Общественные течения в россии после декабрьского восстания. Большая энциклопедия нефти и газа
Общественные движения и политические течения в России во второй половине XIX века
Реформы 60-70-х гᴦ. привели к росту освободительного движения в обществе, появлению многочисленных кружков; групп и организаций, стремящихся к изменению политического режима в стране. Половинчатость, незавершенность многих преобразований вызвали разочарование в прогрессивных кругах общества. Помимо внутренних причин, большое значение имели революционные идеи, проникав-
шие в Россию из Европы, которые активно воспринимались обществом в условиях широкого распространения нигилистических воззрений (нигилизму как идеологической концепции присущи гипертрофированное сомнение и отрицание общепринятых ценностей, абсолютизация материального и индивидуального начал).
Освободительное движение 60-х - начала 70-х гᴦ. Период начала 60-х гᴦ. в истории русского освободительного движения получил наименование ʼʼпрокламационного периодаʼʼ. Прокламации, выпускаемые в виде обращений к различным слоям общества, стали ответом на крестьянскую реформу 1861 ᴦ. В этих обращениях, авторами которых чаще всего были разночинцы, студенты, участники различных подпольных кружков, разъяснялся грабительский смысл реформы, содержался призыв к борьбе за права и свободы. Хотя большинство прокламаций носили относительно умеренный характер, появляются обращения, призывающие к насильственному свержению влас*и, экстремистским акциям, организации режима революционной диктатуры (наиболее известной из таких прокламаций была ʼʼМолодая Россияʼʼ, составленная в мае 1862 года студентом П. Заичнев-ским). В конце 1861 ᴦ. в Санкт-Петербурге сложилась общерусская революционная группировка ʼʼЗемля и воляʼʼ. Программа ее носила умеренный характер: в нее входили требования передачи крестьянам тех наделов, которыми они владели до реформы, замена правительственных чиновников выборными, избрание центрального народного представительства. Реализация данных положений должна была произойти в результате крестьянской революции, которая, как предполагалось, очень скоро наступит. Когда надежда на скорейшее восстание крестьян не оправдалась, организация самоликвидировалась (начало 1864 ᴦ.). Во второй половине 60-х - начале 70-х годов в России (прежде всего в университетских городах) возникают многочисленные революционно-демократические кружки интеллигенции. Наиболее известными среди них были кружок Н.А. Ишутина, один из членов которого - Д.В. Каракозов - совершил 4 апреля 1866 ᴦ. покушение на Александра II, и кружок СП. Нечаева, программа которого носила наиболее радикальный характер.
Размещено на реф.рф
Организатор данного общества С. Нечаев со-
здал так называемый ʼʼКатехизис революционераʼʼ, в котором обосновывал крайне важно сть самых крайних методов в процессе борьбы с самодержавием: террора, шантажа, разрушений и т. д. Впервые вводится такое понятие, как революционная крайне важно сть, ради которой следовало отказаться от существующих моральных и нравственных норм. К началу 70-х гᴦ. большинство этих кружков было раскрыто и разгромлено властями.
Русское народничество 70 - 80-х гᴦ. Главным направлением освободительного движения пореформенной России становится народничество. Приверженцы данной идеологии считали, что интеллигенция в долгу перед народом и должна посвятить себя его избавлению от гнета и эксплуатации. Будучи социалистами, народники полагали, что Россия перейдет к социализму, минуя капиталистическую стадию; опорой для этого послужит крестьянская община, в которой народники видели социалистические черты. Среди народников не было единства по вопросам теории и тактики революционной борьбы. Можно выделить три крупнейших течения в народничестве. Теоретиком так называемого ʼʼбунтарского теченияʼʼ был М.А. Бакунин. Он доказывал, что русский мужик является социалистом и бунтарем ʼʼпо ин-стинк-туʼʼ, учить его этому не нужно, нужен лишь призыв к бунту. М. Бакунин являлся одним из основателей русского анархизма, считая, что любая государственная власть, даже самая демократическая, есть ʼʼисточник эксплуатации и деспотизмаʼʼ. Любой форме государства он противо-поставляд принцип ʼʼфедерализмаʼʼ, ᴛ.ᴇ. федерацию самоуправляющихся сельских общин, производственных ассоциаций на базе коллективной собственности орудий и средств производства.
Основателем и теоретиком пропагандистского направления был П.Л. Лавров. Он считал, что народ крайне важно готовить к революции и социализму посредством долгой пропаганды. П.Н. Ткачев являлся главным идеологом так называемого ʼʼзаговорщицкого теченияʼʼ. Согласно его теории, власть должна была быть захвачена хорошо организованной революционной партией, которой затем следовало внедрить социализм в русскую жизнь.
В середине 70-х годов в среде народников распространи-
лась практика ʼʼхождений в народʼʼ. Ряд активных деятелей этой организации двинулся в деревню, пытаясь путем революционной пропаганды разжечь крестьянский бунт. При этом крестьяне весьма настороженно относились к таким призывам и не проявляли стремлений к восприятию социалистических идей. Второе хождение в народ, в рамках которого интеллигенты селились в деревне, планомерно агитируя крестьян за революцию, завершилось не более удачно, чем первое. В 1876 ᴦ. народники изменили свою тактику. Создается крупная революционная организация, получившая название ʼʼЗемля и
воляʼʼ. Организацией руководили А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, О.В. Ан-текман и пр.
Размещено на реф.рф
Это была прекрасно организованная и хорошо законспирированная организация, имевшая свои филиалы (ʼʼобщиныʼʼ) в провинции. В качестве программных установок организации рассматривались требования передачи всей земли крестьянам, введения мирского самоуправления, свободы слова, собраний, совести и т.д. Основным направлением деятельности ʼʼЗемли и волиʼʼ стала пропаганда среди различных слоев общества. Террор рассматривался лишь как средство самозащиты или конкретно направленного возмездия, но не как основной метод борьбы. В 1879 ᴦ. внутри организации развернулась острая борьба мелсду сторонниками тактики террора (группа А. Желябова) и Г. Плехановым, ставившим во главу угла пропаганду. Результатом этих споров стало возникновение двух новых организаций - ʼʼНародной волиʼʼ, которая перешла к прямой борьбе против самодержавия, и
ʼʼЧерного переделаʼʼ, стоявшего на прежних, землевольческих позициях. Основной целью народовольцев стало цареубийство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ должно было явиться сигналом для всеобщей революции. После ряда неудачных покушений, 1 марта 1881 года Александр II был убит взрывом бомбы, брошенной студентом-террористом И. Гриневицким. Гибель царя, вопреки ожиданиям, не вызвала революции и крушения самодержавия. Вскоре большая часть членов ʼʼНародной волиʼʼ была арестована и казнена, а сама организация разгромлена после неудачного покушения на императора Александра III.
Начало социал-демократического движения в России в 80 - 90-е гᴦ. XIX в. 80 - 90-е годы в России были
временем увлечения марксизмом. Это учение, проникавшее из Европы, стало основой социал-демократического движения общественной мысли страны. Первой русской марксистской группой стала организация ʼʼОсвобождение трудаʼʼ, основанная Г. Плехановым в 1883 году в Швейцарии. Г. Плеханов доказывал неспособность крестьян к революции. Движущей силой революционного движения будущего, по его мнению, должен стать рабочий класс. С середины 80-х годов марксистские кружки стали возникать и в России. Их лидеры - Д. Благоев, П. Точисский, М. Бруснев и другие - вели марксистскую пропаганду среди рабочих, организовывали стачки, маевки, забастовки. В1895 году в Санкт-Петербурге В.И. Лениным и ЮЛ. Мартовым был создан ʼʼСоюз борьбы за освобождение рабочего классаʼʼ, представлявший из себя широкомасштабное социал-демократическое объединение, в состав которого входило около 20 кружков. Эти организации явились предпосылкой создания социал-демократических партий; в их рамках происходил рост политической грамотности рабочих, закладывались основы дальнейшей революционной борьбы.
Либерально-оппозиционное движение. Либеральная оппозиция, действовавшая в пореформенной России в составе земских учрелсдений, выражала свое недовольство произволом властей, требовала совершенствования государственного строя (представительного учреждения), Н о, в то же время, выступала за мирно.е разрешение проблем, опасаясь революционного взрыва. Оппозиционные настроения интеллигенции нашли свое отражение на страницах таких периодических изданий, как ʼʼГолосʼʼ, ʼʼВестник Европыʼʼ, ʼʼРусская мысльʼʼ. Земское либерально-оппозиционное движение функционировало в форме нелегальных собраний земцев, осуществлявших разработку и посылку царю так называемых ʼʼадресовʼʼ, в которых высказывались предложения различных реформ.
В 80 - 90-е гᴦ. земское движение претерпело заметную эволюцию: происходит сближение либеральной и легально-марксистской идеологий. В 1899 г, возник кружок ʼʼБеседаʼʼ, поставивший своей целью борьбу против бюрократии за свободу местного самоуправления. В эти годы закладываются основы либеральной идеологии, формируются полити-
ческие доктрины и концепции русского либерализма.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в качестве ядра освободительного движения второй половины XIX века можно выделить деятельность народнических организаций и групп. Несмотря на политическую незрелость и многочисленные заблуждения, участники этого движения становятся реальной силой, оказывающей заметное влияние на политическое развитие страны. В данный период власть, опираясь на свою карательно-репрессивную машину, с трудом справляется с революционерами. В целом, вторую половину XIX века можно охарактеризовать как подготовительный этап в освободительном движении. Закладываются основные теоретические и практические основы революционной деятельности. Заметно возросла роль сильной, хорошо сплоченной, имеющей единую волю организации.
Все это в комплексе с ростом политической грамотности и организованности масс, прежде всего растущего рабочего класса, в значительной степени повлияло на будущие события, став основой первой русской революции 1905 - 1907 гᴦ.
Общественные движения и политические течения в России во второй половине XIX века - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общественные движения и политические течения в России во второй половине XIX века" 2017, 2018.
С 60-х годов XIX в. Россия вступила в новый революционно-демократический или разночинский этап в освободительном движении. В этот период возглавить движение не могли ни дворянские революционеры, потерпевшие поражение в декабре 1825 г., ни буржуазия, которая в условиях крепостнической России еще не оформилась как класс.
Разночинцы (выходцы из разных сословий общества, люди "разного чина") - представители демократической интеллигенции и в 40-50-е годы играли заметную роль в русском общественном движении, теперь же они возглавили это движение, которое было направлено на устранение феодально-крепостнических пережитков в стране.
Объективно идеология и тактика разночинцев отражала борьбу крестьянских масс, а главным вопросом, стоявшим в 60-е годы, было участие в народной революции, которая покончила бы с самодержавием, помещичьим землевладением, сословными ограничениями. Задача подготовки революционного выступления требовала объединения и централизации демократических сил в стране, создания революционной организации. В России инициатива создания такой организации принадлежала Н.Г. Чернышевскому и его соратникам, за границей - А.И. Герцену и Н.П. Огареву. Результатом этих усилий явилось создание в Петербурге "Русского центрального народного комитета" (1862), а также местных отделений организации, получившей название "Земля и воля". В состав организации входили несколько сотен членов, а отделения, кроме столицы, существовали в Казани, Нижнем Новгороде, Москве, Твери и других городах.
По мнению членов организации, крестьянское восстание должно было вспыхнуть в России весной 1863 г., когда истекал срок для составления уставных грамот. Деятельность общества была направлена на агитацию и пропаганду, которые должны были придать будущему выступлению организованный характер и всколыхнуть широкие слои народных масс. Была налажена нелегальная издательская деятельность, создана типография в России, активно использовалась типография А.И. Герцена. Предпринимались попытки скоординировать русское и польское революционное движение. Однако польское восстание 1863-1864 гг. закончилось поражением, крестьянское восстание в России не произошло, а "Земля и воля" оказалась не в состоянии организовать революционное выступление. Уже летом 1862 г. самодержавие перешло в наступление. Были закрыты журналы "Современник" и "Русское слово", проведены аресты в Петербурге, Москве и других городах. Часть революционеров, спасаясь от преследований, эмигрировала. Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, Н.А. Серно-Соловьевич были арестованы (Чернышевский, осужденный на каторжные работы, провел на каторге и в ссылке 20 лет).
В 1864 г. общество, ослабленное арестами, но так и не раскрытое, самораспустилось.
Разгром восставшей Польши усилил реакцию в России, а польское восстание стало последней волной революционной ситуации конца 50 - начала 60-х годов. Первая революционная ситуация в России не завершилась революцией в силу отсутствия необходимого субъективного фактора: наличия класса, способного стать гегемоном в ходе назревавшей буржуазной революции. В результате правительственных репрессий в середине 60-х годов существенно изменилась обстановка в демократической среде. В движении наметился идейный кризис, который выплеснулся и на страницы демократической печати. Поиски выхода из кризиса приводили к дискуссиям о перспективах движения (полемика "Современника" и "Русского слова"), созданию новых кружков (Н.А. Ишутина и И.А. Худякова, Г.А. Лопатина). Один из членов кружка Ишутина, Д.В. Каракозов, 4 апреля 1866 г. в Петербурге стрелял в Александра II. Однако ни казнь Каракозова, ни последовавшая за ней полоса правительственного террора, не прервали революционного движения. Карамзин Н. М. История государства Российского в 12-ти т. М.: ИНФРА, 2003.-487с.
Идейные течения и общественные
Движения в России на рубеже веков
Причины подъема общественного движения.
· сохранение старой социально-политической системы и, в первую очередь, самодержавного строя с его полицейским аппаратом, привилегированным положением дворянства, отсутствием демократических свобод.
· нерешенность аграрно-крестьянского вопроса, который оставался центральным в общественной жизни страны.
· К прежним социальным противоречиям (между крестьянами и помещиками) добавились новые, вызываемые развитием капитализма:
o между рабочими и предпринимателями,
o либеральной буржуазией и консервативным дворянством,
o между самодержавием и народами, входившими в состав Российской империи.
· Половинчатость реформ 60-70-х годов и колебания правительственного курса (то меры в сторону либерализации, то усиление репрессий) также активизировали общественное движение.
Отличительной чертой общественной жизни России второй половины XIX в. была политическая инертность широких народных масс:
· Крестьянские волнения, вспыхнувшие после 1861 г., быстро сошли на нет,
· рабочее движение находилось в зачаточном состоянии.
· Народ сохранял царистские иллюзии.
Политическую инертность проявляла и буржуазия . В пореформенный период окончательно оформились три направления в общественном движении – консерваторы, либералы и радикалы. У них были разные политические цели, организационные формы и методы борьбы, духовные и морально-этические позиции.
Консерваторы.
Социальную основу этого направления составляло реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства.
Консерватизм второй половины XIX в. остался в идеологических рамках теории “официальной народности”:
· Самодержавие по-прежнему объявлялось важнейшим устоем государства , обеспечивающим величие и славу России.
· Православие провозглашалось основой духовной жизни народа и активно насаждалось.
· Народность означала единение царя с народом, что подразумевало отсутствие почвы для социальных конфликтов. В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России.
Во внутриполитической области консерваторы боролись за незыблемость самодержавия, свертывание реформ и проведение контрреформ. В социально-экономической сфере они ратовали за укрепление позиций дворянства, сохранение помещичьего землевладения . Во внешней политике ими развивались идеи панславизма – единение славянских народов вокруг России . В духовной сфере представители консервативной интеллигенции отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти.
Идеологами консерваторов были К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков. Распространению их идей способствовали чиновничье- бюрократический аппарат, церковь и реакционная печать.
Либералы.
Социальную основу либерального направления составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции (ученые, писатели, журналисты, врачи и др.).
Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исторического развития России. Либералы настаивали на введении конституционных начал, демократических свобод и продолжении реформ . Они выступали за создание общероссийского выборного органа (Земского собора), расширение прав и функций местных органов самоуправления (земств). Политическим идеалом для них была конституционная монархия.
Во внутриполитической области либералы ратовали за сохранение сильной исполнительной власти, полагая ее необходимым фактором стабильности России. В социально-экономической сфере они приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, предлагали ликвидировать сословные привилегии, понизить выкупные платежи, провести мероприятия, способствующие становлению в России правового государства и гражданского общества. Признание неприкосновенности личности, ее права на свободное духовное развитие было основой их морально-этических взглядов.
Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом социально-политической модернизации России . Идеологами либералов являлись ученые, публицисты, земские деятели (К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, В.А. Гольцев, Д.И. Шаховской, Ф.И. Родичев, П.А. Долгоруков). Либералы не создали устойчивой и организационно оформленной оппозиции правительству.
Особенности российского либерализма: его дворянский характер из - за политической слабости буржуазии и близость к консерватизму. Либералов и консерваторов объединяла боязнь народного “бунта” и действий радикалов.
Радикалы.
Представители этого направления развернули активную антиправительственную деятельность. В отличие от консерваторов и либералов они стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества (революционный путь).
Во второй половине XIX в. радикалы не имели широкой социальной основы, хотя объективно они выражали интересы крестьян и рабочих. В их движении участвовали выходцы из разных слоев общества, посвятившие себя служению народу.
Радикализм во многом провоцировался реакционной политикой правительства и условиями российской действительности (полицейский произвол, отсутствие свободы слова, собраний и организаций). Поэтому в самой России могли существовать только тайные организации. Теоретики радикалов, как правило, были вынуждены эмигрировать и действовать за границей. Это способствовало укреплению связей русского и западно-европейского революционных движений.
В радикальном направлении второй половины XIX в. господствующее положение занимало течение, идейным основанием которого была теория особого, некапиталистического развития России и “общинного социализма”.
В истории движения радикалов второй половины XIX в. выделяются три этапа:
· 60-е годы – складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков;
· 70-е годы -оформление народнической доктрины и деятельность организаций революционных народников;
· 80-90-е годы – активизация либеральных народников и начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группы.
Организации
“Шестидесятники”.
Подъем крестьянского движения в 1861-1862 гг. был ответом народа на несправедливость реформы 19 февраля. Это активизировало радикалов, которые надеялись на крестьянское восстание.
В 60-е годы сложилось два центра радикального направления.
· Один – вокруг редакции “Колокола”, издаваемого А.Г. Герценом в Лондоне. Он пропагандировал свою теорию “общинного социализма” и резко критиковал грабительские условия освобождения крестьян.
· Второй центр возник в России вокруг редакции журнала “Современник”. Его идеологом стал Н.Г. Чернышевский, кумир разночинной молодежи того времени. Он также критиковал правительство за сущность реформы, мечтал о социализме, но, в отличие от А.И. Герцена, видел необходимость использования Россией опыта европейской модели развития.
На основе идей Н.Г. Чернышевского образовались несколько тайных организаций: кружок “Великорусе” (1861-1863), “Земля и воля” (1861- 1864 “. Левые” радикалы поставили задачу подготовки народной революции.
“Земля и воля”.
Это была первая крупная революционно-демократическая организация. В нее входило несколько сотен членов из разных социальных слоев: чиновники, офицеры, литераторы, студенты .
Первые тайные организации просуществовали недолго. Одни участники организаций (в том числе Н.Г. Чернышевский) были арестованы, другие эмигрировали. Правительству удалось отбить натиск радикалов первой половины 60-х годов.
Во второй половине 60-х годов вновь возникли тайные кружки. Их члены сохранили идейное наследие Н.Г.Чернышевского, но, разуверившись в возможности народной революции в России, перешли к узко заговорщической и террористической тактике . В 1866 г. член кружка Н.А. Ишутина Д.В. Каракозов совершил покушение на царя Александра II.
В 1869 г. учитель С.Г. Нечаев и журналист П.Н. Ткачев создали в Петербурге организацию, призывавшую студенческую молодежь готовить восстание и использовать любые средства в борьбе с правительством . После разгрома кружка С.Г.Нечаев на время уехал за границу, но уже осенью 1869 г. вернулся и основал в Москве организацию “Народная расправа”. Он отличался крайним политическим авантюризмом, требовал от участников слепого подчинения своим распоряжениям. За отказ подчиниться диктатуре студент И.И. Иванов был ложно обвинен в предательстве и убит. Полиция разгромила организацию. С.Г. Нечаев скрылся в Швейцарию.
На рубеже 60-70-х годов, во многом на основе идей А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского, оформилась народническая идеология . Она стала весьма популярной у демократически настроенных интеллигентов последней трети XIX столетия. Среди народников сложилось два направления: революционное и либеральное.
Реформы 60-70-х гг. привели к росту освободительного движения в обществе, появлению многочисленных кружков; групп и организаций, стремящихся к изменению политического режима в стране. Половинчатость, незавершенность многих преобразований вызвали разочарование в прогрессивных кругах общества. Помимо внутренних причин, большое значение имели революционные идеи, проникав-
шие в Россию из Европы, которые активно воспринимались обществом в условиях широкого распространения нигилистических воззрений (нигилизму как идеологической концепции присущи гипертрофированное сомнение и отрицание общепринятых ценностей, абсолютизация материального и индивидуального начал).
Освободительное движение 60-х - начала 70-х гг. Период начала 60-х гг. в истории русского освободительного движения получил наименование «прокламационного периода». Прокламации, выпускаемые в виде обращений к различным слоям общества, стали ответом на крестьянскую реформу 1861 г. В этих обращениях, авторами которых чаще всего были разночинцы, студенты, участники различных подпольных кружков, разъяснялся грабительский смысл реформы, содержался призыв к борьбе за права и свободы. Хотя большинство прокламаций носили относительно умеренный характер, появляются обращения, призывающие к насильственному свержению влас*и, экстремистским акциям, организации режима революционной диктатуры (наиболее известной из таких прокламаций была «Молодая Россия», составленная в мае 1862 года студентом П. Заичнев-ским). В конце 1861 г. в Санкт-Петербурге сложилась общерусская революционная группировка «Земля и воля». Программа ее носила умеренный характер: в нее входили требования передачи крестьянам тех наделов, которыми они владели до реформы, замена правительственных чиновников выборными, избрание центрального народного представительства. Реализация данных положений должна была произойти в результате крестьянской революции, которая, как предполагалось, очень скоро наступит. Когда надежда на скорейшее восстание крестьян не оправдалась, организация самоликвидировалась (начало 1864 г.). Во второй половине 60-х - начале 70-х годов в России (прежде всего в университетских городах) возникают многочисленные революционно-демократические кружки интеллигенции. Наиболее известными среди них были кружок Н.А. Ишутина, один из членов которого - Д.В. Каракозов - совершил 4 апреля 1866 г. покушение на Александра II, и кружок СП. Нечаева, программа которого носила наиболее радикальный характер. Организатор данного общества С. Нечаев со-
здал так называемый «Катехизис революционера», в котором обосновывал необходимость самых крайних методов в процессе борьбы с самодержавием: террора, шантажа, разрушений и т. д. Впервые вводится такое понятие, как революционная необходимость, ради которой следовало отказаться от существующих моральных и нравственных норм. К началу 70-х гг. большинство этих кружков было раскрыто и разгромлено властями.
Русское народничество 70 - 80-х гг. Главным направлением освободительного движения пореформенной России становится народничество. Приверженцы данной идеологии считали, что интеллигенция в долгу перед народом и должна посвятить себя его избавлению от гнета и эксплуатации. Будучи социалистами, народники полагали, что Россия перейдет к социализму, минуя капиталистическую стадию; опорой для этого послужит крестьянская община, в которой народники видели социалистические черты. Среди народников не было единства по вопросам теории и тактики революционной борьбы. Можно выделить три крупнейших течения в народничестве. Теоретиком так называемого «бунтарского течения» был М.А. Бакунин. Он доказывал, что русский мужик является социалистом и бунтарем «по ин-стинк-ту», учить его этому не надо, нужен лишь призыв к бунту. М. Бакунин являлся одним из основателей русского анархизма, считая, что любая государственная власть, даже самая демократическая, есть «источник эксплуатации и деспотизма». Любой форме государства он противо-поставляд принцип «федерализма», т.е. федерацию самоуправляющихся сельских общин, производственных ассоциаций на основе коллективной собственности орудий и средств производства.
Основателем и теоретиком пропагандистского направления был П.Л. Лавров. Он считал, что народ необходимо готовить к революции и социализму посредством долгой пропаганды. П.Н. Ткачев являлся главным идеологом так называемого «заговорщицкого течения». Согласно его теории, власть должна была быть захвачена хорошо организованной революционной партией, которой затем следовало внедрить социализм в русскую жизнь.
В середине 70-х годов в среде народников распространи-
лась практика «хождений в народ». Ряд активных деятелей этой организации двинулся в деревню, пытаясь путем революционной пропаганды разжечь крестьянский бунт. Однако крестьяне весьма настороженно относились к таким призывам и не проявляли стремлений к восприятию социалистических идей. Второе хождение в народ, в рамках которого интеллигенты селились в деревне, планомерно агитируя крестьян за революцию, завершилось не более удачно, чем первое.
В 1876 г. народники изменили свою тактику. Создается крупная революционная организация, получившая название «Земля и воля». Организацией руководили А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, О.В. Ан-текман и пр. Это была прекрасно организованная и хорошо законспирированная организация, имевшая свои филиалы («общины») в провинции. В качестве программных установок организации рассматривались требования передачи всей земли крестьянам, введения мирского самоуправления, свободы слова, собраний, совести и т.д. Основным направлением деятельности «Земли и воли» стала пропаганда среди различных слоев общества. Террор рассматривался лишь как средство самозащиты или конкретно направленного возмездия, но не как основной метод борьбы. В 1879 г. внутри организации развернулась острая борьба мелсду сторонниками тактики террора (группа А. Желябова) и Г. Плехановым, ставившим во главу угла пропаганду. Результатом этих споров стало возникновение двух новых организаций - «Народной воли», которая перешла к прямой борьбе против самодержавия, и «Черного передела», стоявшего на прежних, землевольческих позициях. Основной целью народовольцев стало цареубийство, которое должно было явиться сигналом для всеобщей революции. После ряда неудачных покушений, 1 марта 1881 года Александр II был убит взрывом бомбы, брошенной студентом-террористом И. Гриневицким. Гибель царя, вопреки ожиданиям, не вызвала революции и крушения самодержавия. Вскоре большая часть членов «Народной воли» была арестована и казнена, а сама организация разгромлена после неудачного покушения на императора Александра III.
Начало социал-демократического движения в России в 80 - 90-е гг. XIX в. 80 - 90-е годы в России были
временем увлечения марксизмом. Это учение, проникавшее из Европы, стало основой социал-демократического движения общественной мысли страны. Первой русской марксистской группой стала организация «Освобождение труда», основанная Г. Плехановым в 1883 году в Швейцарии. Г. Плеханов доказывал неспособность крестьян к революции. Движущей силой революционного движения будущего, по его мнению, должен стать рабочий класс. С середины 80-х годов марксистские кружки стали возникать и в России. Их лидеры - Д. Благоев, П. Точисский, М. Бруснев и другие - вели марксистскую пропаганду среди рабочих, организовывали стачки, маевки, забастовки. В1895 году в Санкт-Петербурге В.И. Лениным и ЮЛ. Мартовым был создан «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», представлявший из себя широкомасштабное социал-демократическое объединение, в состав которого входило около 20 кружков. Эти организации явились предпосылкой создания социал-демократических партий; в их рамках происходил рост политической грамотности рабочих, закладывались основы дальнейшей революционной борьбы.
Либерально-оппозиционное движение. Либеральная оппозиция, действовавшая в пореформенной России в составе земских учрелсдений, выражала свое недовольство произволом властей, требовала совершенствования государственного строя (представительного учреждения), Но, в то же время, выступала за мирно.е разрешение проблем, опасаясь революционного взрыва. Оппозиционные настроения интеллигенции нашли свое отражение на страницах таких периодических изданий, как «Голос», «Вестник Европы», «Русская мысль». Земское либерально-оппозиционное движение функционировало в форме нелегальных собраний земцев, осуществлявших разработку и посылку царю так называемых «адресов», в которых высказывались предложения различных реформ.
В 80 - 90-е гг. земское движение претерпело заметную эволюцию: происходит сближение либеральной и легально-марксистской идеологий. В 1899 г, возник кружок «Беседа», поставивший своей целью борьбу против бюрократии за свободу местного самоуправления. В эти годы закладываются основы либеральной идеологии, формируются полити-
ческие доктрины и концепции русского либерализма.
Таким образом, в качестве ядра освободительного движения второй половины XIX века можно выделить деятельность народнических организаций и групп. Несмотря на политическую незрелость и многочисленные заблуждения, участники этого движения становятся реальной силой, оказывающей заметное влияние на политическое развитие страны. В этот период власть, опираясь на свою карательно-репрессивную машину, с трудом справляется с революционерами. В целом, вторую половину XIX века можно охарактеризовать как подготовительный этап в освободительном движении. Закладываются основные теоретические и практические основы революционной деятельности. Заметно возросла роль сильной, хорошо сплоченной, имеющей единую волю организации.
Все это в комплексе с ростом политической грамотности и организованности масс, прежде всего растущего рабочего класса, в значительной степени повлияло на будущие события, став основой первой русской революции 1905 - 1907 гг.
Представляют собой социальные движения . По определению Д. Делла Порта и М. Диани, социальные движения представляют собой «неформальные сети, базирующиеся на разделяемых всеми их участниками ценностях и солидарности, мобилизующие своих участников по поводу конфликтных проблем посредством регулярного использования различных форм протеста».
Социальные движения — это неинституциональный тип коллективного действия, и соответственно их не следует смешивать с социальными институтами. Социальные институты — это устойчивые и стабильные образования, а социальные движения имеют неопределенный временной цикл, они нестабильны, при некоторых условиях легко распадаются. Социальные институты призваны поддерживать систему социальных отношений, общественный порядок, а социальные движения не имеют устойчивого институционального статуса, большинство членов общества относится к ним равнодушно, а некоторые даже с неприязнью.
Социальные движения представляют собой особую разновидность социальных процессов. Все социальные движения начинаются с чувства недовольства существующим социальным устройством. Объективные события и ситуации создают условия для понимания несправедливости существующего положения вещей. Люди видят, что власти не принимают мер, чтобы изменить ситуацию. При этом существуют определенные эталоны, нормы, знание того, как должно быть. Тогда люди объединяются в общественное движение.
В современном обществе можно выделить различные социальные движения : молодежные, феминистские, политические, революционные, религиозные и др. Общественное движение может быть структурно не оформлено, в нем может не быть фиксированного членства. Это может быть стихийное кратковременное движение или общественно-политическое движение с высокой степенью организованности и значительной продолжительностью деятельности (из них рождаются политические партии).
Рассмотрим такие социальные движения, как экспрессивные, утопические, революционные, реформаторские.
Экспрессивные движения
Участники таких движений с помощью особых ритуалов, танцев, игр создают мистическую реальность, чтобы практически полностью отделиться от несовершенной жизни общества. К ним можно отнести мистерии Древней Греции, Древнего Рима, Персии и Индии. Сейчас экспрессивные движения наиболее ярко проявляются в среде молодежи: в объединениях рокеров, панков, готов, эмо, байкеров и т.д. с их попытками создать свою субкультуру. Как правило, взрослея, молодые люди — участники этих движений — получают профессию, работу, обзаводятся семьей, детьми и в конце концов становятся рядовыми обывателями.
К экспрессивным движениям относят и разного рода монархические объединения в России, движения ветеранов войны. Общей основой в подобных объединениях служат традиции прошлого, реальные или воображаемые подвиги предков, стремление идеализировать старые обычаи и стиль поведения. Обычно эти безобидные объединения заняты воспоминаниями и созданием мемуаров, однако именно они при определенных условиях могут побудить пассивное до этого население к действиям, могут стать промежуточным звеном между неполитическими и активными политическими движениями. В процессе этнических конфликтов они могут играть чрезвычайно негативную роль.
Утопические движения
Уже в античности Платон пытался описать будущее совершенное общество в своем диалоге «Государство». Впрочем, попытки философа создать такое общество не увенчались успехом. Движения первых христиан, которые были созданы на основе идей всеобщего равенства, оказались более жизнестойкими, так как их члены не стремились к личному счастью и материальному благополучию, а желали создать идеальные отношения.
Светские «совершенные» общества стали появляться на земле с тех пор, как в 1516 г. английский гуманист Томас Мор написал свою знаменитую книгу «Утопия» (слово «утопия» (греч.) можно понимать и как «место, которого нет» и как «благословенная страна»). Утопические движения возникали как попытки создать на земле идеальную социальную систему с добрыми гуманными людьми и справедливыми общественными отношениями. Мюнстерская коммуна (1534), коммуны Роберта Оуэна (1817), фаланги Шарля Фурье (1818) и многие другие утопические организации быстро распадались по многим причинам, и прежде всего из-за недооценки естественных качеств человека — желания достичь жизненного благополучия, стремления реализовать свои способности, работать и получать за это адекватное вознаграждение.
Однако нельзя недооценивать и желание людей изменить условия, в которых они живут. Это особенно относится к группам, члены которых считают существующие отношения несправедливыми и в связи с этим стремятся решительно изменить свое социальное положение.
Революционное движение
Революция — это неожиданное, стремительное, часто насильственное, кардинальное изменение социальной системы, структуры и функций основных социальных институтов. Революцию следует отличать от верхушечного переворота. «Дворцовые» перевороты совершают люди, стоящие у руля правления, они оставляют неизменными
социальные институты и систему власти в обществе, заменяя, как правило, только первых лиц государства.
Обычно революционное движение развивается постепенно в атмосфере всеобщей социальной неудовлетворенности. Выделяются следующие типичные стадии развития революционных движений:
- накопление социальной неудовлетворенности в течение ряда лет;
- появление мотивов к активным действиям, восстанию;
- революционный взрыв, вызванный колебаниями и слабостью правящей верхушки;
- выход на активные позиции радикалов, которые захватывают
- власть и уничтожают оппозицию; о период режима террора;
- возврат к спокойному состоянию, устойчивой власти и некоторым образцам прежней предреволюционной жизни.
Именно по такому сценарию протекали все наиболее значимые революции.
Реформаторское движение
Реформы проводятся с целью исправить дефекты существующего социального порядка в отличие от революции, цель которой — разрушить всю социальную систему и создать принципиально новый социальный порядок, радикально отличающийся от прежнего. Исторический опыт свидетельствует, что своевременно проведенные необходимые реформы часто предотвращают революцию, если основой для социальных реформ выступают интересы населения. Там, где тоталитарное или авторитарное правление блокирует движение реформ, единственным способом устранения недостатков социальной системы становится революционное движение. В традиционно демократических странах, например Швеции, Бельгии, Дании, радикальные движения имеют мало сторонников, в то же время в тоталитарных режимах репрессивная политика постоянно провоцирует революционные движения и беспорядки.
Стадии социального движения
В любом социальном движении при всех особенностях, обусловленных спецификой страны, региона, народа, выделяют четыре одинаковые стадии: начального беспокойства, возбуждения, формализации, последующей институционализации.
Стадия беспокойства связана с возникновением у населения неуверенности в завтрашнем дне, чувства социальной несправедливости, с ломкой системы ценностей и привычных норм поведения. Так, в России после событий августа 1991 г. и официального введения рыночных механизмов миллионы людей оказались в непривычной обстановке: без работы, без средств к существованию, без возможности в рамках традиционной идеологии оценить ситуацию, когда подверглись эрозии устоявшиеся нормы морали, права, стали изменяться ценности. Это привело к возникновению сильного социального беспокойства у значительной части населения и создаю предпосылки для формирования различных социальных движений.
Стадия возбуждения наступает, если на стадии беспокойства люди начинают связывать ухудшение своего состояния с реальными социальными процессами в такой степени, что у них возникает потребность в активных действиях. Сторонники движения собираются вместе для обсуждения существующего положения. На стихийно возникающих митингах произносятся речи, выдвигаются ораторы, которым лучше других удается сформулировать волнующие всех проблемы, агитаторы и, наконец, лидеры с идеологическим организационным талантом, которые обозначают стратегию и цели борьбы и превращают массы недовольных в эффективное социальное движение. Стадия возбуждения весьма динамична и быстро заканчивается либо активными действиями, либо потерей у людей всякого интереса к этому движению.
Социальное движение, которое пытается добиться коренных изменений в обществе, обычно в той или иной мере организовано. Если энтузиазм возбужденных масс не упорядочен и не направлен на достижение определенных целей, начинаются стихийные уличные беспорядки. Поведение возбужденной толпы непредсказуемо, его итогом становится разрушение: люди поджигают автомобили, переворачивают автобусы, бросают камни в полицейских, выкрикивают угрозы. Так иногда ведут себя футбольные фанаты, провоцируя своих оппонентов. При этом возбуждение обычно быстро проходит и о каком-либо организованном и длительном по времени движении не может быть и речи.
На стадии формализации происходит оформление движения (структуризация, регистрация и т.д.), появляются идеологи для его теоретического обоснования, формулирования четких и ясных целей и задач. Через агитаторов населению разъясняют причины создавшегося положения, перспективы самого движения. На этой стадии возбужденные массы превращаются в дисциплинированных представителей движения, которые имеют более или менее реальную цель.
На стадии институционаяизации социальному движению придается завершенность и определенность. Движение вырабатывает определенные культурные образцы с разработанной идеологией, структурой управления, собственной символикой.
Социальные движения, достигшие своей цели, например получившие доступ к государственной власти, превращаются в социальные институты или организации. Многие движения распадаются под влиянием внешних условий, внутренних слабостей.
Причины возникновения социальных движений
Почему в одном обществе возникают социальные движения, бурлит революционная деятельность, появляются беспорядки, а другое общество живет без значительных потрясений и конфликтов, хотя там также есть богатые и бедные, правящие и управляемые? По-видимому, однозначного ответа на данный вопрос не существует, поскольку действует множество факторов, в том числе цивилизационных.
В экономически развитых, демократически устроенных обществах большинство населения испытывает чувство относительной безопасности, стабильности, равнодушно к изменениям в общественной жизни, не хочет присоединяться к радикальным социальным движениям, поддерживать их, а тем более участвовать в них.
Для изменяющихся нестабильных обществ более характерны элементы социальной дезорганизации, состояние аномии.
Если в традиционных обществах человеческие потребности удерживаются на достаточно низком уровне, то с развитием цивилизации свобода личности от традиций, коллективных нравов и предрассудков, возможностьличного выбора занятий и способов действия резко расширяются, но одновременно возникает состояние неопределенности, сопровождающееся отсутствием твердых жизненных целей, норм и образцов поведения. Это ставит людей в двойственное социальное положение, ослабляет связь с конкретной группой и со всем обществом, что ведет к росту случаев отклоняющегося поведения. Особой остроты аномия достигает в условиях свободного рынка, экономических кризисов и неожиданных перемен социально-политических постоянных факторов.
Американский социолог Р. Мертон у членов такого рода нестабильных обществ подметил некоторые основные социально-психологические черты. В частности, они полагают, что те, кто управляет государством, равнодушны к желаниям и стремлениям его рядовых членов. Рядовому гражданину кажется, что он не может достичь своих основных целей в обществе, которое видится ему непредсказуемым и беспорядочным. У него растет убеждение в том, что невозможно рассчитывать на какую-либо социальную и психологическую поддержку институтов данного общества. Комплекс чувств и мотивов такого рода можно рассматривать как современную разновидность аномии.
В этих случаях людям присущи установки на социальные изменения. Данные установки становятся основой формирования движений, которые вызывают контрдвижения, тождественные по направленности, но противоположные по ценностям. Движения и контрдвижения всегда сосуществуют там, где представлены группы с разными интересами и целями.
Наиболее эффективной формой предупреждения столкновения социальных движений с противоположными целями является устранение его причин на разных уровнях.
На общесоциальном уровне речь идет о выявлении и устранении экономических, социальных и политических факторов, которые дезорганизуют общественную и государственную жизнь. Перекосы в экономике, разрыв в уровне и качестве жизни больших групп и слоев населения, политическая нестабильность, неорганизованность и неэффективность системы управления служат постоянным источником крупных и мелких, внутренних и внешних конфликтов. Чтобы предупредить появление радикальных движений, необходимо последовательно проводить социальную, экономическую, культурную политику в интересах всего общества, укреплять правопорядок и законность, содействовать повышению духовной культуры людей. Указанные меры — это общая «профилактика» любых социально негативных явлений в обществе, в том числе конфликтных ситуаций. Восстановление и укрепление законности, изживание «субкультуры насилия», характерной для многих слоев населения, все, что может способствовать сохранению нормальных деловых отношений между людьми, укреплению их взаимного доверия и уважения, предупреждает возникновение радикальных и экстремистских движений, а если они уже образовались, способствует смягчению их позиций до приемлемого для общества уровня.
Таким образом, социальные движения можно определить как совокупность протестных действий, направленных на поддержку социальных изменений, «коллективную попытку осуществить общие интересы или добиться общей цели посредством коллективного действия вне рамок установленных институтов» (Э. Гидденс). Важную роль в развитии общества сыграли экспрессивные, утопические, революционные и реформаторские социальные движения. Практика показывает, что, достигая своей цели, социальные движения прекращают существование в качестве собственно движений и преобразуются в институты и организации.