Что относится к принципам охраны труда. Понятие и основные принципы охраны труда


Охрана труда и ее элементы

В 18 веке Ломоносов впервые описывал в своих трудах методы повышения безопасности рабочих на производствах того времени. Он выступал ярым противником использования детского труда в любой сфере деятельности. Однако, первые законодательные акты, регулирующие сферу охраны труда появились только в начале 19 века. В них были прописаны базовые требования к безопасности труда на рудниках и в заводской отрасли. Ближе к началу 20 века рабочие стали проводить стачки и забастовки на предмет неблагоприятных условий их рабочих мест. С тех пор в производственную и предпринимательскую деятельность все больше внедрялись требования, правила и законы, формирующие принципы охраны труда.

Определение 1

Охрана труда включает в себя мероприятия, действия, правовые, законодательные акты, регламенты, пункты коллективных договоров, а так же технические средства обеспечения здоровья, работоспособности и безопасности трудящихся.

Комплекс по реализации охраны труда на объекте хозяйствования включает в себя мероприятия, различной направленности. Среди них можно выделить:

  • Внедрение, доведение до сотрудников и руководства законов, правовых норм, которые устанавливают стандарты необходимых условий труда. Права и обязанности работодателя и его сотрудников прописаны в Конституции РФ, в Трудовом кодексе, а так же в актах и постановлениях Минтруда, Минздравсоцразвития, Минздрава и региональных нормативных документах.
  • Стимулирование работодателей на повышение уровня условий труда, проведение компенсационных выплат и материальной помощи, предоставление льгот сотрудникам, задействованным на вредных производствах.
  • Реализация единых норм и целей производится через организацию процессов, направленных на создание системы управления охраной труда.
  • Проведение специальных работ по снижению влияния вредных факторов на сотрудников, обеспечивающих санитарные и гигиенические нормы труда.
  • Предоставление лечебных, восстановительных возможностей, курортного лечения, проведения регулярных медицинских осмотров.
  • Проведение реабилитации пострадавших сотрудников, оказание им помощи в восстановлении.

По сути охрана труда занимается поддержанием здоровья и трудоспособности населения. При этом сводятся к минимуму потери от несчастных случаев, аварийных ситуаций и других форс – мажорных обстоятельств.

Принципы охраны труда

Создание здоровых и безопасных условий на рабочем месте является основной целью охраны труда, закрепленной конституционными правами гражданина России. Из цели вытекают принципы, которым должна соответствовать данная система взаимодействия нанимателя и сотрудника.

Фундаментальным принципом охраны труда является ликвидация или максимально возможное снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Любой из элементов системы в первую очередь направлен на обеспечение данного принципа.

Следующий принцип проистекает из первого и связан с тем фактом, что полную безопасность гражданина на его рабочем месте осуществить не возможно. Поэтому охрана труда должна быть готова защищать сотрудников. В России этот принцип реализуется через обязательное страхование работника, задействованного на опасных объектах.

Оба принципа реализуются через спланированные и регулярно проводимые мероприятия, направленные на соблюдение прав сотрудников на безопасность. Прежде всего принимаются меры по профилактике и пресечению возможных негативных происшествий в ходе рабочего процесса. Специалисту или отделу охраны труда необходимо определить степень допустимого риска.

Соблюдение первого принципа происходит только при строгом и полном следовании всем мерам техники безопасности. Достижение приемлемого уровня производственного травматизма так же возможно при слаженном взаимодействии работодателя и наемного сотрудника.

Второй принцип реализуется через комплекс мероприятий, которые имеют индивидуальный подход в зависимости от профессиональной деятельности работника и степени его подверженности риску. Сюда относят компенсационные выплаты сотрудникам, задействованным на тяжелых, опасных и вредных работах. А так же материальное возмещения пострадавшим работникам и предоставление услуг по реабилитации, в случае получения травмы или приобретения профессионального заболевания.

Замечание 1

Государственная политика в области охраны труда так же строится на основании этих двух принципов. В законодательстве страны закреплен список расходов предприятий, направленных на оказание поддержки пострадавшим работникам. Сюда относят затраты на технологическое совершенствование производственных мощностей, расходы на материальное поддержание основных элементов охраны труда и их организацию, денежные расходы на компенсационные и материальные выплаты.

Методы охраны труда

Как правило, для предприятия разрабатывается система управления мероприятиями по охране труда. К ним относят организационные процессы по обеспечению безопасности, сохранению здоровья, работоспособности сотрудника в течение его рабочего времени.

Для создания системы необходимо сначала проанализировать степень безопасности труда, его условий, а так же эффективности методов, применяемых для реализации мероприятий по охране труда. Чтобы оценить условий труда на рабочем месте рассматривают потенциальные опасности, которые присущи данному объекту. Далее им дают количественную оценку. Затем рассчитывают комплексные показатели, характеризующие общее состояние безопасности.

Чтобы проанализировать и оценить степень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости обычно применяется четыре метода:

  1. Статистический основывается на изучении отчетных документов за конкретный промежуток времени. Этот метод позволяет провести глубокую оценку различных параметров возникновения несчастных случаев. Количественные показатели рассчитываются относительно частоты и тяжести травм. Обычно расчет делается относительно тысячи работников за месяц или год.
  2. Топографический изучает причины несчастных случаев по месту их происшествия, например, в одном и тем же цехе. Так выявляются слабые места. Для оценки используются специальные измерительные приборы, проводятся испытательные работы.
  3. Экономический определяет количество потерь, а так же целесообразность социальных и экономических мероприятий по их предотвращению.

Замечание 2

Стоит отдельно выделить метод защиты, который базируется на принципах и методах безопасности. Для целесообразности его применения рассчитывается стоимость реализации различных вариантов. Далее производится оценка и выбирается наиболее оптимальный вариант.

Работа по охране труда на предприятии предусматривает совместные действия работодателя, работников, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Основными направлениями деятельности при организации работ по охране труда на предприятии являются:

образование соответствующих служб и возложение на должностных лиц обязанностей, необходимых для организации работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, создания благоприятных условий для работников;

Создание органа управления охраной труда на предприятии - организация работы службы охраны труда на предприятии осуществляется согласно Трудовому кодексу РФ и Рекомендациям по организации службы охраны труда.

Обеспечение служб, производственных подразделений и должностных лиц предприятия законодательными и нормативными правовыми актами по охране труда, на основании которых обеспечивается безопасность труда работающих, разрабатываются инструкции по охране труда, стандарты предприятия системы безопасности труда, другие виды нормативных правовых актов,

Планирование работ по охране труда и разработка мероприятий по улучшению условий и охраны труда для включения в коллективные договоры или соглашения по охране труда,

Установление льгот и компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием в соответствии с нормативными правовыми актами;

Организация обучения и повторной проверки знаний по охране труда руководителей, специалистов и рабочих, обеспечение инструктирования работников в установленном порядке;

информирование работников о состоянии условий и охраны труда,

организация сотрудничества по охране труда работодателей и работников предприятия.

Структура и численность службы охраны труда определяется работодателем в соответствии со ст. 217 Трудового кодекса.

У каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответ­ствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране груда с учетом специфики своей производственной деятельности.

Назначение на должность оформляется приказом (распоряжением) по организации. Права, обязанности и ответственность работников службы охраны труда должны быть четко изложены в их должностных инструкциях.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного (специалиста по охране труда) их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающий услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Для расчета численности работников службы охраны труда предприятию следует руководствоваться Межотраслевыми нормативами численности службы охраны труда, утв. Постановлением Минтруда РФ № 10 от 22.01.2001г.

Основные принципы обеспечения охраны труда соотносятся с общими принципами обеспечения безопасности, защиты от случайных неблагоприятных событий.

Основные принципы обеспечения охраны труда включают в себя основные принципы обеспечения безопасности труда, но дополняются мерами социальной защиты.

Первый и фундаментальный принцип охраны труда - предотвращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Все мероприятия охраны труда и всех ее частей, например, безопасности труда, гигиены труда, направлены на это.

Вовремя предотвратить - вот главная цель, главная задача и основной принцип ее реализации в охране труда. Недаром русская народная пословица гласит: "Берегись бед, пока их нет!".

Второй фундаментальный принцип охраны труда - готовность к защите пострадавших. Он вытекает из невозможности обеспечения абсолютной безопасности.

Этот принцип играет исключительную роль в охране труда. В настоящее время в нашей стране, как в большинстве развитых стран мира, он реализуется через систему обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Итак, первым практическим шагом, который необходимо осуществить, исходя из требований основного принципа обеспечения охраны труда, являются организация и реализация превентивных мер, профилактика производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Выше мы уже говорили, что определение безопасности и безопасности труда неразрывно связано с понятием недопустимый риск.

Охрана труда, как некоторая подсистема обеспечения безопасности трудовой деятельности отдельного члена общества и производственной деятельности общества в целом, также неразрывно связана с понятием риска, который в данной отрасли человеческой деятельности часто называют социально приемлемым риском.

В рамках превентивных мер необходимо полное выполнение всех необходимых мероприятий безопасности труда, а также мероприятий социального партнерство работодателя и работников по охране труда. Заметим, что в эти мероприятия, по нашему мнению, входит и обучение работников, и стимулирование их внутренней мотивации на безопасный труд. Таким образом, обеспечение безопасности труда и социального партнерства работников с работодателем являются важнейшими мерами профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Для реализации второго основного принципа охрана труда предлагает целый комплекс мероприятий по минимизации последствий проявления профессиональных рисков в форме СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ работников, работающих в неблагоприятных условиях труда или пострадавших на производстве в результате тех проявлений производственных опасностей, которые не удалось предотвратить комплексом профилактических мер.

В рамках второго основного принципа охраны труда, ее мероприятиями предусматриваются:

  • компенсации работникам за тяжелые, вредные и опасные условия труда;
  • возмещение вреда пострадавшему причинителем вреда;
  • реабилитация трудоспособности пострадавших.

Более того, стремясь к минимизации затрат общества на все вышеизложенные мероприятия, предусматривается и реализуется обязательное социальное страхование профессиональных рисков - несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В результате изучения этого раздела вы будете знать:

  • Понятие "охрана труда".
  • Основная задача охраны труда предотвращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний и минимизация их социальных последствий.
  • Понятие социально приемлемого риска.
  • Основные принципы обеспечения охраны труда как системы мероприятий:
  • Осуществление мер, необходимых для обеспечения сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
  • Социальное партнерство работодателей и работников в сфере охраны труда;
  • Гарантии защиты права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;
  • Компенсации за тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • Социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  • Экономический механизм и финансовое обеспечение системы управления охраной труда.
  • Финансирование мероприятий по обеспечению безопасных условий труда и по улучшению условий и охраны труда.
  • Оценка эффективности мероприятий по охране труда.
  • Понятие предотвращенного ущерба, прямых и косвенных потерь.
  • Взаимосвязь обеспечения экономической, технологической, экологической, эргономической безопасности и охраны труда.

Перечень основных документов, необходимых при изучении раздела:

1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г.
2. Федеральный закон от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ (в редакции Федерального закона РФ от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ). Трудовой кодекс Российской Федерации.
3. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Руководство Р 2.2.2006-05. Утверждено руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 29 июля 2005 года

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О ТРУДЕ И ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

Вся работа по охране труда должна носить системный характер. В разделе X гл. 33 ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации дано следующее определение понятия "охрана труда".

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя:
· правовые,
· социально-экономические,
· организационно-технические,
· санитарно-гигиенические,
· лечебно-профилактические,
· реабилитационные и иные мероприятия.
Задачу эффективного обеспечения охраны труда нельзя решить за счет проведения одних или группы перечисленных мероприятий.

Трудовой кодекс Российской Федерации определяет:

· основные направления государственной политики в области охраны труда;
· государственные нормативные требования охраны труда;
· обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда;
· обязанности работника в области охраны труда;
· государственное управление охраной труда;
· мероприятия по обеспечению охраны труда;
· основные функции органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда;
· организации, которые должны осуществлять общественный контроль за охраной труда;
· принципы управления охраной труда непосредственно в организации;
· обеспечение прав работника на охрану труда;
· право и гарантии работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;
· финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

· обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
· принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
· государственное управление охраной труда ;
· государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
· государственная экспертиза условий труда ;
· установление порядка специальной оценки условий труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
· содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
· профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
· расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
· защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
· установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
· координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
· распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
· участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
· подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации;
· организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
· обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда ;
· международное сотрудничество в области охраны труда;
· проведение эффективной налоговой политики , стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
· установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателя (ст 210 ТК РФ).

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями :

· органов государственной власти Российской Федерации;
· органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
· органов местного самоуправления;
· работодателей и объединений работодателей;
· профессиональных союзов и их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.

ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя .

РАБОТОДАТЕЛЬ обязан обеспечить (ст. 212 ТК РФ):

Безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
- создание и функционирование системы управления охраной труда;
- применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
- соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
- режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
- недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
- организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
- в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;
- недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
- информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
- предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
- принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
- расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
- беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;
- обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- ознакомление работников с требованиями охраны труда;
- разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;
- наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Работодатель обязан выплачивать в полном размере и в срок причитающуюся работникам заработную плату (ст. 22 ТК РФ).

Работодатель обеспечивает лицам, поступающим на работу с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 225 ТК РФ):
· обучение безопасным приемам и методам выполнения работ, со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а также проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний.

Государство обеспечивает :

· профессиональную подготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Все работники, в том числе руководители организаций, а так же руководители - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации

ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

РАБОТНИК обязан (ст. 214 ТК РФ):
- соблюдать требования охраны труда;
- правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
- проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
- немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
- проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА

Указ Президента Российской Федерации от 9.03.04 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» положил начало административной реформе.

Новая структура органов исполнительной власти предусматривает трехуровневое разграничение функций:
· министерство,
· федеральная служба,
· федеральное агентство.

На переходном этапе действуют ранее принятые законодательные и иные нормативные акты, которыми регулировались вопросы охраны труда и социальной защиты работающих на производстве.

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению:
· федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ );
· другими федеральными органами исполнительной власти (ст. 216 ТК РФ).
Минтруд осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социального развития.

Минтруд России осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов:
· льготные пенсии (по Спискам № 1 и № 2);
· социального страхования (обеспечение по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);

Федеральным органам исполнительной власти предоставлено право:
· осуществлять отдельные функции по нормативно - правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда;
· при этом они обязаны:
· согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда;
· координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда(Минтрудом России).

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственное управление в пределах своих полномочий на территориях субъектов Российской Федерации.

Органам местного самоуправления могут быть переданы отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда.

У каждого работодателя , осуществляющего производственную деятельность, в том числе в сфере оказания услуг численность работников которого превышает 50 человек:
· создается служба охраны труда или
· вводится должность специалиста по охране соответствующую подготовку или опыт работы.

Если численность работников не превышает 50 человек , работодатель принимает решение о создании службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности .

При отсутствии:

· службы охраны труда,
· штатного специалиста по охране труда

их функции осуществляют:

· работодатель - индивидуальный предприниматель (лично),
· руководитель организации (лично),
· другой уполномоченный работодателем работник,
· организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору (ст.217 ТК РФ).

Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации .

Для оперативного рассмотрения вопросов охраны труда по инициативе работодателя и (или) работников на предприятии создается совместный комитет (комиссия) по охране труда .

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ РАБОТНИКОВ НА ОХРАНУ ТРУДА

Каждый работник имеет право на:

· рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
· обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
· получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
· отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами до устранения такой опасности;
· обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
· обучение безопасным методам и приемам труда за счет работодателя;
· профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
· запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте:
· федеральными органами исполнительной власти уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства;
· другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;
· органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда;
· органами профессионального контроля законодательства о труде и охране труда; за соблюдением законодательства о труде и охране труда;
· обращение по вопросам охраны труда:
· в органы государственной власти Российской Федерации;
· в органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
· в органы местного самоуправления;
· к работодателю и их объединения;
· в профессиональные союзы, их объединения;
· в иные уполномоченные работниками представительные органы;
· личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
· внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра;
· компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

ГАРАНТИИ ПРАВА РАБОТНИКОВ НА ТРУД В УСЛОВИЯХ,
СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА

Государство гарантирует работникам защиту их прав на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.

Согласно статье 220 Трудового кодекса Российской Федерации:
- на время приостановления работ в связи с приостановлением деятельности или временным запретом деятельности вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок.

На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности.

В случае, если предоставление работы по объективным причинам работнику невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае необеспечения работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой.

В этом случае отказ работника от выполнения работ не влечет за собой его привлечение к дисциплинарной ответственности .

Дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников

Работодатель для отдельных категорий работников обязан соблюдать ограничения :

· на привлечение их к выполнению тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда;
· к выполнению работ в ночное время;
· к сверхурочным работам;
· осуществлять перевод работника, нуждающегося по состоянию здоровья в предоставлении им более легкой работы, на другую работу в соответствии с медицинским заключением, с соответствующей оплатой;
· устанавливать перерывы для отдыха включаемые в рабочее время;
· создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и др. (ст. 224 ТК РФ).

Работодатель должен признать приоритет жизни и здоровья работников
по отношению к результатам производственной деятельности.

Обеспечение прав работника на охрану труда и гарантий этих прав — это по существу главная цель всего законодательства.

Работодатель обязан организовать и проводить предварительные при поступлении работника на работу и периодические в течение его трудовой деятельности медицинские осмотры в случаях, предусмотренных законодательством.

При обнаружении у работников признаков профессионального заболевания или ухудшения состояния здоровья вследствие воздействия вредных или опасных производственных факторов работодатель на основании медицинского заключения должен перевести его на другую работу.

Коллективный риск (групповой, социальный) — это риск проявления опасности того или иного вида для коллектива, группы людей, для определенной социальной или профессиональной группы людей.

Невозможность достижения абсолютной производственной безопасности предопределило введение понятия приемлемого (допустимого) риска.

Приемлемый (допустимый) риск — это такая минимальная величина риска, которая достижима по техническим, экономическим и технологическим возможностям. Таким образом, приемлемый риск представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями его достижения.

Экономические возможности повышения безопасности технических систем и снижения величины приемлемого риска ограничены. Затрачивая большие финансовые средства на повышение безопасности технических систем, можно нанести ущерб социальной сфере производства. Уменьшая соответственно средства, выделяемые на приобретение спецодежды, медицинское обслуживание, заработную плату и т. д. Уровень приемлемого риска определяется в результате учета всех обстоятельств — технических, технологических, социальных и рассчитывается в результате оптимизации затрат на инвестиции в техническую и социальную сферу производства.

Величина приемлемого риска зависит от вида отрасли производства, профессии, вида негативного фактора, которым он определяется. Для потенциально опасных отраслей производства (например, угольной промышленности), опасных профессий (горноспасателей, пожарных и т. д.) величина приемлемого риска выше, нежели для отраслей и профессий, где количество опасных факторов меньше и уровень вредных факторов ниже.

Принято считать, что для действия техногенных опасностей (технический риск) в целом индивидуальный риск считается приемлемым, если его величина не превышает 10~6. Эта величина используется для оценки пожарной и радиационной безопасности. Величина приемлемого риска 1СГ6 означает, что гибель одного человека на миллион людей считается допустимой. Это примерно соответствует риску гибели людей от природных опасностей.

В системе обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности основная роль принадлежит нормативным правовым актом по охране труда.

Нормативные требования по охране труда и их соблюдение по существу являются фундаментом в создании здоровых и безопасных условий труда. Обеспечение единства таких требований — важная государственная задача.

Государственная политика в области охраны труда предусматривает совместные действия органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов в лице их соответствующих органов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

· признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия;
· координация деятельности в области охраны труда, в других областях экономической и социальной политики, а также в области охраны окружающей природной среды;
· установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности;
· государственное управление деятельностью в области охраны труда, включая государственный надзор и контроль над соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда;
· общественный контроль над соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на производстве, осуществляемый работниками через профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы;
· взаимодействие и сотрудничество органов государственного управления, надзора и контроля с работодателями, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками представительными органами, заинтересованными в разработке и практической реализации государственной политики в области охраны труда;
· проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, средств коллективной и индивидуальной защиты работников;
· применение экономических санкций в целях соблюдения предприятиями и работниками нормативных требований по охране труда;
· обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, необходимыми профилактическими средствами за счет средств работодателя;
· обязательное расследование каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве;
· установление компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
· защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей;
· подготовка специалистов в области охраны труда, в том числе в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования;
· установление государственной статистической отчетности об условиях труда, о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
· информирование работников о состоянии условий и охраны труда на предприятиях;
· осуществление мероприятий по пропаганде передового опыта в области охраны труда;
· международное сотрудничество при решении проблем охраны труда.

Государство в лице органов законодательной и исполнительной власти с учетом консультаций с объединениями работодателей, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками представительными органами разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную политику в области охраны труда.

То есть эта статья Основ по существу определяет направления деятельности, прежде всего, органов государственной и исполнительной власти Российской Федерации и субъектов, а также объединений работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов. Лейтмотивом совместных действий этих органов и общественных организаций должно стать принуждение работодателей к признанию и обеспечению приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности.

Безопасность труда — это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключено проявление опасностей, а уровень риска деятельности не превышает приемлемый уровень.

Поэтому под безопасностью следует понимать комплексную систему мер защиты человека и среды его обитания от опасностей, формируемых конкретной деятельностью. Комплексную систему безопасности формируют нормативно-правовые, организационные, экономические, технические, санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические меры.

Контрольные вопросы:

1. Что включает в себя понятие "охрана труда"?
2. Как производится оценка социально приемлемого риска?
3. На чём основывается социальное партнерство работодателей и работников в сфере охраны труда?
4. Какие имеются гарантии защиты права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда?
5. Какие предусматриваются компенсации за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда?
6. Как производится социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний?
7. Как производится финансирование мероприятий по обеспечению безопасных условий труда и по улучшению условий и охраны труда?
8. Как производится оценка эффективности мероприятий по охране труда?
9. В чём смысл понятия предотвращенного ущерба, прямых и косвенных потерь?
10. Какая взаимосвязь обеспечения экономической, технологической, экологической, эргономической безопасности т охраны труда?

Охраной труда называется социально значимая деятельность по обеспечению безопасности труда и сохранению здоровья наемных работников во время их профессиональной деятельности.

Основная цель охраны труда - сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности - сформулирована и закреплена в Трудовом кодексе РФ.

Основной принцип достижения этой цели - системность и всеобщность различного рода мероприятий, в качестве основных групп которых Трудовым кодексом РФ выделены правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Отметим, что охрана труда является частью социально-трудовых отношений и этим отличается и от безопасности труда (любого труда, включая самообслуживание), и от безопасности производства, и от техники безопасности.

Именно поэтому охрана труда - элемент социальной политики общества и государства, именно потому она входит составной частью в трудовое право, именно потому основное положение охраны труда - обеспечение безопасных и здоровых условий труда - является одним из основных конституционно закрепленных прав каждого гражданина Российской Федерации.

Социальная сущность охраны труда заключается в поддержании здоровья и трудоспособности экономически активного населения на максимально возможном уровне, а также в социальной защите пострадавших на производстве и членов их семей.

Экономическая сущность охраны труда состоит в минимизации потерь общества при ведении им производственной деятельности путем предотвращения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Медико-биологические последствия (увечье, инвалидность, смерть) получения в процессе труда заболевания и/или травмы, включая смертельную, дополняются негативными социальными последствиями. Это и есть опасность труда как социального отношения.

К негативным социальным последствиям относятся частичная или полная утрата работоспособности, профессиональной трудоспособности, общей трудоспособности. Следует подчеркнуть, что даже небольшая потеря способности эффективно работать может стать непреодолимым препятствием в сохранении и/или получении работы, особенно при избыточности рабочей силы на рынке труда.

В качестве обязательной основы охрана труда включает в себя технику безопасности и производственную санитарию , обеспечивающие безопасные и безвредные условия простого процесса труда, но не исчерпывается ими.

Важное и необходимое свойство охраны труда - ее комплексность и наличие юридических, экономических и социальных аспектов, а не только технических, санитарно-гигиенических и медицинских мероприятий.



Основные принципы обеспечения охраны труда соотносятся с общими принципами обеспечения безопасности, защиты от случайных неблагоприятных событий.

Выше мы уже говорили, что определение безопасности и безопасности труда неразрывно связано с понятием недопустимый риск.

Охрана труда как некоторая подсистема обеспечения безопасности трудовой деятельности отдельного члена общества и производственной деятельности общества в целом также неразрывно связана с понятием риска, который в данной отрасли человеческой деятельности часто называют социально приемлемым риском.

Помимо всех других видов риска, которыми оперируют безопасность труда и безопасность производства, в обеспечении безопасности наемного труда работников приходится дополнительно использовать еще один вид риска, часто именуемый «социально приемлемым риском» (т. е. риском, величина которого является допустимой - приемлемой - для общества на данном этапе его исторического развития). Общество, принимая его как данность, борется с этим риском, стремится его всячески, насколько это возможно, снизить.

Первый фундаментальный принцип охраны труда - предотвращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Первым практическим шагом, который необходимо осуществить, исходя из требований основного принципа обеспечения охраны труда, являются разработка (организация) и реализация превентивных мер, профилактика производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Техническое обеспечение безопасности труда, санитарно-техническое обеспечение гигиены труда, подготовка и управление персоналом, а также социальное партнерство работников с работодателем в организационной сфере претворения всего вышесказанного являются важнейшими мерами профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Этим охрана труда полностью реализует принцип профилактики неблагоприятных событий.

Второй фундаментальный принцип охраны труда - готовность к защите пострадавших. Он вытекает из невозможности обеспечения абсолютной безопасности. Этот принцип играет исключительную роль в охране труда. В нашей стране он реализуется через систему обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Реализация второго основного принципа - минимизация последствий неблагоприятных событий - включает целый комплекс мероприятий по социальной защите людей, работающих в неблагоприятных условиях труда или пострадавших на производстве в результате тех проявлений производственных опасностей, которые не удалось предотвратить при реализации комплекса профилактических мер.

Такие мероприятия предусматривают:

· компенсации работникам за тяжелые, вредные и опасные условия их труда;

· возмещение вреда пострадавшему «причинителем вреда»;

· реабилитацию трудоспособности пострадавших;

· обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В целях минимизации затрат общества на все вышеизложенные мероприятия предусматривается и реализуется обязательное социальное страхование профессиональных рисков - несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Рассматривая экономическую эффективность любых управленческих решений в сфере охраны труда, мы должны помнить, что РАСХОДЫ (ЗАТРАТЫ) на охрану труда в принципе не могут непосредственно приносить ДОХОД (ПРИБЫЛЬ), ибо являются вспомогательными для целей производства и не связаны непосредственно с производством и реализацией какого-либо товара. Тем не менее мероприятия по охране труда не являются чисто затратными или убыточными. При мероприятиях по охране труда и/или безопасности производства речь идет о снижении (минимизации) УБЫТКОВ (ПОТЕРЬ).

В случае производственных аварий и травматизма прямые издержки составляют лишь меньшую часть действительных финансовых затрат предприятия. Основную часть играют косвенные потери (издержки). Эти косвенные потери происходят из-за потерянного для основного производства, но оплаченного работодателем времени руководителей среднего звена, которое ушло на расследование причин аварии и травматизма, временной остановки производства, оплаты переподготовки, внеочередного инструктажа, проверки знаний для работающего персонала, оплаты возможной сверхурочной работы для того, чтобы снова войти в график производства. Стоимость этих косвенных расходов значительно (в несколько раз) превышает прямые потери. Сумма прямых и косвенных потерь составляет общий ущерб от неблагоприятного события. Если в результате проведенных мероприятий гипотетическое неблагоприятное событие не произошло, то можно говорить о предотвращенном ущербе. Предотвращенный ущерб равен общему ущербу от реализации потенциальной опасности.

Основные направления расходов на предотвращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости:

· расходы на совершенствование технологии, замену оборудования и другие «технологические» мероприятия, влекущие за собой изменения (считается, что благоприятные) условий труда;

· расходы на материальное обеспечение безопасности и охраны труда (в том числе на средства индивидуальной защиты и т. п.);

· расходы на организацию мероприятий по охране труда (в том числе на подготовку работников);

· расходы на возмещение вреда работникам (в том числе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в установленном порядке. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда.

Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ относятся на себестоимость продукции и выводятся из налогооблагаемой базы (по налогу на прибыль).

Охрана труда является третьим важнейшим компонентом социально-трудовых отношений после возможности найма и размера заработной платы за труд.