Правовое регулирование нотариальной деятельности в рф. Нормативно-правовое регулирование нотариальной деятельности


План………………………………………………………………………………..2

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Понятие нотариат, его история

1.1 Понятие нотариата……………………………………………………..4

1.2История возникновения нотариата……………………………………6

Глава 2Правовые основы нотариальной деятельности

2.1 Нотариальная деятельность…………………………………………...9

2.2 Правовые источники нотариального производства………………...17

Заключение……………………………………………………………………….19

Список использованной литературы…………………………………………...20

Введение

В последние годы в деятельности нотариата произошли определенные перемены. В связи с переходом к рыночным экономическим отношениям, многообразию форм собственности, развитию предпринимательства, выходу в экономические пространства возникла необходимость реформирования нотариата. В 1993 году был принят новый закон о нотариате "Основы законодательства РФ о нотариате", который официально утвердил в стране частный нотариат. Отныне в одном экономическом пространстве существуют два нотариуса: государственный и частный. Разница между ними лишь в том, что государственный нотариус передает всю пошлину за совершение нотариальных действий государству и получает от него гарантированную заработную плату, нотариус, занимающийся частной практикой взимает тариф, который остается у него полностью (за исключением выплат налогов и других выплат, предусмотренных законом).

1.1 Понятие нотариата

Защита субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций в Российской Федерации возложена на различные органы, к которым относится и нотариат.

Термин «нотариат» многозначен и обозначает одновременно, во-первых, систему органов и должностных лиц (нотариусов и иных лиц, имеющих право выполнения нотариальных функций), наделенных в соответствии с законом правом совершения нотариальных действий, во-вторых, отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность, в-третьих, учебный курс, предметом которого является изучение вопросов нотариального производства и деятельности его участников в нотариальной сфере.

Уникальность института нотариата (имеется в виду нотариат латинского типа), его полезность, а также экономичность для общества заключается в том, что нотариат позволяет обеспечивать правоохранительные функции, законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота за счет них самих, без каких-либо затрат со стороны государства. Мало того, современный нотариат России позволяет государству успешнее осуществлять не только правоохранительные, но и фискальные и судебно-юрисдикционные функции. В настоящее время, можно с уверенностью сказать, что нотариат - это один из основных элементов современной правоохранительной системы государства, призванный, в первую очередь, обеспечивать защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, укреплять правопорядок и законность путем правильного, единообразного и своевременного совершения нотариальных действий, направленных на юридическое закрепление гражданских прав и юридических обязанностей, предупреждение возможного нарушения этих прав в будущем.

Определяющим правовую природу нотариата признаком следует считать юрисдикционную, правоохранительную функцию. С одной стороны, она является продолжением, детализацией функции Министерства юстиции по организации юридических услуг и правовой помощи. Подчеркивается, что реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет Министерство юстиции РФ. С другой стороны нотариат и суд осуществляют единую функцию предварительного и последующего контроля за законностью в гражданском обороте.

К нотариусу, как представителю юридической профессии, выполняющему публично-правовые функции, предъявляются очень высокие профессиональные и моральные требования. Этика – это основа практической деятельности нотариусов и доверия, которое оказывают им граждане. В ней заключены такие фундаментальные ценности как беспристрастность, честность, конфиденциальность и ответственность. Нотариус должен избегать ситуаций, связанных с конфликтом интересов, а также соблазном использовать каким-либо образом известную ему информацию о частной жизни граждан. Соблюдение нотариусами определенного свода этических правил является условием жизненности и выживания профессии. Для нотариуса соблюдение этических правил и ограничений является обязательным в силу их статуса, объема и характера получаемой информации, значимости решаемых вопросов.

Согласно ст. 1 «Основ законодательства РФ о нотариате», нотариат в России призван обеспечивать в соответствии с Конституцией России, Конституциями республик в составе России, данными Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. При этом нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

1.2 История возникновения нотариата

Возникновение нотариата неразрывно связано с развитием гражданского оборота, необходимостью содействовать его субъектам в совершении сделок и юридическом закреплении приобретаемых прав. Нотариат возник как институт гражданского права, призванный защищать частную собственность и обеспечивающий бесспорность имущественных прав, охрану прав всех участников гражданского оборота. Исторически нотариат является составной частью правовой системы любой страны, так как осуществляемые нотариусом функции объективно необходимы и востребованы обществом.

Нотариат как институт имеет свою историю возникновения и развития, восходящую к времени Республики в Древнем Риме. Уже в тот период у римлян существовал особый институт должностных лиц (писцов), в функции которых входило оформление письменных распоряжений, даваемых магистрами и судебных формул, выносимых преторами. Лица, выполнявшие эти функции назывались "нотариусами" (notarii) от слова "notta" что означало стенографический знак, который применялся писцами для скорости записей, которые они вели.

Было две категории писцов: состоявшие на государственной службе и на содержании частных лиц. Состоявшие на государственной службе (scribae) избирались магистратом пожизненно, из римских граждан, не лишенных при этом гражданской чести. Они изготавливали публичные документы, вели общественные счета, делали выписки и выдавали копии с этих документов, а также готовили декреты и распоряжения магистрата и хранили их. Писцами, состоявшими на службе частных лиц (exceptores et notarii), были, как правило, работающие по найму, вольноотпущенные и рабы. Они исполняли писарские функции по усмотрению своего хозяина. Возникла и третья, особая категория лиц, занятых оформлением правовых документов и материалов - табеллионы (tabellio).

Табеллионы занимались составлением для всех желающих юридических актов и судебных бумаг - за вознаграждение и под контролем государства. Свои функции они могли отправлять только в конторах. Акты составлялись на гербовой бумаге из папируса, подписывались сторонами и свидетелями, удостоверялись подписью табеллиона, после чего опечатывались. Для придания документу, составленному табеллионом, характера публичного акта его необходимо было внести в судебный протокол, после чего спор о подлинности этого акта становился невозможным. Свои функции табеллионы осуществляли в специально отведённых помещениях на улицах городов и только в исключительных случаях - на дому.

Табеллионом мог стать только свободный римский гражданин, обладающий правовыми знаниями, «абсолютной честностью», принятый в корпорацию табеллионов и утверждённый в должности префектом города (позднее при Юстиниане необходимо было официальное разрешение заниматься этой профессией). Принадлежность к корпорации подразумевала, что они не состояли на службе государства и частных лиц. Но государство осуществляло контроль за деятельностью табеллионов. Например, табеллионы занимались составлением юридических актов и судебных бумаг для граждан за плату, размер которой устанавливался государством.

Институт нотариата был учреждён римской церковью. Следы его возникновения ведут к концу II - началу III века. Слово «нотариат» происходит от лат. notta - знак, который используется для скорости записи. В эпоху гонений христиан нотариусы тем же способом записывали всё, что говорили мученики и исповедники веры перед своими судьями, и передавали это в назидание верующим. Благодаря стенографическим записям нотариусов церковь получила богатый материал для своей истории в первые века. В то время нотариат уже являлся вполне организованным учреждением с иерархическим расчленением и ясно обозначившимися формами деятельности. Несколько позже деятельность нотариусов получила законодательную регламентацию и широко распространилась в крупнейших городах Италии, а далее уже и в Европе.

В России первое упоминание о нотариате содержалось в Псковской судной грамоте (XV век). Она содержала положение, согласно которому отдавалось предпочтение письменному акту перед всеми другими (появление письменных доказательств указывает на существование института нотариата). Так, например, ст. 14 Псковской судной грамоты предъявляла к завещанию определённые формальные требования: оно должно было быть составлено в письменном виде и храниться в архиве Кремля. Оформление завещаний, как и других сделок, производилось княжим писцом, но в этой статье содержалась ссылка на то, что документы могли удостоверяться и другими лицами. Кроме того, ст. 50 указывала на то, что на документ должна быть наложена княжеская печать, для чего необходимо было обратиться в архив Троицкого собора либо непосредственно к князю. К числу единоличных органов, удостоверяющих сделки (такие, как дарственные, завещания), Псковская судная грамота относила и попов. Дальнейшее развитие этот институт получил в Белозерской таможенной грамоте 1497 года, где ст. 9 закрепляла состав органов, исполняющих функции, аналогичные нотариальным., устанавливая примитивные формы участия государства при заключении сделок. Так, например, при совершении таких сделок, как купля-продажа лошадей, должны были присутствовать наместники, удостоверяющие факт заключения такой сделки, взимая при этом определённую плату. Следующий шаг в развитие нотариата в России внёс Судебник 1550 года («Царский Судебник»). По этому нормативному акту удостоверение таких сделок, как договоры займа, возлагалось на судебные органы.

Вопрос о законодательстве, регулирующем нотариальную деятельность, имеет существенное правовое значение, поскольку в нотариальной практике постоянно возникают вопросы выбора нормы, которой необходимо руководствоваться при совершении конкретного нотариального действия.

Круг нормативных правовых актов, регулирующих нотариальную деятельность в Российской Федерации, определен в ст. 1 и 5 Основ о нотариате, которые должны применяться с учетом Конституции РФ, принятой в 1993 г. после Основ о нотариате. К их числу относятся: Конституция РФ, международные договоры, конституции и уставы субъектов РФ, Основы о нотариате, федеральные законы и законы субъектов РФ, другие нормативные правовые акты.

В отношении нотариата можно говорить о целом ряде статей Конституции РФ, но наиболее значимы ст. 48, закрепляющая право граждан на квалифицированную юридическую помощь, и ст. 72, относящая нотариат к вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Государство гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45 Конституции РФ). Права и свободы человека принадлежат ему от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ). Перечисленные права и свободы человека, закрепленные в Конституции РФ, не являются исчерпывающими. Статья 19 Конституции РФ гарантирует равенство прав и свобод независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и т.п. Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, законно находящиеся на ее территории, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности граждан России (если они не ограничены Конституцией, законами и международными договорами). Каждый имеет право быть собственником, т.е. имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и другими объектами собственности как индивидуально, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ). Законом гарантируется право наследования (ч. 4 ст. 35 Конституции РФ). Каждый гражданин имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40 Конституции РФ), вправе защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону . Государственные органы, учреждения и должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются частью ее правовой системы. В условиях вхождения России в мировое экономическое и правовое пространство значение международных договоров по правовым вопросам весьма значительно. Например, нотариусами применяются Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 г.), Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.), целый ряд других международных соглашений и договоров.

Существенное значение для правоприменительной практики имеет Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.). Основные права и свободы, закрепленные в данной Конвенции, имеют приоритетное значение и для нотариусов, которые обязаны соблюдать ее положения . Например, ст. 14 Конвенции запрещает дискриминацию в какой-либо форме и виде, что распространяется и на участников нотариального производства.

Непосредственно деятельность нотариата регулируется Основами о нотариате. Они являются важнейшим политико-правовым актом, призванным определять организационную структуру, сферы деятельности нотариата, права и обязанности нотариусов, порядок учреждения и ликвидации должности нотариусов, а также порядок совершения нотариальных действий. Однако Основы о нотариате не отвечают в полной мере современным реалиям и нуждаются в доработке.

Некоторые вопросы нотариальной деятельности регулируют и другие федеральные законы, в том числе кодифицированные. Так, ставки государственной пошлины и тарифов по нотариальным действиям установлены в части второй НК (гл. 25.3).

ГК как источник нотариального законодательства в основном относится к самому содержанию нотариальной деятельности, определяя существо конкретных нотариальных действий. Вместе с тем отметим как позитивное явление наличие множества процедурных норм нотариального производства в разд. V «Наследственное право» ГК, что отражает его роль как источника норм нотариального права и законодательства. Такое же значение имеет СК.

Вопросы, относящиеся к нотариальной деятельности, предусмотрены и в других федеральных законах.

Поскольку законодательство о нотариате является двухуровневым, сочетающим законоположения федерального уровня и уровня субъектов РФ, то в ряде статей Основ о нотариате есть отсылки к законодательству субъектов, в пределах которого допускается более детальное правовое регулирование. Так, в Москве действует Закон г. Москвы от 19.04.2006 № 15 «Об организации и деятельности нотариата в городе Москве» и др.

Отдельные вопросы, касающиеся нотариата, регулируются подзаконными нормативными актами, например Указом Президента РФ от 22.07.2002 № 767 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов» и др.

Важное значение в деятельности нотариусов и других должностных лиц, совершающих нотариальные действия, имеют правовые акты Минюста России, которые в некоторых случаях принимаются совместно с ФНП. Так, например, приказом Минюста России от 21.06.2000 № 179, решением правления ФНП от 26.05.2000 утвержден Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса.

Безусловно, большое значение для формирования национальной концепции правовой деятельности нотариата имеют и так называемые корпоративные нормы. Так, на основании постановления Собрания предс тавителей нотариальных палат субъектов РФ от 18.04.2001 обрел юридическую силу Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации. Кодекс формулирует профессиональные и морально-этические стандарты нотариальной деятельности и личного поведения нотариуса, характеристику нарушений профессиональной дисциплины и этики, принципы и виды ответственности, порядок наложения и снятия взысканий, а также меры поощрения нотариуса. В частности, участие нотариуса в оформлении правовых отношений путем объективного и беспристрастного консультирования их участников, составления и удостоверения документов, приобретающих в результате этого официальный характер, обеспечивает участникам гражданско-правовых отношений квалифицированную юридическую помощь, правовую стабильность, защиту прав и законных интересов, гарантированных Конституцией РФ. В основу современной концепции правовой деятельности отечественного нотариата могут быть положены корпоративные нормы, согласно которым юридически безупречное, основанное на высоких морально-этических принципах исполнение нотариусом своих обязанностей делает его деятельность неотъемлемым элементом справедливой н эффективной правовой системы, демократического правового государства.

Российский нотариат относится к системе латинского нотариата. К ней также принадлежат практически все страны континентальной Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Уникальность данного нотариального правового института заключается в том, он обеспечивать законность, правоохранительные функции и правомерность юридических действий всех участников гражданского оборота. Отечественный нотариат, является частью публично-правовой системы, и представляет собой целый комплекс разноотраслевых нормативных правовых актов, в центре которого находится Конституция РФ. Кроме правоохранительных функций нотариат позволяет государству успешно осуществлять и фискальные, судебноюрисдикционные функции. Нотариальное производство является важной формой осуществления квалифицированной юридической помощи гарантированной ст. 48 Конституции РФ.

Существенное правовое значение в нотариальной практике имеет вопрос об источниках нотариального законодательства, поскольку выбор нормы, которой следует руководствоваться при совершении конкретного нотариального действия, может вызывать некоторые проблемы.

Перечень правовых источников нотариальной деятельности содержится в ст. 1 и 5 Основ законодательства о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 29.12.2014), которые применяться с учетом Конституции РФ. К ним относятся, кроме Конституции РФ и Основ, также Конституции и уставы субъектов Федерации, и нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами.

Учитывая федеративное устройство России, Конституция РФ , как основной закон, в области прав человека и гражданина в ст. 71 определила предметы исключительного ведения Российской Федерации, и в ст. 72 совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Так, регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находятся в исключительном ведении Российской Федерации, а нотариат согласно п. «л» ст. 72 находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Следовательно, нотариат в своей деятельности в качестве социальной структуры общества должен ориентироваться не только федеральные законы, но и региональные нормативные акты.

Однако такое положение, закрепленное в Конституции, вызывает дискуссии в юридической среде. По мнению некоторых ученых, следует передать регулирование нотариата в исключительное ведение Российской Федерации, поскольку он является институтом, регулирующий отношения, связанные с обеспечением гражданских прав и имеет отношение ко всему комплексу гражданско-правовых отношений, регламентированных ГК 12 и ГПК 13 , следовательно, его правовая регламентация должна осуществляется тем же источником права, что и гражданское законодательство 14 .

По мнению Калиниченко Т., такое положение вещей может быть достигнуто только путем включения нотариата и нотариального процесса в ряд федерального ведения содержащихся ст. 71 Конституции РФ, нормы которой должны определить исключительные полномочия Российской Федерации в вопросе нотариата, дать ему специальный федеральный статус и определить систему ответственности нотариусов и их сообществ, а так же обеспечить контроль государства за осуществлением нотариального процесса и т.д. 15 .

Ярков В. В. пришел к подобному выводу, при помощи других рассуждений. По его убеждению существенное регулирование вопросов нотариата на уровне субъектов Федерации повлечет за собой разрушение единого правового пространства России, когда в каждый регион России будут действовать в соответствии собственных правил совершения нотариальных действий. При этом нарушится единство гражданского оборота и взаимное признание нотариальных актов в рамках единого государства» 16 .

К иным суждениям относятся высказывания Романовской О. В., которая предполагает, что «порядок совершения нотариальных действий должен стать предметом ведения Российской Федерации, а к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации необходимо отнести только кадры нотариальных органов» 17 .

В связи с этим, на наш взгляд, оптимальным выходом является принятие соглашения, по которому можно было бы разграничить полномочия Российской Федерации и субъектов РФ применительно к данному вопросу.

Нечеткая редакция конституционной нормы является основной причиной сложившейся ситуации, которая позволяет в теории и на практике отождествлять нотариат как совокупность органов, осуществляющих нотариальную деятельность, с самой нотариальной деятельностью.

Мы разделяем точку зрения правовых исследователей: В. Н. Аргунова, М. К. Треушникова, В. В. Яркова и др., в отношении которой нотариальная деятельность,будучи деятельностью правоохранительнойрассматривается в широком смысле как – гражданско-процессуальная 18 , при этомподразумевая только главное содержание деятельности нотариальных органов – защиту прав и свобод человека и гражданина, в этих пределах составляет предмет федерального законодательства.

Конституция РФ к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ относит организацию нотариальной деятельности, такую как социальные гарантии, ответственность, назначение на должность и освобождение от должности, и т.д. Все же не все в нотариальной деятельности требует федерального урегулирования.

В нынешнее время деятельность нотариата регулируется единственным кодифицированным актом «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 29.12.2014) и другими нормативными правовыми актами.

В последующем в Основы вносились изменения: предусмотрена возможность передачи документов на государственную регистрацию перехода прав на недвижимое имущество и сделок с ним через нотариуса (29.06.2004 № 58 ФЗ); установлено обязательное нотариальное удостоверение документов, направляемых для получения средств материнского капитала (29.12.2006 № 258 ФЗ); нотариальное оформление документов по обращению взыскания на заложенное имущество (25.12.2008 № 258 ФЗ); введена обязательная нотариальная форма сделок с долями в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью (29.12.2014 № 457 ФЗ); увеличены размеры страховой суммы по договору страхования гражданской ответственности нотариусов и др.»

Статья 1 Основ законодательства РФ о нотариате, указывает, что нотариат призван осуществить обязанность по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации в целях обеспечения защиты прав и законных интересов обратившихся лиц и юридических лиц» 19 .

Как видно, в Основах содержится вместо определения понятия «нотариат» содержится указание на его цели и способы достижения их. Иные правовые акты российского законодательства также не имеют легального определения понятия «нотариат». В этой связи современная юридическая литература толкует понятие «нотариат» по-разному и в различных значениях:

    Нотариат – это система государственных органов и должностных лиц, на которых возложена обязанность по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации, направленных на удостоверение бесспорных гражданских прав и фактов, свидетельствование верности копий документов и выписок из них, придание документам исполнительной силы, выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов обратившихся лиц и организаций 20 ;

    Нотариат – «правовой институт, носители которого – нотариусы – уполномочены государством, совершать и свидетельствовать юридические акты, придавая тем самым последним значение актов публичных» 21 ;

    Нотариат – правовой институт, призванный обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий 22 .

Как видно из примеров понятие «нотариата» представляется весьма неоднозначно.

Рассмотрение нотариата в качестве системы государственных органов и должностных лиц представляется не совсем точным подходом, так как нотариальной деятельности имеет двойственную природу и функционирует на границе частной и публичной сферах.

Мы предлагаем трактовать данное понятие с точки зрения функциональной направленности. Исходя из этого, наиболее верным является подход Яркова, предложившего следующую классификацию функции нотариата: социальные, доказательственные, содержательные.

Социальные функции позволяют четко определить место нотариата как особого правового института в современном обществе. К социальным функциям нотариата в гражданском обороте относятся: предупредительно-профилактические, фискальные, правореализационные, правоохранительные.

По мнению Жуйкова В.: «О нотариате как институте предупредительного правосудия можно говорить, скорее, в качестве общей характеристики самой функциональной направленности нотариата в гражданском обществе и гражданском обороте» 23 .

В современной системе органов гражданской юрисдикции не существует «предупредительного» правосудия и в этом смысле деятельность органов нотариата, правосудием не является. Следует подразумевать предупредительно-профилактическую функцию нотариата в гражданском обороте. В данном случае по утверждению процессуалистов Ж.Ф. Пиепы и Ж. Ягра: «если задача судьи – разрешить спор, то цель нотариуса – обеспечить выполнение публичной службы (функции) создания доказательств».

Правореализационная функция нотариуса осуществляются различными путями:

1) обеспечение участникам гражданского оборота, в отношении которых совершается нотариальное действие; условий правомерного поведения,

      совершение нотариусом действий по исполнению, использованию и соблюдению требований правовых норм, связанных с предоставленными ему полномочиями;

      выступление нотариуса в виде субъекта правоприменительной деятельности в случаях, когда ему предоставлено право разрешать юридические дела, в отношении конкретных фактических ситуаций 24 .

Правоохранительная функция нотариат связана с его публично-правовым характером, призвана обеспечить законность и правомерность юридических действий субъектов гражданского оборота, цель которой снижения криминогенной обстановки в гражданском обороте, в сфере собственности, подлежащей регистрации для предупреждения возможности подделок, нарушений гражданских прав 25 .

Фискальная функция нотариата также имеет публично-правовую природу, на основе которой решается целый ряд государственных задач, связанных с налогообложением имущества как одного из источников формирования бюджетов. В этом случае нотариальное производство является рациональной формой, позволяющей фиксировать сделки с недвижимостью, иные юридические действия участников гражданского оборота и учет налогоплательщиков 26 .

Правоустановительная деятельность лежит на самом нотариусе, который обязан проверить наличие необходимого фактического состава и истребовать необходимые документы.

Юрисдикционная деятельность отражается оперативно-исполнительной, и правоустановительной, а также в ряде случаев правоприменительной деятельностях нотариуса по принудительному осуществлению гражданских прав.

Удостоверительная деятельность выражается в наделении нотариуса полномочием по приданию от имени государства юридическим действием участников гражданского оборота особого правового характера.

Доказательные функции нотариата имеют значение в судебной реформе, развитие которой зависит от несудебной гражданской юрисдикции, а также от позитивного потенциала института нотариата в сфере гражданского оборота, оказывающего содействие по трем основным направлениям:

    снижает количество гражданско-правовых споров, путем предупреждения споров на стадии составления условий сделки и ее заключения ее;

    облегчает рассмотрение гражданско-правовых споров и процедуру доказывания в суде, на основании доказательственной формы нотариальных актов пред документами в простой письменной форме;

    принимает на себя гражданско-правовые дела бесспорного характера.

Исходя из изложенного понятие нотариат следует представить как публично-правовой и правоприменительный институт, который призван предоставить охрану и защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, путем оказания им квалифицированной юридической помощи в совершении нотариальных действий, предусмотренных законодательными актами от имени Российской Федерации в сфере гражданского оборота и иных сферах.

Источником нотариального законодательства выступает также Гражданский кодекс России, поскольку определяет содержание нотариальной деятельности и существо конкретных действий нотариуса. К позитивному явлению относятся содержащиеся в разделе V ГК РФ «Наследственное право» процедурные нормы нотариального производства, выражающиеся как источник норм нотариального права и законодательства.

В правовом регулировании нотариальной деятельности участвуют: Налоговый кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, а также Законы РФ: Федеральный закон от 06.05.2003 N 52-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» 28 , Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 16.10.2012) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» 29 , и др. ФЗ РФ.

Международные соглашения и договоры выступают источниками нотариального производства на основании содержащейся в ч. 4 ст. 15 Конституция РФ нормы, в соответствии с которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Данное положение имеет весьма большое значение в связи с нахождением России в мировом и экономическом правовом пространстве.

К значительным международным договорам, применяемых нотариусами по правовым вопросам относятся: «Гаагская конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 г.» ратифицирована в России 4.09.1991 г. и вступила в силу 31.05.1992 г. К данной конвенции присоединилось 103 государства, которые вместо легализации официальных документов используют апостиль для подтверждения подлинности подписи, штампа, которым скреплен этот документ. К официальным документам, которые апостилируются в соответствии ст. 1 Конвенции, относятся: нотариальные акты; административные документы; документы, исходящие от органа или должностных лиц подчиняющихся юрисдикции государства; официальные пометки (визы, регистрации); заверение даты или подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса.

К исключению относятся: документы дипломатического или консульского происхождения; административные документы, коммерческого или таможенного характера.

Органами, наделенными полномочиями проставлять апостиль в России являются: Министерство юстиции РФ и территориальные органы Министерства юстиции РФ 30 ; Генеральная прокуратура РФ 31 ; Министерство внутренних дел РФ 32 ; Органы Записей Актов Гражданского Состояния субъектов РФ 33 ; Федеральное архивное агентство России; Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ в области архивного дела 34 ; Органы исполнительной власти субъектов РФ 35 ; Министерство обороны РФ 36 .

Другая значимая Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) 37 предоставляет гражданам сторон соглашения и лицам, проживающим на их территориях, в отношении личных и имущественных прав такую же правовую защиту, как и собственным гражданам.

Для правоприменительной практики нотариусов также имеет значение Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 38 . В соответствие со ст. 14 данной Конвенции запрещена дискриминация в какой-либо форме и виде.

Также правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства находящихся на территории России регулируется нормами международного права, которые содержатся в различных правовых актах и документах:

1) правовые акты международного сотрудничества в области обеспечения прав человека: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г., конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и др.

2) многосторонние международно-правовые документы, направленные на регулирование конкретных правоотношений: Всемирная конвенция 1952 г. об авторском праве, Гаагская конвенция 1954 г. по вопросам гражданского процесса и т.д.;

3) многосторонние и двусторонние международные договоры Российской Федерации и бывшего СССР, в том числе и двусторонние договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, которые важны для развития правового сотрудничества государств и обеспечения равной правовой защиты имущественных и личных прав граждан договаривающихся государств на территории друг друга;

4) акты, регулирующие отношения дипломатических представительств, а также вопросы о правовом положении представителей того или иного государства в иностранных государствах;

5) консульские конвенции, соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве, торговые соглашения и другие акты Российской Федерации и бывшего СССР, предусматривающие нормы, регулирования правового положения иностранных граждан 39 .

В современных условиях судебная практика не только становится основанием для последующего нормативного регулирования, но и сама выступает источником такого регулирования, поскольку: Судебные акты воздействуют на законодательную и исполнительную власть и контролируют акты иных органов власти. Судебная практика выступает ориентиром в правотворчестве и правоприменении. В этих процессах особенно позитивную роль играет Конституционный суд РФ. В условиях усложнения правовой системы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты имеют определенную границу детализации, за пределами которой они теряют смысл и реализовать в этих приделах дать исчерпывающую кодификацию всего законодательного материала, и реализовать все возможные вопросы, и к тому же проблемы взаимодействия с другими правовыми актами 40 .

В современном государственном устройстве России, основанном на принципе разделения властей (ст. 10 Конституции РФ), нотариальная деятельность не является судебной, и не обслуживающей, и не может быть заменена другими лицами. Точнее будет определить место нотариата как органа, наделенного публичной властью и входящего в систему гражданской юрисдикции. Нахождение нотариуса в системе гражданской юрисдикции является весьма необходимым и целесообразным, так как осуществляется разделение гражданско-правовой процедуры и системы нотариального производства

По мнению большинства специалистов, судебная практика имеет как правообразующее, так и правореализационное значение, а, следовательно, выступает источником права нотариального производства, выражающаяся в форме судебных актов международных органов правосудия, постановлениях Конституционного Суда РФ, Президиума и Пленума Верховного Суда РФ, и в определенной мере – Высшего Арбитражного Суда РФ.

В связи с этим, судебные прецеденты выполняют важные функции по ориентированию субъектов гражданского оборота и нотариусов реализацию определенных вариантов правопонимания и правоприменения.

Немногочисленные подзаконные акты также являются источниками нотариального законодательства:

К Указам Президента РФ в данной сфере относятся:Указ Президента РФ от 05.11.1998 N 1330 (ред. от 21.08.2012) «Об утверждении Положения о Консульском учреждении Российской Федерации» 41 ; Указ Президента РФ от 22.07.2002 N 767 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов», устанавливает, что в соответствии со ст. 7 Федерального конституционного закона «О Государственном гербе Российской Федерации», Государственный герб РФ помещается на печатях нотариусов и воспроизводится на оформляемых и (или) выдаваемых ими документах.

Постановление Правительства РФ от 23.07.1993 N 703 (ред. от 30.12.2005) «Об утверждении Порядка уплаты сбора за выдачу лицензий на право нотариальной деятельности»

Акты федеральных органов исполнительной власти относительно нотариальных вопросов применяются в случаях, прямо указанных в Основах законодательства РФ о нотариате.

Таким образом, на данный момент социально-экономического развития России основными источниками нотариального законодательства, отражающего организацию нотариальной деятельности, порядок совершения нотариальных действий являются федеральный закон и судебная практика его толкования.

Считаем целесообразным внастоящее время сосредоточение основного объема норм нотариального права на федеральном уровне, поскольку по аналогии с судебным актом нотариальный акт действует и признается, в том числе в случаях, установленных законом, и принудительно, на территории всей страны, что обуславливает необходимость наличия единого стандарта нотариальной деятельности. В противном случае, при противоречивом регулировании на уровне отдельных субъектов Российской Федерации взаимное признание и действие нотариальных актов было бы затруднено.

Современное законодательство о нотариате представляет собой целый комплекс разноотраслевых нормативно-правовых актов, в центре которого, находится Конституция Российской Федерации.

Все основные правовые принципы статуса нотариата, его цели и задачи следуют из Конституции РФ.

Анализируя Конституцию РФ как источник нотариального права можно выделить две группы норм: общего характера, важных с точки зрения последовательного обеспечения деятельности нотариата, и специальные, конкретно определяющие основополагающие принципы развития нотариата.

Центральным кодифицированным актом, регулирующим основы нотариата, являются Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г.).

Наряду с основами необходимо выделить следующие кодифицированные акты:

– Налоговый кодекс Российской Федерации – часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г.);

– Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января 2003 г);

– Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изм. и доп. от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г.) и др. законодательные акты.

Среди нормативных актов направленных на регулирование организационных основ нотариата отдельно необходимо выделить подзаконные нормативные акты: указы президента РФ и постановления правительства РФ. Итак, это:

– Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. N 767 "Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов";

– Постановление ВС РФ от 11 февраля 1993 г. N 4463-I "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате";

– Постановление Президиума ВС РСФСР от 1 июля 1991 г. N 1506-1 "Об установлении классных чинов для работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР".

Наряду с законодательными и подзаконными нормативными актами необходимо выделить и ведомственные акты.

В отношении таких документов существует общее правило, выраженное в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997г №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Итак, среди ведомственных нормативных актов необходимо выделить:

– Приказ Минюста РФ от 10 апреля 2002 г. N 99 "Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах";

– Приказ Минюста РФ от 21 июня 2000 г. N 178 "Об утверждении Положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности";

– Приказ Минюста РФ от 21 июня 2000 г. N 179 "Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса";

– Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса (утв. приказом Минюста РФ от 17 февраля 1997 г. N 19-01-19-97);

– Приказ Минюста РСФСР от 16 октября 1991 г. N 152/13-3-23 "Об утверждении Инструкции о порядке присвоения классных чинов работникам органов юстиции и государственного нотариата РСФСР";

– Приказ Минюста РФ от 19 августа 1976 г. N 32 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных нотариальных конторах РСФСР";

– Письмо МНС РФ от 29 ноября 2002 г. N ММ-6-09/1846 "О государственной регистрации нотариальных палат";

– Письмо ПФР от 1 октября 1997 г. N ЛЧ-16-28/7063 "О нотариусах, занимающихся частной практикой";

– Письмо Минюста РФ от 13 мая 1997 г. N 09-11-1924-96 "О неправомерности отказа нотариусов совершать исполнительные надписи на документах, представляемых ломбардами"; и др.

Наряду с вышеназванными законами и подзаконными актами, в качестве источников правового регулирования необходимо выделить и материалы судебно-арбитражной практики:

– Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 февраля 1995 г. N С4-7/ОП-84 О подведомственности арбитражным судам споров с участием физических лиц, являющихся частными нотариусами;

Информационное письмо Высшего арбитражного суда РФ от 28 мая 1993 г. N С-13/ОСЗ-169 "В связи с введением в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате";

– Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 17 марта 1981 г. N 1 "О практике применения cудами законодательства при рассмотрении дел по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении" (в ред. от 21 декабря 1993 г.) (с изм. и доп. от 25 октября 1996 г.).

Отдельно необходимо остановиться на таком источнике правового регулирования основ нотариата, как решения Конституционного суда РФ.

В качестве примера можно выделить:

– Определение Конституционного Суда РФ от 5 июля 2002 г. N 188-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кувшиновой Маргариты Геннадьевны на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации"

– Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. N 116-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Притулы Галины Юрьевны на нарушение ее конституционных прав положениями абзаца четвертого пункта 2 статьи 11, статей 39, 143 и 235 Налогового кодекса Российской Федерации"

– Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. N 120-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Руппель Светланы Карловны на нарушение ее конституционных прав положениями абзаца четвертого пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации"

Необходимо отметить, что названные определения Конституционного Суда Российской Федерации окончательны и обжалованию не подлежит, что по юридической силе приближает их к Основному закону страны.

Предметы

Выберите рубрику Адвокатура Административное право Анализ финансовой отчетности Антикризисное управление Аудит Банковское дело Банковское право Бизнес-планирование Биржевое дело Биржи Бухгалтерская финансовая отчётность Бухгалтерский управленческий учёт Бухгалтерский учёт Бухгалтерский учёт в банках Бухгалтерский финансовый учёт Бухгалтерское дело Бухучёт в бюджетных организациях Бухучёт в инвестфондах Бухучет в страховых организациях Бухучёт и аудит Бюджетная система рф Валютное регулирование и валютный контроль Выставочное и аукционное дело Высшая математика Вэд Госслужба Государственная регистрация сделок с недвижимостью Государственное регулирование вэд Гражданский и арбитражный процесс Декларирование Деньги, кредит, банки Долгосрочная финансовая политика Жилищное право Земельное право Инвестиции Инвестиционные стратегии Инновационный менеджмент Информационно-таможенные технологии Информационные системы в экономике Информационные технологии Информационные технологии управления Исковое производство Исследование систем управления История государства и права зарубежных стран История отечественного государства и права История политических и правовых учений Коммерческое ценообразование Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности Конституционное право зарубежных стран Конституционное право рф Контракты в международной торговле Контроллинг Контроль и ревизия Конъюнктура товарных рынков Краткосрочная финансовая политика Криминалистика Криминология Логистика Маркетинг Международное право Международные валютно-кредитные отношения Международные конвенции и соглашения по торговле Международные стандарты аудиторской деятельности Международные стандарты финансовой отчётности Международные экономические отношения Менеджмент Методы оценки финансовых рисков Мировая экономика Мировая экономика и вэд Муниципальное право Налоги и налогообложение Налоговое право Наследственное право Нетарифное регулирование вэд Нотариат Обоснование и контроль контрактных цен Общий и таможенный менеджмент Организационное поведение Организация валютного контроля Организация деятельности коммерческих банков Организация деятельности цб Организация и технология внешней торговли Организация таможенного контроля Основы бизнеса Особенности учёта в торговле Отраслевые особенности калькулирования себестоимости Паевые инвестиционные фонды Права человека и гражданина Право интеллектуальной собственности Право социального обеспечения Правоведение Правовое обеспечение экономики Правовое регулирование приватизации Правовые информационные системы Правовые основы рф Предпринимательские риски Региональная экономика и управление Реклама Рынок ценных бумаг Системы обработки ки зарубежных стран Социология Социология управления Статистика Статистика финансов и кредита Стратегический менеджемент Страхование Страховое право Таможенное дело Таможенное право Теория бухгалтерского учёта Теория государства и права Теория организации Теория управления Теория экономического анализа Товароведение Товароведение и экспертиза в таможенном деле Торгово-экономические отношения рф Трудовое право Упд Управление качеством Управление персоналом Управление проектами Управление рисками Управление финансами внешней торговли Управленческие решения Учёт затрат в торговле Учёт на предприятиях малого бизнеса Философия и Эстетика Финансовая среда и предпринимательские риски Финансовое право Финансовые системы зарубежных государств Финансовый менеджмент Финансы Финансы предприятий Финансы, денежное обращение и кредит Хозяйственное право Ценообразование Ценообразование в международной торговле Эвм Экологическое право Эконометрика Экономика Экономика и организация предприятия Экономико-математические методы Экономическая география и регионалистика Экономическая теория Экономический анализ Юридическая этика

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

  • Введение

правовой нотариальный сделка недвижимость

Актуальность темы исследования. Последние годы характеризуются возросшим интересом со стороны теоретиков и практиков к реформированию российского нотариата. Уверенность в неизбежности изменений возрастает с появлением каждого нового акта, посвященного данному процессу, начиная с Концепции проекта закона «О нотариате и нотариальной деятельности» (в нескольких вариантах) и заканчивая проектом федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности».

Объективная необходимость готовящегося реформирования объясняется в основном наличием ряда нерешенных проблем, приобретших неустранимый имеющимися средствами характер, а также качественно новым пониманием нотариата как одного из важнейших институтов отечественной юстиции.

Фундаментальное реформирование отношений собственности явилось объективным фактором современного выделения роли и значимости института нотариата.

Цель исследования - характеристика нотариальной деятельности в сфере недвижимости как объекта правового регулирования. В соответствии с данной целью сформулированы исследовательские задачи:

1. Определение общих направлений правового регулирования нотариальной деятельности при удостоверении сделок с недвижимостью с учётом понимания сделки и требований к порядку их заключения в категориях гражданского законодательства.

2. Анализ специальных направлений правового регулирования нотариальной деятельности при удостоверении сделок с недвижимостью, в том числе - проверки законности нотариально удостоверенных договоров.

1.Общие вопросы правового регулирования нотариального удостоверения сделок с недвижимостью

1.1 Понятие сделки в гражданском законодательстве и требования к её нотариальному удостоверению

Основным нормативным актом, регулирующим деятельность нотариусов, являются Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (с посл. изм. и доп.) (далее - Основы). Их принятие было закономерным явлением в связи с зарождением имущественного оборота, объективной необходимостью защиты частной собственности, вовлечением в гражданский оборот недвижимости, земли и иного дорогостоящего имущества. Основы о нотариате пошли по пути учреждения свободного нотариата, т.е. ввели институт свободных нотариусов - независимых представителей государства.

Сделки, касающиеся недвижимости, а также некоторые другие виды сделок подразумевают их официальное удостоверение (регистрацию). В ряде случаев эту функцию выполняют государственные органы. Однако не все сделки требуют обязательной государственной регистрации или нотариального удостоверения. В то же время, при совершении сделки физическим или юридическим лицом зачастую необходимо нотариальное удостоверение сделки в качестве гарантии ее исполнения Калиниченко Н.Г. Конституционные основы деятельности нотариата //Рос. юстиция 2011. - №7. С. 40 .

Согласно Гражданскому кодексу РФ, сделкой являются действия с целью установления, изменения или прекращение прав и обязанностей. Как гласит ст. 163 ГК РФ, нотариальное удостоверение сделки - это совершение на документе удостоверительной надписи нотариуса либо должностного лица, обладающего правами совершать такие действия.

В общих чертах, нотариальное удостоверение сделки обязательно в двух случаях:

1. Случаи, определенные законом (ГК РФ);

2. Случаи, не требующие заверения по закону, но оговоренные соглашением сторон.

В частности, нотариальное удостоверение сделок необходимо при заключении:

Договор об ипотеке,

Договор ренты и пожизненного содержания с иждивением,

Брачный договор,

Соглашение о выплате алиментов,

Завещаний,

Доверенностей на транспортные средства (на управление или генеральные доверенности),

Доверенность на совершение сделок, подлежащих нотариальному заверению,

Доверенность (согласие супруга) на совершение сделок другим супругом в части недвижимого имущества,

Оформлений наследственных прав при отсутствии споров,

Закладные на заложенное имущество,

Договора перевода долга, а также уступки требования по ранее нотариально удостоверенной сделке,

Соглашение между сторонами по вопросу обращения заложенного имущества без привлечения суда,

Соглашение о расторжении или изменении ранее удостоверенного нотариально договора Романовский Г.Б. Нотариальная контора - офис или субъект правоотношений //Нотариус. - 2011. - №4. С. 37 .

1.2 Виды сделок с недвижимостью, требующие нотариального удостоверения, и порядок совершения нотариальных действий при их удостоверении

Совершение сделок, в особенности сделок, касающихся недвижимого имущества, предпочтительно заверять нотариально. Гражданское право предполагает, что все, что не запрещено - разрешено. Данный принцип распространяется и на нотариальное заверение сделок, не подлежащих обязательному удостоверению согласно ГК РФ.

В соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью является обязательным лишь для небольшой группы следующих договоров:

договоров ипотеки (залога недвижимости) - в соответствии со ст.332 ГК РФ;

договоров ренты - в соответствии со ст.584 ГК РФ.

Несоблюдение нотариальной формы для указанных типов договоров с недвижимостью в соответствии со ст.165 ГК РФ влечет их недействительность. Такие договоры считаются ничтожными.

Для всей остальной массы сделок с недвижимостью нотариальное удостоверение не требуется, за исключением случая, когда в силу п.2 ст.163 ГК РФ стороны пришли к взаимному соглашению о нотариальном удостоверении сделки, хотя бы по закону для сделок данного вида это и не требовалось.

Так, в силу ст. 550 ГК РФ договор продажи недвижимости сегодня должен быть заключен в простой письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Нотариальная форма для такого договора не является обязательной и может быть ему придана лишь по взаимному соглашению сторон. Аналогичные требования Гражданский кодекс РФ предъявляет к форме иных сделок с недвижимостью: мена, дарение, аренда и т.п. Все они также могут быть заключены в простой письменной форме.

Вместе с тем, представляют интерес соображения, которыми руководствовался законодатель, когда устанавливал обязательную нотариальную форму для определенных (ипотека и рента) сделок с недвижимостью.

Здесь прежде всего следует сказать о том, что участие нотариуса в оформлении сделок с недвижимостью во всех странах (и Россия не является в этом исключением) определяется важностью обеспечения стабильности оборота недвижимости, являющейся в принципе основой экономических отношений в обществе. Стабильность оборота недвижимости в данном случае достигается реализацией нотариусом своих полномочий, когда, удостоверяя сделку с недвижимостью, нотариус принимает на себя всю полноту ответственности за ее юридическую действительность. В результате нотариального удостоверения письменным сделкам с недвижимостью придается особый характер бесспорных доказательств. Именно в особой «повышенной» доказательственной силе договоров, прошедших нотариальное удостоверение, и состоит основной отличительный характер нотариальной формы сделки от простой письменной формы сделки.

Поскольку задачей нотариуса является обеспечение прав и защиты законных требований граждан, нотариальное заверение сделки позволит получить больше гарантий. И если сделка не подлежит обязательному нотариальному заверению, в случае возникновения споров, при нотариально заверенном документе будет наложено взыскание по принципу «исполнительной надписи». На практике это означает, что возникшие споры могут быть разрешены без обращения в суд. При этом принудительное взыскание будет осуществлено посредством наложения исполнительной надписи на нотариально заверенный ранее документ при обращении к нотариусу. В конечном итоге данные действия позволяют значительно сэкономить средства на урегулирование споров. Нотариально оформленные сделки позволяют гражданам обрести уверенность и защищенность.

Квалифицированный нотариус берет на себя обязанность по проверке законности сделки, удостоверяется в правах сторон, проверяет личность граждан, принимающих участие в сделке, а также их способность на заключение сделки (правовую и физическую), подвергает проверке принадлежность предмета сделки. Кроме того, в рамках совершения сделки нотариус может предоставить необходимую правовую консультацию, проводит подготовку документации в соответствии с действующим законодательством, разъясняет права и обязанности, а также возможные последствия действий или бездействия в отношении сделки Шахбазян А.А. Правовая природа удостоверительной деятельности нотариуса //Нотариус. 2011. № 5. С. 6 - 7. .

При обращении в нотариальную контору по вопросу удостоверения сделки, действует принцип «в одно окно». Этот принцип означает, что, если для проведения сделки необходимо предоставление организациями или учреждениями дополнительных документов, нотариус истребует их самостоятельно, обеспечивая интересы лица, обратившегося к нотариусу.

Еще одним преимуществом нотариального удостоверения сделок является то, что запись о совершении соответствующей сделки заносится в регистрационный журнал, а нотариально заверенные документы хранятся в архиве нотариальной конторы длительный срок. В случае утери документов гражданин может в любое время обратиться в нотариальную контору для получения дубликата.

Необходимо отметить, что, если заключаемая сделка должна быть по закону нотариально удостоверенной, однако не была оформлена с соблюдением нотариальной формы, такая сделка признается ничтожной (недействительной).

2.Порядок проверки законности нотариально удостоверенных договоров в сфере недвижимости

2.1 Определение правомерности государственной регистрации прав на недвижимое имущество

Идея о том, что нотариально удостоверенные сделки с недвижимостью не должны подвергаться дополнительной проверке регистратором либо должны проверяться «по сокращенной программе», существовала в нотариальном сообществе начиная с 1994 г. Этой идее активно сопротивлялись регистраторы, при этом в качестве основного аргумента звучало то, что закон возлагал на них ответственность за действительность зарегистрированных прав независимо о того, удостоверена сделка нотариально или нет.

Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в течение 16 лет своего действия не делал какого-либо различия между порядком правового исследования договоров, совершенных в простой письменной форме, и нотариально удостоверенных договоров. Все они в соответствии со ст. 13 этого закона были объектом правовой экспертизы документов, проверки законности сделки, в том числе установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления.

Теперь абзац третий п. 1 ст. 13 Закона о регистрации звучит иначе и относит к компетенции регистратора: «правовую экспертизу документов, в том числе проверку законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом».

Аналогичные изменения внесены и в абзац одиннадцатый п. 1 ст. 17 Закона о регистрации, в которой из состава правовой экспертизы нотариально удостоверенных сделок также исключена проверка законности сделки.

Следствием вышеуказанных изменений стало введение в Закон о регистрации положения о том, что «при государственной регистрации прав на основании нотариально удостоверенной сделки органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, не несут ответственность за законность сделки» (абзац четвертый п. 1 ст. 31 Закона о регистрации).

Итак, с одной стороны, сделки, удостоверенные нотариально, не подлежат проверке на законность регистратором, а с другой стороны, с регистратора снята ответственность за законность сделки. Законность удостоверяемой им сделки проверяет нотариус, он же несет ответственность (прежде всего материальную) за удостоверение незаконной сделки.

Единственное понятие, подлежащее в этом случае максимально точному определению, - понятие законности сделки. Без этого споры между нотариусами и регистраторами, заложниками которых будут участники сделок, не прекратятся, а процесс оформления прав на недвижимость по нотариально удостоверенным сделкам не упростится.

Попробуем найти ответ на этот вопрос в законодательстве. Статья 163 ГК РФ содержит положение о том, что «нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности сделки, в том числе наличия у каждой из сторон права на ее совершение». Хотя определение понятия законности сделки здесь отсутствует, но из этой формулировки можно однозначно заключить, что в эту проверку входит проверка права сторон на совершение сделки. Статья 54 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате включает норму о том, что «нотариус обязан разъяснить сторонам смысл и значение представленного ими проекта сделки и проверить, соответствует ли его содержание действительным намерениям сторон и не противоречит ли требованиям закона». Из этого можно заключить, что нотариус несет ответственность за соответствие закону содержания удостоверяемой сделки.

Более подробно порядок деятельности нотариуса при установлении сделок с имуществом регламентируют Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации. Пункт 10 Рекомендаций предписывает нотариусам при удостоверении сделок с имуществом проверять:

принадлежность этого имущества на праве собственности или ином вещном праве;

наличие сособственников;

наличие обременений, запрещения отчуждения или ареста данного имущества.

Пункт 11 Рекомендаций при совершении сделок с недвижимым имуществом требует от нотариуса проверять документы, предусмотренные Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Пункты 15-18 Рекомендаций говорят о необходимости проверки наличия согласия на совершение сделки, когда необходимость такого согласия и запроса такого согласия предусмотрена законодательством (п. 2 ст. 295, п. 1 ст. 297, п. 2 ст. 250, п. 1 ст. 26, п. 1 ст. 30, п. 2 ст. 37, п. 4 ст. 292 ГК РФ, ст. 35 Семейного кодекса РФ). Вполне очевидно, что все правила служат этой цели: не будет законной сделка, если отчуждение производится лицом, не имеющим вещного права на её предмет; наличие сособственников ставит вопрос о соблюдении правил п. 2 ст. 250 ГК РФ); наличие или отсутствие согласия влияет на решение вопроса о праве лица на совершение сделки; незаконным может быть совершение сделки при наличии ареста, запрещения; наличие обременения предполагает его обязательное указание в договоре, а в некоторых случаях требует согласия на сделку (например, иногда при ипотеке).

На основании Закона о регистрации также непросто установить, что именно относится к проверке законности сделки, а что составляет иные аспекты правовой экспертизы документов. Из новой формулировки гг 1 ст. 13 Закона о регистрации можно заключить, что правовая экспертиза, по общему правилу, включает в себя проверку законности сделки, а кроме того, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления. Из такой формулировки следует вывод, что для нотариально удостоверенных сделок из правовой экспертизы исключается только проверка законности сделки, а все остальные элементы правовой экспертизы присутствуют.

Таким образом, правовая экспертиза нотариально удостоверенной сделки включает в себя:

а) установление противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами,

б) установление других оснований для отказа в государственной регистрации,

в) установление оснований для приостановления государственной регистрации.

Приходя к такому выводу из текста новой редакции п. 1 ст. 13 Закона о регистрации, мы исключили для себя иное толкование этой нормы, которое могло бы заключаться в том, что нотариально удостоверенные сделки вообще не подлежат правовой экспертизе. Во-первых, такое толкование не вытекает из текста анализируемой нормы. Если бы ее авторы имели в виду исключение правовой экспертизы для нотариально удостоверенных сделок и невозможность отказа в их регистрации, они так бы и написали: «Нотариально удостоверенные сделки не подлежат правовой экспертизе». Однако это означало бы невозможность отказа в регистрации прав на основании таких сделок, что абсолютно не соответствовало бы стабильности гражданского оборота.

2.2 У становление правомерности отказа в регистрации сделок

Законодательство разграничивает проверку законности и иные элементы правовой экспертизы, в особенности, в отношении установления противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами. Очевидно, что с этой целью регистратор должен обратиться к реестру для проверки, является ли лицо, осуществляющее распоряжение имуществом (продавец, даритель, арендодатель и пр.), обладателем вещного права на него на момент регистрации, т.е. фактически проверить законность сделки с точки зрения права одной из сторон на ее совершение, что уже было сделано нотариусом при удостоверении сделки (он проверил правоустанавливающие документы и запросил выписку из ЕГРП3). Из этого можно заключить, что данный вид проверки не включается в проверку законности сделки в смысле п. 1 ст. 13 Закона о регистрации. Это вполне соответствует и реальной практике регистрации, поскольку могут существовать ситуации, когда после выдачи выписки из ЕГРП, но до удостоверения договора собственник объекта уже произвел отчуждение объекта другому лицу, о чем нотариусу не было известно.

Теперь обратимся к деятельности по установлению других оснований для отказа в государственной регистрации. Нужно отметить, что закон не исключает для нотариально удостоверенных договоров применения каких-либо оснований для отказа в регистрации, установленных ст. 20 Закона о регистрации, как это сделано для случаев государственной регистрации по требованию судебного пристава-исполнителя (п. 1.1 ст. 20 Закона о регистрации) или на основании судебного решения (п. 1 ст. 28 Закона о регистрации). Вместе с тем исключение правовой экспертизы нотариально удостоверенных договоров, безусловно, должно сокращать перечень возможных причин отказа в регистрации, иначе такое изменение закона не имело бы никакого смысла.

Последовательное рассмотрение оснований отказа, перечисленных в ст. 20 Закона о регистрации, приводит к выводу, что нотариальное удостоверение договора и проверка его законности нотариусом не может полностью исключить применение большинства оснований отказа. Так, например, нельзя исключить обращение в Росреестр за регистрацией перехода права на морское судно на основании нотариально удостоверенного договора (абзац 2 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации), с заявлением о регистрации права на основании нотариально удостоверенного договора может обратиться лицо, не имеющее соответствующих полномочий (абзац 3 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации) и т.д. Нужно отметить, что ряд оснований отказа сформулирован весьма неудачно, в связи с чем на практике они очень редко применяются.

По статистике, наиболее часто используемым основанием для отказа является абзац 4 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации: «документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства6. Поскольку в этом основании речь идет о соответствии законодательству, логично предположить, что если в отношении договора нотариусом проведена проверка его законности, то любые несоответствия договора законодательству должны быть исключены. Нужно отметить, что данный абзац на самом деле содержит два различных основания для отказа - несоответствие закону по форме и несоответствие закону по содержанию. Начнем с формы. Применительно к нотариально удостоверенным договорам важно прежде всего соблюдение требований к нотариальной форме их удостоверения. Разумеется, большинство нотариально удостоверенных договоров не имеет нарушений требований к форме их нотариального удостоверения. Однако значит ли это, что регистратор, видя перед собой договор, исполненный на бланке нотариуса, не может и не должен проверить соблюдение всех правил нотариального удостоверения? Ведь нельзя исключить, что на представленном на регистрацию экземпляре по технической ошибке может отсутствовать печать нотариуса либо может быть использована неправильная форма удостоверительной надписи. Как представляется, регистратор может и должен проверять данные обстоятельства, поскольку при описанных нарушениях договор не может считаться нотариально удостоверенным, что, в свою очередь, должно исключать применение к нему правил рассмотрения нотариально удостоверенных договоров.

Кроме того, сам Закон о регистрации содержит определенные общие требования к форме документов, которые сформулированы в ст. 18: в установленных законодательством случаях документы должны быть скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц; тексты документов должны быть написаны разборчиво, не иметь подчисток либо приписок, зачеркнутых слов, не могут быть исполнены карандашом, а также иметь серьезные повреждения, не позволяющие однозначно истолковать их содержание. С учетом этих требований вполне можно представить, что после нотариального удостоверения договора в него могут быть внесены неоговоренные исправления, сделаны подчистки и приписки, а сам договор может быть порван и измят настолько, что однозначно истолковать его содержание нельзя. Таким образом, следует признать, что отказ в регистрации права на основании нотариально удостоверенного договора возможен как в связи с нарушениями нотариальной формы договора, так и в связи с нарушением общих требований к форме документов, установленных ст. 18 Закона о регистрации.

Установим, может ли регистратор, не имеющий права проверять законность сделки, отказать в регистрации права по данному основанию. Для ответа на этот вопрос требования к содержанию можно разделить на две группы. Первая группа относится к сведениям, которые в обязательном порядке должны содержаться в правоустанавливающих документах. Эти требования перечислены в ст. 18 Закона и Правилах ведения ЕГРП7. В частности, в ст. 18 указано, что правоустанавливающие документы должны отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП, содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права. Кроме того, они должны включать наименования юридических лиц без сокращения, с указанием их места нахождения, а также полностью написанные фамилии, имена, отчества и адреса места жительства физических лиц. В правилах ведения ЕГРП эти требования конкретизируются (см. п. 18 Правил и др.). Как представляется, при несоответствии нотариально удостоверенного договора этим требованиям регистратор вправе и должен отказать в регистрации. Отсутствие в договоре необходимых для внесения в реестр сведений технически исключает возможность регистрации, поскольку данные в ЕГРП должны вноситься именно из правоустанавливающего документа. Если в нотариально удостоверенном договоре отсутствуют необходимые данные о лице, приобретающем право, либо об объекте недвижимости, то в регистрации права может быть отказано в связи с несоответствием договора по содержанию требованиям законодательства.

Вторая группа требований к содержанию относится собственно к смыслу документа, к содержанию закрепленного в нем волеизъявления лица или нескольких лиц. Видимо, именно в этой сфере компетенция регистратора должна быть ограничена фактическим запретом на проверку законности договора. Можно сказать, что закон освобождает регистратора от анализа соответствия законодательству условий договора, одновременно снимая с регистрирующего органа ответственность за несоответствие закону условий нотариально удостоверенных договоров, прошедших регистрацию.

Разумеется, может возникнуть вопрос о том, что делать регистратору, если он все же выявил нарушение закона в содержании условий нотариально удостоверенного договора? Для ответа на этот вопрос обратимся к ст. 168 ГК РФ в редакции Федерального закона от 07.05.2013 № 100-ФЗ. В ней говорится о том, «что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки». А в п. 2 этой статьи указывается, что ничтожной может быть только «сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц». Как известно, новая редакция данной статьи кардинально отличается от предыдущей, в соответствии с которой «сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения».

Представляется, что с учетом замены презумпции ничтожности на презумпцию оспоримости сделки, не соответствующей требованиям закона, должен быть существенно изменен подход к правовой экспертизе сделок регистратором. Само по себе несоответствие закону условий договоров, представленных для регистрации прав, не должно быть основанием отказа в отношении как нотариально удостоверенных договоров, так и договоров, совершенных в простой письменной форме. Только в том случае, когда условия договора противоречат закону и одновременно посягают на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, в регистрации права может быть отказано в связи с несоответствием содержания договора законодательству.

С учетом рассмотренных изменений в Закон о регистрации п. 1 ст. 13 этого закона следует рассматривать как прямой запрет регистратору проверять условия договора на соответствие закону. Конечно, возможно и иное решение данного вопроса - установление обязанности регистратора отказать в регистрации права, если, по его мнению, несоответствие нотариально удостоверенного договора закону влечет ничтожность этого договора. Однако такое соотношение компетенции нотариуса и регистратора обязательно приведет к спорам между ними о том, в какой степени несоответствие закону условий договора влечет ничтожность последнего, что негативно отразится на участниках сделок. В конечном итоге это может свести на нет правовое значение положения об исключении проверки законности нотариально удостоверенных договоров регистратором и привести к ситуации, когда регистратор будет проводить деятельность, от ответственности за результаты которой он освобожден.

Однако нужно иметь в виду, что такой запрет не исключает выявления ситуаций, когда нотариально удостоверенный договор нарушает права и интересы третьих лиц. Но при выявлении таких обстоятельств вполне могут и должны использоваться иные основания для отказа. Так, например, если выяснилось, что к моменту поступления договора на регистрацию отчуждатель перестал быть собственником объекта, то должно быть использовано основание для отказа, предусмотренное абзацем 11 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации - «имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами». В случае, если в договоре не указаны обременения имущества, в том числе и возникшие после его составления, применению подлежит абзац 7 - «лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий».

Заключение

Анализ законодательства о нотариате позволяет утверждать, что ограничение законодателем обязательного участия нотариуса в оформлении сделок с недвижимостью договорами ипотеки и ренты в сравнении с советским периодом, когда все сделки в сфере недвижимости с участием граждан оформлялись нотариально, представляется не совсем оправданным. Особенно отчетливо ограничение обязательного участия нотариуса в оформлении сделок с недвижимостью видно на фоне формирования и активного развития рынка российской недвижимости, вовлечения все большего количества объектов недвижимости в гражданский оборот. Принятие Земельного кодекса РФ и разработка федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения только в значительной степени способствуют этому процессу.

Сложившееся противоречие между активным расширением оборота недвижимости и законодательным ограничением обязательного участия нотариуса в оформлении сделок с недвижимостью, придающего сделкам гарантированную юридическую силу, требует своего разрешения.

Новая редакция п. 1 ст. 13 Закона о регистрации исключает из состава правовой экспертизы, проводимой регистратором в отношении нотариально удостоверенных договоров, проверку их законности.

В законодательстве отсутствует определение проверки законности договоров и соотношения этого понятия с понятием правовой экспертизы, что неизбежно вызовет трудности в применении данной нормы. Для минимизации этих трудностей должны быть приняты нормативные акты, дающие ответы на возникающие вопросы. До принятия этих актов вопросы могли бы решаться совместными документами Росреестра РФ и Федеральной нотариальной палаты.

Запрет на проверку законности нотариально удостоверенных договоров означает невозможность отказа в регистрации права, возникающего на основании такого договора, в связи с:

а) несоответствием законодательству содержания условий договора;

б) отсутствием необходимых согласий на совершение сделки;

в) несоблюдением правил отчуждения объекта, в отношении которого имеется право преимущественной покупки.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.): в ред. закона Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ // Российская газета. 1993. № 237.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая, от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: в ред. Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 4 - ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32, ст. 3301.

3. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1 // Российская газета, № 49, 13.03.1993

4. Андреев В.К. О различии нотариального удостоверения сделок и государственной регистрации // Российская юстиция. - М.: Юрист, 2013, № 1. - С. 8-9

5. Бакирова Е.Ю. Нотариальное удостоверение сделок с жилыми помещениями // Нотариус. 2010. № 4.

6. Казаневич И.Л. Проблемы реформирования нотариата в Российской Федерации // Нотариус. - 2011. - №2. - С. 15-18.

7. Калиниченко Н.Г. Правовая природа нотариальных процедур: теоретический аспект // Нотариальный вестник. 2009. № 6. С. 10 - 11.

8. Калиниченко Н.Г. Конституционные основы деятельности нотариата //Рос. юстиция 2011. - №7. С. 39 -45.

9. Романовский Г.Б. Нотариальная контора - офис или субъект правоотношений // Нотариус. - 2011. - №4. С. 37-40.

10. Шахбазян А.А. Механизм нотариального удостоверения сделки //Нотариус. 2011. № 4. С. 2 - 3.

11. Шахбазян А.А. Правовая природа удостоверительной деятельности нотариуса // Нотариус. 2011. № 5. С. 6 - 7.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Обязательность нотариального удостоверения сделок с земельными участками. Особенности действия и значение нотариального акта удостоверения земельных правоотношений. Содержание последствий нотариального удостоверения сделок с земельными участками.

    реферат , добавлен 29.12.2016

    Характеристика деятельности нотариальной системы Республики Беларусь. Место осуществления и правовое регулирование нотариальной деятельности. Компетенция и принципы деятельности государственного и частного нотариуса, условия удостоверения сделок.

    дипломная работа , добавлен 01.06.2010

    Расчет рыночной стоимости квартиры до и после перепланировки. Сравнительный анализ помещений до и после перепланировки. Оформление документов для нотариального оформления и регистрации сделок с недвижимостью. Проведение сделок с объектами недвижимости.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2016

    Порядок осуществления регистрации сделок с недвижимостью, положительные стороны нотариальной формы. Виды договоров сделок по недвижимости, особенности договоров по дарении, мене, ренте, приватизации и аренде. Структура договора и требования к нему.

    контрольная работа , добавлен 26.03.2011

    Характеристика сделки в гражданском праве: условия ее действительности и государственная регистрация. Содержание, основные участники и правовое регулирование соглашения купли-продажи недвижимости. Особенности и стороны договора дарения недвижимости.

    дипломная работа , добавлен 07.07.2011

    Особенности процесса осуществления удостоверения доверенностей, завещаний нотариусом. Роль нотариата по отношению к гражданско-правовым сделкам. Сделки, удостоверяемые в нотариальном порядке. Формы сделок. Сделки, не требующие нотариального удостоверения.

    реферат , добавлен 05.01.2009

    Теоретический анализ межотраслевого подхода в правовом регулировании сделок с недвижимостью. Рассмотрены правовое регулирования сделок с недвижимостью. Разработаны теоретические основы механизма обеспечения сделок с недвижимостью и раскрыта его структура.

    дипломная работа , добавлен 01.07.2008

    Оценка недвижимости, ее цели, задачи и назначение. Нормативно-правовая база оценки недвижимости. Обзор системы государственной регистрации объектов недвижимого имущества, прав на имущество и сделок с ним. Правовое регулирование рынка недвижимости в РФ.

    реферат , добавлен 24.09.2015

    Экономическая природа, форма, специфика арендных отношений в современной России и в Москве, механизмы, стимулирующие их развитие, правовой механизм реализации. Государственное нормативно-правовое регулирование договора и права аренды недвижимости.

    дипломная работа , добавлен 16.05.2011

    Понятие и признаки сделки в юридической литературе, характеристика ее видов и форм. Перечень случаев обязательного оформления сделки в письменной форме и ее нотариального удостоверения. Особенности, виды, условия и последствия недействительности сделок.