Задания для самостоятельной работы. Задания для самостоятельной работы В столь не привычной обстановке


Задание 12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.

Раскройте скобки и выпишите это слово.

Задание № 1

Сначала все помолчали, обдумывая, как начать разговор в такой ничуть (не) привычной обстановке.

Комната Павла была (не) освещена, поэтому трудно было различать лица сидящих напротив людей.

Случилось, Петрович, так, что мне (не) кому было рассказать о своих сомнениях.

Из-за густого тумана (не) было видно сигнальных огней.

Для ночлега дикие гуси выбирают ровный, (не) заросший густым камышом берег.

Задание № 2

В глубине озера (не) ясным рогом отражался молодой месяц.

Ещё (не) зажившая от когтей медведя рана давала о себе знать .

Отец велел нам, (не) останавливаясь в гостинице, ехать на пристань и ждать теплоход.

Нашему ко ту Тимофею (не) меньше десяти лет.

Я полон дум о юности печальной, но ничего в прошедшем мне (не) жаль.

Задание № 3

Дом одиноко стоял посреди степи, ничем (не) огороженный.

Хозяева встретили долгожданных гостей с (не) обыкновенным радушием.

Но страх (не) сжал души моей.

Он вскочил на лошадь, (не) взглянув на стоящего рядом отца.

Громадный кран так вздрагивал, будто он был (не)стальной, а бамбуковый.

Задание № 4

(Не) сули журавля в небе, дай синицу в руки. (Не) сумевший реализовать себя в жизни, Базаров проявляет свои лучшие качества пе ред лицом смерти. Ключи от сундука деда до сих пор (не) найдены. Я терпеть Ваши шутки (не) намерен.У Насти были (не) правильные, но приятные черты лица.

Задание № 5

Компьютер (не) подключён к сети.

Гордеевы жили в доме с бревенчатыми, ещё (не) штукатуренными стенами.

Этот деревянный домик (не) большой, но очень уютный.

(Не) у кого было спросить, как проехать к концертному залу.

Ученик (не) способен запомнить это правило.

Задание № 6

Нас поливал ни на минуту (не) прекращающийся дождь.Засыпаны опавшей листвой (не) подметённые дорожки сада.Характер дневниковых записей (не) вполне обычный.Лёшка почему-то (не) понимал смысл её слов.Студент бойко отвечал на поставленный вопрос, (не) смотря в тетрадь.

Задание № 7

В этот вечер вам со мной (не) было скучно?Обломов - ребенок, а (не) безнравственный эгоист.(Не) переплетённый, напечатанный на старенькой машинке роман достался ей от дяди.Мост через нашу реку до сих пор (не) построен.Внутреннее чувство подсказывает Кутузову (не) принимать волевых решений.

Задание № 8

Нужная к уроку книга учениками (не) прочитана.Клементьев быстро ушел, (не) ответив на наши вопросы.(Не) высказанный упрек светился в глазах Софьи Николаевны.Нельзя было отредактировать рассказ, (не) испортив его.Новая шинель адъютанта (не) сшита.

Задание № 9

Пришлось говорить (не) громко, а едва различимым шёпотом.В ещё (не) раскрытые окна заглядывает синичка.Позвонить Тане Игорёк не смог по (не) зависящим от него причинам.

(Не) надо думать о плохом: всё будет хорошо.

Но говорят, вы (не)людим: в глуши, в деревне всё вам скучно.

Задание № 10

После происшедшего с ним случая Никита сделал далеко (не)верные выводы.(Не) раз мы вспоминали этот забавный случай.

(Не)убранное осенью поле нагоняло на крестьянина тоску и уныние.

(Не) яркое пламя в камине освещало письменный стол и картины на стенах.

В этом (не)достроенном дачниками доме часто собирались бродяги.

КЛЮЧИ к заданию 12

задания

Задание 1.

Случилось так, что мне (не)кому было рассказать о своих сомнениях.

Сначала все помолчали, обдумывая, как начать разговор в такой (не)привычной обстановке.

Комната была (не)освещена, поэтому трудно было различать лица сидящих напротив людей.

Но говорят, вы (не)людим: в глуши, в деревне всё вам скучно.

Быстро текли воды (не)болыной, но быстрой реки.

Ответ:_____________________

Задание №2.

За туманом (не)было видно огней.

В глубине озера (не)ясным рогом отражался молодой месяц.

Для ночлега гуси выбирают ровный, (не)заросший камышом берег.

Ещё (не)зажившая рана давала о себе знать.

Дверь оказалась (не)заперта.

Ответ:_____________________

Задание 3. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Отец велел, (не)останавливаясь в гостинице, ехать на пристань.

Дом стоял посреди степи, ничем (не)огороженный.

Хозяева приняли гостей с (не)обыкновенным радушием.

Но страх (не)сжал души моей.

Сил (не)было дышать от раскалённого солнца.

Ответ:_____________________



Задание 4. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Коту Тимофею (не)меныпе десяти лет.

Воздух, ещё (не)ставший знойным, приятно освежает.

(Не)сули журавля в небе, дай синицу в руки.

У Насти были (не)правильные, но приятные черты лица.

Получился совершенно как живой, хотя и (не)привлекающий к себе персонаж.

Ответ:_____________________

Задание №5. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите это слово.

Этот дом (не) большой, но очень уютный.

Мне (не) чего было сказать в ответ.

Компьютер (не) подключён к сети.

Он никакой (не)интурист, а шпион.

Ответ:_____________________

Задание №6. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не) чего было надеяться на чудо, поэтому мы так упорно готовились к предстоящим соревнованиям.

Эта задача так и (не) решена учениками.

(Не) яркое пламя в камине освещало письменный стол и картины на стенах.

А кругом на полях (не) пробудная тишь.

Первоначально он отнёсся ко мне (не)приязненно и даже оскорблял меня.

Ответ:_____________________

Задание №7. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не) кого было спросить, как проехать к концертному залу.

В последние годы (не) измеримо увеличились наши знания об Атлантиде.

Вдали показались (не) высокий дом и двор, обнесённый забором.

(Не) счастье обеспечивает успех на экзамене, а хорошее знание предмета.

Ответ:_____________________

Задание 8. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не) зачем думать о плохом: всё будет хорошо.

Гибнущий сад и (не) состоявшаяся любовь - две внутренне связанные темы пьесы.

Меня огорчило (не) вежливое замечание приятеля.

Гордеевы жили в доме с бревенчатыми, ещё (не) штукатуренными стенами.

Я спрашиваю его о чём-то (не)нужном на суде.

Ответ:_____________________

Задание №9. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не) сумевший реализовать себя в жизни, Базаров проявляет свои лучшие качества перед лицом смерти.

Ключи до сих пор (не) найдены.

Раздался удар, но (не)бьющиеся стёкла за шторою выдержали его.

Брат (не) удостоил его даже упрёком.

Преступления Варавва и Га-Ноцри совершенно (не)сравнимы по тяжести.

Ответ:_____________________

Задание 10. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Наш спутник оказался молчаливым, (не) разговорчивым человеком.

Егор слыл (не) утомимым тружеником.

Птиц гонит на юг (не) наступающий холод, а отсутствие корма.

Домашним животным (не) чего было опасаться людей.

В какую именно причудливую форму выльется гнев вспыльчивого прокуратора при этой (не)слыхан-ной дерзости арестованного?

Ответ:_____________________

Захляпанная грязью из лужи, Доротка радовалась, что не отправилась за покупками в элегантном траурном одеянии, специально приготовленном на похороны крёстной бабули. Уже начала облачаться в него, но Сильвия торопила, вот Доротка и отправилась в наспех наброшенной куртке и резиновых сапогах, привыкших к уличной грязи. Даже не поняв, что на неё совершено очередное покушение, лишь огорчившись из-за того, что окатили грязью, девушка вернулась с покупками и облачилась в траур, ибо тётки настаивали, чтобы главная наследница первой шла за гробом Вандзи.

На поминки в два часа дня Бежан явился уже с результатами экспертизы. По дороге делился с коллегой восторгами по адресу золотого парня Адася, который согласился поработать после ночного дежурства и поработал на совесть. Служебную машину вёл сам Бежан, предоставив Роберту возможность по дороге ознакомиться с заключением эксперта и фотографиями, на которых обильно был представлен интерьер «мерседеса».

Теперь нет необходимости выпрашивать опекунов для Доротки, - радовался Бежан.

Роберт тоже сиял, как медный грош, и поддакивал:

Точно, теперь приставят к ней, и не одного. Перчатки те же самые, никаких сомнений! Надо же, не выбросил. Вот только бы нам до них добраться. Пока не выбросил. Хотя… будь я на его месте, пользовался бы перчатками какого друга-приятеля, даже крал их, когда требуются, а потом подбрасывал, и тебе пришлось бы искать меня до конца дней твоих.

Перекрестись, или постучи по дереву, а то накаркаешь…

Тут они подъехали к дому на Йодловой, а Бежан так и не успел ознакомить подчинённого со всеми своими достижениями.

Нотариус появился минут через пять.

Визит в дом клиенток нотариус считал официальным, потому и согласился приехать в рабочее время. И вместе с тем ему очень хотелось своими глазами увидеть в сборе всю эту необычную семейку, ведь столько накручено вокруг оформленного им завещания! Сначала поочерёдно знакомился с Дороткой, с Фелицией, заочно с Войцеховским, потом с завещательницей, потом с полицией. Начал же с того, что вместе со всеми сел за стол помянуть усопшую.

Говорят, нашу Вандзю кто-то убил, - начала Фелиция светский разговор. - Вот интересно, был ли убийца на похоронах?

Если кто-то из нас, наверняка был, - саркастически заметила Меланья.

Разве что ты, - огрызнулась Сильвия. - Уж не я, точно.

Говорят, из трупа кровь течёт, если к нему приблизится убийца, - тактично поделился своими познаниями Мартинек.

Ничего такого из гроба Вандзи не текло! - строго заявила Фелиция. - И постыдился бы, за столом…

Ну что ты, - встала Меланья на защиту Мартинека, - очень аппетитная тема. И ещё можно поговорить о вурдалаках-упырях.

Ты что, думаешь, Вандзя будет нам являться в качестве вурдалака? - заинтересовалась Сильвия.

Вы разрешите? - поднялся Яцек и налил всем в рюмки водки. Наличие последней объяснялось наличием селёдочки. Как Фелиция, так и Сильвия были на этот счёт единодушны - к селёдочке идёт только чистая водка. И наверняка были правы.

Я за рулём, - слабо запротестовал нотариус.

Все за рулём! - утешил его Павел Дронжкевич. - А в случае необходимости вызовем такси. А такое гм… мероприятие нельзя же не отметить. Хотя для вас, пан нотариус, должно быть, дело привычное?

Тогда тем более надо пользоваться случаем, - посоветовала Меланья.

Севший рядом с Дороткой Роберт вполголоса пытался как-то подипломатичнее расспросить девушку об утреннем покушении. Та удивилась, откуда об этом стало известно? Пришлось соврать, что случайно полиция задержала пьяного водителя белого «мерседеса». Яцек, сидевший по другую сторону Доротки, сначала исподлобья поглядывал на этого настырного полицейского парня, но услышав, о чем шла речь, встревожился и тоже принялся расспрашивать девушку. А три её тётки полностью переключились на потусторонние темы. Меланья с Фелицией допытывались у Сильвии, не является ли ей Вандзя в виде приведения ночью, ведь в её комнате прикончили старушку.

Является, - отвечала Сильвия, - но я её не боюсь. Ничего плохого я ей не делала, и даже проклятый лучок резала так, как она велела.

Мартинек заинтересовался:

А в каком виде является? Что делает?

В виде приведения. Появляется и воет, - отвечала Меланья за сестру.

Ничего подобного! - возразила та. - Не воет, а стучит дверью. Пан капитан отобрал молоток, вот ей и остаётся стучать только дверью.

Какой дверью? - поинтересовалась Фелиция.

Балконной! - ответила Сильвия.

И ты слышишь? - не поверила Фелиция. - Спишь, как убитая, откуда знаешь, что она дверью стучит?

А вот и не как убитая! Услышала - дверь стучит. Ванда ли это или ветер - не знаю, мне вставать было лень, чтобы проверить.

Простите, милые дамы! - вдруг бестактно прервал интересный разговор комиссар полиции. - Вы какими лекарствами пользуетесь?

Пан интересуется в служебном или личном плане? - немедленно отозвалась Меланья.

Да так, вообще…

Дать аспиринчику? - спросила Фелиция. - Или что желудочное? А у Сильвии имеются лечебные травы.

Хотите травки? - обрадовалась Сильвия. - Я мигом, только скажите, от чего.

Ну ладно, - вынужден был признаться Бежан. - Вопрос официальный. Какие в доме хранятся лекарства? И имеются ли вообще?

Лекарства, разумеется, найдутся, - ответила Меланья, - но мы пользуемся ими умеренно, и нет среди них такого, от чего можно помереть, если превысить норму. Но в принципе кое-что набралось, после болезни каждый раз остаются, так что в нашем доме вы, пан полицейский, имеете шанс обнаружить настоящую аптеку. Сильвия, скажем, пьёт травки, чтобы похудеть…

- …и помогают ей они, как мёртвому припарки, - не преминула добавить Фелиция.

- …а моя старшая сестра Фелиция пользовалась какой-то мазью от аллергии. Но это наружное средство, внутрь его не примешь. Но тоже осталось.

А Меланья принимает сердечные препараты, - вставила свои три гроша Сильвия. - От аритмии. И давление снижают.

Нотариус с ужасом произнёс:

Неужели, пан комиссар, вы полагаете…

Я полагаю, - громко и твёрдо заявил Бежан, - что дамы должны обязательно запирать все двери в своём доме! Лучше уж потом вставить стекло, чем подвергать свою жизнь опасности. Речь идёт о слишком большой сумме, и меня удивляет ваше легкомыслие. Очередь за наследством может оказаться длинной, но когда-то она закончится. А больше я ничего не скажу.

И нет необходимости, - холодно парировала Меланья. - Вы даёте понять, что Доротка постарается всех нас по очереди прикончить? Ведь она наша единственная наследница. И вы правы, очередь длинная, если убивать по одной, сначала унаследуют сестры, а она уже после нас. Но ведь пока сорок разбойников охотятся за ней, не за нами. Тогда что все это значит? Есть ещё наследники, какие-то дальние родственники, а мы ничего о них не знаем? Почему молчите?

Молчал Бежан потому, что все внимание уделил заливному на своей тарелке, вот и оглох. Сильвия удовлетворённо отметила такой интерес к её стряпне и вдруг, сорвавшись с места, опрометью кинулась в кухню - совсем позабыла про уток с яблоками в духовке. Доротка по её молчаливому кивку приступила к смене тарелок. Роберт принялся цитировать по памяти статьи из законодательства о наследовании. Яцек принялся откупоривать одну за другой бутылки вина. Мартинек что-то бормотал о готовности забить гвоздями намертво проклятую балконную дверь. У непривычного к порядкам в этом доме нотариуса волосы встали дыбом.

Никто из заинтересованных лиц не торопил его с прочтением завещания. Наоборот, его попытки приступить к исполнению своих обязанностей были решительно прерваны Фелицией. Приступить разрешили лишь после десерта - мороженого, взбитых сливок и, как всегда, непропеченного, но очень вкусного кекса. После десерта на стол въехали сыры и шампанское.

Если коротко, то пишется слитно, если предложение несет утверждение , и пишется раздельно, если несет отрицание .

Для меня это занятие непривычно. (Утверждается новизна).

Для меня это занятие не привычно. (Отрицается привычность).

Подробное описание

1. «Непривычно » может быть либо кратким прилагательным, либо наречием (с «не » на «»). Они пишутся слитно с «не », если приобретают противоположное значение с этой частицей. В таких случаях, как правило, их можно заменить утвердительным синонимом без «не ». Например: «в новинку », «по-новому », «ново », «конфузно ».

Примечание. Не всегда удается подобрать точный синоним, но утвердительный оттенок говорит о слитном написании.

Я чувствовал себя непривычно.

Новое место было для меня непривычно.

В первом примере слово является наречием, во втором - кратким прилагательным.

2. Пишется раздельно , если имеется или подразумевается противопоставление.

Я чувствовал себя не привычно, а как будто оказался тут в первый раз.

Новое место было для меня не привычно, а странно.

3. Пишется раздельно , если есть пояснительные слова отрицательных местоимений и наречий (начинающихся с «ни ») или сочетаний «далеко не », «вовсе не », «отнюдь не ».

Я чувствовал себя отнюдь не привычно.

Примечание 2. При наличии в качестве пояснительного слова наречия «совсем » возможно как слитное, так и раздельное написание, что связано с двумя значениями, в которых употребляется указанное наречие:
1) «совершенно, очень»;
2) «отнюдь», «никоим образом»;

Сравните:

Я чувствовал себя совсем непривычно. (Совершенно по-новому, конфузно).

Я чувствовал себя совсем не привычно. (Отнюдь не привычно).

4. Пишется слитно , если есть наречия меры и степени: «весьма », «очень », «крайне », «почти », наречное выражение «в высшей степени » и т. п.

Для него жить на севере было крайне непривычно.

5. Пишется раздельно в вопросительном предложении, если подчеркивается отрицание:

Не привычно ли тебе будет снова жить на прежнем месте?

Примечание. Но пишется слитно , если отрицание не подчеркивается:

Ведь для тебя же это непривычно? = Ведь для тебя же это в новинку?

Здесь слово несет утверждение, но если написать раздельно, оно будет нести отрицание:

Ведь для тебя же это не привычно?

В случае с отрицанием в устной речи обычно ставиться акцент на частице «не ».

Вариант 2

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3 .

(1)22 марта 1993 года информационные агентства всего мира передали сенсационную новость: неизвестный инженер-робототехник Рудольф Гантенбринк сделал самое выдающееся открытие десятилетия. (2)Гантенбринк, которого Немецкий археологический институт, расположенный в Каире, взял на работу для исследования возможности установления в Великой пирамиде системы вентиляции, заслал в южную вентиляционную шахту погребальной камеры созданного им дистанционно управляемого робота. (3) пройдя шестьдесят пять метров, что составляло примерно половину пути, робот послал видеоизображение, на котором отчётливо просматривалась дверца с весьма таинственной пустотой за ней.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Немецкий инженер Рудольф Гантенбринк создал специального робота для исследования вентиляционных шахт в Великой пирамиде, и это изобретение прославило учёного.

2) Робот, созданный инженером Гантенбринком, исследуя вентиляционную шахту в Великой пирамиде, обнаружил в этой шахте таинственную дверцу, и эта новость потрясла весь мир.

3) Инженер-робототехник Рудольф Гантенбринк, исследуя вентиляционную шахту Великой пирамиды с помощью управляемого робота, сделал удивительное открытие: в шахте существует дверца.

4) Робот Рудольфа Гантенбринка, проделав половину пути в одной из шахт Каира, прислал оператору чёткое видеоизображение.

5) В марте 1993 года весь мир облетела сенсационная новость о том, что неизвестный инженер-робототехник Рудольф Гантенбринк создал радиоуправляемого робота.

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Напротив, Следовательно, По всей видимости, И, Вероятно,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РАБОТА. Определите, в каком значении это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

РАБОТА , -ы, ж.р.

1) Нахождение в действии, деятельность чего-н., процесс превращения энергии одного вида в другой. Р. машины.

2) Занятие, труд. Физическая р.

3) Служба, занятие на каком-н. предприятии, учреждении как источник заработка. Поступить на работу.

4) мн. Производственная деятельность по созданию, обработке чего-н. Оросительные работы.

5) Продукт труда, готовое изделие. Печатные работы.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

облегчИт аэропОрты опломбировАть нАчата дОнизу

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.

На сложной трассе преимущество получали не обладатели самых мощных моторов, а наиболее ТЕХНИЧЕСКИЕ гонщики.

Колосенцев с ДЕЛОВИТЫМ видом тут же поднялся.

Она себя считала существом отсталым, НЕУДАЧЛИВЫМ, обречённым прожить тусклую, тяжёлую жизнь.

Постойте! - взволнованно перебил он меня.- Вы ставите меня в УНИЗИТЕЛЬНОЕ положение.

РОМАНТИЧЕСКАЯ ирония, готическая снижающая пародия, боевая уличная песня, формы мелких журнально-сатирических (разговорных) жанров, масленичный смех своеобразно сочетаются в замечательной стихотворной сатире Гейне.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

аромат ШАМПУНИ в СЕМИСТАХ вёрстах более ДОЛГО МОКЛА под дождём

нескольких БАРЫШЕНЬ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

Д) нарушение в построении предложения с однородными членами

1) В домах, площадях, парках было совсем темно, стояла глубокая ночь, от которой веяло чем-то загадочным и таинственным.

2) Не размышляя ни секунды, Федя бросился наперерез велосипедисту, ехавшему прямо на маленькую Дашу.

3) Небольшой лесок рядом с деревней, крошечный пруд за огородом, маленький бабушкин дом – всё это казалось Николеньке огромным, полным приключений миром.

4) Отец пообещал, что по прибытию из командировки непременно расскажет во всех подробностях, что видел за границей.

5) Все те, кто нашёл в себе силы сопротивляться злу по отношению к человеку, не допустит жестокости и по отношению к природе.

6) Когда каждый высказал свою точку зрения, нами, взвесив все за и против, было принято компромиссное решение.

7) Д.С. Лихачёв пишет, что «интеллигента можно узнать по отсутствию в нём агрессивности, подозрительности, комплекса собственной неполноценности, по мягкости поведения».

8) Всякого, кто был в тот памятный день на вечере Анны Дмитриевны, поразило роскошное убранство её дома.

9) Подумав немного, профессор сказал, что даже я, будучи опытным хирургом, не готов взяться за такую сложную операцию, и стало ясно, что мне, только начинающему свою практику доктору, не справиться.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

приб..речь см..ковать (пищу) пок..сившийся (забор) упр..щение выч..тание

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..следую, (в) пр..дачу

вз..мал, об..ск

бе..вкусный, ..брил (бороду)

пр..высил, пр..лёг

с..гласие, пр..образ

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

масл..це напор..стый запечатл..вать тиш..на движ..мый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

перестро..нный законч..вший неприемл..мый наде..шься взлеле..вший

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Этот никому (НЕ)ЗНАКОМЫЙ человек вёл себя так, будто он всех до одного хорошо знает.

Денег нашему герою постоянно (НЕ)ХВАТАЛО, потому что тратились они быстро и бестолково.

Сегодняшний спектакль оказался ничуть (НЕ)ИНТЕРЕСНЕЕ вчерашнего.

(НЕ)УМЕЮЩИЙ выступать на публике, Демидов очень волновался перед собранием.

Я не знал, как начать разговор в столь (НЕ)ПРИВЫЧНОЙ обстановке.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Егор долго сидел один в (ПОЛУ)ТЁМНОЙ комнате, потом он вышел в столовую, сказал что-то, но никто так и не понял, что он имел (В)ВИДУ.

Крыгин ТО(ЖЕ) являлся специалистом в этой области, (ПРИ)ЧЁМ известным.

Мы с бабушкой шли (В)ГЛУБЬ леса, но я совсем не волновался, потому что знал: бабушка достаточно хорошо знает этот бор, ЧТО(БЫ) найти обратную дорогу.

ТАК(ЖЕ) директор рассказывал о планах предприятия на ближайший год, и все (НА)ПРОТЯЖЕНИИ нескольких часов внимательно слушали.

Дети разбились в колонны (ПО)ДВОЕ и (ТОТ)ЧАС отправились в путь.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В середине сентября было ветре(1)о; жёлтые и багря(2)ые листья, обречё(3)о подчиняясь порывам ветра, отчая(4)ыми хороводами кружили по улицам и скверам и, смешиваясь с серебря(5)ыми паутинками, улетали куда-то вдаль.

15. Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Я хотел подарить маме на день рождения шкатулку или шляпку или шёлковое кашне.

2) По ночам подмораживало и звёзды усеивали небо.

3) На Птичьем рынке можно было как купить понравившуюся живность так и просто полюбоваться ею.

4) Сверкнула молния и лес на несколько мгновений озарился невыразимо ярким светом наполнился причудливыми тенями.

5) Коперник размышлял над Птолемеевой системой мира и поражался её сложности и искусственности нелогичности и запутанности.

16. Расставьте все знаки препинания:

Николай Иванович (1) будучи от природы крепким и здоровым человеком (2) в тот день ни с того ни с сего почувствовал себя плохо и (3) немедленно прервав совещание (4) и (5) вызвав автомобиль (6) уехал к себе домой.

17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

– Вам (1) ребята (2) с серединки

Начинать. А я скажу:

Я не первые ботинки

Без починки здесь ношу.

Вот (3) вы (4) прибыли на место,

Ружья в руки – и воюй.

А кому(5) из вас (6) известно,

Что такое сабантуй?

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Литературное произведение мыслилось стилистикой как замкнутое и самодовлеющее целое (1) все элементы (2) которого (3) составляют закрытую систему (4) и не предполагают вне себя никаких других

высказываний.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Когда Женя решила всё же принять предложение Александра Семёновича (1) и (2) письмо об этом решении уже было отправлено на его московский адрес (3) она собралась поехать попрощаться со своей тётушкой (4) дабы (5) несмотря на то что (6) отношения между ними были очень непростыми (7) получить от неё благословение.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Холодный снег набился в морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26

(1)Был канун рождества…

(2)Сторож переселенческого барака, отставной солдат, с серою, как мышиная шерсть, бородою, по имени Семён Дмитриевич, или попросту Митрич, подошёл к жене и весело проговорил:

– (3)Ну, баба, какую я штуку надумал! (4)Я говорю, праздник подходит... (5)И для всех он праздник, все ему радуются... (6)У всякого есть своё: у кого обновка к празднику, у кого пиры пойдут... (7)У тебя, к примеру, комната будет чистая, у меня тоже своё удовольствие: куплю себе колбаски!..

– (8)Так что ж? – равнодушно сказала старуха.

– (9)А то, – вздохнул снова Митрич, – что всем будет праздник как праздник, а вот, говорю, ребятишкам-то, выходит, и нет настоящего праздника... (10)Гляжу я на них – и сердце кровью обливается: эх, думаю, неправильно!.. (11)Известно, сироты... (12)Ни матери, ни отца, ни родных... (13)Нескладно!.. (14)Вот и надумал я вот что: надо ребятишек потешить!.. (15)Видал я много народу... и наших, и всяких видал... (16)Видал, как они к празднику детей любят позабавить. (17)Принесут ёлку, уберут её свечками да гостинцами, а ребятки-то ихние просто даже скачут от радости!.. (18)Лес у нас близко – срублю ёлочку да такую потеху ребятишкам устрою!

(19)Митрич весело подмигнул, чмокнул губами и вышел во двор.

(20)По двору, там и сям, были разбросаны деревянные домики, занесённые снегом, забитые досками. (21)С ранней весны и до глубокой осени через город проходили переселенцы. (22)Их бывало так много, и так они были бедны, что добрые люди выстроили им эти домики, которые сторожил Митрич. (23)К осени дома освобождались, а к зиме не оставалось уже никого, кроме Митрича и Аграфены да ещё нескольких детей, неизвестно чьих. (24)У этих детей родители либо умерли, либо ушли неизвестно куда. (25)Всех таких детей набралось у Митрича в эту зиму восемь человек. (26)Он поселил их всех вместе в один домик, где и собирался нынче устроить праздник.

(27)Прежде всего Митрич отправился к церковному старосте, чтобы выпросить огарков церковных свечек для украшения ёлки. (28)Потом он пошёл к переселенческому чиновнику. (29)Но чиновник был занят; не повидав Митрича, он велел сказать ему «спасибо» и выслал полтинник.

(30)Вернувшись домой, Митрич ни слова не сказал жене, а только посмеивался молча да, поглядывая на монету, придумывал, когда и как всё устроить.

(31)«Восемь детей, – рассуждал Митрич, загибая на руках корявые пальцы, – стало быть, восемь конфет...»

(32)...Был ясный морозный полдень. (33)С топором за поясом, в тулупе и шапке возвращался Митрич из леса, таща на плече ёлку. (34)Ему было весело, хотя он и устал. (35)Утром он ходил в город, чтобы купить для детей конфет, а для себя с женой – колбасы, до которой был страстный охотник, но покупал её редко и ел только по праздникам.

(36)Митрич принёс ёлку, топором заострил конец; потом приладил её, чтобы стояла, и, когда всё было готово, потащил её к детям в барак.

(37)Когда ёлка согрелась, в комнате запахло свежестью и смолой. (38)Детские лица, печальные и задумчивые, внезапно повеселели... (39)Ещё никто не понимал, что делает старик, но все уже предчувствовали удовольствие, и Митрич весело поглядывал на устремлённые на него со всех сторон глаза.

(40)Когда свечки и конфеты были уже на ёлке, Митрич задумался: убранство было скудным. (41)Как ни увлекался он своей затеей, однако повесить на ёлку, кроме восьми конфет, он ничего не мог.

(42)Вдруг ему пришла такая мысль, что он даже остановился. (43)Хотя он очень любил колбасу и дорожил всяким кусочком, но желание угостить на славу пересилило все его соображения:

– (44)Отрежу всякому по кружочку и повешу на ниточке. (45)И хлебца по ломтику, и тоже на ёлку.

(46)Как только стемнело, ёлку зажгли. (47)Запахло топлёным воском, смолою и зеленью. (48)Всегда угрюмые и задумчивые, дети радостно закричали, глядя на огоньки. (49)Глаза их оживились, личики зарумянились. (50)Смех, крики и говор оживили в первый раз эту мрачную комнату, где из года в год слышались только жалобы да слёзы. (51)Даже Аграфена в удивлении всплёскивала руками, а Митрич, ликуя от всего сердца, прихлопывал в ладоши. (52)Любуясь ёлкой, веселящимися детьми, он улыбался. (53)А потом скомандовал:

– (54)Публика! (55)Подходи! (56)Снимая с ёлки по куску хлеба и колбасы, Митрич оделил всех детей, затем снял себе и Аграфене.

– (57)Погляди, ведь жуют сиротки-то! (58)Погляди, жуют! (59)Погляди! (60)Радуйся! – кричал он. (61)А после Митрич взял гармонику и, позабыв свою старость, вместе с детьми пустился плясать. (62)Дети прыгали, весело визжали и кружились, и Митрич не отставал от них. (63)Душа его переполнилась такою радостью, что он не помнил, бывал ли ещё когда-нибудь в его жизни этакий праздник.

– (64)Публика! – воскликнул он наконец. – (65)Свечи догорают. (66)Берите сами себе по конфетке, да и спать пора!

(67)Дети радостно закричали и бросились к ёлке, а Митрич, умилившись чуть не до слёз, шепнул Аграфене:

– (68)Хорошо!.. (69)Прямо можно сказать: правильно!..

(по Н.Д. Телешову*)

*Николай Дмитриевич Телешо́в (1867–1957) – русский советский писатель, поэт, организатор известного кружка московских писателей «Среда» (1899– 1916). Рассказ «Ёлка Митрича» (1897) входит в цикл «Переселенцы», посвящённый большому переселению за Урал, в Сибирь, где крестьянам давали наделы земли.

21. Прочитайте предложения 19–29. Укажите номер предложения, после которого должен стоять следующий фрагмент.

«Домики бывали все переполнены, а переселенцы между тем всё приходили и приходили. Деваться им было некуда, и вот они раскидывали в поле шалаши, куда и прятались с семьёй и детьми в холод и непогоду. Иные жили здесь неделю, две, а иные больше месяца, дожидаясь очереди на пароходе».

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными ? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложениях 10–13 представлено повествование.

2) В предложении 19 представлено повествование.

3) В предложениях 30–31 представлено описание.

4) Предложение 47 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 46.

5) В предложениях 61–62 представлено повествование.

23. Из предложений 42–51 выпишите фразеологизм со значением «очень хорошо, превосходно, великолепно».

24. Среди предложений 20–26 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью определительного местоимения, указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.

«Рассказывая читателю историю об организованном Митричем празднике, Н.Д. Телешов щедро использует самые разнообразные средства художественной выразительности. На лексическом уровне стоит отметить активное использование (А)_____ (“ихние” в предложении 17, “приладить” в предложении 36, “Митрич”), а также такого тропа, как (Б)_____(в предложении 2). Среди других средств выразительности можно выделить такой приём, как (В)_____ (например, в предложениях 15–16, 57–58), и такое синтаксическое средство, как (Г)_____(в предложениях 3, 68, 69)».

Список терминов

1) синонимы 2) сравнение 3) метонимия 4) литота

5) разговорно-просторечная лексика 6) ряды однородных членов

7) риторические восклицания 8) анафора 9) риторические обращения

26. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

ОТВЕТЫ:

1. Ответ: 23|32.

2. Ответ: и.

3. Ответ: 3.

4. Ответ: начата.

5. Ответ: техничные.

6. Ответ: шампуня.

7. Ответ:45691

8. Ответ: вычитание

9. Ответ: согласие прообраз

10. Ответ: запечатлевать

11. Ответ: закончивший

12. Ответ: непривычной

13. Ответ: тоже причём

14. Ответ: 34.

15. Ответ: 35

16. Ответ: 1236

17. Ответ: 12

18. Ответ: 1.

19. Ответ: 3457.

20. Ответ: холодный.

21. Ответ: 22

22. Ответ: 245.

23. Ответ: на славу

24. Ответ: 25

25. Ответ: 5287

Пояснение.

Примерный круг проблем

1. Проблема роли праздника в жизни человека. (Какую роль играет праздник в жизни человека?)

1. Праздник очень важен для людей. Причём это касается и детей, и взрослых. Дети могут искренне радоваться, веселиться, это помогает им забыть обо всех невзгодах и почувствовать себя счастливыми. А взрослые, благодаря празднику, забывают о возрасте, о проблемах, погружаются в детство, счастливое и беззаботное.

2. Проблема милосердия. (Что такое милосердие? В чём оно проявляется? Влияют ли финансовые возможности человека на способность быть милосердным?)

2. Милосердие – это способность заботиться о других. Организация праздника – это тоже акт милосердия, поскольку это попытка подарить детям кусочек счастья. Человек даже в одиночку может сделать по-настоящему доброе дело, проявить милосердие, потому что это чувство идёт изнутри, оно не требует больших финансовых затрат, человеком движет только желание помочь, порадовать, осчастливить.

3. Проблема доброго поступка, роли дорого поступка в жизни человека. (Какова роль доброго поступка в нашей жизни?)

3. Когда человек делает добро, приносит счастье другим, это и его самого делает счастливым.

* Для формулировки проблемы экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в таблице. Проблема может быть также процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок