Выплаты репрессированным и после реабилитированным. Законодательство о реабилитации жертв политических репрессий Возмещение вреда жертвам политических репрессий


Возмещение вреда юридическим лицам.

Реабилитированного производится по ходатайству реабилитированного на основании судебного решения, вынесенного в порядке, установленном ст. 399 УПК РФ для разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора. Если требование о возмещении вреда судом не удовлетворено или реабилитированный не согласен с принятым судебным решением, то он вправе обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства.

Восстановление трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав

Восстановление иных прав реабилитированного.

Реабилитированным, которые были лишены на основании судебного решения специальных, воинских, почетных званий, классных чинов, а также государственных наград, восстанавливаются соответствующие звания, классные чины и возвращаются государственные награды.

Вред, причиненный юридическим лицам незаконными действиями (бездействием) и решениями суда, прокурора, следователя, дознавателя, органа дознания, независимо от их вины, возмещается государством в описанном выше порядке в полном объеме.

Однако речь идет не о возмещении вреда, причиненного незаконным или необоснованным уголовным преследованием, как это имеет место в случае лиц физических, поскольку юридические лица не являются субъектами уголовной ответственности. В данном случае возмещается вред, наступивший в результате незаконного применения мер процессуального принуждения в ходе уголовного судопроизводства (обыска, выемки, наложения ареста на имущество и т.д.). Юридическим лицам возмещается лишь имущественный вред, а также устраняются или компенсируются

последствия вреда, причиненного их деловой репутации. Возмещение имущественного вреда юридическим лицам производится по правилам ст. 135 УПК РФ, установленным и для физических лиц.

Устранение последствий или денежная компенсация вреда, причиненного их деловой репутации, осуществляются по правилам, установленным соответственно ст.136 УПК РФ и ст. 152 ГК РФ.

репрессий.

Законом предусмотрено и возмещение вреда жертвам политических репрессий. Собственно, политические репрессии возможны в любом, даже цивилизованном государстве. Это явление характерно и для России. Достаточно вспомнить печально известный период «сталинских репрессий», когда сотни тысяч ни в чем не повинных людей были не просто привлечены к уголовной ответственности и брошены в лагеря, а даже казнены практически без суда и следствия.Их дела рассматривались так называемыми «тройками», т.е. специально назначаемыми судьями в количестве трех человек, в закрытом судебном заседании, причем без права на защиту с помощью защитника, т.е. профессионального адвоката, и без права на обжалование. Очень многим были вынесены смертные приговоры, которые исполнялись почти немедленно. Это ли не пример ужасающего произвола и беззакония!


Только в период так называемой «хрущевской оттепели» государство впервые сделало попытку разобраться в случившемся, освободить незаконно и необоснованно осужденных лиц и признать за ними право на реабилитацию. Естественно, право на реабилитацию признано и за теми, кто заплатил своими жизнями за судебный произвол. С требованиями о возмещении вреда, причиненного казненным, вправе обратиться их наследники, близкие родственники и родственники.

Лиц, незаконно и необоснованно осужденных в период «сталинских репрессий» было так много, что процесс их реабилитации растянулся на десятилетия и практически не закончен до настоящего времени. Мало того, репрессиям подвергались и их родственники, как близкие, так и дальние. Не щадили даже детей. Не только целые семьи, а целые народы высылались в глухие районы Сибири. При этом никто даже не вспоминал о том, что бремя наказания должно нести только лицо, признанное на основании приговора суда виновным в совершении преступления. Соответственно, у родственников незаконно репрессированных лиц также возникает право на реабилитацию.

К сожалению, со смертью Сталина период политических репрессий отнюдь не закончился. Людей, недовольных политикой, проводимой государством в годы советской власти, было очень много. Государство продолжало преследовать всех инакомыслящих. Только способы борьбы с ними стали более изощренными. Например, этих людей объявляли психически больными и принудительно помещали в психиатрические больницы якобы на лечение. Многие в конечном счете действительно превратились в психически неполноценных. Государство практиковало также лишение инакомыслящих советского гражданства и высылку их из страны.

Если ныне действующий УК РФ во главу угла ставит охрану прав и законных интересов личности и, в первую очередь, жизни и здоровья человека, то прежнее уголовное законодательство приоритетной ценностью считало интересы государства, и наиболее жестоко карались именно преступления против интересов государства. В свое время даже за хищение государственного имущества в особо крупных размерах (ст. 92 УК РСФСР) была предусмотрена смертная казнь.

Обособленно от правил возмещения вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда стоят правила возмещения вреда жертвам политических репрессий, хотя вред причинен и данными органами. В этом случае действуют нормы двух специальных Законов РСФСР - «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.91 г. и «О реабилитации репрессированных народов» от 26.04.91 г., которые конкретизируются в ряде подзаконных актов (например, в Положении о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещение его стоимости или выплаты в денежной компенсации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.94 г.).

Согласно ст. 1 Закона РСФСР от 18.10.91 г. политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещение на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворение из страны и лишение гражданства, выселение групп населения из мест проживания, направление в ссылку, высылку и на спец поселения, привлечение к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а так же иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально-опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признака, осуществлявшееся по решению судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами.

Данные законодательные акты распространяются на граждан - жертв политических репрессий, в том числе на граждан, подвергшихся насильственному переселению в составе репрессированных народов.

Репрессированными признаются народы (нации, народности или этнические группы и иные, исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей, например, казачество), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилось на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спец поселения (ст. 2 Закона от 26.04.91 г.).

Реабилитация репрессированных народов означает признание и осуществления их права на восстановление территориальной целостности существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а так же на возмещение ущерба, причиненного государством.

Реабилитация предусматривает возвращение народов, не имевших своих национально-государственных образований согласно их волеизъявления, в места традиционного проживания на территории РФ.

В процессе реабилитации репрессированных народов не должны ущемляться права и законные интересы граждан проживающих в настоящее время на территории репрессированных народов.

Заявления о реабилитации могут быть поданы самими репрессированными, а равно любыми лицами или общественными организациями. Заявления подаются по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий. В отношении подвергнутых в административном порядке ссылке, выселке, направленно на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в «рабочих колонных НКВД», а так же иным ограничением прав и свобод, - в органы внутренних дел, в отношении прочих репрессированных - в органы прокуратуры.

Так, заявления о реабилитации может быть подано репрессированным по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий, либо по месту жительства заявителя.

Мазинов, 1941 года рождения, обратился в МВД Республики Марий Эл с заявлением о признании его пострадавшим от политических репрессий, ссылаясь на то, что он в 1944 г. вместе с матерью - Мазиновой был выселен из Крыма и с мая 19944 г. по июнь 1956 г. находился на спецпоселении в Марийской АССР.

МВД Республики в выдаче Мазину справки о реабилитации отказало, мотивируя тем, что эти вопросы должны рассматриваться ОВД Крыма по месту применения репрессий.

Мазинов считал действия должностных лиц МВД Республики неправомерными, обжаловав их в суд.

Волжский городской суд Республики Марий Эл жалобу Мазинов удовлетворил, обязав МВД Республики выдать заявителю справку о признании пострадавшим от политических репрессий.

В кассационном порядке дело не рассматривалось. Протесты прокурора Республики Марий Эл и заместителя Генерального прокурора РФ об отмене судебных постановлений оставлены без удовлетворения президентом Верховного Суда Республики Марий Эл и Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ.

Заместитель Генерального прокурора РФ в протесте вновь поставил вопрос об отмене судебных постановлений и вынесении по делу нового решения об отказе Мазинову в удовлетворении жалобы.

Президиум Верховного Суда РФ 13.08.97 г. судебные постановления оставил без изменения, а протест - без удовлетворения, указав следующее.

По мнению прокурора, действие закона РФ от 18.12.91 г. «О реабилитации жертв политических репрессий» (с изменениями и дополнениями) не распространяется на заявителя, поскольку он был, подвергнут политической репрессии на территории Крымской области, входящей в состав республики Украина. Потому отказ МВД Республики Марий Эл Мазинову в выдаче справки и реабилитации, как считал прокурор, правомерен.

С приведенными в протесте доводами нельзя согласится.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» (в редакции закона РФ от 22.12.92 г.) названный закон в части порядка реабилитации распространяется на граждан РФ, граждан государств - бывших союзных республик СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергшимся политическим репрессиям на территории РФ с 25 октября (7 ноября) 1917 года.

Мазинов - гражданин РФ, политической репрессии был подвергнут на территории РФ, т.к. до ноября 1954 г. Крымская область входила в состав РСФСР. Поэтому судебная инстанция обосновано, ссылаясь на положения данного Закона, считает требование заявителя подлежащим судебной защите.

Мнение же прокурора о том, что под территорией РФ следует понимать территорию на время принятия названного Закона, не соответствует ч. 1 ст. 2 этого Закона.

Согласно ст. 6 упомянутого Закона (в редакции закона РФ от 3.09.93 г.) заявление о реабилитации может быть подано репрессированным по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессии, либо по месту жительства заявителя.

Таким образом, Мазинов, будучи гражданином РФ, постоянно проживающим на ее территории, правомерно обратился с заявлением о реабилитации в МВД Республики Марий Эл. Однако ему в этом было необоснованно отказано.

В силу ч. 2 ст. 12 этого Закона восстановление в правах лиц, репрессированных за пределами РФ, но постоянно проживающих на ее территории, представление им льгот и выплата компенсации производится в том случае, если принятые в отношении них уполномоченными на это органами государств - бывших союзных республик СССР решения о реабилитации не противоречат законодательству РФ.

При таком положении оснований к отмене судебных постановлений в порядке надзора не имеется. БВС РФ, 1998, №2, с. 4

Срок рассмотрения заявлений о реабилитации не может превышать 3 месяцев.

ОВД по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций, устанавливают факты применения репрессии и выдают справку о реабилитации.

При отсутствии документальных сведений факт применения репрессий может быть установлен на основании свидетельских показаний в судебном порядке.

Решение УВД об отказе в выдаче справки о реабилитации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном для обжалования неправомерных действий органов государственной власти и должностных лиц, ущемляющих права граждан.

Орган прокуратуры с привлечением по их поручению органов государственной безопасности и внутренних дел устанавливают и проверяют все дела с неотмененными до введения в действие настоящего Закона решениями судов и несудебных органов на лиц, подлежащих реабилитации. По материалам проверки органы прокуратуры составляют заключения и выдают справки о реабилитации заявителя, а при отсутствии таковых периодически представляют сведения о реабилитированных для публикации в местной печати.

При отсутствии оснований для реабилитации органы прокуратуры в случае поступления заявлений заинтересованных лиц или общественных организаций направляют дело с заключением в суд.

Дела, поступившие в суд с отрицательным заключением прокурора, рассматриваются в судебных заседаниях по правилам пересмотра судебных решений в порядке надзора, установленном действующим законодательством.

В результате рассмотрения дела суд признает лицо неподлежащим реабилитации, либо признает, что лицо репрессировано, не обосновано, отменяет состоявшиеся решение и дело в отношении него прекращает. Суд может также внести изменения в ранее состоявшиеся решения. В отношении лица, признанного судом, неподлежащим реабилитации, заявителям вручается копия определения (постановления) суда, а в случае признания его необоснованно репрессированным - справки о реабилитации. Определение (постановление) суда может быть опротестовано прокурором и обжаловано заинтересованными лицами в вышестоящий суд.

Реабилитируемые лица восстанавливаются в утраченных ими с связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются льготы, выплачивается компенсация.

При признании лица необоснованно репрессированным только в части предъявленного обвинения осуществляется восстановление тех прав, которые были нарушены в связи с необоснованными политическими обвинениями.

Признается право реабилитируемых проживать в тех местностях, где они проживали до применения к ним репрессий. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживающих совместно с репрессированными. При отсутствии документальных данных факт вынужденного переселения, сопряженного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом.

Лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы и реабилитированным, органами социального обеспечения по месту их жительства на основании справки о реабилитации единовременно выплачивается денежная компенсация из расчета ѕ установленного законом минимального размера оплаты труда за каждый месяц лишения свободы, но не более чем сто установленных законом минимальных размеров оплаты труда, из средст федерального бюджета. Выплата компенсации наследником не производится, кроме случаев, когда компенсация была начислена, но не полученная реабилитированным.

Лицам, на которых распространяется действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 18.05.81 г. «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностными лицами при исполнении ими служебных обязанностей», компенсация производится за вычетом сумм, выплаченных на основании этого Указа.

Реабилитированные лица и члены их семей имеют право на первоочередное получение жилья в случаях, если они утратили право на занимаемое жилое помещение в связи с репрессиями и в настоящее время нуждаются в улучшении жилищных условий. Реабилитированным лицам, проживающим в сельской местности, предоставляется право на получение беспроцентной ссуды и первоочередного обеспечения строительными материалами для строительства жилья.

Лица, подвергшиеся политическим репрессиям в виде лишения свободы, ссылки, высылки, направления на спецпоселения, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, иным ограничениям прав и свобод, необоснованно помещавшиеся в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированные, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, имеют право на:

первоочередное получение путевок для саниторно-курортного лечения и отдыха;

внеочередное оказание медицинской помощи и снижение стоимости лекарств по рецепту врача на 50%;

бесплатное обеспечение автомобилем класса ЗАЗ - 968М при наличии соответствующих медицинских показаний;

бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также автомобильным транспортом общего пользования в сельской местности в пределах административного района проживания;

снижения оплаты жилой площади, коммунальных услуг на 50% в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством;

первоочередное установление телефонов и других льгот предусмотренных законодательством РФ.

Кроме того, законодательство определяет порядок возврата реабилитированным лицам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества.

Право на возврат, возмещение стоимости или выплату денежной компенсации за конфискованное на территории РФ имущество имеют граждане России, граждане государств - бывших республик СССР, иностранные граждане и лица без гражданства, необоснованно репрессированные по политическим мотивам судебными, внесудебными, административными органами, а также иными организациями, наделявшимися административными полномочиями, и в последствии реабилитируемыми, независимо от того, где указанные реабилитируемые лица были репрессированы и проживают в настоящее время.

В случае смерти реабилитируемого лица, возврат конфискованного имущества, возмещение его стоимости или выплата денежной компенсации производится его наследникам по закону I очереди в равных долях.

Возврат конфискованного имущества производится в случаях, когда оно сохранилось. Возмещение стоимости имущества производится в случаях когда имущество сохранилось, но не может быть возвращено по основаниям, предусмотренным законодательством, либо реабилитируемое лицо согласно вместо возврата жилого дома на возмещение его стоимости, а так же в случаях, когда имущество не сохранилось, однако имеются документы о его характере, состоянии и имуществе, на основании которых возможна оценка имущества.

Выплата денежной компенсации производится в случаях, когда факт конфискации имущества установлен, но отсутствуют или утрачены документы о его характере, состоянии и количестве.

Законодательством предусмотрены случаи, когда имущество реабилитируемых граждан не подлежит возврату возмещению или компенсации.

Так, не подлежит возврату, возмещению или компенсации:

имущество (в том числе жилые дома), национализированное (муниципализированное) либо подлежащие национализации (муниципализации) в соответствии с законодательством, действовавшим на момент конфискации, изъятия, выхода имущества из владения иным путем;

имущество, уничтоженное во время Гражданской и Великой Отечественной войн, а так же в результате стихийных бедствий;

земля, плодово-ягодные насаждения, неубранные посевы;

имущество, изъятое из гражданского оборота.

При частичной реабилитации граждан возврат конфискованного имущества, возмещение его стоимости или выплата денежной компенсации производится в случае, если имущество конфисковано в связи с необоснованными политическими обвинениями.

Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 12.08.94 г. все вопросы возврата конфискованного имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации реабилитируемым лицам рассматриваются комиссиями по восстановлению прав реабилитируемых жертв политических репрессий.

Все акты союзных республик и местных органов и должностных лиц принятые в отношении репрессированных народов за исключением актов, восстанавливающих их права, признаются неконституционными и утратившими силу.

ГУБЕРНАТОР ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ВОЗМЕЩЕНИИ МАТЕРИАЛЬНОГО УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО ЖЕРТВАМ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Постановления Губернатора ПО от 17.09.1996 N 347 (ред. 26.05.1999))

____
Утратил силу на основании Указа губернатора Пермской области от 11.11.2004 N 167 , вступающего в силу по истечении десяти дней с момента официального опубликования.
___

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 N 926 "Об утверждении Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации" , принятого в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" , в целях способствования оптимальному, в меру имеющихся возможностей, выполнению положений Закона постановляю:

1. Главам администраций городов и районов области:

1.1. Организовать работу по возмещению материального ущерба, причиненного жертвам политических репрессий на территории Пермской области, в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.94 N 926 и рекомендациями, изложенными в приложениях 1, 2, 3.

1.2. Расходы по возмещению материального ущерба, причиненного жертвам политических репрессий, включая расходы по пересылке начисленных денежных сумм, производить из средств кассовой наличности местных бюджетов с последующим возмещением из федерального бюджета, согласно указу губернатора области от 26.05.99 N 23 "О порядке предоставления льгот и компенсаций, предусмотренных Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" , и механизме финансирования затрат на реализацию закона.

(п. 1 в ред. Постановления Губернатора ПО от 17.09.1996 N 347 (ред. 26.05.1999))

2. пункт исключен. - Постановление Губернатора ПО от 17.09.1996 N 347 .

3. Областной комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий:

провести с привлечением специалистов финансового управления и комитета социальной защиты населения с главным управлением социального обеспечения администрации области в I квартале 1995 семинар по вопросам восстановления прав жертв политических репрессий;

рассматривать жалобы граждан на не удовлетворившие их решения местных администраций о возмещении материального ущерба, принимать по ним заключения и представлять для рассмотрения в областную администрацию.

Осуществлять контроль за порядком рассмотрения заявлений граждан и принятием решений администрациями городов и районов области о возмещении материального ущерба, причиненного жертвам политических репрессий.

от 17.09.1996 N 347)

4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя губернатора области Сергеева В.Г.

Губернатор области
Б.Ю.КУЗНЕЦОВ

Приложение N 1. РЕКОМЕНДАЦИИ по приему, регистрации и учету заявлений граждан по вопросам возмещения имущественного ущерба, причиненного в связи с политическими репрессиями

Приложение N 1
к постановлению
губернатора области
от 09.02.95 N 40

даты поступления и порядкового номера (для количественного учета) с индексом "п" - доставлено по почте, или "л" - доставлено лично;

Ф.И.О. заявителя, его адреса, номера телефона;

Ф.И.О. бывшего владельца имущества, степени его родства с заявителем;

когда, где и кем было конфисковано, изъято или иным путем отчуждено (в дальнейшем тексте - конфисковано), либо реализовано имущество.

В журнале перечисляются также документы, приложенные к заявлению, с указанием их номера, даты, наименования учреждения, выдавшего документ.

К заявлению прилагаются следующие документы:

документ о реабилитации владельца имущества;

документы, устанавливающие факт конфискации имущества, подтверждающие характер, количество и состояние конфискованного имущества, либо подтверждающие отсутствие (несохранность) архивных сведений (если документы о конфискации имущества не приложены, в журнале делается соответствующая запись и направляется запрос в архивные и правоохранительные органы);

документы, подтверждающие наследственные права заявителя;

свидетельство о смерти владельца имущества (или заменяющий его документ);

свидетельство о рождении наследника (или заменяющий его документ);

свидетельство о браке (для сменивших родительскую фамилию);

другие документы (например, соглашение между наследниками).

В качестве документов, заменяющих свидетельство о смерти, могут быть представлены:

справка о посмертной реабилитации, выданная органами прокуратуры или судебными органами;

архивная справка органов МВД о смерти в местах лишения свободы или на спецпоселении, в ссылке, высылке.

В качестве документов, заменяющих свидетельство о рождении, могут быть представлены:

справка о соответствующей записи в метрической книге;

архивная справка органов МВД реабилитационного характера (или о признании пострадавшим от политических репрессий), если в ней имеются сведения о дате и месте рождения заявителя, о фамилии, имени, отчестве его родителей;

выписка из следственного архивного дела на родителя заявителя, в которой имеется запись с перечислением членов семьи и датами их рождения.

Перечисленные архивные документы принимаются во внимание при наличии официальных отказов органов ЗАГС в предоставлении свидетельств в связи с несохранившимися данными и заверенной выписки из паспорта.

Прилагаемые к заявлению официальные документы должны быть подлинниками или нотариально заверенными копиями. Комиссиям разрешается при личном приеме документов самостоятельно заверять копии, сверенные с представленными подлинниками.

2. По поступившим заявлениям комиссией принимаются и регистрируются в журнале предварительные решения:

2.1. Признать факт конфискации имущества и принять заявление к рассмотрению для возврата имущества или возмещения его стоимости (если к заявлению приложены все документы, дающие необходимую информацию, а копии документов надлежащим образом заверены).

Для определения характера, количества и состояния конфискованного имущества используются архивные данные или справки других органов, содержащие перечни, описи конфискованного или изъятого при аресте (обыске) имущества.

2.2. Признать факт конфискации имущества и принять заявление к рассмотрению для начисления денежной компенсации (если в представленных и в поступивших по запросам комиссии документах установлен факт конфискации имущества, но нет сведений о его характере, количестве и состоянии).

Доказательством самого факта конфискации имущества (без определения его характера, количества и состояния) являются:

выписка из архивного следственного дела реабилитированного лица, содержащая сведения о конфискации имущества по приговору суда;

архивная справка или справка о реабилитации, выданная органами МВД, в которой сказано, что владелец имущества был раскулачен (на основании постановления ЦИК и СНК СССР от 01.02.30) и выслан в трудссылку, на спецпоселение (совместно с архивной справкой об имущественном положении "подлежащего раскулачиванию элемента" или без нее);

судебное решение, установившее по свидетельским показаниям и косвенным документам факт конфискации имущества в связи с политической репрессией (в том числе раскулачиванием).

Принятому комиссией к рассмотрению с целью возврата имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации заявлению присваиваются номер очередности, указывается дата принятия к рассмотрению. Для рассмотрения заявлений реабилитированных лиц устанавливается отдельная очередь, их заявления рассматриваются в первоочередном порядке. Заявителю высылается (выдается) извещение о принятии его заявления к рассмотрению с целью возврата имущества, либо возмещения его стоимости, либо выплаты денежной компенсации с указанием даты, номера очередности и с перечислением принятых документов.

2.3. Заявление принимается условно (на хранение), если:

из представленных документов нельзя сделать однозначный вывод о факте конфискации имущества. В этом случае комиссия запрашивает архивные учреждения (местные, районные, Государственный архив Пермской области, информационный центр УВД, Государственный архив по делам политических репрессий, УФСК), либо иные организации по месту конфискации или реализации имущества на момент применения репрессии в целях проверки имущественных претензий заявителя;

к заявлению не приложены все необходимые документы, подтверждающие право наследования;

представленные заявителем копии документов не заверены надлежащим образом.

Заявителю сообщается об условном принятии заявления и предлагается прислать недостающие документы, надлежаще заверить копии или ждать подтверждения в архивах факта конфискации имущества. Ему дается исчерпывающая необходимая консультация.

(п. 2.3 в ред. Постановления Губернатора ПО от 17.09.1996 N 347)

2.4. Ходатайство заявителя отклоняется, если:

заявление направлено не по надлежащему адресу;

к заявлению не приложен документ о реабилитации бывшего владельца имущества (по усмотрению комиссии заявление может быть принято условно);

представленными заявителем и поступившими по запросам комиссии документами однозначно не подтверждается факт конфискации имущества в связи с политической репрессией. В этом случае заявителю рекомендуется обратиться в судебные органы по месту жительства с иском об установлении по свидетельским показаниям факта конфискации имущества в связи с политической репрессией;

истек срок, установленный заявителю для представления недостающих документов или надлежащего оформления копий документов.

Заявление аннулируется, вместе с решением комиссии подшивается в дело с отклоненными заявлениями, а заявителю направляется решение комиссии и возвращаются приложенные к заявлению документы. Заявителю дается необходимая консультация.

3. При обращении с заявлениями о возврате, возмещении или денежной компенсации за одно и то же имущество нескольких наследников с их согласия администрация принимает решение в отношении одного из них, либо, если соглашения нет, по отношению к каждому обратившемуся. В случае спора между наследниками вопрос о доле каждого решается в судебном порядке.

(п. 3 в ред. Постановления Губернатора ПО от 17.09.1996 N 347)

4. По возникающим при приеме заявлений спорным вопросам заявителям и местным комиссиям по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий следует обращаться в вышестоящую комиссию. Кроме того, заявители могут обращаться непосредственно в судебные органы.

Приложение N 2. РЕКОМЕНДАЦИИ по порядку исполнения, оценке имущества и расчету сумм возмещения или денежной компенсации по заявлениям граждан о возмещении имущественного ущерба, причиненного в связи с политическими репрессиями

Приложение N 2
к постановлению
губернатора области
от 09.02.95 N 40

1. Рассмотрение заявлений, оценка имущества и расчет сумм возмещения или денежной компенсации производится в соответствии с Положением "О порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 N 926 (далее именуется Положение).

К рассмотрению заявлений по мере необходимости привлекаются специалисты финансовых органов, бюро технической инвентаризации, служб управления имуществом, жилищно-коммунального хозяйства, учета и распределения жилья, торговли и услуг, страховых органов и др.

2. При рассмотрении заявления в первую очередь необходимо проверить:

не было ли национализировано (муниципализировано) имущество в соответствии с действовавшим в то время законодательством. Критерием такой возможности является применение рассматриваемой репрессии еще до массового раскулачивания крестьянства (до 1929 года), конфискация имущества в городе (купеческие дома, особняки, фабрики и т.п.). Для выяснения данного вопроса можно обращаться в Государственный архив Пермской области (ГАПО) или в областную комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий;

не были ли уничтожены жилой дом и другие постройки во время гражданской войны или в результате стихийных бедствий (землетрясений, наводнений, ураганов, смерчей, бурь и шквалов, гроз, оползней, а также пожаров, вызванных перечисленными стихийными бедствиями);

не было ли имущество изъято из гражданского оборота (отошло в ведение Министерства обороны либо службы гражданской обороны, относилось законодательством в момент его утраты к объектам исключительной собственности государства, а также по действовавшему законодательству могло приобретаться в особом порядке по специальному разрешению, в частности, имущество, за незаконное приобретение, изготовление и хранение которого законодательством была предусмотрена ответственность гражданина);

не истек ли срок подачи заявления о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации.

Во всех перечисленных случаях, а также в случае конфискации (отчуждения) земель, плодово-ягодных насаждений и посевов, имущество возврату, возмещению или компенсации не подлежит.

3. При рассмотрении заявления о возврате реабилитированному лицу жилого дома следует убедиться, что дом необходим ему и (или) членам его семьи для постоянного проживания и они согласны освободить занимаемые жилые помещения в домах государственного или общественного жилого фонда.

На этих условиях администрация может не настаивать, если дом не заселен или используется в прикладных целях, или вовсе не используется и восстановление его с помощью администрации или без нее берет на себя заявитель.

В случае, если в доме проживают другие лица, необходимо принять все возможные меры, чтобы достигнуть договоренности с заявителем о денежном возмещении, а не о возврате дома, или о первоочередном предоставлении в оговоренный срок благоустроенного жилья из государственного (муниципального) фонда, или о безвозмездном выделении земельного участка и оказании помощи в строительстве жилого дома.

Если заявитель проживает в собственном (приватизированном) жилье и не нуждается в улучшении жилищных условий, то ему может быть отказано в возврате дома и предложено за него денежное возмещение.

Если же заявитель обоснованно требует возврата жилого дома и готов выполнить все условия, этот дом должен быть ему возвращен в течение года, а проживающим в нем лицам органами исполнительной власти предоставлена равноценная жилая площадь, либо оказана по соглашению помощь в строительстве жилья.

4. По принятому к рассмотрению заявлению с целью возмещения за имущество его стоимость определяется в соответствии с рекомендациями Положения, при этом:

Оценка сохранившихся жилых домов и построек производится (п. 8 Положения) на основании имеющихся данных инвентаризации с учетом фактического износа в зависимости от характера, размеров дома, строительного материала и т.п. в размере не более 60 минимальных зарплат.

Оценка несохранившихся жилых домов и построек производится в тех же пределах применительно к инвентаризационной оценке сохранившихся аналогичных строений.

Оценка товаро-материальных ценностей производится согласно п. 8 "б" Положения по ценам, действовавшим на момент вынесения заключения, с учетом износа не менее 25 процентов, а домашних животных, птицы и сельхозпродукции - согласно п. 8 "в" Положения по данным заготовительных организаций. При этом размер возмещения или компенсации не должен превышать 40 минимальных заработных плат.

При определении стоимости облигаций государственных займов, подлежащей возврату в соответствии с п. 10 Положения, вкладов, сумм аккредитивов и расчетных чеков, подлежащих возврату в соответствии с п. 11 Положения, а также денежных выигрышей и вещевых выигрышей в соответствии с п. 12 Положения индексация их стоимости в связи с изменением цен в современных условиях не предусматривается.

5. По принятому к рассмотрению заявлению с целью начисления денежной компенсации оценка стоимости имущества производится в тех же пределах, что и для возмещения, при этом сумма выплаты определяется в каждом конкретном случае индивидуально с учетом всех обстоятельств, имеющихся косвенных документальных данных, а также социально-бытового положения и возраста заявителя.

6. Конфискованная иностранная валюта возмещается Министерством финансов Российской Федерации согласно п. 13 Положения.

Соответствующие материалы (документы, заключения местных комиссий и принятые по ним решения администраций) направляются финансовому управлению администрации области для их дальнейшего централизованного направления Министерству финансов Российской Федерации.

7. Возврат или определение стоимости и ее возмещение за конфискованные ювелирные и другие бытовые изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные или полудрагоценные камни, медали и жетоны дореволюционного чекана, юбилейные и памятные медали и монеты, монеты дореволюционного и советского чекана, монеты иностранных государств производится Комитетом Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням согласно п. 14 Положения. Соответствующие материалы (официальные документы, подтверждающие конфискацию драгоценностей, копии документов, подтверждающих право заявителя на возврат или возмещение за конфискованное имущество) направляются финансовому управлению администрации области для их дальнейшего централизованного направления Комитету Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням.

8. Вынесенные до принятия Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции от 03.09.93 N 5698-1) решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате компенсаций не подлежат пересмотру, а выплаченные суммы - перерасчету.

9. Результаты рассмотрения принятых заявлений граждан регистрируются в специальном журнале (приложение 1) и оформляются в виде заключения комиссии (приложение 2). Первый экземпляр заключения передается администрации для принятия решения, второй экземпляр вместе со всеми документами подшивается в дело, хранящееся в комиссии, остальные экземпляры вместе с решением, принятым администрацией, передаются юридическому или физическому лицу, у которого находится это имущество, финансовому органу местной администрации для организации выплаты суммы возмещения или компенсации, архивному органу информационного центра (ИЦ) УВД, УФСК или Государственному архиву по делам политических репрессий (ГАДПР), где находится на хранении архивное дело и документация по реабилитации владельца имущества, а также заявителю. Заключение подписывается председателем и ответственным секретарем комиссии.

Приложение N 1. РЕКОМЕНДУЕМОЕ СОДЕРЖАНИЕ журнала регистрации результатов рассмотрения заявлений граждан о возмещении материального ущерба, причиненного в связи с политическими репрессиями

Приложение N 1
к Рекомендациям по порядку
исполнения, оценке имущества
и расчету сумм возмещения
или денежной компенсации
по заявлениям граждан о
возмещении имущественного
ущерба, причиненного в связи
с политическими репрессиями

1. Ф.И.О. заявителя

2. Его адрес, номер телефона

3. Дата начала рассмотрения

4. Установленная очередность

5. Краткий перечень имущества, его состояние и количество

7. Кому было передано имущество

8. Результаты оценки имущества

9. Решение комиссии:

Подлежит возврату

Подлежит возмещению, сумма

Подлежит компенсации, сумма

10. Дата завершения рассмотрения и выдачи заключения

11. Кому выдано заключение комиссии

Приложение N 2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации _______________

Приложение N 2
к Рекомендациям по порядку
исполнения, оценке имущества
и расчету сумм возмещения
или денежной компенсации
по заявлениям граждан о
возмещении имущественного
ущерба, причиненного в связи
с политическими репрессиями

ЗАКЛЮЧЕНИЕ комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации _______________

199__г. N______

Принято по заявлению гр-на _______________________от 19___г.

проживающего____________________________________________________

претендующего на:

возврат имущества:__________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

возмещение имущества:_______________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

компенсацию имущества:______________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

которое до ______года принадлежало (кому, Ф.И.О., степень родства)

Года рождения, проживавшему в __________________________

Пермской области и подвергнутому политической репрессии (где,

кем, когда, вид репрессии)______________________________________

и реабилитированному (вид документа, кем выдан, дата, номер)____

________________________________________________________________

Документ, подтверждающий конфискацию, изъятие или отчуждение иным

путем имущества (вид документа, кем выдан, дата, N)_____________

________________________________________________________________

Кому было передано (продано) имущество, где, у кого находится в

настоящее время _________________________________________________

_________________________________________________________________

Документы, подтверждающие наследственные права заявителя:

Документ о смерти владельца имущества (вид, кем выдан, дата, N)

________________________________________________________________

Документ о рождении (родстве) заявителя (вид, кем выдан, дата, N)

_________________________________________________________________

Свидетельство о браке (для сменивших фамилию, дата, N)___________

_________________________________________________________________

Дата принятия заявления к рассмотрению___________________________

Установленная очередность_____________________

Дата завершения рассмотрения__________________

Оценка имущества_________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

В оценке имущества приняли участие:______________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

или денежной компенсации, направлении материалов для рассмотрения

в Минфине или Комитете РФ по драгоценным металлам и драгоценным

камням или об отказе в удовлетворении претензии заявителя и его

жилого дома принимаются только после достижения соглашения с

взамен дома благоустроенного государственного (муниципального)

жилья или об оказании местной администрацией ему помощи в

строительстве принимаются только после заключения с ним

соответствующего соглашения: ___________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Председатель комиссии

Ответственный секретарь

Приложение N 3. РЕКОМЕНДАЦИИ по принятию решений администрациями городов и районов области о возмещении материального ущерба, причиненного жертвам политических репрессий на территории района, города, и порядку его исполнения

Приложение N 3
к постановлению
губернатора области
от 09.02.95 N 40

1. Решение администрации принимается на основании заключения комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий и оформляется распоряжением администрации, в котором указывается: кто, в каком размере, в какой срок и на каких условиях обязан возвратить имущество или возместить его стоимость, или выплатить денежную компенсацию; либо приводятся основания полного или частичного отказа в удовлетворении претензии заявителя.

2. Решение должно приниматься в срок не позднее 10 дней с момента поступления заключения комиссии.

Распоряжение администрации с приложенным к нему заключением комиссии в зависимости от его характера направляется:

3.1. Юридическому или физическому лицу, у которого жилой дом находится в эксплуатации - для возврата реабилитированному лицу. При этом с данным юридическим или физическим лицом местной администрацией заключается соглашение об условиях и сроках возврата имущества. Если заявитель дал согласие на получение в первоочередном порядке благоустроенного государственного (муниципального) жилья, либо на получение от администрации необходимой помощи в строительстве жилья взамен возврата дома, то с ним оформляется соответствующее соглашение.

3.2. Государственной, общественной, кооперативной или иной организации, которой было передано конфискованное, изъятое или иным путем отчужденное имущество, или правопреемнице этой организации - для выплаты заявителю установленного возмещения или денежной компенсации в месячный срок, с последующим возмещением из местного, а затем областного бюджета.

3.3. Финансовому органу местной администрации - для организации выплаты в месячный срок через орган социальной защиты установленного возмещения или денежной компенсации с последующим возмещением из областного бюджета:

если неизвестно кому было передано, продано, или кем было изъято данное имущество;

если организация, принявшая имущество, ликвидирована и нет возможности установить ее правопреемника;

если организация, обязанная в месячный срок возместить или компенсировать имущество, не имеет необходимых средств для выплаты заявителю.

3.4. Кроме того, экземпляры решения администрации и заключения комиссии передаются:

на хранение в архив ИЦ УВД (МВД), УФСК или в ГАДПР, где находятся материалы уголовного или административного дела и решение о реабилитации владельца конфискованного, изъятого имущества;

заявителю - для сведения;

комиссии, выдавшей заключение;

финансовому управлению администрации области - для возмещения из областного бюджета выплат, произведенных местными бюджетами (с отчетом по установленной форме).