Ликвидация юридического лица понятие виды основания. Ликвидация юридических лиц: понятие, порядок и имущественные последствия


Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства, т. е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ, иными актами.

Выделяют следующие виды ликвидации юридических лиц:

1) добровольная ликвидация;

2) принудительная ликвидация.

Добровольная ликвидацияосуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального унитарного предприятия может принять собственник имущества – соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления. Статья 61 ГК РФ содержится примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности: истечение срока, на который создана организация; достижение цели, ради которой она создана и др.

Принудительная ликвидацияпроизводится на основании решения суда в следующих случаях:

ь осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

ь осуществление деятельности, запрещенной законом;

ь неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов и др. (ст. 61 ГК РФ).

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Основания принудительной ликвидации могут быть предусмотрены и другими статьями ГК РФ (например, ст. 65, 81 ГК РФ). С требованием о ликвидации может обратиться в суд государственный орган или орган местного самоуправления в случае, если такое право предоставлено ему законом. В частности, таким правом обладают ФАС РФ, ФНС РФ, Минфин России, ЦБ РФ.

Ликвидационный процесс проходит несколько этапов, приведенных ниже.

1. Принятие уполномоченными органами решения о ликвидации юридического лица.

2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).


3. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом. С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе право выступать от имени ликвидируемого юридического лица в суде.

4. Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. В публикации должны быть отражены: наименование ликвидируемого юридического лица; дата принятия решения о ликвидации; орган, который принял решение о ликвидации; идентификационный номер налогоплательщика и номер ликвидируемого лица в реестре; порядок и срок заявления требований кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации; способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).

4. Переоформление банковской карточки с образцами подписи лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами,

на руководителя и членов ликвидационной комиссии.

5. Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы (последние обязательно письменно уведомляются о ликвидации должника), принимаются меры к получению дебиторской задолженности, проводится инвентаризация имущества.

6. Выход из состава участников других юридических лиц.

7. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством.

8. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований. Баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации; согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию (куда направляется оригинал или заверенная копия баланса). Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения. Если активов организации не достаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 224 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). В этом случае юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

9. Расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ. Удовлетворение требований кредиторов начинается со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключение кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса.

10. Составление ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом.

11. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию (налоговые органы), следующих документов:

а) заявления с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения расчетов и согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами;

б) ликвидационного баланса;

в) документа об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация ликвидации осуществляется по месту нахождения ликвидируемого юридического лица в срок, не превышающий пяти рабочих дней.

Ликвидация, равно как и рассмотренная выше реорганизация, влечет за собой прекращение юридического лица, но без правопреемства. Все нрава и обязанности ликвидируемого юридического лица прекращаются в момент внесения сведений о его прекращении в ЕГРЮЛ.

Так же как и реорганизация, ликвидация - это определенная в своей последовательности совокупность действий (процедура), совершаемая с установленной законодателем целью.

В зависимости от лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица, данную процедуру можно классифицировать на 1) добровольную и 2) принудительную.

Отдельно находится ликвидация в результате банкротства, поскольку в данном случае она может быть проведена как в добровольном, так и в принудительном порядке.

К первой группе отнесена ликвидация, осуществляемая:

1) по решению учредителей или органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором в хозяйственных товариществах) на принятие решения по такому вопросу;

Судебная практика

В постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2014 № 06АП-2377/2014 по делу № А73-14977/2013 суд отметил, что но смыслу ст. 61 ГК во взаимосвязи со ст. 62-64 ГК решение о ликвидации юридического лица принимается его участниками исключительно по их волеизъявлению и не требует наличия каких-то иных оснований для его принятия.

Судебная практика

В п. 23 постановления Пленума ВС РФ № 6, Пленуме ВАС РФ № 8 от 01.07.1996, п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 84, Постановлении КС РФ от 18.07.2003 № 14-П, указано, что организация может быть ликвидирована в принудительном порядке только при констатации таких неоднократных и грубых нарушений норм права, при которых ликвидация являлась мерой, необходимой для защиты прав и законных интересов иных лиц.

данных кредиторов считается наступившим с момента принятия решения о ликвидации.

Последовательность действий, составляющих исследуемую процедуру, также является общей для принудительной и добровольной ликвидации и представляет собой следующие этапы.

Первый этап. Лицо, принявшее решение о ликвидации, обязано сообщить о данном решении в установленном порядке в государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, по месту нахождения ликвидируемого юридического лица путем направления соответствующего уведомления в письменной форме с приложением решения о ликвидации юридического лица. Данное уведомление должно соответствовать по форме, установленной приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, и неограниченному кругу лиц путем опубликования данного сообщения в СМИ.

Для исполнения данной обязанности установлен предельный срок - не более трех рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации организации.

Судебная практика

В постановлении Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 № 7075/11 отмечено, что необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.

регистрации юридического лица, сообщение о ликвидации организации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (который не может составлять минимум два месяца с момента данного опубликования).

Также ликвидационная комиссия должна уведомить каждого известного (выявленного) кредитора в письменной форме о ликвидации юридического лица.

Этот этап характеризуется не только сбором соответствующей информации, но и совершением действий, направленных на получение имущества от должников ликвидируемого юридического лица.

Основные функции ликвидационной комиссии, определенные в законе подтверждены также и судебной практикой.

Судебная практика

В определении ВАС РФ от 17.06.2013 № ВАС-7583/13 по делу № Л41-20591/2012 указано, что предусмотренная нормами ст. 61-64 ГК процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом) - п. 4 ст. 61, ст. 65 ГК). При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.

вать такого удовлетворения в судебном порядке. Данные исковые требования кредитор может заявить на любом этапе процедуры ликвидации, но до утверждения ликвидационной комиссией ликвидационного баланса (в нашем случае до шестого этапа). Если суд примет решение в пользу истца, то данный кредитор займет свое место в установленной очередности исходя из характера обязательств.

Дальнейшие действия по проведению ликвидации юридического лица зависят от того, хватает ли определенного имущества для удовлетворения требований кредиторов.

В первую очередь определяется достаточность денежных средств. При отрицательном результате продаже в установленном порядке подлежит иное имущество юридического лица. Реализация осуществляется с торгов, за исключением объектов стоимостью не более 100 тыс. руб. (данная стоимость определяется по утвержденному промежуточному ликвидационному балансу).

Следует учитывать, что в случаях, установленных законом, при недостаточности у ликвидируемого учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.

Если ликвидируемое юридическое лицо не сможет удовлетворить требования кредиторов, то дальнейшие этапы, свойственные процедуре ликвидации, не применяются.

Поскольку данные обстоятельства свидетельствуют о наличии признаков несостоятельности, то ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве данного юридического лица. Дальнейшие действия осуществляются только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Если имущества для расчетов с кредиторами ликвидируемого юридического лица достаточно, то возникает следующий этап в процедуре ликвидации.

Пятый этап. Расчеты с кредиторами. Все расчеты осуществляются в определенной последовательности, которая определяется сформированными очередями. Принадлежность к соответствующей очереди определяется главным образом характером обязательства, а следовательно, и личностью кредитора.

Следует учитывать, что независимо от характера обязательств, связывающих ликвидируемое юридическое лицо и кредитора

(кредиторов), их исполнение в пользу последних будет единым - посредством выплаты денежной суммы.

Исходя из требований ст. 64 ГК во внеочередном порядке погашаются требования, связанные с проведением самой ликвидации. Сюда относятся расходы и самой ликвидационной комиссии и тех лиц, деятельность которых связана с проведением того или иного этапа ликвидации (например, адвокатов по взысканию дебиторской задолженности ликвидируемого юридического лица) и пр. Конкретный состав кредиторов и характер обязательств, учитываемый вперед сформированных очередей, законодателем не определен. Главный критерий для этой ситуации - расходы должны быть связаны с проводимой ликвидацией.

Затем определяются и собственно очереди, которые включают в себя только требования кредиторов ликвидируемого юридического лица. Всего данных очередей четыре.

Первая очередь представлена требованиями деликтных обязательств, кредиторами которых выступают физические лица, а объектом возмещения - их жизнь и здоровье.

Вторая очередь состоит из работников ликвидируемого юридического лица, а требования сформированы в рамках трудовых правоотношений, но также и в гражданско-правовых - по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

В третьей очереди находятся публичные субъекты, в чью пользу следует производить налоговые и иные обязательные платежи.

Четвертая очередь состоит из всех остальных кредиторов.

Следует отметить, что требования указанных очередей включают в себя только право на взыскание основного долга по соответствующему обязательству. Эти же лица (физические лица с требованиями о возмещении вреда здоровью, работники, бюджетные фонды и т.д.) е требованиями о взыскании штрафных санкций, упущенной выгоды будут отнесены к кредиторам, чьи требования подлежат удовлетворению после названных четырех очередей. Таким образом, например, требование о взыскании заработной платы работник вправе заявить в порядке второй очереди, а проценты за неправомерное удержание данной заработной платы за весь период просрочки - только после удовлетворения требований кредиторов четвертой очереди.

Каждая из указанных очередей может состоять из нескольких кредиторов. Но в каком порядке удовлетворять их требования при ликвидации, законодатель не поясняет.

Привлечение кредиторов последующей очереди возможно только после удовлетворения всех требований кредиторов предыдущей очереди. Исключение составляют кредиторы, права которых обеспечены залогом имущества ликвидируемого юридического лица. Если такой кредитор-залогодержатель по характеру своих основных требований относится к четвертой очереди, то наличие сформированного в его пользу залога переносит его в третью очередь.

Кроме надлежащего исполнения в пользу кредитора путем перечисления денежных средств требования считаются погашенными, если:

  • - ликвидационная комиссия не признала требования кредитора, а он не обратился с иском в суд;
  • - суд отказал такому кредитору в удовлетворении его требований;
  • - требования кредиторов не смогли быть удовлетворены в силу недостаточности имущества как самого ликвидируемого юридического лица, так и лиц, несущих субсидиарную с ним ответственность по заявленным требованиям. Но данное правило действует только в отношении тех юридических лиц, которые не могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в силу законодательного установления.

Шестой этап . Завершив указанные на предыдущем этапе расчеты, ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, в котором подводятся итоги погашения требований кредиторов и остатка (при его наличии) имущества ликвидируемого юридического лица. Баланс подлежит утверждению лицом, принявшим решение о ликвидации.

Данный этап имеет место при условиях, если у ликвидируемого юридического лица после расчетов со всеми кредиторами остается имущество, и если участники (учредители) имеют вещные права на данное имущество либо корпоративные права к юридическому лицу.

В этом случае оставшееся имущество передается участникам (учредителя) в размере, определяемом соразмерно размерам их долей участия в данном юридическом лице. Данная передача осуществляется как в натуре, так и посредством передачи денежной компенсации. Последнее имеет место при возникновении между участниками спора в отношении передачи той или иной вещи. Тогда эта вещь подлежит продаже с торгов.

Иная правовая судьба у имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами у ликвидируемой некоммерческой организации. В силу специальной правоспособности, определяемой целями и задачами создания некоммерческого юридического лица, оставшееся в этом случае имущество должно быть направлено на указанные цели (задачи), но не его участникам (учредителям).

Седьмой этап. Завершающий этап ликвидации опосредуется внесением сведений о прекращении юридического лица в ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц. С момента совершения данной записи юридическое лицо считается ликвидированным, а процедура ликвидации завершенной.

В регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица должны быть представлены следующие документы:

  • - подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Заявитель подтверждает, что соблюден установленный законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены;
  • - ликвидационный баланс;
  • - документ об уплате государственной пошлины;
  • - документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с поди. 1-8 и. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Допустима ситуация, когда после ликвидации юридического лица обнаруживается имущество этого субъекта. Если данное обнаружение произошло в течение пяти лет с момента совершения записи о прекращении юридического лица в ЕГРЮЛ, то любое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. Суд может назначить процедуру распределения при наличии следующих условий:

  • - достаточно средств, для осуществления данной процедуры;
  • - есть возможность распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц.

Для проведения данной процедуры суд назначает арбитражного управляющего.

В качестве отличного от принудительной или добровольной ликвидации следует рассматривать прекращение недействующего юридического лица, предусмотренное ст. 64.2 ГК. В данном случае для прекращения организации нет воли ни ее участников (учредителей), ни воли иных, в том числе публичных, лиц.

Ликвидация по данному основанию означает правовое закрепление фактически прекратившего существование юридического лица. Если юридическое лицо в течение обусловленного срока, предусмотренного для сдачи отчетности (12 месяцев), не предоставляет отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и нс осуществляет операций хотя бы по одному банковскому счету, то данное юридическое лицо считается недействующим. В этом случае такая организация подлежит исключению из ЕГРЮЛ с правовыми последствиями, характерными для ликвидированных юридических лиц. Такое исключение не требует ни судебного решения, ни решения учредителей (участников).

Для защиты прав учредителей, кредиторов недействующего юридического лица и иных заинтересованных юридических лиц законодатель обязывает регистрирующий орган опубликовать принятое решение о предстоящем исключении в течение трех дней с момента принятия такого решения, а также сведения о порядке и сроках направления заявлений лицами, чьи права п законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Имеют место особенности ликвидации унитарного предприятия или государственного или муниципального учреждения по основанию изъятия у него учредителем-собственником имущественного комплекса для внесения в уставный капитал иных организаций (АО, учреждения, государственной корпорации). Основанием внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении соответствующего юридического лица является решение о государственной регистрации организации, получившей указанное имущество. В этом случае должны быть представлены следующие документы:

  • - заявление о внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении унитарного предприятия или учреждения в связи с передачей его имущества;
  • - решение об условиях приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия или решение органа государственной власти, на основании которого осуществлены внесение имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в уставный капитал АО либо передача указанных имущественного комплекса или имущества в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации;
  • - копия документа, подтверждающего государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Что такое реорганизация юридического лица?
  • 2. Назовите формы реорганизации.
  • 3. Какой порядок реорганизации?
  • 4. Какие последствия проведения реорганизации в соответствующей форме?
  • 5. Что такое ликвидация юридического лица?
  • 6. Какие основания определены для проведения ликвидации?
  • 7. Определите порядок ликвидации.
  • 8. Укажите моменты завершения реорганизации и ликвидации.
  • в связи с истечением срока создания юридического лица,определенного в учредительных документах;
  • но достижении цели, определенной в учредительных документах и ради которой было создано юридическое лицо. Ликвидация по последним двум основаниям осуществляетсяв случаях, если учредители (участники) или уполномоченныйорган юридического лица примут такое решение. Принудительная ликвидация возможна только по решениюсуда и при наличии оснований, предусмотренных законом. Исходяиз требований п. 3 ст. 61 ГК определить основания для принудительной ликвидации в уставных документах невозможно. В этомслучае решения, принятые учредителями (участниками) в качестве положений устава (учредительного договора), рассматриваются как основания для добровольной ликвидации. Основания для принудительной ликвидации, определенныезаконодателем, определяются наличием существенных нарушенийтребований закона. При этом ключевое значение для такой ликвидации имеет именно существенность нарушений.

Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства, т.е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам . Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ, иными актами.

Выделяют следующие виды ликвидации юридических лиц:

1) добровольную;

2) принудительную;

Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального унитарного предприятия может принять собственник имущества - соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления. Статья 61 ГК РФ содержит примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности: истечение срока, на который создана организация; достижение цели, ради которой она создана, и др.

Принудительная ликвидация производится на основании решения суда в следующих случаях:

Осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

Осуществление деятельности, запрещенной законом;

Неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов и др. ().

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Основания принудительной ликвидации могут быть предусмотрены и другими статьями ГК РФ (например, ст. ст. 65, 81 ГК РФ). С требованием о ликвидации может обратиться в суд государственный орган или орган местного самоуправления в случае, если такое право предоставлено ему законом. В частности, таким правом обладают ФАС России, ФНС России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ (далее - Минфин России).

Ликвидационный процесс проходит несколько этапов, приведенных ниже.

1. Принятие уполномоченными органами решения о ликвидации юридического лица.

2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
Регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

3. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом. С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе право выступать от имени ликвидируемого юридического лица в суде.

4. Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. В публикации должны быть отражены: наименование ликвидируемого юридического лица; дата принятия решения о ликвидации; орган, который принял решение о ликвидации; идентификационный номер налогоплательщика и номер ликвидируемого лица в реестре; порядок и срок заявления требований кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации; способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).

5. Переоформление банковской карточки с образцами подписи лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами, на руководителя и членов ликвидационной комиссии.

6. Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы (последние обязательно письменно уведомляются о ликвидации должника), принимаются меры к получению дебиторской задолженности, проводится инвентаризация имущества.

7. Выход из состава участников других юридических лиц.

8. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством.

9. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований. Баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации; согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию (куда направляется оригинал или заверенная копия баланса). Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения. Если активов организации не достаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 224 Федерального закона от 27 сентября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). В этом случае юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном § 1 гл. 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

10. Расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной , начинаются со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса.

11. Составление ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом.

12. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию (налоговые органы), следующих документов:

а) заявления с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения расчетов и согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами;

б) ликвидационного баланса;

в) документа об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация ликвидации осуществляется по месту нахождения ликвидируемого юридического лица в срок, не превышающий пяти рабочих дней.

Предыдущая

6.3. Понятие, виды и порядок ликвидации юридических лиц

Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства, т. е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ, иными актами.

Выделяют следующие виды ликвидации юридических лиц:

1) добровольная ликвидация;

2) принудительная ликвидация.

Добровольная ликвидацияосуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального унитарного предприятия может принять собственник имущества – соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления. Статья 61 ГК РФ содержится примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности: истечение срока, на который создана организация; достижение цели, ради которой она создана и др.

Принудительная ликвидацияпроизводится на основании решения суда в следующих случаях:

ь осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

ь осуществление деятельности, запрещенной законом;

ь неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов и др. (ст. 61 ГК РФ).

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Основания принудительной ликвидации могут быть предусмотрены и другими статьями ГК РФ (например, ст. 65, 81 ГК РФ). С требованием о ликвидации может обратиться в суд государственный орган или орган местного самоуправления в случае, если такое право предоставлено ему законом. В частности, таким правом обладают ФАС РФ, ФНС РФ, Минфин России, ЦБ РФ.

Ликвидационный процесс проходит несколько этапов, приведенных ниже.

1. Принятие уполномоченными органами решения о ликвидации юридического лица.

2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

3. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом. С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе право выступать от имени ликвидируемого юридического лица в суде.

4. Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. В публикации должны быть отражены: наименование ликвидируемого юридического лица; дата принятия решения о ликвидации; орган, который принял решение о ликвидации; идентификационный номер налогоплательщика и номер ликвидируемого лица в реестре; порядок и срок заявления требований кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации; способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).

4. Переоформление банковской карточки с образцами подписи лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами,

на руководителя и членов ликвидационной комиссии.

5. Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы (последние обязательно письменно уведомляются о ликвидации должника), принимаются меры к получению дебиторской задолженности, проводится инвентаризация имущества.

6. Выход из состава участников других юридических лиц.

7. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством.

8. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований. Баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации; согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию (куда направляется оригинал или заверенная копия баланса). Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения. Если активов организации не достаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 224 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). В этом случае юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

9. Расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ. Удовлетворение требований кредиторов начинается со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключение кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса.

10. Составление ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом.

11. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию (налоговые органы), следующих документов:

а) заявления с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения расчетов и согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами;

б) ликвидационного баланса;

в) документа об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация ликвидации осуществляется по месту нахождения ликвидируемого юридического лица в срок, не превышающий пяти рабочих дней.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Основы организации деятельности коммерческого банка автора Иода Елена Васильевна

3. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

Из книги Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

85. Понятие инвентаризации и ее виды Инвентаризация – это уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату. Инвентаризации подлежат все имущество и виды финансовых

Из книги Деньги, кредит, банки. Шпаргалки автора Образцова Людмила Николаевна

52. Понятие и виды валюты Понятие валюта означает, во-первых, денежную единицу страны, используемую в международных операциях; во-вторых – денежные знаки иностранных государств. Прежде всего, различаются установленная законодательно национальная валюта и иностранная

Из книги Бухгалтерский учет и налогообложение от создания до ликвидации организации автора Красова Ольга Сергеевна

3.6 Порядок уплаты и расчет налогов в период ликвидации предприятия Порядок сдачи деклараций. Один из пробелов Налогового кодекса РФ – отсутствие информации об отчетности во время ликвидации или реорганизации фирмы. Поэтому перед бухгалтером в таком случае встает

Из книги Государственное и муниципальное управление автора Сибикеев Константин

34. Понятие безопасности и ее виды В соответствии с Законом РФ от 5 марта 1992 г. № 2446–I «О безопасности» безопасность– состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. При этом жизненно важные интересы –

Из книги Коммерческая деятельность автора Егорова Елена Николаевна

45. Риск: понятие и виды Понятие предпринимательского риска включает в себя возможные потери денег, имущества, товара, т. е. непредвиденный расход ресурсов и снижение доходов. Иначе говоря, в результате возникновения рискованной ситуации происходит потеря возможных

Из книги Коммерческая деятельность: конспект лекций автора Егорова Елена Николаевна

1. Риск: понятие и виды В бизнесе, предпринимательской деятельности риск означает возможную потерю вложенного капитала. Предприниматель или бизнесмен, начиная свою деятельность, должен быть готовым к необходимому риску, так как средой его обитания будет являться рынок.

Из книги Организация бизнеса с нуля. С чего начать и как преуспеть автора Семенихин Виталий Викторович

ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ Характеризуя особенности правового положения отдельных видов юридических лиц, российское гражданское законодательство использует следующие понятия:– вид юридического лица;– форма создания юридического лица;– организационно-правовая форма

Из книги Микроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

5. Понятие безработицы, ее виды Понятие безработицы является важнейшей характеристикой рынка труда, поскольку позволяет анализировать динамику и распределение трудового фактора, а также проследить изменения в равновесии спроса на рабочую силу и предложения трудовых

автора Смирнов Павел Юрьевич

80. Акции: понятие, виды Акция – это ценная бумага, удостоверяющая совокупность прав: права владения паем в акционерном обществе, права на получение прибыли в виде дивидендов, права голоса.Различают несколько видов цен акций: номинальная – цена, указанная на бланке акции;

Из книги Инвестиции. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

81. Облигации: понятие, виды Кроме акций акционерные общества могут выпускать облигации. В отличие от акции облигация не дает права на управление акционерным обществом, это своего рода заемное обязательство акционерного общества, которое должно выплатить владельцу

автора Смагина И А

4.1. Понятие и виды юридических лиц Понятие юридического лица определено в ст. 48 ГК РФ.Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Тема 6. Правовые основы реорганизации и ликвидации юридических лиц 6.1. Понятие и способы реорганизации юридических лиц Реорганизация – прекращение организации, при котором осуществляется переход прав и обязанностей к другим лицам, то есть правопреемство.Способы

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

6.1. Понятие и способы реорганизации юридических лиц Реорганизация – прекращение организации, при котором осуществляется переход прав и обязанностей к другим лицам, то есть правопреемство.Способы реорганизации юридических лиц определены ст. 57 ГК РФ.1. Слияние –

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

6.2. Порядок и виды реорганизации юридических лиц Выделяют следующие виды реорганизации:1) добровольная реорганизация осуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа, уполномоченного на то учредительными документами.2) принудительная

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

21.1. Понятие и виды оценки К числу нормативно-правовых актов, регулирующих оценочную деятельность, относятся: Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами

В действующем гражданском законодательстве основания, порядок и последствия прекращения юридического лица объединены в основной массе в институте ликвидации юридического лица.

Этот институт включает в себя ка нормы гражданского кодекса (ст.ст. 61-65, 81, 86, 92, 104, 112, 115, 119), так и нормы отдельных федеральных законов. Практически все федеральные законы, регулирующие правовое положение (или отдельные аспекты деятельности) юридических лиц конкретных форм, видов и типов, содержат положения обоснования и (или) порядке, и (или) последствиях ликвидации соответствующего юридического лица. Большую группу норм в части ликвидации юридических лиц содержит Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (к примеру, ст. ст. 149, 224-226).

Прекращение юридического лица состоит из трех основных форм:

  • - ликвидации,
  • - банкротства,
  • - административного порядка прекращения.

Различия между названными формами проводятся как на основании общих критериев, так и на основании достаточности имущественной составляющей юридического лица для процедуры прекращения и удовлетворения требований кредиторов.

Ликвидация юридического лица как самостоятельная форма его прекращения de lege ferenda должна иметь место тогда, когда имущества юридического лица достаточно для удовлетворения всех требований кредиторов и исполнения всех обязательств юридического лица. Обязательным условием применения конкурсного производства является одновременное наличие таких обстоятельств как невозможность полного удовлетворения требования кредиторов за счет имущества юридического лица (установленный фак4т неплатежеспособности), с одной стороны, так и возможность частичного удовлетворения требований с другой.

Исключение юридического лица из Реестра в административном порядке должно применяться тогда, когда имущественной основы юридического лица не хватает даже на проведение процедуры его прекращения, либо когда имущества явно не хватает для удовлетворения требований кредиторов. Ликвидацию следует рассматривать только как прекращение юридического лица без правопреемства, регулируемое исключительно нормами ГК РФ банкротство, в свою очередь, регламентируется и ГК РФ, и специальным законодательством о несостоятельности (банкротстве). При этом банкротство по своим правовым характеристикам не является частным случаем ликвидации. Ликвидация, предусмотренная ГК РФ, в соответствии с п.2 ст.61 кодекса традиционно разделяется на добровольную и принудительную.

В отличие от ликвидации банкротство как форма прекращения юридического лица всегда носит принудительный характер, поскольку осуществляется на основании решения суда.

Даже в том случае, когда должник сам общается с заявлением о признании его банкротом, реализуя свое право, предоставленное ему нормой ст. 8 Закона о банкротстве, вывод о наличии оснований для введения ликвидационной процедуры делает суд, а должник, при установлении факта неплатежеспособности, не может своим волеизъявлением повлиять на судебный акт о его банкротстве.

Третья форма прекращения юридических лиц, каковой является административный порядок исключения (прекративших деятельность) юридических лиц из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего (административного) органа, является общей для всех юридических лиц и не подлежит более детальной классификации.

Вышеуказанное разграничение форм прекращения юридических лиц должно быть закреплено законодательно.

Правовая форма (а точнее, правовой режим) ликвидации включает в себя несколько составляющих:

  • - основания ликвидации, т.е. те юридические факты, с которыми законодательство связывает начало процедуры ("запуск" юридического состава) ликвидации;
  • - порядок ликвидации, т.е., собственно, определенная совокупность юридических фактов, наступление которых необходимо для достижения юридической цели ликвидации - прекращения юридического лица;
  • - установлена законом последовательность наступления таких фактов; срок осуществления ликвидации;
  • - последствия ликвидации.

Главным таким последствием выступает прекращение юридического лица. Однако перечень последствий этим не исчерпывается, поскольку разные правовые режимы ликвидации могут по-разному влиять на судьбу имущества, а также отдельных обязательств ликвидируемого юридического лица, повлечь в том числе ответственность членов органов управления ликвидируемого лица.

Правовые формы ликвидации (если анализировать только ликвидацию, но не иные составы прекращения юридических лиц, рассмотренные выше) перечисляются в ст. 61 ГК. Согласно её положениям можно выделить:

  • - добровольную ликвидацию (в формулировке ГК "по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано");
  • - принудительную ликвидацию (в формулировке ГК "по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона, или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организации (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях предусмотренных настоящим Кодексом");
  • - ликвидацию вследствие признания юридического лица несостоятельным (банкротом).

Этот список вызывает много вопросов, а также нуждается в некоторых комментариях.

Во-первых, отметим, что ГК не использует понятий "добровольная" и "принудительная" ликвидац2ия. Понятие "добровольная" же включает в себя не только ликвидацию проводимую по решению участником или органов юридического лица, но и ликвидацию, проводимую при достижении цели, ради которой создавалось юридическое лицо и истечение срока, на срока на который оно создавалось. Последние основания, как можно увидеть, в прошлом всегда рассматривались отдельно, что, по мнению автора данного дипломного исследования, является правильным.

Во-вторых, этот список представляется неполным, так как не включает другие формы (правовые режимы) ликвидации. А именно с момента вступления в силу ГК появились организационно-правовые формы юридических лиц, правовой режим ликвидации которых не охватывается ни одним из указанных в ст. 61 ГК:

  • - государственные корпорации,
  • - государственные компании.

Федеральные законы, которые регулируют правовое положение названных организаций, прямо указывают, что ликвидация таковых осуществляется на основании отдельного федерального закона (а процедура ликвидации некоторых из них (ст.25 Федерального закона "О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства") уже урегулирована законом об их создании).

Таким образом, по одному из признаков, который позволяет классифицировать отдельные формы (правовые режимы) ликвидации, -основанию ликвидации- можно с полной уверенностью говорить о появлении еще одной формы ликвидации юридического лица - на основании специального федерального закона.

В литературе к числу отдельных форм ликвидации часто относят также ликвидацию вынужденную. Обычно о вынужденной ликвидации говорят применительно к ликвидации принудительной.

Так, В.В. Ровный, выводя общее понятие "недобровольная ликвидация", анализируя положения ст.61. ГК в части права суда принять решения о ликвидации, полагает следующее: "Суд может возложить обязанности по ликвидации на учредителей (участников) данного юридического лица или на его орган. При осуществлении указанными лицами возложенной на них обязанности ликвидация является вынужденной, во всех иных случаях суд назначает ликвидатора сам, а ликвидация в таком случае является принудительной" [Под ред. А.П. Сергеева, 2008, с. 226].

М.В. Телюкина занимает здесь следующую позицию: "... именно вынужденной (а недобровольной либо принудительной) следует считать ликвидацию организации по такому основанию, как признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона и иных правовых актов... если оперировать только категориями "добровольная ликвидация" и "принудительная ликвидация" (не используя термин "вынужденная ликвидация"), то такое основание, как признание недействительной государственной регистрации юридического лица, следует признать основанием именно добровольной ликвидацией, так как добровольная ликвидация осуществляется на основании решения участников, в том числе если это решение было принято участниками во исполнение решения суда. Принудительная ликвидация будет если суд вынесет решение именно о ликвидации, в том числе после того, как участники не примут мер к осуществлению добровольной ликвидации, имея решение суда о признании регистрации недействительной" [Телюкина М.В., 2000. с. 40-41].

По мнению автора данного исследования, "вынужденность" возникает тогда, когда наступает юридический факт, который обязывает (создает обязанность) участников (учредителей) или компетентных органов юридического лица принять решение о ликвидации.

Принудительная ликвидация - это всегда санкция в отношении юридического лица за несоблюдение требований законодательства (за совершение правонарушения); если правонарушение совершено - у компетентных лиц появляется основание для предъявления требований в суд (Арбитражный суд) о принудительной ликвидации.

Перечень таких нарушений широк, он в том числе может состоять и в непроведении в установленный срок добровольной ликвидации, если для этого наступили соответствующие основания.

К примеру, юридическое лицо было обязано преобразоваться из одной организационно-правовой формы в другую или реорганизоваться в целя соблюдения антимонопольного законодательства, или привести свои учредительные документы в соответствие с требованиями изменившегося законодательства и т.п. Неисполнение в срок любого из позитивных обязываний создает возможность для применения санкции в виде принудительной ликвидации.

"Вынужденность" ликвидации - это наступление такого условия, юридического факта, после которого у юридического лица не остается иного выхода, как принять решение о ликвидации добровольной в установленный законом срок. Таких случаев согласно закону не так много:

  • - в соответствии со ст. 20 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного Законом на дату государственной регистрации общества, общество подлежит ликвидации. Если общество в разумный срок не примет соответствующее решение, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, либо иные государственные органы или органы местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предусмотрено федеральным законом, в этих случаях вправе предъявить в суд требование о ликвидации общества;
  • - в соответствии со ст. 35 Федерального закона "Об акционерных обществах" если стоимость чистых активов общества останется меньше его уставного капитала по окончании финансового года, следующего за вторым финансовым годом или каждым последующим финансовым годом, по окончании которых стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала, общество не позднее чем через шесть месяцев после окончания следующего финансового года обязано принять одно из следующих решений:
    • 1) об уменьшении уставного капитала общества до величины, не превышающей стоимость его чистых активов;
    • 2) о ликвидации общества.

Если по окончании второго финансового года или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше величины минимального уставного капитала, указанной в Законе, общество не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года обязано принять решение о своей ликвидации. Если в течении установленных сроков общество не исполнит обязанности, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, либо иные государственные органы или органы местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом, вправе предъявить в суд требования о ликвидации общества.

Как можно видеть, модель, закладываемая законом, выглядит следующим образом:

  • - возникает юридический факт, являющийся основанием для принятия решения о ликвидации, т.е. возникает обязанность по закону принять соответствующее решение органом управления;
  • - если общество в лице своих органов в течении установленного срока (или разумного срока) не принимает решение, то истечение такого срока создает состав правонарушения, который является основанием для предъявления требования о принудительной ликвидации.

Как видно, модель так называемой вынужденной ликвидации легко вписывается в правовой режим принудительной ликвидации и какого-то обособления в качестве самостоятельной формы ликвидации в законодательстве не требует.

Рассмотрим основные особенности выделенных форм,(правовых режимов) ликвидация.

Добровольная ликвидация. Дать определение добровольной ликвидации в настоящее время несколько затруднительно, поскольку ее основания, как уже было отмечено, весьма расплывчато. Так, если такое основание, как "решение учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами", не вызывает сомнений, то такое основание, как "в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо с достижением цели, ради которой оно создано" (ст. 61), представляется спорным. Истечение срока, на который создано юридическое лицо, либо достижение цели, ради которой оно создано. в советском праве в большинстве случаев рассматривают как самостоятельное основание. И в этом есть определенная логика.

Дел в том, что при наступлении соответствующего факта может возникнуть ситуация, когда органы управления (участники) не будут принимать решение о ликвидации. То есть создается ситуация, схожая с ранее описанной для "вынужденной ликвидации" (хотя и отличающаяся в той части, что не ясно, можно ли такое бездействие квалифицировать как правонарушение".

В законодательстве нет общей нормы для такой ситуации. В настоящее время порядок действия в подобного рода случаях установлен только в ст.25 Федерального закона "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Эта статья указывает: "Основанием для ликвидации фонда является прекращение его деятельности с 1 января 2012 г. Основанием для ликвидации Фонда до окончания указанного периода является использование в полном объеме средств фонда, предназначенных для осуществления его деятельности. В течении месяца со дня возникновения оснований для ликвидации Фонда правление Фонда уведомляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о ликвидации Фонда, формирует ликвидационную комиссию Фонда... определяет порядок ее деятельности и утверждает смету расходов на осуществление мероприятий по ликвидации фонда".

В силу специфики государственной корпорации закон, как видно, определяет довольно жесткий порядок действий, цель которого понятна: корпорация должна быть ликвидирована. Однако общая норма вряд ли должна быть такой жесткой. С точки зрения автора данного исследования, закон должен содержать общую норму о последствиях истечения срока "достижение цели создания юридического лица". Эта норма должна содержать обязанность принятия решения в течение определенного срока участниками (компетентным органом юридического лица) о дальнейшей его судьбе: либо продлить срок существования, либо установить новую цель, либо сделать юридическое лицо бессрочным.

Отличие добровольно ликвидации от принудительной не только в основаниях, но и в порядке (последовательности наступления определенных юридических фактов). Началом (точкой отсчета) для добровольной ликвидации является принятие решения учредителями (участниками) или компетентными органами. Эти же лица, а также назначенная ими ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимают все иные решения в процессе ликвидации. В процессе добровольной ликвидации суд не играет никакой роли.

Принудительная ликвидация. Если добровольная ликвидация осуществляется по решению органов управления (или учредителей (участников)) юридического лица, т.е. они сами решают его судьбу, то в ситуации принудительной реорганизации правовая судьба юридического лица определяется уполномоченными государственными органами, а также судом (арбитражным судом). Если добровольная ликвидация - это правомерное поведение, то основанием для принудительной ликвидации всегда служит правонарушение. Соответственно, точкой отсчета для запуска процедуры принудительной ликвидации выступает решение суда, принимаемое на основании требования уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления. Суд же играет существенную роль и в дальнейшем процессе ликвидации (утверждение баланса).

Правовой режим ликвидации вследствие признания юридического лица несостоятельным (банкротом). С точки зрения оснований - перед нами ликвидация принудительная, поскольку она осуществляется на основании постановлений суда (решение арбитражного суда о признании должника банкротом, определение о завершении конкурсного производства (ст.ст. 124 и 149 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)")). Собственно, некоторые ранее действовавшие нормативные акты в качестве таковой ее и рассматривали: Закон РФ 1992 г. "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" к ликвидационным процедурам относил принудительную ликвидацию предприятия-должника, которая осуществлялась по решению арбитражного суда, и добровольную ликвидацию несостоятельного предприятия под контролем кредиторов. Определение принудительной ликвидации, данное в преамбуле этого Закона, - "принудительная ликвидация предприятия-должника - процедура ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемая по решению арбитражного суда" - не оставляет сомнений в том, что именно наличие решения суда, а не добровольное решение о ликвидации разграничивали принудительность и добровольность.

Однако основанием для открытия процесса может быть и заявление самого должника (в лице его органов управления). Выделение указанного правового режима в отдельный, с нашей точки зрения, вполне обосновано. Интересно отметить также, что действующее законодательство предусматривает переход из режимов добровольной и принудительной ликвидации в режим ликвидации в процессе банкротства (ст. 65 ГК). Этот правовой режим отличается от двух предыдущих не только своими основаниями, но и:

установленной последовательностью наступления юридических фактов;

последствиями (см. выше);

объемом правового регулирования.

Ликвидация на основании федерального закона. Эта форма (правовой режим) ликвидации является наиболее новой и мало разработанной. Ее отличие от остальных - это основание для ликвидации, а также сфера применения - государственные корпорации и компании. Других системных отличий не усматривается. Единственным "живым" примером такого рода ликвидации выступает ст. 25 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Ее положения дают некоторое представление о том, какие еще отличия могут быть установлены в Законе в части ликвидации, а именно:

к процедуре ликвидации названного Фонда не применяются правила,

предусмотренные законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве):в случае, если имеющиеся средства

недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества с публичных торгов в установленном порядке;

особенности в части реализации имущества (особые правила);

судьба имущества, оставшегося после ликвидации.

Следует отметить, что ликвидация не является исключительно гражданско-правовым, моноотраслевым институтом. Перед нами комплексный институт, поскольку множество норм и правил, которые определяют основания, порядок и последствия ликвидации, содержатся в нормах административного, финансового и трудового права. Так, в частности, основания для принудительной ликвидации определяются: антимонопольным (ст. ст. 23 и 34 Федерального закона "О защите конкуренции"), налоговым (ст. 7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации"), иным законодательством.

Существенный блок административно-правовых норм процедурного характера закреплен ст.ст. 20-22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Процедурные вопросы и последствия (главным образом) ликвидации закреплены в ст.ст. 23, 44, 49, 266 и др. Налогового кодекса РФ, ст.ст. 43, 180, 292, 296 Трудового кодекса РФ, в ст. 10 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", ст. 23 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", ст. 96 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Определение ликвидации юридического лица дается в ст. 61 ГК, и оно весьма лаконично:ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (изменения, которые вступают в силу в 2011 г., немного поменяют указанную формулировку, и она будет звучать следующим образом: ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом).

Как можно видеть из предыдущего изложения, действующее определение:

не имеет аналогов в истории российского законодательства;

является несомненным достижением по сравнению с ранее действовавшими нормативными актами в этой области, поскольку ясно подчеркивает отличие ликвидации от реорганизации: отсутствие преемства в правах и обязанностях;

не акцентирует внимание на том, рассматривается ли ликвидация как юридический факт или определенный процесс, процедура, или, точнее, юридический состав.

юридический лицо правовой ликвидация