Кто подлежит проверке счетной палатой рф. Специфика работы КСП: проверки и их секреты


Счетная палата РФ, осуществляя внешний государственный аудит (контроль), проводит камеральные и выездные проверки объектов аудита (контроля). Такие проверки имеют свою специфику по сравнению с проверками, проводимыми другими контролирующими органами. В статье рассматриваются основные вопросы, которые могут возникнуть у объектов контроля при проведении проверок Счетной палатой РФ.

Счетная палата РФ проводит проверки в отношении следующих объектов аудита (контроля):
- федеральных государственных органов (в том числе их аппаратов), органов государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ (в том числе структурных подразделений), федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, государственных корпораций и государственных компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием РФ в их уставных (складочных) капиталах - при осуществлении внешнего государственного аудита (контроля);
- государственных органов субъектов Российской Федерации (в том числе их аппаратов), органов местного самоуправления - при осуществлении внешнего государственного аудита (контроля) в пределах компетенции, установленной Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации";
- юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, договоров об использовании федерального имущества (управлении федеральным имуществом), договоров (соглашений) о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, юридических лиц, получающих средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов на основании федеральных законов в части аккумулирования и инвестирования сумм страховых взносов Пенсионным фондом РФ, учета средств пенсионных накоплений, передачи средств пенсионных накоплений от одного страховщика другому страховщику, расходов на инвестирование, осуществления выплат за счет средств пенсионных накоплений, а также получающих средства по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, кредитных организаций, осуществляющих отдельные операции со средствами федерального бюджета, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов - при осуществлении внешнего государственного финансового аудита (контроля);
- иных организаций - при осуществлении внешнего государственного аудита (контроля) в соответствии с поручениями Совета Федерации и Государственной Думы, а также обращениями Президента РФ и Правительства РФ.
Эти проверки проводятся Счетной палатой РФ на основании утвержденного Коллегией Счетной палаты РФ годового плана работы Счетной палаты РФ, в котором сроки проведения проверок устанавливаются с учетом подготовительного, основного и заключительного этапов проверок.
Проведение проверки оформляется распоряжением Председателя Счетной палаты РФ, а в случае его отсутствия - распоряжением заместителя Председателя Счетной палаты РФ.
Проверки проводят инспекторы Счетной палаты РФ (инспектор, старший инспектор, ведущий инспектор, главный инспектор, заместитель начальника инспекции, начальник инспекции, директор департамента в составе направления деятельности Счетной палаты РФ, а также департамента, имеющего в своей структуре инспекции) и иные сотрудники Счетной палаты РФ с возможностью привлечения представителей государственных контрольных органов, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований, правоохранительных органов, негосударственных аудиторских и специализированных организаций, а также отдельных специалистов.
Проверки делятся на камеральные и выездные. Камеральные проверки проводятся по месту нахождения Счетной палаты РФ на основании документов, представленных по запросу Счетной палаты Российской Федерации, а выездные проверки - по месту нахождения объекта аудита (контроля).
На подготовительном этапе проверки утверждается программа ее проведения, которая должна, в частности, содержать основание ее проведения, предмет и перечень объектов проверки, перечень государственных или иных органов (организаций), которым планируется направление запросов о предоставлении информации, необходимой для проведения проверки, цели и вопросы проверки, критерии оценки эффективности по каждой цели (в аудите эффективности), сроки начала и окончания проведения проверки на объектах, состав ответственных исполнителей и сроки представления отчета на рассмотрение Коллегии Счетной палаты Российской Федерации.
После утверждения программы проведения проверки подготавливается рабочий план проведения проверки, содержащий распределение конкретных заданий по выполнению программы проведения проверки между членами группы инспекторов и иных сотрудников с указанием содержания работ (процедур) и сроков их исполнения. Руководитель проверки подписывает рабочий план и доводит его под расписку до сведения всех его участников.
Член Коллегии Счетной палаты Российской Федерации, ответственный за проведение проверки, может принять решение, что до начала основного этапа проверки руководителю объекта проверки направляется уведомление о проведении проверки, в котором указываются наименование проверки, основание для ее проведения, сроки проведения проверки, состав группы инспекторов и иных сотрудников и предлагается создать необходимые условия для проведения проверки.
К уведомлению могут прилагаться:
- копия утвержденной программы проведения проверки (или выписка из программы);
- перечень документов, которые должностные лица объекта проверки должны подготовить для представления инспекторам и иным сотрудникам аппарата Счетной палаты;
- перечень вопросов, на которые должны ответить должностные лица объекта до начала проведения проверки на объекте;
- специально разработанные для проверки формы, необходимые для систематизации представляемой информации.
Член Коллегии Счетной палаты РФ, ответственный за проведение проверки, в течение трех рабочих дней со дня оформления распоряжения о проведении проверки уведомляет главных распорядителей бюджетных средств о проведении в отношении подведомственных им распорядителей и (или) получателей бюджетных средств проверки.
На основном этапе проверки проводятся контрольные действия непосредственно на объектах проверки, сбор и анализ фактических данных и информации, необходимых для формирования доказательств в соответствии с целями и вопросами проверки, содержащимися в программе ее проведения.
Совершенные объектом аудита (контроля) финансовые и хозяйственные операции проверяются на соответствие законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Каковы полномочия проверяющих

Инспекторы и иные сотрудники Счетной Палаты РФ на основании письменных и устных запросов собирают фактические данные и достоверную информацию в формах копий документов, представленных объектом проверки, подтверждающих документов, представленных третьей стороной, а также статистических данных, сравнений, результатов анализа, расчетов и других материалов.
Все доказательства собираются путем проведения инспектирования, которое заключается в проверке документов, полученных от объекта проверки, аналитических процедур, представляющих собой анализ и оценку полученной информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей объекта контрольного мероприятия с целью выявления нарушений и недостатков в финансовой и хозяйственной деятельности, а также причин их возникновения, последующего пересчета, который заключается в проверке точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях, либо выполнения самостоятельных расчетов, а также подтверждения, представляющего процедуру запроса и получения письменного подтверждения необходимой информации от независимой (третьей) стороны.

Как оформляются результаты проверок

По итогам проверки оформляется рабочая документация и акт, который должен иметь следующую структуру:
- основание для проведения проверки;
- предмет проверки;
- проверяемый период деятельности объекта проверки;
- перечень вопросов, которые проверены на данном объекте;
- срок проведения проверки на объекте;
- краткая характеристика объекта проверки (при необходимости), объем которой не должен превышать двух-трех страниц печатного текста;
- результаты контрольных действий по каждому вопросу программы (рабочего плана).
Если в ходе проверки установлено, что объект не выполнил какие-либо предложения (рекомендации), которые были даны Счетной палатой РФ по результатам предшествующего контрольного мероприятия, проведенного на этом объекте, данный факт отражается в акте с указанием причин их невыполнения.
К акту прилагается перечень законов и иных нормативных правовых актов, исполнение которых проверено в ходе проверки, а также при необходимости таблицы, расчеты и иной справочно-цифровой материал, пронумерованный и подписанный составителями.
При выявлении на объекте проверки нарушений и недостатков, а также причиненного ущерба государству они отражаются в акте, при этом указываются:
- наименования, статьи законов и пункты иных нормативных правовых актов, требования которых нарушены;
- виды и суммы выявленных нарушений, при этом суммы указываются раздельно по годам (бюджетным периодам), видам средств (средства бюджетные и внебюджетные, средства государственных внебюджетных фондов), а также видам объектов государственной собственности и формам их использования;
- наименование нарушения в соответствии с Классификатором нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), соответствующее выявленному нарушению;
- причины допущенных нарушений и недостатков, их последствия;
- виды и суммы выявленного и возмещенного в ходе проверки ущерба государству;
- информация о выявленных нарушениях, которые могут содержать коррупционные риски;
- конкретные лица, допустившие нарушения;
- принятые в период проведения проверки меры по устранению выявленных нарушений и их результаты.
Кроме того, в акте указываются:
- по доходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - расшифровка сумм нарушений и ущерба государству (при наличии) по кодам классификации доходов бюджетов;
- по расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - расшифровка сумм по кодам классификации расходов бюджетов, по которым выявлено нарушение и (или) ущерб государству, а также коды классификации расходов, на которые их следовало отнести (в случае выявления нецелевого использования бюджетных средств);
- по источникам финансирования дефицита федерального бюджета - расшифровка сумм нарушений по кодам классификации источников финансирования дефицитов бюджетов (при их наличии).

Как оформить возражения к акту проверки

Акт проверки представляется для ознакомления руководителю и (или) иному ответственному должностному лицу объекта проверки при необходимости с сопроводительным письмом, подписанным руководителем группы инспекторов или руководителем контрольного мероприятия. Ознакомление с актом производится в срок не более суток, а в случаях большого объема и особой сложности - на срок до трех суток под роспись.
В случае несогласия ответственных должностных лиц объекта проверки с фактами, изложенными в акте, им предлагается подписать акт с указанием на наличие замечаний. Замечания излагаются в письменном виде (в свободной форме) сразу или направляются в Счетную палату РФ в течение пяти рабочих дней после представления акта для ознакомления.
В случае несогласия должностного лица подписать акт даже с указанием на наличие замечаний либо в случае истечения срока, установленного для ознакомления с актом, сотрудники Счетной палаты РФ, осуществляющие проверки, делают в акте специальную запись об отказе должностного лица ознакомиться с актом либо подписать акт.

К какой ответственности может быть привлечено учреждение (его должностные лица) по результатам проверки

При непосредственном обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.21, 15.1, 15.11, 15.14 - 15.15.16, ч. 20 ст. 19.5, ст. 19.6 КоАП РФ, инспектор Счетной палаты РФ, участвующий в контрольном мероприятии, в соответствии со ст. 28.1, ч. 1 ст. 28.2 и п. 3 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ, составляет протокол об административном правонарушении.
Инспектор Счетной палаты РФ, в соответствии с положениями ч. 5 ст. 28.3 КоАП, вправе составить протокол об административном правонарушении при создании инспектору и (или) иному сотруднику аппарата Счетной палаты РФ препятствий для проведения проверки, выражающихся:
- в неповиновении законным требованиям инспектора или иного сотрудника аппарата Счетной палаты РФ, связанным с исполнением ими своих служебных обязанностей при проведении проверки (ст. 19.4 КоАП РФ);
- воспрепятствовании законной деятельности инспектора или иного сотрудника аппарата Счетной палаты по проведению проверки или уклонении от нее (ст. 19.4.1 КоАП РФ);
- непредставлении или несвоевременном представлении в Счетную палату Российской Федерации, инспектору или иному сотруднику аппарата Счетной палаты РФ, участвующему в проведении проверки, сведений (информации), необходимых для проведения проверки, либо представлении таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (ст. 19.7 КоАП РФ).
В зависимости от содержания результатов проверки могут быть подготовлены представление Счетной палаты РФ, предписание Счетной палаты РФ и уведомление Счетной палаты РФ о применении бюджетных мер принуждения.
К финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение, могут быть применены следующие бюджетные меры принуждения:
- бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы РФ;
- бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ;
- бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета;
- приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций);
- передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.
В случаях, если выявленные на объектах проверки нарушения законодательства Российской Федерации содержат признаки действий должностных лиц, влекущих за собой уголовную ответственность или требующих иных мер реагирования, Счетная Палата РФ обращается в правоохранительные органы.

Литература

1. Бюджетный кодекс РФ.
2. Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".
3. Регламент Счетной палаты Российской Федерации, утвержденный Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 07.06.2013 N 3ПК.
4. СГА 101 "Общие правила проведения контрольного мероприятия", утвержденный Коллегией Счетной палаты РФ, протокол от 02.04.2010 N 15К (717).

Имеет ли право Контрольно-счетная палата при проведении контрольного мероприятия запросить у проверяемого работодателя заверенную копию трудовой книжки руководителя?

Ответ

Ответ на вопрос:

Контрольно-счетная палата может запрашивать трудовые книжки.

Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ контрольный орган наделен полномочиями по проверке расходования бюджетных средств. При этом проверяется законность расходования средств.

В соответствии с п. 1 ч. 1 чт. 14 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ должностные лица контрольно-счетных органов при осуществлении возложенных на них должностных полномочий имеют право беспрепятственно входить на территорию и в помещения, занимаемые проверяемыми органами и организациями, иметь доступ к их документам и материалам , а также осматривать занимаемые ими территории и помещения.

Это означает, что контрольный орган вправе затребовать для цели осуществления такой проверки любые документы. Поэтому если трудовая книжка необходима для проведения проверки расходования бюджетных средств, контрольный орган может затребовать ее заверенную копию.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Правовая база: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07.02.2011 № 6-ФЗ

Закон

Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

Статья 9. Основные полномочия контрольно-счетных органов

1. Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации осуществляет следующие основные полномочия:

1) контроль за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;

2) экспертиза проектов законов о бюджетах субъекта Российской Федерации и проектов законов о бюджетах территориального государственного внебюджетного фонда;

3) внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, годового отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;

4) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности субъекта Российской Федерации, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими субъекту Российской Федерации;

6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации;

7) финансово-экономическая экспертиза проектов законов субъекта Российской Федерации и нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств субъекта Российской Федерации, а также государственных программ субъекта Российской Федерации;

8) анализ бюджетного процесса в субъекте Российской Федерации и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;

9) контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, а также проверка местного бюджета в случаях, установленных ;

10) подготовка информации о ходе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

11) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;

12) иные полномочия в сфере внешнего государственного финансового контроля, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

2. Контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет следующие основные полномочия:

1) контроль за исполнением местного бюджета;

2) экспертиза проектов местного бюджета;

3) внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета;

4) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию;

6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности;

7) финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ;

8) анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;

9) подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования;

10) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;

11) иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

3. Контрольно-счетный орган муниципального района, помимо полномочий, предусмотренных , осуществляет контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета муниципального района, поступивших в бюджеты поселений, входящих в состав данного муниципального района.

4. Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами:

1) в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

2) в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета.

Статья 14. Права, обязанности и ответственность должностных лиц контрольно-счетных органов

1. Должностные лица контрольно-счетных органов при осуществлении возложенных на них должностных полномочий имеют право:

1) беспрепятственно входить на территорию и в помещения, занимаемые проверяемыми органами и организациями, иметь доступ к их документам и материалам, а также осматривать занимаемые ими территории и помещения;

2) в случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений и при необходимости пресечения данных противоправных действий опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы проверяемых органов и организаций, изымать документы и материалы с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации. Опечатывание касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятие документов и материалов производятся с участием уполномоченных должностных лиц проверяемых органов и организаций и составлением соответствующих актов;

3) в пределах своей компетенции направлять запросы должностным лицам территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, органов государственной власти и государственных органов субъектов Российской Федерации, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, организаций;

4) в пределах своей компетенции требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов и организаций представления письменных объяснений по фактам нарушений, выявленных при проведении контрольных мероприятий, а также необходимых копий документов, заверенных в установленном порядке;

5) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления должностными лицами проверяемых органов и организаций документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных мероприятий;

6) в пределах своей компетенции знакомиться со всеми необходимыми документами, касающимися финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

7) знакомиться с информацией, касающейся финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций и хранящейся в электронной форме в базах данных проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с информацией, содержащей государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

8) знакомиться с технической документацией к электронным базам данных;

9) составлять протоколы об административных правонарушениях, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации.

2. Должностные лица контрольно-счетного органа в случае опечатывания касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятия документов и материалов в случае, предусмотренном пунктом 2 , должны незамедлительно (в течение 24 часов) уведомить об этом председателя соответствующего контрольно-счетного органа. Порядок и форма уведомления определяются законами субъектов Российской Федерации.

3. Должностные лица контрольно-счетных органов не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность проверяемых органов и организаций, а также разглашать информацию, полученную при проведении контрольных мероприятий, предавать гласности свои выводы до завершения контрольных мероприятий и составления соответствующих актов и отчетов.

4. Должностные лица контрольно-счетных органов обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую им известной при проведении в проверяемых органах и организациях контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проводить контрольные и экспертно-аналитические мероприятия объективно и достоверно отражать их результаты в соответствующих актах, отчетах и заключениях контрольно-счетного органа.

5. Должностные лица контрольно-счетных органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность и объективность результатов проводимых ими контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также за разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны.

6. Председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации вправе участвовать в заседаниях законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его комиссий и рабочих групп, заседаниях высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и иных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также в заседаниях координационных и совещательных органов при высшем должностном лице субъекта Российской Федерации (руководителе высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

7. Председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа муниципального образования вправе участвовать в заседаниях представительного органа муниципального образования и в заседаниях иных органов местного самоуправления. Указанные лица вправе участвовать в заседаниях комитетов, комиссий и рабочих групп, создаваемых представительным органом муниципального образования.

С уважением и пожеланием комфортной работы, Наталья Никонова,

эксперт Системы Кадры


Актуальные кадровые изменения


  • Проверяющие из ГИТ уже работают по новому регламенту. Узнайте в журнале «Кадровое дело», что за права появились у работодателей и кадровиков с 22 октября и за какие ошибки наказать вас больше не смогут.

  • В Трудовом кодексе о должностной инструкции нет ни единого упоминания. Но кадровикам этот необязательный документ просто необходим. В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальную должностную инструкцию для кадровика с учетом требований профстандарта.

  • Проверьте ваши ПВТР на актуальность. Из-за изменений 2019 года положения вашего документа могут нарушать закон. Если ГИТ найдет устаревшие формулировки, то оштрафует. Какие правила убрать из ПВТР, а что добавить - читайте в журнале «Кадровое дело».

  • В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальный план, как составить безопасный график отпусков на 2020 год. В статье все новшества в законах и практике, которые теперь надо учитывать. Для вас - готовые решения ситуаций, с которыми при подготовке графика сталкиваются четыре компании из пяти.

  • Готовьтесь, Минтруд снова меняет Трудовой кодекс. Всего поправок шесть. Узнайте, как поправки отразятся на вашей работе и что сделать уже сейчас, чтобы изменения не застали врасплох, узнаете из статьи.

Контрольно-счетная палата создает специальную комиссию, которая проводит ревизию в учреждении культуры. Нарушения, выявленные в процессе контрольного мероприятия, отражаются в акте проверки

Учреждения культуры могут подвергаться проверке контрольно-счетной палаты.

При ее осуществлении могут быть обнаружены различные нарушения, которые влекут за собой ответственность в виде штрафных санкций или возмещения ущерба.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,

В некоторых случаях допущение ошибок может привести к открытию уголовного дела.

Чтобы избежать подобных неприятностей, стоит прочитать, какие нарушения ищут проверяющие.

Какие сроки уведомления организации о проведении ревизии

В соответствии с законодательством учреждение может проверяться КСП один раз в 3 года. За три дня до ревизии директор учреждения, а иногда и учредитель, должны получить уведомление.

Оно может отправляться заказным письмом или вручаться под подпись.

Вместе с ним организация получает и программу проверки, в которой представлена следующая информация:

Проверка счетной палаты в бюджетной организации: особенности проведения

Проверка КСП осуществляется специально созданной комиссией, для работы которой учреждение культуры обязано предоставить отдельное помещение. Доступ к нему имеют только ревизоры. Если для выяснения каких-либо обстоятельств необходимо присутствие , то их также могут пригласить с это помещение.

В ином случае никто из персонала не вправе входить сюда, если это не требуется членам комиссии.

Если контролеры уходят на обед или заканчивают свою работу, то комната опечатывается полоской бумаги. Один из представителей КСП ставит свою подпись, а также обозначает время и дату закрытия помещения.

В процессе осуществления контрольного мероприятия ревизоры могут свободно передвигаться по территории и в здании культурной организации. Они вправе осматривать помещения, общаться с работниками, требовать предоставления определенных документов и материалов.

Особое внимание, как правило, уделяется проверке документации, которая касается финансово-хозяйственной деятельности. С целью получения нужной информации контролеры получают доступ к электронным базам данных, изучают технические документы к ним. Все эти полномочия обеспечиваются Законом №6-ФЗ.

Чтобы получить необходимые для проверки документы, контролеры должны обратиться к руководителю организации с письменным запросом. В нем прописывают дату и время предоставления данной документации. Помимо этого, они могут запросить те или другие документы, касающиеся деятельности культурной организации, в таких структурах:

Если в ходе проверки были в виде подлогов или хищений, то комиссия должна:

  1. Опечатать все необходимые помещения.
  2. Изъять материалы и документы.

Все это осуществляется в присутствии представителя организации.

В процессе проверки контрольно-счетной палаты могут быть обнаружены различные нарушения. Их перечень представлен в Классификаторе, одобренном Советом КСО при Счетной палате РФ. Все они объединены в 8 групп. Однако для учреждений культуры наиболее частыми являются те, которые допускаются при осуществлении следующих действий:

  • формировании и исполнении бюджета;
  • ведении бухгалтерского учета;
  • оформлении бухгалтерской отчетности;
  • проведении госзаданий и так далее.

Чтобы избежать допущения этих ошибок, стоит посетить сайт контрольно-счетной комиссии определенного региона или муниципального образования и ознакомиться с представленной там информацией.

Акты проверок, которые размещены в Интернет-ресурсе, позволят узнать о наиболее частых нарушениях учреждений культуры данного региона.

В одном из крупных театров города Санкт-Петербурга во время проверки КСП были зафиксированы ошибки разных видов. Например, на официальном сайте не размещались совсем или размещались с опозданием копии отдельных документом. Это привело к нарушению порядка открытости и доступности данных.

Здесь же были обнаружены и другие ошибки:

  • не внесены в регистры бухучета изменения, которые возникли после проведения реконструкционных работ;
  • не согласовывалась с учредителем сдача помещений в аренду коммерческим организациям;
  • были допущены нарушения порядка оплаты труда отдельным и другие.

Оформление результатов ревизии, проведенной в учреждении культуры

По завершении проверки контрольно-счетной палаты ревизоры обязаны составить акт о допущении тех или иных нарушениях. К нему необходимо прилагается список нормативно-правовых документов, на исполнение которых была направлена ревизия. Если возникает необходимость, то вместе с означенными документами предоставляются таблицы, схемы и расчеты.

Составленный акт подписывается всеми участниками контрольного мероприятия и направляется учредителю и руководителю учреждения культуры. В течение семи рабочих дней документ должен быть изучен, после чего все замечания и пояснения направляются в КСП.

Председатель комиссии рассматривает документы и оформляет отчет, в котором характеризует допущенные нарушения, указывает причины их возникновения и последствия. Здесь же представляется список проверяющих, выявивших данные ошибки. В отчете должна быть представлена оценка ущерба, нанесенного культурной организации вследствие нарушений.

На основании полученных результатов проверки КСП, как правило, разрабатывает и направляет в госорганы и учреждение культуры предписание об устранении нарушений. Если учреждение не исполнит данное предписание, то это будет считаться серьезным нарушением и может привести к не совсем приятным последствиям. В некоторых случаях акты или правоохранительные органы.

Материал проверен экспертами Актион Культура

В результате изменения правового положения государственных (муниципальных) учреждений в соответствии с Законом 83-ФЗ бюджетные учреждения перестали быть получателями бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (далее – БК РФ). Сократился ли от этого перечень контролирующих организаций, проверяющих использование учреждениями бюджетных средств?

Главой 26 БК РФ предусмотрено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется следующими органами:

Контрольными органами законодательных (представительных) органов;

Федеральной службой финансово-бюджетного надзора;

Федеральным казначейством;

Финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и (или) уполномоченными ими органами;

Главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств.

К сожалению, разграничение полномочий этих органов действующим законодательством определен крайне размыто, что и приводит к абсурдным ситуациям, при которых одно и тоже учреждение последовательно или параллельно проверяется несколькими органами из приведенного выше списка. В связи с этим руководителям и главным бухгалтерам бюджетных учреждений следует понимать что, кто и как имеет право проверять, а также кто, за что и как отвечает по результатам проверки.

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с проверками, проводимыми контрольными органами законодательных (представительны) органов.

Распространяются ли на бюджетные учреждения полномочия контрольно-счетных органов в связи с изменением правового положения бюджетных учреждений?

Да, распространяются.

Вообще, действующим законодательством указанным контрольным органам предоставлены достаточно широкие полномочия. Так, контрольные полномочия Счетной палаты в соответствии со ст.12 Закона 4-ФЗ распространяются на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, федеральные внебюджетные фонды, государственные корпорации и государственные компании. Кроме того, контрольные полномочия Счетной палаты распространяются также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, общественные объединения, негосударственные фонды, иные негосударственные некоммерческие организации, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований также наделены достаточно широкими контрольными полномочиями. Так, согласно п.4 ст.9 Закона 6-ФЗ государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами:

В отношении, в том числе государственных (муниципальных) учреждений, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности соответствующего субъекта РФ (муниципального образования);

В отношении иных организаций путем проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета субъекта РФ или местного бюджета, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета.

Заметим, что деятельность контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований регулируется не только Законом 6-ФЗ, но и соответствующими законами субъектов РФ и правовыми нормативными актами муниципальных образований, которые не должны противоречить Закону 6-ФЗ. Например, в Омской области принят Закон Омской области от 28.09.2011 года № 1389-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Омской области», а Решением Омского городского Совета от 10.10.2001 г. № 409 утверждено Положение о Контрольно-счетной палате города Омска (в сентябре 2011 года принята его новая редакция).

Что могут проверять контрольно-счетные органы?

Поскольку бюджетные учреждения перестали быть получателями бюджетных средств в соответствии с БК РФ, проверки на предмет выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств в отношении этих учреждений осуществляться не могут .

Между тем, одной из задач контрольно-счетных органов является контроль за законностью и эффективность использования средств бюджета и государственного муниципального имущества (ст.2. Закона 4-ФЗ, ст.9 Закона 6-ФЗ). Основная проблема в этой связи заключается в том, что критерии эффективности использования средств или имущества законодательно не установлены и определяются контрольно-счетными органами для каждой цели аудита.

В своей деятельности контрольно-счетные органы руководствуются не только законами и нормативными правовыми актами, но и стандартами внешнего государственного (муниципального) контроля (ст.10 Закона 4-ФЗ, ст.11 Закона 6-ФЗ), утверждаемыми контрольно-счетными органами самостоятельно.

Так, Коллегией Счетной палаты РФ утвержден стандарт финансового контроля СФК 101 «Общие правила проведения контрольного мероприятия». В соответствии с п.2.4. данного стандарта контрольные мероприятия Счетной палаты РФ классифицируются на финансовый аудит (проверка достоверности финансовой отчетности, законности формирования и использования государственных средств), аудит эффективности (определение эффективности использования государственных средств) и стратегический аудит (комплексная оценка возможности достижения в установленные сроки целей на основе оценки возможностей и последствий).

Определение эффективности государственных расходов приведено в стандарте финансового контроля СФК 104 «Проведение аудита эффективности использования государственных средств» (утвержден Коллегией Счетной палаты РФ от 09.06.2009 г. протокол № 31К (668)).

Согласно п.3.1. Стандарта 104 эффективность использования государственных средств характеризуется соотношением между результатами использования государственных средств и затратами на их достижение. Эффективность характеризуется:

Экономичностью (п.3.2.): использование государственных средств является экономичным, если проверяемый объект достиг заданных результатов с применением их наименьшего объема (абсолютная экономия) или более высоких результатов с использованием заданного объема государственных средств (относительная экономия);

Продуктивностью (п.3.3.): использование государственных средств может быть оценено как продуктивное в том случае, когда затраты ресурсов на единицу произведенной продукции и оказанной услуги или объем произведенной продукции или оказанной услуги на единицу затрат будут равны или меньше соответствующих запланированных показателей;

Результативность (п.3.4.): экономическая результативность определяется путем сравнения достигнутых и запланированных экономических результатов использования государственных средств или деятельности объектов, которые выступают в виде конкретных продуктов деятельности (объемы произведенной продукции и оказанных услуг, количество людей, получивших услуги, и т.п.).

Законом 6-ФЗ среди полномочий контрольно-счетных органов (ст.9) также указан контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета. При этом определение эффективности использования государственных средств в стандартах контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований, очевидно, будет схоже с приведенными выше определениями. Например, согласно п.1.2. Порядка проведения Контрольно-счетной палатой Омской области аудита эффективности использования бюджетных средств данный порядок является адаптированной к законодательству Омской области и локальным актам Контрольно-счетной палаты Омской области версией стандарта финансового контроля Счетной Палаты РФ № 104 «Проведение аудита эффективности использования государственных средств».

Очевидно, что в случае с бюджетными учреждениями именно аудит эффективности будет наиболее важным направлением.

Какие действия могут предпринимать контрольно-счетные органы в ходе контрольных мероприятий?

Действующим законодательством контрольно-счетным органам в этом смысле предоставлены достаточно широкие права (ст. 26 Закона 4-ФЗ, ст.14 Закона 6-ФЗ). Кроме того, что контрольно-счетные органы имею право направлять запросы и требовать письменных пояснений, они, в том числе имею право:

Беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, входить в любые производственные, складские, торговые и канцелярские помещения, если иное не предусмотрено законодательством РФ,

Опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений и злоупотреблений – изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия и копии или опись изъятых документов.

Необходимо обратить внимание, что в соответствии с п.8 ст.9 Закона о бухгалтерском учете первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и органами внутренних дел на основании их постановлений в соответствии с законодательством РФ.

Следует также отметить, что собственно процедура проверки контрольно-счетными органами законодательно не урегулирована и регламентируется внутренними документами контрольно-счетных органов (регламенты, стандарты и проч.)

Как регламентируется периодичность и длительность проведения проверок?

Действующим законодательством процедура периодичность и длительность проверок не урегулирована.

Контрольно-счетные органы осуществляют свою деятельность на основании самостоятельно разрабатываемых ими планов (ст.10 Закона 4-ФЗ, ст.12 Закона 6-ФЗ).

Какие документы оформляют по результатам ревизии или проверки?

При проведении контрольного мероприятия контрольно-счетным органом составляется акт.

Следует заметить, что порядок ознакомления проверяемых организаций с актами, порядок рассмотрения возражений и разногласий действующим законодательством не установлен.

Например, вопросы проведения контрольных мероприятий Счетной палатой РФ регулируются Регламентом Счетной Палаты Российской Федерации (утвержден постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 04.04.2003 г. № 8). Так, согласно ст.5.8.1 данного регламента ознакомление должностных лиц проверяемых организаций с актами проверки производится в срок не более суток с момента его представления, в случае большого объема информации – в срок до 3 суток. Письменные замечания по акту проверки направляются в Счетную палату в течение 5 рабочих дней с даты представления акта. Аудитор Счетной палаты в течение 5 рабочих дней с даты получения готовит заключение, которое может быть направлено в адрес проверяемого лица.

Аналогичные документы принимаются и контрольно-счетными органами субъектов федерации и муниципальных образований. Так, согласно п.4.11 Порядка подготовки и проведения контрольных мероприятий, оформления, утверждения и реализации их результатов Контрольно-счетной палатой Омской области пояснения и замечания руководителя проверяемой организации представляются в срок до семи рабочих дней со дня получения акта, прилагаются к акту и в дальнейшем являются его неотъемлемой частью.

Действующим законодательством установлено, что по результатам контрольных мероприятий контрольно-счетные органы оформляют представление или предписание.

Представление вносится для его рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению или предупреждению нарушений (абз.1 ст.23 Закона 4-ФЗ, п.1 ст.16 Закона 6-ФЗ).

Представление Счетной палаты РФ должно быть рассмотрено в указанный в представлении срок или, если срок не указан, в течение 20 дней. О принятом по представлению решении следует уведомить Счетную палату незамедлительно (абз.2 ст.23 Закона 4-ФЗ).

По представлению контрольно-счетных органов субъектов РФ или муниципальных образований в течение одного месяца со дня получения представления проверяемые организации обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах (п.3 ст.16 Закона 6-ФЗ).

Предписание вносится в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования проведению контрольных мероприятий (абз.1 ст.24 Закона 4-ФЗ, п.4 ст.16 Закона 6-ФЗ). Законом 4-ФЗ также предусмотрено, что предписание может быть внесено в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты.

Предписание обязательно для исполнения и должно быть исполнено в установленные в нем сроки (абз.1 ст.23 Закона 4-ФЗ, п.7 ст.16 Закона 6-ФЗ).

Ответственность по результатам проверки контрольно-счетных органов

Вопрос о привлечении к уголовной ответственности решается правоохранительными органами. Согласно действующему законодательству в случае, если при проведении контрольных мероприятий выявлены факты нарушения законов, в которых усматриваются признаки преступления или коррупционного правонарушения, контрольно-счетные органы незамедлительно передают материалы в правоохранительные органы (ст.15, ст.23 Закона 4-ФЗ, п.8 ст.16 Закона 6-ФЗ).

Рассматривая вопрос о привлечении к административной ответственности , еще раз обращаем внимание, что бюджетные учреждения не являются получателями бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством РФ, а потому ответственность в соответствии со статьями 15.14 (Нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов), 15.15 (Нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе), 15.16 (Нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами) к ним не применима.

Тем не менее, в ходе проведения контрольных мероприятий в отношении бюджетных учреждений вероятны ситуации, образующие административные правонарушения против порядка управления (глава 19 КоАП РФ), а именно :

Статья КоАП РФ

Наказание

Часть 1 ст. 19.4 Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)

На должностных лиц – административный штраф от 2000 до 4000 рублей

Часть 1 ст.19.4.1 Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок

На должностных лиц – административный штраф от 2000 до 4000 рублей, на юридических лиц – от 5000 до 10000 рублей

Часть 2 ст.19.4.1 Действия (бездействия), предусмотренные частью 1 ст.19.4.1, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки

На должностных лиц – административный штраф в размере от 5000 до 10000 рублей, на юридических лиц – административный штраф от 20000 до 50000 рублей

Часть 3 ст.19.4.1 Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст.19.4.1

На должностных лиц – административный штраф в размере от 10000 до 20000 рублей или дисквалификация на срок до 6 месяцев, на юридических лиц – административный штраф от 50000 до 100000 рублей

Часть 1 ст.19.5 Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства

На должностных лиц – административный штраф от 1000 до 2000 рублей или дисквалификация на срок до 3 лет, на юридических лиц – административный штраф от 10000 до 20000 рублей

19.6 Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения

На должностных лиц – административный штраф в размере от 4000 до 5000 рублей

Следует при этом заметить, что согласно пп.3 п.5 ст.28.3 КоАП РФ право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.14-15.16, частью 1 ст.19.4, частью 1 ст.19.5, ст.19.6 предоставлено инспекторам Счетной палаты РФ.

В соответствии с пп.9 п.1 ст.14 Закона 6-ФЗ должностные лица контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, если такое право предусмотрено законодательством РФ. Действующим законодательством такого права не предоставлено.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 ст.19.4, ст.19.4.1, частью 1 ст.19.5, ст.19.6 рассматриваются судьями (ст.23.1 КоАП РФ).

Кроме того, обращаем внимание, что КоАП содержит исчерпывающий перечень оснований для привлечения к административной ответственности. Таким образом, если в результате проведенной проверки расходование бюджетных средств признано неэффективным, административной ответственности за это не предусмотрено. Однако это не исключает того, что такое расходование бюджетных средств содержит признаки уголовного преступления или административного правонарушения.

К дисциплинарной ответственности должностных лиц проверяемых организаций контрольно-счетные органы привлекать, конечно, не вправе. Но могут ли результаты проведенной проверки стать основанием для дисциплинарного взыскания?

Среди предусмотренных ст. 192 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) дисциплинарных взысканий, безусловно, наиболее серьезным является увольнение. Среди оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя (п.1 ст.81 ТК РФ) в связи с обсуждаемой темой следует выделить:

Принятие необоснованного решения руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации (пп.9);

Однократного грубого нарушения руководителем организации, его заместителями своих трудовых обязанностей (пп.10);

В иных случаях, предусмотренных трудовым договором с руководителем организации (пп.13).

Таким образом, если по результатам проверки контрольно-счетного органа работодателю станут известны факты, являющиеся основанием для расторжения трудового договора, такое решение вполне может быть принято.

Несмотря на то, что проверки бюджетных учреждений со стороны Счетной палаты редко оказываются для них неожиданными, ведомство ежегодно фиксирует ряд ошибок и нарушений, которых можно было бы избежать. Предлагаемый материал поможет подготовиться к проверке вашей финансовой деятельности, учитывая описанные в статье процедуры и стандарты.

Счетная палата РФ как конституционный орган государственного финансового контроля проверяет широкий спектр вопросов законности, целесообразности и эффективности использования средств федерального бюджета и федеральной собственности. Ее контрольные полномочия распространяются не только на государственные органы и учреждения, но и на любые юридические лица, вне зависимости от формы собственности, если они используют средства федерального бюджета, федеральную собственность, имеют установленные федеральным законодательством налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Контрольные мероприятия Счетной палаты сконцентрированы на крупных проблемах: национальных проектах, федеральных целевых программах, вопросах управления имущественным комплексом, деятельности Банка России, государственных корпораций, ведущих компаний с государственным участием. Но вместе с тем в поле зрения контрольного органа нередко попадают и отдельные бюджетные учреждения. Как правило, Счетная палата выходит на них при проведении комплексных проверок министерств и ведомств, федеральных программ и проектов. Реже они включаются в план работы как самостоятельные объекты.

Текущий план работы Счетной палаты в настоящее время недоступен для объектов проверки. Позиция руководства на сегодняшний день состоит в том, что обнародование плана проверок нецелесообразно, поскольку это позволит соответствующим образом подготовиться к проверке тем структурам, которым есть, что скрывать. Можно лишь отметить, что на 2010 г. запланированы проверки достаточно широкого круга бюджетных учреждений: высшего образования, науки, здравоохранения, культуры, природоохранного комплекса. В том числе -широко известных в стране.

Что такое контрольное мероприятие Счетной палаты

Стандарт финансового контроля СФК 4020. "Проведение контрольных мероприятий. Общие правила" (далее - стандарт СФК 4020) определяет контрольное мероприятие как форму организации контрольных действий, осуществляемых в виде проверок или ревизий в соответствии с утвержденной программой, результаты которых отражаются в отчете.

Счетная палата проводит контрольные мероприятия в формах ревизий и проверок, которые могут быть комплексными либо тематическими, сплошными либо выборочными, выездными либо камеральными (последнее применимо только к проверкам). Все эти положения зафиксированы в стандарте СФК 4020.

На практике в планах последних лет практически не встречается понятие "ревизия" Это связано с изменением акцентов в работе Счетной палаты. Ревизия -это комплексное (сплошное или выборочное) исследование первичной бухгалтерской документации. Оно не предполагает изучение дополнительных материалов: иных отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, косвенных данных о проверяемом объекте (вплоть до информации из СМИ и интернета), интервью с представителями проверяемой стороны и привлеченных экспертов. Но именно эти методы занимают все более значительное место в работе Счетной палаты. Важно не только установить и зафиксировать конкретные нарушения, но и понять их причины, выработать рекомендации по их устранению. Вот почему специалисты Счетной палаты уделяют пристальное внимание не только законности, но и эффективности использования средств и имущества, ищут резервы, которые позволили бы, при равных затратах, получить лучший и более качественный (а возможно, и более социально значимый) результат.

Специалисты Счетной палаты придерживаются термина "проверка" как более гибкого, позволяющего вовлечь в исследование более значительный объем информации. Впрочем, ревизии также проводятся Счетной палатой, но главным образом по обращению органов прокуратуры.

Наконец, Счетная палата использует и более современный метод проверки -так называемый аудит эффективности. Он включает в себя больше аналитической работы и имеет существенные отличия как от ревизии, так и от проверки. В процессе аудита эффективности подвергаются проверке и анализу организация и процессы использования государственных средств, результаты их использования, деятельность проверяемых учреждений по использованию государственных средств. Счетная палата устанавливает экономичность, эффективность, продуктивность и результативность использования государственных средств. Проведение аудита эффективности закреплено в отдельном стандарте СФК 104 "Проведение аудита эффективности использования государственных средств".

Как начинается проверка

О начале проверки учреждение узнает заблаговременно. Хотя в стандарте СФК 4020 срок уведомления проверяемой стороны о начале проверки конкретно не определен, на практике, как правило, он составляет две недели.

Руководству проверяемого объекта направляется уведомление о проверке. В нем указываются основание для ее проведения, тема (предмет) и сроки проведения проверки, состав группы инспекторов, предлагается создать необходимые условия для проведения контрольного мероприятия. К уведомлению прилагается программа контрольного мероприятия (копия) и, при необходимости, перечень вопросов, ответы на которые должностные лица объекта контроля должны подготовить к приезду группы инспекторов, а также специально разработанные для данного контрольного мероприятия формы, необходимые для систематизации представляемой информации.

При прибытии на место проверки руководитель группы инспекторов предъявляет удостоверение и распоряжение на право проведения контрольного мероприятия и совершает следующие действия:

  • информирует руководство проверяемого учреждения о целях и сроках проверки;
  • знакомит руководство с программой проверки, представляет конкретные вопросы (объекты), которые предписано проверить;
  • согласовывает распорядок работы инспекторов с учетом служебного распорядка проверяемой организации, предлагает руководству и сотрудникам проверяемого учреждения создать группе инспекторов необходимые условия для работы. В частности - предоставить рабочие места, обеспечить компьютерной техникой. Условия работы со сведениями, содержащими государственную либо коммерческую тайну оговариваются отдельно.

Если при работе на объекте контроля необходимо заранее получить информацию в соответствии с вопросами проверки, руководитель группы инспекторов направляет предварительный письменный запрос о ее предоставлении.

Что и как проверяет Счетная палата

В соответствии со стандартом СФК 4020 в начале работы инспекторы проверяют соответствие совершенных проверяемой организацией финансовых и хозяйственных операций требованиям законодательства и иных нормативных правовых актов по использованию бюджетных средств, распоряжению федеральной собственностью, соблюдению налогового, таможенного и банковского законодательства, а также по организации бухгалтерского учета. Изучению может быть подвергнута любая бухгалтерская и финансовая документация, относящаяся к предмету проверки. Решение о конкретном объеме проверяемых документов принимается руководителем проверки в зависимости от задач, определенных программой.

Процесс проведения контрольного мероприятия включает в себя три составляющие:

  • на первом этапе оценивается достоверность исходных данных контроля: состояние бухгалтерского учета и отчетности, нормативно-методической базы; результаты аудиторских проверок и внутреннего контроля на объекте. Отметим, что Счетная палата в соответствии с международными рекомендациями уделяет значительное внимание оценке деятельности подразделений внутреннего контроля. Это отличает ее проверки от методов работы большинства других контролирующих инстанций. После оценки достоверности исходных данных руководитель проверки составляет выборку операций, подлежащих полной либо выборочной проверке. Проще говоря, если состояние внутреннего контроля заслуживает доверия, выборка проверяемых документов может быть сокращена;
  • следующий этап - выявление нарушений и недостатков и их фиксация в рабочей документации для последующего отражения в акте проверки. При этом отмечаются все нарушения и недостатки, с указанием нарушенных положений нормативных правовых актов, сумм нарушений и оценки нанесенного государству ущерба, видов средств, в отношении которых совершено нарушение (для средств бюджетной системы указываются вид и год бюджета, приводится расшифровка по показателям бюджетной классификации), Ф. И. О. и должностей лиц, совершивших (допустивших) нарушения;
  • заключительный этап - оценка формирования и использования финансовых средств на основании определения относительных показателей по результатам проверки выборки - доли нарушений и/или ущерба в сумме проверенных средств, ее анализ, определение причин выявленных нарушений и недостатков.

Необходимо отметить, что согласно стандарту СФК 4020, нарушением является действие (бездействие), запрещенное законами или иными нормативными правовыми актами либо не соответствующее правилам, условиям, требованиям, установленным законодательно.

Крме того, деятельность Счетной палаты направлена на выявление недостатков в деятельности проверяемых организаций и выработку рекомендаций по их устранению. Недостаток является не нарушением законодательства, а ошибкой или фактом неэффективной деятельности. При этом действия должностных лиц или организаций оцениваются как неэффективные только в тех случаях, когда проверяющим подтверждена возможность выполнения их с достижением лучшего результата и/или с меньшими затратами, когда установлено, что не все возможности по получению, сохранению и более результативному использованию государственных средств были использованы.

Методы и приемы финансового контроля

В Счетной палате приняты Методические основы проведения контрольных мероприятий (Приложение № 1 к Стандарту СФК 4020), определяющие, в частности, основные приемы документального контроля. Таких приемов множество. Поговорим о тех из них, которые представляют наибольший интерес для проверяемой стороны.

Проверка правильности корреспонденции счетов применяется в целях установления фактов ошибочного или умышленного искажения данных взаимной связи синтетических счетов бухгалтерского учета, которые могут быть направлены на сокрытие хищений денежных средств и материальных ценностей, при безукоризненном составлении первичных документов. Ниже представлены наиболее распространенные виды искажений в корреспонденции счетов, которые можно выявить этим приемом проверки:

  • несоответствие записей корреспонденции счетов одних и тех же хозяйственных операций в разных регистрах бухгалтерского учета;
  • подложные записи по корреспондирующим дебетируемым и кредитуемым счетам;
  • неоговоренные исправления корреспонденции счетов;
  • уничтожение записей в бухгалтерских регистрах.

Проверка регистров бухгалтерского учета при сопоставлении с данными первичных документов позволяет установить наличие в них подложных записей, сделанных с целью сокрытия нарушений. Применение этого приема проверки дает возможность уточнить достоверность и своевременность отражения хозяйственной операции в бухгалтерском учете. Путем проверки регистров бухгалтерского учета можно установить следующие противоречия:

  • наличие записей в регистрах бухгалтерского учета, полностью или частично не подтверждаемых документами;
  • несоответствие записей во взаимосвязанных регистрах;
  • открытие и ведение регистров бухгалтерского учета, не предусмотренных типовой формой;
  • несоответствие аналитического учета записям в регистрах бухгалтерского учета;
  • необоснованные или неоговоренные исправления в регистрах бухгалтерского учета.

Кроме того, при оценке проведения строительно-монтажных и ремонтных работ существенное значение имеет такой метод документального исследования, как контрольный обмер с участием привлеченных строительных экспертов. Данный метод позволяет установить соответствие между величиной израсходованных бюджетных средств, объемом, сроками и качеством выполненных работ.

Объекты особого внимания инспекции

В своей работе инспекторский состав руководствуется методическими примерами условий или событий, повышающих вероятность наличия нарушений и недостатков, приведенными в Приложении № 3 к Стандарту финансового контроля СФК 4020.

К таким условиям и событиям Стандарт СФК 4020 причисляет:

  • недостатки в системе внутреннего контроля, если они длительное время не устраняются;
  • высокую текучесть кадров в составе бухгалтеров, финансовых работников и материально ответственных лиц;
  • значительную недоукомплектованность бухгалтерии сотрудниками в течение длительного времени;
  • частую смену юрисконсультов и членов органов внутреннего контроля;
  • оказание на персонал бухгалтерии давления в связи с требованием подготовить финансовую отчетность в необычно короткие сроки;
  • совершение необычных или сложных операций, особенно в конце года, а также операций с аффилированными (связанными) лицами;
  • чрезмерно высокую плату за услуги (юристов, консультантов, агентов) в сравнении с объемом оказанных услуг;
  • неадекватные учетные записи, например, неполные файлы, чрезмерное количество поправок в бухгалтерских книгах и счетах, операции, не отраженные в соответствии со стандартными процедурами;
  • чрезмерное количество различий между бухгалтерскими записями и подтверждениями третьих сторон, противоречащих друг другу доказательств;
  • уклончивые или неаргументированные ответы руководства и других должностных лиц объекта на вопросы инспекторов.

Также специалисты Счетной палаты ищут признаки нарушений, обращающих на себя внимание при анализе компьютерных информационных систем. К таким нарушениям относятся:

  • невозможность получить необходимую информацию, записанную в компьютерных файлах, вследствие недостаточных обоснований содержания записей или устаревания программ;
  • значительное число изменений в программах, не отраженных документально, не утвержденных и не проверенных;
  • общее несоответствие данных компьютерных операций и баз данных, с одной стороны, и данных финансовых отчетов, с другой.

Действия проверяющих в конфликтных ситуациях

В большинстве случаев проверяемое учреждение создает группе инспекторов надлежащие условия для работы. Но иногда возникают конфликтные ситуации, связанные с отказом от предоставления информации и даже с отказом в допуске инспекторов на объект проверки. Алгоритм действий в таком случае четко прописан в действующих нормативных правовых документах.

При отказе в допуске на объект и отказе от предоставления информации составляются протоколы об административном правонарушении, инспекция немедленно информирует об этом руководство Счетной палаты для принятия дальнейших мер.

При выявлении фактов, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, хищений, ущерба инспектор незамедлительно информирует руководство Счетной палаты для передачи соответствующих материалов в правоохранительные органы. При необходимости он имеет право изъять необходимые материалы (как бумажные, так и на электронных носителях), с составлением акта изъятия.

Ответственность за воспрепятствование проверке Счетной палаты определена в ряде нормативных правовых актов. Наиболее серьезные санкции предусмотрены ст. 287 Уголовного кодекса РФ. Должностные лица, отказывающиеся предоставлять законно испрашиваемую информацию, предоставляющие заведомо ложную информацию, могут быть подвергнуты штрафу в размере от 100 до 500 тыс. руб. в зависимости от своего статуса. При отягчающих обстоятельствах: отказе по сговору, с нанесением ущерба, с сокрытием преступлений - должностные лица учреждения могут быть осуждены на сроки от 4 до 8 лет без права занимать в течение ряда лет определенные должности.

Оформление результатов контрольных мероприятий

Требования к оформлению акта

Данные требования регламентированы стандартом СФК 4020. Так, результаты контрольного мероприятия на каждом объекте оформляются в виде акта. В нем, кроме его оснований, цели и перечня изученных документов, должны быть четко и недвусмысленно отражены нарушения и недостатки.

При отражении в акте выявленных случаев нарушений и недостатков, а также причиненного ущерба государству инспекция указывает:

  • наименования, статьи законов и пункты иных нормативных правовых актов, требования которых нарушены;
  • виды и суммы выявленных нарушений, при этом суммы указываются раздельно по годам (бюджетным периодам), видам средств (средства бюджетные и внебюджетные, средства государственных внебюджетных фондов);
  • причины допущенных нарушений и недостатков, их последствия;
  • виды и суммы выявленного и возмещенного в ходе контрольного мероприятия ущерба государству;
  • конкретных должностных лиц, допустивших нарушения;
  • принятые в период проведения контрольного мероприятия меры по устранению выявленных нарушений и их результаты.

Кроме того, по средствам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации указываются:

1. по доходной части бюджетов:

  • расшифровка сумм нарушений и ущерба государству по группам, подгруппам доходов, статьям, подстатьям, элементам, кодам классификации доходов бюджетов Российской Федерации;
  • наименование администратора доходов бюджета, которым допущено нарушение;

2. по расходной части бюджетов:

  • наименование получателя (распорядителя, главного распорядителя) бюджетных средств, которым допущено нарушение;
  • расшифровка сумм по ведомственной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, коду, разделу, подразделу расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и статье экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, по которым выявлено нарушение и (или) ущерб государству, а также -на которые их следовало отнести (в случае выявления нецелевого использования бюджетных средств);

3. по источникам финансирования дефицита федерального бюджета:

  • формы внутренних и внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета;
  • по внебюджетным средствам - источник их получения;
  • по государственной собственности - виды объектов государственной собственности и формы их использования.

Составленный и подписанный акт на каждом объекте может быть дополнен пояснениями и возражениями проверяемой стороны в письменном виде в пятидневный срок. Если проверяемая сторона отказывается подписывать акт, инспектор делает об этом соответствующую запись.

После поступления актов в Счетную палату готовится отчет о результатах контрольного мероприятия, который рассматривается Коллегией Счетной палаты, как правило, в присутствии проверяемой стороны.

Порядок подготовки отчета

Данный порядок регламентирован стандартом СФК 4040 .

Главным документом Счетной палаты является отчет. Именно на его основании Коллегия, в целях устранения выявленных нарушений, готовит представления и предписания.

Представление Счетной палаты направляется руководству проверенной организации для устранения нарушений и должно быть рассмотрено в двадцатидневный срок.

Предписание направляется учреждению в случае либо длительного отсутствия реакции проверяемой стороны на полученное представление, либо при выявлении фактов ущерба, требующих немедленного реагирования (ст. 24 Закона № 4-ФЗ).

К сожалению, эффективность резолютивных документов Счетной палаты недостаточно высока - они не имеют прямого действия. А значит, не все проверенные учреждения спешат вносить изменения, на необходимость которых им указывает Счетная палата. Новая проблема возникла и в связи с изменениями в Бюджетном кодексе РФ: с 2009 г. Федеральное казначейство на основании представлений Счетной палаты не может в бесспорном порядке возвращать в бюджет деньги, использованные не по целевому назначению. Изменена сама концепция - теперь считается (и это соответствует мировой практике), что изъятием бюджетных денег должна быть наказана не вся организация, а те конкретные должностные лица, которые допустили их нецелевое расходование. Санкции против них прописаны в КоАП и УК РФ, но они, разумеется, применяются не автоматически, а могут быть реализованы только через судебные процедуры.

На практике эффективность деятельности Счетной палаты во многом обусловлена ее "политическим весом", возможностью беспрепятственного обращения в правоохранительные органы и судебные инстанции. В последние годы имело место немало исков к Счетной палате об отмене ее представлений, однако в абсолютном большинстве случаев они были проиграны проверяемыми организациями.

Сам факт существования независимого органа государственного финансового контроля/аудита служит серьезным фактором повышения финансовой дисциплины получателей средств федерального бюджета, организаций, использующих в той или иной форме государственные ресурсы. Благодаря усилиям инспекторов Счетной палаты удалось выявить ряд изощренных финансовых схем, повысить доходы бюджетов всех уровней, предотвратить попытки нанесения серьезного ущерба государству с использованием мошенничества, подкупа, а также рейдерских действий.

Заключение

Читатели этого материала могут использовать его как практические рекомендации по подготовке к проверке со стороны не только Счетной палаты, но и других оганов финансового контроля. На основе внутренних регламентов проверяющего органа учреждение может построить свою систему внутреннего контроля, принять во внимание стандарты СФК при их разработке и усовершенствовании. Кстати, в соответствии с международной практикой Счетная палата ставит вопрос о наделении ее правом разрабатывать и устанавливать стандарты внутреннего контроля для государственных организаций.

Если учреждение решит всерьез подготовиться к проверке, то алгоритм и содержание проверок помогут выявлять и пресекать нарушения. Безусловно, это сделает его работу более прозрачной для проверяющих органов.

Бухгалтеру на заметку

Копии документов для инспекции делать на "черновиках" нельзя. Об этом говорится в письме Минфина России от 01.02.2010 № 03-02-07/1-35. Согласно Правилам делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 477, копией документа является документ, полностью воспроизводящий информацию подлинника и его внешние признаки. Пунктом 3.27 ГОСТ Р 6.30-2003 установлено, что на оборотной стороне последнего листа должны располагаться инициалы, фамилия и номер телефона исполнителя этого документа. Исходя из этого, финансовое ведомство указало, что на представляемых копиях должна быть отражена только та информация, которая необходима для целей налогового контроля. Следовательно, копии документов для инспекции нужно делать только на чистой бумаге.