Программа по предупреждению дорожно транспортных происшествий. План мероприятий по предупреждению дтп


«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель директора по УВР Директор МАОУ «Лицей №3»

младшей ступени г. Чебоксары

М.А. Осипова ______И.И.Полбенникова «___»______2011 года «____»_______2011года

Программа по профилактике

Дорожно-транспортных происшествий

С учащимися

МОУ « Лицей №3» г. Чебоксары

«Дорожная академия»

Составитель программы:

Педагог-организатор младшей

Подростковой ступени

МОУ «Лицей № 3» г. Чебоксары

Антонова Альбина Александровна

г. Чебоксары 2011г.

Пояснительная записка.

Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий – судьба ребенка и горе родителей. И по этому, невозможно оставаться равнодушным, когда речь идет о безопасности детей.

В МОУ «Лицей №3» разработана и действует программа по обучению учащихся правилам дорожного движения и профилактики дорожно-транспортных происшествий «Дорожная академия». Программа ориентирована на детей школьного возраста и направлена на то, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания.

Работая над составлением программы, учитывались требования регионального стандарта, изучались рекомендации работников ГИББД, интересы детей, возрастные особенности.

Программа «Дорожная академия» создана на основе программы общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации ""Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах"". Она разработана в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди учащихся.


  • Данная программа направлена на решение задачи не только обучения детей законопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте, но и их воспитания;

  • В программе дано системное изложение учебного материала, адресованного одновременно как субъектам обучения – педагогам, так и объектам – учащимся школы и их родителям;

  • В основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы обучения и воспитания;

  • В программе изложены организация и содержание работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Каждое занятие по программе «Дорожная академия» помогает детям успешно усвоить правила дорожного движения, узнать их историю. Главная задача – научить детей культуре поведения на дорогах и улицах. В программу входят занятия, которые помогают детям ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания.

С первых занятий дети знакомятся с историей ПДД. Это помогает учащимся понять значение и важность того или иного правила. Практические занятия помогают детям увидеть наглядно, познакомиться с работой сотрудников ГИБДД.

Основной целью программы является – создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Целевые параметры правил безопасного поведения на улицах и дорогах:

Относиться к правилам дорожного движения как к важной общественной ценности;

Владеть методами предупреждения ДДТТ и оказания первой помощи пострадавшим при ДТП, навыками пропаганды ПДД;

Владеть навыками безопасного поведения на улицах и дорогах.

Знакомство с требованиями, предъявляемыми к пешеходам, пассажирам и велосипедистам, привитие навыков правильного поведения на улице и в случае дорожно-транспортного происшествия.

Процесс реализации поставленной цели включает решение основных задач:

Предоставить обучающимся базовое образование в рамках государственных стандартов;

Формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения;

Привитие культуры безопасного поведения на дорогах;

Применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и во дворах;

Воспитание грамотных участников дорожного движения, формирование уважительного отношения к законам дороги, осознания объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения;

Формирование человеческих нравственных ценностных ориентаций;

Привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;

Поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения.

Программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.

Нормативно-правовое обеспечение программы:

Конституция РФ.

Конвенция «О правах ребёнка»

Актуальность программы

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми.

Ребенок – это живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Поэтому программа обучения учащихся правилам дорожного движения и профилактики дорожно-транспортных происшествий «Дорожная академия» – это программа работы на перспективу. Чем раньше мы научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.

Данная программа – это действительно нетрадиционный подход в обучении школьников правилам дорожного движения. Программа предусматривает систематическую работу в трех направлениях: знакомство с историей ПДД, развитие практических навыков и применение их в реальной жизни.

Программа предусматривает следующие содержательные линии:


  • учебные занятия и тематические классные часы по обучению правилам дорожного движения;

  • работа с родителями по воспитанию культуры поведения воспитанников на улице, в транспорте;

  • проведение внеклассных мероприятий (игр, экскурсий, выставок детского творчества и т. д.) обеспечивающих прочное усвоение детьми навыков безопасного поведения на улице;

  • создание кружка ЮИД (юных инспекторов движения)

  • сотрудничество с другими учреждениями по организации помощи в проведении работы, по обучению школьников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города.
Место программы в плане развития школы.

Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся школы следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы школы.

Объекты программы:


  • дети школьного возраста;

  • семьи детей, посещающих образовательное учреждение;

  • педагогический коллектив образовательного учреждения.
Принципы реализации программы

  • Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, изучения черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения.

  • Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т.д.
Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и воспитания.

  • Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия : дорожно-транспортного происшествия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

  • Принцип возрастной безопасности . У школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.
Важно иметь в виду и то, что у школьников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, лёгкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлечённостью чем-либо, когда они находятся на дороге. Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.

  • Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребёнка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

  • Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен воспитывать не только школьников, но и родителей.
Методы реализации программы


Убеждение предполагает прежде всего осмысление и внутреннее принятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером.

В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.


  • Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Пример (на уровне первой сигнальной системы) действует на ребенка намного сильнее, чем слово (это уже вторично).
Поэтому важно окружить школьников положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.

  • Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.
Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.

  • Поощрение. Это положительная оценка законопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется прием опоры на положительное в личности воспитанника. Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой перед классом, родителями. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.

Управление реализацией программы «Дорожная академия»

Директор МОУ« Лицей №3»

Зам. директора по УВР старшей ступени

Зам. директора по УВР средней ступени

Зам. директора по УВР младшей ступени

Преподаватель ОБЖ

Классный руководитель

Педагог организатор

Руководитель ЮИД

Уроки ОБЖ

Тематические классные часы

Внеклассные мероприятия, конкурсы, викторины, профилактические акции

Члены кружка ЮИД

Структура внутренних и внешних взаимодействий по организации профилактики ДТП

Внешнее взаимодействие

ГИБДД

«Центр образования №2»

Дом детского творчества

Газета «Добрая дорога детства»

Внутреннее взаимодействие

Школа: «Родители - ученики - учителя»

Библиотека

Руководитель кружка ЮИД

Преподаватель ОБЖ.

Кабинет ОБЖ

Педагогический коллектив

Спортивный зал

Совет старшеклассников

Основное содержание практической части программы.

Учебные занятия и тематические классные часы по обучению правилам дорожного движения.

Проведение внеклассных мероприятий (игр, экскурсий, выставок детского творчества) обеспечивающих прочное усвоение детьми навыков безопасного поведения на улице.

Целью внеклассной работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма является обеспечение личностно - деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность. При подготовке внеклассных мероприятий необходимо учитывать некоторые факторы: возраст учащихся, актуальность и доступность темы, подбор наглядного и предметного материала, литературы.

Работа с родителями по воспитанию культуры поведения воспитанников на улице, в транспорте.

Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма – работа с родителями.

Исследования показывают, что большинство родителей не знают правила дорожного движения. Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде – основные причины несчастных случаев и аварий. Поэтому родителям необходимо раскрывать причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям с участием детей.

Следовательно, организуя учебно-воспитательный процесс с учащимися, педагог должен методически обеспечить и работу с родителями.

Данная программа предлагает три формы занятий: лекции, проведение тематических бесед и индивидуальная работа с родителями, дети которых входят в группу риска (слишком активные, подвижные, непредсказуемые на улицах и дорогах и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность).

Профилактическую работу с родителями целесообразно проводить перед началом каникул и сразу после них.

На лекциях по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма целесообразно использовать аналитический материал территориального управления (отдела) ГИБДД и привести конкретные примеры ДТП с учащимися местных школ, разбирая вместе с родителями их причины.

Беседы проводятся в форме вопросов и ответов. Даются педагогические рекомендации родителям.

Сотрудничество с другими учреждениями по организации помощи в проведении работы, по обучению школьников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города.

Со школой сотрудничает ГИБДД г. Чебоксары. Инспекторами ГИБДД проводятся беседы с учащимися школы. Инспекторы ГИБДД оказывают помощь в подготовке команды ЮИД, в проведении анкетирования учащихся, в проведении профилактических акций.


ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА.

В работе школы выделяются следующие виды деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма:


  • организационная работа;

  • инструктивно-методическая работа;

  • массовая работа.
Организационная работа предполагает широкий комплекс деятельности. Это и обновление положений конкурсов, соревнований, и разработка положений новых конкурсов (таких, например, как конкурс частушек по пропаганде ПДД, конкурс агитбригад, выставка наглядных пособий и дидактических материалов по обучению детей Правилам дорожного движения). Данный вид деятельности включает также обновление Уголка безопасности, организацию и проведение открытых уроков по Правилам дорожного движения; игровых и обучающих программ по ПДД; внеклассных мероприятий по ПДД.

В работе школы одной из приоритетных задач является формирование у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах с помощью изучения Правил дорожного движения, их практической отработки в урочной и внеурочной деятельности.

Организация обучения Правилам дорожного движения и основам безопасности в школе должна проводиться так, чтобы у каждого педагога, учащегося и родителей учеников сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и в соблюдении Правил дорожного движения.

Инструктивно-методическая работа состоит в проведении совещаний для ответственных за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма в школе, консультаций для педагогов по организации профилактической работы. Здесь же предполагается и разработка методических рекомендаций, проектов информационных уголков, уголков безопасности, обновление инструкций по проведению инструктажей с учениками о безопасности дорожного движения. Создаётся видеотека по ПДД. Разрабатываются различные настольно-дидактические игры (например, «Узнай дорожный знак»).

Массовая работа. Данная деятельность является одной из самых важных. Только творческая и активная работа педагогов с обучающимися даст наибольшие положительные результаты. Именно во время проведения массовых мероприятий у детей и подростков формируются навыки безопасного поведения на улицах и дорогах города. Дети получают необходимый для их жизни опыт.

Воспитательная работа должна носить не только красочный характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала. Массовая работа может включать: проведение конкурсов на лучшую организацию профилактической работы в классах, конкурсы частушек, рисунков, смотры отрядов ЮИД, соревнования юных велосипедистов; проведение классных часов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, конкурсы методических разработок по профилактике ДТП и т.д.


План

общешкольных мероприятий по предупреждению детского

дорожно-транспортного травматизма на учебный год



Мероприятия

Срок

Ответственные

1.

Семинары с классными руководителями:

  • о методике обучения учащихся Правилам дорожного движения.

  • о формах внеклассной работы по профилактике детского травматизма.

  • об организации работы на школьной площадке по привитию навыков соблюдения Правил дорожного движения.

Заместитель директора по УВР, руководитель ОБЖ, руководитель ЮИД

Август

Сентябрь

Март


2.

Заслушивание отчетов классных руководителей на педагогических советах о выполнении 10-часовой программы и проведенных профилактических мероприятиях

1 раз в полугодие

Администрация

3.

Беседы на общешкольных родительских собрания на темы: “Как влияет на безопасность детей поведение родителей на дороге”;

“Требования к знаниям и навыкам школьника, которому доверяется самостоятельное движение в школу и обратно”;

“Использование движения родителей с детьми по улицам города для обучения детей навыкам правильного поведения на дороге”


руководитель ОБЖ, руководитель ЮИД

Сентябрь-октябрь

Январь


Апрель

4.

Тематические классные часы:“Знай и соблюдай Правила дорожного движения”.

“Про того, кто головой рисковал на мостовой” (по материалам рейда патруля ЮИД).

“Каждому должно быть ясно - на дороге кататься опасно” (на коньках, санках).

“Рассказ об одном сборе” (утреннике, вечере, соревновании, конкурсе по безопасности движения)

“Помни это юный велосипедист”

“Здравствуй, лето!” (о поведении на дороге во время летних каникул)


Сентябрь

Классный руководитель.

Штаб отряда ЮИД.


Октябрь

Декабрь

Март

Май

5.

Общешкольные тематические линейки (в рамках профилактической акции)

В течение года

Преподаватель – организатор ОБЖ

6.

Проведение “Недели безопасности дорожного движения” (по отдельному плану)

Сентябрь, май

Педагог-организатор

7.

Создание отряда ЮИД и организация его работы

Сентябрь

Штаб ЮИД

8.

Общешкольные викторины, праздники “Красный, желтый, зеленый”

В течение года

Педагог-организатор, классный руководитель, штаб ЮИД

9.

Выявление детей, имеющих велосипеды, скутеры, организация с ними занятий и проведение зачетов по Правилам движения

Сентябрь, Апрель

Штаб ЮИД

10.

Составление схем безопасных маршрутов детей в школу и обратно, принятие мер к ограждению опасных для движения детей мест

Постоянно

Штаб ЮИД

11.

Оборудование кабинета(класса) безопасности дорожного движения

В течение года

Директор школы, инструктор по БД, шефы, родители

План работы классного руководителя

по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма




Мероприятия

Срок

Ответственные

1.

Проведение уроков изучения Правил дорожного движения согласно программе

Ежемесячно

Классный руководитель, ЮИД

2.

Проведение на родительском собрании беседы “Будьте примером для детей в правильном поведении на дороге”

1 раз в четверть,

полугодие


Классный руководитель

3.

Организация практических занятий на школьной площадке

Сентябрь.

Классный руководитель

4.

Проведение праздника“Мы по улицам идем”

В течение года

Классный руководитель, ЮИД

5.

Организация конкурсов на лучший рисунок, рассказ, исполнение стихотворения по безопасности движения

В течение года

Классный руководитель, ЮИД

6.

Проведение бесед по профилактике несчастных случаев с детьми на дороге (в 5-7 классах еженедельно после уроков)

В течение года

Классный руководитель

7.

Участие в патрулировании отряда ЮИД в микрорайоне школы

В течение года

Родители,

классный руководитель


8.

Участие в проведении “Недели безопасности” (по плану школы)

Сентябрь,

Классный руководитель,

ПРОГРАММА

ИЗУЧЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

(5-11 классы)

Правила дорожного движения.

Устав МОУ «Лицей №3»

Правила поведения для учащихся.

Положение об отряде юных инспекторов движения.

Формы контроля : тестирование, конкурсы, викторины, игры.

Основные знания, умения и навыки

обучающихся в начальных классах.

Знать: основные термины и понятия, общие положения Правил дорожного движения, правила перехода проезжей части на площадях, перекрёстках, правила посадки и высадки из общественного транспорта, правила поведения детей при перевозке их на грузовых автомобилях, в салонах легкового автомобиля.

Уметь: правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях на проезжей части дороги; пользоваться общественным транспортом; самостоятельно выбрать безопасный путь движения в той или иной местности.

5 класс. (10 часов)

1. Вводное занятие «Правила движения - закон улиц и дорог».

2. Причины дорожно-транспортных происшествий.

3. Формы регулирования дорожного движения. Сигналы светофора. Сигналы регулировщика.

4. Формы регулирования дорожного движения.

Дорожная разметка и дорожные знаки, дополнительные средства информации.

5. Организация дорожного движения. Правила перехода улиц и дорог.

6. Типичные опасные ситуации на дорогах с пешеходами.

7. Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки».

8. Транспортные средства и дорожное движение.

9. Правила езды на велосипеде.

10 . Итоговое занятие. Игра «Весёлый перекрёсток».

6 класс (10 часов)

1. Вводное занятие. Дорожно-транспортные происшествия. Причины ДТП.

2. Формы регулирования движения. Сигналы светофора и регулировщика.

Дорожная разметка, дорожные знаки.

3. Правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров.

4. Организация дорожного движения. Правила перехода улиц, дорог, перекрёстков.

5. Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки».

6. Правила безопасности при переходе и проезде железнодорожных

Переездов.

7. Труд водителя.

8. Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных

Средствах.

9. Правила движения велосипедистов. Дополнительные требования к движению велосипедистов.

10.Итоговое занятие. Культура транспортного поведения и ответственность за нарушение ПДД.

7 класс (10 часов)

1. Россия - страна автомобилей.

2. Формы регулирования движения. Сигналы светофора. Сигналы регулировщика. Дорожная разметка.

3. Дорожные знаки.

4. На загородных дорогах. Правила перехода улиц, дорог, перекрёстков.

5. Причины ДТП. Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи.

6. Правила поведения при ДТП. Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи (практическое занятие).

7. Роллинг.

8. Дополнительные требования к движению велосипедистов.

9. Железная дорога.

10.ГИБДД. Ответственность за нарушения правил дорожного движения.

8 класс (10 часов)

1. Правила движения - закон улиц и дорог.

2. Дорожная азбука.

3. Регулирование движения транспортных средств.

4. Движение пешеходов по улицам и дорогам.

5. Транспортные средства на улицах и дорогах.

6. Правила пользования пассажирским транспортом.

7. Велосипед и мопед. Правила перевозки пассажиров.

8. Проезд железнодорожных переездов.

9. Правила поведения при ДТП. Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи.

10. Итоговое занятие.

9 класс (10 часов)

1. Вводное занятие. Мы - пешеходы.

2. Элементы улиц и дорог. Перекрёстки и их виды.

3. Причины несчастий, происходящих с пешеходами.

4. Опасные ситуации по вине водителей.

5. Опасные ситуации по вине пешеходов.

6. Опасные ситуации, возникшие из-за неисправностей транспортных средств, дорог, освещения.

7. Внимание: пешеходы.

8. Шагаем по дороге.

9. Наш друг светофор светит не только нам.

10 Итоговое занятие. Тест.

обучающихся 5-9 классов.

Знать: правила дорожного движения, группы знаков и их назначение, место установки, назначение дорожной разметки и её виды, правила

Безопасного поведения на улице, на дороге; правила пользования общественным и личным транспортом.

Уметь: самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог, пользоваться общественным транспортом, применять знания правил дорожного движения на практике.

10 класс (10 часов)


№ п/п

Темы занятий

Количество часов

1.

Регулирование движения. Сигналы регулировщика. Выполнение его сигналов.

1

2.

Дорожные знаки: - предупреждающие знаки; - знаки приоритета; - запрещающие знаки; - предписывающие знаки; - знаки особых предписаний; - информационные знаки; - знаки дополнительной информации (таблички)

3

3.

Причины ДДТТ. Мероприятия, проводимые по их предупреждению.

1

4.

Правила передвижения группами по населённому пункту. Выбор безопасных маршрутов.

1

5.

Первая медицинская помощь при ДТП.

1

6.

На загородной дороге.

1

7.

Правила безопасного поведения при пожаре в общественном транспорте.

1

8.

Правила перевозки пассажиров.

1

11 класс (10 часов)


№ п/п

Темы занятий

Количество часов

1.

Основные понятия и термины

1

2.

Перекрёстки и их виды.

Правила поведения на перекрёстках.


1

3.

Дорожные знаки и их группы.

1

4.

Правила пользования общественным транспортом. Культура поведения.

1

5.

Опознавательные знаки транспортных средств.

1

6.

Применение специальных сигналов.

1

7.

Правила пользования железнодорожным транспортом. Железнодорожный переезд.

1

8.

ДТП. Их причины и последствия.

1

9.

Оказание первой медицинской помощи.

1

10.

Культура транспортного поведения.

1

Основные требования к знаниям и умениям

обучающихся 10-11 классов.

Знать: правила дорожного движения, правила поведения на улицах и дорогах, основы первой медицинской помощи.

Уметь: применять свои знания правил дорожного движения на практике, оказать первую медицинскую доврачебную помощь.

Прогнозируемые результаты

Предполагаемая конечная реализация целей и задач

Узнают:


  • историю возникновения ПДД;

  • дорожные знаки;

  • сигналы светофора;

  • виды транспорта;

  • причины ДТП;

  • правила движения на велосипеде;

  • правила движения по дороге.
Научаться:

  • ориентироваться в дорожных ситуациях;

  • оценивать свое поведение на дороге;

  • оказывать первую медицинскую помощь при ДТП

  • объяснять товарищу правила поведения на дороге.

Достигнут:


  • совершенствования навыков ориентировки на дороге

  • развития дорожной грамотности

  • повышения ответственного поведения на дорогах


Список литературы


  • А.М.Якупов. «Безопасность на улицах и дорогах».

  • Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стряпкина, М.Д.Маханева. «Безопасность на улицах и дорогах».

  • Составитель К.В.Агадюнова.- М.: Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Просвещение, 1978г.

  • Дорожная азбука.- М., 1974.

  • Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. Составители: О.Морозов, В.Фаляхова. Казань, 1992.

  • Из истории уличного движения. Техника молодежи, 1977, №4.

  • Материалы газеты «Добрая дорога детства».

  • Правила дорожного движения. – М., НИП 1993.

  • Почемучка.- М.: Педагогика, 1987.

  • Региональный стандарт обучения детей городских школ правилам безопасного поведения на дорогах./Под редакцией Р.Н.Минниханова, И.А.Халиуллина. –Казань, 1995.

  • Р.П.Бабина. «Советы дяди Степы».

  • Энциклопедия «Все обо всем».

  • Энциклопедия «Что? Где? Когда?».

Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся

Пояснительная записка

Резкое возрастание в последние годы автомобилизации породило множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети. По усредненным данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнут и получают ранения тысячи несовершеннолетних участников дорожного движения.

Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма.

Социальная острота проблемы диктует необходимость разработки и внедрения программ, профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей. В соответствии с этим МБОУ «Ларьякская ОСШ» разработала Программу профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Обоснование программы

Необходимость данной программы вызвана ростом тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий на дорогах, в том числе с участием детей и подростков.

Данная программа предполагает снижение уровня детского дорожно-транспортного травматизма. В результате планомерного обучения детей ПДД, безопасному поведению на дороге программа нацелена воспитать поколение грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Актуальность профилактической программы обусловлена необходимостью поиска новых эффективных подходов к воспитанию и образованию подрастающего поколения в изменяющихся социально-экономических условиях. А именно возникла острая необходимость:

1. в формировании у детей приемов и навыков эффективной социальной и личностной адаптации и компетентности, позволяющих личности противостоять нежелательному поведению на дорогах;

2. в содействии развитию у детей надежных механизмов саморегуляции, привитие им определенных установок, которые должны обеспечить их устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды;

3. в формировании единого для всех социальных институтов, занимающихся воспитанием и обучением детей и подростков, подхода к предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;

4. реализация единых подходов для институтов социализации (семья, школа и др.) в снабжении учащихся необходимой учебной литературой о транспортной культуре, безопасному поведению на дорогах города и села в соответствии с возрастом.

Концепция программы

Для достижения успеха в вопросах профилактики детского дорожно-транспортного травматизма необходимо развитие личностных качеств и социальных навыков детей и подростков, обучение их новым формам поведения, реализацию потенциальных возможностей личности, способной самостоятельно и ответственно строить свою жизнь. В связи с этим неотъемлемой частью работы по профилактике ДДТТ в школе являются групповые развивающие занятия, направленные на формирование культуры безопасности поведения детей на дорогах, первоначального осознанного отношения к правилам личной безопасности, необходимо учить детей умению наблюдать за обстановкой и предвидеть опасность. Это умение должно быть доведено до автоматизма, выработано в твердый навык (привычку).

Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности таким образом, чтобы у каждого педагога, родителя, обучающегося сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и в соблюдении ПДД.

Анализ статистических данных показывает, причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные сами себе дети, особенно учащиеся младшего школьного возраста, не умеют управлять своим поведением. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на путях у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.

Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания ребенка с самого раннего возраста и на протяжении всей учебы в школе.

Педагогическая профилактика должна стать наиболее действенной и эффективной в снижении детского дорожно-транспортного травматизма, в борьбе за жизнь и здоровье детей, в воспитание грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Правовая база

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

Конвенция ООН о правах ребенка;

Конституция Российской Федерации;

Правила дорожного движения;

Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995г. №196-ФЗ " (с изменениями от 2 марта 1999г., от 25 апреля 2002г., от10 января 2003 г., от 22 августа 2004 г.) "О безопасности дорожного движения";

Приказ Министерства образования № 354 "О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России".

Данная программа:

направлена на решение задачи не только обучения детей правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте, но и их воспитания;

дано системное изложение учебного материала, адресованного одновременно как субъектам обучения – педагогам, так и объектам – учащимся школы и их родителям;

в основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы обучения и воспитания;

изложены организация и содержание работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Цель: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, формирование умений использовать знания правил на практике, в конкретных дорожных ситуациях, создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи:

1.Создать организационно-педагогические условия для повышения уровня знаний детьми правил дорожного движения для пешеходов и пассажиров транспорта на основе формирования механизма безопасного поведения на дороге;

2.Сформировать у учащихся убежденность в необходимости безукоснительно выполнять ПДД;

3. Совершенствовать культуру поведения участников дорожного движения.

4.Создать условия для вовлечения детей в активные формы пропаганды правил дорожного движения;

5.Содействовать сокращение детского дорожно-транспортного травматизма;

6.Обеспечить взаимодействие педагогов и родителей обучающихся для создания оптимальных условий развития и формирования важнейших социальных навыков.

Место программы в плане развития школы

Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся школы следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы школы.

Основные принципы реализации программы

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, изучения черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения.

Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т.д.

Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и воспитания.

Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия : дорожно-транспортного происшествия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.

Важно иметь в виду и то, что у младших школьников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, лёгкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлечённостью чем-либо, когда они находятся на дороге. Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.

Принцип социальной безопасности . Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребёнка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания . Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен воспитывать не только школьников, но и родителей.

Основные методы реализации программы

Внушение. Дети младшего школьного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формулировать по-разному.

Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На младших школьников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге.

Убеждение предполагает, прежде всего, осмысление и внутреннее принятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером.

В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.

Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Пример (на уровне первой сигнальной системы) действует на ребенка намного сильнее, чем слово (это уже вторично).

Поэтому важно окружить младших школьников положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.

Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.

Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.

Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется прием опоры на положительное в личности воспитанника. Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой перед классом, родителями. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.

Основные направления работы:

1. Организация деятельности учащихся по изучению ПДД:

формирование знаний, умений и навыков учащихся по сознательному и ответственному выполнению ПДД;

вовлечение детей в активные формы пропаганды ПДД;

организация взаимодействия между образовательным учреждением, отделом ГИБДД.

2. Работа с педагогическим коллективом:

информационно-просветительская;

обобщение и распространение опыта работы лучших педагогов;

организация внутришкольных и межшкольных обучающих семинаров. Изучение опыта работы по профилактике ДДТТ.

3.Работа с родителями:

информационно-просветительская деятельность;

организация родителей на участие в массовых мероприятиях, конкурсах.

Формы работы:

Лекторий;

Индивидуальные консультации;

Привлечение родителей к участию в профилактических программах, осуществляемых на базе школы.

Это направление предполагает решение нескольких задач: воспитательных (осознание взрослыми членами семьи важности и необходимости специальной работы с детьми по предупреждению дорожно-транспортного травматизма с участием детей) и образовательных (освоение основных принципов организации семейной профилактики).

Строится на принципах социального партнерства.

4. Деятельность отряда ЮИДД:

шефская работа среди воспитанников школы;

патрульная работа – организация акций на улицах города;

информационная работа;

участие в городских и региональных конкурсах.

Примерный план реализации основных направлений работы

Организация деятельности учащихся по изучению ПДД:

п/п

Наименование

Ответственные

Разработка и модификация программ ориентированных на формирование ценностей здорового образа жизни и соблюдения личной безопасности (обучение и воспитание через школьные предметы и систему дополнительного образования).

Зам. директора по ВР, кл.рук., учителя- предметники, школьная медсестра.

Проведение уроков безопасности, классных часов

Классные руководители

Оформление уголка безопасности

Классные руководители, педагог-организатор

Организация воспитательных мероприятий по реализации программы:

    просмотр видеофильмов по ПДД;

    классные часы;

    лекции;

    диспуты;

    выпуск и распространение листовок;

    месячник «Водитель, внимание, дети!»;

    проведение пятиминуток;

    обшешкольные линейки;

    участие в смотрах конкурсах на лучшую организацию работы по ДДТТ;

    беседы «У светофора нет каникул»

    блиц-викторины для пешеходов и велосипедистов;

    олимпиады по ПДД;

    посещение тематических спектаклей.

    «Безопасное колесо»

Зам. директора по ВР, педагог-организатор, учитель ОБЖ, классные руководители, инспектор ГИБДД

Организация профориентационной работы по специальностям связанным с ПДД.

Зам. директора по ВР, социальный педагог, психолог

Участие в декадах по ПДД.

Участие в месячнике по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма.

Зам. директора по ВР, педагог- организатор, учитель ОБЖ, социальный педагог

Работа с родителями:

п/п

Наименование

Ответственные

Привлечение родителей учащихся к организации и проведению мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения.

Заместитель директора по ВР, классные руководители.

Встреча с работниками ГИБДД

Заместитель директора по ВР, социальный педагог

Информирование родителей из сообщений ГИБДД о ДТП в районе, поселке, регионе, о нарушениях ПДД учащимися школы.

Выступление на общешкольных родительских собраниях о проблеме безопасности дорожного движения в поселке, регионе.

Директор, зам. директора по ВР, преподаватель ОБЖ, инспектор ГИБДД, социальный педагог

Проведение тематических родительских собраний, родительских лекторий

Классные руководители, социальный педагог

Индивидуальные консультации для родителей детей с ослабленным вниманием и памятью

Педагог-психолог

Работа с педагогическим коллективом:

п/п

Наименование

Ответственные

Совещание при директоре, беседа с инспектором ГИБДД о профилактике ДТТ

Директор

Планирование работы по реализации программы на учебный год.

Директор, зам. директора по ВР, учитель ОБЖ, социальный педагог

Проведение совещаний, семинаров с педагогическим коллективом по реализации программы профилактики ДДТТ.

Зам. директора по ВР, учитель ОБЖ

Разработка системы внеклассных мероприятий, направленных на изучение правил дорожного движения.

Классные руководители, учителя-предметники

Организация условий для проведения на регулярной основе мониторинга по организации профилактики дорожно- транспортного травматизма

Директор, зам. директора по ВР, учитель ОБЖ

Разработка и обновление памяток, инструктажей по правилам дорожного движения при проведении школьных соревнований.

учитель ОБЖ

Научно- методическое обеспечение по ПДД:

*Тесты для проверки знаний учащихся по ПДД;

* Разработка уроков, классных часов, внеклассных мероприятий.

Зам. директора по ВР, учитель ОБЖ

Методическое обеспечение по ПДД:

    В помощь классному руководителю;

    Разработки викторин;

    Памятки, инструктажи;

    Проведение «пятиминуток»;

    Настольные игры по ПДД;

    Праздники, утренники;

    Просмотр видеофильмов.

Педагог-организатор, библиотекарь

Изучение опыта работы по профилактике ДДТТ

Зам. директора по ВР, учитель ОБЖ, классные руководители

Деятельность отряда ЮИДД

п/п

Наименование

Ответственные

Формирование отряда юных инспекторов дорожного движения

учитель ОБЖ

Организационное заседание отряда (выборы командира, принятие положения об отряде ЮИДД)

учитель ОБЖ

Организация занятий с членами отряда:

учитель ОБЖ

Организация конкурсов, викторин по ПДД.

учитель ОБЖ, отряд ЮИДД

Проведение занятий с учащимися начальных классов

учитель ОБЖ, отряд ЮИДД

Подготовка и участие в районном конкурсе «Безопасное колесо»

учитель ОБЖ, отряд ЮИДД

Организация деятельности агитбригады.

учитель ОБЖ, зам. директора по воспитательной работе, отряд ЮИДД

Оформление уголка ПДД

учитель ОБЖ, отряд ЮИДД

Механизм реализации программы

Общий контроль исполнения программы осуществляет директор школы.

Текущий контроль выполнения программы осуществляет заместитель директора по ВР.

Организацию и координацию выполнения программы осуществляет преподаватель ОБЖ.

Этапы и сроки реализации программы

I. Подготовительный этап (сентябрь) включает:

    Анализ состояния профилактической работы за год.

    Диагностика нарушений и проблем.

    Обработка результатов.

II.Практический этап (октябрь-август) включает:

    Реализация программы.

    Отслеживание результатов.

    Коррекция программы.

    Отработка технологий и методов работы.

III.Аналитический этап (август-сентябрь).

    Анализ и обобщение результатов.

    Соотнесение результатов с поставленными целями.

    Оформление и описание результатов.

    Выработка методических рекомендаций.

    Описание опыта работы по реализации программы.

    Формирование рабочей модели системы профилактической работы.

Прогнозируемые результаты и их социально-экономическая эффективность

Программа носит социальный характер, результаты реализации ее мероприятий будут оказывать влияние на различные стороны жизни детей и подростков на протяжении длительного времени. Ожидаемыми результатами являются:

    повышение уровеня знаний правил дорожного движения среди детей и подростков;

    снижение уровня детского дорожно-транспортных травматизма, сохранение здоровья и жизни детей и подростков школы;

    повышение культуры поведения на улице, в транспорте;

    эффективное взаимодействие с родителями в целях обеспечения сознательного участия семьи в профилактике дорожно-транспортного травматизма детей и подростков;

    усиление роли семьи в воспитании детей.

    развитие системного подхода к профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Критерии оценки эффективности программы

Для оценки эффективности программы главными критериями являются:

    тенденция к снижению, отсутствию ДДТП с учащимися школы;

    увеличение доли учащихся, занимающихся пропагандой ПДД;

    повышение уровня общей культуры, коллектива учащихся;

    умение принимать решения в разных условиях;

    быть физически и психически здоровым.

Качественный анализ эффективности профилактической программы осуществляется мониторингом успешности воспитательной работы, уровнем воспитанности школьников.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

1-4-х классов.

Знать :

    основные термины и понятия;

    общие положения Правил дорожного движения;

    правила перехода проезжей части на площадях, перекрёстках;

    правила посадки и высадки из общественного транспорта;

    правила поведения детей при перевозке их на грузовых автомобилях, в салонах легкового автомобиля.

Уметь:

    правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях на проезжей части дороги;

    самостоятельно выбрать безопасный путь движения в той или иной местности.

5-9 классов.

Знать:

    правила дорожного движения;

    группы знаков и их назначение, место установки;

    назначение дорожной разметки и её виды;

    правила безопасного поведения на улице, на дороге;

    правила пользования общественным и личным транспортом;

Уметь:

    самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог;

    пользоваться общественным транспортом;

    применять знания правил дорожного движения на практике.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

10-11 классов.

Знать :

    правила дорожного движения;

    правила поведения на улицах и дорогах;

    основы первой медицинской помощи.

Уметь :

    применять свои знания правил дорожного движения на практике;

    оказать первую медицинскую доврачебную помощь.

Примерный перечень тем и мероприятий для работы с родителями по профилактике детского дорожного травматизма

Тема

Форма занятий

Методы обучения

1.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Родительское собрание

Лекция

2.

Типичные ошибки в поведении школьников на улицах и дорогах.

1. Родительское собрание.

Беседа

3.

Возрастные и психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде.

1. Родительское собрание.

2. Индивидуальная работа с родителями.

Лекция

4.

Как влияет на безопасность детей поведение родителей.

1. Родительское собрание.

Беседа

5.

Профилактическая работа по предупреждению ДТП в каникулярное время (некоторые климатические особенности сезона, дорожная обстановка, возможные транспортные ситуации, отрицательные факторы, влияющие на учащихся, возможные опасные ситуации с детьми)

1. Родительское собрание.

2. Индивидуальная работа с родителями.

Беседа

6.

Взаимодействие семьи и школы в организации воспитательной работы и обучении учащихся безопасному и правопослушному поведению на улицах, дорогах и в транспорте.

1. Родительское собрание.

2. Индивидуальная работа с родителями.

Беседа

7.

Основные дорожные понятия. Знания, умения, навыки и привычки безопасного и правопослушного поведения учащихся на улицах, дорогах и в транспорте.

1. Родительское собрание.

2. Индивидуальная работа с родителями.

Лекция

8.

Изучение обязанностей пешеходов

1. Родительское собрание.

2. Индивидуальная работа с родителями.

Лекция

9.

Изучение обязанностей пассажиров.

1. Родительское собрание.

2. Индивидуальная работа с родителями.

Лекция

10.

Разработка и выпуск памяток для первоклассников

1. Работа творческой группы родителей.

Примерный план проведения занятий инспекторами ГИБДД

п/п

Тема занятий

Сроки

1

Акция «Безопасное колесо». Правила поведения на улицах и дорогах.

Сентябрь

2

Осторожно! Гололед! О правилах поведения на дорогах в зимний период.

Ноябрь

3

Дорожная азбука. Изучаем знаки дорожного движения.

Март

4

Скоро каникулы. Как правильно вести себя на загородной дороге, на дороге в большом городе.

Май

4. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования,

культуры, спортивными учреждениями.

5. Проводить мониторинг реализации программы.

III этап: аналитический – 2017- 2018 учебный год.

Цель: анализ итогов реализации программы.

1. Обобщить результаты работы школы.

2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

3. Спланировать работу на следующий период.

Основные принципы реализации программы

Принцип индивидуального и дифференцированного подходапредполагает учёт личностных, возрастных

особенностей учащихся и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального

и дифференцированного подхода к учащимся, изучения черт их характеров, темперамента, установок,

интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к

дисциплине, культуре поведения в сфере дорожногодвижения.

Принцип взаимодействия “Дети –дорожнаяср еда”.Чем меньше возраст школьников, тем легче

формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское

восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией

взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость

движения машин и т.д.

Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно- транспортного

происшествия.Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

Принцип возрастной безопасности.У младших школьников довольно рано появляется стремление

тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой –необходимо воспитывать понимание

опасности дорожнойсреды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.

Важно иметь в виду и то, что у младших школьников наблюдается довольно большое расхождение

импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлечённостью чем- либо, когда они находятся на

дороге. Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной

среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.

Принцип социальной безопасности.Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо

соблюдать определённые нормы и правилаповедения. Соблюдение этих правилна дорогах

контролирует Государственная инспекция безопасности дорожногодвижения. Инспектор дорожно-

патрульнойслужбы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их:

предупреждает или штрафует. Правиладорожногодвижениянужно соблюдать для общей

безопасности, так как неправильные действия ребёнка на улице и дороге опасны и для него самого, и

для окружающих.

детьми правилбезопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют