Как обойтись без охранника в образовательном учреждении. Суд удовлетворил заявления прокурора об обеспечении охраны детских учреждений лицензированными охранниками



Тематические обзоры судебной практики по спорам в сфере образования за 2013-2014 годы

Обзор 10. Безопасные условия обучения


В настоящем обзоре представлены решения судов общей юрисдикции ряда субъектов РФ по вопросам, связанным с обеспечением безопасных условий обучения, в частности, физической, противопожарной, антитеррористической безопасности общеобразовательных организаций.

Общим правилом является возложение на образовательную организацию обязанности обеспечить установку, а на собственника имущества - профинансировать установку ограждения, систем видеонаблюдения, тревожных кнопок, систем противопожарной безопасности. Рассмотрим отдельные случаи.


Апелляционным определением Волгоградского областного суда от 15 мая 2014 г. по делу N 33-4986/2014 суд обязал администрацию города в целях обеспечения безопасности образовательного процесса и противодействия терроризму установить периметральное ограждение территории образовательного учреждения. Суд пояснил, что обязанность по несению бремени содержания имущества школы, находящегося в муниципальной собственности, и переданного ей в оперативное управление, в том числе, по обеспечению восстановления частично отсутствующего ограждения территории школы возлагается на собственника объекта социальной инфраструктуры, полномочия по управлению и финансовому обеспечению которого возложены на администрацию города.

К такому же выводу пришел Верховный суд Республики Дагестан, который в Апелляционном определении от 26 июня 2014 г. по делу № 33-2040 возложил на образовательное учреждение обязанность по оборудованию территории учреждения ограждением в виде забора по всему периметру детского сада, а на администрацию муниципального образования – обязанность по финансированию указанных работ при недостаточности выделенных бюджетных средств. Суд подчеркнул, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.


Аналогичное решение, но в отношении установки систем антитеррористической безопасности школы, принял Волгоградский областной суд, который в Апелляционном определении от 21 мая 2014 г. по делу № 33-5202/2014 указал, что образовательная организация создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения. Несоблюдение руководством школы требований по обеспечению мер противодействия терроризму создает угрозу жизни и здоровью учащихся, их безопасности, что является нарушением их конституционных прав. В то же время исполнение требований по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего финансирование учреждения. Следовательно, администрация города обязана профинансировать оборудование здания муниципальной школы системой телевизионного (видео-) наблюдения.


Вместе с тем, существует неопределенность, какие именно меры относятся к обязательной антитеррористической защите и должны финансироваться за счет бюджетных средств, а какие – не являются обязательными, как не указанные напрямую на уровне закона.

Так, например, Верховный суд Республики Дагестан в Апелляционном определении от 29 мая 2014 г. по делу № 33-1762 обязал муниципальное образование профинансировать расходы, направленные на установление ограждения по периметру муниципальной школы. Вместе с тем, суд не признал правомерным привлечение к ответственности образовательную организацию за неустановку других мер антитеррористической безопасности, не указанных прямо в законе. Суд указал на отсутствие оснований для возложения на ответчиков обязанности по оборудованию здания школы устроенной системой телевизионного наблюдения помещений и прилегающей территории, тревожной кнопкой, специальными турникетами, арочными металлодетекторами на входе, охранниками и стационарными постами. Установка таких систем требуется лишь в предусмотренных законом случаях, обязательное установление указанных систем в общеобразовательных учреждениях законом не предусмотрено.

Аналогичное решение принято Тверским областным судом, который в Апелляционном определении от 29 января 2014 г. № 33-285 пришел к выводу о том, что нормативно-правовыми актами установлены общие обязанности образовательных организаций и их учредителей в сфере обеспечения антитеррористической безопасности и не предусмотрена обязанность ответчиков оборудовать организацию, осуществляющую образовательную деятельность, определенным техническим средством обеспечения безопасности - кнопкой тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованной охраны отдела вневедомственной охраны.


В отличие от двух предыдущих решений, суды в приведенных ниже примерах настаивают на отнесении функции по установки тревожной кнопки и системы видеонаблюдения к обязанности образовательной организации.

", организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна обеспечить безопасность обучающихся во время пребывания в организации.

— наличие периметрального ограждения и освещения территории;

— обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями;

— наличие инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации (ОПС), тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля);

— оборудование входными дверями, выполненными из материалов, позволяющих обеспечить надежную защиту от несанкционированного проникновения посторонних лиц;

— наличие служебной документации, обеспечивающей пропускной, внутриобъектовый режим, отражающей информацию о проведении занятий с персоналом по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также соответствующих инструкций для персонала;

— определение должностного лица, ответственного за принятие мер по антитеррористической защите образовательного, научного учреждения или организации.

Охранять учебные заведения могут сторожи, "чоповцы", а также сотрудники вневедомственной охраны при ОВД (ОВО), которых школа привлекает на платной договорной основе. При этом частная компания, предоставляющая охранников, должна получить в МВД лицензию на свою деятельность, а ее специалисты должны пройти обучение в специальных школах и получить удостоверение охранника, выдаваемое органами внутренних дел.

Образец договора

Договор № ___
об оказании услуг по обеспечению контрольно-пропускного режима
в общеобразовательной организации

г. □□□□□□□□□ «__» _______ 201□ г.

Общество с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «□□□□□□» (в дальнейшем – Исполнитель) в лице директора □□□ □□□ □□□, действующего на основании Устава и лицензии № □□□, выданной ГУВД МВД РФ по Свердловской области от «□□» □□□□□□ 20□□г. (□□ № □□□□□□), с одной стороны, Некоммерческое партнерство «Родительский комитет средней общеобразовательной школы № □□□» (в дальнейшем – Заказчик) в лице председателя □□□ □□□ □□□, действующего на основании Устава, с другой стороны, и Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № □□□» (в дальнейшем – Потребитель) на основании лицензии (серия □□ № □□□□□□) регистрационный № □□□, выданной ___________ на срок □□□, в лице директора □□□ □□□ □□□, действующего на основании Устава, с третьей стороны, заключили в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами «Об образовании», «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и «О защите прав потребителей» настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. Исполнитель организует, а Заказчик оплачивает обеспечение контрольно-пропускного режима в здании школы (далее – объект), в которой размещается Потребитель, охрану объекта от проникновения посторонних лиц, а также видеоконтроль за территорией, закрепленной за школой (далее – территория).

1.2. Исполнитель обязуется оказать Потребителю услуги в соответствии с режимом, установленном в приложении 1 к настоящему договору.

1.3. Система дислокации контрольно-пропускных постов, видеонаблюдения, пропускной режим в объекте устанавливаются Потребителем, а обеспечиваются Исполнителем в соответствии со схемой, установленной в приложении 2 к настоящему договору.

2. Права и обязанности сторон

2.1. Права и обязанности Исполнителя:

2.1.1. Исполнитель обязан:

2.1.1.1. Для организации контрольно-пропускного режима в объекте обеспечить сменное дежурство своих сотрудников (охранников), единовременно в количестве □□ человек, из числа имеющих специальную подготовку по охране объектов с большим скоплением людей.

2.1.1.2. Контролировать состояние здоровья своих сотрудников, заступающих на дежурство на объекте, на предмет наличия заболеваний и состояния алкогольного или наркотического опьянения, а в случаях их выявления – оперативно обеспечить замену данного сотрудника.

2.1.1.3. Обеспечить допуск в объект:

а) учащихся и персонал школы в учебный период, указанный в приложении 1 к настоящему договору, а также в отдельные периоды, установленные отдельными письменными распоряжениями Потребителя;

б) родителей (законных представителей) при предъявлении ими приглашения классного руководителя учащегося, либо представителя администрации Потребителя и документа, подтверждающего личность;

в) представителей органов управления образованием, сотрудников правоохранительных и иных государственных или муниципальных органов при предъявлении ими служебных удостоверений;

г) представителей сторонних организаций при наличии у них пропуска, подписанного представителем администрации Потребителя.

2.1.1.4. Вести журнал учёта посторонних посетителей объекта, в который вносятся сведения о посетителе, цели и времени его посещения.

2.1.1.5. Не допускать внос габаритных грузов в объект и вынос из него материальных ценностей, принадлежащих Потребителю, без наличия соответствующего пропуска, подписанного представителем администрации Потребителя.

2.1.1.6. Не допускать в объект посторонних лиц, принять меры к выяснению их личности, цели присутствия, а в случае подозрения или сопротивления принять меры к задержанию и вызову наряда полиции.

2.1.1.7. Осуществлять визуальное и видеонаблюдение помещений объекта и территории, а в случае наблюдения противоправных действий или обнаружения лиц, чьё поведение вызывает подозрения о намерениях их совершить, вызывать наряд полиции.

2.1.1.8. Обеспечивать охрану правопорядка при проведении Потребителем массовых мероприятий для учащихся в объекте или на территории (торжественные линейки, родительские собрания, дискотеки, концерты и др.).

2.1.1.10. Письменно уведомить местный отдел лицензионно-разрешительной работы УМВД РФ об открытии им контрольно-пропускного пункта в объекте.

2.1.2. Исполнитель имеет право:

2.1.2.1. Останавливать на контрольно-пропускном пункте объекта учащихся или лиц из числа посетителей, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, вызывая в первом случае представителей администрации Потребителя, во втором – наряд полиции.

2.1.2.2. Вызывать представителя администрации Потребителя при возникновении конфликтных ситуаций между охранниками и учащимися или посетителями для их разрешения.

2.2. Права и обязанности Потребителя:

2.2.1. Потребитель обязан:

2.2.1.1. Оборудовать для сотрудников Исполнителя контрольно-пропускной пункт на основном входе объекта с системой поэтажного и наружного видеонаблюдения, телефоном и «тревожной кнопкой», связанной с ближайшим отделением полиции.

2.2.1.2. Организовать подконтрольность для Исполнителя использования всех вспомогательных и запасных выходов из объекта.

2.2.1.3. Установить режим вноса и выноса материальных ценностей в объекте.

2.2.1.4. Извещать заблаговременно Исполнителя о проведении в объекте или на территории массовых мероприятий для учащихся и их родителей (торжественные линейки, родительские собрания, дискотеки, концерты и др.).

2.2.2. Потребитель имеет право:

2.2.2.1. Осуществлять контроль за работой сотрудников Исполнителя и отстранять их от дежурства, известив об этом Исполнителя, в случаях нахождения последних на рабочем месте в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, либо превышения служебных полномочий.

2.2.2.2. Изменять или дополнять систему видеонаблюдения в случаях выявления проблемных участков в объекте или на территории.

2.3. Права и обязанности Заказчика:

2.3.1. Заказчик обязан:

2.3.1.1. Своевременно вносить плату за услуги, предоставленные Исполнителем, в размере указанном в п. 4.1 настоящего договора.

2.3.1.2. В случае возникновения проблем, связанных с недостатком средств, собранных с родителей учащихся и необходимых для текущей оплаты услуг, предоставляемых Исполнителем, своевременно сообщать об этом Потребителю.

2.3.2. Заказчик имеет право:

2.3.2.1. Контролировать качество услуг, предоставляемых Исполнителем.

2.3.2.2. В случае ненадлежащего исполнения Исполнителем своих обязательств по настоящему договору по согласованию с Потребителем инициировать досрочное расторжение настоящего договора.

3. Порядок принятия услуг

3.1. Услуги считаются оказанными Исполнителем и принятыми Потребителем при условии представления Исполнителем письменного отчёта о выполненных услугах по согласованной сторонами форме и подписания сторонами акта приема-сдачи услуг.

3.2. Предоставление отчета и подписание акта приема-сдачи за календарный месяц осуществляется в срок не более 3-х дней после окончания отчётного периода.

3.3. После подписания Потребителем услуг акта приёма-сдачи информация об этом доводится до сведения Заказчика и является основанием для оплаты услуг.

4. Цена договора и порядок расчётов

4.1. Цена договора составляет □□□□□□ (□□□□□) рублей в месяц и включает в себя компенсацию издержек Исполнителя и причитающееся ему вознаграждение.

4.2. Уплата Заказчиком Исполнителю цены договора осуществляется путем перечисления средств на расчетный счёт Исполнителя, указанный в договоре, в срок не более 3-х банковских дней со дня принятия услуг.

4.3. По согласованию между Исполнителем и Заказчиком допускается выплата аванса в размере не более □□% цены договора.

4.4. В случае задержки оплаты услуг, оказываемых Исполнителем, в сроки, указанные в п. 4.2 настоящего договора, Заказчик выплачивает пени за каждый день задержки в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

5. Срок действия договора и его досрочное прекращение

5.1. Срок выполнения услуг устанавливается сторонами с «□□» □□□□□□ 201□ г. до «□□» □□□□□□ 201□ г.

5.2. По истечении срока договор каждый раз будет продлеваться автоматически на один год со дня истечения срока, если ни одна из сторон не уведомит в письменной форме другую сторону о прекращении договора не менее чем за 3 дня до окончания текущего срока действия договора.

5.3. Досрочное прекращение договора происходит в случаях:

5.3.1. При аннулировании лицензии Исполнителя на охранную деятельность.

5.3.2. По инициативе Заказчика или Потребителя при систематическом неисполнении или ненадлежащем исполнении Исполнителем своих обязательств по настоящему договору.

5.3.3. По инициативе Исполнителя при возникновении задолженности в оплате за оказанные услуги более 3-х месяцев.

6. Ответственность сторон

6.1. Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств определяется в соответствии с нормами Гражданского законодательства РФ, регламентирующими возмездное оказание услуг. При невозможности исполнения обязательства по обстоятельствам, за которые отвечает Исполнитель, последний не вправе требовать оплаты услуги, а если она уже оплачена Заказчиком, обязан возвратить полученную от него денежную сумму и возместить иные убытки.

6.2. Исполнитель несёт гражданско-правовую ответственность за вред, нанесённый учащимся школы посторонними лицами, проникшими на охраняемый объект в результате ненадлежащего выполнения Исполнителем принятых по договору обязательств.

6.3. Исполнитель несет материальную ответственность за ущерб, причиненный Потребителю по вине сотрудников, осуществляющих охрану объекта, в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем своих обязательств по настоящему договору в соответствии с действующим Законодательством РФ:

– за ущерб, причиненный кражами товарно-материальных ценностей, совершенных посредством взлома на объекте запоров, замков, дверей, окон, ограждений либо иными способами, в результате ненадлежащего выполнения Исполнителем принятых по договору обязательств;

– за ущерб, нанесенный уничтожением или повреждением имущества (в том числе путем поджога) посторонними лицами, проникшими на охраняемый объект в результате ненадлежащего выполнения Исполнителем принятых по договору обязательств.

6.4. При наличии заявления Потребителя о причиненном ущербе ответственные представители Исполнителя обязаны участвовать в определении размера этого ущерба. Размер ущерба должен быть подтвержден соответствующими документами, материалами следственных органов и суда, расчётом стоимости поврежденных, уничтоженных или похищенных материальных ценностей, составленным с участием Исполнителя.

6.5. Факты хищения, уничтожения или повреждения имущества посторонними лицами, проникшими на охраняемый объект, либо уничтожения или повреждения имущества вследствие пожара или в силу других причин, происшедших по вине работников, осуществляющих охрану объекта, устанавливаются в порядке, определяемом действующим законодательством.

Возмещение причиненного ущерба производится Исполнителем по представлению Потребителем постановления органов дознания, следствия или приговора суда, установивших вину работников, осуществляющих охрану объекта.

6.6. Исполнитель не несет ответственности:

  • за имущественный ущерб, возникший вследствие неисполнения Потребителем обязательств, принятых на себя в соответствии с условиями настоящего договора;
  • за имущественный ущерб, причиненный стихийными бедствиями и авариями в сетях коммунальных служб;
  • за имущественный ущерб, причиненный учащимися и персоналом школы, находящимися в помещениях объекта в учебный период.

6.7. Стороны освобождаются от ответственности и от полного или частичного исполнения своих обязательств по настоящему договору в случае возникновения общепринятых обстоятельств непреодолимой силы, а также других событий, находящихся вне разумного контроля сторон и препятствующих выполнению сторонами своих обязательств.

7. Порядок разрешения споров

7.1. Споры сторон, которые могут возникнуть при исполнении договора, будут по возможности разрешаться путем переговоров, которые проводятся по письменному уведомлению любой из сторон в трёхдневный срок и оформляются протоколом. Стороны не вправе уклоняться от переговоров.

7.2. В случае невозможности разрешения споров путем переговоров в течение одного месяца стороны вправе обратиться в арбитражный суд.

8. Особые условия и заключительные положения

8.1. В случае начала процедуры аннулирования лицензии на охранную деятельность Исполнитель обязуется незамедлительно уведомить об этом Заказчика и Потребителя.

8.2. Договор составлен в 3-х (трех) экземплярах, по одному из которых находится у каждой из сторон.

9. Подписи и реквизиты сторон

Исполнитель Заказчик Потребитель

Приложение 1
к договору № □□
от «□□» □□□□□□ 201□ г.

Контрольно-пропускной режим
в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № □□□»

1. Охрана объекта и видеонаблюдение за территорией осуществляется Исполнителем круглосуточно, ежедневно, начиная с 00 часов «□□» □□□□□□ 201□ г. до 24 часов «□□» □□□□□□ 201□ г.

2. Контрольно-пропускной режим входа-выхода учащихся и персонала школы осуществляется в период:

  • понедельник – пятница - с 07 ч. 00 мин. до 21 ч. 00 мин.
  • суббота - с 07 ч. 00 мин. до 17 ч. 00 мин.
  • в периоды, выходящие за указанные выше временные рамки, пропуск в объект осуществляется на основании письменного разрешения (пропуска), подписанного представителем администрации Потребителя.

3. В каникулярные дни контрольно-пропускной режим входа-выхода учащихся и персонала школы устанавливается распоряжением Потребителя, которое заблаговременно доводится до сведения Исполнителя.

Приложение 2
к договору № □□
от «□□» □□□□□□ 201□ г.

Схема
установки контрольно-пропускного поста и параметров видеонаблюдения

В данном приложении к договору изображается поэтажная схема здания школы и план закрепленной за школой территории с указанием расположения контрольно-пропускного поста, запасных и технических выходов и места установки камер видеонаблюдения и зона их обзора.

В декабре 2015 года прокуратура Соболевского района Камчатского края провела проверку исполнения законодательства о противодействии терроризму и обеспечении безопасности в образовательных организациях района.

В соответствии с действующим законодательством образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников организации. Для обеспечения безопасности и защиты от несанкционированного вторжения в здания образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. Охрану таких объектов должны осуществлять физические или юридические лица, имеющие правовой статус частного охранника или частной охранной организации. Иным лицам оказывать охранные услуги запрещается.

Вместе с тем установлено, что в пяти образовательных учреждениях района (школы, детские сады) охрану осуществляют работники учреждений – сторожа, завхозы и даже уборщицы, которые не имеют специальных средств защиты, навыков и подготовки по предупреждению преступных посягательств. В чрезвычайной ситуации они не смогут противостоять проникновению в здания злоумышленников, оказать им сопротивление и принять меры административного принуждения.

По результатам проверки прокурор района направил в суд пять исковых заявлений с требованием о финансировании соответствующих мероприятий, и заключении договоров на осуществление внутриобъектового и пропускного режимов частными охранниками или охранной организацией, имеющими лицензию.

В ходе рассмотрения дел суд отклонил доводы руководителей образовательных организаций и представителей администрации района о том, что требования об организации внутриобъектового и пропускного режима в зданиях школ и детских садов носят рекомендательный характер и распространяется только на вновь возводимые объекты.

Отвергнуты также доводы ответчиков об отдаленности Соболевского района от краевого центра и отсутствии специализированных охранных предприятий, о дороговизне привлечения лицензированных охранников и наличии систем видеонаблюдения, пожарной сигнализации и кнопки вызова. Не принял во внимание суд и тот факт, что, к примеру, в 300 метрах от детского сада «Солнышко» в Соболево находится пункт полиции.

При этом суд обратил внимание, что соблюдение требований нормативных документов об антитеррористической защищенности образовательных учреждений является одним из критериев обеспечения общей безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному году.

Исковые требования прокурора удовлетворены по всем заявлениям.

Суд обязал администрацию Соболевского муниципального района в течение трех месяцев со дня вступления решений в законную силу выделить денежные средства на финансирование соответствующих мероприятий, а управление образования администрации района (как учредителя муниципальных организаций) в течение двух месяцев со дня выделения указанных средств заключить договоры на осуществление внутриобъектового и пропускного режима в школах и детских садах частными охранниками или частной охранной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности.

Решения суда в законную силу не вступили.

Исполнение решений суда и устранение нарушений находится на контроле прокуратуры.

Острый вопрос: охрана в школе

Вопрос об охране в школе стоит в наше время остро. Дело в том, что многие родители обучающихся не понимают ее необходимости и не знают источников финансирования. Давайте попробуем разобраться в данном вопросе на примере Селятинской школы № 1.

Безопасность

Канули в Лету беззаботные времена, когда порядок в школах поддерживали дежурные классы, а воровство считалось происшествием вселенского масштаба. Теперь потенциальная угроза жизни и здоровью школьников растет пропорционально уровню благосостояния и характеру занятий их родителей. Именно необходимостью, а не модой вызвано появление у дверей школ, гимназий и прочих учебных заведений фигуры охранника. «Школа охраняется» звучит для иных родителей так же магически, как «граница на замке». Какие функции выполняет школьная охрана, действительно ли она отвечает за жизнь и здоровье наших детей?

На этот злободневный вопрос нам ответила директор Селятинской школы № 1 Попова Наталья Николаевна: «Наша школа – это гордость поселка, красивая, хорошо оборудованная, большая. Но за огромной пришкольной территорией и четырьмя этажами самой школы нужен контроль, поэтому школе необходима охрана. Она выполняет множество функций: не пропускает посторонних на территорию школы, следит за безопасностью детей и школьного имущества. Примеров необходимости охраны множество: в прошлом году во время ремонта школы грабители пытались увезти из школы новую плитку для полов, именно охрана остановила их и сохранила школьное имущество. Или во время праздников часто пьяные пытаются проникнуть внутрь школы на детские дискотеки, а охрана стоит на страже. Что бы смогли сделать в данном случае дежурные учителя или учащиеся? Буквально месяц назад охрана предотвратила попытку взлома кабинета информатики, когда бандиты пытались разрезать оконное стекло, чтобы вынести школьные компьютеры. Благодаря охране учителя не боятся отпускать детей в туалеты на уроках, зная, что школа охраняется и чужих нет. Работа охраны в школе не всегда заметна глазу родителей. Но, поверьте, она огромна и крайне необходима. Хорошо, что многие родители нас поддерживают и понимают всю сложность и ответственность данной работы».

Итак, охрана здоровья и безопасность учащихся – одна из главных школьных задач.

Вот пример должностной инструкции охранника одной из школ РФ:

1. Охранник обязан перед наступлением на дежурство проверить все выходы в здание объекта. Убедиться, что все они заперты и их невозможно открыть снаружи, осмотреть прилегающую территорию.

2. Находиться неотлучно на своем посту с 7.00 до 19.00 часов. 3. Покидать свой пост в случае необходимости только при условии подмены его на время отсутствия вторым охранником или представлением администрации школы.

4. Запуск в здание объекта работников объекта и родителей с детьми производить только по специальности пропускам (паспортам) в соответствии с образцом.

5. Запуск посторонних лиц строго запрещен. Все лица, не имеющие пропуск, являются посторонними.

6. Вход родителей в школу для беседы с учителем осуществляется по предъявлению пропуска (паспорта) охраннику и сопровождается дежурным учителем с соответствующей записью в книге регистрации или учитель приглашается на вахту для встречи с посетителем.

7. Данные всех посетителей заносятся в специальный журнал.

8. При обнаружении на территории объекта и прилегающей к нему территории бесхозных предметов (сумок, сверток, ящиков и.т.д.), вызывающих подозрение, немедленно сообщить об этом руководству объекта, руководству Охраны, вызывать полицию, принять меры к недопущению к обнаруженному предмету людей.

9. Во время дежурства охраннику запрещается отвлекаться на построение разговоры.

10. По окончании дежурства обо всех выявленных недостатков докладывать руководству объекта и делать запись об этом в постовой ведомости.

11. При чрезвычайных происшествиях (пожар, стихийное бедствие и т.д.) действовать по соответствующим инструкциям и планам, находящимся на объекте, предварительно их изучив".

Юридический аспект

В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 28 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение должно создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Финансирование деятельности муниципальной школы осуществляется за счет средств местного бюджета с учетом выделяемых из бюджета субъекта РФ субвенций в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. Дополнительные к региональным нормативы могут быть установлены органом местного самоуправления.

Это означает, что охранное предприятие, с которым школа (от лица директора) заключает договор, не входит в часть расходов, финансируемую из бюджета Московской области или Наро-Фоминского района. Получается, что охрана нужна, а средств на оплату нет. Как же выйти из сложившейся ситуации?

Как следует из пункта 3 статьи 101 Закона РФ «Об образовании», организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Вышесказанное означает, что МАОУ Селятинская СОШ № 1 обязана обеспечить безопасные условия обучения в школе, исходя из имеющегося бюджета - путем найма на работу охранников или иных сотрудников, отвечающих за безопасность. Школа вправе заключить договор гражданско-правового характера с охранной организацией в пределах имеющихся дополнительных средств, привлеченных за счет предоставления дополнительных услуг или получения добровольных пожертвований.

Финансовый аспект

Если у школы нет средств на охрану, родители вправе по своей инициативе, на добровольной основе заключить договор с охранной организацией. В Селятинской школе № 1 есть активные члены родительских комитетов классов, множество неравнодушных родителей, готовых оказывать посильную помощь образовательному учреждению. При их поддержке на заседании Управляющего Совета 22 мая 2014 был создан Попечительский совет, в который вошли родители обучающихся из разных классов. Представители Совета собирают и вносят на счет фонда добровольные пожертвования или платежи, определенные уставом фонда, и платят средства непосредственно на счет охранной организации со счета созданного фонда безналичным путем.

Иными словами, Попечительский Совет – это распорядитель и контролер поступающих пожертвований и спонсорских средств. Решение школы (родительского комитета) - договор - расчетный счет - отчет использования денежных средств.

Подробно ознакомиться с функциями и работой Совета можно в «Положении о Попечительском Совете», деятельность которого регламентирована следующими нормативными актами: Закон «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ и нормативными базами создания и деятельности Попечительских Советов.

Так что в Селятинской школе № 1 вопрос об оплате охранных услуг разрешен правильно.

Лариса Сергеевна Кузнецова,

классный руководитель 6 а класса