Правила поведения при неблагоприятной экологической обстановке кратко. Конспект урока по ОБЖ на тему "Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке" (8 класс)


-Сегодня мы будем говорить о безопасном поведении человека при неблагоприятной экологической обстановке . И чтобы лучше понять смысл этого термина неблагоприятная экологическая обстановка , я предлагаю вам поработать с иллюстрациями.

Слай №3 Разделите предложенные вам иллюстрации на группы и аргументируйте ваш ответ.

В итоге работы групп мы пришли к выводу, что все иллюстрации можно разделить на группы:

  • загрязнение почвы
  • загрязнение воды
  • загрязнение воздуха

Слайд №4 Верная классификация

Ответьте на вопросы:

Это естественные загрязнения природы?

Как сказывается загрязнение окружающей среды на здоровье человека?

Что же такое неблагоприятная экологическая обстановка. Сформулируйте определение понятия

Слайд №5 для проверки Неблагоприятная экологическая обстановка это загрязненная окружающая среда, вызванная деятельностью человека и отрицательно влияющая на его здоровье

Какие факторы определяют экологическую обстановку в районе вашего проживания (см. Новоуральский городской округ):

По загрязнению почвы?

По загрязнению воды?

По загрязнению воздуха?

Учитель дополняет ответы учащихся:

Загрязнение почв: удобрения, пестициды, применяемые в сельском хозяйстве, а также ртуть, свинец от промышленных предприятий

Загрязнение воды: основное загрязнитель - нефть и нефтепродукты, синтетические моющиеся вещества, сбросы промышленных предприятий, термическое загрязнение и т.д.

Загрязнение воздуха: выхлопные газытранспорта, вредные газы азота, серы, зола, сажа, волокна асбеста и т.д.

Слайд № 6 Демонстрация мутаций в живом мире

Под воздействием химических и физических факторов окружающей среды (вывешивается понятие на доску)в организме возникают изменение генов - мутации ( вывешивается понятие на доску). Если это произойдет в клетке тела, то может развиться рак, если мутация произойдет в клетке развивающегося зародыша, то у ребенка могут развиться врожденные уродства. Вещества и факторы среды, изменяющие нормальную структуру гена и вызывающие мутации, называются мутагены (вывешивается понятие на доску).

Можем ли мы предложить варианты снижения отрицательного влияния загрязнения на здоровье человека, повысив культуру в области экологической безопасности?

Для подтверждения выдвинутых гипотез применяется прием "Пометки на полях" (Приложение 2):

Уважаемые, участники групп. Перед вами лежит конверт, в нём находится важная информация и план работы. У вас есть 5 минут на выполнение задания. Удачи!

Итак, все готовы? Внимательно слушаем результаты работы групп.

По итогам работы групп сделайте общий вывод, ответив на вопросы:

Что должен знать каждый, чтобы снизить отрицательное влияние загрязнений среды на здоровье человека.

​​​ Бойченко А.В., преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ СОШ №32 Белоглинского района, ст.Успенская, Краснодарский край

Технологическая карта урока ОБЖ в 8 классе на тему « Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке»

Тип урока

комбинированный.

Использование технологий

Проектная технология,

Здоровьесберегающие технологии

Формы работы обучающихся

Фронтальная, групповая

УМК «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных организаций под редакцией А.Т.Смирнова, Б.О.Хренников

Цель урока

Сформировать у учащихся устойчивое убежде- ние в необходимости сохранять окружающую природную среду и беречь личное здоровье.

Задачи урока

  1. Расширение возможностей организма человека противо- стоять опасным факторам окружающей среды.
  2. Снижение вредного воздействия на организм человека неблагоприятных факторов окружающей среды.
  3. Формирование потребности в сохранении окружающей природной среды.

Планируемые результаты

  1. Личностные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества.

  1. Метапредметные:

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;

Умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;

Умение работать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

3. Предметные:

Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и понимания необходимости защиты личности, общества и государства от ЧС природного, техногенного и социального характера;

Овладение основами экологического проектирования БЖ с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания;

Оборудование

раздаточный материал, учебник, тетрадь, маркеры, доска, компьютер, презентация, проектор.

Ход урока:

I . Организационный момент. (2 мин.)

Преподаватель приветствует класс, преподаватель предлагает подготовиться к проверке домашнего задания.

II .Актуализация знаний (7 мин.)
Преподаватель: сегодняшний урок посвящён правилам безопасного поведения в условиях неблагоприятной экологической обстановки. Но сначала давайте вспомним, что такое природная среда и каковы основные источники её загрязнения.
Итак, что такое природная среда? (Природная среда - это совокупность объектов и систем окружающего мира, не созданных человеком) .
А каким, в основном, образом человек использует природную среду? Что при этом происходит? (Как источник ресурсов, при этом накапливаются различные отходы).
Назовите понятие, которым определяют степень загрязнения окружающей среды.
(ПДК - предельно допустимая концентрация. Определяет концентрацию вредного вещества, которая при длительном воздействии на организм не приводит к заболеваниям).
Вспомним основные источники и загрязнители атмосферы. (Предприятия энергетики, промышленные предприятия, транспорт. Газообразные - оксиды углерода, серы, азота. Твёрдые (взвесь) - сажа, зола, пыль).
Назовите основные источники и загрязнители почвы. (Отходы промышленности, содержащие тяжёлые металлы, например, ртуть, сельхозпредприятия, использующие различные химикаты, соединения свинца, содержащиеся в выхлопных газах транспортных средств, радиоактивные отходы промышленных и научно - исследовательских предприятий, а также возникающие при авариях на АЭС).
Каким образом происходит загрязнение водной среды? Какие основные виды загрязнения вы знаете? (Основными загрязнителями водной среды являются нефтепродукты при аварийных розливах и естественных выходах в местах залегания. Также значительное загрязнение происходит из-за сброса промышленных отходов, стоков сельскохозяйственных химикатов, промышленных и бытовых стоков детергентов - синтетических моющих веществ. Ещё водные ресурсы подвергаются термическому загрязнению).
К каким, в целом, последствиям ведёт загрязнение окружающей среды? Сделаем общий вывод. (Ухудшаются условия жизнедеятельности, растёт количество заболеваний, при дальнейшем росте загрязнения наша планета станет непригодной для жизни).

III . Изложение нового учебного материала. (20 мин.)
Преподаватель: Мы пришли к выводу, что загрязнение окружающей среды может привести к катастрофическим последствиям для всей цивилизации. На сегодняшнем уроке мы подробнее рассмотрим механизмы воздействия на человека негативных факторов в условиях неблагоприятной экологической обстановки и определим правила безопасного поведения в таких условиях.
Запишите в тетради дату и тему урока.

Выступление учащихся с подготовленными проектами

Как вы уже знаете, экология - это наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой обитания. Поэтому изменения, происходящие в окружающей среде, непосредственно влияют на человека, на его здоровье. Под воздействием неблагоприятных факторов может произойти изменение информации, заложенной в генах, то есть, повлиять на наследственность, на будущие поколения. Этот про-цесс называется мутагенезом , он постоянно происходит в организме, но под контролем иммунной (защитной) системы организма. При нарастающем загрязнении окружающей среды мутагенез ускоря-ется и может выйти из-под контроля. Если это произойдет в клетке тела, то она может стать родоначальницей злокачественной опухоли. Этот процесс называют канцерогенезом . Если мута-ция произойдет в половой клетке или в клетке развивающегося заро-дыша, то такая клетка может привести к развитию у ребёнка наследственного заболевания или врожденного уродства.

Вещества и факторы, изменяющие нормальную структуру генов, носят название мутагенов . Запишите определение: Мутагены - это физические и химические факторы, вызывающие наследственные изменения - мутации. Мутагенным действием обла-дают различные излучения, например, рентгеновские и ультрафиолетовые лучи, токи

сверхвысокой частоты, например, излучение радиолокатора, микроволновой печи (при повреждённой защите), базовой станции сотовой связи, мобильного телефона, кинескопа телевизора. Мутагенным действием обладают многие химические вещества, содержащиеся в естественной природной среде и создаваемые в техносфере. При попадании в организм ни одно вещество не оказывает влияния на клетки организма само по себе, а всегда действует в совокупности с другими веществами и физическими факторами. В нашем организме постоянно протека-ют тысячи различных реакций. Поэтому, попав в организм, мутаген испытывает влияние множества ве-ществ - компонентов пищи, гормонов и так далее. Одни из них усиливают действие мутагена, другие умень-шают и даже исправляют поврежденный ген. Организм активно борется с мутагенами, стремясь уменьшить их вредное воздействие. Однако, при постоян-ном ухудшении экологической обстановки происходит снижение за-щитных свойств организма и его способности защищаться. Мутагены способ-ствуют образованию в организме так называемых свободных радикалов . Свобод-ные радикалы - соединения кислорода, очень активные молекулы, обладающие высокой способностью взаи-модействовать с другими молекулами. Свободные радикалы необходимы для нормального процесса обмена веществ и энергии в организме.

Если же их становится слишком много в организме, они начинают взаимодействовать не с теми молекулами, с которыми это необходимо для нормальной жизнедеятельности клет-ок. В результате клетки начинают неправильно работать, а из-за этого возникают разные заболевания (нарушения работы сердечнососудистой системы, центральной нервной системы, нарушение процессов пищеварения и онкологические заболевания). Учёные установили, что образование лишних свободных радикалов происходит при попадании в лёгкие вместе с воздухом выхлопных газов автомобилей, табачного дыма, мельчайших частиц асбестовой пыли, при облучении различными видами излучения. Организм обладает большими возможностями для борьбы со сво-бодными радикалами, но не бесконечными. Когда экологиче-ская обстановка ухудшается и уровень загрязнения окружаю-щей природной среды начинает стабильно превышать ПДК, то для усиления возможностей организма про-тивостоять этому ему необходима помощь, увеличение в организме веществ, которые помогали бы ему справиться с действием излишних свободных радикалов. Такие вещества называются
антиоксидантами, то есть - препятствующие окислению.

К антиоксидантам относятся в частности, некоторые витамины и микроэлемен-ты. Из множества ан-тиоксидантов, содержащихся в продуктах и с помощью которых можно усилить защиту организма, особенно важны витамины А, С, Е.

Витамин А содержится в продуктах животного происхождения. Это - сливочное масло, яичный желток, печень, а также во многих растительных пищевых продуктах - морковь, шпинат, салат, петрушка, абрикос и ряд других, содержащие каротин .

В организме из каротина образуется витамин А. Он обеспечивает нормальный рост, участвует в образовании зритель-ных пигментов, нормализу-ет обменные процессы в коже, тканях печени и других органах.

Витамин Е содержится в зеленых частях растений, особенно в мо-лодых ростках злаков. Богаты витамином растительные масла - под-солнечное, хлопковое, кукурузное, арахисовое, соевое. Витамин Е препятствует образо-ванию в большом количестве опасных для организма свободных радикалов, нормализует обмен веществ мышечной ткани.
Витамин С содержится в значительных количествах в продуктах растительного происхождения - плоды шиповника, капуста, черная смородина, лимоны, апельсины и другие фрукты и ягоды. Он участву-ют в окислительно-восстановительных процессах, свертывании крови, углеводном обмене и восстановлении тканей. Витамин С пре-дотвращает разрушение ферментов свободными радикалами, защищает от рака.
Ферменты - биологические вещества, способные во много раз ускорять биохимические реакции.

Необходимо помнить - витамины усваиваются наиболее полно, если их употреблять в комплексе. При этом необходимо иметь в виду, что предпочтительнее наборы природных поливитаминов, встречающиеся в продуктах. Обратите внимание на набор наиболее доступных продуктов растительного происхождения, содержащих витамины А, Е, С.

К сожалению, значительного снижения уровня загрязнения окружаю-щей нас природной среды в ближайшем будущем вряд ли можно ожи дать. Тем более важно снизить отрицательное влияние загрязнения на здоровье человека, изменяя образ жизни, повышая общую культуру в области экологической безопасности.
Однако вы устали и прежде чем мы перейдём к определению правил, давайте проведём физкультминутку.
Итак, первое - усиление возможностей организма противостоять различным опасным для здоровья ве-ществам и факторам окружающей среды, которое можно достичь за счет увеличения в ежедневном пищевом рацио-не продуктов, содержащих витамины А, С и Е. Занятия на свежем воздухе физкультурой или спортом, вообще, высокая двигательная активность. Второе направление - посильный вклад в сохранение окружающей природной среды. Для этого, прежде всего, необходимо сформировать в себе потребность и личную ответственность за сохранение окружающей природной среды, а начинать надо с твоего дома, улицы и деревни, в которой ты живёшь. По-смотрите внимательно на среду, непосредственно окружающую нас. Пластиковые бутылки, банки из-под пива, бытовые отходы всюду. И всё это - дело наших рук! Похоже, мы привыкли жить в своих отходах, но пора понять, что наше здоровье напрямую зависит от чис-тоты дома, наших улиц и городов.

Культура экологической безопасности начинается с выработки в себе внутренних запретов разбрасывать отходы своей жизнедея-тельности вокруг.
Кроме привычки поддерживать доступными способами чистоту окружающей среды, необходимо воспитывать в себе экономное отношение в расходовании в быту электроэнергии, воды и газа. Это тоже способствует сохранению окружающей природной сре-ды, так как если снижается потребление, то снижается производ-ство, а значит, и выбросы.
Третье направление - это умение в повседневной жизни из-бегать мест, где концентрация вредных веществ превышает установ-ленные нормы, либо мест и компаний, где курение, употребление алкоголя и наркотиков считается нормой поведения. О том, что это наносит непоправимый вред здоровью, слышали все. Беда в том, что в настоящее время сформировался несвойст-венный здоровому человеку стиль поведения. Запомните! Начать курить, употреблять алкоголь или наркотики очень просто, бросить - почти невозможно!
Ещё следует помнить, что чем меньше вы проводите времени у те-левизора или за компьютером, тем лучше. Конечно, каждый человек волен выбрать свой стиль поведения сам, но в то же время каждому придется расплачиваться своим здоровьем за неверный выбор.
К тому же, здоровье каждого из нас - это часть здоровья всего общества и нашей родной страны. Если вы прониклись чувством ответственности за сохранение окру-жающей среды, постарайтесь в этом убеждать окружающих. Это необ-ходимо для того, чтобы сохранить нашу планету Земля не только для нас самих, но и для будущих поколений.

IV . Физминутка

V . Закрепление изученного материала. (9 мин.)
Преподаватель: У кого есть вопросы по материалу урока? (отвечает на вопросы учащихся). А теперь предлагаю проверить полученные вами на этом уроке знания. Сейчас вы выполните небольшое тестовое задание. Каждый из вас ответит на несколько вопросов - выберет из предложенных вариантов ответа правильный.
1. Как называются вещества, вызывающие наследственные изменения?
а) витамины б) мутагены в) ферменты
2. Какую роль выполняют в организме человека антиоксиданты?
а) ускоряют биохимические процессы б) защищают от излишних свободных радикалов в) помогают переваривать пищу
3. Чем являются для организма витамины А, Е, С?
а) антиоксидантами б) канцерогенами в) ферментами
4. Употребление каких продуктов питания расширяет защитные воз-можности организма при неблагоприятной экологической обста-новке?
а) овощей б) шоколада в) чипсов

5. Что, по вашему мнению, принесёт наибольший урон здоровью?
а) компьютерные игры б) недосыпание в) курение
VI . Рефлексия. (3 мин.)
Преподаватель: Итак, на сегодняшнем уроке мы познакомились с правилами, соблюдение которых поможет сохранить здоровье при неблагоприятной экологической обстановке.

Ученики оценивают свою работу на уроке, выставляет в классный журнал и дневники оценки.
VII . Домашнее задание. (2 мин.)

Изучите § 4.2, начертите в рабочей тетради таблицу со страницы 86.

Подберите для себя набор продуктов, в которых присутст-вуют витамины А, С, Е. Попросите родителей продумать вместе с вами, как разум-но внедрить их в рацион. Свои выводы запишите в дневник безопасности.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» Городское поселение Скоропусковский Сергиев Посадского района Московской области 14 ноября 2014 года «Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке». Презентацию к открытому уроку подготовил учитель ОБЖ высшей квалификационной категории Хазов А.И. Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда... Есть твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Сент-Экзюпери Антуан де

Цель урока: Формировать навыки безопасного поведения в экологически-неблагоприятной обстановке через знания вариантов поведения и экологическую культуру

Загрязнение воды Загрязнение воздуха Загрязнение почвы

Неблагоприятная экологическая обстановка это загрязненная окружающая среда, вызванная деятельностью человека и отрицательно влияющая на его здоровье

Под влиянием воздействия окружающей среды в организме могут происходить изменения генов (мутации). Этот процесс называется мутагенезом.

Процесс мутации в условиях загрязнения окружающей среды ускоряется и с определенной для каждого конкретного случая вероятностью может выйти из под контроля. Если мутация произойдет в половой клетке или в клетке развивающегося зародыша, то такая клетка может привести к развитию у ребенка наследственного заболевания или врожденного уродства

Вещества и факторы, изменяющие нормальную структуру генов, носят название мутагенов. Мутагены- это физические и химические факторы, вызывающие наследственные изменения - мутации

Попав в организм мутаген испытывает влияние множества веществ- компонентов пищи, гормонов, продуктов обмена веществ, ферментов. Одни из них усиливают действие мутагена, другие уменьшают и даже исправляют поврежденный ген. Постоянное ухудшение экологической обстановки приводит к снижению защитных свойств организма и его способности сопротивляться мутагенам

Физкультминутка

Физкультминутка «Половинки» Повторяй за нами!

Организм обладает немалыми возможностями для борьбы со свободными радикалами, но до определенного уровня. Когда экологическая обстановка ухудшается и растет уровень загрязнения окружающей природной среды, то для усиления возможностей организма противостоять этому ему необходима помощь извне, определенное увеличение в организме веществ (антиоксидантов), которые помогали бы ему локализовать действия излишних свободных радикалов.

Варианты поведения в условиях неблагоприятной экологической обстановки: 1.Увеличить в ежедневном рационе содержание витаминов А, С и Е. 2. Вносить посильный вклад в сохранение окружающей природной среды. 3.Уметь в повседневной жизни избегать места, где концентрация вредных веществ превышает установленные нормы. 4. Регламентировать время проводимого за компьютером и телевизором, использования мобильного телефона.

Игра «Исключи лишнее» 1 2 3 4 5

Экологическая культура Отсутствие вредных привычек Здоровое и сбалансированное питание с витаминами и микроэлементами Ответственность за сохранение окружающей среды Соблюдение установленных норм времени проведения за компьютером и телевизором Умение избегать места, где концентрация вредных веществ превышает ПДК

ВЫВОД: Для обеспечения здоровья в неблагоприятных экологических условиях человеку необходимо: 1. Соблюдать экологическую культуру 2 . Вносить посильный вклад в сохранение окружающей природной среды. 3. Бережно относиться к своему здоровью

Что нового Вы узнали на уроке?

Мое настроение Пессимист Оптимист

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15»

Открытый урок

На тему:

«Правила безопасного поведения

при неблагоприятной

Экологической обстановке».

Открытый урок подготовил:

Учитель ОБЖ

I квалификационной категории

Хазов А.И.

г. Сергиев Посад.

Цели урока:

Образовательные – закрепить у учащихся знания в области экологической культуры, сформировать понятия «мутагены», «свободные радикалы», дать представление о положительном влиянии на здоровье витаминов.

Развивающие:

Продолжить развитие умений проводить наблюдения и самонаблюдения.

Учить работать с разными информационными источниками;

Сформировать потребность к получению знаний об окружающей среде и способах защиты организма при неблагоприятной экологической обстановке;

Аналитические:

- анализировать последствия загрязнения окружающей среды, влияние на здоровье и причины их возникновения.

Воспитательные

Сформировать понимание значения экологии в здоровье и жизни человека;

Воспитать культуру поведения на природе, стремление к здоровому образу жизни, отрицательное отношение к вредным привычкам.

Задачи урока:

Актуализировать и развить знания о воздействии состояния экологии на организм человека;

Продолжить формирование убеждения в необходимости ведения здорового образа жизни, отказа от вредных привычек;

Продолжить формировать информационную и коммутативную компетентность.

Основные методы и приёмы : выявление и постановка проблемы, работа над заданиями проблемного характера, изучение и анализ материала, побуждающий и подводящий диалог, аналитическая беседа, обобщение, игровые приёмы

Формы работы:

  • самостоятельная работа с источниками информации (иллюстрации, текст);
  • работа в группах;
  • игра.

1.Оборудование. Персональный компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор, слайдовая презентация по теме, ватман для составления проектов, фломастеры, клей, ножницы, заготовки для экологической газеты, линейки, карандаши, ластики.

Эпиграф урока:

« Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда…

Есть твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету » Сент - Экзюпери Антуан де

(слайд 1)

Ход урока.

I Организационный момент.

Весь класс поделен на 3 команды по 5-6 человек.

Учитель:

Ребята, на прошлом уроке мы изучили вопросы загрязнения окружающей природной среды, их виды, значение знания вами понятия ПДК в дальнейшей вашей жизни. Для проверки и закрепления знаний параграфа 4.1,сейчас, я вам раздам тестовую работу. На выполнение задания отводится 8 минут.

Учащиеся: Отвечают на поставленные вопросы.

Учитель:

Собираю тестовые работы и формулирую тему урока, его цели.

« Формировать навыки безопасного поведения в экологически-неблагоприятной обстановке через знания вариантов поведения и экологическую культуру».

(слайд 2)

II. Основная часть.

Учитель:

Ребята, сейчас каждая группа получит файл в котором находятся картинки различных видов загрязнения. На листах ватмана Вам необходимо определив вид загрязнения приклеить в столбик по группам и подписать вид загрязнения. После выполнения задания от каждой команды выходит один представитель обосновывает проект группы. На выполнение работы отводится 4 минуты.

Учащиеся: Выполняют проект.

Учитель: Так время истекло, представитель каждой команды с проектом выйти к доске.

Учащиеся: (Защищают свой проект)

Учитель:

Подвожу итоги. В итоге работы групп мы пришли к выводу, что все иллюстрации можно разделить на группы:

  • загрязнение почвы
  • загрязнение воды
  • загрязнение воздуха (слайд 3).

Все молодцы. Так что же такое неблагоприятная экологическая обстановка? (слайд 4). Правильно ребята, давайте запишем в рабочих тетрадях определение « это загрязненная окружающая среда, вызванная деятельностью человека и отрицательно влияющая на его здоровье»

Под влиянием воздействия окружающей среды в организме могут происходить изменения генов (мутации). Этот процесс называется мутагенезом. (слайд 5).

Мутагенез (от мутации и …генез), процесс возникновения в организме наследственных изменений – мутаций. Основа мутагенеза – изменения в молекулах нуклеиновых кислот, хранящих и передающих наследственную информацию .(слайд 6)

Процесс мутации в условиях загрязнения окружающей среды ускоряется и с определенной для каждого конкретного случая вероятностью может выйти из под контроля. Если мутация произойдет в половой клетке или в клетке развивающегося зародыша, то такая клетка может привести к развитию у ребенка наследственного заболевания или врожденного уродства (слайд 7).

Вещества и факторы, изменяющие нормальную структуру генов, носят название мутагенов.

Мутагены- это физические и химические факторы, вызывающие наследственные изменения – мутации. (слайд 8)

Попав в организм мутаген испытывает влияние множества веществ- компонентов пищи, гормонов, продуктов обмена веществ, ферментов. Одни из них усиливают действие мутагена, другие уменьшают и даже исправляют поврежденный ген.

Постоянное ухудшение экологической обстановки приводит к снижению защитных свойств организма и его способности сопротивляться мутагенам

(слайд 9)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Слайд 11-28

Продолжаем работу. Организм обладает немалыми возможностями для борьбы со свободными радикалами, но до определенного уровня. Когда экологическая обстановка ухудшается и растет уровень загрязнения окружающей природной среды, то для усиления возможностей организма противостоять этому ему необходима помощь извне, определенное увеличение в организме веществ (антиоксидантов), которые помогали бы ему локализовать действия излишних свободных радикалов . (слайд 29)

Ребята, кто из вас помнит определение – «свобоный радикал», к какой науке он относится? Правильно, это наука – химия.

СВОБОДНЫЙ РАДИКАЛ , короткоживущая (менее 1мс) молекула, которая имеет непарный ЭЛЕКТРОН и, таким образом, вступает в кратковременные связи с другими молекулами. Возникающие как побочные продукты химических процессов в КЛЕТКЕ, свободные радикалы могут привести к необратимым изменениям в организме и поразить даже те клетки, которые вырабатывают защитные энзимы. Считается, что они играют ведущую роль в процессе старения организма и в возникновении ряда заболеваний, включая рак и сердечнососудистые болезни.

Учитель:

Какие мы можем выработать варианты поведения в условиях неблагоприятной обстановки ? (слайд 30) Ребята, я дам вам конверт в котором вы найдете 10 вариантов. Вам в течении 5 минут необходимо отобрать только правильные варианты. Учащиеся: (Защищают свой проект)

От каждой команды выходит один учащийся и прикрепляет на доске предложения команды.

Учитель: Подвожу итоги , оцениваю работу группы бонусными фишками .

Открываю в презентации правильные варианты. (слайд 30)

Учитель: У Вас на столе лежит конверт в котором 5 цифр. Мы сыграем в игру

(слайд 31) «Исключи лишнее» В течении 1 минуты вам необходимо выбрать правильный вариант

Учащиеся: Показывают варианты ответов.

Учитель: Подвожу итоги, оцениваю работу группы бонусными фишками.

Учитель: Ребята теперь нам необходимо сформулировать понятие «экологическая культура» Время работы 5 минут.

Каждая группа получает 5 стандартных листов и формулирует. Передает по команде учителя для взаимной проверки

Учитель: Подвожу итоги , оцениваю работу группы бонусными фишками .

Открываю слайд 32 с определением экологической культуры.

Учитель: Молодцы ребята. Нам осталось сделать вывод по теме.

Для обеспечения здоровья в неблагоприятных экологических условиях человеку необходимо: (слайд 33) Слушаю мнения учащихся.

В основном правильно ребята. Смотрим правильное определение. (слайд 33)

1. Соблюдать экологическую культуру

2 . Вносить посильный вклад в сохранение окружающей природной среды.

3. Бережно относиться к своему здоровью

Учитель : Молодцы! Запишите сделанный вывод

Подвожу итоги , оцениваю работу группы бонусными фишками .

III . Домашнее задание, рефлексия.

Рефлексия (обобщение и подведение выводов).

Что вы узнали полезного для себя?

Какие вопросы вызвали наибольшие трудности?

Домашнее задание .

  1. Изучите § 4.2 учебника и ответьте на вопросы.

Учитель: Мы с Вами хорошо поработали. Вы молодцы. Полученные знания активно внедряйте в свою жизнь

Какое у Вас настроение? (слайд 35-37)

Выставляю оценки за урок.


В быту чаще всего наблюдается загрязнение воздуха и воды, токсичность стен и мебели от красок, шум, некомфортная температура, пыль, вибрации, излучения. В квартире это вызвано воздействием линолеума, свинцовых белил, синтетических ковров, стиральных порошков, мебелью, в составе которой много полимеров, красок, лака и др., а на улице - главным образом загазованностью, создаваемой выхлопами автомобилей и выбросами промышленных предприятий. Эти неблагоприятные экологические факторы порождаются неграмотностью и ошибками в хозяйственной деятельности, плохо влияют на здоровье людей. Признаками неблагоприятной экологической обстановки являются головная боль, отравления, иные недомогания при пребывании в помещении и на воздухе

В квартире для уменьшения вредного воздействия мебели и бытовой химии, нужно постоянное проветривание, увлажнение воздуха и уборка пыли. Не рекомендуется использовать краску, содержащую свинец. В качестве чистящих средств (вместо бытовой химии) целесообразно применять традиционные средства: мыло, буру, питьевую и кальцинированную соду. Целесообразно иметь в доме больше растений, например, небольших деревьев в кадках.

На улице следует воздерживаться от занятий физической культурой на загазованных территориях. Вблизи автомагистралей и заводов, где концентрация вредных веществ в воздухе особенно велика, стараться делать неглубокие и поверхностные вдохи, дышать носом.

Вода и пища. 80% всех заболеваний связано с грязной водой и загрязненными продуктами. Они в значительной степени загрязняются агропромышленными и хозяйственно-бытовыми отходами, среди которых нефтепродукты, кислоты, щелочи, соли различных металлов, сернистые соединения, аммиак, фенолы, синтетические смолы и т.д.

Поэтому нужно пользоваться кипяченой, бутылированной водой или пропущенной через фильтры с активированным углем. Тем самым можно уберечь организм не только от воздействия болезнетворных микробов, вызывающих инфекционные заболевания (холеру, дизентерию и т.п.), но и от избытка солей, определяющих ее жесткость (кальция и магния). При обеззараживания воды хлорированием могут образовываться опасные яды диоксины. Поэтому, прежде чем использовать эту воду, ее нужно выдержать не менее трех часов в стеклянной посуде - за это время значительная часть хлора в виде газа выйдет из жидкости, послеп чего ее можно кипятить.

Для борьбы с сорняками и болезнями овощей и фруктов используют минеральные удобрения и пестициды, которые нередко приводят к тому, что содержание нитратов и ядохимикатов в продуктах превышает предельно допустимые концентрации. Проникая в кровь, нитраты соединяются с гемоглобином, образуя метгемоглобин, который теряет свойства переносчика кислорода. В результате у человека наступает кислородное голодание, сопровождающееся цианозом - синюшностью кожи и слизистых, анурией, увеличением печени и селезенки.

Поэтому все фрукты и овощи перед употреблением нужно тщательно мыть, так как часть пестицидов накапливается на поверхности. Когда имеется возможность снять кожицу с них, нужно это сделать. Не следует запекать картофель в кожуре, так как под ней собираются нитраты. При варке картофеля концентрация нитратов снижается на 80%, в моркови и капусте - на 70%, у свеклы - на 50%. Однако варка на пару мало изменяет концентрацию нитратов, а бланширование и тушение практически ее не изменяет. Нитраты легко растворимы в воде, в связи с чем перед употреблением овощей целесообразно нарезать их мелкими кубиками и 2-3 раза залить теплой водой, выдерживая по 5-10 мин.

Шум. Он складывается из многих факторов: работа транспорта, электроприборов, строительной техники, ТВ и др. Шум затрудняет усвоение материала, становится причиной раздражительности, утомления, снижения производительности труда, способен повысить кровяное давление. Высокий уровень шума в домашних условиях препятствует развитию сенсорно-моторных навыков у детей в течение первых двух лет жизни. Постоянное воздействие громких звуков также затрудняет развитие речи и подавляет исследовательский инстинкт. По санитарным нормам шум в жилой зоне должен быть не более 60 дБ, а ночью - не более 40 дБ.

Для снижения шума стены и потолок можно отделать шумопоглощающим материалом, следует закрывать окна, выходящие на улицу, и открывать окна, выходящие во двор, не включать на полную мощность теле- и радиоаппаратуру, особенно в вечернее время.

Электромагнитное излучение (ЭМИ) - создается высоковольтными линиями электропередач, бытовой и офисной электронной техникой, электросетями жилых и административных зданий, электротранспортом, передающими теле- и радиоцентрами, системами сотовой и спутниковой связи, радиолокационными станциями. И если ЭМИ естественных источников (Космос, Солнце) являются постоянными природными факторами, то взаимодействие человека с искусственным электромагнитным полем стало опаснее в связи с их искусственным происхождением.

Под влиянием ЭМИ у человека отмечаются нарушения нервной системы (памяти, внимания, развиваются стрессовые реакции), изменения белкового обмена, состава крови, иммунитета и др. У беременных женщин могут развиться преждевременные роды, а также патологии новорожденных.

Радиация. Каждый живой организм на земле подвергается воздействию ионизирующих излучений из космоса, а также излучений, исходящих из природных радиоактивных элементов (радионуклидов). Радиоактивный фон создают и некоторые строительные материалы, а также радиоактивный газ радон, который выделяется из почвы. Этот газ ответственен за три четверти годовой дозы облучения, получаемой населением от земных источников радиации. Основную часть дозы человек получает в закрытом непроветриваемом помещении. Просачиваясь из грунта через фундамент и пол или высвобождаясь из материалов, используемых в строительных конструкциях, радон накапливается внутри дома. Уменьшить воздействие радона можно при хорошей вентиляции дома. Количество радона существенно уменьшается после заделки щелей в полах и стенах, при наклеивании обоев.

Под воздействием неблагоприятной окружающей среды в организме могут происходить изменения генов (мутации, мутагенез), которые, как правило, вызывают развитие злокачественных образований, наследственных заболеваний и врожденных уродств. Мутагенным действием обладают ионизирующие (например, рентгеновские и ультрафиолетовые лучи) и неионизирующие (например, токи сверхвысокой частоты) излучения, различные природные и получаемые искусственно химические соединения. Ухудшение экологии приводит к снижению защитных свойств организма и его способности сопротивляться мутагенам.

Для защиты организма желательно, если есть возможность, поменять район проживания; необходимо также повысить защитные силы путем длительного применения природных и искусственных антиоксидантов, обладающих способностью связывать образующиеся в организме свободные радикалы, разрушающие животные клетки. Это витамины А, С, Е и наборы природных поливитаминов, встречающиеся в продуктах.

Загрязнения окружающей природной среды нарастают. Тем более важно снизить их отрицательное влияние, внося соответствующие изменения в образ жизни, в культуру экологической безопасности.

  • §4 Защита при авариях (катастрофах) на водном транспорте
  • Вопросы и задания
  • Глава 3 защита при авариях (катастрофах) на производственных объектах
  • §1. Защита при авариях (катастрофах) на пожароопасных объектах
  • Правила поведения и действия при пожаре
  • §2. Защита при авариях (катастрофах) на взрывоопасных объектах
  • §3. Защита при авариях (катастрофах) на гидродинамически опасных объектах
  • §4. Защита при авариях (катастрофах) на химически опасных объектах
  • §5. Защита при авариях (катастрофах) на радиационно-опасных объектах
  • Вопросы и задания
  • Глава 4 обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке
  • Вопросы и задания
  • Глава 5 обеспечение безопасности при неблагоприятной социальной обстановке
  • § 1. Обеспечение безопасности при эпидемии
  • § 2. Обеспечение безопасности при нахождении на территории ведения боевых действий
  • § 3. Обеспечение безопасности во время общественных беспорядков
  • § 4. Обеспечение безопасности в случае захвата заложником
  • § 5. Обеспечение безопасности при обнаружении подозрительных предметов, угрозе совершения и совершенном теракте
  • При обнаружении подозрительных предметов категорически запрещается:
  • Вопросы и задания
  • Раздел II защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
  • Глава 1 российская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
  • Вопросы и задания
  • Глава 2 гражданская оборона
  • Вопросы и задания
  • Глава 3 оружие массового поражения и защита от него
  • §1. Ядерное оружие
  • §2. Химическое оружие
  • §3. Бактериологическое (биологическое) оружие
  • §4. Средства защиты от оружия массового поражения
  • 4.1. Средства индивидуальной защиты
  • 4.2. Средства коллективной защиты
  • Вопросы и задания
  • Глава 4 порядок действий при применении или угрозе применения оружия массвого поражения
  • §1. Спасательные работы в очагах ядерного поражения
  • §2. Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического заражения и в очаге бактериологического (биологического) поражения
  • §3. Защита сельскохозяйственных животных, продуктов питания и воды от заражения
  • §4. Эвакуация и рассредоточение городского населения
  • Вопросы и задания
  • Глава 5 устойчивость объектов в чрезвычайных ситуациях
  • §1. Факторы, влияющие на устойчивость объектов
  • §2. Методика оценки устойчивости объектов
  • §3. Мероприятия по повышению устойчивости объектов
  • Вопросы и задания
  • Глава 6 ликвидация последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф
  • §1. Характер и виды работ по ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф
  • §2. Правила и меры безопасности при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ
  • Вопросы и задания
  • Глава 7 первая (доврачебная) помощь при ранениях, травмах, ожогах и других несчастных случаях
  • §1. Первая (доврачебная) помощь при ранениях
  • §2. Первая (доврачебная) помощь при ушибах, переломах, вывихах, растяжениях связок и синдроме длительного сдавливания
  • §3. Первая (доврачебная) помощь при ожогах
  • §4. Первая (доврачебная) помощь при поражении электрическим током
  • §5. Первая (доврачебная) помощь при утоплении
  • §6. Первая (доврачебная) помощь при перегревании, переохлаждении организма и при обморожении
  • §7. Первая (доврачебная) помощь при отравлениях
  • §8. Доврачебная помощь при клинической смерти
  • Вопросы и задания
  • Раздел III человек и техносфера
  • Глава 1 физиология труда
  • §1. Физиологические основы трудовой деятельности
  • §2. Классификация трудовой деятельности
  • §3. Режим труда и отдыха
  • §4. Мероприятия по повышению работоспособности и профилактике утомления
  • Глава 2 комфортные условия жизнедеятельности
  • §1. Оптимальный микроклимат
  • §2. Освещение
  • §3. Контроль папаметров микроклимата и освещения
  • Вопросы и задания
  • Глава 3 производственные опасности и защита от них
  • §1. Температурно-влажностный режим
  • §2. Вредные вещества
  • §3. Акустические колебания
  • 3.2. Ультразвук
  • 3.3. Инфразвук
  • §4. Вибрация
  • §5. Электромагнитные поля и излучения
  • 5.1. Электрические поля
  • 5.2. Электростатические поля
  • 5.3. Магнитные поля
  • 5.4. Электромагнитные излучения
  • 5.4.1. Низкочастотные излучения
  • 5.4.2. Радиочастотные излучения
  • 5.4.3. Оптические излучения
  • 5.4.4. Ионизирующие излучения
  • 5.4.6. Электромагнитные излучения при эксплуатации компьютеров
  • §6. Электрический ток
  • 6.1. Поражающее действие электрического тока
  • 6.2. Защитные меры в электроустановках
  • 6.3. Защитное заземление
  • 6.4. Зануление и защитное отключение
  • 6.5. Блокировка, сигнализация и маркировка
  • 6.6. Изолирующие электрозащитные средства
  • 6.6.1. Изолирующие штанги
  • 6.6.2. Изолирующие клещи
  • 6.6.3. Электроизмерительные клещи
  • 6.6.4. Указатели напряжения
  • 6.6.5. Инструмент слесарно-монтажный с изолирующими рукоятками
  • 6.6.6. Диэлектрические перчатки, галоши, боты, сапоги и ковры
  • 6.6.7. Изолирующие подставки
  • 6.7. Ограждающие электрозащитные средства
  • 6.7.1. Временные переносные заземления
  • 6.7.2. Временные переносные ограждения
  • 6.7.3. Плакаты и знаки безопасности
  • §7. Вредные выбросы и сбросы, твердые и жидкие отходы
  • Вопросы и задания
  • Глава 4 антропогенные опасности и защита от них
  • §1. Психология труда
  • §2. Профессиональный отбор и обучение операторов технических систем
  • Вопросы и задания
  • Раздел IV управление безопасностью жизнедеятельности
  • Глава 1 нормативные правовые акты по обеспечению безопасности жизнедеятельности
  • Вопросы и задания
  • Глава 2 охрана окружающей среды
  • Вопросы и задания
  • Глава 3 охрана труда
  • §1. Законодательство по охране труда. Подзаконные акты по охране труда. Правила и инструкции по охране труда
  • §2. Государственный надзор и административно-общественный контроль за состоянием охраны труда
  • §3. Обучение и инструктаж по охране труда
  • Вопросы и задания
  • Глава 4 экспертиза экологичности и безопасности производства
  • Вопросы и задания
  • Глава 5 экспертиза и контроль безопасности оборудования и технологических процессов
  • Вопросы и задания
  • Глава 6 безопасность в отрасли
  • Вопросы и задания
  • Раздел V национальная безопасность
  • Глава 1 экономическая безопасность
  • Вопросы и задания
  • Глава 2 внутриполитическая безопасность
  • Вопросы и задания
  • Глава 3 социальная, духовно-нравственная и экологическая безопасность
  • Вопросы и задания
  • Глава 4 внешнеполитическая и пограничная безопасность
  • Вопросы и задания
  • Глава 5 информационная безопасность
  • §1. Общие проблемы информационной безопасности
  • §2. Информационные войны
  • §3. Защита информации
  • Вопросы и задания
  • Глава 6 военная безопасность
  • §1. Состав, виды Вооруженных Сил и рода войск
  • §2. Система руководства и управления Вооруженными Силами
  • §3. Воинская обязанность и комплектование Вооруженных Сил личным составом
  • §4. Порядок прохождения военной службы
  • Вопросы и задания
  • Раздел VI международная безопасность
  • Глава 1 военные аспекты международной безопасности
  • Вопросы и задания
  • Глава 2 терроризм – угроза всему мировому сообществу
  • Вопросы и задания
  • Глава 3 природные и техногенные опасности и риски современного мира
  • Вопросы и задания
  • Глава 4 глобальные экологические проблемы и пути их решения
  • Вопросы и задания
  • Библиография
  • Теоретические основы выработки решений
  • 1. Общие понятия
  • 2. Математическое моделирование
  • 3. Метод сетевого планирования и управления
  • 4. Методы экспертных оценок
  • 5. Математические методы обработки высказываний экспертов
  • Глава 4 обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке

    Неблагоприятная экологическая обстановка порождается хозяйственной деятельностью людей и оказывает вредное воздействие, прежде всего, на них самих, на животный и растительный мир и на окружающую среду в целом.

    Признаками неблагоприятной экологической обстановке являются загрязнение почвы, водных ресурсов и атмосферы вредными веществами, разрушение озонового слоя Земли, резкое изменение климата и другие ситуации, которые не только ухудшают условия жизни людей, но и угрожают самой их жизни, их здоровью.

    Наше здоровье в немалой степени зависит от чистоты воздуха, которым мы дышим. Однако в результате хозяйственной деятельности человека окружающая воздушная среда постоянно загрязняется вредными веществами: газами, среди которых наиболее широко распространены окись углерода, диоксид серы и окислы азота; парами углеводородов и кислот; металлами; разнообразной пылью, имеющей органическое и неорганическое происхождение. На рис. 32 показано загрязнение атмосферы работающим предприятием.

    При большом содержании в воздухе газов и пыли (сажи) и застоя воздуха над промышленным районом образуются смоги. Особенно опасен смог в случае загрязнения воздуха сернистым газом. Он поражает органы дыхания человека и уменьшает их сопротивляемость действию других вредных примесей в воздухе (дыма, грунтовой, асфальтовой и асбестовой пыли).

    Не менее серьезную опасность для здоровья человека представляет и домашний воздух. По данным ученых, сравнивавших воздух в квартирах с загрязненным городским воздухом, оказалось, что воздух в комнатах в 4-6 раз грязнее и в 8-10 раз токсичнее. Это вызвано воздействием свинцовых белил, линолеума, пластики, синтетических ковров, стиральных порошков, мебелью, в составе которой много синтетического клеящего вещества, полимеров, красок, лака и др.

    Поэтому для уменьшения вредного воздействия воздуха, прежде всего, дышите носом. Слизистая оболочка носа с множеством ресничек подобно влажной щетке собирает большую часть вредной пыли, микробов, не пропуская их в легкие. Воздерживайтесь от занятий оздоровительным бегом на городских улицах. Вблизи автомагистралей и заводов, где концентрация вредных веществ в воздухе особенно велика, старайтесь вдохи делать неглубокие и поверхностные. Сельским жителям в дни агрохимической обработки полей нужно как можно реже появляться на улице и закрывать окна и двери домов.

    В быту не рекомендуется также использовать краску, содержащую свинец. В качестве чистящих средств целесообразно применять традиционные: мыло, буру, питьевую и кальцинированную соду. Не рекомендуется пользоваться мебелью изготовленной из прессованных плит, содержащих формальдегид. Если же все-таки в доме имеются прессованные плиты, например, в настиле полов, панелей и т.п., то для уменьшения вредного действия формальдегида целесообразно покрыть поверхность плит естественным уплотнителем (герметиком), а также выращивать в доме как можно больше растений и почаще проветривать помещения.

    В не меньшей мере здоровье человека зависит и от чистоты используемой им воды. 80% всех заболеваний, вызванных экологическими проблемами, связано с грязной водой. Тем не менее, в настоящее время водная среда в значительной степени загрязняется агропромышленным комплексом, хозяйственно-бытовыми и промышленными предприятиями, сбрасывающими в воду свои отходы, среди которых нефтепродукты, кислоты, щелочи, соли различных металлов, сернистые соединения, аммиак, фенолы, синтетические смолы и т.д.

    Поэтому пользуйтесь только кипяченой водой. Тем самым Вы убережете организм не только от воздействия болезнетворных микробов, вызывающих инфекционные заболевания (холеру, дизентерию и т.п.), но и от избытка солей кальция. Однако для обеззараживания (очищения) воды ее хлорируют, а порой даже гиперхлорируют. При хлорировании воды в ней могут образовываться диоксины – опасные яды. Поэтому, прежде чем кипятить чай или готовить пищу, следует воду из-под крана выдержать не менее трех часов в стеклянной посуде - за это время значительная часть хлора в виде газа выйдет из жидкости. Если же Вы сразу поставите водопроводную воду кипятить, то хлор при быстром нагревании воды успеет соединиться с органическими веществами, которые всегда присутствуют в питьевой воде.

    Одним из эффективных способов удаления диоксинов, фенола и других вредных веществ из питьевой воды – пропускание ее через активированный уголь (в самодельных или промышленно изготавливаемых фильтрах типа «Родник»).

    На здоровье человека в огромной мере влияет и качество продуктов, употребляемых им в пищу. Однако загрязнение атмосферного воздуха и водной среды вредными веществами, а также повсеместная химизация сельского хозяйства отрицательно сказываются на качестве продуктов питания. Чрезмерные дозы минеральных удобрений и пестицидов (химических веществ для борьбы с сорняками и возбудителями болезней), используемых при выращивании корнеплодов, овощей и фруктов, приводят к тому, что содержание нитратов и ядохимикатов в них нередко превышает предельно допустимые концентрации. Проникая в кровь, нитраты соединяются с гемоглобином, при этом образуется метагемоглобин, который теряет свойства переносчика кислорода. В результате у человека наступает кислородное голодание, сопровождающееся цианозом – синюшностью кожи и слизистых, анурией, увеличением печени и селезенки. В тяжелых случаях возможен смертельный исход.

    Поэтому корнеплоды, фрукты и овощи перед употреблением нужно тщательно мыть, так как значительная часть пестицидов накапливается на поверхности. В тех случаях, когда имеется возможность снять кожицу с овощей или фруктов, нужно это сделать, особенно если Вы не знаете, в каких условиях выращен этот продукт. Не следует также запекать картофель в кожуре, т.к. под ней собираются нитраты. При варке картофеля концентрация нитратов снижается на 80%, в моркови и капусте – на 70%, у свеклы – на 50%. Однако варка на пару, мало изменяет концентрацию нитратов, а бланширование и тушение практически ее не изменяет. Нитраты легко растворимы в воде, поэтому перед употреблением овощей целесообразно нарезать их мелкими кубиками и 2-3 раза залить теплой водой, выдерживая по 5-10 минут.

    Австрийские специалисты установили, что продолжительность жизни человека из-за шума больших городов снижается на 10-12 лет. По санитарным нормам шум в жилой зоне должен быть не более 60 дБ, а ночью – не более 40 дБ. Предельное значение шума, не вызывающее вредных последствий – 100 дБ. Однако на оживленных улицах шум нередко достигает 120-125 дБ. А только за последнее десятилетие шум в крупных городах России вырос в 10-15 раз.

    Шумовая «симфония» города складывается из многих факторов: грохота железных дорог и гула самолетов, рокота строительной техники и др. Самыми мощными аккордами звучит в ней движение автотранспорта, который на общем фоне дает до 80% шума.

    Шум серьезно сказывается на самочувствии и состоянии здоровья людей. Так, у многих молодых людей, слушающих громкую музыку в стиле «рок», слух может испортиться навсегда. Однако шум вредит не только слуху. Ряд исследований показывает, что шум способен повысить кровяное давление, причинить ущерб сердечно-сосудистой системе. Излишний шум затрудняет усвоение материала учащимися, становится причиной раздражительности, утомления, снижения производительности труда.

    Было доказано, что высокий уровень шума, создаваемого телевизорами и радиоприемниками в домашних условиях, препятствует развитию сенсорно-моторных навыков у детей в течение первых двух лет жизни. Постоянное воздействие громких звуков также затрудняет развитию речи и подавляет исследовательский инстинкт.

    Статистика свидетельствует, что у рабочих постоянно находящихся в атмосфере шума, скорее могут возникнуть аритмия сердца, нарушения вестибулярного аппарата и другие заболевания. Они чаще жалуются на утомление и повышенную раздражительность.

    На фоне шума силой примерно в 70 дБ человек, выполняющий операции средней сложности, допускает вдвое больших ошибок, чем при отсутствии этого фона. Установлено также, что ощутимый шум снижает работоспособность людей, занятых умственным трудом, более чем в полтора раза, а физически – почти на треть.

    Конечно, многое в борьбе с шумом зависит от нас. Например, если Вы работаете на шумных производствах, то целесообразно носить звукопоглощающие наушники. При сильном источнике шума внутри здания стены и потолок можно отделать шумопоглощающим материалом, например пенопластом. Если Вы живите в доме, расположенном на улице с интенсивным движением транспорта, то в часы пик следует закрывать окна, выходящие на улицу, и открывать окна, выходящие во двор. И, конечно, не включать на полную мощность теле- и радиоаппаратуру, особенно в вечернее и ночное время.

    Вредное воздействие на человеческий организм оказывает и электромагнитное излучение (ЭМИ) – процесс образования электромагнитного поля (ЭМП), представляющего собой особую форму материи из взаимосвязанных электрического и магнитного полей.

    Общеизвестно, что человек и окружающая среда находятся под постоянным воздействием электромагнитных полей, создаваемых как естественными, так и техногенными источниками электромагнитного излучения (ЭМИ). И если электромагнитное излучение поля естественных источников (Космос, Галактика, Солнце и др.) являются постоянными природными характеристиками среды обитания человека, то электромагнитные поля, создаваемые техногенными источниками, используемые как в экономических, так и в военных целях, оказывают, как правило, либо побочное, либо прямое негативное влияние на человека.

    Проблема взаимодействия человека с ЭМП техногенного характера существенно осложнилась в последние десятилетия в связи с интенсивным развитием радиосвязи, радионавигации, телевизионных систем, массовым распространением бытовых электро- и электронных приборов, широким внедрением компьютерной техники.

    Всемирной Организацией здравоохранения официально введен термин «электромагнитное загрязнение среды», что отражает новые экологические условия, сложившиеся на Земле в плане воздействия ЭМИ на человека и все элементы биосферы.

    Источниками электромагнитного загрязнения среды являются высоковольтные линии электропередачи, бытовая и офисная электро- электронная техника, электросети жилых и административных зданий, электротранспорт, передающие теле- и радиоцентры, системы сотовой и спутниковой связи, радиолокационные станции, радиочастотное (электромагнитное) оружие.

    Под их влиянием у человека может произойти нарушение функций нервной системы (нарушается память, появляется склонность к развитию стрессовых реакций), изменение белкового обмена, состава крови, образование в организме антител, направленных против собственных тканей, потеря устойчивости к некоторым физическим факторам и др. У беременных женщин эти источники могут быть причиной преждевременных родов, а также патологии у новорожденных.

    Специфическое воздействие на различные системы и органы человека могут оказывать ЭМП таких источников, как системы сотовой связи, ЭВМ, радиочастотное оружие. Так, при длительном пользовании сотовым телефоном негативному воздействию могут подвергнуться такие системы и органы человека, как головной мозг, хрусталик глаза, внутренне и среднее ухо, щитовидная железа, кожа лица и ушной раковины. При работе ЭВМ возможны различные заболевания кожи лица, а также заболевания зрительных органов – так называемый «компьютерный зрительный синдром». При длительной систематической работе с ЭВМ возможно появление близорукости. Воздействие радиочастотным оружием в условиях ведения боевых действий может выражаться в разрушении живых клеток, нарушении биологических и физиологических процессов организма.

    Уровень электрических полей, излучаемых школьными компьютерами, не соответствует требованиям СанПиН на 55% рабочих мест, уровень электромагнитных полей на 67%, а уровень электростатического потенциала – на 95%. Непрерывная длительность занятий с ПЭВМ не должна превышать для учащихся: 1-х классов – 10 минут, 2-5-х классов – 15 минут, для учащихся 6-7-х классов – 20 минут, для учащихся 8-9-х классов – 25 минут, для учащихся 10-11 классов на первом часу занятий – 30 минут, на втором часу – 20 минут. В средних специальных учебных заведениях длительность работы на ПЭВМ во время учебных занятий при соблюдении гигиенических требований к условиям и организации рабочих мест должна составлять: для учащихся первого курса не более 30 минут в день, для учащихся второго и третьего курса не более 1 часа в день при сдвоенных уроках: 30 минут на первом уроке и 30 минут на втором с интервалом в работе на ПЭВМ не менее 20 минут, включая перемену, объяснение учебного материала, опрос учащихся и т.п. Для студентов первого курса оптимальное время учебных занятий при работе на ПЭВМ составляет 1 час, для студентов старших курсов – 2 часа с обязательным соблюдением между двумя академическими часами занятий перерыва длительностью 15-20 минут.

    Мы живем в мире, полном естественной радиоактивности. Каждый из нас ежесекундно подвергается массированному воздействию ионизирующих излучений из космоса, а также излучений, исходящих из природных радиоактивных элементов (радионуклидов).

    Радиоактивный фон создают некоторые строительные материалы. Радиоактивный фон может также создаваться радиоактивным газом радоном, который выделяется из почвы. Этот газ ответственен за ¾ годовой дозы облучения, получаемой населением от земных источников радиации. Основную часть дозы человек получает в закрытом непроветриваемом помещении. Концентрация радона в закрытом помещении в 8 раз выше, чем в наружном воздухе. Просачиваясь из грунта через фундамент и пол, или высвобождаясь из материалов, используемых в строительных конструкциях, радон накапливается внутри дома. В результате в доме могут накапливаться довольно высокие уровни радиации.

    Уменьшить воздействие радона можно при хорошей вентиляции Вашего дома. Количество радона существенно уменьшается после заделки щелей в полах и стенах. Кроме того, эмиссия радона убывает примерно в 10 раз при облицовке стен различными пластиковыми материалами, даже при наклеивании обоев. Однако если Вы живете в районе с повышенной радиацией, то самое лучшее, что можно сделать – это поменять место жительства.