Понятие Административного права, виды, нормы и т.д. Система и источники административного права


Административное право - отрасль российской правовой системы , представляющая собой совокупность правовых норм , предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании - в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).

Административно-правовые нормы регулируют также управленческие отношения в процессе деятельности иных форм осуществления государственной власти (законодательной, судебной), их обслуживающих аппаратов, в сфере деятельности института президентства и обслуживающих его структур, а также в аппаратах прокуратуры , государственного контроля , военного управления , аппаратах ЦИК РФ, Счетной палаты и иных государственных органах , а также управленческие отношения, возникающие в сфере негосударственного управления, например в связи с осуществлением общественными объединениями некоторых функций государственного управления (к примеру, административные комиссии, рассматривающие дела об административных правонарушениях).

Административное право отличается от других отраслей права предметом регулирования. Оно регулирует управленческие отношения, т.е. отношения, складывающиеся главным образом в сфере государственного управления, исполнительной деятельности государства. Предмет административного права - общественные отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти .

Система отрасли административного права включает в себя две основные подсистемы - Общую (первую) и Особенную (вторую) части, которые, в свою очередь, можно подразделить и на меньшие подсистемы. Эта система, как учебная дисциплина, представлена в плане курса административного права.

В сферу регулирования административного права включается широкий круг общественных отношений, складывающихся в социально-политической, социально-культурной, экономической жизни страны. Нормы административного права, будучи регуляторами управленческих отношений:

  • граждан ;
  • регламентируют порядок образования органов исполнительной власти , органов государственного управления, их компетенцию и взаимоотношения с другими государственными органами, органами местного самоуправления ; общественными объединениями, гражданами, предприятиями , организациями и т.д.;
  • определяют административно-правовой статус государственных служащих ;
  • устанавливают формы и методы государственного управления;
  • определяют способы обеспечения законности в государственном управлении;
  • регулируют управленческие отношения в социально-политической, социально-культурной и хозяйственной сферах, а также в межотраслевом управлении;
  • устанавливают административную ответственность за несоблюдение норм административного и иных отраслей права;
  • регламентируют административно-юрисдикционную деятельность уполномоченных органов и порядок ее осуществления.

Соотношение административного права с другими отраслями права

К числу источников, по поводу которых отсутствует единство во взглядах, относится юридический прецедент (напр., постановления Конституционного Суда России, Президиума Верховного Суда). Данные акты обладают признаками нормативных, однако не являются самозначимыми и действуют лишь до тех пор, пока действует акт, с интерпретацией которого связаны соответствующие прецеденты.

Система источников административного права выглядит следующим образом:

на федеральном уровне:

а) Конституция РФ;

б) общепризнанные принципы и нормы международного права , международные договоры РФ;

в) постановления Конституционного Суда РФ;

г) федеральные конституционные законы;

д) федеральные законы, включая законы РФ и РСФСР, кодексы РФ и основы законодательства РФ;

е) нормативные указы и распоряжения Президента РФ ;

з) нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ;

и) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1009 (ред. от 29.12.2008) "Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается);

к) нормативные акты некоторых федеральных государственных органов с особым статусом (например, Центральный банк РФ);

на региональном уровне:

б) постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ;

в) законы субъектов РФ;

г) нормативные акты высших должностных лиц субъектов РФ;

д) нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ;

е) нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ;

ж) нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ отраслевой и функциональной компетенции;

на муниципальном (местном) уровне:

б) нормативные акты представительных органов муниципального образования;

в) нормативные акты главы муниципального образования;

г) нормативные акты местной администрации.

Наука административного права

В основу административно-правовой науки положены теоретические положения науки об управлении .

Административно-правовая наука представляет собой систему теоретических взглядов, представлений и положений об отрасли административного права и предмете его регулирования. Ее задачами является выявление проблем административного права, толкование административно-правовых норм , определение и исследование предмета административного права в современных условиях организации и деятельности органов исполнительной власти , разработка новых понятий и принципов, направленных на совершенствование всей управленческой деятельности.

Предметом административно-правовой науки является исследование правоотношений в сфере государственного управления, применения норм административного права, анализ практики реализации этих норм, выявление и изучение общих и характерных закономерностей административно-правового регулирования общественных отношений.

Если говорить обобщенно, то к предмету науки административного права относится научно- теоретический анализ всех вопросов, входящих в учебный курс административного права. Теоретической основой науки административного права являются философские и социологические науки, положения теории управления и общей теории права , политология, а также научные труды ученых.

Важное значение для науки административного права имеет анализ законодательства Российской Федерации, субъектов Федерации, решений органов исполнительной власти .

Методологической основой науки административного права являются исторический, сравнительно- правовой, социологический, формально-юридический, логический и другие методы исследования.

Развитие административно-правовой науки немыслимо без изучения и учета практической деятельности государственных и муниципальных органов.

Как уже отмечалось, система науки административного права обусловлена системой самого административного права, его структурой, совокупностью норм и правовых институтов. Однако, как отмечают ученые, система отрасли административного права характеризуется меньшим объемом по сравнению с административно-правовой наукой. Последняя не только исследует правовую сторону управления, но и многочисленные другие проблемы и отношении.

Чтобы успешно развивалась наука в целом, в том числе и административно-правовая наука, необходимы научные кадры, владеющие современными знаниями, способные объективно анализировать процессы, происходящие в стране, уметь использовать научно-обоснованные методы воздействия на процессы управления. Совершенствованию науки административного права способствует изучение истории отечественного и зарубежного опыта.

Административное право зарубежных стран

Еще одна особенность британского административного права состоит в том, что в его становлении и развитии (как и всей системы права) большую роль сыграли суды: многие его нормы установлены прецедентными решениями судов по конкретным делам, связанным с жалобами на неправомерные действия органов исполнительной власти.

Содержание

Понятие, система и источники административного права……………………………..3

Основная часть

Понятие, система и источники административного права

Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления. Нормы административного права определяют порядок организации и деятельности управленческого аппарата, права и обязанности должностных лиц и граждан, порядок рассмотрения административных споров, наложения административных взысканий.

Как и любая отрасль права, административное право имеет свой предмет – тот круг общественных отношений, который регламентирован нормами данной отрасли права. Характерная особенность административного права в том, что оно в той или иной степени участвует в регулировании всего комплекса отношений в современном обществе. Традиционным в определении предмета административного права как отрасли является то, что оно как совокупность правовых норм регулирует общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления). Несомненно, административное право – это право государства, необходимое условие его существования и функционирования. Административно-правовые нормы направлены на оптимизацию общественных процессов, вытеснения многих негативных явлений, объективно возникающих в них.

Административное право – это и право на жизнь и защиту, и право на обжалование, и право на то, чтобы быть услышанным государством и обществом. Существенная часть норм права призвана обеспечить функционирование человека и общества в сложных системах, во взаимодействии с техническими достижениями прогресса. Многие административно-правовые нормы направлены на то, чтобы не допустить трагических повторений. Таковы всем известные Правила дорожного движения, правила эксплуатации многих видов техники, требования к функционированию некоторых отраслей экономики. Именно административное право приводит в действие механизм государственного принуждения, обеспечивает государственную монополию силы.

Административное право – это целостная, логически завершенная система, состоящая из правовых норм и институтов, объединенных общими предметом, методом, принципами и целью регулирования общественных отношений. Они согласуются друг с другом, опираются на единые определения, используют единую терминологию.

Система любой отрасли права, и административное не является исключением, представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых институтов, норм, которые регулируют однородные общественные отношения, входящие в предмет отрасли права. Группировка однородных норм позволяет обеспечить целостность системы отрасли права, обеспечить практическую реализацию его норм.

Традиционным для большинства отраслей права является система из двух крупных взаимообусловленных блоков: общая часть и особенная часть

В рамках Общей части административного права выделяют нормы и институты, определяющие:

1. предмет и метод правового регулирования отрасли;

2. характеристику административно-правовых норм;

3. особенности административно- правовых отношений;

4. иерархию источников административного права;

5. статус участников административно-правовых отношений;

6. основу организации и деятельности органов исполнительной власти;

7. формы и методы реализации исполнительной власти, в том числе правовые акты управления;

8. механизм обеспечения законности в сфере исполнительной власти, в том числе порядок обжалования неправомерных действий;

9. вопросы административной ответственности и административного принуждения.

Что же касается Особенной части административного права, то ее структура обусловлена отдельными сферами государственного управления:

1. управление экономической сферой. В данный институт входит управление государственным имуществом, общие вопросы управления предпринимательской деятельностью, управление антимонопольной деятельностью, управление промышленностью, управление сельским хозяйством, управление транспортом, управление связью, управление жилищно-коммунальным хозяйством и т.д.

2. управление социально- культурной сферой, в рамках которой выделяют управление образованием, управление в области науки, управление в области культуры, управление в области здравоохранения и социального обеспечения и т.д.

3. управление административно- политической сферой, подразделяемое на управление в области обороны, управление в области безопасности, управление внутренними делами, управление иностранными делами, управление в области юстиции.

Источники административного права – это внешняя форма выражения административно-правовой нормы.

Нормативно-правовой акт является источником административного права, если он содержит административно-правовые нормы (регулирует общественные отношения в сфере государственного управления).

Источниками административного права являются многочисленные и разнообразные акты государственных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы. В зависимости от того, каким органом государственной власти или должностным лицом были приняты акты, содержащие административно-правовые нормы, а значит, в зависимости от их юридической силы источники административного права делятся на несколько типов:

  1. Правовые акты федеральных органов государственной власти , включающие:

Законы Российской Федерации (Конституция РФ, акты Федерального Собрания, федеральные конституционные законы, федеральные законы, декларации, положения, постановления и др.)

Подзаконные федеральные акты (указы, распоряжения Президента РФ, постановления, распоряжения Правительства РФ; приказы, постановления министерств и других федеральных органов власти; приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти и руководителей федеральных предприятий, учреждений).

2. Правовые акты субъектов Российской Федерации :

Законы субъектов Российской Федерации (конституции, уставы субъектов РФ, правовые акты представительных органов субъектов РФ, законы, положения, постановления).

Подзаконные правовые акты субъектов РФ (акты глав исполнительной власти субъектов РФ, акты правительств или администрации субъектов РФ, ведомственные акты органов исполнительной власти субъектов РФ, приказы, инструкции руководителей государственных унитарных предприятий, учреждений субъектов РФ).

3. Правовые акты органов местного самоуправления .

4. Союзные акты (акты органов бывшего СССР). После распада Советского Союза некоторые акты продолжают действовать на территории России при соблюдении двух условий: если еще не приняты соответствующие нормативные акты Российской Федерации; если они не противоречат новому российскому законодательству.

5. Международно-правовые акты .

В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Нормы административного права содержатся в различных по своему характеру и значению юридических актах, в которые они включаются как статьи, пункты, параграфы и т.д. такие акты, если они содержат правовые нормы, являются источниками административного права и конкретными формами его выражения.

В заключение следует сформулировать выводы обобщающего характера.

Административное право России следует рассматривать в качестве отрасли юридической науки и нормативного массива, высшим выражением которого должно выступать отраслевое кодифицированное законодательство.

Административное право неразрывно связано с государственным управлением. Это следует рассматривать и как предмет административного права и как средство, при помощи которого осуществляется административно-правовое регулирование. Государственное управление в качестве предмета включает общественные отношения, с которыми связывается факт существования государства как социально-политического явления. К числу таких отношений следует прежде всего отнести отношения, связанные с формированием и функционированием государственного управления, обеспечением общественного порядка, осуществлением фискальной функции государства.

Государственное управление как средство правового регулирования непосредственным образом связано с механизмом государственного принуждения. Независимо от того, применяется это принуждение реально или только предполагается, оно всегда имеет место и выступает либо в качестве стимула, обеспечивающего правомерное поведение субъектов административно-правовых отношений, либо в качестве меры административно-правовой ответственности за совершенный административный проступок.

Рассмотрение административного права «в широком смысле» позволяет говорить о выделении самостоятельной научной специальности « Административное право; Административно процессуальное право; Административная юстиция».

В процессе изучения вопросов, посвященных административному праву, студенты должны понять специфику общественных отноше­ний, регулируемых данной отраслью права. Административное право имеет свой объект регулирования, который состоит из трех основных составляющих: 1) специфических управленческих отношений, кото­рые складываются в процессе деятельности органов государственной власти; 2) управленческих отношений органов местного самоуправ­ления; 3) отношений, реализуемых общественными объединениями в части осуществления государственных функций. Таким образом, административное право представляет собой совокупность норм, установленных или санкционированных государством, следователь­но, эта отрасль права относится к публичным правовым отношениям. Выполнение административных норм обеспечивается силой государ­ственного принуждения в целях регулирования деятельности орга­нов государственного управления, исполнительных органов власти, а также негосударственных органов, связанных с управлением. Госу­дарственное управление является основным видом государственной деятельности.

Источниками административного права выступают Конституция РФ, конституции субъектов в составе России, уставы субъектов РФ, конституционные законы, кодексы, федеральные законы и законы субъ­ектов РФ, постановления палат Федерального собрания, постановле­ния органов представительной власти субъектов РФ, указы и распоря­жения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, аналогичные акты на уровне субъектов РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, государственного управления и ана­логичных органов субъектов РФ, решения органов местного само­управления.

Понимание источников административного права приводит к пра­вильному выводу о том, что административно-правовые нормы содер­жатся в различных по значению и характеру нормативно-правовых актах и могут быть либо посвящены непосредственно управлению, либо размещаться в нормативных актах других отраслей права. Ко­дифицированных документов по административному праву немного. Кодифицирован фактически лишь институт административной ответ­ственности. Это Кодекс об административных правонарушениях РФ, вступивший в действие на территории России с 01 июля 2002 года. Остальные источники административного права РФ - законы и подза­конные акты - являются достаточно мобильными, так как регулируют быстро изменяющиеся отношения в сфере организации общественной жизни.

Самым существенным назначением административного права яв­ляется то, что оно регулирует деятельность органов государственного управления. К ним относятся государственные органы исполнитель­ной власти, муниципальные органы местного самоуправления, пред­приятия, социально-культурные учреждения. В этих органах и уч­реждениях работают либо лица, занимающие должности внутреннего управления, либо лица, обладающие статусом государственного или муниципального служащего. Федеральный закон «О системе государ­ственной службы Российской Федерации» выделяет три главных вида государственной службы: государственная гражданская служба, го­сударственная военная служба и государственная правоохранитель­ная служба.

Государственная служба подразделяется на Федеральную государ­ственную службу и государственную службу субъектов РФ. Этот вид административной деятельности, естественным образом сопряжен­ный с другими видами права, включает в себя два основных вида: гражданскую государственную службу (непосредственно в государ­ственных органах) и милитаризованную (военную, службу в органах внутренних дел, таможенных органах, МЧС и пр.). Следует знать ос­новные подразделения государственных должностей категорий «А» и «Б», иметь представление о правах и обязанностях государствен­ных служащих.

Источники административного права - это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е.

Нормативные акты.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. К их числу относятся:

1. Конституция РФ, многие из норм которой имеют прямую административно-правовую направленность. Вместе с тем источниками административного права являются конституции республик, входящих в состав Российской Федерации; уставы (основные законы) краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

2. Законодательные акты Российской Федерации, а также ее субъектов. Наибольшее значение при этом имеют законы Российской Федерации, поскольку они содержат административно-правовые нормы, действие которых распространяется и на ее субъекты.

В настоящее время законодательная форма источников административного права значительно расширена. Соответственно административно-правовые нормы могут найти свое выражение и в законодательных актах представительных органов всех субъектов Федерации.

3. Нормативные указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ), а также утверждаемые его указами положения.

Следует указать также на утверждаемые им положения о федеральных органах исполнительной власти (например, о Министерстве юстиции РФ и др.).

Источниками административного права являются и указы высших должностных лиц субъектов РФ.

4. К числу источников административного права относятся также нормативные постановления Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ).

Источниками административного права могут быть также нормативные постановления правительств субъектов Федерации.

5. В межотраслевом и отраслевом масштабе в качестве источников административного права служат нормативные акты федеральных министерств, служб и агентств Российской Федерации, а также исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации.

6. Источниками административного права являются также нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями (ст. 132 Конституции РФ).

7. Административно-правовые нормы могут найти свое выражение в межгосударственных соглашениях, которые в таких случаях следует рассматривать в качестве источников административного права.

8. Наконец, источниками административного права внутриорганизационного характера можно назвать нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений (или акты их коллективных органов). Действие содержащихся в них норм ограничено рамками данного формирования, например, Правилами внутреннего трудового распорядка. В некоторых случаях нормативные акты государственных корпораций, концернов могут выходить за границы данных коллективных образований (например, в сфере топливно-энергетического комплекса).

Приведенная многообразная система источников административного права остро ставит проблему систематизации и кодификации административно-правовых норм.

Административное право относится к числу самых несистематизированных, а тем более - некодифицированных отраслей правовой системы России. Во многом это объясняется его многопрофильностью.

Долгие годы четких подходов к его систематизации не наблюдалось. Между тем административное право по сравнению с многими другими отраслями права отличается исключительной мобильностью (постоянные изменения, преобразования, модификация). Конституция РФ создает прочную правовую базу для проведения такого рода работы, включая формирование стабильного законодательства по кардинальным вопросам организации функционирования механизма исполнительной власти, упорядочения огромного массива действующих административно-правовых норм различного уровня, нередко устаревших и противоречивых.

По существу, сейчас кодифицирован лишь один институт российского административного права. Имеется в виду Кодекс РФ об административных правонарушениях, объединивший нормы материального и процессуального административного права. Но это лишь частичная кодификация. Конечно, трудно представить возможность общей административно-правовой кодификации. В силу этого на первый план выдвигается задача систематизации административно-правовых норм, приведения их в соответствие с потребностями сегодняшнего дня, с интересами проводимой социально-экономической и административной реформ, с институтами, закрепленными в Конституции. Разумеется, при этом требуется существенное обновление соответствующего административно-правового нормативного материала, а также устранение довольно частых пробелов в административно-правовом регулировании управленческих общественных отношений, инкорпорация административного права (объединение и расположение в систематизированном порядке норм по его важнейшим институтам) и т.п.

Еще по теме 26.Источники административного права: понятие, система:

  1. Раздел 8.1. Понятие, предмет и метод, система административного права
  2. § 1. Конституционные и иные основы действия и реализации норм международного «мягкого права» в российской правовой системе
  3. § 2.1. Содержание и место права на воду в системе прав человека
  4. Церковно-государственные отношения на Востоке и наЗападе. Церковное право как первая общеевропейская правовая система.
  5. §1. Цель, понятие и значимость сравнительного административного права»
  6. §2. Развитие административного права в советский период.
  7. §2* Формирование административного права на почве национальных особенностей.
  8. §6. Административное право Федеративной Республики Германии.
  9. 1.1 Соотношение административного права и административного законодательства
  10. 2.2 Сущность, понятие и значение систематизации административного законодательства Республики Казахстан
  11. §1. Доктринальная характеристика административно-правовых споров в зарубежных странах

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право -

Административное право, как и любая другая отрасль права, имеет свою систему, которая указывает, как, каким образом внутри данной отрасли группируются составляющие ее нормы права.

По масштабу действия нормы административного права делятся на две большие группы. Одна группа административно-правовых норм действует в масштабе всей сферы реализации государственной исполнительной власти, всех отраслей и сфер государственного управления.

Другая группа административно-правовых норм действует только в отдельных конкретных отраслях и сферах реализации государственной исполнительной власти (государственного управления). По этому признаку (масштабу действия) административное право как отрасль права делится на общую часть, которую составляет первая группа административно-правовых норм, масштаб действия и области применения которых охватывают все отрасли и сферы государственного управления, и особенную часть, которую составляет вторая группа административно-правовых норм, масштаб действия которых ограничен отдельными конкретными отраслями и сферами государственного управления.

В общей части административного права рассматриваются основные институты административного права, например, такие, как институт субъектов административного права, институт государственной службы, институт административного принуждения и т.д.

Особенная часть состоит из разделов, в которых изучается система государственного управления в важнейших сферах, рассматриваются особенности организации государственного управления, сущность отраслевого и межотраслевого государственного управления. Административное право как отрасль права подразделяется на административно-правовые институты, т.е. такие группы норм, которые представляют собой совокупность по масштабу действия и объему меньшую, чем отрасль права, и регулируют отдельные группы однородных и взаимосвязанных отношений: институты административно-правового статуса граждан и общественных объединений; институты органов исполнительной власти, государственной службы; институт административной ответственности; институты административно-правового регулирования в промышленном, строительном, агропромышленном комплексах, образовательном и социально-культурном комплексах и др.

Источники административного права и их систематизация

Источники административного права – это нормативные акты, содержащие в себе административно-правовые нормы. Из нормативных актов складывается эта отрасль права. С точки зрения правовых свойств источников административного права они представляют собой стройный иерархический ряд соподчиненных между собой нормативных актов следующих разновидностей.

Конституция РФ и федеральные конституционные законы (например, от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и др.) – это государственные правовые акты с высшими юридическими свойствами, и содержащиеся в них административно-правовые нормы составляют основу и фундамент отрасли административного права.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, например, Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (вступила в действие 21 сентября 1970 г.). В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Федеральные кодификационные законы, например, ГрК РФ, КоАП РФ и другие кодексы, содержащие в себе нормы административного права.

Федеральные системно-инкорпорационные законы, например, Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Указы Президента РФ но своим правовым свойствам стоят ниже законов. Они должны издаваться на основе Конституции РФ и федеральных законов в их развитие или для восполнения пробелов в законодательном правовом урегулировании соответствующих областей и сфер государственной и общественной жизни.

Нормативные правовые акты Правительства РФ (постановления, распоряжения и другие акты) должны развивать и конкретизировать нормы, содержащиеся в законах, указах Президента РФ и актах Правительства РФ, и быть направлены на их исполнение и претворение в жизнь.

Статусные законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти субъектов РФ, например, конституции республик в составе России (Башкортостан, Татарстан и др.), уставы (основные законы) краев, областей и других субъектов РФ, законы об администрациях или правительствах субъектов РФ и др.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ (министерств и ведомств) в виде приказов, постановлений, инструкций отраслевого или межотраслевого регулирования.

Нормативные правовые акты исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований также могут быть источниками административного права, но лишь в пределах территории данного муниципального образования.

Правовые свойства всех перечисленных источников административного права указывают на иерархическое место каждого из них в системе данной отрасли права, их сравнимость и соподчиненность. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, все другие законы и иные правовые акты РФ и ее субъектов не могут противоречить Конституции РФ и должны соответствовать указам Президента РФ, актам Правительства РФ и высших органов государственной власти субъектов РФ, а также актам федеральных органов исполнительной власти, принятым в установленном порядке и в пределах предоставленной им компетенции.

Источники административного права отличаются друг от друга не только своими правовыми свойствами, но и формами: кодексы, уставы, положения, правила, инструкции, иные акты текущей законодательной и управленческой деятельности (регламенты, концепции и другие нормативные правовые акты). Все эти формы источников административного права определяются их внутренней структурой, характером и содержанием объединяемых правовых норм, а нс правовыми свойствами каждого из них.

Существуют три вида (формы ) систематизации административного законодательства : кодификация, инкорпорация, хронологические издания источников административного права. Кодификация как высшая форма систематизации законодательства позволяет объединить действующие административно-правовые нормы в кодексы по различным административно-правовым институтам, при этом перерабатываются, отменяются устаревшие и создаются новые объединяемые кодексом правовые нормы. Инкорпорация административного законодательства представляет собой такую форму его упорядочения, когда нормативный материал объединяется по каким-либо вопросам в Собрания, Своды, Сборники законодательства и систематизируется в них по определенным рубрикам и главам без какого-то кардинального изменения содержания имеющихся нормативных правовых актов. Хронологическая систематизация административного законодательства осуществляется в форме периодических изданий – Собрание законодательства Российской Федерации и Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Кроме этого, многие федеральные органы исполнительной власти, например, Минобрнауки России, Минюст России, издают свои отраслевые бюллетени, вестники и прочие периодические издания, в которых публикуются нормативные правовые акты отраслевого масштаба и характера.

Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" установлено, что официальными изданиями для опубликования федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания являются "Парламентская газета", "Российская газета", "Собрание законодательства Российской Федерации", а также размещение материалов на "Официальном интернет-портале правовой информации" (pravo.gov.ru), который также входит в государственную систему правовой информации. Подробнее о порядке издания, опубликования и вступления в силу правовых актов управления см. параграф 12.3.