты, иметь символику.

Взаимоотношения между автономными округами, находящимися в составе края или области, определяются уставами этих краев, областей и уставами соответствующих автономных округов, являющихся самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с краями, областями, республиками в составе РФ, автономной областью. Автономный округ в соответствии с Конституцией и законами РФ имеет свой административный центр.

Автономные округа, хотя и равноправны в соответствии с Конституцией с другими субъектами Федерации, имеют значительные отличия в конституционно-правовом статусе.

См.: Автономия, Автономия национально-территориальная, Автономная область, Автономная республика.

Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 17-19.