Организационно-правовые основы стандартизации в рф. В


Одним из факторов, в наибольшей степени сдерживающих развитие экономики России, является несоответствие существующей системы нормирования, стандартизации и сертификации, контроля и надзора современным требованиям безопасности продукции и рыночным отношениям в целом. Правовые основы стандартизации в настоящее время руководствуются следующими принципами:

В условиях рынка обязательными (подлежащими обязательному нормированию и государственному контролю) являются исключительно требования по безопасности. Потребительские свойства регулируются экономическими и правовыми отношениями между субъектами рынка. Эти отношения регулируются государством не прямым нормированием, а исключительно обеспечением законосообразности такого рода отношений;

Обязательные" требования по безопасности излагаются в специальных нормативно-правовых документах - технических регламентах. Общие технические регламенты регулируют достижения экономики в целом, специальные технические регламенты регулируют отдельные виды деятельности;

Введение обязательных норм является прерогативой уровня общегосударственной политики: федеральные законы, указы Президента РФ, ратифицированные межгосударственные договоры, а также постановления Правительства РФ, действующие до принятия регламента законом.

Правовые основы стандартизации должны способствовать достижению следующих основных целей:

Ликвидации препятствий в виде необоснованных административных барьеров для развития бизнеса (прежде всего

избыточного ведомственного нормирования и контроля, обязательной сертификации);

Снятию ограничений для технического прогресса и нововведений (главным образом обязательных требований стандартов);

Стимулированию предпринимательской инициативы, в том числе путем активного вовлечения бизнеса в нормотвор-ческий процесс.

Закон о техническом регулировании регулирует отношения, возникающие при:

Разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

Разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

Оценке соответствия продукции обязательным требованиям.

Иными словами, Закон о техническом регулировании устанавливает правила в сфере нормирования, стандартизации, сертификации, декларирования соответствия, государственного и других видов контроля на рынке, в производстве, хранении, транспортировании и утилизации продукции.

Закон не распространяется на государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг.

Со времени вступления Закона о техническом регулировании в силу (1 июля 2003 г.) министерства и ведомства не имеют права издавать в сфере технического регулирования обязательные к исполнению акты, а могут выпускать только рекомендательные документы.

Согласно определению, приведенному в Законе о техническом регулировании, «технический регламент - документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, а также зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Таким образом, технический регламент - это документ, в котором изложен исчерпывающий перечень требований, предъявляемых государством к тому или иному виду деятельности. Иные требования могут вноситься только изменениями и дополнениями в данный регламент. Единицей такого нормирования, его базовым модулем, становится уже не отдельный документ (что удобно для инстанций нормирования), а регламент на вид деятельности, своего рода исчерпывающий свод норм и правил (что удобно для предприятий и необходимо для эффективного контроля).

Правительство РФ вправе издать постановление о техническом регламенте, являющееся временным и действующее впредь до вступления в силу соответствующего федерального закона. При этом порядок принятия такого постановления должен полностью соответствовать требованиям Закона о техническом регулировании.

В Российской Федерации действуют общие технические регламенты и специальные технические регламенты.

Обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются совокупностью требований общих технических регламентов и специальных технических регламентов.

Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Требованиями специального технического регламента учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Общие технические регламенты принимаются по вопросам: безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования; безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий; пожарной безопасности; биологической безопасности; электромагнитной совместимости; экологической безопасности; ядерной и радиационной безопасности.

Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.

Следовательно, главным признаком общего технического регламента является то, что он устанавливает минимальные по уровню исполнения требования, которые распространяются на любые виды продукции, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Общие технические регламенты, в силу их распространения в равной степени на все объекты регулирования, в европейских документах принято назвать горизонтальными регламентами. Они задают базовые требования для всех объектов технического регулирования.

Специальные технические регламенты принимаются только для конкретных групп и видов продукции или других объектов технического регулирования в случаях, если для этих объектов, в силу их специфики, требуется установить более высокие требования, чем те, что установлены общими техническими регламентами. Кроме того, в специальных технических регламентах могут быть установлены требования к соответствующим объектам, отсутствующие в общих технических регламентах. В силу того что специальные технические регламенты задают требования к конкретным объектам технического регулирования, которые являются дополнительными к требованиям общих технических регламентов («наращиваются вверх»), их также называют вертикальными регламентами.

Следует различать объекты технического регулирования, к которым согласно ст. 2 Закона о техническом регулировании относятся: продукция, в том числе здания, строения и сооружения; процессы проектирования (включая изыскания) производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации; объекты, на которые могут разрабатываться технические регламенты.

В первом случае перечислены объекты, для которых устанавливаются обязательные требования, во втором случае имеется в виду сфера, в которой эти нормы действуют. Например, услуги как таковые не могут быть объектом обязательного нормирования, но услуги, как сфера применения

технического регламента могут быть указаны в названии такого регламента. В этом случае требования будут установлены не к услуге вообще, а к процессу ее оказания, технологии.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона о техническом регулировании в регламент должны включаться только те требования, которые обеспечивают достижение следующих целей:

1) защита жизни или здоровья граждан; 2) защита имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

3) охрана окружающей среды;

4) охрана жизни или здоровья животных и растений;

5) предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей.

Что касается первой группы требований (и, в определенной степени, третьей и четвертой), то в п. 1 ст. 7 Закона о техническом регулировании установлено, что технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:

Безопасность излучений;

Биологическую безопасность;

Взрывобезопасность;

Механическую безопасность;

Пожарную безопасность;

Промышленную безопасность;

Термическую безопасность;

Химическую безопасность;

Электрическую безопасность;

Ядерную и радиационную безопасность;

Электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

Единство измерений;

Другие виды безопасности в целях, соответствующих п. 1 ст. 6 Закона о государственном регулировании.

Под обеспечением безопасности имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, как правило, понимаются требования, позволяющие избежать (с определенной вероятностью) угрозы его уничтожения.

Под охраной окружающей среды понимается обеспечение защиты окружающей среды от вредных воздействий, связанных с деятельностью человека. При этом должен учитываться вред, наносимый как людям, проживающим рядом с опасным объектом, так и животному и растительному миру, имуществу, постройкам и сооружениям.

Охрана жизни животных включает кроме предотвращения непосредственных угроз конкретным видам животных также и вопросы предотвращения распространения инфекционных заболеваний и эпизоотии. Что же касается охраны жизни и здоровья растений, то речь идет об обеспечении предотвра--щения заболеваний растений и защиты территорий от распространения болезней растений.

Предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей, обеспечивается достоверной информацией о реализуемой продукции, работах и услугах, т.е. путем информирования, маркирования, этикетирования и других подобных мер и действий.

Согласно Закону о техническом регулировании технический регламент не должен содержать требования к качеству и потребительским свойствам продукции, поскольку такие требования должны регулироваться рыночными отношениями, а не административными мерами. К ним, например, относятся показатели внешнего вида изделий, вкусовые характеристики, запах, качество отделки, характеристики, совместимые с другими изделиями и т.п.

Не должны содержаться в техническом регламенте требования к конструкции и исполнению объекта технического регулирования, за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение целей, перечисленных в п. 1 ст. 6. Это прямо указано в п. 4 ст. 7 Закона о техническом регулировании.

Понятие стандартизации Закон толкует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечивать безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качество продукций (услуг) в соответствии с достижениями научно-технического прогресса.

Основным документом, определяющим государственную деятельность в области стандартизации, является Закон РФ от 10 июня 1993 г. № 5154-I «О стандартизации» . Данный Закон устанавливает правовые основы стандартизации в Российской Федерации, обязательные для всех государственных органов управления, а также предприятий и предпринимателей, общественных объединений, и определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации. Правовые основы, устанавливаемые Законом о стандартизации являются обязательными для всех государственных органов управления, для предприятий, предпринимателей, общественных объединений и т.д.

Этот закон регламентирует:
- организацию работ по стандартизации в РФ;
- международное сотрудничество в области стандартизации;
- виды и применение нормативных документов по стандартизации;
- информационное обеспечение работ по стандартизации (издание и реализация нормативных документов);
- порядок проведения государственного контроля и надзора по стандартизации за соблюдением требований стандартов;
- финансирование работ по стандартизации;
- ответственность за нарушение положений закона по стандартизации;
- экономическое стимулирование применения государственных стандартов.

Деятельность по стандартизации весьма динамична, она должна отвечать изменениям происходящих во всех сферах жизни общества в первую очередь в технике и экономике. Стандартизация стремиться успевать и предвосхищать эти изменения с тем, чтобы новые нормы, требования, правила, способствовали успешному развитию сферам производства и услуг. В настоящее время готовится к утверждению проект нового закона о стандартизации.

Другим важным документом в области стандартизации является Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12 2002 г № 184-ФЗ. Этот закон закрепляет за государством ответственность за безопасность продукции, а за производителями и продавцами – ответственность за её качество.
Закон «О техническом регулировании» регулирует отношения, возникающие при:
разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
оценке соответствия.

Федеральный закон «О техническом регулировании» регламентирует:

1. организацию работ по стандартизации в РФ;
2. международное сотрудничество в области стандартизации;
3. виды и применение нормативных документов по стандартизации;
4. информационное обеспечение работ по стандартизации, издание и реализацию нормативных документов;
5. порядок проведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;
6. финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору;
7. ответственность за нарушение положений Федерального закона «О техническом регулировании»;
8. экономическое стимулирование применения государственных стандартов.

Положения Закона обязательны к выполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, общественными объединениями.
Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные стандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении.

Нормативные документы в сфере стандартизации

Нормативный документ по стандартизации - документ, устанавливающий правила (нормы, принципы, характеристики) касающихся объектов стандартизации различных видов деятельности, который доступен широкому кругу пользователей.
Нормативные документы по стандартизации применяются государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, при выполнении работ и оказании услуг, при разработке технической документации (конструкторской, технологической, проектной), в том числе технических условий, каталожных листов на поставляемую продукцию (оказываемые услуги).

Стандарт – нормативный документ по стандартизации, разработанный на основе согласия по основным вопросам большинства заинтересованных сторон и принятый официальным органом (государственный стандарт или его подразделения).
Стандарты делятся на государственные, региональные, международные, межгосударственные, отраслевые и пр.

Государственный стандарт (ГОСТ-Р) – стандарт, принятый Госстандартом России или Госстроем России. К объектам этого стандарта относятся организационно-методические и общетехнические объекты, а также работа, продукция и услуги, имеющие межотраслевое общенародное хозяйственное назначение (ГОСТ Р 1.0-2004).
Настоящий стандарт устанавливает общие правила формирования, ведения и применения положений системы стандартизации в Российской Федерации. Этот стандарт утверждается Госстандартом России и является национальным.
Федеральный закон «О техническом регулировании» устанавливает правовые основы стандартизации в РФ, обязательные для всех государственных органов управления, а также предприятий и предпринимателей, общественных объединений, и определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.
Область действия таких стандартов согласовывается с принятыми международными стандартами.

Региональный стандарт (ГОСТ, СТ СЭВ) – стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации. ГОСТ – бывший стандарт СССР, который действует и является межгосударственным стандартом для стран - бывших республик СССР. СТ СЭВ – стандарт стран бывшего социалистического лагеря (Польша, Румыния, Чехия и Словакия и др.).

Межгосударственный стандарт – стандарт, принятый Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии или сертификации (МГС) или Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС). Этот стандарт действует для стран-членов МГС и МНТКС.

Международный стандарт - стандарт, принятый какой-либо международной организацией по стандартизации (ИСО - Международная организация по стандартизации, МЭК – Международная электротехническая комиссия). Статус таких стандартов добровольный (они носят рекомендательный характер).

Отраслевой стандарт – ОСТ – их объектами являются аналогичные ГОСТ-P и ГОСТ объекты, имеющие исключительно отраслевое значение. Отраслевые стандарты могут устанавливать ограничения на ГОСТ-P и ГОСТ в части номенклатуры (перечня), типа, размеров и требований, не снижая при этом качество продукции. Такие стандарты называются ограничителями. Отраслевые стандарты применяют предприятия или организации, выпускающие или потребляющие продукцию данной отрасли. Отраслевой стандарт утверждается министерством (ведомством) РФ и разрабатывается в случаях, если на объекты стандартизации отсутствуют Государственные стандарты или требования к этим объектам необходимо установить более высокие, чем предусмотрены Государственными стандартами. Обозначение ОСТ имели также общесоюзные стандарты, которые выпускались с 1925 по 1940 год (до внедрения ГОСТов). Теперь эта аббревиатура занята отраслевым стандартом, хотя некоторые ОСТы действуют и в настоящее время.

Стандарт предприятия – СТП утверждается и действует только на данном предприятии. Его действие должно находиться в рамках действия отраслевых стандартов. Такой стандарт разрабатывается на продукцию, услуги и процессы, которые применяют только на одном предприятии или на нескольких предприятиях, входящих в объединения, утвердивших данные стандарты. Объектами этих стандартов являются детали, узлы изготавливаемых изделий, нормы и правила в области организации и управления производством. Эти стандарты могут ограничивать ГОСТ, ГОСТ-P, ОСТ без ухудшения качества продукции.

Стандарты научно-технических и инженерных обществ – СТО разрабатываются для внедрения в практику новейших результатов фундаментальных и прикладных исследований, полученных в определённых областях профессиональных интересов. То есть, объектами этих стандартов являются оригинальные или принципиально новые виды продукции и услуг, а также методы испытаний, новые принципы организации и управления.

Технические условия (ТУ) – документ, разработанный на конкретную продукцию (изделие, материал, вещество) или услугу. Этот документ разрабатывается предприятием или организацией в том случае, когда разрабатывать стандарт не целесообразно. Объектом технических условий может быть пробная продукция или продукция разовой поставки.

Правила по стандартизации (ПР) – нормативный документ по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, действующий на территории РФ и устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ соответствующих направлений, а также обязательные требования к оформлению результатов этих работ. Эти стандарты разрабатываются на конкретные производственные процессы, связанные с решением задач по организации работ по стандартизации, метрологии, сертификации.

Норма – нормативный документ, содержащий положения, устанавливающие количественные меры или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены в процессе производства.

Регламент – документ, принятый органами власти, действующий в определенной сфере и содержащий обязательные правовые нормы.

Законодательную и нормативную базу национальной системы стандартизации составляют:

· Конституция Российской Федерации, которая относит стандарты к вопросам исключительного ведения Российской Федерации;
· Федеральный закон "О техническом регулировании", определивший правовые основы стандартизации в Российской Федерации, участников работ по стандартизации, правила разработки и добровольность применения стандартов;
· Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений", определивший правовые основы стандартизации в Российской Федерации, участников работ по проведению различного рода измерений, принципов их разработки и применения
· Федеральный закон "О Защите прав потребителей", определивший правовые основы потребителей и изготовителями в Российской Федерации, на основе применения соглашений и стандартов;
· нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стандартизации;
· основополагающие стандарты национальной системы стандартизации.

Стандартизация сегодня развивается по следующим основным направлениям:

1. традиционная (организуется и осуществляется в России в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 71), Федеральным законом «О техническом регулировании» 2002 г. и ГСС РФ)
2. образовательная (организуется и осуществляется в России в соответствии со ст. 43 Конституции и федеральными законами «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»);
3. медицинская (организуется и осуществляется в исполнении федерального закона «О государственной системе здравоохранения»);
4. социальная (организуется во исполнение Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 769 «Об организации подготовки государственных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов»).

Правовые основы стандартизации в России установлены Законом Российской Федерации "О стандартизации". Положения Закона обязательны к выполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, общественными объединениями.

Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные стандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении.

Сущность стандартизации в РФ закон толкует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечивать безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качество продукции (услуг) в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Нормы и требования стандартов могут относиться также к безопасности хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях (например, природные и техногенные катастрофы); к обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Кроме данного закона, отношения в области стандартизации в России регулируются издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ.

Это связано с последующим пересмотром стандарта: он будет иметь силу лишь после того, как будут внесены изменения в регламент;

  • * ссылка со скользящей идентификацией, т.е. стандарт (стандарты) идентифицируются (указываются в регламенте) только с помощью номера. Это дает возможность пересматривать стандарт и вводить его в действие независимо от внесения изменений в регламент;
  • * ссылка общего характера, т.е. указание в регламенте всех стандартов, которые действуют в определенной области и (или) приняты конкретным органом. Идентификация каждого стандарта в отдельности отсутствует.

Ответственность существует за нарушение стандарта, на который имеется обязательная ссылка. Эта ссылка указывает, что соблюдение идентифицированных в ней стандартов (стандарта) -- единственный путь достижения соответствия товара требованиям технического регламента.

Технический регламент может включать индикативную ссылку. Этот вид ссылки на стандарт по существу представляет собой форму положения, направленного на достижение соответствия. Другими словами, соблюдение стандартов, содержащихся в этих ссылках, рассматривается как один из путей достижения соответствия требованиям регламента.

Согласно Закону РФ "О стандартизации" ответственность за нарушение его положений несут юридические и физические лица, органы государственного управления. В соответствии с действующим в России законодательством ответственность носит уголовный, административный либо гражданско-правовой характер. Нарушения выявляются службами государственного контроля и надзора за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов, что рассмотрено далее в гл. 2.

Нарушение должностными лицами или гражданами, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, обязательных требований государственных стандартов при реализации, эксплуатации, транспортировке и хранении продукции влечет наложение штрафа в размере от пяти до 100 минимальных размеров оплаты труда. Такое же наказание определено за уклонение юридических и физических лиц от предъявления продукции, а также сведений о ней и соответствующей документации органам государственного надзора.

С 1 января 1997 г. специальная уголовная ответственность установлена за обман потребителей в отношении качества товара, установленного договором (в сферах торговли товарами и предоставления услуг), а также за производство и реализацию товаров и услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Уголовная ответственность за нарушение требований стандартов по продукции производственного назначения не предусмотрена, а административная ответственность установлена за несоблюдение обязательных требований при ее продаже (поставке), использовании, транспортировке и хранении. Гражданско-правовая ответственность за нарушение требований к качеству определяется на основе положений гражданского законодательства.

Законодатёльные акты Российской Федерации в связи с принятием законов РФ "О стандартизации", "Об обеспечении единства измерений", "О сертификации продукции и услуг" (1995 г.); Постановлениями Правительства РФ, принятыми во исполнение Закона "О стандартизации", приказами Госстандарта РФ. Например, приказом Госстандарта РФ утвержден "Порядок проведения Госстандартом России Государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией".

Закон "О стандартизации" регламентирует:

  • * организацию работ по стандартизации,
  • * содержание и применение нормативных документов по стандартизации,
  • * информационное обеспечение работ по стандартизации,
  • * организацию и правила проведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов,
  • * финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору,
  • * стимулирование применения государственных стандартов,
  • * ответственность за нарушение положений Закона "О стандартизации".

На основании правовых норм закона определены принципы и задачи стандартизации в России.

Принципы стандартизации следующие:

  • 1) целесообразность разработки стандарта определяется путем анализа его необходимости в социальном, экономическом и техническом аспектах;
  • 2) приоритетным направлением стандартизации является безопасность объекта стандартизации для человека и окружающей среды, обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции;
  • 3) стандарты не должны быть техническим барьером в торговле. Для этого необходимо учитывать международные стандарты (и их проекты), правила, нормы международных организаций и национальные стандарты других стран;
  • 4) разработка стандарта должна быть основана на взаимном согласии заинтересованных и участвующих в ней сторон (консенсусе). При этом должно быть учтено мнение каждого по всем вопросам, представляющим взаимный интерес;
  • 5) разработчики нормативных документов должны соблюдать: нормы законодательства, правила в области государственного контроля и надзора, взаимосвязанность объектов стандартизации с метрологией и с другими объектами стандартизации; оптимальность требований, норм и характеристик, включаемых в стандарты;
  • 6) стандарты должны своевременно актуализироваться, чтобы не быть тормозом для научно-технического прогресса в стране;
  • 7) обязательные требования стандартов должны быть проверяемы и пригодны для целей сертификации соответствия;
  • 8) стандарты, применяемые на данных уровнях управления, не должны дублировать друг друга.

Реализация этих принципов осуществляется при выполнении определяемых основополагающими стандартами ГСС задач:

  • * обеспечение взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами;
  • * установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству объекта стандартизации в интересах потребителя и государства;
  • * определение требований по безопасности, совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;
  • * унификация конструктивных частей изделий;
  • * разработка метрологических норм и нормативно-техническое обеспечение измерений, испытаний, оценки качества и сертификации продукции;
  • * оптимизация технологических процессов с целью экономии материальных, энергетических и людских ресурсов;
  • * создание, ведение и гармонизация с международными правилами систем классификации и кодирования технико-экономической информации;
  • * организация системного обеспечения потребителей и всех заинтересованных сторон информацией о номенклатуре и качестве продукции, услуг, процессов путем создания системы каталогов и др.

Трудности, характерные для переходного периода в России, ставят перед стандартизацией и более узкие, конкретизированные задачи, к которым можно отнести насыщение рынка безопасными потребительскими товарами и установление цивилизованных барьеров поступлению на российский рынок некачественных импортируемых товаров. В этом направлении необходимо тесное взаимодействие стандартизации и сертификации.

Правовые основы стандартизации в РФ установлены законом «О стандартизации». Положение закона обязательны к выполнению всеми госорганами управления субъектами хозяйственной деятельности независимо от форм собственности общественных объединений. Закон определяет меры госзащиты интересов потребителя и государства через требования, правила, нормы, вносимые в госстандарты при их разработке и госконтроль выполнении обязательных требований стандартов при их применении. Сущность стандартизации в РФ закон трактует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик которые должны обеспечить безопасность продукции, работ и услуг их техническую и информационную совместимость взаимозаменяемость качества продукции (услуг) в соответствии с научно-техническими достижениями. Нормы и требования стандартов могут относиться также к безопасности хозяйствующих субъектов в чрезвычайных ситуациях, к оборонным и мобилизационным способностям страны. Закон «О стандартизации» регламентирует:

1. Организацию работ по стандартизации

3. Информационное обеспечение работ по Стандартизации

4. Организацию и правила проведения государственного контроля и надзора за соблюдение гостребований за соблюдением

5. Финансирование работ госстандартизации госконтролю и надзору


Органы и службы по стандартизации

Деятельность по стандартизации в РФ осуществляют соответствующие органы и организации. Орган рассматривается как юридическая или административная единица, имеющая конкретные задачи и структуру. Могут быть органы власти, фирмы, учреждения. Под органом занимающимся Стандартизацией подразумевается орган, деятельность которого в области Стандартизации общепризнанна на международном, федеральном или региональном уровне. Основные функции - разработка и учреждение нормативных документов доступных широкому кругу потребителей.

Национальным органом по Стандартизации РФ является комитет РФ по МСС (Госстандарт РФ), который осуществляет госуправление Стандартизацией в стране, формирует и реализует госполитику в области Стандартизации. Госстандарт РФ выполняет следующие функции:

Координирует деятельность госорганов управления, касающеюся вопросов МСС;

Взаимодействует с органами власти субъектов Федерации в составе РФ в области ММС;


Руководит деятельностью по аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации;

Осуществляет госнадзор за соблюдением обязательных требований стандартов, правил метрологии и обязательных сертификаций;

Представляет Россию на международных организациях, занимающихся вопросом ММС, а также международном совете СНГ;

Сотрудничает с соответствующими национальными органами зарубежных стран. Руководит работой НИИ и территориальных органов выполняющих функции;

Осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований госстандартов и правил обязательной сертификации;


Участвовать в работах по международной, региональной и межгосударственной (в рамках СНГ), межгосударственной стандартизации;

Устанавливает правила применения в РФ международных региональных и межгосударственных стандартов, норм, рекомендаций. При разработке госстандартов определяет организационно-технические правила, формы и методы взаимодействия субъектов хоздеятельности, как между собой, так и с госорганами управления, которые будут включены в нормативный документ;

Организует подготовку и повышение квалификации специалистов в области Стандартизации.

В структуре предусмотрены подразделения для реализации значительного объёма указанных работ: 19 НИИ, 13 опытных заводов, издательство стандартов, типографии, 3 учебных заведения, более 100 территориальных центов ССМ. На базе ЦССМ создаются органы по сертификации и испытательные лаборатории.

Технические комитеты по стандартизации (ТК)

С развитием информационных технологий приобрели актуальное значение методы классификации и кодирования информации. В РФ принято госпрограмма перехода страны на принятую в международной практике систему учёта и статистики соответствия с требованиями развития рыночной экономики. Без общероссийской классификации невозможно решение проблемы согласованности вневедомственных потоков информации. Кроме того, необходимо обеспечить сопоставимость классификаторов в различных федеральных органов управления и международных организационных, а также информационную совместимость международных и национальных информационных систем. В РФ создаётся единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК). Её составляющие - общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, средств их введения, нормативных и методических документов по их разработке, ведению и применению объектами классификации и кодирования ЕСКК выступают: статистическая информация, финансовая информация, правоохранительная деятельность, макроэкономическая деятельность, банковское дело, бухгалтерский учёт, стандартизация, сертификация, производство продукции, предоставление услуг, таможенное дело, торговля, внешняя экономическая деятельность. Общее руководство и координацию работ по созданию ЕСКК осуществляют Госстандарт РФ и Госкомстандарт. Ведение информационных форм, федерального фонда стандартов, а также классификаторов подразумевает прежде всего поддержание соответствующего объекта в актуальном состоянии; прежде всего требуется своевременное внесение изменение классификаций и доведение этой новой информации до пользователя. Основная информация об изменении публикуется издательством стандартов в информационном указателе стандартов. В РФ в настоящее время действует следующая классификация:

11. ОК стандартов (ОКФ)

12. ОК профессий рабочих, должностей служащих, тарифных разрядов (ОКПДТР)

13. ОК основных фондов (ОКОФ)

14. ОК валют (ОКВ)

15. ОК изделий и конструкторских документов в машиностроении и приборостроении (ЕСКД)

16. ОК единиц измерения (ОКЕИ)

17. ОК специальностей высшей научной классификации (ОКСВНК)

На сегодняшний день на стадии внедрения находится более 25 взаимосвязанных между собой классификаторов. В составе Госстандарта РФ имеются информационные фонд, который составляет ядро федерального фонда стандартов. В нём хранятся стандарты гос и др категорий (около 22 000) действующих в РФ и СНГ и более 30 000 международных стандартов, а также более 250 000 национальных стандартов зарубежных стран, общероссийские классификаторы, документы по ММС. Передача информации возможно по Российским и международным телекоммуникационным сетям ROSPAS, RELCOM, SPRINT и Интернет.

Правовые основы стандартизации в России обеспечиваются Законом Российской Федерации «О стандартизации» |3]. Закон действует во взаимосвязи с рядом других законодательных актов РФ, таких как, закон «Об обеспечении единства измерения» и «О сертификации продукции и услуг» , а также с Постановлениями Правительства РФ, принятыми во исполнение Закона РФ «О стандартизации».

Закон устанавливает правовые основы стандартизации вРФ, обязательные для всех государственных органов управления, а также предприятий и предпринимателей, общественных объединений, и определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.

Понятие стандартизации Закон толкует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечивать безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качество продукции (услуг) в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Нормы и требования могут относиться также к безопасности хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях (например, природные и техногенные катастрофы), к обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Перечисление цели стандартизации в РФ, установленные Законом, полностью гармонизированы с аналогичными целями стандартизации, принятыми в развитых странах мира, а также в документах международных организаций по стандартизации (ИСО, МЭК и др.).

Закон «О стандартизации» регламентирует :

Организацию работ по стандартизации в РФ;

Международное сотрудничество в области стандартизации;

Виды и применение нормативных документов по стандартизации;

Информационное обеспечение работ по стандартизации, издание и реализацию нормативных документов;

Порядок поведения государственного контроля и над­зора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;

Финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору;

Ответственность за нарушение положений Закона «0 стандартизации»;

Экономическое стимулирование применения государственных стандартов.

Вопросы государственного управления стандартизацией в Российской Федерации, включая координацию деятельности государственных органов управления РФ, взаимодействие с органами власти субъектов РФ, общественными объединениями, субъектами хозяйственной деятельности Законом закреплены за Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России).

В соответствии с Законом Госстандарт России формирует и реализует государственную политику в области стандартизации, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, представляет РФ в международных организациях по стандартизации и участвует в их работе, организует подготовку и переподготовку кадров по стандартизации, устанавливает правила применения международных стандартов. Конкретные задачи и функции Госстандарта России сформулированы в Положении о Комитете, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1992 г.

Для решения возложенных задач Госстандарт России законодательно наделен правом разработки и утверждения государственных стандартов, оговаривающих единые для всей страны организационно-технические правила проведения всех видов робот по стандартизации в любых сферах деятельности и на всех уровнях управления, а также форм и методов взаимодействия при этом субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и с органами управления.

Такая своеобразная форма правового регулирования вопросов стандартизации, включавшая в себя целый комплекс взаимосвязанных государственных стандартов, впервые появилась в СССР еще в 1968 г. под названием Государственная система стандартизации. В связи с распадом СССР и 1993 г. была принята новая редакция комплекса основополагающих стандартов «Государственная система стандартизации РФ». Изменения и дополнения к ней по сравнению с аналогичным комплексом стандартов СССР в большей степени приближают организацию стандартизации в РФ к международным правилам и учитывают реалии рыночной экономики. Эти нововведения весьма важны в свете присоединения России к Кодексу ГАТТ/ВТО по стандартизации.