Домашняя работа по биологии рабочая тетрадь. Рабочая тетрадь по биологии


Коротко ответьте на следующие вопросы.

  1. Как по-научному называют «санитаров планеты», разрушающих отмершиеостатки организмов и превращая их в неорганические и простейшиеорганические соединения?
  2. Какой важнейший фактор среды для аэробных организмов сосредоточен ватмосфере?
  3. Как называется замкнутый цикл процессов и явлений?
  4. Как называются виды живых организмов, которые имеют ограниченныйареал, представленный в пределах одной небольшой географической области?
  5. Как называется фактор среды, воздействие которого может выйти за пределывыносливости организма?
  6. Назовите группу абиотических факторов, связанных с поступлением солнечной энергии, направлением ветров, соотношением влажности и температуры.
  7. Как называют фактор среды, подразумевающий непосредственноевоздействие человека на какой-то организм или среду его обитания?
  8. Как называется наилучшее сочетание условий жизни?
  9. Что такое регулируемая фотопериодизмом реакция организма на изменениевремени года?

Правильный ответ: 1 – редуценты, 2 – кислород, 3 – круговорот, 4 – эндемики, 5 – ограничивающий (лимитирующий), 6 – климатические (метеорологические, погодные), 7 –антропогенный фактор, 8 – биологический оптимум, 9 – сезонный ритм(сезонный биоритм, циркадный ритм или суточный).

Оценивание:

Всего – 9 баллов.

Задание 2. «Охрана окружающей среды» (7 баллов)

Из приведённого ниже списка выберите мероприятия, способствующиеуменьшению скорости эрозионных процессов:

  1. переход на малоотходные технологии;
  2. организация заказников и заповедников;
  3. безотвальная и плоскорезная вспашка;
  4. вспашка поперёк склонов;
  5. регулирование снеготаяния;
  6. борьба с загрязнением воды, воздуха;
  7. создание полезащитных, водорегулирующих и приовражных лесополос;
  8. обработка почвы с оборотом пласта;
  9. применение тяжёлой техники при обработке почвы;
  10. строительство прудов на вершинах оврагов, аккумулирующих сток;
  11. строительство земляных валов в местах активного водяного стока;
  12. строительство водоотводящих каналов в местообитаниях с повышенной влажностью.

Правильные утверждения – 3, 4, 5, 7, 10, 11, 12.

Оценивание: 1 балл за каждый правильный ответ. Если указаны неправильные мероприятия, как правильные, то 1 балл вычитается за каждый такой неправильно выбранный пункт. В итоге, если неправильно выбранных будет больше чем правильно выбранных, то результирующий балл будет равен нулю.

Всего – 7 баллов.

Задание 3. «Численность популяций. (5 баллов)»

Проанализируйте данные 2000 года о возрастном составе населения России (150 млн жителей) и Индонезии (190 млн жителей), приведённые в таблице ниже.

Используя материалы таблицы, ответьте на следующие вопросы.

  1. Рассчитайте долю (в %) молодёжи (возраст от 0 до 30 лет) в России и в Индонезии.
  2. Численность населения какой страны будет заметно расти в будущем и почему?
  3. Численность населения какой страны скорее всего стабильна и не имеет выраженной тенденции к росту? Объясните почему.
  4. Почему в возрастной пирамиде населения России группа от 51 до 60 лет имеет численность меньшую, чем в предыдущей и последующей группах?
  5. В какой стране возрастные группы людей наиболее сильно отличаются между собой по численности населения? С чем на Ваш взгляд это может быть связано?

Правильный ответ:

  1. В России 44 %, в Индонезии 62 %.
  2. Индонезии. Потому что численность населения в первой категории (0–10 лет)заметно выше, чем в последующих категориях.
  3. России. Потому что численность населения в первой категории (0–10 лет)чуть меньше, чем в последующих категориях.
  4. Люди этой группы родились в 40–50-х годах. В это время из-за Второймировой войны, голода и разрухи в стране была высокая смертностьрепродуктивной части населения, поэтому доля родившихся была значительноменьше, чем в соседние десятилетия (30–40-е и 50–60-е годы).
  5. В Индонезии. В этой стране больше рождается детей и меньше выживаетлюдей старших возрастов. Поэтому по сравнению с Россией сильнее почисленности отличаются разные возрастные группы. Это характерно для странс быстро растущим населением.

Оценивание: 1 балл за каждый правильный ответ.

Всего – 5 баллов.

Задание 4. « Охрана окружающей среды» (10 баллов)

Заполните таблицу «Основные загрязнители воздуха и их воздействие наприроду и человека». В центральную колонку впишите основные источники,выделяющие атмосферные загрязнители (выбрать из списка), в правой колонкеопишите опасность, которую представляют эти вещества для природы издоровья человека. При заполнении таблицы имейте в виду, что некоторыеисточники загрязнения могут относиться к нескольким видам веществ,загрязняющих атмосферу.

Источники, загрязняющие атмосферу :

  1. транспорт;
  2. предприятия, обрабатывающей промышленности;
  3. цементные заводы;
  4. аварии на атомных реакторах;
  5. производство, на котором сжигается уголь, сланцы, нефтепродукты;
  6. сжигание торфа и древесины;
  7. производство и транспортировка атомного оружия;
  8. производство железа, меди;
  9. производство серной кислоты;
  10. производство азотной кислоты;
  11. теплоэлектростанции (ТЭС), работающие на угле, торфе и мазуте;
  12. испытания атомных и водородных бомб.

Правильный ответ:

Вещества, загрязняющие атмосферу Основные источники загрязнений Воздействие загрязнителей на природу и человека
Оксиды углерода (СО, СО 2) 1) транспорт;

2) сжигание угля, сланцев, нефтепродуктов;

3) сжигание торфа и древесины

Вызывают парниковый эффект
Оксиды серы (SO 3 , SO 2) 1) Сжигание угля, сланцев, нефтепродуктов;

2) производство железа, меди;

3) производство серной кислоты.

4) ТЭС, работающие на угле, торфе и мазуте

Вызывают кислотные дож ди, смог Лондонского типа. Ухудшают здоровье людей, негативно влияют на живые организмы
Оксиды азота (NO, NO 2) 1) транспорт;

2) производство азотной кислоты.

Вызывают кислотные дожди, смог Лос Анджелесского типа. Ухудшают здоровье людей, негативно влияют на живые организмы.
Взвешенные вещества (пыль, сажа и др.) 1) промышленные пред приятия;

2) транспорт;

3) ТЭС, работающие на угле, торфе и мазуте;

4) цементные заводы

Вызывают отражение сол нечных лучей от Земли, уменьшают нагрев поверх ности.Затрудняют фотосинтез у растений. Увеличивают вероятность заболеваний дыхательной системы человека и живот ных
Радиоактивные вещества 1) испытания атомных и водородных бомб;

2) изготовление и транс портировка атомного ору жия;

3) аварии на атомных реакторах

Вызывают мутационные процессы, угрожают жизни и здоровью живых существ

Оценивание: по 1 баллу за каждую верно заполненную ячейку таблицы.

В столбике «Основные источники загрязнения» верно заполненной ячейкойсчитается та, в которой правильно указано два и более источника загрязнения.

В столбике «Воздействие загрязнителей на природу и человека» вернозаполненной ячейкой считается та, в которой правильно указана одна или болееиз опасностей, которую представляют эти вещества.

Всего – 10 баллов.

Задание 5. «Экология популяций» (4 балла)

Приведите по несколько примеров организмов в каждом пункте, которыеимеют островной тип распределения популяций:

  • а) среди водных организмов (от 2 до 4 примеров);
  • б) среди сухопутных организмов (от 2 до 4 примеров).

Примеры правильных ответов :

а) озёрные обитатели : карась, щука, дафнии, циклопы и т. д. Можно привестипримеры и морских организмов – например рыбы и беспозвоночныеАральского, Каспийского морей.

б) обитатели настоящих островов : командорский песец, сахалинский медведь.Здесь же можно указать обитателей оазисов в пустыне: финиковая пальма,влаголюбивые растения, влаголюбивые грызуны, ящерицы, черепахи и т. д.

Также можно упомянуть животных, которые фрагментировали свой ареал из-задеятельности человека (зубр, бизон, дальневосточный леопард, киви и другие).

Оценивание: по 1 баллу за 1–2 примера и 2 балла за 3–4 примера отдельно длякаждого подпункта вопроса.

Всего – 4 балла.

Задание 6. «Взаимодействие видов в экосистемах» (4 балла)

Компонентами экосистемы пресноводного водоёма могут быть:

  • рыбы;
  • бактерии;
  • дафнии, моллюски;
  • водоросли и высшие водные растения;
  • простейшие – инфузории;
  • грибы.

Изобразите схему потоков вещества и энергии в экосистеме водоёма. Блоками выделите её компоненты, а стрелочками (направленными как в одну сторону, так и в обе) потоки вещества и энергии. Объясните, почему исключение некоторых элементов, например, мелких беспозвоночных животных, из этой схемы приведёт к резкому нарушению равновесия данной экосистемы.

Правильный ответ :

Итоговая схема :

Исключение дафний, моллюсков и инфузорий из этой экосистемы приведёт с одной стороны к исчезновению кормовой базы для рыб и, соответственно, их гибели, а с другой к сильному разрастанию водорослей и высших водных растений (вода зацветёт).

Оценивание : 1 балл за 1–4 правильно расставленные стрелки (в том числе и с правильным их направлением), 2 балла за 5–8 правильно расставленных стрелок, 3 балла за 9–12 правильно расставленных стрелок. Обоюдоострые стрелки считаются за две!

Плюс 1 балл за правильное объяснение про исключение дафний, моллюсков и инфузорий.

Всего – 4 балла.

Задание 7. «Экология популяций» (6 баллов)

В природе биоценозы с течением времени изменяются и преобразуются.

Опишите общие закономерности саморазвития экосистем, не испытывающих негативного влияния антропогенных факторов.

Правильный ответ:

Правильный ответ должен включать следующие пункты:

  1. постепенное увеличение видового разнообразия;
  2. смена доминирующих видов;
  3. усложнение цепей питания;
  4. усиление взаимовыгодных связей;
  5. увеличение общей биомассы и продукции сообщества;
  6. увеличение расхода продукции в цепях питания.

Оценивание: по 1 баллу за каждый правильно указанный пункт.

Всего – 6 баллов.

Это прямо или косвенно действующие на организм факторы неживой природы - свет, температура, влажность, химический состав воздушной, водной и почвенной среды и др. (т. е. свойства среды, возникновение и воздействие которых прямо не зависит от деятельности живых организмов).

Свет

(cолнечная радиация) - экологический фактор, характеризующийся нитенсивностью и качеством лучистой энергии Солнца, которая используется фотосинтезирующими зелеными растениями для создания растительной биомассы. Солнечный свет, достигающий поверхности Земли, - основной источник энергии для поддержания теплового баланса планеты, водного обмена организмов, создания и превращения органического вещества автотрофным звеном биосферы, что в конечном итоге делает возможным формирование среды, способной удовлетворять жизненные потребности организмов.

Биологическое действие солнечного света обусловливается его спектральным составом [показать] ,

В спектральном составе солнечного света различают

  • инфракрасные лучи (длина волны более 0,75 мкм)
  • видимые лучи (0,40-0,75 мкм) и
  • ультрафиолетовые лучи (менее 0,40 мкм)

Разные участки солнечного спектра неравнозначны по биологическому действию.

Инфракрасные , или тепловые, лучи несут основное количество тепловой энергии. На их долю приходится около 49 % лучистой энергии, которая воспринимается живыми организмами. Тепловая радиация хорошо поглощается водой, количество которой в организмах довольно велико. Это приводит к нагреванию всего организма, что имеет особенное значение для холоднокровных животных (насекомых, рептилий и др.). У растений важнейшая функция инфракрасных лучей состоит в осуществлении транспирации, с помощью которой из листьев водяными парами отводится излишек тепла, а также в создании оптимальных условий для вхождения углекислого газа через устьица.

Видимый участок спектра составляют около 50 % лучистой энергии, поступающей на Землю. Данная энергия необходима растениям для фотосинтеза. Однако на это используется лишь 1 % ее, остальная же часть отражается или рассеивается в виде тепла. Этот участок спектра oбусловил появление у растительных и животных организмов многих важных приспособлений. У зеленых растений, кроме формирования светопоглотительного пигментного комплекса, с помощью которого осуществляется процесс фотосинтеза, возникла яркая окраска цветов, что способствует привлечению опылителей.

Для животных свет в основном играет информационную роль и участвует в регуляции многих физиолого-биохимческих процессов. Уже у простейших имеются светочувствительные органоиды (светочувствительный глазок у эвглены зеленой), а реакция на свет выражается в виде фототаксисов - перемещение в сторону наибольшей или наименьшей освещенности. Начиная с кишечнополостных, практически у всех животных развиваются различные по строению светочувствительные органы. Различают ночных и сумеречных животных (совы, летучие мыши и др.), а также животных, обитающих в постоянной темноте (медведка, аскарида, крот и др.).

Ультрафиолетовая часть характеризуется самой высокой энергией квантов и высокой фотохимической активностью. С помощью ультрафиолетовых лучей с длиной волны 0,29-0,40 мкм в организме животных осуществляется биосинтез витамина D, пигментов сетчатки глаза, кожи. Эти лучи лучше всего воспринимают органы зрения многих насекомых, у растений они оказывают формообразовательный эффект и способствуют синтезу некоторых биологически активных соединений (витаминов, пигментов). Лучи с длиной волны менее 0,29 мкм губительно действуют на живое.

Интенсивностью [показать] ,

У растений, жизнедеятельность которых всецело зависит от света, возникают различные морфоструктурные и функциональные адаптации к световому режиму местообитаний. По требовательности к условиям освещения растения распределены на следующие экологические группы:

  1. Светолюбивые (гелиофиты) растения открытых местообитаний, успешно произрастающие только в условиях полного солнечного освещения. Для них характерна высокая интенсивность фотосинтеза. Это ранневесенние растения степей и полупустынь (гусиный лук, тюльпаны), растения безлесных склонов (шалфей, мята, чабрец), хлебные злаки, подорожник, кувшинка, акация и др.
  2. Теневыносливые растения характеризуются широкой экологической амплитудой к световому фактору. Лучше всего растут в условиях высокой освещенности, однако способны адаптироваться к условиям разного уровня затенения. Это древесные (береза, дуб, сосна) и травянистые (земляника лесная, фиалка, зверобой и др.) растения.
  3. Тенелюбивые растения (сциофиты) не выносят сильного освещения, произрастают только в затененных местах (под пологом леса), а на открытых никогда не растут. На вырубках при сильном освещении у них происходит замедление роста, а иногда - гибель. К таким растениям относятся лесные травы - папоротники, мхи, кислица и др. Адаптация к затенению обычно сочетается с потребностью хорошего водоснабжения.

Суточной и сезонной периодичностью [показать] .

Суточная периодичность определяет процессы роста и развития растений и животных, которые зависят от длины светового дня.

Фактор, который регулирует и управляет ритмикой суточной жизнедеятельности организмов, называется фотопериодизмом. Он является важнейшим сигнальным фактором позволяющим растениям и животным "измерять время" - соотношение между продолжительностью периода освещенности и темноты в течение суток, определять количественые параметры освещенности. Иными словами, фотопериодизм - это реакция организмов на смену дня и ночи, которая проявляется в колебании интенсивности физиологических процессов - роста и развития. Именно продолжительность дня и ночи очень точно и закономерно изменяется в течение года независимо от случайных факторов, неизменно повторяясь из года в год, поэтому организмы в процессе эволюции согласовали все этапы своего развития с ритмом этих временных интервалов.

В умеренном поясе свойство фотопериодизма служит функциональным климатическим фактором, определяющим жизненный цикл большинства видов. У растений фотопериодический эффект проявляется в согласовании периода цветения и созревания плодов с периодом наиболее активного фотосинтеза, у животных - в совпадении времени размножения с периодом обилия пищи, у насекомых - в наступлении диапаузы и выходе из нее.

К биологическим явлениям, вызываемым фотопериодизмом, относятся также сезонные миграции (перелеты) птиц, проявление их гнездовых инстинктов и размножения, смена меховых покровов у млекопитающих и т. п.

По необходимой длительности светового периода растения разделяют на

  • длиннодневные, которым для нормального роста и развития необходимо больше 12 ч светового времени (лен, лук, морковь, овес, белена, дурман, молодило, картофель, белладонна и др.);
  • растения короткого дня - им нужно для зацветания не менее 12 ч беспрерывного темнового периода (георгины, капуста, хризантемы, амарант, табак, кукуруза, томаты и др.);
  • нейтральные растения, у которых развитие генеративных органов происходит как при длинном, так и при коротком дне (бархатцы, виноград, флоксы, сирень, гречиха, горох, спорыш и др.)

Растения длинного дня происходят преимущественно из северных широт, короткого - из южных. В тропическом поясе, где продолжительность дня и ночи мало изменяются на протяжении года, фотопериод не может служить ориентирующим фактором периодичности биологических процессов. Его заменяет чередование сухого и влажного сезонов. Длиннодневные виды успевают дать урожай даже в условиях короткого северного лета. Образование большой массы органических веществ происходит летом в течение довольно длинного светового дня, который на широте Москвы может достигать 17 ч, а на широте Архангельска - более 20 ч в сутки.

Продолжительность дня существенно сказывается и на поведении животных. С наступлением весенних дней, длительность которых прогрессивно увеличивается, у птиц появляются гнездовые инстинкты, они возвращаются из теплых краев (хотя температура воздуха еще может быть и неблагоприятной), приступают к кладке яиц; теплокровные животные линяют.

Сокращение длительности дня осенью вызывает противоположные сезонные явления: отлет птиц, некоторые животные впадают в спячку, у других отрастает плотный шерстный покров, образуются зимующие стадии у насекомых (несмотря на еще благоприятную температуру и обилие корма). В этом случае уменьшение длительности дня сигнализирует живым организмам о близком наступлении зимнего периода, и они могут заранее подготовиться к нему.

У животных, особенно у членистоногих, рост и развитие также зависят от длины светового дня. Например, капустная белянка, березовая пяденица нормально развиваются лишь при длинном световом дне, тогда как тутовый шелкопряд, различные виды саранчи, совок - при коротком. Фотопериодизм влияет и на время наступления и прекращения брачного периода у птиц, млекопитающих и других животных; на размножение, эмбриональное развитие земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих;

Сезонные и суточные изменения освещенности являются самыми точными часами, ход которых четко закономерен и практически не изменился в течение последнего периода эволюции.

Благодаря этому появилась возможность искусственного регулирования развития животных и растений. Например, создание растениям в теплицах, оранжереях или парниках светового дня длительностью 12-15 ч позволяет даже зимой выращивать овощные культуры, декоративные растения, ускорять рост и развитие рассады. Наоборот, затенение растений летом ускоряет появление цветков или семян позднецветущих осенних растений.

Продолжением дня за счет искусственного освещения зимой можно увеличить период яйценосности кур, гусей, уток, регулировать размножение пушных зверей на зверофермах. Огромную роль играет световой фактор и в других жизненных процессах животных. Прежде всего он является необходимым условием видения, их зрительной ориентации в пространстве в результате восприятия органами зрения прямых, рассеянных или отраженных от окружающих предметов световых лучей. Велика информативность для большинства животных поляризованного света, способности различать цвета, ориентироваться по астрономическим источникам света в осенних и весенних миграциях птиц, в навигационных способностях других животных.

На основе фотопериодизма у растений и животных в процессе эволюции выработались специфические годичные циклы периодов роста, размножения, подготовки к зиме, которые получили название годичных или сезонных ритмов. Эти ритмы проявляются в изменении интенсивности характера биологических процессов и повторяются с годичной периодичностью. Совпадение периодов жизненного цикла с соответствующим временем года имеет огромное значение для существования вида. Сезонные ритмы обеспечивают растениям и животным наиболее благоприятные условия для роста и развития.

Более того, физиологические процессы растений и животных находятся в строгой зависимости от суточной ритмичности, что выражается определенными биологическими ритмами. Следовательно, биологические ритмы - это периодически повторяющиеся изменения интенсивности и характера биологических процессов и явлений. У растений биологические ритмы проявляются в суточном движении листьев, лепестков, изменении фотосинтеза, у животных - в колебании температуры, изменении секреции гормонов, скорости деления клеток и т. д. У человека также наблюдаются суточные колебания частоты дыхания, пульса, артериального давления, бодрствования и сна и др. Биологические ритмы являются наследственно закрепленными реакциями, поэтому познание их механизмов имеет важное значение при организации труда и отдыха человека.

Температура

Один из важнейших абиотических факторов, от которого в значительной степени зависит существование, развитие и распространение организмов на Земле [показать] .

Верхним температурным пределом жизни на Земле, вероятно, является 50-60°С. При таких температурах происходит потеря активности ферментов и свертывание белка. Однако общий температурный диапазон активной жизни на планете значительно шире и ограничивается следующими пределами (табл. 1)

Таблица 1. Температурный диапазон активной жизни на планете, °С

Среди организмов, способных существовать при очень высоких температурах, известны термофильные водоросли, которые могут жить в горячих источниках при 70-80°С. Успешно переносят очень высокие температуры (65-80°С) накипные лишайники, семена и вегетативные органы пустынных растений (саксаул, верблюжья колючка, тюльпаны), находящиеся в верхнем слое раскаленной почвы.

Существует немало видов животных и растений, выдерживающих большие значения минусовых температур. Деревья и кустарники в Якутии не вымерзают при минус 68°С. В Антарктиде при минус 70°С живут пингвины, а в Арктике - белые медведи, песцы, полярные совы. Полярные воды с температурой от 0 до -2°С населены разнообразными представителями растительного и животного мира - микроводорослями, беспозвоночными, рыбами, жизненный цикл которых постоянно происходит в таких температурных условиях.

Значение температуры состоит прежде всего в непосредственном ее влиянии на скорость и характер протекания реакций обмена веществ в организмах. Поскольку суточные и сезонные колебания температур возрастают по мере удаления от экватора, растения и животные, приспосабливаясь к ним, проявляют различную потребность в тепле.

Способы приспособления

  • Миграция - переселение в более благоприятные условия. Регулярно в течение года мигрируют киты, многие виды птиц, рыб, насекомых и других животных.
  • Оцепенение - состояние полной неподвижности, резкое снижение жизнедеятельности, прекращение питания. Наблюдается у насекомых, рыб, земноводных, млекопитающих при понижении температуры среды осенью, зимой (зимняя спячка) или при повышении ее летом в пустынях (летняя спячка).
  • Анабиоз - состояние резкого угнетения жизненных процессов, когда видимые проявления жизни временно прекращаются. Это явление обратимое. Отмечается у микробов, растений, низших животных. Семена некоторых растений в анабиозе могут находиться до 50 лет. Микробы в состоянии анабиоза образуют споры, простейшие - цисты.

Многие растения и животные при соответствующей подготовке успешно переносят в состоянии глубокого покоя или анабиоза предельно низкие температуры. В лабораторных экспериментах семена, пыльца, споры растений, нематоды, коловратки, цисты простейших и других организмов, сперматозоиды после обезвоживания или помещения в растворы специальных защитных веществ - криопротекторов - переносят температуры, близкие к абсолютному нулю.

В настоящее время достигнуты успехи по практическому использованию веществ с криопротекторными свойствами (глицерин, полиэтиленоксид, диметилсульфоксид, сахароза, маннит и др.) в биологии, сельском хозяйстве, медицине. В растворах криопротекторов осуществляется длительное хранение консервированной крови, спермы для искусственного осеменения сельскохозяйственных животных, некоторых органов и тканей для трансплантации; защита растений от зимних морозов, ранневесенних заморозков и т. п. Оказанные проблемы относятся к компетенции криобиологии и криомедицины и решаются многими научными учреждениями.

  • Терморегуляция. У растений и животных в процессе эволюции выработались различные механизмы терморегуляции:
  1. у растений
    • физиологический - накопление в клетках сахара, за счет которого повышается концентрация клеточного сока и снижается обводненность клеток, что способствует морозоустойчивости растений. Например, у карликовой березы, можжевельника верхние ветви при чрезмерно низкой температуре омертвевают, а стелющиеся перезимовывают под снегом и не погибают.
    • физический
      1. устьичная транспирация - отведения избытка тепла и предотвращение ожогов путем выведения воды (испарения) из тела растения
      2. морфологический - направленный на предотвращение перегрева: густая опушенность листьев для рассеивания солнечных лучей, глянцевитая поверхность для их отражения, уменьшение поглощающей лучи поверхности - свертывание листовой пластинки в трубочку (ковыль, овсяница), расположение листа ребром к солнечным лучам (эвкалипт), редуцирование листвы (саксаул, кактус); направленный на предотвращение замерзания: особые формы роста - карликовость, образование стелющихся форм (зимовка под снегом), темная окраска (помогает лучше поглощать тепловые лучи и нагреваться под снегом)
  2. у животных
    • холоднокровных (пойкилотермных, эктотермных) [беспозвоночные, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся] - регуляция температуры тела осуществляется пассивно за счет усиления мышечной работы, особенностей структуры и цвета покровов, отыскивания мест, где возможно интенсивное поглощение солнечных лучей, и т.д., т.к. они не могут поддерживать температурный режим обменных процессов и их активность зависит главным образом, от тепла, поступающего извне, а температура тела - от значений температуры окружающей среды и энергетического баланса (соотношения поглощения и отдачи лучистой энергии).
    • теплокровных (гомойотермных, эндотермных) [птицы и млекопитающие] - способны поддерживать постоянную температуру тела независимо от температуры среды. Это свойство дает возмоность многим видами животных жить и размножаться при температуре ниже нуля (северный олень, белый медведь, ластоногие, пингвины). В процессе эволюции у них выработались два механизма терморегуляции, с помощью которых они поддерживают постоянную температуру тела: химический и физический [показать] .
      • Химический механизм терморегуляции обеспечивается скоростью и интенсивностью окислительно-восстановительных реакций и контролируется рефлекторно центральной нервной системой. Важную роль в повышении эффективности химического механизма терморегуляции сыграли такие ароморфозы, как появление четырехкамерного сердца, совершенствование органов дыхания у птиц и млекопитающих.
      • Физический механизм терморегуляции обеспечивается появлением теплоизолирующих покровов (перья, мех, подкожно-жировая клетчатка), потовых желез, органов дыхания, а также развитием нервных механизмов регуляции кровообращения.

      Частным случаем гомойотермии является гетеротермия - разный уровень температуры тела в зависимости от функциональной активности организма. Гетеротермия свойственна животным, впадающим в неблагоприятный период года в спячку или временное оцепенение. При этом высокая температура их тела заметно снижается за счет замедленного обмена веществ (суслики, ежи, летучие мыши, птенцы стрижей и др.).

Пределы выносливости больших значений температурного фактора различны как у пойкилотермных, так и у гомойотермных организмов.

Эвритермные виды способны переносить колебания температуры в широких пределах.

Стенотермные организмы живут в условиях узких пределов температуры, подразделяясь на теплолюбивые стенотермные виды (орхидеи, чайный куст, кофе, кораллы, медузы и др.) и на холодолюбивые (кедровый стланик, предледниковая и тундровая растительность, рыбы полярных бассейнов, животные абиссали - области наибольших океанических глубин и т. п.).

Для каждого организма или группы особей существует, оптимальная зона температуры, в пределах которой деятельность выражена особенно хорошо. Выше этой зоны находится зона временного теплового оцепенения, еще выше - зона продолжительной бездеятельности или летней спячки, граничащая с зоной высокой летальной температуры. При понижении последней ниже оптимума находится зона холодового оцепенения, зимней спячки и летальной низкой температуры.

Распределение особей в популяции в зависимости от изменения температурного фактора по территории подчиняется в целом такой же закономерности. Зоне оптимальных температур соответствует наибольшая плотность популяции, а по обе стороны от нее наблюдается снижение плотности вплоть до границы ареала, где она наименьшая.

Температурный фактор на большой территории Земли подвержен резко выраженным суточным и сезонным колебаниям, что в свою очередь обусловливает соответствующий ритм биологических явлений в природе. В зависимости от обеспеченности тепловой энергией симметричных участков обоих полушарий земного шара, начиная от экватора, различают следующие климатические зоны:

  1. Тропическая зона . Минимальная среднегодовая температура превышает 16° C, в самые прохладные дни не опускается ниже 0° C. Колебания температуры во времени незначительны, амплитуда не превышает 5° C. Вегетация круглогодичная.
  2. Субтропическая зона . Средняя температура самого холодного месяца не ниже 4° C, а самого теплого - выше 20° C. Минусовые температуры редки. Устойчивый снежный покров зимой отсутствует. Вегетационный период продолжается 9-11 мес.
  3. Умеренная зона . Хорошо выражены летний вегетационный сезон и зимний период покоя растений. В основной части зоны устойчивый снежный покров. Весной и осенью типичны заморозки. Иногда эта зона подразделяется на две: умеренно теплую и умеренно холодную, для которых характерно четыре времени года.
  4. Холодная зона . Среднегодовая темлература ниже О° C, заморозки возможны даже в течение короткого (2-3 мес) вегетационного периода. Очень велико годовое колебание температуры.

Закономерность вертикального размещения растительности, почв, животного мира в горных районах обусловлена главным образом также температурным фактором. В горах Кавказа, Индии, Африки можно выделить четыре-пять растительных поясов, последовательность которых снизу вверх отвечает последовательности широтных зон от экватора к полюсу на одной и той же высоте.

Влажность

Экологический фактор, характеризующийся содержанием воды в воздухе, почве, живых организмах. В природе существует суточный ритм влажности: она повышается ночью и понижается днем. Вместе с температурой и светом влажность играет важную роль в регуляции активности живых организмов. Источником воды для растений и животных служат главным образом атмосферные осадки и подземные воды, а также роса и туман.

Влага - необходимое условие существования всех живых организмов на Земле. В водной среде зародилась жизнь. Обитатели суши и поныне зависимы от воды. Для многих видов животных и растений вода продолжает оставаться средой обитания. Значение воды в процессах жизнедеятельности определяется тем, что она является основной средой в клетке, где осуществляются процессы метаболизма, выступает важнейшим исходным, промежуточным и конечным продуктом биохимических превращений. Значимость воды определяется и ее количественным содержанием. Живые организмы состоят не менее чем на 3/4 из воды.

По отношению к воде высшие растения делятся на

  • гидрофиты - водные растения (кувшинка, стрелолист, ряска);
  • гигрофиты - обитатели избыточно увлажненных мест (аир, вахта);
  • мезофиты - растения нормальных условий влажности (ландыш, валериана, люпин);
  • ксерофиты - растения, живущие в условиях постоянного или сезонного дефицита влаги (саксаул, верблюжья колючка, эфедра) и их разновидности суккуленты (кактусы, молочаи).

Приспособления к обитанию в обезвоженной среде и среде с периодическим недостатком влаги

Важной особенностью основных климатических факторов (света, температуры, влажности) является их закономерная изменчивость в течение годичного цикла и даже суток, а также в зависимости от географической зональности. В связи с этим приспособления живых организмов также имеют закономерный и сезонный характер. Приспособление организмов к условиям среды может быть быстрым и обратимым или довольно медленным, что зависит от глубины воздействия фактора.

В результате жизнедеятельности организмы способны изменять абиотические условия жизни. Например, растения низшего яруса оказываются в условиях меньшей освещенности; процессы распада органических веществ, которые происходят в водоемах, часто вызывают дефицит кислорода для других организмов. За счет деятельности водных организмов изменяется температурный и водный режимы, количество кислорода, углекислого газа, рН среды, спектральный состав света и др.

Воздушная среда и ее газовый состав

Освоение воздушной среды организмами началось после выхода их на сушу. Жизнь в воздушной среде потребовала специфических приспособлений и высокого уровня организации растений и животных. Низкая плотность и оводненность, высокое содержание кислорода, легкость перемещения воздушных масс, резкие перепады температуры и т. п. заметно сказались на процессе дыхания, водообмене и передвижении живых существ.

Подавляющее большинство наземных животных в ходе эволюции приобрели способность к полету (75 % всех видов наземных животных). Для многих видов характерна ансмохория - расселение с помощью воздушных потоков (споры, семена, плоды, цисты простейших, насекомые, пауки и т. п.). Некоторые растения стали ветроопыляемыми.

Для успешного существования организмов важны не только физические, но и химические свойства воздуха, содержание в нем нужных для жизни газовых компонентов.

Кислород. Для абсолютного большинства живых организмов кислород жизненно необходим. В бескислородной среде могут развиваться только анаэробные бактерии. Кислород обеспечивает осуществление экзотермических реакций, в ходе которых освобождается необходимая для жизнедеятельности организмов энергия. Он является конечным акцептором электрона, который отщепляется от атома водорода в процессе энергетического обмена.

В химически связанном состоянии кислород входит в состав многих очень важных органических и минеральных соединений живых организмов. Огромна его роль как окислителя в круговороте отдельных элементов биосферы.

Единственными продуцентами свободного кислорода на Земле являются зеленые растения, которые образуют его в процессе фотосинтеза. Определенное количество кислорода образуется в результате фотолиза паров воды ультрафиолетовыми лучами за пределами озонового слоя. Поглощение организмами кислорода из внешней среды происходит всей поверхностью тела (простейшие, черви) или специальными органами дыхания: трахеями (насекомые), жабрами (рыбы), легкими (позвоночные).

Кислород химически связывается и переносится по всему организму специальными пигментами крови: гемоглобином (позвоночные), гемоциапином (моллюски, ракообразные). У организмов, пребывающих в условиях постоянного недостатка кислорода, выработались соответствующие приспособления: повышенная кислородная емкость крови, более частые и глубокие дыхательные движения, большой объем легких (у жителей высокогорья, птиц) или уменьшение использования кислорода тканями благодаря повышению количества миоглобина - аккумулятора кислорода в тканях (у обитателей водной среды).

Вследствие высокой растворимости СО 2 и О 2 в воде относительное их содержание здесь выше (в 2-3 раза), чем в воздушной среде (рис. 1). Это обстоятельство очень важно для гидробионюв, использующих либо растворенный кислород для дыхания, либо СО 2 для фотосинтеза (водные фототрофы).

Углекислый газ. Нормальное количество этого газа в воздухе невелико - 0,03 % (по объему) или 0,57 мг/л. Вследствие этого даже небольшие колебания в содержании СО 2 существенно отражаются па непосредственно зависящем от него процессе фотосинтеза. Главные источники поступления СО 2 в атмосферу - дыхание животных и растений, процессы горения, извержения вулканов, деятельность почвенных микроорганизмов и грибов, промышленные предприятия и транспорт.

Обладая свойством поглощения в инфракрасной области спектра, углекислый газ влияет на оптические параметры и температурный режим атмосферы, обусловливая известный "парниковый эффект".

Важным экологическим аспектом является повышение растворимости кислорода и углекислого газа в воде по мере уменьшения ее температуры. Именно поэтому фауна водных бассейнов полярных и приполярных широт очень обильна и разнообразна, главным образом за счет повышенной концентрации в холодной воде кислорода. Растворение кислорода в воде, как и любого другого газа, подчиняется закону Генри: оно обратно пропорционально температуре и прекращается при достижении точки кипения. В теплых водах тропических бассейнов пониженная концентрация растворенного кислорода ограничивает дыхание, а следовательно, и жизнедеятельность и численность водных животных.

В последнее время наблюдается заметное ухудшение кислородного режима многих водоемов, вызванное увеличением количества органических загрязнителей, деструкция которых требует большого количества кислорода.

Зональность распространения живых организмов

Географическая (широтная) зональность

В широтном направлении с севера на юг на территории РФ последовательно располагаются такие природные зоны: тундра, тайга, лиственный лес, степь, пустыня. Среди элементов климата, которые определяют зональность размещения и распространения организмов, ведущую роль играют абиотические факторы - температура, влажность, световой режим.

Наиболее заметно зональные изменения проявляются в характере растительности - ведущем компоненте биоценоза. Это в свою очередь сопровождается изменениями состава животных - потребителей и деструкторов органических остатков звеньев цепей питания.

Тундра - холодная, безлесная равнина северного полушария. Климатические условия ее мало пригодны для вегетации растений и разложения органических остатков (вечная мерзлота, относительно низкая температура даже летом, короткий период плюсовых температур). Тут сформировались своеобразные малочисленные по видовому составу (мхи, лишайники) биоценозы. Продуктивность биоценоза тундры в связи с этим малая: 5-15 ц/га органического вещества в год.

Зона тайги характеризуется относительно благоприятными почвенно-климатическими условиями, особенно для хвойных пород. Тут сформировались богатые и высокопродуктивные биоценозы. Ежегодное образование органического вещества составляет 15-50 ц/га.

Условия умеренной зоны привели к формированию сложных биоценозов лиственных лесов с самой высокой на территории РФ их биологической продуктивностью (до 60 ц/га в год). Разновидностями лиственных лесов являются дубравы, буково-кленовые, смешанные леса и др. Такие леса характеризуются хорошо развитым кустарниковым и травянистым подлесками, что способствует размещению разнообразной по видам и количеству фауны.

Степи - природная зона умеренного пояса полушарий Земли, которая характеризуется недостаточным водообеспечением, поэтому тут преобладает травянистая, преимущественно злаковая растительность (ковыль, типчак и др.). Животный мир разнообразен и богат (лисица, заяц, хомяк, мыши, много птиц, особенно перелетных). В степной зоне размещены важнейшие районы производства зерна, технических, овощных культур и животноводства. Биологическая продуктивность этой природной зоны относительно велика (до 50 ц/га в год).

Пустыни преобладают в Средней Азии. Вследствие незначительного количества осадков и высокой температуры летом растительность занимает менее половины территории этой зоны и имеет специфические приспособления к засушливым условиям. Животный мир разнообразен, его биологические особенности рассматривались раньше. Ежегодное образование органической массы в зоне пустынь не превышает 5 ц/га (рис. 107).

Соленость среды

Соленость водной среды характеризуется содержанием в ней растворимых солей. В пресной воде содержится 0,5-1,0 г/л, а в морской - 10-50 г/л солей.

Соленость водной среды имеет важное значение для ее обитателей. Существуют животные, приспособленные к обитанию только в пресной воде (карпообразные) или только в морской (сельдеобразные). У некоторых же рыб отдельные стадии индивидуального развития проходят при различной солености воды, например угорь обыкновенный обитает в пресных водоемах, а на нерест мигрирует в Саргассово море. Таким водным обитателям необходима соответствующая регуляция солевого баланса в организме.

Механизмы регуляции ионного состава организмов .

Сухопутные животные вынуждены регулировать солевой состав своих жидких тканей для поддержания внутренней среды в постоянном или почти постоянном химически неизмененном ионном состоянии. Основной способ поддерживать солевой баланс у гидробионтов и сухопутных растений - избегать местообитаний с неподходящей соленостью.

Особенно напряженно и безошибочно должны работать такие механизмы у мигрирующих рыб (лосося, кеты, горбуши, угря, осетра), которые периодически переходят из морской воды в пресную или наоборот.

Проще всего происходит осмотическая регуляция в пресной воде. Известно, что в последней концентрация ионов значительно меньше, чем в жидких тканях. Согласно законам осмоса внешняя среда по концентрационному градиенту через полупроницаемые мембраны поступает внутрь клеток, происходит как бы "разведение" внутреннего содержимого. Если бы такой процесс не контролировался, организм мог бы разбухнуть и погибнуть. Однако пресноводные организмы имеют органы, которые выводят наружу лишнюю воду. Сохранению необходимых для жизнедеятельности ионов способствует то, что моча у таких организмов довольно разбавленная (рис. 2, а). Отделение такого разведенного раствора от внутренних жидкостей, вероятно, требует активной химической работы специализированных клеток или органов (почек) и потребления ими значительной доли общей энергии основного обмена.

Наоборот, морские животные и рыбы пьют и усваивают только морскую воду, пополняя тем самым постоянный выход ее из организма во внешнюю среду, которая характеризуется высоким осмотическим потенциалом. При этом одновалентные ионы соленой воды активно выводятся наружу жабрами, а двухвалентные - почками (рис. 2, б). На откачку избыточной воды клетки затрачивают довольно много энергии, поэтому при возрастании солености и уменьшении воды в теле организмы обычно переходят к неактивному состоянию - солевому анабиозу. Это свойственно видам, обитающим в периодически пересыхающих лужах морской воды, лиманах, на литорали (коловратки, бо-коплавы, жгутиковые и др.)

Соленость верхнего слоя земной коры определяется содержанием в ней ионов калия и натрия, и также, как и соленость водной среды, имеет важное значение для ее обитателей и, в первую очередь, растений, которые имеют к ней соответствующую приспособленность. Этот фактор для растений не случаен, он сопровождает их в течение эволюционного процесса. К почвам с высоким содержанием калия и натрия приурочена так называемая солончаковая растительность (солянка, солодка и др.).

Верхний слой земной коры - это почва. Кроме солености почвы различают другие ее показатели: кислотность, гидротермический режим, аэрация почвы и т.п. В совокупности с рельефом эти свойства земной поверхности, получившие название эдафические факторы среды, оказывают экологическое воздействие на ее обитателей.

Эдафические факторы среды

Свойства земной поверхности, оказывающие экологическое воздействие на ее обитателей.


заимствовано

Почвенный профиль

Тип почвы определяется ее составом и цветом.

A - Тундровая почва имеет темную торфянистую поверхность.

B - Пустынная почва светлая, крупнозерниста и бедна органическим веществом

Каштановая почва (С) и чернозем (D) - богатые перегноем луговые почвы, типичные для степей Евразии и прерий Северной Америки.

Красноватый выщелоченный латосол (Е)тропической саванны имеет очень тонкий, но богатый перегноем слой.

Подзолистые почвы типичны для северных широт, где выпадает большое количество осад ков, а испарение очень мало. Они включают богатый органическими веществами коричневый лесной подзол (F), серо-коричневый подзол (Н) и серо-каменистый подзол (I), на котором произрастают как хвойные, так и лиственные деревья. Все они относительно кислые, и в отличие от них красно-желтый подзол (G) сосновых лесов достаточно сильно выщелочен.

В зависимости от эдафических факторов можно выделить ряд экологических групп растений.

По реакции на кислотность почвенного раствора различают:

  • ацидофильные виды, растущие при рН ниже 6,5 (растения торфяных болот, хвощ, сосна, пихта, папоротник);
  • нейтрофильные, предпочитающие почву с нейтральной реакцией (рН 7) (большинство культурных растений);
  • базифильные - растения, которые лучше всего растут на субстрате, имеющем щелочную реакцию (рН более 7) (ель, граб, туя)
  • и индифферентные - могут произрастать на почвах с разным значением рН.

По отношению к химическому составу почвы растения делятся на

  • олиготрофные, малотребовательные к количеству питательных веществ;
  • мезотрофные, требующие умеренного количества минеральных веществ в почве (травянистые многолетники, ель),
  • мезотрофные, нуждающиеся в большом количестве доступных зольных элементов (дуб, плодовые).

По отношению к отдельным элементам питания

  • виды, особенно требовательные к высокому содержанию азота в почве, называются - нитрофилами (крапива, растения скотных дворов);
  • требующие много кальция - кальцефилами (бук, лиственница, порезник, хлопчатник, маслина);
  • растения засоленных почв называются галофитами (солянка, сарсазан), излишек солей некоторые из галофитов способны выделять наружу, где эти соли после высыхания образуют твердые пленки или кристаллические скопления

По отношению к механическому составу

  • растений сыпучих песков - псаммофиты (саксаул, акация песчаная)
  • растений каменистых осыпей, трещин и углублений скал и других подобных местообитаний - литофиты [петрофиты] (можжевельник, дуб скальный)

Рельеф местности и характер грунта существенно влияют на специфику передвижения животных, на распределение видов, жизнедеятельность которых временно или постоянно связана с почвой. От гидротермического режима почв, их аэрации, механического и химического составов зависят характер корневой системы (глубинная, поверхностная), образ жизни почвенной фауны. Химический состав почвы и разнообразие обитателей влияют на ее плодородие. Наиболее плодородными являются черноземные почвы, богатые перегноем.

Как абиотический фактор рельеф оказывает влияние на распределение климатических факторов и, таким образом, на формирование соответствующих флоры и фауны. Например, на южных склонах холмов или гор всегда более высокая температура, лучшая освещенность и соответственно меньшая влажность.

  • Почему преподаватели рекомендуют использовать решебники? Что такое ГДЗ – онлайн шпаргалка или незаменимый в обучении инструмент? На эти и другие вопросы школьники и их родители легко ответят сами, получив в свое распоряжение практичное издание.
  • Рабочие тетради предлагаются в качестве эффективного подспорья в учебе. Дидактические комплексы-практикумы – ежедневный арсенал педагога, умелый наставник для школьника и справочник для подзабывших школьную программу родителей. Наличие готовых ответов – не что иное, как «путеводная нить» для каждой из категорий.
  • Для подготовки домашних работ в 9 классе рекомендуется использовать пособие, которое составили В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов. Авторы приложили все усилия, чтобы каждый нашел в издании нужное и полезное:
    - педагоги – поурочный учебный комплекс;
    - школьник – инструмент для шлифовки знаний;
    - родители – возможность проверить домашние задания.
  • Уроки биологии в 9 классе охватывают объемный учебный материал: от молекулярной теории до эволюционных гипотез. Школьники не только продолжают познавать мир, но и знакомятся с азами исследовательской деятельности.
  • ГДЗ – это возможность закрепить усвоенную на уроках информацию, применить её на практике и проверить полученные результаты. Правильный подход к использованию решебника принесет толк, неправильный – усугубит проблемы. Выбор за вами!
  • Биология - девятиклассникам: эффективные рабочие тетради и решебники

  • Занимаясь по рабочей тетради по биологии для 9 класса, составленной Пасечником В. В. и Швецовым Г. Г. и выпущенной издательством Дрофа, учащиеся получат полное и глубокое, проработанное на практике представление о таких разделах и темах курса, как:
    - роль и место биологии в системе современных наук, методы проводимых биологических исследований;
    - основополагающие понятия и принципы науки о клетке - цитологии, клеточные теории и химический состав основного элемента всех живых организмов на планете, протекающие в клетках процессы - обмен веществ, биосинтез белка и другие;
    - понятие организмов, их индивидуальное развитие и размножение, способы и особенности процессов;
    - генетика, её закономерности и формы, теории и их практическая проверка.
  • Используя специальный решебник к пособию, девятиклассники смогут самостоятельно, в своем темпе и исходя из своих задач и целей, составить эффективный план работы и достичь желаемого. В основе такого планирования работы с ГДЗ должны лежать:
    - оценка базового уровня знаний школьника;
    - результат, который он стремится достигнуть такой работой - участие и победа в олимпиадах по предмету, улучшение текущего и итогового балла по биологии, подготовка к сдаче ОГЭ по этой дисциплине;
    - самоконтроль и самопроверка достижений, выявление и своевременное исправление возникающих недостатков, устранение проблем, корректировка планов.
  • Работать с помощью сборников готовых домашних заданий девятиклассники могут самостоятельно или привлекая в помощь специалистов - репетиторов и руководителей подготовительных курсов и кружков по биологии. Еще одно важное преимущество такой методики - постоянное наблюдение принципа грамотной записи результатов. Часто верно полученный, но неправильно отображенный ответ ведет к снижению балла, а на конкурсах, олимпиадах и аналогичных мероприятиях - к потере призового места, проигрышу. Работа же с готовыми домашними заданиями в регулярном режиме позволит избавиться от подобного риска, главное - быть внимательным не только к решению, но и к написанию результатов.
  • Сборник рекомендован многими экспертами и специалистами, нередко используется выпускниками одиннадцатого класса, готовящимися сдавать ЕГЭ по биологии для повторения непростого и объемного материала курса девятого класса.

ГДЗ без VIP — это авторские решебники для народа. Больше не нужно вводить номер для платной смс подписки и тратить по тысяче рублей ежемесячно за то, что можно получить абсолютно бесплатно. Для входа на наш сайт и доступа к готовым домашним заданиям не нужны деньги, экономьте с нами. Не потратил — значит заработал! О том, что решебники для 1-11 класса полезны, можно говорить бесконечно. Однако, даже те, кто изначально был против таких пособий, приходят к выводам, что их использование для школьников несет много пользы. Как показывают исследования, из 100% информации, которую дети получают на уроках, запоминается всего лишь 30%. Естественно, чтобы восполнить знания, разобраться с новым материалом и выполнить домашние задания правильно, ребенку необходима дополнительная литература. К этой категории и относятся пособия с готовыми домашними заданиями, разработанные квалифицированными учителями и методистами!

ГДЗ для младшей школы бесплатно без регистрации

Решебники для 1-4 класса по математике, русскому языку, обществознанию и другим предметам станут настоящим подспорьем для родителей. Благодаря таким пособиям с верными ответами на задания им будет легче пояснить своему ребенку, материал, который он не понял на уроке, и даже помочь справиться со сложным упражнением.

На нашем сайте представлен большой перечень сборников, в которых содержатся правильные ответы на все задания. Это полностью решенные примеры и задачи по математике, вставленные пропущенные буквы и знаки препинания по русскому языку, а также переводы слов и текстов по иностранным языкам. Практически все ГДЗ для 1-4 классов иллюстрированы яркими рисунками, а готовые задания в них сопровождаются разборчивыми схемами, таблицами и даже краткими пояснениями.

Помимо стандартных сборников с готовыми домашними заданиями из учебников, у нас вы найдете ответы к упражнениям из рабочих тетрадей, а также к контрольным и самостоятельным работам.

Решебники для средней и старшей школы без подписки

С каждым годом изучение того или иного предмета, начиная с пятого класса, становится тяжелее даже для отличников. Бесконечные домашние задания, не всегда понятные темы и огромное количество правил является главной причиной того, что дети просто не успевают за школьной программой. Сборники ГДЗ за 5-11 класс помогут справиться с самыми трудными заданиями, подтянуть свои знания, а значит, повысить успеваемость.

Современные пособия содержат огромное количество полностью разобранных типичных заданий по разным предметам. В изданиях по точным наукам собраны ответы на примеры и уравнения, формулы, алгоритмы и действия решения задач, заполненные таблицы с исходными данными, графики и построенные фигуры.

Решебники за 5-11 класс по географии и биологии включают заполненные схемы и контурные карты со всеми нанесенными объектами и прочими пометками на них. В сборниках по русскому и иностранным языкам, а также литературе помимо ответов на упражнения, содержатся переводы текстов, краткие эссе, диалоги, работа с предложениями и т.д.

Со сборниками ГДЗ для 5-11 класса вы сможете не только быстро списать верный ответ на задания, но и сравнить свои решения, а значит, самостоятельно проверить собственные знания. Вперед, за знаниями и хорошими оценками!

У каждого из нас живет светлое и нежное чувство любви к тому милому уголку Земли, где он родился, вырос, сделал первые шаги начал познавать азбуку жизни. Любовь к родине, земле, на которой человек родился и вырос, стремление сберечь, украсить и защитить её - нет ничего сильнее и благороднее, прекраснее этих чувств. Они всегда конкретны, в том смысле, что имеют свои истоки. Материальны и зримы, ибо истоки гордости за свою Отчизну уходят в седую глубину веков.

Наш учительский долг - постоянно воспитывать в молодежи стремление более полно узнавать историю родного края, села, своей школы, родословную своей семьи. Учить умению видеть в настоящем, сегодняшнем дне то, что может представлять интерес для будущего, постараться сохранить его. Все это отражено в общей проблеме, над которой работает наш небольшой педагогический коллектив - «Формирование всесторонне развитую личность на основе индивидуальной педагогической деятельности учащихся с учетом передачи многовековой народной культуры». Отсюда и вытекает моя проблема, над которой несколько лет работаю: «Элементы развивающего обучения на уроках биологии. Практическая направленность. Учёт и контроль знаний учащихся» - вот основные задачи, которые мне приходится постоянно решать.

Чтобы начать работу в тетради необходимо усвоить несколько основных требований.

1. Рабочая тетрадь должна быть общей (желательно в клетку).

2. В тетради должен соблюдаться «Единый орфографический режим для учащихся». Ученик подписывает тетрадь строго по образцу.

3. В тетради строго запрещается делать другие записи, не относящиеся к предмету.

4. Тетрадь должна стать для учащегося своеобразной творческой лабораторией. Это конечная цель, как для учителя, так и для учащегося.

5. Работа в тетради начинается с пятого класса поэтапно.

Первый этап.

  • Фронтальная работа (учитель — ученики).
  • Фронтальная работа с элементами самостоятельной работы учителя по заданию учителя.
  • Фронтальная работа с элементами творческой работы учащихся.

Второй этап.

  • Самостоятельное оформление краткой записи основных вопросов.
  • Индивидуальная работа сильных учащихся.

Третий этап.

  • Графическое изображение текста по отдельным вопросам темы.
  • Графическое изображение по общим биологическим понятиям.

Четвертый этап.

Графическое изображение лекционного материала. В тетради могут проводиться следующие работы:

  • работа по изучению одного или нескольких небольших вопросов в теме.
  • работа по нахождению различных материалов народного творчества, народной мудрости, народных советов... (загадки, пословицы, авторские стихи, бабушкины рецепты, полезные советы и т.д.).
  • основные советы относящиеся к теме урока (лунный, весеннее- осенний календарь, первая помощь, лечение лекарственными травами, вопросы дизайна и т.д.).
  • творческие работы учащихся с привлечением родственников (рисунки, поделки, составление кроссвордов, рефератов, шарад, головоломок, сочинений, стихов и т.д.).

Тетради проверяются один раз в четверть, и выставляется оценка - за ведение тетради в специальную графу классного журнала. Основным моментом при работе является свободное ориентирование в ней учащимся. Для этого предлагается система условных обозначений.

Условные обозначения в тетради.

  • Важный вопрос в изучаемой теме.
  • Обрати внимание.
  • Очень важный вывод, на который необходимо обратить внимание и запомнить.
  • Эту работу выполни дома, с привлечением старших.
  • При выполнении используй параграф (страницу) учебника биологии (или другую литературу).
  • Выполни задание, используя инструктивную карточку.
  • Контрольный срез по теме.
  • Творческая работа.
  • Кроссворд.
  • Итоговая оценка, имеющая статус «зачет» и выставляется в классный журнал.

Теперь о том, как тетрадь помогает при контроле и учете знаний, умений и навыков. Для этого в тетради ведется определенная систематическая работа. При начале изучения нового учебного материала (темы) делается рамочка - со всех сторон по одной клетке включая поля. Особым шрифтом и намного крупнее записывается тема блока. Например: «Стебель - составная часть побега», «Семя - зачаток будущего растения» и т.д. Можно это делать в форме высказываний: «Имеющий в руках цветы плохого совершить не может». Затем вводится дополнительный материал в виде: «Кто сколько живет?», «Гиганты и пигмеи» и т.д.

Пример начальной страницы блока с сеткой внизу

В низу «Титульного листа оставляется четыре клетки для сетки контроля и учета знания учащегося учителем и родителями. По моему убеждению на каждом этапе обучения ребенок должен знать и видеть свои результаты, а так как зрительное восприятие оказывает наибольший эффект, то это и рассчитано на:

  • учащегося - возможность самому видеть свои недочеты, пробелы в знаниях.
  • учителя - отражение качества обучения данного конкретного вопроса в теме (практической, лабораторной, самостоятельной, творческой работах).
  • родителей - наглядность, более глубокое знакомство с успехами своего ребенка или в оказании посильной помощи в конкретном случае.

Варианты сетки учета и контроля знаний в 6-11 классах

Кроме того, учителю необходимо учитывать не только работы проверяющие знания по теме, но и:

  • знания биологических терминов (терминологический диктант).
  • творческие работы ребят.
  • эстетическое оформление работ.
  • работа с родственниками связанные с поисковой деятельностью (краеведение, фольклор).
  • глубокий анализ дополнительной литературы (полезные советы, знаете ли вы, что..., оказывается, это надо знать, житейские мудрости, дела житейские и т.д.).

Проводя эту работу необходимо четко уяснить все основные требования. Все это в комплексе требует от учителя и учащихся большой кропотливой работы по усвоению учебного материала. Поэтому первый этап включает в себя знания следующих параметров.

  • все основные требования к ведению и оформлению рабочей тетради.
  • методику работы с инструктивной карточкой.
  • методику разгадывания кроссворда составленных учителем.
  • основные вопросы, предложенные в сетке учета и контроля ЗУН.
  • быстро ориентироваться в своей тетради с помощью условных обозначений.
  • правильно, своевременно, осмысленно и аккуратно переносить все в тетрадь во время объяснения учителя.
  • разгадывать и составлять кроссворды.
  • работать с дополнительной литературой.

Научиться:

  • осмысленно перерабатывать получаемую информацию и записывать в виде графического изображения.
  • работать по своей системе знаков для дальнейшего воспроизведения информации.

Тетрадь, в которой учащиеся выполняют письменные и графические работы, содержит в себе много информации. По ней можно судить о деятельности ученика и учителя на уроках и в домашних условиях. Объем и разносторонность знаний, умений применять знания на практике. Тетрадь отражает некоторые черты характера её владельца - опрятность, аккуратность, исполнительность, бережливость и другие качества ребенка. В то же время по тетради можно узнать методы и приемы, используемые учителем в процессе обучения. Это - виды и объемы знаний, предлагаемых им на уроках и на дом, а так же качество их проверки. Недаром тетрадь ученика используется в первую очередь при контроле за его учебной работой родителями и становится объектом пристального изучения при инспекторской проверке работы преподавателя.

Некоторые преподаватели считают целесообразным пользоваться одной тетрадью, что позволяет сконцентрировать все виды работ в одном месте. Кроме того, этот вариант дает возможность иметь под рукой и при необходимости использовать данные. Несмотря на то, что дети уже имеют определенные навыки владения тетрадей, на первых уроках им все же напоминают требования к оформлению записей. При этом указывают, что каждая работа должна иметь дату и заглавие, что записи в тетради следует делать чисто, грамотно. С первых уроков необходимо стремиться новые или трудные биологические понятия и термины записывать в тетрадь под заголовком «Словарик». Для этого отводят самые нижние строчки в тетради и записывают новые слова пастой другого цвета или же эту работу выполняют в конце тетради.

Тетради будут выполнять обучающую и воспитывающую функции при условии, если учитель систематически проверяет. Естественно, что проверка тетрадей требует дополнительного времени на уроках и во внеурочное время и соответственно увеличивает нагрузку преподавателя. Но, несмотря на эти трудности, следует помнить, что без контроля за ведением тетрадей нет смысла их заводить, т.к. бесконтрольности у учащихся снижается усидчивость и утрачивается чувство ответственности. Избежать перегрузки и повысить эффективность этой работы можно, если использовать определенные приёмы проверки тетрадей - выборочный просмотр тетрадей до урока.

Контроль за выполнением домашнего задания можно доверить самим учащимся. Обход учащихся по рядам с целью проверки выполнения работы. Следует приучать учащихся к тому, что при выставлении отметки за устный ответ учитывается и состояние тетради. Беглый просмотр тетрадей необходимо проводить на всех этапах урока. Более тщательную проверку проводят после уроков с таким расчетом, чтобы у каждого ученика тетрадь была подвергнута контролю один раз в месяц.

При оценке тетради на ряду с биологическими ошибками учитываются также стилистические и грамматические. Кроме того контролируют чистоту и аккуратность записей в тетрадях. Отметки за ведение тетрадей обязательно выставляются в классный журнал и учитываются при подведении итогов за полугодие и год.

Это приучает к добросовестному ведению тетрадей, осознанному отношению к учебной работе. При проверке ошибки не исправляются, а лишь ручкой с красной пастой с помощью условных обозначений (одна черточка, две, галочка и т.д.) показывает, что в данной строчке есть ошибка. Отметка, выставляемая за ведение тетради, должна быть объективной. Такая отметка имеет воспитательное значение лишь в том случае, если к проверке и оценке знаний и умений относится не шаблонно и объявлять оценку вовремя.

Таким образом, ведение тетрадей должно стать неотъемлемой частью работы как учителя, так и учеников. Учебные тетради - это важное средство организации и активизации познавательной деятельности, они формируют умение самостоятельной работы, помогают более прочному и глубокому усвоению учебного материала, вырабатывают трудолюбие и ответственность.

В заключение несколько примеров страниц из рабочей тетради ученицы 9 класса Павловой Ирины (1997-1998 учебный год).

Блок «Ротовая полость»

Блок «Пищеварение в желудке»

Блок «Желудочно-кишечные заболевания и их профилактика»