Работы по содержанию общего имущества. работ аварийно-технического обслуживания систем


Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 23.11.2019) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения...

III. Несение собственниками помещений общих расходов на содержание общего имущества

III. НЕСЕНИЕ СОБСТВЕННИКАМИ ПОМЕЩЕНИЙ ОБЩИХ РАСХОДОВ

НА СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА

28. Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:

А) платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений;

(см. текст в предыдущей редакции)

б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

29. Расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

(см. текст в предыдущей редакции)

С 1 января 2017 г. в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).

При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г.

При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.

а) собственниками помещений - за счет собственных средств;

б) собственниками жилых помещений - гражданами, имеющими право на субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, - за счет собственных средств с использованием предоставленных им субсидий;

в) собственниками жилых помещений - физическими лицами, получившими (получающими) в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления компенсацию расходов (части расходов) на оплату жилых помещений и коммунальных услуг или на денежные выплаты, предоставляемые в качестве мер социальной поддержки граждан по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, предоставляемых из соответствующих бюджетов, - за счет собственных средств с использованием компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг или соответствующих денежных выплат;

г) собственниками жилых помещений - гражданами, получившими (получающими) льготы по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилых помещений и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций - за счет собственных средств с учетом скидок, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, принятыми до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, и субвенций, предоставляемых из соответствующих бюджетов на осуществление целевых расходов, связанных с предоставлением указанных скидок.

31. При определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Управляющая организация обязана представить собственникам помещений в таком доме предложение о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме не позднее чем за 30 дней до дня проведения общего собрания собственников помещений в этом доме в целях принятия решения по вопросу об определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме посредством размещения такого предложения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. В предложении управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения, а в случае, если размер такой платы превышает размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, установленный органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - гг. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований), - в том числе обоснование такого превышения, предусматривающее детализацию размера платы с указанием расчета годовой стоимости каждого вида работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с указанием периодичности их выполнения. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

(см. текст в предыдущей редакции)

32. При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений размер платы за содержание жилого помещения соответствует размеру платы за услуги и работы в соответствии с договорами, заключенными собственниками помещений с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы на основании решения (решений) общего собрания собственников помещений.

(см. текст в предыдущей редакции)

При этом в состав указанной платы не включаются расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

33. Размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

(см. текст в предыдущей редакции)

В указанный размер платежей и (или) взносов с 1 января 2017 г. также включаются расходы товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил.

34. В случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что указанные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание жилого помещения, указанной в конкурсной документации.

(см. текст в предыдущей редакции)

35. Указанные в пунктах 31 - настоящих Правил размеры платы за содержание жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.

(см. текст в предыдущей редакции)

36. В случае если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

37. При принятии общим собранием собственников помещений решения об оплате расходов на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за проведение капитального ремонта определяется с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.

38. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией собственники помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с частью 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации несут расходы на содержание общего имущества с учетом внесения платы за содержание жилого помещения нанимателями жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Если размер вносимой нанимателями таких жилых помещений платы меньше, чем размер платы, установленной в договоре управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем указанных жилых помещений в согласованном с управляющей организацией порядке.

(см. текст в предыдущей редакции)

38(1). В случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 г. не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором настоящего пункта, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.

(см. текст в предыдущей редакции)

Счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с


Каждый месяц оплачивая квитанции, мало кто из жильцов задается вопросом, что на самом деле значит понятие «содержание и текущий ремонт многоквартирного дома».

Работы должны выполнятся регулярно в течение всего эксплуатационного периода. Каждый жилец имеет полное право обладать информацией о том, за что он ежемесячно вносит плату, и требовать должного выполнения работ.

Технический надзор за текущим состоянием имущества многоквартирного дома

Осмотр общего имущества. Выполняется собственниками помещений и ответственными лицами с целью своевременного обнаружения несоответствий состояния этого имущества.

Обеспечение полной подготовки общедомовых электросетей и электрооборудования.

Поддержание общих помещений в соответствии с нормами определенных показателей температуры и влажности в них.

Уборка и санитарно-гигиеническая очистка помещений и мест общего пользования.

Организация мест сбора и накопления вышедших из строя содержащих ртуть ламп, их дальнейшей передачи в спецорганизации.

Принятие мер пожарной безопасности.

Капитальный и текущий ремонт, сезонная подготовка к эксплуатации и содержанию общего имущества.

Проведение мероприятий, касающихся повышения энергоэффективности и энергосбережения.

Устранение возникающих аварийный ситуаций,поломок и восстановление жизнеобеспечения

Отдельное приложение № 4, относящееся к постановлению Госстроя РФ №170 от 27.09.2003 г. « » гласит, что список работ по содержанию дома должен включать в себя работы по проведению техосмотров и выполнению обхода помещений и элементов домов:

Устранение незначительных поломок систем водопровода и канализации (замена прокладок кранов, ликвидация засоров, крепление сантехнических устройств, очистка от отложений известкового налета и др.)

Устранение несущественных неполадок в системах горячего водоснабжения и отопления (регулировка кранов, набивка сальников, устранение протеков в трубопроводе и приборах; разборка, осмотр и прочистка воздухосборных грязевиков и др.).

Устранение мелких поломок электротехнических устройств (ремонт и смена розеток и выключателей, замена выведенных из строя электрических лампочек и др.).

Проверка годности вытяжек систем канализации, наличия рабочей тяги в дымовентканалах.

Малый ремонт очагов и печей.

Промазка элементов металлической кровли.

Проверка годности заземления электрических кабелей.

Осмотр средств для тушения огня и противопожарной системы.

Укрепление колен и воронок, труб водостока.

Расконсервирование и ремонт систем для полива.

Ремонт оборудования, расположенного на спортивных и детских площадках.

Подготовка всех технических устройств и оборудования в доме к сезонной эксплуатации

Подготовительные работы в помещениях, связанные с их эксплуатацией в осенний и зимний периоды:

Утепление проемов окон и балконов, входных дверей, перекрытий чердачных помещений, систем трубопроводов, бойлерных систем.

Проверка работоспособности окон и жалюзи.

Ремонт и регулирование отопительных систем.

Утепление и прочистка дымовентканалов.

Замена дверных и оконных стекол.

Консервация системы полива.

Проверка функционирования продухов в цокольной части дома.

Ремонт и утепление колонок и кранов наружного размещения.

Поставка дверных доводчиков.

Утепление и ремонт дверей.

Уборка и вывоз различного мусора с территории дома

Уборка, мойка или поливка тротуаров, дорожек и газонов.

Стрижка газонов, подметание листвы, облагораживание клумб, детских и спортивных площадок.

Уборка и подметание снега.

Посыпание противогололедными реагентами.

Формирование снежных валов с необходимыми промежутками между ними.

Очистка козырьков и крыш, удаление снега, сосулек и наледи с балконов, лоджий и карнизов.

Сбор и вывоз отходов.

Ремонт общего имущества многоквартирного дома

Приблизительный перечень работ по текущему ремонту описан в приложении №7 постановления Госстроя Российской Федерации № 170 от 27.09.2003 г. «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилфонда ».

Объекты, подлежащие текущему ремонту:

Фундамент дома. Это работы по исправлению незначительных деформаций, восстановлению и усилению фундаментных участков, где имеются повреждения.

Стены и фасад здания. Сюда входит герметизация стыков, заделывание и восстановление элементов архитектуры, ремонт и покраска фасадных частей.

Перекрытия. Работы по ремонту представляют собой частичную замену некоторых фрагментов, заделка образовавшихся швов и трещин, их покраска и скрепление.

Кровля. Усиление элементов стропильных деревянных систем, устранение неполадок кровельных конструкций, замена труб водостока, ремонт гидроизоляции, вентиляции и утепление.

Окна и двери. Работы по реконструкции и смене отдельных приборных частей и заполнений.

Межквартирные перегородки. Включает в себя замену, заделку и усиление отдельных частей.

Балконы с лестницами, козырьки у входов в подвальные помещения, подъезды. Работы по замене и восстановлению отдельных фрагментов.

Пол. Проводятся общие работы с целью восстановления фрагментов.

Отделка внутри. Главным образом восстановление отделки поверхностей полов, потолка, стен отдельными элементами в подъезде и техпомещениях, а также в общих вспомогательных помещениях.

Отопление. Состоит из замены и восстановления работы отопительных систем, в том числе домовых котельных.

Водопровод и канализация, горячее водоснабжение. Замена и ремонт канализационных и водопроводных систем дома, в том числе систем, обеспечивающих горячее водоснабжение и насосы.

Системы электрообеспечения и электротехнических устройств. Замена, установка и восстановление работоспособности электрообеспечения дома, кроме устройств и приборов внутриквартирного пользования и электроплит.

Система вентилирования. Восстановление функциональности вентиляционных сетей дома, включая вентиляторы и относящиеся к ним электроприводы.

Мусоропроводы. Восстановление функционирования устройств для вентиляции и промывки, клапанных крышек и устройств.

Технические устройства специальной общедомовой направленности (системы пожаротушения, общедомовые приборы учета, лифты, насосные установки для снабжения питьевой водой и т.д.). Замена и восстановление элементов специальных устройств. Выполняются по договору подряда с собственником либо с организацией, обслуживающей жилой фонд.

Внешнее благоустройство. Это работы, которые носят ремонтный и восстанавливающий характер. К ним относится устранение поврежденных фрагментов тротуаров, дорожек, проезжих дорог, отмосток ограждений, навесов для мусоросборных контейнеров. Включает ремонт различного инвентаря, относящегося к хозяйственным и спортивным площадкам, местам для отдыха.

Если исполнителем услуг указанные работы, включаемые в содержание и ремонт, по дому не производятся, то каждый потребитель имеет право составить жалобу в государственную жилищную инспекцию.

Включение ОДН в содержание и текущий ремонт жилья

С 1 января 2017 года расходы на оплату коммунальных услуг на общедомовые нужды (ОДН) переносятся из разряда коммунальных услуг в жилищные.

Согласно изменениям, внесенным в Жилищный кодекс РФ, с 1 января 2017 года плата за содержание и текущий ремонт жилого помещения будет включать в себя оплату:

горячей воды,

холодной воды,

отведения сточных вод,

электроэнергии, потребляемой при содержании общего имущества многоквартирного дома.

Плата за объем коммунальных ресурсов будет ограничена нормативом коммунальных услуг на ОДН, который установлен для каждой категории жилых домов.

Можно ли запросить дополнительные услуги?

Если у собственников есть дополнительные пожелания по осуществлению работ по текущему содержанию и ремонту общего имущества, например, озеленение подъездов и дальнейший уход за растениями или установка видеонаблюдения, жилищная компания вправе отказать собственникам в этой просьбе. Действия, которые не входят в список работ по ремонту и содержанию жилья, обслуживающая организация не обязана выполнять. Однако жильцы могут провести собрание, где предложат представителям управляющей компании взять на себя обязательство за определенные действия и выполнять их в штатном режиме, что потребует отдельной платы.

Если большинство жильцов поддержит данную идею, то они могут предложить управляющей организации оформить дополнительное соглашение, указав специальные условия сотрудничества и сумму оплаты. Если у собственников с момента заселения дома появились дополнительные пожелания, которые они обсудили на общем собрании при выборе способа управления домом , в договоре между собственниками и жилищной компанией эти условия могут быть утверждены изначально.

Тариф на содержание и ремонт

Размер платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и утверждается на срок не менее чем 1 год.


При подготовке предложений по списку работ и услуг для конкретного многоквартирного дома жилищная организация должна рассчитать сметную стоимость работ, которая позволит определить величину платы за ремонт и содержание жилого помещения для этого дома. Это подтверждается пунктом 35 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491. В связи с принятием этого постановления также было выпущено письмо Минрегионразвития РФ от 12 октября 2006 года, с которым вы можете ознакомиться .


С 2017 года сумма на содержание и ремонт в квитанции рассчитывается:

Тариф – тариф на содержание и ремонт жилья, утвержденный местной администрацией;

Т кр – тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;

S кв – площадь квартиры;

N – нормативное потребление ресурса, установленное местным органом власти;

S моп – площадь мест общего пользования;

S общ общая площадь жилых и нежилых помещений;

(N * S моп * S кв /S общ) – ОДН.


Рассмотрим на примере

Квартира общей площадью 51 кв.м. находится на втором этаже девятиэтажного жилого дома со всеми удобствами с лифтом и мусоропроводом в Московской области. Тариф на содержание и ремонт жилья 23,60 руб. Установлены нормативы для общедомовых нужд на:

горячую воду 0,0124 куб.м.;

холодную воду 0,0220 куб.м.;

электричество 1,54 кВт/ч.

Тарифы на коммунальные ресурсы:

горячую воду 100 куб.м.;

холодную воду 25 куб.м.;

электричество 2,67 кВт/ч.

Площадь мест общего пользования 6 000 м.кв. Общая площадь дома 18 000 м.кв.


Получим:


Расчет услуг за содержание и ремонт в квитанциях, как правило, ведется с помощью программного обеспечения , которое учитывает все действующие нормативные акты отрасли ЖКХ.

Можно ли не платить за содержание и ремонт

Согласно статье 158 ЖК РФ собственники помещений обязаны оплачивать расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Есть возможность отказаться от некоторых услуг. В этом случае отказ необходимо согласовывать с представителями УК или ТСЖ, что делается путем принятия решения на общедомовом собрании. Проще всего отказаться от услуг, связанных с отдельным подъездом. Например, уборка лестничной площадки может выполняться своими силами, если жильцы подъезда с этим согласятся и перестанут оплачивать данные услуги. Принять участие в коллективном голосовании по данному вопросу жильцы могут с помощью личных кабинетов Сайта ЖКХ (). В случаях выполнения работ и оказания услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления УК обязаны снизить величину платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Дата публикации материала: март 2017.


Вам также может быть интересно:

Данная статья является очередной публикацией цикла «Мифы ЖКХ», посвященного развенчанию . Мифы и лжетеории, широко распространенные в ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию « » между потребителями и исполнителями коммунальных услуг, что ведет к крайне негативным последствиям в жилищной отрасли. Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг, однако, и специалисты по вопросам ЖКХ могут найти в них что-то полезное. Кроме того, распространение публикаций цикла «Мифы ЖКХ» среди потребителей ЖКУ может способствовать более глубокому пониманию сферы ЖКХ жильцами многоквартирных домов, что ведет к развитию конструктивного взаимодействия между потребителями и исполнителями коммунальных услуг. Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен

**************************************************

Категории работ и услуг, входящих в состав «содержания жилого помещения» рассмотрены в , размещенной на сайте АКАТО. В настоящей публикации рассмотрен миф об установлении перечня работ по содержанию управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК без участия в процессе собственников помещений многоквартирного дома.

Суть лжетеории

Часть 1 статьи 161 ЖК РФ устанавливает: «Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами ». Указанные в приведенной норме Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами утверждены ПП РФ от 15.05.2013 N416.

Часть 1.2 этой же статьи 161 ЖК РФ устанавливает: «Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации ». Во исполнение указанной нормы Правительством РФ принято Постановление от 03.04.2012 N290, которым утверждены «Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме» и «Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме».

Части 2.1, 2.2 и 2.3 статьи 161 ЖК РФ устанавливают, что при любом из трех предусмотренных способов управления МКД (непосредственное управление, управление ТСЖ, управление УО) лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обязаны соблюдать требования Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Такие Правила утверждены ПП РФ от 13.08.2006 N491.

Перечисленные нормативные правовые акты (ПП РФ от 15.05.2013 N416, от 03.04.2012 N290, от 13.08.2006 N491) обязательны к исполнению (как и требования других законов, федеральных, региональных и муниципальных нормативных правовых актов), но они устанавливают лишь минимальный, обязательный к исполнению перечень работ и услуг по содержанию жилых помещений, не устанавливая «верхнюю границу» такого перечня, не делая его исчерпывающим, не подлежащим дополнению.

Таким образом, Правительством РФ установлен обязательный к исполнению перечень услуг и работ и утверждены обязательные к исполнению Правила, стандарты и требования, также подразумевающие выполнение определенных работ и услуг, однако нормативные правовые акты (НПА) не устанавливают конкретный состав работ и услуг, которые будут выполняться и предоставляться в процессе «содержания жилых помещений».

Перечень работ по содержанию при управлении домом УО

В случае, если домом управляет управляющая организация, в соответствии с частью 1 статьи 162 ЖК РФ с такой управляющей организацией заключается договор управления. Часть 2 статьи 162 ЖК РФ устанавливает:
«2. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива…) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме… ».

Важно понимать, что отношения с управляющей организацией — договорные, и условия взаимодействия между сторонами договора (одной такой стороной является УО, второй — либо собственники помещений, либо ТСЖ, либо ЖСК) определяются специальным договором, который называется договор управления МКД.

Пункты 1 и 2 части 3 статьи 162 ЖК РФ устанавливают:
«3. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация
».

Из приведенной нормы следует, что перечень работ и услуг по содержанию жилых помещений устанавливается договором управления. При этом в соответствии с пунктом 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных ПП РФ от 13.08.2006 N491 (далее — Правила 491) перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения обязаны утвердить собственники помещений на общем собрании. Необходимо отметить, что указанная норма Правил 491 является императивной.

Кроме того, необходимо отметить что согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям. Согласно гражданскому законодательству РФ существенные условия — это предмет договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Если хотя бы одно из существенных условий сторонами не определено, договор управления не может быть заключен. При этом пункт 2 части 3 статьи 162 ЖК РФ (процитированный выше) устанавливает в качестве существенных условий договора управления, в числе прочего, «перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация ».

Из системного анализа приведенных норм следует, что утверждение перечня услуг и работ по содержанию жилья в составе условий договора управления относится к полномочиям собственников помещений . Кроме того, без утверждения такого перечня договор управления не может быть заключен, поскольку указанный перечень относится к существенным условиям договора управления.

Отдельно необходимо отметить, что в случае если собственники помещений не выбрали способ управления МКД или не реализовали выбранный способ управления, тогда условия договора управляения, в том числе и перечень работ и услуг по содержанию жилых помещений, определяются по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации, проведенного органом местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ. Этот случай в настоящей публикации не рассматривается.

Перечень работ по содержанию при управлении домом ТСЖ

ТСЖ является некоммерческой организацией, представляющей собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме (часть 1 статьи 135 ЖК РФ).

Согласно статье 148 ЖК РФ:
«В обязанности правления товарищества собственников жилья входят:

4) управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им;

6) заключение договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
».

Части 1 и 2 статьи 145 ЖК РФ устанавливают:
«1. Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.
2. К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся:

8) утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, отчета о выполнении такого плана;
8.1) утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок);
...
».

Из приведенных норм следует, что годовой план содержания и ремонта общего имущества в МКД, управляемого ТСЖ, утверждается общим собранием членов такого ТСЖ. Указанный план, в числе прочего, используется при составлении сметы расходов ТСЖ, которая так же утверждается общим собранием членов ТСЖ. В соответствии с утвержденными общим собранием членов ТСЖ планом содержания и сметами доходов и расходов Правление ТСЖ осуществляет управление МКД и обеспечивает содержание и ремонт общего имущества.

Таким образом, при управлении домом ТСЖ, конкретный перечень услуг и работ по содержанию жилых помещений в таком доме утверждается общим собранием членов ТСЖ .

Выводы

В разъяснено, что несмотря на установленные жилищным законодательством РФ требования, предъявляемые к качеству и составу услуг и работ по « », конкретный перечень таких услуг и работ утверждается вовсе не управляющими организациями или органами власти, а самими собственниками помещений в многоквартирных домах. В случае, если домом управляет УО, состав услуг и работ по содержанию жилых помещений утверждается собственниками помещений на общем собрании собственников и включается в договор управления МКД. При управлении домом ТСЖ, состав услуг и работ устанавливается теми собственниками, которые являются членами ТСЖ, на общем собрании членов ТСЖ. При этом необходимо отметить, что согласно части 1 статьи 143 ЖК РФ «членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья » — то есть, любой собственник () любого помещения в многоквартирном доме имеет право вступить в ТСЖ, и никто не имеет права ему в этом отказать.

Получая квитанцию, многие жильцы задаются вопросом: что означает строка «Ремонт и содержание жилья»? Чтобы знать, за что вы платите, следует ознакомиться со списком услуг, которые включены в данную графу. Оплата за содержание дома начисляется по установленным тарифам в соответствии с таким документом, как Жилищный кодекс.

В перечень услуг входит проведение капитального ремонта и поддержание общих зон (лифтовое оборудование, лестничные площадки, коридоры и так далее) в надлежащем состоянии. Что касается проведения ремонтных работ, здесь вопросов возникать не должно. А понятие «содержание» дома требует более подробного пояснения.

Содержание жилья: за что вы платите в 2016-2017 году

Организации, которые отвечают за безопасность жильцов многоэтажного дома, регулярно должны проводить осмотр здания (статья 154 ЖК РФ) для выявления каких-либо неисправностей, оценки состояния дома и его отдельных зон. В оплату услуг по содержанию также входят:

  • освещение зон общего пользования (замена лампочек);
  • уборка помещений общего пользования;
  • поддержание чистоты на придомном участке;
  • озеленение двора и прилегающей территории;
  • гарантирование надлежащей температуры и относительной влажности воздуха внутри дома;
  • обеспечение всех норм безопасности;
  • своевременный вывоз мусора.

Вышеперечисленные услуги относятся к основным. Кроме этого, содержание жилья включает еще целый ряд дополнительных работ, которые более подробно изложены в статье 154 ЖК РФ. В перечень периодически вносятся изменения и различные дополнения, решение о которых принимается на общем собрании жильцов. На этом собрании должны присутствовать представители ЖКХ для составления протокола, который вступает в силу только после того, как его подпишут уполномоченные сотрудники УО (управляющей организации) и представители от жильцов многоэтажного дома.

Текущий ремонт

Если в квитанции есть отдельная строка «Текущий ремонт», следует знать, что входит в эту стоимость. Как правило, в перечень услуг входит ремонт газового оборудования, находящегося внутри дома, проведение восстановительных работ различных конструктивных элементов здания, а также плановое обслуживание инженерных систем и оборудования.

Все эти услуги жильцы должны оплачивать, в зависимости от размера своей доли в собственности, которая принадлежит всем владельцам квартир в данном здании. Размер платы устанавливается на общем собрании. Чтобы самостоятельно рассчитать точную сумму платежа, необходимо узнать значение действующего тарифа и умножить на квадратуру вашей квартиры.

Сезонные работы

Сумма, указанная в квитанции, может варьироваться в зависимости от времени года. Управляющие организации, помимо основных регулярных услуг, проводят дополнительно сезонные работы. Среди таких услуг следует выделить:

  1. Ремонтные работы и укрепление кровли, водостоков.
  2. Содержание фасадов, а также удаление отслоившейся штукатурки или замена плитки на стенах здания.
  3. Уход за перилами, дверями и окнами.
  4. Сезонные работы по покрытию деревянных конструкций антисептическими средствами.
  5. Очистка крыши от снега и льда в зимнее время года.
  6. Уборка снега на территории, прилегающей к дому.
  7. Подготовка (покраска) детских площадок к использованию в теплое время года.
  8. Уход за растениями на земельном участке возле каждого подъезда и на все прилегающей к дому территории.
  9. Расконсервация и консервация отопительной системы.

Полный перечень услуг должен оговариваться представителями управляющей организации с жильцами. Тарифы на ремонт жилья и другие виды работ по его содержанию тоже должны согласовывать с собственниками. Каждый владелец квартиры имеет возможность проверить соответствие установленных тарифов законодательно установленным нормам.

Часто из-за незнания многие переплачивают за ремонт и содержание жилья, поскольку далеко не в каждом случае этот вопрос обсуждается и согласовывается с жильцами. Поэтому рекомендуется проверять действующие тарифы перед тем, как осуществлять платеж.

При выяснении того обстоятельства, что перечень услуг был составлен без общего собрания, и жильцы теперь должны оплачивать услуги, которые им не предоставляются, следует организовать собрание в срочном порядке. Согласно действующему законодательству, представители управляющей компании не имеют права отказать: они должны явиться на собрание в обязательном порядке и согласовать полный перечень услуг, входящих в ремонт и содержание жилья.

Если речь идет о формировании цен на данный вид услуг для жильцов муниципальных зданий, в оплату также включается обязательный платеж за наем жилья. Эта сумма впоследствии используется для оплаты ремонтных работ, покупки строительных материалов и проведению работ по поддержанию дома в надлежащем состоянии. При этом в квитанциях, приходящих жильцам муниципальных домов, не должно быть строки «Капитальный ремонт и содержание жилья». Эти услуги оплачивает собственник жилья или организация, которая является его владельцем. Тарифы формируются для каждой отдельной группы услуг: определяется стоимость капитального ремонта, работ по содержанию и обновлению жилья и так далее.

Если в квитанции, которую вы получили, в отдельной строке вынесена такая услуга, как вывоз мусора или уборка лифта, скорее всего, это делается для того, чтобы ввести жильцов в заблуждение. Такие работы входят в перечень услуг, обозначенных в строке «Ремонт и содержание жилья», поэтому отдельная плата за них взиматься не должна. При обнаружении такого нарушения следует организовать общее собрание и потребовать у уполномоченных сотрудников управляющей организации исключить эту строку из квитанций. Если отдельно вынесена такая услуга, как электроосвещение мест общего пользования, значит, в строке «Содержание и ремонт жилья» должна быть указана меньшая сумма.

Перечень, периодичность оказания услуг и их стоимость указываются в договоре управления многоквартирным домом. В данном документе также должен быть указан состав имущества, с которым будут проводиться работы, порядок определения стоимости и порядок внесения платы. Уполномоченные сотрудники управляющей организации, являясь заказчиками услуг, обязаны осуществлять контроль, постоянно следить за качеством и сроками выполнения всех видов работ, прописанных в договоре.

Содержание жилья – что скрывается за этим понятием?

При получении ежемесячной квитанции по оплате услуг ЖКХ, каждый из нас хотя бы однажды задавался вопросом, что подразумевается под пунктом с наименованием «оплата за содержание жилья».

Если рассматривать это понятие с точки зрения российского законодательства, то оплата за содержание жилья начисляется в соответствии с Жилищным Кодексом. Этот пункт законодательства оговорен статьей 154. Оплата должна включать в себя суммы на содержание, а также текущий и капитальный ремонт многоквартирного дома. Если по поводу ремонтов жилья все более или менее понятно, то по управлению (или содержанию) дома возникает масса вопросов со стороны его жильцов. К примеру:

Что входит в состав услуг по содержанию имущества многоквартирного дома?

Вот краткая расшифровка оказываемых услуг:

  1. Осмотр имущества дома ответственными лицами из организаций, отвечающих за безопасность здоровья и жизни жильцов многоквартирного дома в соответствии с пунктом 13 ст. 154 Жилищного Кодекса РФ.
  2. Обеспечение освещенности всех помещений в доме, предназначенных для общего пользования.
  3. Обеспечение уборки и санитарно-гигиенических мероприятий в помещениях общего пользования, а также на территории земельного участка, прилегающего к многоквартирному дому, который входит в состав общего имущества.
  4. Обеспечение температурного режима и норм влажности в помещениях общего пользования в соответствии с нормами и правилами российского законодательства.
  5. Обеспечение норм пожарной безопасности в многоквартирном доме.
  6. Обеспечение своевременного вывоза жидких и твердых бытовых отходов и мусора с территории дома (включая мусор, образующийся в результате деятельности индивидуальных предпринимателей и частных организаций, которые занимают в многоквартирном доме нежилые помещения).
  7. Обеспечение сезонной эксплуатации объектов благоустройства в многоквартирном доме, которые входят в состав общего имущества дома (включая озеленение придворовых территорий).
  8. Обеспечение текущего и капитального ремонта в многоквартирном доме.

Приведенный список состоит лишь из основной (главной) части услуг, предоставляемых жильцам многоквартирного дома по статье оплаты за содержание жилья. Полный перечень услуг с подпунктами по списку подробно отражен в статье 154 Жилищного Кодекса РФ.

Список услуг по содержанию общего имущества можно дополнять некоторыми изменениями, но они принимаются общим собранием жильцов многоквартирного дома в обязательном присутствии представителей управляющей компании ЖКХ. Для того чтобы список предоставляемых услуг приобрел юридическую силу, необходимо составить протокол, содержащий подписи обеих сторон (представителей жильцов дома и управляющей организации).

Отметим, что все тарифы на содержание жилья должны обязательно согласовываться собственниками квартир – жильцами дома. Однако нередки случаи, когда управляющие компании ЖКХ идут в обход законов, устанавливая тарифы самостоятельно, без проведения общих собраний. Но ведь каждому собственнику квартиры в таком доме вполне доступно проверить тарифы, по которым назначены цены за якобы предоставляемые услуги.

И остается только сожалеть о том, что переплаты по тарифам случаются сегодня повсеместно, а жильцы оплачивают ежемесячно суммы за услуги, которые им в действительности не предоставлялись вовсе или не в полном объеме. И если выясняется, что общего собрания жильцов не было, не проводилось, то необходимо срочно организовать соседей и провести такое собрание. Управляющая компания не имеет прав отказать в проведении общего собрания жильцов, так как это предусмотрено статьей российского законодательства.

Какие сезонные работы входят в оплату услуг по содержанию жилья многоквартирного дома, и должны выполняться управляющими компаниями?

  1. Ремонт и укрепление крыши и водостоков (включая уборку мусора с кровли и чердачных помещений, укрепление и прочистку дымовых и вентиляционных труб, очистку крыш и козырьков от наледи и снега).
  2. Ремонт стен и фасадов дома (включая удаление разрушенных элементов декора и отслоившейся штукатурки, плитки, которые могут представлять опасность при падении).
  3. Установка, ремонт или укрепление элементов визуальной информации (указателей номера дома, лестничных и других знаков).
  4. Ремонт и укрепление перил и ограждений крылец, лестниц и козырьков.
  5. Ремонт дверных и оконных заполнителей (включая замену стекол, дверных пружин, замену чердачных и подвальных окон и дверей, а также решеток и замков, если они необходимы по мерам безопасности);
  6. Сезонное антипирирование и антисептирование всех деревянных конструкций в доме.
  7. Промазка герметиком и мастиками кровельных свищей и фальцев, укрепление наружных водостоков, закрытие слуховых окон и различных люков.
  8. Благоустройство придомовой территории с покраской ворот, оград и решетчатых ограждений, с протиркой указателей, с установкой и окраской урн, вывеской флагов, вывозом сухих листьев и веток.
  9. Озеленение придомовой территории, включая уход за насаждениями (клумбами, цветниками, газонами, кустарниками, деревьями).
  10. Сезонная подготовка детских и спортивных площадок к эксплуатации.
  11. Ежедневная санитарная уборка жилищного фонда (влажная уборка кабин лифтов, подметание первых двух этажей лестничных пролетов, протирка стен, перил лестниц, почтовых ящиков, оконных решеток, плафонов и подоконников).
  12. Ежедневная санитарная уборка придомовой территории (включая очистку урн от мусора и уборку контейнерных площадок, где хранятся баки с отходами).
  13. В зимний период уборка снега с внутриквартальных проездов и тротуаров перед домом, посыпка тротуаров противогололедными материалами, очистка подъездных площадок и металлических решеток от наледи.
  14. В летний период поливка и покос газонов, ежедневная влажная уборка тротуаров перед домом в дни, когда давно не было осадков.
  15. Обслуживание коммуникаций, технических помещений и технических устройств в жилом доме (в том числе консервация и расконсервация отопительной системы дома).
  16. Круглосуточное аварийное обслуживание квартир и объектов придомовой территории сотрудниками управляющей организации.
  17. Техническое обслуживание систем электроснабжения, канализации, водопровода и горячего водоснабжения.
  18. Обслуживание общедомовых технических устройств (лифтов, мусоросборников, напольных электроплит, АППЗ и т.д.).
  19. Проведение сопутствующих работ при ликвидации аварийных ситуаций (рытье траншей, откачка воды, пробивка засоренных отверстий, вскрытие плит и полов, замена трубопроводов и т.д.).

Читайте также: Кто освобождается от уплаты налога на имущество

Полный перечень сезонных работ следует тщательным образом согласовать и прописать в договорах, заключаемых между управляющими организациями и жильцами дома.

Как происходит формирование структуры тарифов на оплату содержания жилья?

Как предусмотрено, тарифы по оплате содержания жилья формируются собственниками жилого фонда. В случае, когда граждане проживают в многоквартирном муниципальном или государственном доме, то статья тарифов, помимо оплаты предоставляемых услуг, дополняется платой за наем жилья. Суммы оплат предназначены на проведение текущего ремонта, содержание и обновление жилищного фонда. Жильцы муниципального и государственного жилья не оплачивают квитанций с графой услуги «капитальный ремонт». Данная услуга оплачивается только собственниками жилья либо организациями, которым оно принадлежит.

Структура тарифов на оплату содержания жилья в многоквартирном доме включает в себя следующие затраты:

  1. Плата за наем жилья (за пользование жилым помещением), для жильцов муниципальных и государственных домов.
  2. Плата за ремонт жилых помещений.
  3. Плата за содержание помещений общего пользования.
  4. Плата за капитальный ремонт жилого фонда (только для собственников жилых помещений в многоквартирном доме).

Надо учесть следующее: если квитанции на оплату жилья содержат отдельные выделенные пункты оплаты, например, «за вывоз мусора» или «за уборку лифтов», то это расценивается как грубое нарушение. Все подобные услуги входят как подпункты к основной услуге «за содержание жилья». Если все же их выделяют отдельно, то только с целью введения жильцов (собственников жилья) в заблуждение. Каждому жильцу предоставлено право проверки правильности и полноты начисления тарифов по оплате за содержание жилья.

Что входит в ежемесячную оплату за содержание жилья?

Ежемесячно, получая квитанцию по оплате жилищно-коммунальных услуг, многие задаются одни и тем же вопросом. Что означает пункт «содержание жилья»?

Сейчас попробуем выяснить, что собой представляет данное понятие, а также узнаем, что входит в понятие «содержание жилья».

В первую очередь, стоит сказать, что данный вопрос регулируется Жилищным Кодексом. Само же понятие содержания жилья, представляет собой оплату различных мелких ремонтов, а также капитального ремонта многоэтажного дома.

Что включают в себя услуги по содержанию имущества в многоквартирном доме?

Давайте разберемся с основным перечнем услуг, которые входят в содержание жилья.

  • Осмотр помещений специальными службами, которые отвечают за безопасность. Такими могут быть пожарные бригады, спасатели, лифтеры и многие другие.
  • Должное освещение все помещений. По факту, данное условие редко выполняется, а жильцы сами приобретают лампочки и ставят их в подъездах. Но важно понимать, что для этого можно попросту обратиться в местные органы ЖКХ с жалобой на плохое освещение в том или ином месте дома.
  • Уборка. Сюда включается не только уборка территорий вокруг многоквартирного дома, но и проведения уборки в самом доме, в помещениях общественного пользования. Например, на лестничных клетках.
  • Своевременна утилизация отходов.
  • Обеспечение ремонта в доме.

Это основной перечень услуг, которые входят в содержание жилья. К сожалению, очень часто они не выполняются должным образом. Но нужно понимать, что каждый гражданин, может написать жалобу по тому или иному пункту. В таком случае, органам ЖКХ придется выполнить свои функции и отчитаться за проделанную работу.

Помимо основных услуг, в оплату могут входить и дополнительные услуги. Либо наоборот, некоторые из основных услуг могут быть исключены.

Все это делается на совместном собрании жильцов многоквартирного дома. На этом собрании должны присутствовать не только сами жильцы, но также и местные представители из органов ЖКХ. На собрании и обсуждается вопрос, что будет входить в опту по содержанию жилья. Например, люди могут отказаться от уборки в своем доме, и убирать все сами.

Важно понимать, что именно на таких собраниях и формируется тот налог, который в дальнейшем сами жильцы и будут платить. К сожалению, подобные собрания, достаточно большая редкость. А если нет собрания, то нет и обговоренных норм. В таком случае, органы ЖКХ сами могут назначить любой тариф и внести любые оказываемые услуги. Но по факту, никто не будет знать, за что платит, а значит и услуги оказывать не обязательно.

Подобные случаи повсеместны. Люди переплачивают и при этом сами занимаются содержанием жилья. И нужно сказать, что это происходит только из-за халатности жильцов. Ведь если они назначат собрание и осведомят местный орган ЖКХ, то последние будут обязаны отправить работника на собрание и прислушаться к пожеланиям жильцов.

Как формируются тарифы на его оплату?

Итак, теперь стоит поговорить про формирование тарифов. В первую очередь необходимо сказать, что собственники квартир, которые входят в государственную либо муниципальную собственность, должны оплачивать дополнительный налог, он называется – наем жилья.

При этом, они не должны оплачивать, например, ремонт многоэтажного дома. Это связанно с тем, что оплата за подобные виды работ ложится на плечи собственника жилья, то есть на государство или муниципальные органы.
Теперь давайте рассмотрим, как формируется структура на оплату содержания жилья.

  • Оплата за наем . Как уже говорилось, подобный налог платят исключительно люди, которые не приватизировали свои квартиры, а значит, они находятся в муниципальной или государственной собственности. Также нужно сказать, что по данной строчке в квитанции можно с легкостью определить, приватизирована или нет квартира.
  • Оплата за ремонт . Сюда, в теории, включается ремонт жилых помещений.
  • Оплата за поддержания чистоты и порядка в помещения общего пользования. Сюда входят как мелкие составляющие, например, освещение, так и крупные – капитальный ремонт.
  • Оплата самого капитального ремонта . Но здесь нужно сказать, что данный пункт вносится в понятие «содержания жилья», только в многоквартирных домах. Если это включается в налог на содержание жилья, для жильцов частного сектора, то это является уже нарушением.

Кстати о нарушениях. Если в квитанции, которую приносят ежемесячно, будет указан один из выше перечисленных пунктов отдельно, то это является грубым нарушением. Либо любой другой пункт, касаемо уборки, вывоза мусора или ремонт, это все нарушение.

Нарушением это считается потому, что все эти пункты обязательно должны быть соединены в один пункт – оплата по содержанию жилья.

В случаях, когда гражданин находит нарушение, необходимо обращаться в органы ЖКХ или налоговую службу. В теории, они обязательно должны принять меры и исправить нарушение, выдав всем жильцам новые квитанции.

Но на практике, приходя в органы ЖКХ, можно услышать, что-то вроде: «Нам не хватает денег, которые входят в пункт содержания жилья, поэтому приходится писать дополнительные пункты, дабы мы могли платить заработную плату рабочим, а они, соответственно, могли выполнять свою работу на должном уровне».

В таком случае, необходимо обращаться в суд. Это может сделать как один жилец, так и все жильцы сразу, поставив свои подписи. В идеале, получить письменный отказ исправлять нарушение, от уполномоченного лица. Но такое удается редко, так как каждый понимает, что это действительно нарушение.

Проблема в том, что данные суммы зачастую не так критичны, а у людей попросту нет времени и желания во всем разбираться. Поэтому, большинство просто оплачивает все дополнительные услуги. Но вот порос, а куда идут эти деньги?

Теперь давайте пройдемся еще по нескольким пунктам, которые часто включены в оплату жилья.

Входит ли домофон?

Здесь вопрос достаточно спорный. Домофон необходимо установить, а после обслужить его, ремонтировать поломки и так далее. Платить за это кто-то должен, и этот кто-то – жильцы.

Здесь все можно разделить на два варианта.

  • Домофон был установлен государственными органами. Это достаточно большая редкость, когда государственные органы ставят в домах подобные устройства. Но если жильцы на собрании обратились к представителю ЖКХ и он согласился поставить домофон в многоквартирный дом, то в дальнейшем, его обслуживание будет входить в содержание жилья.
  • Домофон установили сами жильцы. Это происходит в подавляющем большинстве случае. Один или несколько инициативных жильцов, собирают со всех определенную сумму и ставят домофон. Далее, раз в пол ода или год, собирают деньги на обслуживание данного устройства. В таком случае, домофон не может быть включен в статью «оплата за содержание жилья», ведь по факту, государственные органы не как не причастны к данному вопросу.

Самой распространенной проблемой, являются случаи, когда жильцы сами ставят домофон, сами платят за обслуживание. При этом, они даже не подозревают, что они платят за обслуживание еще и в государство.

Недобросовестные работники, увидев домофон в доме, могут включить его в налог. Проверяющие органы, попросту не станут разбираться, кто и за чьи средства его ставил. А сами жильцы, даже не заметят разницы, ведь сумма очень мала.

Читайте также: Документы для алиментов на ребенка без развода

Вывод мусора

С вывозом мусора отдельная история. Давайте разберемся подробнее. Существует всего три ситуации.

  • Мусор вывозится, при этом жильцы конкретно за это не платят. Это имена та ситуация, которая и должна быть. Вывод мусора, должен быть включен в оплату по содержанию жилья. То есть, он не может идти отдельным пунктом в квитанции. Бывают случаи, когда жильцы отказываются от вывоза мусора на собраниях, но для этого необходимы основания.
  • Итак, второй вариант. Если жильцы отказываются от вывоза мусора и хотят нанять частную фирму для вывоза. Сделать это достаточно просто. Например, дом находится на окраине города, и городские сборщики мусора очень редко доезжают до дома. Жильцы могут просто собрать подписи и отказаться от вывоза, занявшись решением вопроса самостоятельно.
  • Последний вариант, когда мусор вывозится, при этом жильцы платят за это по квитанции. Большинство даже не обращает на это внимание. Суммы указываются специально маленькие, дабы никто не пошел никуда разбираться. Но, как говориться: «С мира по нитке…», — а в итоге выходит крупная сумма. Но такая ситуация не должна быть, это является грубым нарушением.

Здесь все довольно сложно. Необходимо понимать, что входит в статью по оплату содержания жилья, в конкретном доме. По факту, оплата ЖКХ и есть, в какой-то степени, оплатой за содержание.

Но данный государственный орган, часто нарушает нормы и превышает свои полномочия. Поэтому, необходимо разбираться в каждом случае по факту.

Какие сезонные работы, входящие в оплату услуг по содержанию жилья многоквартирного дома, должны проводиться управляющими организациями?

Просто невозможно обойти стороной вопрос сезонных работ.

Давайте рассмотрим весь список, дабы каждый гражданин мог знать, за что он платит налоги.

  • Ремонт крыш.
  • Ремонт водостоков, вентиляций и тому подобное. Сюда можно также включить ремонт мусоропровода.
  • Ремонт, установка, укрепление перил. Сюда включаем и ремонт ступенек, а также козырьков на выходе из подъезда.
  • Ремонт дверей и окон. Замена стекол, дверей, а также замена составляющих.
  • Уход за прилегающей к дому территорией. Покраска заборов, ворот, вывод веток, листьев, уборка снега и тому подобное.
  • Озеленение.
  • Уход за детскими площадки. Сюда можно внести и уход за спортивными площадками.
  • Круглосуточное аварийное обслуживание.
  • Полив загонов, клумб и тому подобное.

Нужно понимать, что весь перечень работ должен быть подобно описан в договоре, который составляется на собраниях жильцов и представителей органов ЖКХ. Из этого списка можно как убрать некоторые пункты (не все), так и добавить несколько других пунктов.

Подводя итог, стоит сказать, что оплата за содержание жилья, вопрос достаточно не простой. В нем много подводных камней, а также спорных моментов. В любом случае, необходимо знать, за что платить. В идеале, каждый гражданин должен ознакомиться с договором, который заключен между жильцами и органами ЖКХ.

Ну и конечно, нужно не забывать смотреть в квитанции, читая все пункты, а не только строку «Итог».

При обнаружении нарушений, необходимо сразу решать данный вопрос.

Также, очень важно регулярно проводить собрания жильцов. Если на нем будет присутствовать как можно больше живущий в доме граждан, то не стоит опасаться, что придется выбрасывать деньги на ветер, оплачивая услуги, которые не оказываются.

Также важно понимать, что для приватизированных квартир и для квартир, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, действуют различные системы по начислению налогов.

Бесплатная консультация юриста

  • Как быстро и без затрат организовать ТСЖ?
  • Жалоба на управляющую компанию
  • Правила проживания жильцов в многоквартирном…
  • Что входит в перечень коммунальных услуг?
  • Что значит предчистовая отделка квартиры?
  • Приемка квартиры в новостройке: правила,…

Управление Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека по г. Москве (далее Управление) в порядке информации и в целях предотвращения нарушений прав потребителей со стороны юридических лиц, оказывающих услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разъясняет.

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства от 13.08.2006г. №491, в состав общего имущества входят:

  • помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и нежилого помещения в этом многоквартирном доме (в т.ч. лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное оборудование);
  • крыши;
  • ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (в т.ч. фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
  • ненесущие конструкции многоквартирного дома (в т.ч. окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
  • механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и нежилого помещения (квартиры);
  • земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы, которого, определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
  • иные объекты, расположенные в границах земельного участка, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом;
  • внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения, система водоотведения, система отопления, электроснабжения.

Причем, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом. Внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.

Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и ответственными лицами, обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения, обеспечение необходимой температуры и влажности в помещениях общего пользования, а также их освещение и уборку; обеспечение мер пожарной безопасности, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, уход за элементами озеленения и благоустройства, текущий и капитальный ремонт, подготовка к сезонной эксплуатации.

В состав услуг и работ не входят:

  • содержание и ремонт дверей в квартиры, дверей и окон, расположенных внутри жилого или нежилого помещения, не являющегося помещением общего пользования;
  • утепление оконных и балконных проемов, замена разбитых стекол окон и балконных дверей, утепление входных дверей в квартирах и нежилых помещениях, не являющихся помещениями общего пользования;
  • уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества.
  • собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией . либо путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом);
  • товариществом собственников жилья (жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом) путем членства собственников помещений в указанных организациях либо путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями.

Текущий ремонт общего имущества проводится помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).

Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения . поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).

Перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, размер платы за содержание и ремонт жилья утверждается на общем собрании собственников помещений на срок не менее чем один год. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

Расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений, внося соответствующие платежи, при этом расходы собственника должны быть соразмерны площади жилого помещения, находящегося в индивидуальной собственности

В соответствии со ст. 165 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы обязаны представлять гражданам по их запросам информацию об установленных ценах на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты, об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.

В случаях оказания услуг или выполнения работ ненадлежащего качества исполнитель обязан снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения. Факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ отражается в акте . который является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Для этого собственники помещений (наниматели) в первую очередь должны обратиться с заявлением об изменении размера платы в добровольном порядке к ответственному лицу (управляющей организации, ТСЖ).

В течение 2 рабочих дней, с даты получения заявления об изменении размера платы, собственнику помещения (нанимателю) направляется извещение о дате его получения, регистрационном номере и информация об удовлетворении либо отказе в удовлетворении заявления, с указанием причин.

Все дома, в которых расположено более четырех квартир, считаются многоэтажными. Помимо индивидуальной площади каждой квартиры, которая относится к частной собственности, есть еще и общая площадь, находящаяся в собственности всех жильцов. Законодательством установлены определенные требования, которым должна соответствовать общедомовая собственность.

Каждый собственник квартиры должен знать, что относится к этой общей собственности всех жильцов и какие требования к ней предъявляются.

Согласно жилищному законодательству, сюда относят:

  • все помещения, которые не являются частями квартир собственников;
  • помещения, обязательно имеющие предназначение для облуживания более одного индивидуального помещения;
  • территории, на которых расположены различные инженерные коммуникации;
  • непосредственно сами ограждающие конструкции, к ним относятся несущие и прочие перекрытия (стены, фундамент, потолок, крыши, колонны);
  • различное оборудование, необходимое для обслуживания нескольких индивидуальных помещений, при этом оно может быть расположено не только в самом здании, но и за его пределами;
  • земельный участок, территория которого определена кадастровым паспортом и иными правоустанавливающими документами;
  • объекты, расположенные на территории этого надела, необходимые для обслуживания дома, а также для удобства граждан (трансформаторные подстанции, детские площадки, парковки);
  • различные инженерные системы коммунальных услуг, проведенные только внутри здания, границей считается крайняя стена многоквартирного дома.

Таким образом, в состав общего владения собственников, которое принадлежит всем жителям дома, входят:

  • лестницы и лестничные площадки, а также связанные с ними коридоры;
  • расположенные в подъездах лифты и шахты;
  • специально созданные технические этажи и подвалы;
  • чердаки и крыша, а также установленное там оборудование;
  • прочие инженерные коммуникации;
  • вся придомовая территория.

За всем этим имуществом требуется ежедневный уход, своевременный ремонт. По этой причине законодательство установило требования, которым должно соответствовать данное имущество в целях сохранения безопасности проживания каждого жильца многоквартирного дома.

Понятие содержания

Это широкое понятие, включающее в себя широкий спектр проводимых мероприятий, направленных на поддержание здания в хорошем состоянии. Сюда относятся следующие виды деятельности:

  1. Осмотр состояния общего имущества.
  2. Оценка соответствия нормам всех инженерных систем, относящихся к общему имуществу.
  3. Контроль над установленным температурным режимом и влажностью воздуха в здании. Для различных площадей нормы могут быть различны.
  4. Обязательный контроль над наличием освещения на всех площадках.
  5. Поддержание чистоты и своевременное проведение уборки.
  6. Обеспечение и контроль над соответствием установленных мер пожарной безопасности в помещении.
  7. Сбор, вывоз и утилизация всех отходов.
  8. Соответствующий уход за придомовой территорией, озеленение и прочее благоустройство.
  9. Проведение необходимого косметического и капитального ремонта здания и определенных объектов.
  10. Проведение подготовительных работ к сезонной эксплуатации.

Из перечисленного перечня обязательных работ видно, что эти меры не могут быть предприняты всеми собственниками жилья без помощи вспомогательных организаций. Для этого и заключается договор с организацией, которая занимается содержанием дома, а жильцы платят ей соответствующие суммы денежных средств.

Не относится к содержанию

Все обязательные требования по содержанию имущества, предусмотренные законодательством, должны выполняться, независимо от составленного договора и вида юридического лица, занимающегося этим. По желанию общего собрания жильцов могут быть включены и дополнительные функции по содержанию здания. К таким могут относиться охрана дома и придомовой территории.

Но важно знать, что не относится к содержанию дома и чего нельзя требовать:

  • утепление окон и балконов, входных дверей, расположенных на территориях частной собственности;
  • замена разбитых стекол, перегоревших лампочек и испорченных инженерных конструкций, расположенных в частном помещении;
  • организация ремонта входных дверей, относящихся на входе в квартиру, так как они не принадлежат общей собственности;
  • благоустройство земельного участка, находящегося за пределами земельного надела, выделенного под строительство дома и придомовой территории.

Иные требования по содержанию частной собственности и иной, не относящейся к общей собственности площади, являются незаконными.

Способы организации содержания

Исходя из того, что такой широкий спектр мероприятий самостоятельно собственникам жилья не осуществить, они вынуждены обращаться в соответствующие специализированные организации. Существует несколько возможных вариантов организации содержания дома:

  1. Путем заключения договора жильцов с управляющей компанией, которая полностью берет на себя обязанности по уходу за домом согласно подписанному договору и установленному законодательству.
  2. Путем подписания индивидуальных договоров каждым собственником с различными компаниями, оказывающими те или иные виды работ, услуг.
  3. Путем организации товарищества владельцев жилья или недвижимости (ТСЖ или ТСН). Данные организации за счет членских взносов оплачивают работу и услуги, оказанные сторонними организациями. Но членами товарищества являются только собственники дома, то есть непосредственно заинтересованные лица.

Решение о выборе одного из перечисленных способов должно приниматься общим собранием жильцов. Они же обязаны контролировать надлежащее исполнение своих обязанностей той организации, которая берет на себя ответственность за содержание дома.

Несвоевременный уход и халатное отношение к содержанию дома приведет его к более раннему износу и разрушению.

Основные работы

Одним из важных мероприятий в любом доме является проведение ремонта, который может быть нескольких видов:

  • текущий;
  • капитальный.

В первом случае проводятся мероприятия с целью предупреждения причин износа и старения здания. Выполняется косметический ремонт, проводятся работы по частичной замене выявленных повреждений стен, инженерных конструкций. На этом этапе не проводится полная замена дорогостоящих элементов.

В случае проведения капитального ремонта проводятся работы с целью устранения произошедшего фактического износа или разрушения. Это происходит путем полной замены испорченных деталей либо самого объекта, если он начинает представлять опасность жизни и здоровью жильцов.

За все проводимые работы жильцы обязаны ежемесячно вносить оплату. Порядок расчета стоимости устанавливается подписанным договором с ответственной организацией. Данная организация на основании законодательства обязана предоставлять отчетность о произведенных расходах, а также предъявлять все акты приема выполненных работ.

Если жильцы выясняют факт невыполнения определенной работы либо выполнения ее несвоевременно или низкого качества, они имеют право потребовать от компании:

  • пересчета уплаченных средств;
  • требовать повторного проведения работ и доведения их до необходимого уровня;
  • расторгнуть подписанный договор в одностороннем порядке при принятии решения общим собранием жильцов.

Жильцы обязательно должны контролировать уровень содержания их дома и требовать от ответственной организации соблюдения всех установленных требований. Это является прямой обязанностью каждого жителя, так как это имущество относится к его собственности.