Составление земельного баланса муниципального образования. Документы, используемые при формировании земельного баланса в пределах административно – территориальной единицы Определение алгоритма составления земельного баланса


Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «НИНХ»

Бизнес-колледж

Курсовая работа

МДК.01.01. Управление территориями и недвижимым имуществом

ПМ.01 УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ

Составление земельного баланса муниципального образования (определенного района)

выполнил студент: Вакулов Сергей Сергеевич

курс 2 группа225

специальность Земельно-имущественные отношения

дата регистрации деканатом___________

проверил: Манжалей Валентина Николаевна (Ф.И.О. преподавателя)

оценка_____________________________

Введение 3

1. Организация территории муниципального образования (района) 5

1.1. Относительная устойчивость территории 5

1.2. Методы управление земельными ресурсами 8

1.3. Административная ответственность за земельные правонарушения 11

2. Земельный баланс муниципального образования (района) 16

2.1. Нормативно-правовые акты, действующие на территории 19

2.2. Функциональное зонирование территории муниципального

образования (района)

2.3. Баланс территории муниципального образования 23

Заключение 26

Используемая литература 27

Введение

Цель работы: Обеспечение устойчивого развития муниципального образования (района).

Исходные данные: План муниципального образования (района) масштаба 1:500. В процессе длительной мировой истории городской цивилизации сложилась особая группа земель населенных пунктов – городские земли, формирующиеся под воздействием всего многообразия факторов городской среды. Как один из итогов тысячелетнего существования и развития городских поселений в России, здесь также, в русле общемировой тенденции, выделяется группа городских земель в составе категории земель населенных пунктов.

Определённое место в составе земель населённых пунктов занимают лесные земли и земли под дорогами (по 10%), наличие прочих угодий не столь значительно. К сожалению, система учёта земель, принятая в Роснедвижимости, не позволяет получать сведения о распределении земель по угодьям отдельно для земель городских и для земель сельских населённых пунктов, очевидно, весьма различающихся по составу.

В соответствии с действующим земельным законодательством, в правовом отношении под городскими землями (землями городов) следует понимать часть земель, отнесенных к категории земель населенных пунктов и находящихся в пределах границ городских округов. Таким образом, объектом оценки состояния, мониторинга и охраны городских земель являются все земли, расположенные в границах города и составляющие городской земельный фонд. Городские земли, как и земли в широком смысле понятия, следует рассматривать, в соответствии с современными представлениями, как основу жизни и деятельности населения города с трех позиций:

    как природный (природно-антропогенный) объект, важнейший компонент окружающей среды;

    как природный (природно-антропогенный) ресурс, используемый для размещения населения и осуществления его хозяйственной и иной деятельности;

    как объект земельно-имущественных отношений, компонент недвижимого имущества, являющийся объектом имущественного (вещного) права. Городские земли - важнейшая часть городской среды, верхняя часть земной коры, характеризующаяся пространством и рядом других важных компонентов (рельефом, климатом, почвами, растительностью, недрами, водами, строениями, сооружениями и коммуникациями), отграниченная от прочих земель и являющаяся базисом для проживания, труда и отдыха населения и для размещения и функционирования производственных и иных предприятий, организаций и учреждений.

В земле­устроительной науке и практике принято следующее определение:

«Земля – это поверхность суши, природный ресурс, характеризующийся пространством, рельефом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, а также объект социально-экономических отношений, являющихся главным средством производства в сельском хозяйстве и пространственным базисом размещения и развития всех отраслей народного хозяйства».

Территория – это определенная часть пространства, с соответствующим социальным, природным, экономическим, инфраструктурным, культурно-историческим потенциалом страны, которая находится в юрисдикции государственных или местных органов власти.

Земельный баланс – система земельно-отчетных документов, которая охватывает земельный фонд в пределах всех административно-территориальных единиц. Земельный баланс составляют сельские, поселковые и городские советы, они его рассматривают, утверждают и представляют в установленные сроки для учета в земельном балансе района, области, страны.

Землеустройство – это соци­ально-экономический процесс целенаправленной организации территории и средств производства, неразрывно связанных с землей, происходящий под воздействием наличных производитель­ных сил и производственных отношений; в узком смысле - это действия (мероприятия), осуществляемые государством, земле­владельцами и землепользователями по наведению порядка в ис­пользовании и охране земель.

Муниципальное образование - территория, в границах которой совместно с государственным управлением разрешено местное самоуправление для решения только местных вопросов. Такое местное самоуправление осуществляется непосредственно или через выборные, и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.

Ведение земельного баланса, как одна из профессиональных компетенций (ПК1.1) при подготовке специалистов в сфере управления земельно-имущественным комплексом.

Кисель Татьяна Семёновна, преподаватель

ГБПОУ Свердловской области «Талицкий лесотехнический колледж им. Н.И.Кузнецова»

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего профессионального образования по специальности 210205 «Земельно-имущественные отношения» утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 года № 486 и представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по указанной специальности.

Область профессиональной деятельности выпускников: Управление земельно-имущественным комплексом; осуществление кадастровых отношений; картографо-геодезическое сопровождение земельно-имущественных отношений; определение стоимости недвижимого имущества.

Специалист по земельно-имущественным отношениям должен обладать общими и профессиональными компетенциями, соответствующим видам деятельности. Рассматривая профессиональную компетенцию, соответствующую определенному виду деятельности, ФГОС указывает, что специалист в сфере управления земельно-имущественным комплексом должен обладать такими профессиональными компетенциями, как:

ПК.1.1. Составлять земельный баланс района.

ПК.1.2. Подготавливать документацию, необходимую для принятия управленческих решений по эксплуатации и развитию территорий.

ПК.1.3. Готовить предложения по определению экономической эффективности использования имеющегося недвижимого имущества.

ПК.1.4. Участвовать в проектировании и анализе социально-экономического развития территории.

ПК.1.5. Осуществлять мониторинг земель территорий.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями, студент в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

Составления земельного баланса по району (муниципальному образованию);

Составления документации, необходимой для принятия управленческих решений по эксплуатации и развитию территорий.

В настоящей публикации я предлагаю рассмотреть одну из профессиональных компетенций – ПК1.1., которая предусматривает, что будущий специалист в сфере управления земельно-имущественным комплексом должен уметь составлять земельный баланс.

Но прежде чем научиться составлять земельный баланс, студент должен иметь четкое представление о том, что представляет из себя земельный баланс, для чего его необходимо составлять и какова его роль в сфере управления земельными ресурсами. Эти вопросы я и попытаюсь рассмотреть в настоящей публикации.

Земельный баланс – это систематизированный свод сведений об изменениях показателей, характеризующих наличие, состояние и использование земель, за определенный период времени в границах территориального образования.

Объектом учета в земельном балансе является земельный фонд или иначе, все земли в границах определенного территориального образования.

Единицей учета при составлении земельного баланса является конкретный земельный участок (единое землепользование), находящийся в собственности, владении, пользовании и аренде субъекта права (гражданина, юридического лица, органа государственной власти или органа местного самоуправления).

Земельный баланс составляется в целях планирования, анализа, учета и надзора за использованием земельных ресурсов.

Данные земельного баланса обеспечивают реализацию основных функций органов управления, направленных на:

Выработку социально-экономической политики в области землепользования и землевладения;

Прогнозирование доходов от видов экономической деятельности, в которых земля является главным ресурсом, а также планирование использования земельных участков;

Учет активов, находящихся в распоряжении органов власти и управления, с целью распределения или перераспределения средств бюджетов разных уровней;

Расчет объемов капиталовложений в природоохранные мероприятия, направленные на сохранение и повышения плодородия почв, вовлечение земель в хозяйственный оборот, ликвидацию ущербов от негативных природных и техногенных воздействий;

Организацию государственного надзора за использованием и охраной земель;

Организацию работ по составлению схем использования и охраны земель, а также проектов территориального землеустройства;

Осуществление иной деятельности, направленной на повышение уровня эффективности использования и капитализации земель.

Земельный баланс содержит систему показателей, характеризующих объект учета и имеющих экономическое, экологическое, социальное значение для регулирования земельных отношений. К таким показателям относятся следующие сведения:

О распределении земель по формам собственности;

О правах, на которых использую землю граждане и юридические лица;

О распределении земель в городских и сельских поселениях;

О качественном состоянии и использовании земель;

Об изменениях в составе земель и их правовом положении, произошедшем за отчетный период времени;

О кадастровой стоимости земель и сделках с землей.

Земельный баланс составляется органами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) на основе документированной информации, содержащейся:

В государственном земельном кадастре;

В Едином Государственном Реестре Прав (ЕГРП) на объекты недвижимого имущества;

В государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства;

Базе данных, формируемой в результате ведения работ по государственному мониторингу земель;

А также информации, поступающей из органов, осуществляющих учет лесных и водных ресурсов, особо охраняемых природных территорий, учет плодородия земель сельскохозяйственного назначения, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Земельный баланс составляется на федеральном и региональном уровнях, и его формирование должно осуществляться в соответствии со следующими принципами:

Земельный баланс составляется по единой методике на всей территории Российской Федерации;

Составление земельного баланса осуществляется в соответствии с установленной периодичностью;

Показатели земельного баланса должны быть сопоставимы и совместимы на различных уровнях его ведения (муниципальном, уровне субъекта РФ, федеральном);

Земельный баланс отражает реальные площади всех земельных участков в границах территориальных образований, а их общая площадь представляет собой балансовую площадь территориального образования, которая формируется и изменяется в соответствии с правилами, установленными в порядке по ведению земельного баланса Российской Федерации;

Земельный баланс формируется и представляется на основе системы документов и бланков установленного образца;

Формы земельного баланса должны быть унифицированы для целей автоматизированной обработки.

Автоматизированная система ведения земельного баланса является логической составляющей автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости.

Земельные балансы в Российской Федерации ведутся в электронном виде.

Балансовые документы подразделяются на основные и производные.

К основным балансовым документам относятся балансовые книги, дежурные (рабочие) балансовые тетради, тематические карты.

В балансовые книги вносятся данные о единицах учета земельного баланса, полученные из информационных ресурсов органов Росреестра, Минприроды, Минсельхоза, Росстата, сведенные и сгруппированные по установленным признакам в границах территориальных образований. Выборка данных из информационных ресурсов осуществляется в установленные и согласованные с держателем информации сроки.

Дежурные балансовые тетради предназначены для отражения текущих изменений, происходящих в определенный период времени в составе единиц учета земельного баланса.

Сведения, вносимые в балансовые книги и дежурные балансовые тетради, отражаются в них в табличной форме. Табличные формы земельного баланса должны быть унифицированы с целью их автоматизированной обработки.

Тематические карты воспроизводят в графической форме сведения, характеризующие состояние и использование земельного фонда.

К производным балансовым документам относятся формы государственного статистического наблюдения, государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, а также аналитические обзоры, иные справочные и аналитические документы, характеризующие земельный фонд Российской Федерации.

Надеюсь, что данная информация будет полезна студентам при изучении темы «Ведение земельного баланса» и поможет будущим специалистам в сфере земельно-имущественных отношений иметь четкое представление об одной из профессиональных компетенций – ПК1.1., которая предусматривает, что будущий специалист в сфере управления земельно-имущественным комплексом должен уметь составлять земельный баланс и, соответственно, о том, что же такое земельный баланс, как и для чего осуществляется его ведение.

Список литературы:

    Земельный кодекс Российской Федерации № 136-ФЗ от 25.10.2001 года с изменениями на 01.01.2016 г.

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.05.2014 г № 486.

    Дубленов Н.Н., Шуляк А.С. Землеустройство с основами геодезии.

М.: КоллоС, 2011.-319с.

4. Батычко В.Т.Земельное право в вопросах и ответах. М-Инфра, 2014 год.

5. www.tehlit.ru: информационно-правовой портал.

6. base.garant.ru информационно-правовой портал

7. www.consultant.ru/popular/

8.Концепция земельного баланса.

Земельный балансназначение и порядок
составления
Выполнили студенты 23 группы:
Лаптева Мирослава и Аветян
Милания

ЗЕМЕЛЬНЫЙ БАЛАНС – это

система земельно-отчетных документов, которая
охватывает земельный фонд в пределах всех
административно-территориальных
единиц.
Земельный
баланс
составляют
сельские,
поселковые и городские советы, они его
рассматривают, утверждают на своих сессиях и
представляют в установленные сроки для учета в
земельном балансе района, области, страны.

Характеристика земельного баланса (назначение):

составляют ежегодно по состоянию на 1 января следующего
за отчетным года;
содержит характеристику земельного фонда по категориям,
землепользователями и собственниками, качественному
состоянию и оценке земель;
отражает изменения в использовании земель за отчетный
период;
документально оформляют и обосновывают изменения в
общих размерах землевладений и землепользований, а также в
составе угодий и их качественном состоянии;
в земельном балансе отражают фактические площади и
состояние угодий.

Порядок составления земельного баланса:

Составляется отчет о наличии и состоянии земель, который
характеризует территории в их границах, и формируют его
на основе информации, накопленной в Государственном
земельном кадастре;
Составляется отчет о наличии земель и распределении их по
формам собственности, категориям, угодьям и
пользователям, который составляют в соответствии с
Федеральным законом «О Государственном земельном
кадастре». Отчет подписывает руководитель
территориального органа;
Вместе с отчетом предоставляют решение
соответствующего органа управления региона о
рассмотрении отчета.

Баланс Земельных угодий -перечень данных, определяющих наличие и изменение земельных угодий по категориям земель и видам угодий. Земельный баланс создается, в первую очередь, для обеспечения органов законодательной и исполнительной власти сведениями, необходимыми для реализации функций управления земельными ресурсами. Информационный потенциал этих материалов должен позволять решать следующие задачи:выработка и корректировка социально-экономической политики в области земельных отношений;оценке стоимости земель и их налогового потенциала;прогнозирование масштаба, количественных результатов и доходов от видов экономической деятельности, в которых земля является главным ресурсом;расчет объемов капиталовложений в природоохранные мероприятия; расчет объемов капиталовложений на целевого назначения земель.Показатели земельного баланса является следствие из форм федерального гос-ного статистического наблюдения:Форма №22-1 – «Сведения о наличии и распределении земель по категориям и формам собственности»;форма №22-2 «Сведения о наличии и распределении земель по категориям и угодьям»;форма №23-О «Сведения о формах собственности земель, используемых предприятиями, организациями, хозяйствами, обществами, занимающимися производством сельскохозяйственной продукции» (форма №22-3 (организации));форма №23-Г «Сведения о правах, на которых использовали землю граждане (объединения граждан), занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции» (форма №22-3 (граждане));форма №24-О «Сведения о наличии земель у предприятий, организаций, хозяйств, обществ, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции» (форма №22-4 (организации));форма №24-Г «Сведения о наличии земель у граждан (объединений граждан), занимающихся производством сельскохозяйственной продукции» (форма №22-4 (граждане));форма №22-5 «Сведения о распределении общих площадей городских населенных пунктов по видам использования земель и формам собственности»;форма №22-6 «Сведения о распределении общих площадей сельских населенных пунктов по видам использования земель и формам собственности».

59.Понятие земель лесного фонда и особенности ведения учет земель на землях этой категории. Согласно ст.101 ЗК к землям лесного фонда относят лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для её восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хоз-ва нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.) Границы земель лесного фонда определяют путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносят в ГЗК. Сведения о землях лесного фонда хранят в разных ведомственных организациях и учреждениях. В лесном фонде выделяют леса 1, 2 и 3 групп, категории защитности и особо защищаемые участки лесов. Категории защитности выделяют только в лесах 1 группы. Правительством РФ установлен порядок отнесения лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы в зависимости от видов категорий защитности.



60. Земельно-кадастровый план. Его назначение и содержание. Кадастровый учет – это ряд действий, которые производят специально уполномоченный орган для внесения сведений об объекте в государственный кадастр. Кадастровый учет предполагает создание кадастрового плана для участка. Кадастровый план земельного участка представляет собой карту, содержащую данные о границах, представленную в графическом и текстовом виде. Кадастровый план земельного участка состоит из пяти разделов. Первый раздел содержит общие данные по земельному участку. Предоставление общей информации в текстовом виде: название органа, который отвечает за кадастровый земельный учет; дата оформления и т. д. Второй - информацию о границах земельного участка. Может быть представлен в виде плана или схемы, содержит информацию о границах в графическом виде. Третье - описание границ земельного участка. Содержит информацию о границах земельного участка и о смежных участках. Информация представлена в текстовом виде. Четвертый - информация о частях земельного участка. Раздел содержит сведения о частях земельного участка в текстовой форме. Пятый - план границ части земельного участка. Содержит схематическую информацию о частях земельного участка.



61.Понятия и виды сервитута. Порядок учета в ГЗК. Сервитут - право ограниченного

пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут как вещное право на здание, сооружение, помещение может существовать вне связи с пользованием земельным участком. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения. Частны й сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публ-го сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Сервитут может быть срочным или постоянным. Осущ-ние сервитута должно быть наименее обременительным для зем.о участка, в отношении которого он установлен. Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах к-рых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. Сервитут не может быть самост-ным предметом купли – продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения испол-ния к-рого сервитут установлен.

62.Понятие земель особо охраняемых земельных территорий. Особенности учета земель этой категории. К землям особо охраняемых территорий относятся земли, кото­рые имеют особое природоохранное, научное, историко-культур­ное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты из хозяйственного использования и обо­рота в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуп­равления полностью или частично и для которых установлен осо­бый правовой режим.К землям особо охраняемых территорий относят земли:особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;природоохранного назначения;рекреационного назначения;историко-культурного назначения;иные особо ценные земли в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами.Площадь особо охраняемых территорий на 1 января 2002 г. со­ставила около 34,0 млн. га, из которых 30,8 млн. га предоставлено юридическим лицам в пользование. Из структуры угодий в данной категории самые значительные площади занимают лесные земли (16,3 млн. га), прочие земли (12,3 млн. га), болота (2,5 млн. га) и вод­ные объекты (1,7 млн. га).Порядок отнесения, использования и охраны земель, особо охра­няемых территорий федерального, регионального и местного зна­чения устанавливает правительство РФ, и ее субъектов, а также органы местного самоуправления.

Государственный земельный кадастр занимает особое положение в ряду других государственных и ведомственных кадастров (водного, лесного, градостроительного и т. д.).

Исторически сложилось, что земельный кадастр в России включал такие составные части, как учет и регистрацию земель, естественноисторическое и экономическое описание земель, оценку земель.

К началу последней земельной реформы 90-х годов XX века в России появилась необходимость создания многоцелевого ГЗК как единой интегрированной системы сведений о правовом, природном и экономическом положении земель. До 1998 г. земельный кадастр в Российской Федерации состоял из следующих составных частей: регистрация землевладений и землепользовании; количественный и качественный учет земельного фонда; бонитировка почв и экономическая оценка земель.

Вступивший в силу закон от 24 июля 2007 года «О государственном кадастре недвижимости» N 221-ФЗ предусматривает единую систему и технологию для создания и ведения государственного кадастра недвижимости; обязательность государственного учета недвижимого имущества; презумпцию официального описания недвижимого имущества, внесенного в кадастр недвижимости; внесение актуальных и достоверных сведений в кадастр недвижимости; обеспечение постоянного хранения внесенных сведений; соотносимость сведений, содержащихся в кадастре недвижимости, с другими государственными информационными ресурсами; своевременное и полное информационное обеспечение в соответствии с целями закона.

В частности, устанавливается порядок проведения государственного кадастрового учета земельных участков, зданий, сооружений и других объектов недвижимости, а также процедура определения местоположения, границ, площади и иных количественных и качественных характеристик земельных участков и других видов недвижимого имущества.

Существующие ранее две главные системы учета недвижимости - система учета органов технической инвентаризации (ОТИ) и система учета земельных участков в виде государственного земельного кадастра - слабо стыковались друг с другом, в том числе информационно. Исходя из этого, обмен информацией между органами был затруднен. Таким образом, наличие различных систем учета, обеспечивающих регистрацию права собственности, приводило не только к финансовым потерям со стороны государства, направляющим средства на их поддержание и развитие, но и к недовольству правообладателей, вынужденных обращаться в несколько органов.

Главная идея закона о ГКН заключается в том, чтобы объединить в одном органе учет объектов капитального строительства и учет земельных участков с возможностью дальнейшего объединения системы учета и системы регистрации прав.

В настоящий момент федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также по оценке земель Российской Федерации, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Росреестр возник путем переименования Федеральной регистрационной службы - Росрегистрация.

Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) была образована в ходе административной реформы Указом Президента РФ В.Путина от 9 марта 2004 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Росрегистрация является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

1 марта 2009г. вступил в силу Указ Президента РФ от 25 декабря 2008г. № 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" в соответствии с которым были упразднены, Федеральное агентство геодезии и картографии (Роскартография), Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация).

А на вновь созданную службу - Росреестр - возложены функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации. Служба подведомственна Министерству экономического развития РФ. Таким образом, перед Службой поставлена весьма значимая и достаточно сложная задача - создание и развитие единой федеральной системы регистрации прав и кадастрового учета.

Росреестр подведомственен Министерству экономического развития РФ, ранее Министерству юстиции РФ (по указу Президента РФ №724 от 12.05.08 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти)

Росреестр ведёт:

  • - Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП);
  • - Единый государственный реестр саморегулируемых организаций (СРОО);
  • - Государственный кадастр недвижимости;
  • - Государственный каталог географических названий;
  • - сводный государственный реестр арбитражных управляющих;
  • -государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Основанием для проведения государственного кадастрового учета является обращение заинтересованного лица с заявлением о проведении данного учета. Результатом проведения кадастрового учета является присвоение объекту уникального, не повторяющегося во времени и на территории РФ кадастрового номера, внесение соответствующей записи в государственный кадастр недвижимости и изготовление кадастрового паспорта, используемого при регистрации прав и совершении сделок с недвижимым имуществом, а также для определения налоговой базы.

В связи с вступлением в силу ФЗ № 221 возникла необходимость в совершенствовании системы информационного обеспечения государственного и муниципального управления земельными ресурсами. Это стало одной из основных причин создания системы земельного баланса, в связи с тем, что действующая ранее система государственного земельного кадастра не содержит системы документов, а также порядка получения и обработки сведений обо всей совокупности земельных участков, характеризующих наличие, состояние и использование земель в границах территориального образования. Таким образом система получения обновленных данных о земельном фонде Российской Федерации, анализ которых ежегодно представляются в Государственном (национальном) докладе о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, испытывает определенные сложности и не может обеспечить необходимую полноту и актуальность собираемых сведений о земельных ресурсах страны.

В настоящее время информационной базой доклада являются данные федерального статистического наблюдения за земельными ресурсами, осуществляемого Росреестром на основе сведений ГКН. Формы отчетности, содержащие данные статистических наблюдений, построены по принципу баланса и в них имеет место неизменная итоговая составляющая - общая площадь земель в административных границах территориальных образований. Это позволяет ежегодно при анализе структурных изменений земельного фонда использовать балансовый метод, который предполагает сопоставление взаимосвязанных показателей с целью выявления и измерения их взаимного влияния.

Согласно ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» N 221- ФЗ Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.

Понятие государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним определено Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О Государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Согласно закону, Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Говоря о кадастровой оценке, это - единообразное по способам определение кадастровой стоимости земельных участков, которое осуществляется на основании классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования и проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров.

Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.

Кадастровая оценка земли проводится в целях внедрения экономических методов управления земельными ресурсами и повышения на этой основе эффективности использования земель.

Проведение работ по государственной кадастровой оценке земель является необходимым мероприятием для реализации положений Налогового кодекса РФ, предусматривающего исчисление налогооблагаемой базы на основании кадастровой стоимости земельного участка.

Основные положения государственной кадастровой оценки закреплены в Федеральном законе от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Земельный баланс - это систематизированный свод сведений об изменениях показателей, характеризующих наличие, состояние и использование земель, за определенный период времени в границах территориального образования.

Объектом учета в земельном балансе является земельный фонд или все земли в границах территориального образования.

Разработка концепции земельного баланса обусловлена необходимостью совершенствования системы информационного обеспечения государственного и муниципального управления земельными ресурсами в условиях действующего в стране института частной собственности на землю и происходящих земельных преобразований, направленных на дальнейшее увеличение производственного, инвестиционного, социального потенциала земли и превращение ее в самостоятельный фактор экономического роста.

Земельный баланс составляется на федеральном и региональном уровнях. На федеральном уровне земельный баланс составляется для обеспечения функций федеральных органов исполнительной власти по регулированию земельных отношений в РФ. На региональном уровне земельные балансы составляются для обеспечения функций органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по регулированию земельных отношений в субъектах.

Земельный баланс составляется в целях планирования, анализа, учета и контроля за использованием земельных ресурсов. Данные земельного баланса обеспечивают реализацию основных функций органов управления, направленных на:

  • - выработку социально-экономической политики в области землевладения и землепользования;
  • - прогнозирование доходов от видов экономической деятельности, в которых земля является главным ресурсом, а также планирование использования земельных ресурсов;
  • - учет активов, находящихся в распоряжении органов власти и управления, с целью распределения, перераспределения) средств бюджетов разных уровней;
  • - расчет объемов капиталовложений в природоохранные мероприятия, направленных на сохранение и повышение плодородия почв, вовлечение земель в хозяйственный оборот, ликвидацию ущербов от негативных природных и техногенных воздействий;
  • - организацию государственного контроля за использованием и охраной земель;
  • - организацию работ по составлению схем использования и охраны земель, а также проектов территориального землеустройства:
  • - осуществление иной деятельности, направленной на повышение уровня эффективности использования и капитализации земель.

Земельный баланс содержит систему показателей, характеризующих объект учета и имеющих экономическое, экологическое, социальное значение для регулирования земельных отношений.

К ним относятся сведения:

  • - о наличии и распределении земель по категориям;
  • - о распределении земель по формам собственности;
  • - о правах, на которых используют землю граждане и юридические лица;
  • - о распределении земель в городских и сельских поселениях;
  • - о качественном состоянии и использовании земель;
  • - об изменениях в составе земель и их правовом положении, произошедших за отчетный период времени;
  • - о кадастровой стоимости земель и сделках с землей.

Подготовка земельного баланса осуществляется территориальными органами Росреестра.

Подготовка начинается на уровне отдельных земельных участков - отдел по муниципальному образованию Росреестр - территориальное управление Росреестра по субъекту - Росреестр.

Земельный баланс составляется органами Росреестра на основе документированной информации, содержащейся:

  • - в государственном кадастре недвижимости;
  • - государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства;
  • - базе данных, формируемой в результате ведения работ по государственному мониторингу земель;

а также информации, поступающей из органов, осуществляющих учет лесных и водных ресурсов, особо охраняемых природных территорий, учет плодородия земель сельскохозяйственного назначения, органов государственной власти, местного самоуправления и др.

Государственный земельный баланс является трехуровневой иерархической информационно - справочной системой и включает федеральный земельный баланс (национальный доклад), региональный баланс и местный. Предназначена для управления земельными ресурсами.

Информационный потенциал этих материалов должен позволять решать следующие задачи:

  • 1. Выработка и корректировка социально - экономической политики в области земельных отношений;
  • 2. Оценка стоимости земель;
  • 3. Расчет объемом капиталовложений в природоохранные мероприятия;
  • 4. Расчет объемов капиталовложений по целевому назначению земель.

Принципы формирования земельного баланса:

  • 1. Преобразование;
  • 2. Комплексность;
  • 3. Полнота охвата всего земельного фонда в границах РФ.

Земельный баланс готовится на 1 января последующего года и отражает итог изменений, которые произошли с качеством, контурами земельных участков.

Отчет о наличие распределения земель готовится на уровне муниципального образования, на уровне субъекта РФ готовится региональный доклад, на уровне РФ - национальный доклад. В целом, все документы представляют из себя земельный баланс.