Контрольная работа: Понятие и состав экологического правонарушения. Субъективная сторона экологического правонарушения Чем характеризуется субъективная сторона экологического правонарушения


Это противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое право-дееспособным субъектом, причиняющее экологический вред или создающее реальную угрозу причинения такого вреда, либо нарушающее и законные интересы субъектов экологического права.

Виды экологических правонарушений в зависимости от степени общественной опасности:

  • преступления ;
  • проступки (менее общественно опасные деяния по сравнению с преступлениями, являются дисциплинарными, административными и гражданскими правонарушениями).

Состав экологического правонарушения :

  • объект;
  • субъект;
  • объективная сторона;
  • субъективная сторона.

Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые . Эти отношения по своему содержанию касаются:

  • собственности на природные ресурсы;
  • природопользования;
  • охраны окружающей среды от вредных воздействий;
  • экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

  1. противоправность поведения;
  2. причинение или реальная угроза причинения экологического вреда , либо нарушение иных законных прав и интересов субъектов экологического права;
  3. причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда, либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и , совершившие правонарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды на территории России или территории, находящейся под ее юрисдикцией.

Состав субъектов варьируется в зависимости от вида экологического правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной ответственности являются должностные лица и работники предприятий, уголовной - должностные лица и граждане, административной - юридические лица, должностные лица и граждане.

В соответствии с действующим законодательством административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения наступает с 16-летнего возраста. В порядке гражданского судопроизводства граждане несут ограниченную ответственность с 14 до 18 лет, полную - с 18 лет. С этого возраста лицо становится полностью дееспособным. Трудовое законодательство не устанавливает возрастных ограничений относительно применения дисциплинарной и материальной ответственности лиц, виновных в совершении экологических правонарушений в трудовой сфере.

Субъективная сторона экологического правонарушения характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии. Закон предусматривает две формы вины :

  1. (прямой или косвенный);

Умышленным является экологическое правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление общественно вредных последствий своего поведения и желает или сознательно допускает их (например, предприниматель сбрасывает токсичные отходы своего производства на опушке леса, то есть не в установленном для этого месте).

Неосторожность бывает двух видов: самонадеянность и небрежность.

Самонадеянность имеет место тогда, когда лицо, нарушающее экологическое требование, предвидит общественно вредные последствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидит наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Гражданский кодекс РФ вводит понятие грубой неосторожности. Правда, речь идет о грубой неосторожности самого потерпевшего, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, что учитывается при определении размера возмещения вреда правонарушителем (ст. 1083).

В то же время в природоохранительной практике, как уже отмечалось, может иметь место безвиновная (абсолютная) ответственность - за вред, причиненный источником повышенной опасности. Возмещение такого вреда регламентируется ст. 1079 ГК РФ.

Одни экологические правонарушения могут быть совершены при любой форме вины (например, правонарушения, последствиями которых является загрязнение атмосферного воздуха или вод), другие - только при умышленной форме вины (незаконная охота или рыбная ловля), третьи - по неосторожности (например, небрежное обращение с огнем в лесу и нарушение правил пожарной безопасности в лесах).

Что представляет собой состав экологического правонару-шения?

Состав экологического правонарушения традиционно мож-но представить в виде четырех его составных элементов (признаков): 1) объект правонарушения; 2) субъект правонару-шения; 3) объективная сторона правонарушения; 4) субъек-тивная сторона правонарушения.

Объектом экологического правонарушения могут выступать любые из видов экологических общественных отношений, со-ставляющих предмет экологического права. В качестве объектов могут, в частности, выступать отношения собственности на при-родные ресурсы, отношения в сфере управления охраной окру-жающей природной среды и природопользования, отношения в сфере установленного порядка использования природных ресур-сов, отношения в сфере установленного порядка охраны при-родных ресурсов и окружающей природной среды, отношения в сфере обеспечения экологически благоприятных условий (эко-логической безопасности) населения, отношения в сфере уста-новленного режима особо охраняемых территорий и т.п.

Субъекты экологического правонарушения определяются в зависимости от видов применяемых мер юридической ответ-ственности. Так, юридические лица могут выступать в качестве субъектов только гражданско-правовой и административной ответственности. Граждане могут выступать субъектами всех видов юридической ответственности. При этом правосубъект-ность граждан-правонарушителей определяется еще и различ-ными отраслевыми нормами права. Например, по нормам гражданского права ответственность, как правило, наступает с 18-летнего возраста, по нормам административного права - с 16-летнего возраста, по нормам уголовного права по преобла-дающему большинству преступлений экологического характе-ра-с 16-летнего возраста.

Объективная сторона экологического правонарушения мо-жет выражаться как в действии, так и бездействии юридиче-ских, должностных лиц или отдельных граждан (например, невыполнение обязательных требований по очистке сточных вод, по расчистке лесосеки от порубочных остатков, несоблю-дение требований противопожарной безопасности, непроведе-ние профилактических мероприятий, непроведение мероприя-тий по воспроизводству и защите земель и т.п.).

Субъективная сторона экологического правонарушения пред-ставляет собой психическое отношение правонарушителя к содеянному виновному, противоправному деянию и наступив-шим вредным последствиям. Она может выражаться в различ-ных формах (умысел, неосторожность, преступная небрежность и т.п.).

Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» определяет экологическое правонарушение как виновное противоправное деяние, нару­шающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред ок­ружающей природной среде и здоровью человека (ст. 81).

Экологическое правонарушение имеет как общие признаки, присущие всем видам правонарушений, так и специфические признаки, характеризу­ющие его состав. Состав экологического правонарушения включает в себя четыре элемента - субъект, объект, субъективную и объективную стороны.

Объектом экологического правонарушения являются общественные от­ношения по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды, обеспечению экологической безопасности населения, благоприятной для человека среды обитания.

Предметом данного правонарушения могут быть окружающая природная среда или ее отдельные компоненты, то есть такие природные объекты, ко­торые находятся в естественной экологической связи с природной средой. Если такая связь прерывается, то имеют место правонарушения другого ро­да, не являющиеся экологическими. Например, хищение заготовленной древесины или рыбы из рыбохозяйственных товарных водоемов, уничтоже­ние сельскохозяйственных либо домашних животных и т. д. *

* См. п. 11,18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения су­дами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» от 5 но­ября 1998г. № 14.

Объективную сторону образуют противоправное поведение, его вредные последствия, а также причинная связь между противоправным поведением и наступившими вредными последствиями.

Противоправное поведение применительно к экологическому правона­рушению означает нарушение норм экологического законодательства, за­крепленных в нем требований, правил, нормативов по рациональному ис­пользованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды.

При этом противоправное деяние может выражаться как в активных дей­ствиях (например, незаконная охота), так и в бездействии, то есть невыпол­нении соответствующих правил (например, неиспользование очистных со­оружений).

Вредные последствия противоправного деяния означают причинение. вреда окружающей природной среде, ее отдельным объектам или здоровью человека, а также создание реальной угрозы причинения такого вреда.

Таким образом, экологический вред - важнейший признак экологичес­кого правонарушения. Он проявляется в загрязнении окружающей природ­ной среды; истощении природных ресурсов; порче, повреждении, уничто­жении природных объектов; разрушении естественных связей в природной среде, нарушении равновесия в экосистемах.

В конечном счете экологический вред направлен против интересов об­щества в чистой и благоприятной для жизни окружающей среде, то есть про­тив здоровья человека и генетического благополучия будущих поколений людей. Следовательно, причинение вреда здоровью человека экологическим правонарушением осуществляется опосредованно - через ухудшение или разрушение окружающей природной среды как среды обитания людей.

Экологические правонарушения, причиняющие вред окружающей при­родной среде, здоровью людей, могут иметь так называемые материальные составы. К ним относятся, например, порча сельскохозяйственных земель, сверхнормативные потери полезных ископаемых при их добыче, загрязне­ние и засорение вод, незаконная порубка деревьев, повреждение леса сточ­ными водами, химическими веществами и промышленными отходами и др.

Вместе с тем большинство экологических правонарушений сконструиро­вано как формальные составы, для наступления ответственности за которые достаточно самого факта правонарушения. В таких случаях, как правило, речь идет о несоблюдении установленных законом правил, например, пра­вил водопользования, охраны недр или среды обитания животных, пожар­ной безопасности в лесах, эксплуатации очистных сооружений и т. д.

Некоторые экологические правонарушения могут повлечь наступление ответственности при создании угрозы причинения экологического вреда. Например, нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ч. 1ст. 247 УК РФ). Как разъяснено в Постановлении Пленума Вер­ховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об от­ветственности за экологические правонарушения», создание угрозы причи­нения вреда здоровью человека или окружающей среде подразумевает возникновение такой ситуации или таких обстоятельств, которые повлекли бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы не были пре­рваны вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не завися­щими от воли причинителя вреда. Угроза при этом предполагает наличие конкретной опасности реального причинения вреда здоровью человека или окружающей среде (п. 6).

Субъектами экологических правонарушений могут быть граждане и юри­дические лица. В некоторых составах экологических правонарушений преду­смотрены специальные субъекты - должностные лица или лица, выполняю­щие управленческие функции в коммерческих организациях (например, ввод в эксплуатацию предприятий, не удовлетворяющих требованиям по охране окружающей среды, нарушение правил восстановления лесов и др.).

Важнейшим признаком субъективной стороны экологического правона­рушения является вина. Составы экологических правонарушений характе­ризуются наличием как неосторожной, так и умышленной форм вины.

Нарушение правил рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды в случае формальных составов, как правило, бы­вает умышленным, причем целый ряд экологических правонарушений мо­жет быть совершен только с прямым умыслом (например, незаконная охота, незаконная добыча водных животных, незаконная порубка леса, уничтоже­ние лесов путем поджога и др.).

Большинство экологических составов предполагает неосторожную вину по отношению к наступившим вредным последствиям, например, бесхозяй­ственное использование воды, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, нарушение правил охраны окружающей природной среды при производстве работ, уничтожение лесов в результате неосторожного обращения с огнем и др.

Некоторые виды экологических правонарушений могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности (засорение вод, загрязнение атмосфе­ры, уничтожение критических местообитаний животных, занесенных в Крас­ную книгу РФ и др.).

В случае причинения экологического вреда предприятием, учреждени­ем, организацией, деятельность которых связана с повышенной опаснос­тью для окружающей природной среды (ст. 1079 Гражданского кодекса РФ, ст. 88 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»), ответст­венность в виде возмещения вреда наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодо­лимой силы или умысла потерпевшего * .

* Пункт 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения суда­ми законодательства об ответственности за экологические правонарушения» от 5 ноя­бря 1998г. № 14.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

(ХГУ им. Н.Ф. Катанова)

Институт истории и права

Кафедра государственного права

КОНТРОЛЬНАя работа

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРАВУ

ТЕМА: «Состав экологического правонарушения»

Выполнил: студент 5 курса ЗФО

Группы ……………… …………..

Проверил: ___________________

Дата сдачи: «___»______2011 г.

Дата защиты: «___»______2011 г.

Оценка:_____________________


Введение 3

Глава 1. Сущность и социальная природа правонарушения 4

Глава 2. Понятие и виды экологических правонарушений 8

Глава 3. Экологические правонарушения и юридическая ответственность за их совершение 12

Глава 4. Состав правонарушений 19

Заключение 22

Библиографический список 24

ВВЕДЕНИЕ

Цель данной работы заключается в том, чтобы исследовать и раскрыть сущность такого правового явления как правонарушение.

Правонарушения, взятые в совокупности на определенном отрезке времени и в конкретном обществе, всегда отличаются значительным разнообразием, как по степени общественной вредности, так и по психологическим, социальным и юридическим признакам.

Важно отметить то, что понять природу и причины правонарушений можно только в социально-историческом аспекте, рассматривая их как порождение определенных общественных явлений, неодинаковых в разных общественных формациях. Поэтому значение рассмотрения видов правоотношения имеет большое значение для понятия такой ключевой категории права, как правонарушение.

По моему мнению, эта тема особенно актуальна в наше время, ведь мы живем в обществе, и потому вынуждены считаться с его принципами, ценностями и устоями. Ведь закон надо чтить и уважать, не потому что обратное повлечет за собой ряд практических применений к правонарушителю установленных законом санкций, а потому что закон – это высшая сила общественных отношений. И когда мы научимся это понимать, тогда и наступят коренные изменения всего общества в обеспечении организованности и правопорядка.

Объектом исследования является теория правонарушения.

Предметом настоящей работы являются взаимосвязанные и неотъемлемые элементы правонарушения и юридической ответственности как самостоятельного института общей теории права.

Задачи работы:

Раскрыть сущность правонарушения;

Рассмотреть понятие и определить признаки правонарушения;

Рассмотреть виды и определить состав правонарушений.


ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Сущность – это главная, внутренне присущая правонарушению характеристика, которая позволяет выделить его среди иных актов поведения, указывает на его родственные свойства и признаки.

Исходными и определяющими для понимания сущностного в правонарушении являются представления о том, что оно характеризуется общественной вредностью и противоправностью.

Общественная вредность, опасность – основной объективный признак, определяющая черта правонарушения и его основополагающее объективное основание, отграничивающее правомерное от противоправного. Общественная вредность проявляется в том, что правонарушение всегда сопряжено с посягательствами на приоритеты и ценности человеческого общества, ущемляет частные и общественные интересы. Акт правонарушения всегда есть вызов обществу, пренебрежение тем, что значимо, ценно для него. Общественная вредность или опасность правонарушения, следовательно, состоит в том, что оно посягает на важные ценности общества, условия его существования. Правонарушения общественно вредны своей типичностью, распространенностью, это не единичный акт (эксцессы), а массовое в своем проявлении деяние либо обладающее потенциальной возможностью к такому распространению.

Правонарушения общественно вредны и тем, что они дезорганизуют нормальный ритм жизнедеятельности общества, направлены против господствующих общественных отношений, вносят в них элементы социальной напряженности и конфликтности.

Из сказанного вытекает, что деяния, которые по своим свойствам не способны причинить вред общественным отношениям, ценностям общества и отдельной личности, ее правам и интересам, не создают угрозы правопорядку в целом или не подрывают правовой режим в той или иной сфере общественной жизни, не могут и объективно не должны признаваться правонарушениями.

И еще одно, как представляется, немаловажное соображение практического характера. Общественная вредность или опасность является объективным свойством, объективным в том смысле, что деяние причиняет вред обществу, интересам отдельных граждан независимо от осознания данного обстоятельства законодателем. Вместе с тем отнесение деяния к противоправному (закононарушающему) находится в зависимости от законодателя и от него в решающей мере зависит придание общественно опасному деянию официальной огласки либо же его замалчивание. Противоправность деяния обусловлена общественной вредностью (опасностью), порождена ею. Вне связи с этим деяние не может быть признано противоправным.

Достаточно распространенное и ныне в юридической теории положение о том, что противоправность есть юридическое выражение общественной опасности, требует уточнения. В специальной литературе между тем именно эта формально-юридическая сторона противоправности очень часто абсолютизируется. До недавнего времени почти общепризнанным считалось, что сам факт запрещения деяния в правотворческом акте определяет противоправность деяния. Такой подход, воспринимавшийся в качестве правотворческой и правоприменительной доктрины, порождал правонарушающие акты и соответственно приводил к привлечению к юридической ответственности лиц, приносивших своей деятельностью общественную пользу.

Порожденные устаревшим механизмом хозяйствования и соответствующими ему юридическими постулатами правонарушающие акты привели к появлению в нашем обществе феномена так называемого бескорыстного преступника. Правоохранительная система, не снабженная механизмами блокирования ложных юридических норм и находившаяся всецело в подчинении исполнительных структур, вынуждена была вовлекать в орбиту уголовной репрессии людей, чьи дела и поступки имели исключительно конструктивную направленность, но при этом входили в противоречие с устаревшими либо изначально неправовыми установлениями государства.

Значит, понятие противоправности не может быть сведено лишь к внешней его стороне. По этой причине в противоправности следует различать два аспекта.

Во-первых, противоправность есть объективированная форма выражения общественно вредного, его внешняя сторона. Это значит, что общественно вредное (опасное) деяние должно быть официально удостоверено (подтверждено) законом в качестве противоправного.

Во-вторых, противоправность есть объективное свойство правонарушения. Объективное в том смысле, что всякое правонарушение посягает на сущностное в праве, т.е. на те социальные блага, которые представляет право: защищаемый им общий интерес (как объединение различных специфических согласованных частных и публичных интересов), тот порядок в общественных отношениях, который поддерживается при помощи правового инструментария, прогрессивную деятельность и конструктивные способы ее осуществления.

Правонарушение изначально посягает на то, что берется под защиту. Именно в этом смысле противоправное неотделимо от общественно опасного, вредного.

В формально-логическом плане это может быть выражено следующим образом: «Все, что общественно вредно (опасно), то противоречит праву». И соответственно: «Противоречащими праву являются только те деяния, которые общественно вредны (или опасны)». В действительности от этой конструкции могут наблюдаться два типа отклонений:

1) «Не все, что запрещено законом в качестве противоправного, в действительности общественно вредно и опасно»;

2) «Не все, что общественно опасно, запрещено законом как противоправное».

И то и другое явления нежелательны и указывают на то, сколь важным является адекватное совмещение в действующем законодательстве общественно вредного и противоправного.

Таким образом, противоправность есть родовое свойство всех отклоняющихся от правопорядка деяний.

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Законодательное определение понятия экологического правонарушения впервые в отечественной законодательной практике было дано в ст. 81 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г.: "За экологические правонарушения, т. е. виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную либо уголовную, гражданско-правовую, материальную, а предприятия, учреждения и организации - административную и гражданско-правовую ответственность". Федеральный закон "Об охране окружающей среды" исключил это определение, оставив лишь отсылочную норму.

С учетом ст. 81 (и 85) процитированного Закона в доктрине было выработано более точное понятие экологического правонарушения (М. М. Бринчук). Это противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее экологический вред или несущее реальную угрозу причинения либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права. Предложено и определение экологического правонарушения как общественно опасного, виновного, запрещенного законодательством под угрозой наказания деяния (действия или бездействия), направленного на причинение вреда в сфере экологии (Э. Н. Жевлаков) .

Таким образом, в приведенных выше законодательном и доктринальных определениях, несмотря на имеющиеся между ними расхождения, выделяются следующие признаки данного вида правонарушений:

1) противоправность (общая и специальная), т. е. наличие запрета поведения, установленного нормой экологического или иного закона;

2) виновность (хотя российское и международное законодательство устанавливает безвиновную ответственность за причинение вреда источником повышенной опасности);

3) наказуемость, т.е. наличие санкции за нарушение запретов, установленных в законе, и органов (лиц), уполномоченных от имени государства на их применение;

4) экологичность причиняемого вреда, что проявляется в характеристиках объекта посягательства (окружающая среда и иные с ней связанные элементы и объекты);

5) субъектность как указание на статус, качества, свойства либо принадлежность лиц (физических и юридических), привлекаемых к ответственности;

6) общественная опасность, отражаемая прежде всего указанием на объект и объективную сторону посягательства (последствия);

7) наконец, в имеющихся определениях устанавливается тип составов правонарушений (материальных, формальных, поставления в опасность).

Экологические правонарушения являются разновидностью противоправного поведения. Их можно классифицировать на несколько видов по различным критериям:

а) по виду юридической ответственности - на экологические преступления, административные и дисциплинарные экологические проступки, гражданско-правовые нарушения;

б) по объекту посягательства - на земельные, водные, лесонарушения, нарушения законодательства об охране животного мира, континентального шельфа и т. п.;

в) по субъекту - на совершаемые должностными лицами, гражданами, юридическими лицами;

г) по объективной стороне деяния - на противоправное уничтожение и повреждение природных объектов, ухудшение состояния (качества) окружающей среды и ее компонентов, нарушение правил природопользования; невыполнение правил охраны окружающей среды, незаконное использование из корыстных побуждений и т. п.;

д) по субъективной стороне - на совершенные виновно, т.е. умышленно и по неосторожности, без вины;

е) по источнику права, содержащему правило поведения и санкцию за его нарушение - на предусмотренные только экологическим законодательством, только иным (например, уголовным) законом, тем и другим;

ж) по принадлежности субъекта, управомоченного на реализацию мер юридической ответственности - на наказуемые судебными и административными органами (должностными лицами) РФ и международными судебными и административными органами. В научных исследованиях используются и другие основания классификации, выделяются более дробные виды экологических правонарушений.

В российском законодательстве сформулировано большое количество составов экологических правонарушений: материальные, формальные и поставление в опасность; общие и специальные; основные и дополнительные. Наличие признаков состава экологического правонарушения в деянии лица является основанием ответственности наряду с виной и содержащей запрет правовой нормой.

Особенностью законодательного формулирования составов экологических правонарушений является бланкетность их диспозиций. Поэтому лицам, применяющим нормы об ответственности, следует обращаться к специальным экологическим законодательным и иным нормативно-правовым актам. При правоприменении следует также уделять внимание установлению и определению размеров причиненного вреда (ущерба и упущенной выгоды) - для материальных составов экологических правонарушений.


ГЛАВА 3.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ

В теории права правонарушения делятся на два вида – преступления и проступки. В основе классификации лежит представление законодателя о степени общественной опасности деяния для общества, государства и личности.

В тех случаях, когда уничтожение или порча природных богатств носят систематический, злостный характер, виновные привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

По современному российскому законодательству преступлением признается виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания (ч. 1 ст. 14 УК РФ) . При этом не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности (ч. 2 ст. 14 УК РФ).

Субъектом преступления является физическое лицо (человек), вменяемое и достигшее установленного законом возраста, с которого начинается уголовная ответственность. За экологические преступления уголовной ответственности подлежат лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста ко времени совершения преступления (ст. 20 УК РФ).

Уголовная ответственность является важным элементом в системе мер правового обеспечения охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Действующее законодательство содержит группу норм, предусматривающих уголовную ответственность за экологические преступления.

Уголовная ответственность определяется Уголовным кодексом Российской Федерации. Он включает главу 26 “Экологические преступления”, в которой содержится 16 статей преступлений (ст. 246-262).

Все эти составы можно классифицировать в зависимости от объекта посягательства на следующие виды:

1. Экологические преступления общего характера (без указания конкретного объекта окружающей среды): ст. 246 - 249 УК РФ.

2. Экологические преступления с указанием природного объекта, которые в свою очередь подразделяются:

на основные природные объекты (загрязнение вод, атмосферы, морской среды, нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ, порча земли и нарушение правил охраны и использования недр) - ст. 250-255 УК РФ;

в области охраны и рационального использования животного мира (фауны) и растительного мира (флоры) - ст. 256 - 262 УК РФ.

Помимо перечисленных статей главы “Экологические преступления”, существуют статьи и в других главах Уголовного кодекса РФ, связанные с элементами окружающей природной среды. В главе “Преступления против мира и безопасности человечества” введен совершенно новый состав преступления “экоцид” (ст. 358). Диспозиция данной статьи предусматривает “массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение действий, способных вызвать экологическую катастрофу”. В главу “Преступления против здоровья населения и общественной нравственности” также включены смежные с экологическим составы преступлений: ст. 234 (незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта), ст. 236 (нарушение санитарно-эпидемиологических правил), ст. 237 (сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей), ст. 238 (производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающим требованиям безопасности), ст. 243 УК РФ (уничтожение или повреждение памятников истории и культуры).

И, наконец, в главе “Преступления против общественной безопасности” имеются составы преступлений, которые правомерно назвать экологическими: ст. 215 (нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики), ст. 215.2 (приведение в негодность объектов жизнеобеспечения), 216 (нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ), ст. 217 (нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах), ст. 219 (нарушение правил пожарной безопасности) и ст. 220 УК РФ (незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами).

Административная ответственность является наиболее часто применяемым видом юридической ответственности за нарушения экологического законодательства. В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ экологическим административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Причем в ст. 2.1 КоАП РФ законодатели четко определили, что на федеральном уровне только Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит нормы административной ответственности за экологические правонарушения. В связи с принятием нового КоАП РФ были отменены ряд статей действующих федеральных законов, в которых имелись конкретные составы административных правонарушений с указанием административных взысканий в виде предупреждения и штрафа.

Существенной новеллой КоАП РФ является привлечение к административной ответственности юридических лиц. До его принятия юридических лиц возможно было привлечь к административной ответственности рядом законодательных актов субъектов Российской Федерации.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

В ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ указано, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Административная ответственность за совершение экологических правонарушений помимо главы 8 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрена Федеральным законом “Об охране окружающей среды” (ст. 75), Федеральным законом “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (ст. 55), Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001 г. (ст. 74), Лесным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Законом РФ “О недрах” (ст. 49), Федеральным законом “Об охране атмосферного воздуха” (ст. 31), Федеральным законом “О животном мире” (ст. 55) и др. В указанных статьях федеральных законов перечислены либо виды юридической ответственности, в том числе и административная, за нарушение экологического законодательства, либо указаны составы экологических правонарушений, которые содержат отсылочные и бланкетные нормы права.

КоАП РФ определены органы, уполномоченные рассматривать дела об экологических правонарушениях, которые будут указаны в постатейном комментарии к кодексу.

Протоколы об экологических правонарушениях, предусмотренных в КоАП РФ, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Дисциплинарную ответственность за экологические проступки несут работники предприятий, учреждений, организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего трудового распорядка и другими нормативными актами.

Статьей 192 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г. (в действ. ред.) установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям .

Кроме того, федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. При этом не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

Порядок применения дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством (ст. 193 ТК РФ).

В соответствии с трудовым законодательством за экологические правонарушения предусмотрена и материальная ответственность – это имущественная ответственность работников, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Подробно порядок и условия материальной ответственности рабочих и служащих регламентированы трудовым законодательством. Так, материальной ответственности сторон трудового договора посвящен раздел XI Трудового кодекса РФ. В соответствии со ст. 232 сторона трудового договора (в данном случае работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.

Трудовым договором или заключаемыми в письменной форме соглашениями, прилагаемыми к нему, может конкретизироваться материальная ответственность сторон этого договора.

Расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождения стороны этого договора от материальной ответственности.

Материальная ответственность за нарушения экологического законодательства наступает наряду с привлечением нарушителя к любым иным видам ответственности (дисциплинарной, административной или уголовной ответственности). Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия) (ст. 233 ТК РФ). Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб (ст. 238 ТК РФ). Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества.

Гражданско-правовая (имущественная) ответственность наступает в тех случаях, когда в результате несоблюдения соответствующих норм и правил причиняется вред окружающей природной среде, предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам. Такую ответственность несут как юридические, так и физические лица. В соответствии с Гражданским кодексом РФ имущественный вред возмещается виновной стороной в полном объеме (ст. 1064 ГК РФ).

Возмещение вреда производится добровольно или по решению суда либо арбитражного суда. При этом ущерб подлежит возмещению понесшей его стороне, в том числе и гражданам (их имуществу, собственности, здоровью). С согласия сторон или по решению суда вред может быть возмещен путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей природной среды за счет его сил и средств. Например, проведение дезактивации зараженного участка местности, вывоз токсичных отходов производство в предназначенное для их захоронения или утилизации места и т.п.

Вред, причиненный природным объектам и комплексам, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление.

В соответствии с ч. 3 ст. 78 Федерального закона “Об охране окружающей среды” иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением экологического законодательства могут быть предъявлены в суд или арбитражный суд в течение двадцати лет.

ГЛАВА 4. СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Состав правонарушения, в том числе и экологического, включает в себя четыре обязательных элемента (признака): объект, объективную сторону, субъективную сторону и субъект.

Объектом экологического правонарушения является совокупность общественных отношений по охране окружающей среды, рациональному природопользованию и обеспечению экологической безопасности.

В качестве объектов экологического правонарушения могут выступать отношения в сфере управления охраной окружающей среды и рационального природопользования, отношения в сфере установленного порядка использования природных ресурсов, отношения в сфере установленных правил охраны природных ресурсов и окружающей природной среды, отношения в сфере обеспечения экологической безопасности населения, отношения в сфере установленного режима особо охраняемых природных территорий и т.д.

Окружающая природная среда в целом и компоненты природной среды (земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство) могут являться предметом экологического правонарушения.

Объективная сторона экологического правонарушения характеризует внешнее выражение процесса незаконного посягательства на природную среду. В целом, ее образуют следующие признаки:

1) нарушение экологических правил путем деяния (действия, бездействия);

2) причинение вреда экологическим интересам личности, общества или государства либо создание реальной опасности такого вреда;

3) наличие причинной связи между экологически опасным деянием и наступившими последствиями в виде причинения вреда окружающей среде или здоровью человека.

По конструкции объективной стороны, составы экологических правонарушений подразделяются на формальные и материальные.

Формальными называются такие составы правонарушений, объективная сторона которых в законе характеризуется с помощью только одного признака - нарушение экологических правил путем деяния (действия, бездействия). Материальные составы – это составы, в объективную сторону которых законодатель включил в качестве обязательных все три выше перечисленных признака объективной стороны.

В предусмотренных законом случаях к объективной стороне относятся место, время, орудия и средства, способы, обстановка, способы совершения правонарушения (см., к примеру ст. 256 УК РФ, 8.26 КоАП РФ и т.п.).

С субъективной стороны могут иметь место две формы вины – умышленная или неосторожная. Признать лицо виновным – означает установление того, что экологическое правонарушение совершено либо умышленно, либо по неосторожности.

В Уголовном Кодексе РФ предусматривается деление умысла на прямой и косвенный (ст. 25 УК РФ), а неосторожности – на легкомыслие и небрежность (ст. 26 УК РФ). Формы вины в конкретных экологических преступлениях либо указывается в диспозициях статей, либо описании преступления нет прямого указания на неосторожность (ч. 2 ст. 24 УК РФ).

В Кодексе РФ об административных правонарушениях указаны две формы вины, применяемые в отношении физических лиц, – административное правонарушение признается совершенным умышленно или по неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ).

Субъектами экологического правонарушения могут быть физические и юридические лица в зависимости от вида юридической ответственности.

Российская правовая система предусматривает четыре вида ответственности физических лиц за правонарушения - дисциплинарную (включая материальную), административную, гражданско-правовую (имущественную) и уголовную. Юридические лица (предприятия, учреждения и организации) привлекаются лишь к административной и гражданско-правовой ответственности.

Ответственность наступает в соответствии как с Федеральным законом “Об охране окружающей среды”, так и с иными законами - Трудовым кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, другими актами трудового, административного, уголовного, гражданского законодательства. В гражданском праве в области имущественных отношений основным источником является Гражданский кодекс Российской Федерации.

Отнесение правонарушения к тем или иным видам зависит в основном от степени причиненного природе и обществу вреда, личности правонарушителя, иных обстоятельств дела, влияющих на уровень ответственности. В Уголовном кодексе Российской Федерации и в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предусматриваются смягчающие и отягчающие обстоятельства, учитываемые при наказании. В определенной степени они имеются также в Трудовом кодексе Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе, я рассмотрел и исследовал тему состав экологического правонарушения, а так же юридическая ответственность за его совершение. Исследовав данную тему можно сделать следующие выводы:

Экологические правонарушения - виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека.

В основе правонарушений лежит несовпадение нормальных (общих) форм реализации интересов субъектов социальной жизни со способами, используемые данным субъектом в силу объективных или субъективных причин. Однако объективные причины (например, неустойчивое экономическое состояние общества) сами по себе не определяют неизбежности правонарушения. Основой его является внутреннее отрицательное отношение субъекта к ценности права, к необходимости соблюдать предписания законов и иных нормативных актов.

Юридическим основанием привлечения к ответственности является наличие в деянии (действии, бездействии) правонарушителя состава экологического правонарушения, предусмотренного нормами права.

Состав экологического правонарушения включает в себя четыре обязательных элемента (признака): объект, объективную сторону, субъективную сторону и субъект.

Под целью юридической ответственности следует понимать два аспекта: охрану существующего строя и правопорядка, и нравственно-психологическое преобразование сознания правонарушителя.

Цель ответственности опосредуется в функциях, которые она выполняет:

Превентивную - обеспечивающую предупреждение совершения новых правонарушений;

Компенсационную - направленную на возмещение потерь в окружающей среде и возмещение вреда здоровью человека;

Карательную - заключающуюся в наказании лица, совершившего экологическое правонарушение;

Стимулирующую - к соблюдению норм экологического права.

Исходя из сущности ответственности, фактическим основанием ее применения является только состав правонарушения, предусмотренный нормой права.

Выбранная тема весьма интересна, а главное всегда актуальна, определяется это тем, что в любом обществе правонарушение это социальный и юридический антипод правомерного поведения. А правонарушения, как известно влекут за собой юридическую ответственность.

Проблема правонарушений существует в любом обществе, именно поэтому необходимо создавать условия, противодействующих совершению правонарушений.

В ходе проделанной работы были решены следующие задачи:

Раскрыта сущность правонарушения;

Рассмотрены понятие и виды экологических правонарушений;

Определенны признаки и состав экологических правонарушений;

Раскрыта сущность юридической ответственности.


Библиографический список:

Законы и иные нормативные акты

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 17.07.2009) / Консультант Плюс: Высшая школа. Выпуск 14 к осеннему семестру.

2. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года. …

3. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Малиновская В. М. - М.: Кнорус, 2008, с. 152.

4. Кодекс Российской Федерации об Административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 27.07.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 23.09.2010).

5. Кодекс Российской Федерации об Административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). ст. 1. (с послед. изм. и доп.).

6. Трудовой кодекс Российской Федерации (в редакции, действующей по состоянию на 14.01.2010). http://Klerk.ru

7. Трудовой кодекс (ТК РФ). КОДЕКСЫ И ЗАКОНЫ РФ правовая навигационная система. http://www.zakonrf.info/tk/

8. Федеральный закон №7-ФЗ от 10.01.2002. Об охране окружающей среды (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.)

9. Уголовный кодекс РФ Официальный текст. Вступительная статья А.Н. Игнатова и профессор Ю.А. Красикова. - М.: Изд-во группа ИНФРА-М-НОРМА, 1996. – с. 208

10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (с изм. от 13.07.2010 № 15-П) / Консультант Плюс: Высшая школа. Выпуск 14 к осеннему семестру.

11.Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ, 28.12.2009, N 52 (1 ч.), ст. 6450.

Учебная литература

12. Административная ответственность / Под ред. И.Л. Бачило, Н.Ю. Хаманевой. М., 2001 г.

13. Н.Ю. Хаманева, Н.Г. Салищева. Административная юстиция и административное судопроизводство в Российской Федерации. М., 2001.

14. Демидова Н.Г., Кудрина И.В. Проблемы совершенствования законодательства об административной ответственности за экологические правонарушения // Правовые проблемы охраны окружающей среды. М.: Интел-Синтез, 1998. С. 159 - 172.

15. Административно-правовая борьба милиции общественной безопасности с экологическими правонарушениями: Автореф. дис. канд. юрид. наук / Старкова И.В. М., 2000. 24 с.

16. Бринчук М.М. Экологическое право (Право окружающей среды). М.: Юристъ, 1998. С. 482 - 488.

17. Боголюбов С.А. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 584 с.

18. Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах. М.: Проспект, 2001. С. 149 - 151.

19. Крассов О.И. Экологическое право. М., 2001. С. 400 - 407.

21. Учебно-методический комплекс. Учебнометодическое издание. - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2008. … – М., Юристъ, 2002 г. Лапина М.А. Информационное право: Учеб. Пособие. – М., 2004.

22. Экологическое право: учебник/ Э. Ю. Исмаилова, Ю. В. Трунцевский, Н. Е. Саввич. -2-е изд., перераб.. - М. : ЮрИнфоР, 2003. - 403 c.


Ст. 75 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об охране окружающей среды" (принят ГД ФС РФ 20.12.2001).

Боголюбов С.А. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 584 с.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (с изм. от 13.07.2010 № 15-П) / Консультант Плюс: Высшая школа. Выпуск 14 к осеннему семестру.

Кодекс Российской Федерации об Административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 27.07.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 23.09.2010).

Трудовой кодекс Российской Федерации (в редакции, действующей по состоянию на 14.01.2010 ). http://Klerk.ru

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ, 28.12.2009, N 52 (1 ч.), ст. 6450.

Экологическое право: учебник/ Э. Ю. Исмаилова, Ю. В. Трунцевский, Н. Е. Саввич. -2-е изд., перераб.. - М. : ЮрИнфоР, 2003. - 403 c.

Роль экологической ответственности – выступает одним из инструментов охраны окружающей среды Экологическое правонарушение – это общественно опасное, виновное, противоправное деяние, наносящее вред отношениям в области охраны окружающей среды

Объект – общественные отношения в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. В частности, объектами могут выступать окружающая среда в целом, здоровье человека

Субъекты – граждане и юридические лица

Объективная сторона – совершение деяние (действие или бездействие), нарушающего нормы экологического права, наличие вреда окружающей среде либо угроза его причинения, причинная связь между совершенным противоправным деянием и наступившими последствиями

Субъективная сторона – наличие вины причинителя вреда. Вред причиненный источником повышенной опасности возмещается независимо от наличия вины владельца источника повышенной опасности

Способы совершения экологического правонарушения:

Загрязнение окружающей среды

нерациональное использование природных ресурсов

порча, уничтожение природных объектов

истощение природных ресурсов

Предмет экологического правонарушения – отдельные объекты окружающей среды – воды, земля, леса, животный мир, недра, атмосферный воздух


Понятие и виды юр. Ответ-ти за эколог.-е правонаруш-я и условия ее применения.

Ответственность за экологические правонарушения – совокупность правовых норм, закрепляющих виды, средства, порядок применения государством и его органами принудительных мер воздействия к нарушителю природоохранного законодательства в целях обеспечения законности и правопорядка

Установлены следующие виды ответственности:

1. Уголовная

2. Административная

3. Дисциплинарная

4. Имущественная (включающая в себя гражданско-правовую и материальную)

Функции ответственности:

1. Охрана общественных отношений в области природопользования

2. Наказание правонарушителей

3. Предупреждение совершения новых правонарушений в области охраны окружающей среды

4. Воспитание у населения уважения к сложившемуся порядку в области природопользования

Общеправовые признаки:

1. Дифференциация по степени общественной опасности деяния

2. Своевременность применения

3. Соразмерность санкций

4. Необходимость доказательства факта нарушения

5. Применение только к лицам, способным понимать значение своих действий и опасность возможных последствий

6. Применение мер ответственности исключительно уполномоченными на то органами

7. Соблюдение установленной законом процедуры применения

Особенности:

1. Все экологические правонарушения совершаются в сфере охраны окружающей среды и пользования природными ресурсами

2. Объектами экологических правонарушений являются именно природные объекты или тесно связанные с окружающей средой

3. В большинстве случаев экологические правонарушения посягают одновременно и на окружающую среды и на здоровье человека


Общие положения об административной ответственности за экологические правонарушения

Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершенное экологическое правонарушение и регулируется Кодексом об административных правонарушениях РФ

КоАП устанавливает следующие административные взыскания:

1. Предупреждение

3. возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения

4. лишение специального права (например, права охоты)

5. исправительные работы

6. административный арест

Штрафявляется самой распространенной мерой административной ответственности. Размер налагаемого штрафа зависит от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда, а также от полномочий, предоставленных соответствующему органу, налагающему штраф

Субъектами эколого-административных правонарушений являются граждане и должностные лица

Объектом экологических проступков является экологическая безопасность. КоАП в качестве одного из условия возложения административной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном нарушении состава преступления

Административная ответственность предусмотрена за следующие правонарушения:

1. несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами

2. нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей природной среде

3. невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы

4. сокрытие или искажение экологической информации

5. нарушение правил лесопользования

6. нарушение правил пожарной безопасности в лесах

7. нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных

8. уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений

9. нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях

10. нарушение правил охраны рыбных запасов

11. нарушение правил пользования объектами животного мира

12. эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума

13. нарушение правил охраны атмосферного воздуха

14. нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов

15. нарушение требований по охране недр

16. использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению Земель и охране почв


Дисциплинарная ответственность и лишение премий за экологические правонарушения

Дисциплинарная ответственность выражается в наложении администрацией предприятия, организации или вышестоящей организацией на виновного работника дисциплинарного взыскания за невыполнение им его обязанностей по службе или договору, связанных с охраной окружающей среды

Субъективной стороной дисциплинарного экологического поступка чаще всего является неосторожность

К нарушителям могут применены следующие дисциплинарные взыскания:

1. замечание

2. выговор

3. строгий выговор

4. увольнение

5. перевод на нижеоплачиваемую работу на определенный срок или понижение в должности

Одной из разновидностей дисциплинарной меры ответственности является депремирование – полное или частичное лишение премии по итогам года. Основанием решения о депремировании служит справка территориальных органов по охране окружающей среды о состоянии выполнения природоохранных мероприятий и соблюдения экологического законодательства за определенный период

При наложении взыскания должны быть учтены:

1. тяжесть совершенного проступка

2. служебная характеристика

3. поведение работника

За каждое правонарушение налагается только одно взыскание

Дисциплинарное взыскание может быть применено к нарушителю не позднее одного месяца со дня его обнаружения. Наложение дисциплинарного взыскания не исключает возможности применения более строгих видов ответственности: уголовной, административной, гражданской


Общие положения об уголовной ответственности за экологические правонарушения

Задачей уголовной ответственности, наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка, является охрана окружающей среды

Все составы преступлений, сформулированных в УК РФ, можно разделить на три категории: специальные, смежные, дополнительные составы

Специальные экологические составы сформулированы в отдельной главе «Экологические правонарушения». Здесь предусматривается уголовная ответственность за следующие уголовные правонарушения:

1. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

2. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов

3. Нарушение правил охраны и использования недр

4. Загрязнение вод

5. Загрязнение атмосферы

6. Загрязнение морской среды

7. Порча земли

8. Незаконная добыча водных животных и растений

9. Нарушение правил охраны рыбных запасов

10. Незаконная охота

11. Уничтожение местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ

12. Незаконная порубка деревьев и кустарников

13. Уничтожение или повреждение лесов

14. Нарушение режима особо охраняемых территорий

15. Нарушение законодательства о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне

Смежными экологическими составами следует считать те нормы, которые выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах:

1. Отказ от предоставления гражданину информации

2. Регистрация незаконных сделок с землей

3. Терроризм

4. нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах

5. нарушение правил безопасности при ведении строительных работ

6. нарушение правил учета, хранения, перевозки, использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий

7. нарушение правил пожарной безопасности

8. нарушение санитарно-эпидемиологических правил

9. производство и распространение оружия массового поражения

10. хищение либо вымогательство радиоактивных материалов

11. незаконное обращение с радиоактивными материалами

Эти составы приобретают значение лишь тогда, когда в результате совершаемых противоправных действий нарушаются правила природопользования и причиняется вред окружающей среде

К дополнительным составам относят ряд преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах МСУ. Сюда относятся:

1. злоупотребление должностными полномочиями

2. превышение должностных полномочий

3. халатность

Предусмотренные этими нормами преступления могут применяться напрямую к тем должностным лицам, которые своими действиями или бездействием способствовали причинению вреда окружающей среде

УК предусматривает следующие виды наказаний за совершение экологических правонарушений:

2. лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

3. обязательные работы

4. исправительные работы

5. ограничение свободы

7. лишение свободы на определенный срок


51. Гражданско-правовая (имущественная) ответственность наступает в тех случаях, когда в результате несоблюдения соответствующих норм и правил причиняется вред окружающей природной среде, предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам. Такую ответственность несут как юридические, так и физические лица. В соответствии с Гражданским кодексом РФ имущественный вред возмещается виновной стороной в полном объеме (ст. 1064 ГК РФ).

Возмещение вреда производится добровольно или по решению суда либо арбитражного суда. При этом ущерб подлежит возмещению понесшей его стороне, в том числе и гражданам (их имуществу, собственности, здоровью). С согласия сторон или по решению суда вред может быть возмещен путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей природной среды за счет его сил и средств, например, проведение дезактивации зараженного участка местности, вывоз токсичных отходов производства в предназначенное для их захоронения или утилизации место и т.п.

Вред, причиненный природным объектам и комплексам, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление.

В соответствии с ч. 3 ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением экологического законодательства могут быть предъявлены в суд или арбитражный суд в течение двадцати лет.

52. Говоря о понятии экологического вреда , следует иметь в виду, что объектом посягательства в данном случае являются стабильность окружающей среды и природно-ресурсный потенциал, а также гарантированное ст.42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду.

Под последствиями нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст.246 УК РФ) следует понимать существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградация земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию.

Существенный экологический вред характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов, уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных, на определенной территории, при котором уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раза; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п. Создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (ч.1 ст.247 УК РФ) подразумевает возникновение такой ситуации либо таких обстоятельств, которые повлекли бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы не были прерваны вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли причинителя вреда. Угроза при этом предполагает наличие конкретной опасности реального причинения вреда здоровью человека или окружающей среде.

Виды объектов экологического вреда:

антропогенный вред - окружающая среда;

физиологический вред - здоровье человека;

генетический вред - будущее поколение человечества.

Способы (случаи) возникновения вреда:

негативное воздействие последствий аварий и катастроф на объекты природной среды;

негативное воздействие загрязненных природных объектов с причинением вреда жизни и здоровью (нематериальным благам) физических лиц и имуществу юридических лиц.

53. Порядок возмещения экологического вреда (ущерба, оцениваемого в денежном выражении) имеет следующие формы: судебный и внесудебный (в административном порядке, через страховые выплаты, единовременное экологическое пособие, экологические льготы населению);

добровольный и принудительный;

установленным способом (по таксам, по методикам исчисления ущерба, по фактическим затратам на восстановление потерь в природной среде);

смешанный (комбинированный).

Понятие «вред природной среде» включает в себя прямой и косвенный ущерб, а также убыток.

Ущерб - это выражение в денежной форме результатов вредного воздействия на окружающую среду.

Убыток - это материальные потери и финансовые издержки (прямые и косвенные) природопользователей (граждан, предприятий, учреждений и организаций), возникающие в результате:

ликвидации экологических последствий аварии и восстановления нарушенного состояния окружающей среды;

потери здоровья, порчи имущества и продукции природопользователей;

упущенной выгоды от изменения состояния ОС и природных ресурсов и т.п.

Вред, нанесенный окружающей среде, оценивается на основе фактически установленного, инструментально измеренного и документально подтвержденного негативного воздействия на окружающую среду.

Величина компенсации ущерба, наносимого негативным воздействием на окружающую среду, определяется как сумма ущербов, причиненных различным природным ресурсам, но может быть определена и по одному из них.

Принципы основаны на ГПО. Это всеобщая обязанность причинителя возместить причиненный вред, это принцип полного возмещения, это принцип ответственности юридических лиц и граждан, принцип солидарной ответственности при совместном причинении вреда.

Компенсация ущерба населению, вызванного стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, регулируется другим законодательством.

Согласно законодательству вред, причиненный здоровью граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного деятельностью предприятий или отдельных граждан, подлежит возмещению в полном объеме.

А в соответствии с нормами гражданского законодательства возмещению подлежит лишь та часть ущерба, которая оценивается в деньгах. Как правило, это экономический вред.

Экологический вред человеку (здоровье, смерть, дефекты генетического характера) не оценивается и остается тем грузом, который несет общество.

Законодательством предусматривается судебный и внесудебный порядок возмещения экологического вреда. Соответствующая обязанность может быть исполнена по решению суда - общего или арбитражного. Внесудебный порядок возмещения реализуется рядом способов, включая добровольное возмещение, посредством страхования риска причинения экологического вреда и в административном порядке. Добровольный способ возмещения вреда, редко применяемый на практике, имеет для его причинителя некоторые преимущества, пока мало осознаваемые в российском обществе. Судебный порядок может создать мощную антирекламу предприятию и иному причинителю вреда, в которой они никак не могут быть заинтересованными. При очевидности ситуации, касающейся экологического вреда, в частности когда налицо причинитель вреда и его жертвы, вред иногда "выгоднее" компенсировать добровольно.

Административный порядок возмещения нанесенного экологического вреда применяется, как правило, при авариях и стихийных бедствиях, имеющих экологические последствия, путем принятия мер социально-экономической защиты пострадавшего населения. В качестве других форм возмещения такого вреда в административном порядке можно рассматривать оформление листка временной нетрудоспособности, оформление инвалидности.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Однако законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда, в частности если вред причинен источником повышенной опасности.

54. Экологические требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений

При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем.

В результате градостроительного зонирования в соответствии с Градостроительным кодексом РФ могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях.

Предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам. Санитарно-эпидемиологическое заключение на проектную документацию - это документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам: норм проектирования и проектной документации о планировке и застройке городских и сельских поселений, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации объектов.

Проектная документация объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе.

Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарных правил или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование.

56. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов.

Различают непосредственные, перспективные и конечные цели охраны окружающей среды в промышленности.

Непосредственная цель заключается в сохранении и оздоровлении окружающей среды в процессе экономического развития, рациональном использовании и воспроизводстве природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений. Перспективная цель - организация безотходного производства в промышленности. Конечная цель - обеспечение экологизации всей производственно-хозяйственной деятельности, принцип сочетания экономических и экологических интересов.

При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ для осуществления застройщиком права строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также для их капитального ремонта, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, необходимо наличие разрешения на строительство. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.

В законе отмечается, что одним из основных элементов регулирования промышленной безопасности является лицензирование деятельности. Лицензии выдаются федеральным органом исполнительной власти и являются официальным разрешительным документом, удостоверяющим право владельца на проведение определенного вида промышленной деятельности. Для выдачи лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта заявитель должен представить акт приемки опасного производственного объекта в эксплуатацию или положительное заключение экспертизы промышленной безопасности, а также договор страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на производственном объекте.