Тихомиров, Юрий Александрович - Современное публичное право: монографический учебник. Тихомиров, Юрий Александрович - Современное публичное право: монографический учебник Тихомиров ю а современное публичное право pdf


Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

8. Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. С. 118.

9. Манохин В.М. Правотворческая деятельность в субъектах Российской Федерации: Вопросы методики. Саратов, 2000. С. 33 - 34.

10. Долгов В.М., Долгова Г.Н. Политические проблемы местного самоуправления в современной России // Власть. 2012. № 8. С. 54.

11. Европейская хартия местного самоуправления. Принята Советом Европы 15.10.1985 и ратифицирована Федеральным законом № 55-ФЗ от 11.04.1998 «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления».

12. Дроботенко И.И. Зарубежные модели местного самоуправлении: опыт для России // Власть. 2010. №1. С. 122.

Васильев П.П.

Управление развитием интеллектуального и человеческого капиталов: практика, проблемы и их решение

В статье рассмотрена роль интеллектуального и человеческого капиталов в процессе управления инновационным развитием региональной экономики. Формирование современного интеллектуального капитала рассматривается как важный процесс, без которого невозможен переход отечественной экономики на инновационный путь развития.

Ключевые слова: интеллектуальный капитал; человеческий капитал; интеллектуальная собственность, управление, региональная экономика.

На Московском экономическом форуме 2013 года в выступлениях участников подчеркивалась необходимость пересмотра экономической парадигмы трансформации рыночного фундаментализма в экономику, ориентированную на развитие человеческого капитала.

Новая экономическая парадигма лежит в основе экономической стратегии России. Особую актуальность в связи с этим приобретают проблемы инновационной направленности экономического развития регионов России. Это происходит вследствие необходимости регионов в долгосрочной перспективе. Оно определяется скоростью обновления основного капитала, уровнем полученного валового регионального продукта, качеством жизни населения и степенью инновационного развития отраслей региональной экономики.

Директор Института экономики РАН Р. Гринберг отмечает, что новая стратегия должна ориентироваться на подлинно социальную рыночную экономику, где свобода и справедливость дополняют друг друга, а приоритетами являются здравоохранение, образование и наука, социальная мобильность и инновации.

Вследствие этого необходима дальнейшая разработка вопросов управления инновационным развитием регионов РФ на основе теории управления. Ибо, как отметил В.В. Путин, уровень развития науки, технологий, образования, качество человеческого капитала определяют лидерство в современном мире.

В последнее время в печати появились интересные научные публикации, отражающие эти вопросы. Например, работы А.Г. Аганбегяна, B.C. Арутюнова, Б. Докторовича, СЮ. Глазьева, В.А. Кожина, Э.Н. Кулагина, В.А. Кожина, В. Крымова, А.Л. Мазина, С.Н. Михайлова и других, посвященные данной проблематике.

Под стратегическим управлением инновационным развитием экономики имеется в виду разработка системы, факторов, рычагов, механизмов и приемов, с помощью которых реализуется стратегия по внедрению нововведений. Ее основу составляет стратегическое планирование."Они реализуются на основе тактики стратегического управления инновационным процессом. Вследствие этого главной задачей органов государственного управления должно являться создание благоприятного инновационного климата в регионах страны. С его помощью появляется возможность решения многих важных экономических и социальных проблем. Очевидно, что при помощи государственного регулирования инновационной деятельности в регионах создается возможность в укреплении партнерских отношений государства с экономическими возможностями бизнеса.

Проводя анализ инновационного процесса в южных регионах страны как важного фактора их развития, следует помнить о ряде проблем, связанных с региональной спецификой. Так, необходимо отметить слабую конкурентоспособность отечественной региональной продукции на мировом рынке. Это является следствием того, что управление инновационным развитием регионов весьма дифференцированно с учетом региональной специфики и находится в прямой зависимости от экономического положения региона. К тому же иногда оно не связано с использованием современного инновационного управления. Поэтому внедрение инновационных форм управления должно быть направлено, в первую очередь, на повышение эффективности использования ресурсного потенциала регионов РФ. В том числе на решение следующих важных проблем:

Низкая конкурентоспособность продукции материальной сферы;

Нарастание технологического отставания от экономики развитых

Моральное и физическое устаревание материально-технической базы в научных учреждениях;

Недостаточное финансирование фундаментальной и прикладной науки, а также технических инноваций;

Слабая разработанность теории управления инновационными процессами;

Отсутствие четкой проработанности концепции инновационного развития регионов.

Все это необходимо учитывать при управлении социально-экономическим развитием регионов страны, так как уже в начале 80-х годов XX века стало очевидно, что технологический прогресс все более воплощается в самостоятельное существование знаний и информации. Они, реализованные в производственных процессах или средствах производства, воспринимаются как непосредственная производительная сила. Сегодня знания и информация способны проникать через всевозможные границы и быть долговечными благодаря информационной революции.

Очевидно, что с начала цивилизации технология и знания были столь же важной составной частью общества, как и естественные ресурсы. Однако сегодня скорость развития знаний в обществе определяется тем уровнем способности, с которой они обрабатываются и усваиваются в процессе функционирования интеллектуального капитала.

Следует отметить, что теория интеллектуального капитала считается относительно новой. Хотя она всегда присутствовала в отношении рыночной стоимости акций компаний к стоимости ее чистых активов. Ранее эта разница относилась на счет таких субъективных факторов как конфиденциальная информация о новых товарах, интуитивное предвидение перспектив компаний и т.д. Считалось, что она является временным отклонением от нормы, неэмпирической добавленной стоимостью, находящей свое выражение в повышении производительности труда и росте доходов.

В современном бизнесе утверждается необходимость установления равновесия между финансовыми и нефинансовыми компонентами, к которым относят знания, информацию, практические навыки, творческие способности работников, а также моральные ценности, включающие культуру и организацию труда, трудолюбие работников и т.д. Нефинансовая часть бизнеса, именуется интеллектуальным капиталом, становится новым источником богатства. К интеллектуальному капиталу относят также техническое и программное обеспечение, патенты, организационные структуры и т.д.

Родоначальники теории интеллектуального капитала - Л. Эдвинссон и М. Мэлоун отмечали, что до конца текущего десятилетия и в последующий период сотни тысяч крупных и мелких компаний во всем мире возьмут на вооружение теорию интеллектуального капитала как средство измерения, конкретизации и отображения истинной стоимости своих активов. Они сделают это потому, что бухгалтерский учет, основанный на интеллектуальном капитале, дает уникальную возможность комплексного использования всего того, без чего немыслима современная экономика динамичных и высокотехнологичных виртуальных корпораций. Исходя из этого положения, авторы пришли к выводу о том, что происходит новая финансовая революция.

Необходимо подчеркнуть, что использование интеллектуального капитала означает строгий учет при анализе стоимостных показателей как структурного1, так и человеческого капиталов. Следовательно, интеллекту-

альный капитал дает реальную возможность оценки результатов любого вида коллективной деятельности, сравнения динамики стоимостных показателей любого типа предприятий.

В экономически развитых странах цена активов предприятия является его стоимостью, собственностью компаний в денежном выражении. При этом наблюдаются активы двух групп. Первые группа активов - измеримы и конкретны, это текущие активы и инвестиции. Тогда как активы второй группы -неосязаемы. Они физически не существуют, однако представляют для компаний значительную ценность. Эти активы являются долгосрочными и не поддаются точной оценке. Так, к активам данной группы заносятся все активы компании, даже и недолговечные, не вписывающиеся в осязаемые активы. Поэтому существование неосязаемых активов представляет собой признание того, что в активы включается еще одно важное слагаемое, дающее их владельцам не только конкурентное преимущество, но и увеличение прибыли. Повышению стоимости активов компаний способствует инвестирование в НИОКР. Необходимо отметить, что с течением времени значение неосязаемых активов все время возрастает. В некоторых компаниях они переходят в осязаемые активы, Например, торговые марки, авторские права, патенты и т.д.

Следует отметить, что технический прогресс и конкуренция сегодня приводят к возникновению совершенно новых типов взаимоотношений между производителями, потребителями, поставщиками и т.д. Поэтому только истинные достоинства и ценности дают возможность компаниям не только выжить, но и процветать. И в этом значительная роль принадлежит интеллектуальному капиталу, который становится критерием оценки собственности компаний. Так как только он способен отразить динамику устойчивости и рентабельности предприятий. Интеллектуальный капитал позволяет также судить о подлинной стоимости компаний по таланту и творчеству его работников, а также качеству используемых ими орудий труда. Обращая внимание на этот момент, Л. Эдвинсон и М. Мэлоун отмечают: «Теперь у нас есть новая мера стоимости - это интеллектуальный капитал и средства его оценки. Эта система изменения включает в себя более широкий круг объектов: она применима не только к коммерческим предприятиям, но и к правительственным и некоммерческим организациям» .

Вследствие этого, всеобщее признание значительной роли интеллектуального капитала в современной экономике вносит коррективы в нынешние методы организации и управления предприятиями. Применение интеллектуального капитала означает учет при анализе стоимостных показателей не только финансового, но также человеческого и структурного факторов. Сегодня у нас есть универсальный критерий оценки и сравнения динамики стоимостных показателей предприятий любого типа.

Известно, что интеллектуальный капитал состоит из двух частей: человеческого и структурного капитала. Если человеческий капитал, представляет собой совокупность умений, знаний, творческих способностей, культуры, моральных ценностей человека, то под структурным капиталом понима-

ются техническое и программное обеспечение информационных систем, базы данных, организационная система, патенты и торговые марки фирмы. Структурный капитал является составной частью фирмы, в отличие от человеческого капитала, принадлежащего его собственнику. Он включает «капитал потребителей» и «организационный капитал» .

Следует отметить, что структурный капитал создает условия для более эффективного использования полученных знаний. Он представляет собой систему организации знаний, включающую информационную систему, методы накопления, обработки и использования знаний, а также структуру управления им.

По мнению западных авторов, интеллектуальный капитал представляет собой неосязаемый элемент активов и измеряется разницей между их рыночной и балансовой стоимостью. Интеллектуальный капитал фирмы тем выше, чем активнее она задействована в развитии высоких технологий. В то же время он основывается, прежде всего, на человеческом капитале. И это не простое суммирование человеческих капиталов работников фирмы или предприятия. Интеллектуальный капитал представляет собой творческое взаимодействие всего персонала в инновационном процессе.

В современной экономике, непосредственно связанной с информационной революцией, между человеческим и физическим капиталами происходит изменение соотношений. Так, по мнению К. Хеннинга, «решающим фактором стал человеческий капитал, то есть способность превращать информацию в знание. Физический капитал не исчез, но потерял свою доминирующую позицию» .

Таким образом, можно утверждать, что если интеллектуальный капитал представляет собой знания, информацию, опыт, информационные каналы, организационные возможности, то человеческий капитал является частью интеллектуального капитала, имеющей непосредственное отношение к человеку: его знания, опыт, практические навыки, творческие и мыслительные способности, моральные ценности, а также культура труда. Он важен как при проведении инноваций, так и при любой модернизации экономики. Так, разработчик развернутой структуры интеллектуального капитала К.-Э. Свейби отождествляет человеческий капитал и индивидуальную компетентность работников, представляющую собой их способность действовать в различных ситуациях. Она включает образование, умения, опыт, социальные навыки и ценностные установки людей .

В свою очередь отечественные ученые отмечают, что интеллектуальный, человеческий, социальный и другие виды капиталов являются условием динамичного и эффективного экономического развития, столь значимого не только для выживания большей части человечества, но и одновременно, создающего основы для более высокой цели - человеческого развития личности .

Сегодня, в условиях требований инновационности российской экономики, наблюдаются различные методы оценки величины интеллектуального капитала и его роли в экономике. Известно, что интеллектуальному капиталу

присуще следующее своеобразие: он не вписывается в традиционные модели финансового анализа и имеет двойственную форму собственности. Как структурный капитал -он принадлежит собственности компании, тогда как человеческий капитал - он является собственностью его владельца. При этом человеческий капитал представляет собой важнейшую составляющую часть интеллектуального капитала. Сегодня производительные силы общества достигли высокого уровня развития и не могут развиваться дальше без интеллектуального, творческого труда работников. Вследствие чего в центре всех трансформаций нового, компьютерного этапа НТР находится процесс качественного изменения в человеке и его рабочей силе. Такая тенденция утверждается все шире и становится решающей в дальнейшем развитии цивилизованных стран. Она означает превращение современной рабочей силы в человеческий капитал, который становится сегодня главным источником валового национального продукта экономически развитых стран.

Основатели концепции человеческого капитала Г. Беккер, Т. Шульц, И. Фишер, П. Самуэльсон обосновали положение о необходимости инвестиций в образование как важнейшем элементе его воспроизводства. Современные западные ученые в центр своих исследований ставят изучение жизнедеятельности человека, как носителя субъективированных знаний, важнейшего субъекта производства, который своим трудом определяет основные направления развития общества и экономики.

В работах М. Блауга, Б. Вейсброда, Н. Глазера, Дж. Минсера, Л. Ту-роу и др. нашла подтверждение идея об определяющей роли человеческого капитала В обществе.

Человеческий капитал представляет собой меру воплощенной в человеке способности приносить доход. Он включает в себя врожденные способности, таланты, а также приобретенные знания, квалификацию, опыт, творчество и т.д.

По мнению И. Фишера понятие человеческий капитал имеет два основных качества: с одной стороны, он носит производительный характер, а с другой -предполагается длительность его использования. Определение «человеческий» «означает, что его нельзя отделить от конкретного человека, который является его носителем» . "

Западные экономисты пишут о необходимости подготовки крупными предприятиями высококвалифицированной рабочей силы, отвечающей все повышающимся требованиям модернизируемой экономики. Так, исследуя концепцию человеческого капитала, ученые Р.Дж. Эренбсрг и Р. Смит сделали вывод о том, что он означает «знания и навыки, которыми обладает работник и которые приобретены им благодаря образованию и профессиональной подготовке, включая сноровку, приобретенную с опытом работы» .

За последний период практика российских успешных предприятий и организаций свидетельствует о серьезном стратегическом повороте управленческих подходов в сторону усиления внимания к работникам предприятий. Переоценка общечеловеческих и индивидуальных ценностей дает воз-

можность наиболее близко подойти к решению центральной проблемы: преодоление противоречий между предприятием, фирмой и работниками. С этой целью необходимо наличие согласованной и осознанной базы для научного подхода к стратегическому управлению работниками на длительный период. Так, М. Армстронг считает, что: «Управление кадрами - это не отдельная функция, а средство, с помощью которого реализуются все стратеги предприятия» . Можно согласиться с мнением автора по данному вопросу.

Вместе с тем, в деле стратегического управления человеческим капиталом необходимо помнить, что формирование стратегии - это рациональный и линейный процесс. Общая стратегия управления вытекает из стратегии бизнеса и создает конкретные направления стратегии управления человеческими ресурсами. Так, С. Тайсон, говоря о стратегии управления человеческим капиталом, отмечает следующее:

Стратегия - это нечто развивающееся и гибкое: она никогда не существует в настоящем, она всегда « вот-вот возникнет»;

Стратегия реализуется не только при помощи официальных заявлений, она воплощается также через действия и реакции;

Стратегия - это описание действия, ориентированного на будущее, которое всегда направлено на изменение;

Сам процесс управления регулирует возникающие стратегические направления» .

Подчеркивая возрастающую роль человеческого капитала в современном обществе, П. Хейне отмечает, что основная часть доходов в США извлекается из собственности на человеческий капитал. При этом он полагает, что капиталом являются также знания и умения, которые люди приобретают с помощью образования, профессиональной подготовки или практического опыта и которые позволяют им представлять другим людям ценные производительные материалы и услуги: «Утверждение, что распределение доходов зависит от распределения богатства, будет верным только в том случае, если мы включим человеческий капитал в наше определение богатства» .

Возрастание роли человека в современном обществе, особенно в период трансформации, нашло отражение и в работах отечественных ученых Л.И. Абалкина, О.С. Белокрыловой, И.В. Бушмарина, СВ. Валентен, Э.Д. Вильховченко, B.C. Гойло, В.Г. Игнатова, Т.В. Игнатовой, В.Л. Иноземцева М.М. Критского, В.И. Марцинкевича, В.В. Радаева, И.В. Соболевой, Ю.Г. Татура и др., которые исследовали человеческий капитал и его различные аспекты применительно к российским реалиям.

Например, М.М. Критский считает, что особенностью интеллектуального научного труда является не просто знание, поскольку, являясь исходным пунктом в исследовании человеческого капитала, интеллектуальная и творческая деятельность служит в рыночной экономике социально-экономической клеточкой. Знание может отделяться от человека в предметной форме и преобразовать самого человека, его сознание и потребности, а, значит, обогащать его. Автор утверждает: «Интеллектуальная деятельность выступает как фор-

ма социализации, а значит, и присвоения, в котором субъект становится интеллектуальным собственником, свободным от необходимости выполнять только лишь непосредственный труд...» .

Таким образом, сущность человеческого капитала можно определить только исходя из всех граней этого сложного социально-экономического явления. Человеческий капитал представляет собой современную совокупную рабочую силу, человеческие ресурсы с их образованием, способностями, квалификацией, опытом, умениями, творчеством, интеллектом, интуицией, умением рисковать, которые содействуют ему в деятельности и повышают производительность труда, а так же являются источником будущих доходов работника.

Представляется, что при исследовании человеческого капитала необходимо подходить с позиций институционального анализа, так как он позволяет более точно оценить объективную реальность.

Развитие инновационной экономики предполагает, что она основывается на знаниях и требует воспроизводства инновационного человеческого капитала. Поэтому требуется подготовка кадров по новым направлениям развития техники и технологии, управления и экономики. При этом следует формировать у работников способности к инновационной работе. Следует развивать способность и решимость руководителей отраслей, компаний, предпринимателей, управляющих и рядовых работников внедрять и осуществлять новый курс, связанный с реализацией инновационного типа развития производств и сферы услуг, готовность руководителей и специалистов к нововведениям, их заинтересованность во внедрении инноваций .

Таким образом, успешное социально-экономическое развитие государства сегодня становится все больше зависимым от способности национальной экономики опосредовать знания и производительно их использовать. «Знание становится основным условием производства доминирующим средством достижения социально-экономических результатов» .

Как отметил В.В. Путин, переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал .

При этом возросшая эффективность инвестиций в знание, в образование требуют от предприятий, фирм изменения структуры управления с целью обеспечения доступа более широкого круга сотрудников к новым научно-техническим достижениям и информации о них.

Не менее важным является умение находить работников, способствующих увеличению интеллектуального капитала фирмы. Это обеспечивается благодаря более широкому развитию компьютерных технологий и информационных сетей. Средства информации дают возможность каждому работнику предложить свои оригинальные идеи для широкого обсуждения. Этому значительно способствует появление нового типа управляющих, так называемых информационных менеджеров, обеспечивающих более эффективную работу получения, отбора и широкого распространения полезной информа-

ции. Поэтому отбор информации и ее управление становится такой же сферой деятельности, как управление людьми и денежными средствами.

Вследствие этого сегодня меняется макроэкономическая структура производства, так как многие отрасли экономики начинают характеризоваться тем, что в них во все большей мере производство основывается на знании. В свою очередь, инновационная экономика, основанная на знаниях, предполагает воспроизводство человеческого потенциала с инновационным экономическим мышлением. Важным направлением развития кадровой политики в инновационной экономике должно являться усиление взаимосвязи между промышленностью и научно-исследовательской деятельностью, которая в основном осуществляется в государственном секторе.

Представляется, что государственное управление инновационным развитием в регионах России целесообразно осуществлять с учетом уровня развития в них интеллектуального и человеческого капиталов, социально-экономической дифференциации регионов, их демографических показателей, уровня занятости, трансформационных особенностей безработицы, образовательного уровня, профессиональной подготовки и переподготовки кадров, а также динамики развития малого и среднего бизнеса.

Литература

1. "Экономика для человека" - новая экономическая стратегия России // Академия. 2013. № 17. 11.05. С.4.

2. Гринберг Р. Найти выход из мировоззренческого тупика. // Академия. № , 17. 11.05. 2013. С.4.

3. Российская наука: Долгожданное внимание государства // Академия. 3.11. 2012. С.4.

4. Эдвинсон Л., Мэлоун М. Интеллектуальный капитал // Иноземцев В.Л. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999. С. 434-436.

5. Edvinsson L., Mlone M.S. Intellectual Capital. Realizing Your Company"s True Value by Finding Its Hidden Roots. N.Y., Harper Business, a Division of Harper Collins Publishers, 1997. P. 28.

7. Sveiby K.-E., Lloyd T. Managing Knowhow - Bloomsbury. L. 1987. P. 13.

8. Веряскина В.П. Управление развитием человеческого капитала: модели менеджмента и практика // Философские науки. 2012. №6. С.7.

9. Фишер С. Дорнбуш и др. Экономика. М., 1993. С. 303;

10. Эренберг Р.Дж., Смит Р. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М., 1996. С. 317.

11. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. СПб.: Питер, 2005. С. 542.

12. Tyson S. Human resource strategy: a process for managing the contribution of HRM to organizational performance, International Journal of Human Resource Management, (1997), 8(3), P. 277.

13. Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1991. С. 359-360.

14. Критский М.М. Человеческий капитал. Л.,1991. С. 20-21.

15. Рассадина А.К. Кадровое обеспечение инновационной экономики, опыт экономически развитых стран. // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2011. № 1. С. ПО.

16. Гопоненко А.Л., Орлова Г.М. Управление знаниями. М.: Эксмо, 2008. С.25.

17. Путин В.В. Выступление на расширенном заседании Государственного совета. Стратегии развития России до 2020 года. М.: «Европа», 2008. С.12.

Денисенко В.А.

Эффективность управленческих практик руководителей организаций

сферы торговли и услуг

В статье на основе самооценки и использования метода наблюдения описаны характерные особенности управленческой деятельности руководителей успешных предприятий.

Ключевые слова: управление организацией, стиль работы руководителя

Как известно, социально-экономическое развитие России может быть обеспечено, если на каждом предприятии, в каждой организации будут эффективно использованы все имеющиеся ресурсы, в том числе и управленческие. Именно управленческие ресурсы руководителей являются предметом нашего исследования.

Усложнение хозяйственных связей, модернизация организации труда в сфере управления становятся непременным условием, влияющим на конкурентоспособность предприятий и их результативность. Таким образом, возникает острая потребность в подготовке управленческих кадров, способных грамотно организовать свою работу и создавать благоприятные условия труда. Умение организовать рабочие процессы, создать благоприятный климат и творческий настрой в коллективе, мотивировать работников к эффективному выполнению их обязанностей составляют и характеризуют сущность организации управленческого труда.

Управленческая деятельность понятие комплексное. В ней и люди, и знания, и информация, технические средства и многое другое. Она заключается в разработке, принятии и реализации управленческих решений, то есть в использовании управленческих технологий.

Особенности управленческого труда, его творческий характер существенно затрудняют организационные процессы, но возможность использовать в практической деятельности приемы и методы, обобщенные управленческой практикой и подтвержденные наукой, дают возможности к оптимиза-

ЛЕКЦИЯ 12. Действие права.

Право как система. Понятие действия права. Правовой конфликт. Социальное регулирование. Понятие поведения. Нормативное и ненормативное регулирование. Правовое регулирование и правовое воздействие. Предмет социального и правового регулирования. Методы правового регулирования. Способы и типы правового регулирования. Стадии правового регулирования. Механизм правового регулирования (механизм действия права).

Право как система. Как было отмечено в предыдущих лекциях, право представляет собой сложный феномен, состоящий из нескольких элементов, т.е. право представляет собой систему.

Эйдетический смысл права предполагает не только наличие самого правила поведения, но, конечно же, и субъекта, которому это правило адресуется. Право, в отличие от чисто объективных феноменов, например, законов природы, не может существовать бессубъектно. Если представить себе гипотетический случай, когда на земле исчезнут все люди, то законы природы все равно будут действовать, их бытие не зависит от наличия или отсутствия воспринимающего их субъекта. Такая же ситуация применительно к праву исключена, т.к. действие права возможно только через субъектов, а не действующее право (не знающее правовых отношений) не есть право по своему смыслу (это может быть то, что когда-то было правом или то, что может стать правом, если будет действовать). Поэтому право предполагает наличие воспринимающих право субъектов, которые одновременно являются и носителями принадлежащих им прав и обязанностей.

Таким образом, субъективные права и обязанности не есть просто «рефлекс» объективного права, а его непременное условие, основной элемент системы права. Наличие объективного и субъективного права предполагает отношения между этими элементами системы. Правовая норма как ценность, получившая социальную легитимацию, непременно такие отношения порождает.

Итак, право, рассмотренное как система (феноменологическая структура), включает следующие элементы:

1) субъектов, наделенных коррелятивными правами и обязанностями, (т.е. находящихся в правовых отношениях);

2) общезначимые и общеобязательные правовые нормы.

Понятие действия права. Действие права означает его системное функционирование. Оно имеет место тогда, когда правила правовых норм и предусмотренные ими жизненные обстоятельства, порождают у субъектов права и обязанности, которые затем реализуются в их поведении и в правопорядке. Поэтому действие права и есть осуществление им регулятивных и охранительных функций.

Правовые нормы нельзя понимать как нормы, не действующие в тот или иной момент времени. Как элемент системы, правовые нормы всегда воздействуют на субъектов и действуют в рамках системы. Это значит, что они всегда вызывают к себе социально-ценностное отношение и определяют права и обязанности субъектов, конкретизируя их при наличии соответствующих правовых фактов. В этом смысле само выражение "действующее право" есть плеоназм, так как "недействующего права", в строгом смысле слова, быть не может.


В рамках системы права функционирует как государственное, так и социальное право. Отношения между этими двумя подсистемами достаточно сложные и многомерные. Они вовсе не обязательно представляют собой соподчинение, когда социальное право подчиняется праву государственному и ни в чем не может ему противоречить. По-видимому, следует вообще отказаться от представлений о праве как о замкнутой логически непротиворечивой системе, бесконфликтной по своей идеальной природе. Право представляет собой открытую и постоянно становящуюся плюралистическую систему, все элементы которой рационально не охватываемы. Одним из инструментов ее развития является правовой конфликт.

Природа права чревата конфликтами . Само правомочие, выражающее суть права, есть определенное притязание, требование к окружающим совершить или, наоборот, не совершать определенных действий. Другими словами, это есть требование исполнения правовых обязанностей. В отличие от морали, которая основывается на самообязывании, право воздействует на волю других субъектов, психически принуждая к определенному поведению . Определить же границы субъективных прав и разграничить права разных субъектов исключительно нормативным путем в реальной жизни невозможно, ввиду разнообразия жизненных ситуаций, в которых они возникают и реализуются. Поэтому борьба за право является необходимым моментом, характеризующим функционирование системы права каждого конкретного общества.

Правовой конфликт может иметь место между различными элементами правовой системы. Он может возникать на межсубъектном и нормативном уровнях, между различными нормативными фактами, например, между нормами государственного и социального права. Разрешаются такие конфликты отнюдь не обязательно в пользу права официального, за которым стоит принудительная государственная власть, а путем ценностного социального выбора между двумя конфликтующими нормами. Если социальная ценность нормы официального права ниже, то или сразу или с течением времени она перестает функционировать, перестает применяться и теряет правовой характер. Правовой характер нормы вообще зависит от того, в какой мере могут быть реализованы предоставляемые ей правомочия и обязанности. Если же удается "перекрыть" действие конкурирующей нормы, то тем самым утверждается социальная ценность реально действующего нормативного факта. Возможны и такие ситуации, когда действуют одновременно две конкурирующие нормы и разрешение такого конфликта становится делом времени.

Развитие правовой системы через юридический конфликт зависит с субъективной стороны от желания и способностей со стороны заинтересованных социальных групп вести борьбу за право, о которой (в несколько другом аспекте) говорил уже Р. Иеринг.

Действие права и действие правовых норм следует отличать от действия нормативно-правовых актов. В последнем случае под действием чаще всего понимают не фактическую способность правового акта определять права и обязанности субъектов, а наличие у него так называемой юридической силы. Юридическая сила акта указывает на его государственно-волевое признание и занимаемое место в иерархии других правовых актов. Законодательный акт может иметь юридическую силу, но не действовать, т.е. оставаться «мертвым», клочком бумаги. Но и действие государственно признанного права невозможно без обретения им юридической силы.

Понятие социального регулирования. Действие права тесно связано с социальным и, соответственно, правовым регулированием. Под социальным регулированием в теории права понимается целенаправленное воздействие на поведение людей.

Под поведением в науке принято понимать присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активность и ориентацию по отношению к этой среде. Поведение возникает на определенном уровне организации материи, когда живые существа приобретают способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию, используя ее с целью самосохранения и приспособления к условиям существования. Ценностные аспекты поведения выступают наиболее отчетливо тогда, когда действие приобретает характер поступка, т.е. личностно значимого акта, в котором воплощается определенная социальная ценность. В реальном поведении осознаваемые и неосознаваемые, рациональные и эмоциональные компоненты находятся в сложном соотношении. Действие неосознаваемых психических факторов наиболее рельефно выражается в эмоциональной сфере, в симпатиях и антипатиях, в аффективных проявлениях поведения.

Поведение в праве следует понимать широко. Оно может проявляться не только во внешних телесных движениях, но и в таких актах, как признание или непризнание, требуемое нормой. Например, распространение действия нормы на новые отношения, признание сделки недействительной, а договора розничной купли-продажи - заключенным в надлежащей форме, - также требует соответствующего поведения субъекта, выраженного не столько во внешних, сколько во внутренних актах поведения. Поскольку поведение человека выражается в актах, т.е. в действии, необходимо остановиться и на этом понятии. Для целей настоящего курса вполне подойдет определение действия, данное немецким социологом М. Вебером. «Действием, - писал он, - мы называем действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл . «Социальным» мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него».

Различные поведенческие акты (внутренние и внешние) складываются в общественные отношения, которые могут носить материальный и духовный характер, быть случайными и закономерными, индивидуальными и групповыми. Такие поведенческие акты могут представать в виде определенных стереотипов поведения, возникающих на основе социальных и биологических предпосылок, а могут быть результатом сознательного целеполагания на основе определенных нормативно-ценностных установок. Регулирование в строгом смысле слова будет иметь место только во втором случае. При этом можно говорить об автономном и гетерономном регулировании.

Автономное регулирование есть саморегулирование. Оно имеет место тогда, когда субъект сам устанавливает для себя правила и следует им. (Делает по утрам зарядку, чистит зубы, выполняет моральные обязательства).

Гетерономное регулирование является внешним по отношению к человеку. В этом случае субъект подчиняется правилам, которые не сам для себя установил, а которые уже существуют в обществе в качестве общеобязательных правил. Такое регулирование может быть как стихийным, так и сознательным. В первом случае субъект подчиняется нормам, возникновение которых не связано с каким-либо конкретным субъектом. Такую регулятивную роль выполняют нормы нравственности, некоторые религиозные нормы, обычаи и др. Сознательное регулирование связано с установлением каких-либо обязательных правил определенными субъектами.

Нормативное и ненормативное регулирование. Существуют различные средства социального регулирования. В зависимости от этого выделяют нормативное и ненормативное регулирование.

Нормативное регулирование осуществляется на основе норм, под которыми понимают разнообразные правила поведения общего характера.

Ненормативное регулирование является регулированием индивидуальным. Такое регулирование основывается на индивидуальных предписаниях, на психическом или физическом принуждении субъекта к определенным действиям и т.д.

Правовое регулирование и правовое воздействие. Под правовым регулированием следует понимать целенаправленное воздействие на поведение субъектов и общественные отношения с помощью правовых средств. (Под правовыми средствами понимают, в первую очередь, правовые нормы, правовые отношения). Приведенная формулировка дает основания для различения правового регулирования и правового воздействия. Правовое регулирование есть только там, где достигаются правовые цели. Воздействие – более широкое понятие. Правовое воздействие может быть разным. Например, в случае издания закона, не отвечающего интересам большинства населения, он может оказать негативное психологическое воздействие на граждан: вызвать общественное негодование, критику, гражданское неповиновение. И если он так и не реализовался в поведении субъектов, не породил субъективные права и обязанности, то это означает, что в этом случае не только отсутствует правовое регулирование, но и сам закон не является правовым законом. С другой стороны, правовое воздействие всегда предшествует правовому регулированию, поскольку ценностное правовое воздействие является необходимым условием возникновения права.

Правовое регулирование присуще всем видам права, но в государственно организованном праве оно носит сознательно-волевой и нормативный характер. В ходе дальнейшего изложения этой теме речь пойдет именно об этой форме правового регулирования.

Правовое регулирование как целенаправленная юридическая деятельность сопровождает всю историю существования права в обществе. Но если первоначально оно представляло собой попытки угадать «волю богов», то со временем превратилось в «человеческое, слишком человеческое» (Ницше) дело. В эпоху расцвета юридического мировоззрения (ХУ111 в.) на Западе господствовало убежденье, что одним росчерком пера можно изменить правовую систему страны. Современная правовая теория приходит в выводу, что в любой правовой системе правовое регулирование имеет свои естественные пределы и всегда законодатель вынужден считаться с теми социальными ожиданиями, которые существуют на этот счет в обществе.

Предмет правового регулирования. В научно-учебной правовой литературе можно встретить, по крайней мере, два взаимоисключающих ответа на вопрос, что регулируется правом (нормами права). Одни авторы (их большинство) полагают, что предметом правового регулирования являются общественные отношения, другие считают, что им может быть только поведение правового субъекта. Есть основания полагать, что подобное противопоставление неоправданно. Конечно, право воздействует и регулирует поведение человека, но ведь именно поведенческие акты лежат в основе общественного отношения. Поэтому не будет ошибкой утверждать, что предметом правового регулирования являются общественные отношения, только регулируются они опосредованно, через урегулированное поведение соответствующих субъектов.

Важно также иметь в виду, что право не может регулировать все отношения, существующие в обществе. В сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые объективно требуют правового опосредования и «вписываются» в правовую структуру. Это значит, что они имеют свое место в иерархии социальных ценностей, могут быть смоделированы в правовой норме и переведены на язык субъективных прав и обязанностей.

Основной их массив может быть распределен по трем группам:

1). Отношения людей по обмену ценностями (материальными и нематериальными);

2). Отношения по перераспределению ценностей (властному управлению обществом);

3). Отношения по охране ценностей.

Методы правового регулирования. Методы правового регулирования определяются предметом правового регулирования, т.е. многообразием соответствующих общественных отношений. Отношения в первой группе – это отношения между собственниками. Такие отношения не могут строится на основе властеподчинения. Отношения во второй и третьей группах – это отношения между властвующими и подвластными.

В соответствии с этим в теории права выделяют два основных метода правового регулирования: централизованный (императивный, авторитарный) метод и децентрализованный (автономный, диспозитивный) метод.

Метод централизованного регулирования основывается на отношениях субординации, властеподчинения. Правило поведения, которое формулируется при использовании этого метода, носит императивный и однозначный характер. Последствия его нарушения (санкция) наступает независимо от воли и желания потерпевшего. При помощи данного метода регулируются отношения между государством и частными лицами (публично-правовые отношения).

Метод децентрализованного регулирования основывается на координации отношений между субъектами, которые находятся в юридически равных отношениях. Поэтому нормы, используемые при данном методе правового регулирования, формулируется таким образом, чтобы в границах нормы субъекты могли самостоятельно договориться о правиле поведения, регулирующем их взаимоотношения. (Например, «необходимо поступать так-то, если стороны не договорились об ином»). Данный метод используется для регулирования частно-правовых отношений.

Способы и типы правового регулирования. Способы правового регулирования определяются характером сформулированного в норме правила поведения. Любое правовое правило имеет предоставительно-обязывающий характер. Это означает, что оно и предоставляет субъективные права и возлагает субъективные обязанности (активные и пассивные). В зависимости от того, что в правовой норме выступает на первый план – право или обязанность - выделяют три основных способа правового регулирования: управомочивание, обязывание и запрет.

Управомочивание выражается в предоставлении субъекту определенных правомочий (субъективных прав).

Обязывание выражается в предписании совершить определенные действия (активная обязанность).

Запрет представляет собой возложение обязанности не совершать определенных действий (пассивная обязанность).

Типы правового регулирования. В теории права выделяют два типа правового регулирования: общедозволительный и общезапретительный (разрешительный).

Общедозволительный тип выражается в формуле: разрешено все, что не запрещено (законодательством). Регулирование по этому типу предусматривает установление только тех запретов, без которых общество не может нормально существовать. Все, что не попадает под законодательный запрет, считается юридически разрешенным (дозволенным). Такой тип регулирования доминирует в гражданском обществе, в сфере частноправовых отношений.

Общезапретительный (разрешительный) тип формулируется иначе: запрещено все, кроме прямо разрешенного (законодательно). Разрешается совершать только такие действия, которые прямо предписаны законодательством. Данный тип правового регулирования используется в публичном праве; на его основе должны функционировать органы государства, дабы не выходить за пределы своей компетенции.

Стадии правового регулирования.

Правовое регулирование начинается со стадии нормотворчества. Создание нормативной основы права – его первая стадия. Созданием правовых норм права могут заниматься различные субъекты – индивидуальные (физические лица) и коллективные (юридические лица, различные социальные и государственные структуры). Легитимным приоритетом в этом процессе обладает государство. Государство создает правовые нормы, которые имеют в потенции все возможности для получения приоритета правового действия. Нормы права определяют правовые возможности своих адресатов: очерчивают круг их прав и обязанностей, устанавливают правовой статус субъектов.

На второй стадии правового регулирования имеет место правовое воздействие норм на членов общества. Такое воздействие, как было отмечено выше, имеет информационный и ценностный характер. Необходимым условием для этого является доведение до сведения всех адресатов содержания правовых норм. В современных государствах это осуществляется путем опубликования тех нормативно правовых актов, в которых содержатся общеобязательные правила поведения.

Как заметил известный западный социолог Н. Луман, «ценности суть «слепые пятна», которые вооружают способностью к наблюдению и действованию». Но ценности скрыты в коммуникации. «…Самый заметный признак ценностей состоит в том, что коммуницируются они незаметно. Они предполагаются, допускаются в форме намеков и импликаций». Это означает, что правовые ценности оказывают свое воздействие на субъекта путем установления правовой коммуникации, одним из выражений которой является правовое отношение.

Именно на второй стадии правового регулирования устанавливаются так называемые общие правовые отношения, которые вытекают непосредственно из закона (в широком смысле слова) и содержанием которых являются правовые возможности (субъективные права) и правовые обязанности. Правовые действия на этой стадии носят чаще всего пассивный характер (право рассчитывать на определенное поведение и требовать соответствующего поведения – исполнение пассивной обязанности не совершать определенных действий). Таково, например, право на жизнь, или право на собственность. Но если право на жизнь на этой стадии полностью реализуется, то право на собственность реализуется лишь как наличная правоспособность (право на право быть собственником).

Реализация норм права – это осуществление тех правил поведения, которые сформулированы в правовых нормах. В зависимости от того, как сформулировано правовое правило, выделяют такие формы (способы) реализации норм права как использование, исполнение и соблюдение норм права. Использование норм права представляет собой осуществление наличных субъективных прав;

исполнение нормы права – осуществление возложенной на субъекта обязанности;

соблюдение нормы права – соблюдение установленных правовой нормой запретов.

Особой формой реализации права является применение права. (См. лекцию «Применение права»).

На третьей стадии правового регулирования правовые отношения переходят в активную форму. При наличии соответствующих юридических фактов, субъекты правоотношений используют свои права, исполняют активные обязанности, своими действиями порождают новые права и обязанности. (Например, правоспособный субъект покупает недвижимость и после ее регистрации приобретает на нее право собственности). На этой стадии осуществляется защита нарушенных прав и интересов субъектов, устраняются препятствия для их реализации через правоприменительную деятельность государства.

Механизм правового регулирования (механизм действия права). Под механизмом правового регулирования понимают систему правовых средств, при помощи которых реализуются правовые цели. Если действие права есть его системное функционирование, то оно осуществляется при помощи специального механизма, который и называется механизмом действия права или механизмом правового регулирования. Как верно подметил В.С. Нерсесянц, «основная регулятивная функция механизма действия права и юридико-логический смысл действия права в целом состоят в том, чтобы наличную абстрактно-общую норму статичного права, т.е. общее правило для общего случая, надлежащим образом преобразовать в актуальную «казусную» норму, т.е. в конкретное правило для конкретного случая».

Механизм права (механизм действия права, механизм правового регулирования) состоит из следующих элементов: правовых норм, правовых (юридических) фактов, правоотношений, индивидуальных актов реализации прав и обязанностей, актов толкования права, правоприменительных актов.

Несколько упрощенная схема действия механизма права заключается в следующем: социально признанные правовые нормы устанавливают общие правовые отношения, которые затем, при возникновении определенных правовых (юридических) фактов, трансформируются в конкретные правовые отношения. Правоотношения могут возникать, изменяться и прекращаться в результате самостоятельных актов реализации прав и обязанностей субъектами. При возникновении препятствий для реализации своего права или при неисполнении какими-либо субъектами своих обязанностей к действию правового механизма подключается государство, толкуя законодательство и конкретный случай правонарушения и осуществляя правоприменительную деятельность. Действия механизма права опосредуется правосознанием субъектов права, общественным правосознанием и осуществляется в режиме законности. Результатом действия права является общественный правопорядок.

Дополнительная литература